Экологический проект «Юные метеорологи. Исследовательский проект экологической направленности, подготовительная группа

Пояснительная записка

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.

Актуальность темы проекта . Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.

Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.

Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины

Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.

Задачи:

  • Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
  • Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
  • Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
  • Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями:

1.Анкетирование для родителей

2. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»

3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

4. Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;

5. Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;

6. Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Цель:

1.Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;

2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;

3. Подбор информации для оформления родительского уголка;

4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;

5. Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.

6. Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

7. Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет;

8. Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;

9. Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».

2 этап. Основной.

Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська»
Речевое развитие Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет?
Физическое развитие П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» (Приложение 1), опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 4), д\и «Как мы используем воду»
Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду»
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка)
Физическое развитие П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» (Приложение 4), д\и «Круговорот воды в природе»
Художественно-эстетическое развитие НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 130)
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки)
Физическое развитие П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» (Приложение 4), познавательная викторина «Вода» (Приложение 2)
Художественно-эстетическое развитие НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134)
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду»
Речевое развитие Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде
Физическое развитие П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум»
Художественно-эстетическое развитие Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка»
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница»
Физическое развитие П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде
Познавательное развитие Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 3)
Художественно-эстетическое развитие Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде»

III этап. Заключительный.

1.Подведение итогов проектной деятельности;

2. Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»

3. Создание альбома «Вода»;

4. Фотовыставка «Вода вокруг нас»;

5. Создание мини-музея «По морям по волнам»;

7. Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас» (Приложение 5)

Список использованной литературы

1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.

2. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.

Экологический проект для детей 5-7 лет «Живая природа»

Проект разработан для детей старших и подготовительных групп
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности, дети получат знания о природе.
Девиз: Природа - это наше богатство.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: среднесрочный.
Тип проекта: досугово-познавательный.
Задачи проекта:
1. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
2. научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы,
3. развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственныесвязи между объектами природы,
4. научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности,
5. воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда,
6. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Продукты проекта: рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, план
экологической тропинки, кормушки, цветник, дидактические экологические
игры, комнатные цветы, фотографии.

Этапы проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели и задач, определение направлений, методов исследования, предварительная работа с воспитателями, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
ОСНОВНОЙ
Собственно исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Организация в группе познавательно-экологической среды.
Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы.
Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.
Оформить схему экологической тропинки в групповом уголке природы.
Посадка цветника, уход за цветами.
Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающих экологических знаков.
Операция «Помоги природе».
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.
Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с весны
до осени.
Ручной труд с природным материалом «Лесная полянка».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Экологическая беседа «К природе с добротой»
Составление альбома «Цветы нашего края»
Опытно исследовательская деятельность на огороде - вырастить корнеплодную культуру (морковь), для получения полноценного урожая.
Проведение выставки коллекции динозавров (игрушка) ребёнком в рамках личной коллекции.
Создание искусственного водоёма «Озеро» и прилегающей к нему территории.
ОБОБЩАЮЩИЙ
Обобщение результатов работы по экологическому плану «Экологическая тропа». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический совет по итогам проекта.
Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Составление рекомендаций по дальнейшей работе, в экологическом воспитании дошкольников.
Результаты реализации проекта:
Разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями.
Созданы достаточные условия для организации деятельности группы по экологической направленности.
Разработаны критерии знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Цветы нашего края».
Создан искусственный водоём «Озеро» и оформлена площадка вокруг него.

Анна Туманова
Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой»

Экологический проект в подготовительной группе

«Дом под крышей голубой »

Словно крыша над землею ,

Голубые небеса .

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем .

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружится возле Солнца

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание – это , прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе , я поставила цель : сформировать у детей экологические представления , воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде.

Наметила следующие задачи :

1. Расширять представления детей о разнообразии живой и неживой природы.

2. Формировать у детей экологическое мышление , способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

3. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать и в практической деятельности и в быту.

4. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.

5. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

6. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.

Для решения этих задач я разработала и реализовала проект «Дом под крышей голубой » .

Тип проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.

Длительность – 1 год.

Во время подготовительного этапа изучила и проанализировала научную и методическую литературу по тематике проекта , обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала игры и задания экспериментального характера, разработала картотеку опытов, пополнила материалы и коллекции в нашем уголке природы и лаборатории, изготовила дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания .

Разработала план работы на учебный год, в котором были намечены следующие темы :

Сентябрь «Родной планеты уголок»

Октябрь «В мире животных»

Ноябрь «Витамины круглый год»

Декабрь «Такие разные деревья»

Январь «Птицы – наши друзья»

Февраль «Волшебница-вода»

Март «Невидимка-воздух»

Апрель «Планета в опасности»

Май «Живая земля под ногами»

Работа по этим темам проводилась на основном этапе проекта с использованием разнообразных форм :

познавательные занятия и беседы с детьми,

чтение художественной литературы о природе,

экскурсии и наблюдения,

опытно-экспериментальная деятельность,

природоохранные акции,

художественно – продуктивная деятельность.

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать…» (Сладков А. Н.) Узнавать, прежде всего, мы начали природу родного края, города. Экскурсия в осенний лес по «тропе здоровья» подарила детям настоящую радость от общения с природой. Встречи со сказочными персонажами, подвижные игры и хороводы, чаепитие у костра содействовали сплочению ребят, вызвали чувство единения. Все вместе мы изучали деревья и кустарники родного края, наблюдали за птицами, за сезонными изменениями растений. Беседа на тему «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» помогла детям понять общую связь живых организмов с внешней средой. Во время экскурсии ребята собрали разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе , в уголке природы (листья, ветки деревьев и кустарников, камушки) .

Большой пласт знаний об окружающей среде и её охране дети получили на занятиях по экологии . Ребёнок по своей натуре – исследователь, экспериментатор, ему нравится делать открытия. Опыты и эксперименты, проводимые на занятиях, позволили дошкольникам сделать собственные выводы о простейших причинных и функциональных связях в природе.

Например, при проведении опыта «Какой формы вода?» дети наливали воду в разные емкости, рассматривали сосуды с водой, выясняли, какой формы стала вода. Ребята самостоятельно делали вывод о том, что она принимает форму того сосуда, в котором налита, то есть не имеет своей формы.

Детям дошкольного возраста трудно осознать, что растения – это живой организм. Поэтому кроме организации наблюдений за ростом растений, я предложила провести опыт «Дыхание растений» : накрыть цветок стеклянной банкой на 3 часа и посмотреть, что будет. Увидев капли воды на стекле, убедились, что растение дышит, а значит, оно живое. Растения и нам помогают дышать, так как очищают воздух. Ребята самостоятельно пришли к выводу, что беречь растения – значит, заботиться и о своём здоровье тоже.

На занятии «Свойства песка и глины» дети высыпали песчинки и кусочки глины на листы белой бумаги, рассматривали их с помощью увеличительного стекла и давали характеристику. Песок состоит из маленьких круглых песчинок, сыпучий, легкий. Глина, наоборот, состоит из комочков, тяжелая, липкая. Это позволило не только расширить знания детей, но и обогатить их речь.

После ознакомления детей со свойствами магнита я предложила ребятам решить практическую задачу : как достать скрепки из воды, не намочив рук. Дети быстро разрешили эту проблему, воспользовавшись магнитом.

Некоторые опыты напоминают детям «фокусы» , они необычны и вызывают у ребят бурю эмоций, чувство радости. А главное – дети все проделывают сами, и выводы, полученные опытным путём, более осознанны.

Для старших дошкольников характерно стремление воплотить знания и впечатления, полученные в процессе занятий, бесед, экскурсий и наблюдений в художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) .

В. А. Сухомлинский подчеркивал : «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Так, в процессе творческой деятельности детей, родились интересные выставки, коллективные коллажи и альбомы. В этой работе активное участие принимают родители.

В преддверии «Дня земли» были выполнены замечательные семейные поделки из бросового материала. А в рамках темы «Волшебница-вода» у нас прошла выставка семейных рисунков «Берегите воду!»

В группе мы объединили индивидуальные творения воспитанников, изготовив коллективный альбом «Портрет воды» . Рисуя иллюстрации для альбома, дети сделали открытие, что вода в природе встречается в неожиданном облике. Она может быть как приятной (снежинка, облако, ручеёк, море, так и опасной (тайфун, наводнение) .

С большим увлечением дети рисовали запретительные экологические знаки , проявив творчество и самостоятельность в процессе их придумывания. Это позволило закрепить знания экологически -безопасного поведения в природе, реализовать свои творческие замыслы.

К норвежской выставке изготовили художественный коллаж . В нём дети выразили свои впечатления о том, как вместе с родителями посадили летом деревья на территории детского сада.

Наши воспитанники приняли участие в региональном конкурсе «Дорога в завтра – 2013» на тему «Сохраним природу вместе!» . Были представлены 10 работ. Трое воспитанников стали лауреатами конкурса с рисунками :

-«Давайте станем дружно природу защищать,

не будем больше мусорить, а лес наш очищать!»

-«Покормите птиц зимой, сделайте кормушки,

чтоб без песен не пришлось гулять нам на опушке»

-«Хорошо на свете жить и с природою дружить!»

В своей работе широко использую такую форму наглядной агитации, как листовки, в которых дети призывают соблюдать правила поведения в природе : «Берегите природу!» , «Вырубка деревьев запрещена!» , «Не оставляйте после себя мусор!» и др. Эти листовки мы сначала вывешивали в раздевалке, а затем дети распространяли их среди знакомых.

Я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание природы, любознательность, определённые трудовые навыки, и поэтому использую и такую форму экологического воспитания как проведение экологических акций , направленных на сохранение и бережное отношение к природе, обеспечивающих высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Они с энтузиазмом и желанием принимали участие в таких акциях :

«Наш красивый участок» Вместе с детьми и родителями летом изготовили поделки из шин и пластиковых бутылок на участках.

«Ёлочка – зелёная иголочка» . В декабре такая семейная акция стартовала у нас в детском саду. Каждая семья ответственно отнеслась к акции, фантазии участников не было предела! Все работали с душой и желанием. Ни одна ёлочка не повторила другую, и каких только елок мы не увидели – и из мишуры, и из ниток, и из ткани, из салфеток, из теста! Все ёлочки получились красивые и оригинальные. Участие в этой акции помогло и детям, и взрослым осознать, что чудо можно создать и своими руками, сохраняя тем самым жизнь зеленой красавице.

«Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли» . Вместе с папами и мамами дети копали ямки, носили воду, держали саженцы. Каждому ребёнку хотелось посадить своё деревце. Время пролетело незаметно. И я потом на прогулках не раз замечала, те дети, которые участвовали в этом субботнике, интересуются, как чувствуют себя эти саженцы, подросли ли они.

«Птицы - наши друзья!» Родители совместно с детьми смастерили кормушки для птиц, которые мы вместе с ребятами развесили во время прогулки. Теперь следим, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а корм был всегда свежий.

Проведенные акции затронули чувства детей, обогатили их духовно-нравственные представления и помогли сформировать практически-деятельное отношение к окружающей среде.

В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры , осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.

Екатерина Халтурина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Юные метеорологи »

Разработала : воспитатель Халтурина Е. В.

МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода

Актуальность :

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.

Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.

Возраст участников : 5 – 6 лет

Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года по август 2017 года

I этап – постановка проблемы

Проблема :

Детская : Во время наблюдения на прогулке у детей возник вопрос : «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?»

Педагогическая : У детей дошкольного возраста не сформированы представлений о погоде, недостаточно условий для организации практических наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель :

Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у старших дошкольников, формирование у детей элементарных представлений о погоде, средствах и способах ее определения.

Задачи :

1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.

2. Познакомить с профессией метеоролога .

3. Познакомить с приборами – помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

II этап - сбор копилок

Совместно с детьми было собрано несколько копилок.

Первая копилка – это копилка информации о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог » , а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды.

Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература : «Погода и климат. Серия : «Энциклопедия окружающего мира» Ф. Уотт, Ф. Уилсон, «Как меняется погода» П. М. Волцит, Г. Р. Граубин, «Маленькому почемучке о погоде» М. Султанова, «Откуда берется ветер?» С. В. Болушевский, «Погода» Б. Козгроув, «Прогноз погоды» А. А. Васильев, Р. М. Вильфанд, «Книги с секретами. Открой тайны. Погода и климат» Робинс.

Также были подобраны познавательные презентации для детей : «Явления природы» , «Что такое погода?» , «Почему идет дождь» и др.

Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения.

Также дети узнали о профессии «метеоролог » и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.

Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов»

Что мы знаем о погоде?

Погода бывает разной.

(Данил)

Про погоду говорят по телевизору (Арсений)

Летом теплее, чем зимой.

(Егор)

Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Маша)

В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице

(Иван)

Ветер дует (Алина)

Ветер бывает холодный и теплый (Алена)

Ветер гонит облака (Рома)

Бывает сильный и слабый ветер (Ваня)

Черные предметы нагреваются лучше, чем белые (Полина)

Что хотим узнать о погоде?

Что такое погода?

(Кирилл)

Что такое прогноз погоды? (Надя)

Кто составляет прогноз погоды? (Настя)

Как действует термометр?

(Леша)

Почему дует ветер?

(Саша)

Какие бывают ветра?

(Алена)

Ветер может что-нибудь сломать? (Даниил)

Откуда берутся облака?

(Максим)

Почему бывает тепло или холодно? (Андрей)

Как узнать?

Спросить у воспитателя

(Максим)

Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду (Агния)

Посмотреть телевизор (Сергей)

Спросить у родителей (Егор)

Детям стало интересно, что думают их сверстники по этой проблеме. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди сверстников : «Могут ли дети самостоятельно определить погоду?»

В анкетировании приняло участие 47 детей нашего детского сада.

Вторая копилка - изображений природных явлений.

Третья копилка – копилка изображений метеоприборов , с помощью которых можно определять погоду : термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеоЗонд , метеоСпутник .

Мы вместе с детьми выяснили, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях .

Метеоролог – это специалист , который работает на метеорологической станции , осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды.

Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях :

Для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д. ;

Для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам) ;

В судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов) ;

В градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома) ;

Простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.

Работа метеоролога не проста , осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.) . Работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.

III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)

На третьем этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что 34 человека (72%) считают, что дети сами могут определить состояние погоды с помощью несложных приборов, а 13 человек (28%) детей считают, что дети могут определять состояние погоды только с помощью взрослого.

На этом же этапе все природные явления из копилки дети разложили по разным признакам :

1. По сезонам

2. Водные природные явления

3. Воздушные природные явления

4. Природные явления, происходящие на земле :

5. Необычные природные явления

IV этап – создание модели

Чем дальше мы погружались в тему проекта , тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов . Было решено создать модель детской метеостанции . Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки» . Вместе с детьми мы определили, что включает в себя метеостанция и прогноз погоды :

Показание температуры воздуха;

Сила и направление ветра;

Наличие осадков;

Состояние неба и солнца;

Влажность воздуха.

Модель метеостанции .

Вместе с родителями мы создали метеостанцию на участке детского сада.

Были приобретены и изготовлены :

Термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй – в тени для сравнения температуры,

Флюгер для определения силы и направления ветра,

Барометр (из банки) для определения атмосферного давления

Гигрометр (из еловой шишки) для определения влажности воздуха,

Дождемер для определения количества выпавших осадков,

Измеритель глубины снега.

Наша метеостанция




В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса, количество осадков (с помощью дождемера или снегомера, различать виды облаков – перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков» )

Все наблюдения дети фиксируют как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому мы можем :

– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?

– когда была первая оттепель?

В каком месяце была самая высокая температура? Самая низкая температура? и т. д.

Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.

Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности : дети играли в «путешественников» , «спасателей» или «летчиков» , которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.

Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания , а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.

Исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.

V этап – презентация проекта

Проект был представлен :

Для детей старших и подготовительных групп детского сада,

Для педагогов детского сада

Для родителей

VI этап – постановка новой проблемы

Конечно же, современный человек привык полагаться на прогноз погоды, которые делают синоптики. Но не следует забывать и о том, что рядом с ним есть настоящие, природные барометры, которые точно и заблаговременно предсказывают изменения погоды, прогнозируют наводнения и землетрясения. К этим живыми барометрами относятся : животные, птицы, насекомые, и растения.

В процессе чтения познавательной литературы мы с детьми узнали : если внимательно понаблюдать за поведением животных и растений, можно научиться самостоятельно предсказывать погоду. Как себя ведут растения перед дождем? Как себя ведет кошка или собаки, предчувствуя наступление холода?

Дети решили изучать поведение животных и птиц, наблюдать за растениями и определять, как это связано с изменениями в погоде. Это будет продолжением нашего проекта .

Душакова Т.А., Прошкина Е.А. Творческий экологический проект в подготовительной группе "Что спасет мир?"


Душакова Татьяна Анатольевна, Прошкина Екатерина Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №1511, г.Москва


Беседа «Планета Земля в опасности!»

Цель: Дать детям представление о том, что наша планета Земля это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки, твердая земля – суша, где живут люди.

На планете Земля обитает много живых существ. В океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля и чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют.

Наглядный материал: Глобус, карта мира, картины красивейших мест Земли, картинки природных катаклизмов, запись «Голоса птиц», плакат SOS, флажок SOS.

Воспитатель показывает на глобус: «Ребята, кто знает, что это такое?»

Дети: «Это маленький образец Земли, земной шар, планета».

В: «А зачем он нужен?»

Д: «Чтобы смотреть, где какие города, страны, моря, океаны».

Глобус не что иное, как уменьшенная модель огромной Земли, где живем мы, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом. У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества одна на всех великолепная лампа, она же печка – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер, ветрило.

На земной поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

На нашей планете живет великое множество людей. У одних кожа белая, у других желтая или красноватая. У одних волосы черные, курчавые, у других – русые, прямые. Люди говорят на разных языках.

Глядя на карту, может показаться, словно смотришь на Землю сверху, с огромной высоты. А хорошо бы и правда взлететь в такую высь, с которой была бы видна вся наша планета, весь земной шар! Раньше об этом люди могли только мечтать, а теперь мечта сбылась. Первым взглянул на Землю «со стороны» из космоса, наш космонавт Ю.А. Гагарин. Когда этот первый в мире космонавт еще был на космодроме и только готовился к взлету, Земля, как и всем нам, представлялась ему громадной, необъятной. А взглянул из космоса и увидел: не так-то она и велика. На космическом корабле ее можно облететь всего за полтора часа! Так что мы, земляне этот наш общий дом должны беречь и любить. Посмотрите, как прекрасна наша Земля.

Дети рассматривают иллюстрации красивейших мест Земли. Звучат голоса птиц.

Ребята, а как вы думаете, что угрожает нашей земле?

Дети: «Метеоритный дождь, землетрясение, комета, солнце может потухнуть, газ, который выделяют машины, нефть, если она разливается в морях и океанах, то могут погибнуть животные и растения».

Наша планета земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо и выхлопные газы от автомобилей, отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля, от этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют, люди. Гибнет природа!

Поймав бабочку, сломав ветку или сорвав лесной цветок человек может, сам того не подозревая, не желая, нанести вред природе, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле.

Наша планета в опасности, она требует помощи! Вы знаете сигнал бедствия?

Дети: «Нет».

Я вам скажу: «SOS» (показывается плакат). Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.

Этим занимаются люди-экологи. Хотите стать юным экологами?

Дети: «Да!».

Дорогие друзья, давайте вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас, но такую маленькую в космических масштабах, живую зеленую планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинять вреда ни нашему общему Дому, ни его обитателям.

А дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности ли наш город или нет? Что ему угрожает. Завтра скажет, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Занятие №2.

Итак, мы с вами знаем, что у всех людей есть общее – мы все живем на планете Земля. Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! Это очень красивая планета. И мы все должны сделать так, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее: строить красивые здания, сажать сады и парки и стараться ничего не разрушать.

Вопросы к детям:

  1. Какую форму имеет Земля?
  2. Какие живые существа населяют Землю?
  3. Что необходимо всем живым существам на Земле?
  4. Почему Землю называют общим домом?
  5. Что имеют в виду люди, когда говорят о богатствах Земли?
  6. Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли?
  7. Что случиться если человек перестанет заботиться о животных и растениях, станет мусорить на улицах?
  8. Как люди помогают растениям в городе?
  9. Что такое экология?
  10. Как мы с вами можем помочь природе?

Мы посадим березы и клены,

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами,

Станут площади наши садами

(П. Воронько)

А теперь давайте порисуем, и пусть наши рисунки расскажут всем о том, как мы можем помочь природе, как мы любим свою Землю, как мы будем заботиться о ней, помогать ей оставаться очень красивой и живой планетой.

Детские комментарии к рисункам (слева направо):

Машина сажает деревья.

Завод, который не дымит.

Машина очищает растения.

Поеду по всем странам, и там где надо помочь земле поставлю значок SOS.

Машина, которая лечит пчел и сеет семена.

Машина, которая очищает моря от нефти.

Машина, которая убирает мусор и делает из него бумагу.

Машина очищает воду.

Защитим муравейник.

Подводная лодка спешит на сигнал SOS.

Спасаю цветы.

Что спасет мир?

Наша Земля красивая голубая планета. Это наш общий дом! А свой дом люди должны любить беречь и заботиться о нем.

Наша Земля больна, на ней много больных мест. И чтобы спасти нашу планету, мы будем её лечить.

Очистим её от мусора!

2 этап: работа с бросовым материалом.

Коллективная работа детей на тему «Экологическая тревога»
«Спасем землю»

Коллективная работа на тему «Спасем воду»

Анализ работы по проекту «Что спасет мир!».

В процессе работы над проектом, «Что спасет мир?» дети не только проявили готовность участвовать в проектах предложенных взрослыми, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их решения. Результаты показали, что дети усвоили экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Имеют представление о природоохранной деятельности человека, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней. Дети рассказывали о правилах поведения на примере, о том, как они отдыхают с родителями на природе, и даче, как влияют на экологическое просвещение родителей.

Ребята узнали, что мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам долго, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Но оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение. Работу с бросовым материалом удалось организовать, так, что дети не только научились конструкторским навыкам, но и раскрыли свои потенциальные творческие возможности, испытали чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы.

Родители активно включились в работу над проектом, поговорили дома с детьми, обсудили разные варианты помощи нашей планете. Изготовили дома вместе с детьми поделки из бросового материала, принесли фильмы и фотографии о бедствиях и катастрофах, которые случаются на нашей планете.

Основным направлением данного проекта было нравственное и экологическое воспитание детей. Осознание ими своей принадлежности к нашей планете, принятие планеты как общего дома, о котором надо заботиться и ухаживать. И что каждый человек может внести посильный вклад в общее дело всех людей на Земле.