Иррациональное мышление и ложные убеждения. Как справиться с иррациональными мыслями

Все мы во взрослом состоянии мыслим шаблонно, или стереотипно. Стереотипы мышления закладываются в глубоком детстве, а затем, всю свою жизнь мы их укрепляем. В мышлении, как и во всех остальных процессах во Вселенной, действует закон сохранения энергии. Думать шаблонно, по заранее отработанной схеме очень выгодно: тратится минимум энергии и времени. И хорошо, если у вас эти шаблоны правильные — рациональные. Тогда вы думаете не только быстро, но и правильно:-). А если ваши мыслительные стереотипы иррациональны? Вам не очень повезло, но это можно исправить.

Почему нужно избавиться от иррациональных мыслей?

  1. Иррациональные мысли нарушают адаптацию, снижают эфективность в работе и в других сферах жизни. Одним словом, они сильно мешают жить.
  2. Они не гибкие, срабатывают в ненужных ситуациях.
  3. Являются причиной таких симптомов как тревога, депрессия, раздражительность.

Ну и еще, чтобы убедить вас в том, что от иррационального мышления нужно избавляться, приведу его типичные проявления:

  1. Стремление быть совершенным во всем –
  2. Страх публичных выступлений
  3. Страх обратиться к руководству
  4. Отказ от карьерного роста
  5. Одиночество
  6. Жизнь на более низком социальном уровне
  7. Проблемы в личной жизни
  8. Зависимость от родителей
  9. Вредные привычки
  10. Повышенная масса тела

Причины иррационального мышления

Как я уже говорила, стереотипы мышления закладываются в глубоком детстве и нужны для того, чтобы сэкономить энергию и время для принятия решения и обеспечить выживание. С проблемами иррационального мышления мы сталкиваемся уже во взрослом состоянии и вот почему:

  1. Не все сформированные в детстве схемы мышления бывают верными изначально.
  2. Не все схемы мышления, верные для нашего детства, оказываются верны для нас взрослых.

– это нарушение мышления, в результате которого затрудняется адаптация к реальным окружающим условиям. Чаще всего ошибки мышления проявляются в следующих категориях:

— требования к себе: я должен говорить гладко, не запинаясь; я не должен запнуться во время выступления

— требования к окружающему миру: они не должны смеяться надо мной

— катастрофизация: если это случилось – это ужасно

— низкая фрустрационная толерантность (НФТ): я этого не переживу.

Если мы сложим в цепочку все мысли, приведенные в примерах выше, мы получим:

«Я не должен запнуться во время доклада. Они не должны смеяться надо мной, когда я запнусь. Если это случится – это ужасно, я этого не переживу». На самом деле клубок из мыслей гораздо больше, но очистив шелуху, мы получим именно эту стандартную схему иррационального мышления , которая срабатывает каждый раз, когда нужно выступить публично. Эта схема очень распространена, вот почему страх публичных выступлений так часто встречается у людей.

Любую проблему, любую ситуацию, в которой вы испытываете дискомфорт, можно разложить по полочкам и найти ту самую иррациональную схему, которая вызывает неприятные ощущения (тревога, страх, вегетативные проявления и т.д.) и нарушает наши взаимоотношения с окружающим миром.

А у вас есть иррациональные мысли? Опишите ваши проблемные ситуации, и я найду схемы, мешающие вам жить. В любом случае, разговор об иррациональном мышлении не закончен 🙂 Подпишитесь на рассылку!

Наличие иррациональных мыслей типичное явление для социофоба. Иррациональные мысли мешают адекватному восприятию происходящего и служат причиной для появления тревоги. Выделяют 3 основных типа иррационального мышления — чтение мыслей, сверхобобщение и преувеличение. Ниже приведены 3 мысли, которые соответствуют каждому типу:

  1. я уверен, что этот человек считает меня скучным и неинтересным (чтение мыслей ).
  2. я запаниковал в прошлый раз, когда отвечал на паре перед аудиторией, думаю это произойдет и сейчас (сверхобобщение ).
  3. я уверен, продавщица заметила как мои руки тряслись, и мне кажется, она подумала, что со мной что-то не так (преувеличение ).

Существует и множество других негативных установок, которые характерны для людей страдающих от социофобии. Иррациональные мысли способствуют появлению в различных социальных ситуациях, так как они запускают цикл катастрофического мышления. Для того, чтобы преодолеть тревогу, было бы полезно узнать, как бороться со своими негативными мыслями. В этом нам поможет методика когнитивной реструктуризации, которая используется в когнитивно-поведенческой терапии.

Выделяют 3 основных этапа когнитивной реструктуризации:

  1. выявление и осознание иррациональных мыслей
  2. определение объективности ваших мыслей
  3. замена иррациональных мыслей на более рациональные

Ниже я приведу более подробное описание этих этапов.

Выявление иррациональных мыслей

Сначала это может показаться достаточно трудным. Иногда возникают в голове настолько быстро и машинально, что вы едва сможете уловить их на сознательном уровне. Поэтому, чтобы упростить задачу, необходимо завести блокнот, где вы сможете в течении дня записывать мысли, которые, предположительно, могут вызвать у вас тревогу. Со временем вы научитесь определять такие мысли более быстро и четко.

Определение объективности ваших мыслей

В то время, когда ваш разум свободен от тревоги и вы полностью расслаблены, спросите у себя: «Насколько объективны мои мысли?» Например, возможно ли, что человек, который не проявлял должного интереса в общении с вами просто устал? Если продавщица заметит, что ваши руки трясутся, действительно ли она подумает плохо о вас?

Для того, чтобы лучше понять то, что ваши мысли далеко не всегда достаточно объективны, попробуйте поменяться ролями. Если вы увидите, что кто-то занервничал выступая на публике, ваше отношение к этому человеку сразу же изменится в отрицательную сторону? Не думаю. Скорее всего, вы просто посочувствуете ему, а через пару минут и вовсе забудете о произошедшем.

Замена иррациональных мыслей на более рациональные

Последним шагом станет постепенная замена ваших негативных мыслей на более объективные. Сразу скажу, что результат будет приходить постепенно и достаточно медленно (сужу по своему опыту). И в первое время постоянный анализ своих мыслей может вызвать некоторый дискомфорт. Однако, чтобы достичь необходимого эффекта нужно заниматься этим ежедневно, дабы этот процесс по-быстрее вошел в привычку.

Вот некоторые примеры более реальных и объективных мыслей, чем те, которые были приведены выше: «Не факт, что продавщица могла заметить мои дрожащие руки. Даже если это произошло, уверен, что она не обратила на это внимание. Ее мысли заняты сейчас соверешенно другим», «Если я покраснел в прошлый раз отвечая перед аудиторией, то это вовсе не значит, что сейчас все может повториться».

Обобщаем

Собрав все воедино получаем такую картину:

Вы идете в магазин и становитесь в очередь. По мере продвижения очереди ваша тревога усиливается. Именно в этот момент вы должны спросить у себя: «а почему мне страшно?». А страшно вам потому, что продавщица может заметить какие-либо особенности в вашем поведении (дрожь, спутанность речи) и отнестись к ним негативно. А вот тут-то вам стоит задуматься, почему же она может отнестись к ним негативно? Ведь:

  • ее мысли в данный момент могут быть заняты чем-то более важным
  • она и вовсе может не обратить внимание на странности в вашем поведении
  • даже если это произойдет, очень велика вероятность того, что она забудет об этом через пару минут

Как видите, боятся нечего. Стоит лишь повторять эту процедуру как можно чаще и тревога постепенно начнет отступать.

иррациональный искусство мышление

Рассматривается проблема доминирования субъекта в объективном воплощении (объективации) иррациональной мысли при создании художественного образа; единение художника (субъекта) с образами объекта, возникновение чувственных фрагментов бытия, а также рациональное построение художественного образа в сознании субъекта.

Проблема единства рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением универсума и человека, погруженного в него: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем: рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т.п. Подобные вопросы не совсем корректны, ибо разведение рационального и иррационального не философично. Как нет среднего без многого, бытия без небытия, дня без ночи, так нет в философии рационального без иррационального.

В искусстве это один из важных моментов: определение степени использования рационального и иррационального мышления. Хорошим примером может служить возникновение в искусстве импрессионизма, где основой является иррациональное мышление, рационализм здесь выступает лишь как формообразование (отношение большого и малого, ритмов и движений). Пренебрежение или сознательное отвержение рационального или же иррационального пластов бытия приводит к поистине трагическим последствиям -- возникает не просто неверная теоретическая схема, объединяющая действительность, но формируется заведомо ложное представление об универсуме и положении человека в нем. Вспомним наше ближайшее прошлое. Существовавшая идеология попросту запретила иррациональное и приказала считать мир предельно рациональным.

В искусстве это выразилось в становлении детали в картине как отдельной части, несущей смысловую и художественную ценность. Посредством детали, которая являлась, по сути, культом, можно решать любые рациональные задачи в политике, экономике, религии. Но будет ли в данном случае изображение являться произведением искусства, если в нем отсутствует иррациональное начало?

Для нас привычно думать, что в процессе создания художественного произведения участвует рациональное мышление, то есть разум человека, обуздывающий «бессознательные» эмоции, или интуиция, как нечто подсознательное. Академик Б. Раушенбах считает, что не меньшее значение для научного и художественного творчества имеет иррациональное мышление . Это существенно, так как открывает новые области творческого импульса, не поддающегося рациональному объяснению. Иррациональное мышление приводит к открытиям отнюдь не меньшим, чем в случае с интуицией или рационализмом. С позиции иррационального мышления мы способны осознать абстрактное творчество, задатки и открытия того же Малевича. Хотя иногда трудно понять, то есть почти невозможно, что в творчестве художника явилось продуктом рационального или иррационального мышления. Прозрение законов тяжести, веса, гравитации, осознание «ничего», нуля и т.д., вероятно, есть плод иррационального мышления, создающего в искусстве некое значение, адекватное закономерностям бытия живого вещества.

Каждый человек с момента рождения имеет определенную точку отсчета в своем развитии. Если рассматривать развитие как прямую со множеством точек, то принято считать, что начальное развитие человека, исходящее из рационального восприятия окружающей действительности, в процессе приобретения жизненного опыта продвигается к иррациональности:

Эмпирически наблюдая за деятельностью человека, можно определить точку нахождения на прямой между иррационализмом и рационализмом. В данном случае речь идет об эстетической антропологии творческой личности в определенной форме развития (иррационализм -- рационализм).

Степень креативности человека имеет решающую роль в достижении успеха, высокого уровня развития, независимо от того, в какой форме развития он находится. Тем не менее предпочтение в творчестве отдается иррациональной форме, художник находит свою доминанту как движущую силу, очаг возбуждения в сознании, она вспыхивает и живет, пока иррациональное начало не завершится рационализмом.

Доминанта эволюционного процесса предсуществует, она задана природой. Художник сам задает свою доминанту и потом уже истово, преданно служит ей. Человек -- раб своей доминанты и господин. Доминанты вспыхивают, живут и, разрешившись, гаснут. Они необыкновенно разнообразны: могут различаться по силе, по деятельности, по времени существования. Несколько доминант могут совмещаться, попеременно владея субъектом.

Доминанта -- стимул творчества. Если исходить из того, что доминанта есть мысль или чувство, довлеющее над всеми чувствами и мыслями, значит, творческое начало может быть как иррационально, так и рационально.

Возьмем для примера творчество Леонардо да Винчи. Даже в известной картине «Джоконда» построение композиции, сдержанный цвет говорят о преобладающей рациональности у автора. У него не наблюдается определенного движения от иррационализма к рационализму, последнее -- это его прерогатива. «Черный квадрат» Малевича, его супрематические композиции также рациональны и логичны, разница только в условности и форме изображения.

В мире искусства то, что относится к эстетике и ограничивается на сегодняшний день рамками эстетического идеала, уже само по себе рационально. Зритель не может к этому относиться как к «чуду», ведь «чудо» -- это то, что недоступно логике, а логичность объясняется прежде всего поиском образа случайных комбинаций. Творец после его иррациональных колебаний, находок, разочарований подсознательно стремится рационализировать продукт своих чувств в стройную систему. Возникает вопрос: «Где формируется образ и его кульминации?» От этого зависит, насколько искусство может быть субъективно. Если мы обратимся к сновидениям, анализируя работы Фрейда, то можно отнестись к сновидению как к «скрытому» рациональному мышлению. Сон чаще алогичен из-за отсутствия информации, поэтому он бессознателен по своей природе. В сущности, художник, находящийся в состоянии поиска нового образа (это прежде всего форма и сюжет) ведет себя двойственно, обманывая самого себя (или второе «Я») для нахождения того состояния, которое он ищет.

Но если сновидение бессознательно, то изображение, полученное благодаря ему, бывает рациональным, примером могут служить картины Дали. В этом случае происходит рационализация сновидения. Зритель видит сон, воплощенный на холсте, уже построенный по законам композиции, логично объяснимой, в определенной последовательности. То же самое происходит с художником, который эмпирически наблюдает за объектом -- чтобы создать образ, он иррационально настраивает себя по отношению к нему. С этого и начинаются труднообъяснимые вещи -- антология творческой личности. Интуиция и рука человека в качестве инструмента совершают неосознанные движения, собирают нагромождение линий, пятен, обобщая их в одно целое, параллельно эмпирически наблюдая за объектом, рождая художественный образ.

Любопытно, что эмпирически наблюдающий за создаваемым образом человек не может контролировать действия этого образа в своих фантазиях (представлениях), они существуют отдельно, сами по себе. Для того, чтобы кардинально изменить движение фантазий, художник прибегает к приему импровизации. Он рисует на плоскости деталь его фантазии, которая помогает ему перевести ее в себе в другую плоскость или состояние, что радикально может изменить или открыть следующую грань нового образа в картине.

Погружаясь в созерцание своего «Я», мы обнаруживаем движущую причину своего существования -- волю. Обратив взор на лежащий перед нами мир, убеждаемся, что воля проявляется во всем, начиная с отражения в луже травы, деревьев, различной фактуры и заканчивая самим человеком, последний сам строит отношения со временем, пространством и причиной через осознание своего «Я».

Если субъект способен ощущать протяженность времени в прямой зависимости от способа его мышления (иррационального), значит, можно допустить, что окружающие нас объекты, как мыслящие, так и немыслящие материальные части (окружающего нас пространства), обобщенные с внешней средой, постоянно находятся в изоляции от субъекта. Большая часть является лишь объектом познания, они существуют лишь как меняющиеся материальные частицы объектов. Они есть, как объекты в динамике, и их нет как субъектов мыслящих частиц материального мира для отдельно взятой группы индивидуумов. Пример: субъект эмпирически наблюдает за динамикой материального объекта, познает объекты, не входя с ними в контакт, но посредством иррационального мышления, используя чувства, старается рационализировать систему движения материальных движущихся частиц.

Для обобщения и нахождения нужного художественного образа художник изолирует свой взор, как было выше сказано, от не контактируемых с субъектом материальных частиц. Рационализируя все мыслящие и немыслящие объекты в одну гармонично выстроенную композицию (схему), иррационально мыслящий субъект, как бы сопротивляясь, оставляет себе нишу для изъявления свободной воли. Субъективно выстроенные художником частицы движутся, а также находятся какое-то время в покое, располагаясь в определенном порядке, с соблюдением законов материальной и нематериальной природы явлений. Задача творческого субъекта -- распознать систему движения и распределения массы объектов в пространстве или плоскости, а объекты, не включающиеся в эмпирически наблюдаемый образ, обобщаются субъектом в одно движение или покой. Что же делает познающий субъект с подобными объектами, или как влияют объекты на иррациональное мышление субъекта? Вспомним о протяженности времени в ощущениях, о чем говорилось выше. Нечто подобное происходит и сейчас, мы раздвигаем границы материальной природы с ее немыслящими материальными частицами (объектами), с рационально выстроенными схемами движения и покоя и чувственными иррациональными образами, возникающими внутри субъекта. Особенность состоит в том, что чем больше расстояние между двумя границами рационально выстроенных объектов и иррациональными образами внутри субъекта, тем больше обозначен образ, который используется субъектом. Пример: художник, сочиняя композицию будущей картины, закрывает глаза, чтобы устранить эмпирию рефлексующих частиц, оставшись наедине с образами объектов, возникших на почве иррационального мышления.

Единение художника (субъекта) с образами объекта выявляет ассоциативные связи на основе возникающих чувственных фрагментов бытия.

Такие образы сложно уживаются с эмпирически наблюдаемым объектом, симбиоз практически невозможен, возникает дисгармония в ритмических конструкциях (можно использовать данное лишь в качестве эксперимента).

Разведенные по разные стороны мыслительные процессы организуют качественный ассоциативный ряд будущего художественного образа. Но иррациональная мысль творческого субъекта питается эмпирическими наблюдениями и психологическими эмоциональными контактами с другими субъектами, происходит непроизвольное сближение двух противоборствующих сторон материального и нематериального миров. Важно, чтобы субъект выбрал сам мыслящие и немыслящие материальные объекты, мог подчинить их себе и создать благоприятную ситуацию для познавательной деятельности.

Из жизненного опыта многих известных творческих субъектов наблюдается рефлексия по поводу наступления всего рационального на субъективную внутреннюю сторону человека: он защищает себя, находя различные методы и способы мышления.

Все, что разрушает иррациональную мысль субъекта, обобщается, как было выше сказано, в немыслящие материальные объекты в виде одного целого движения или покоя. Так как в иррациональном мышлении, в его чувственных ощущениях не существует реального времени и точных материальных объектов, в субъекте творчество сомнительно блуждает и постоянно тяготеет к материализации своих идей. Так как мир объективных предметных реальностей есть мир вторичный, а не первичный мир явлений, творческая личность отстаивает свое первенство, несмотря на слабость и легкость суждений, осознавая, что объективизация мысли в рамках материального мира -- это уже другой продукт человеческой деятельности.

В социуме сущность креативной личности находится в рамках эстетических нравственных идеалов, нерационализированная идея не воспринимается. Стремление материального мира рационализировать, подчинить себе свободно блуждающую мысль, систематизировать научно иррациональную мысль приводит к обезличиванию искусства.

Иррациональность -- это прежде всего чувственность, а где чувственность -- там образ. Отсутствие иррациональности -- отсутствие образа, а там, где нет образа, там нет искусства.

Можно ли назвать образом «Черный квадрат» или «Красный овал» Малевича? На наш взгляд, это не образ. Это некие значения порядка вещей, которые сам Малевич характеризует как концентрацию энергии, меру пространства, время или нулевое значение всякого предмета. Эти значения вещей -- даже не супрематические символы, оформленные в ритмическую, цветовую, конструктивную или пространственно построенную оболочку. Художественная форма пластична. Пластика строится по закономерностям и зависимостям, предложенным художником. Произведения Малевича зависят не только от оригинального пластического языка, но и представляют новое мышление. Структура искусства коренится не только в общественном сознании, но и в природной органике, питающей многие области человеческого таланта.

Таким образом, сознание человечества имеет своим источником не только общество, но прежде всего органическую природу. Каждый из этих источников устанавливает свои причинные связи, свои закономерности развития искусства.

Здравствуйте, дорогие читатели! С какой завистью многие из нас смотрят на дисциплинированных людей. Радость охватывает, когда встречаешь человека, который без жалости к себе работает по 19 часов в день, не думает лишний раз прежде чем убраться дома или выполнить какую-то иную работу. Большинство из нас стремится делать то, что хочется, если этого не получается – он жалуется и делится переживаниями с каждым встречным.

Иррациональное мышление – это во многом «заслуга» такого поведения и сегодня, о нем и пойдет речь. Мы привыкли думать, что этот тип мышления плох, на самом же деле можно научиться жить радостно, и при этом оставаться иррациональным.

Однако, давайте обо всем по порядку.

Иррациональность

Думаю, что где-то каждый понимает, что такое иррациональное мышление.

Если рациональные люди опираются на логику и цели, то иррациональные предпочитают заниматься тем, что им нравится. Они с радостью остаются в мире фантазий, чувств, эмоций. Их мышление не отличается четкостью, оно мультизадачно. В арсенале целый веер планов, дел, увлечений и мечтаний. Им тяжелее то, чего не хочется, а продуктивность напрямую зависит от «музы».

Если у человека с иррациональным мышлением есть желание, то буквально за 3 часа он способен выполнить невероятный объем работы. Если настроения нет, то он будет ковыряться долгие месяцы, потихоньку выдавливая из себя хоть какой-то результат.

Быть продуктивным и при этом оставаться иррациональным можно. Проблема в том, что большинство книг написаны как раз для рациональных людей, тех, кому перерывы дают возможность отдохнуть и набраться сил. В случае с иррационалами перерывы только лишь все усугубляют. После отдыха заставить себя работать перестает быть возможным.

К счастью, мне удалось найти книгу, которая подойдет, если у вас превалирует такой склад ума. Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю» .

Рациональность – это не характеристика эффективности мышления, а его направленность или способ мыслить. Она не поддается влиянию , желаний, импульсов и личных переживаний. Человек с таким складом ума использует логику, знания, разум и старается отстраниться от стереотипов и ложных мыслей, которые не всегда содержат в себе здравое зерно. К этому мы еще вернемся.

Способ мышления влияет на и его поведение, а потому людей с иррациональным складом ума можно назвать иррационалами. Все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Если вы замечаете за собой черты иррационала, могу порекомендовать книгу Стивена Шапиро «Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни» .

Она поможет понять насколько вам повезло.

Три уровня мышления

Вообще, существует три уровня человеческого мышления. Поверхностный, в который проникают произвольные мысли. Мы их можем осознавать и контролировать. Автоматические – стереотипы и традиции, которые попадают в нашу голову в период взросления и . Глубинные, те, что проистекают из подсознания и с большим трудом поддаются изменению.

Существуют также неконструктивные мысли. Мы можем преувеличивать значение событий и фактов, а также делать глобальные выводы из незначительных ситуаций. К примеру, когда на работе что-то не получается, мы приписываем себе самые ужасные качества: некомпетентность, глупость и так далее.

Иррациональность свойственна всем, просто в разной мере.

Идеи и ценности

Американский психолог Альберт Эллис выделил несколько идей и ценностей, которые по природе своей иррациональны, но имеют большое влияние на современного человека. Давайте разберем некоторые из них, чтобы понять, что каждый из нас немного иррационален.

К примеру, мы стремимся к тому, чтобы все наше окружение находилось в восторге от нашей персоны. Конечно же, рациональный человек понимает, что добиться этого невозможно, так как кому-то мы однозначно не понравимся как ни старайся.

Вот еще несколько иррациональных идей по Эллису:

  • Лучше избежать трудностей, чем с ними справляться.
  • У вас обязательно должен быть человек, на которого можно положиться.
  • Я обязан сильно расстроиться, .
  • Для любой проблемы существует идеальное решение, которое я обязательно должен отыскать, чтобы избежать неприятностей.

Если вы хотите и окружающих, подписывайтесь на рассылку. Вас ждет еще масса интересного. Ну а я вынуждена с вами проститься. До скорых встреч.