Что такое конструктивная деятельность в детском саду. Техническое и художественное моделирование

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.
Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» - одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».
Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.
При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.
В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.
Существование двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.


В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, многообразие которой способствует поддержанию интереса к выполняемым действиям и расширению границ восприятия действительности. Лидирующие позиции в данной сфере отведены конструированию и ручному труду.

Знакомство с понятиями

Под конструированием принято подразумевать одну из разновидностей деятельности, носящей практический характер. В качестве основной цели рассматривается конкретный целостный предмет, полученный путем соединения разрозненных элементов. Термин «конструирование» позаимствован из латинского языка. Слово «construere» означает не что иное, как расположение разнообразных предметов и отдельных частей в строго определенном порядке.

Детское конструирование ориентировано на сборку миниатюрных конструкций и построек. Успешный результат достигается при правильном взаимном расположении деталей и применении соответствующих способов соединения отдельных частей. К детскому конструированию также относятся плоскостные аппликации и всевозможные поделки, изготовление которых включает в себя элементы конструктивной деятельности. В качестве еще одного примера может быть рассмотрено и создание изображений с помощью счетных палочек и других имеющихся под рукой материалов.

Предпосылки к возникновению конструктивной деятельности

Первые попытки возведения примитивных построек, как правило, предпринимают дети, не достигшие трехлетнего возраста. Осуществляемая малышами деятельность лишена смысловой нагрузки. При ближайшем рассмотрении она представляет собой совокупность манипуляций с имеющимися в распоряжении предметами.

Конструктивная деятельность возникает на этапе определенного развития мышления, восприятия и деятельности, носящей игровой характер. Из других важных факторов следует отметить стремление к получению новых знаний, наличие соответствующих двигательных навыков и умение общаться.

Взрослые не должны забывать о том, что при отсутствии соответствующего обучения дети не способны на воспроизведение подобий тех или иных предметов окружающей их действительности. Наглядные примеры дают представление о правилах составления кубиков, сборке отдельных элементов конструктора и сложении мозаики. На этом этапе важно вложить в голову ребенка мысль о возможности реализации нескольких вариантов из идентичных исходных материалов. Небольшой домик может трансформироваться в лодку, автомобиль и т.д. К самостоятельным попыткам малыши способны приступать после изучения представленного их вниманию образца, полученного в результате выполнения некоторых действий. Вследствие этого статус самостоятельно осуществляемой деятельности конструирование приобретает по достижении крохами возраста 4-5 лет.

Созданные дошкольниками постройки могут быть включены в знакомые детям игровые сюжеты либо использованы в качестве основы новой игры. Подобный подход направлен на формирование у ребят понимания результата конструирования (как практической его стороны, так и изобразительной).

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его п...

Влияние конструирования на дошколят

Время, отведенное на конструктивную деятельность, может рассматриваться в качестве полноценной основы, на которой базируется общение детей с ровесниками и взрослыми. Носящее конструктивный оттенок творчество успешно справляется и с выполнением терапевтической функции. Оно ориентировано на избавление от страхов, снятие нервного напряжения и отвлечение малышей от печальных мыслей. У занимающихся подобной деятельностью дошкольников фиксируется улучшение настроения и эмоционального состояния.

Важность конструирования объясняется присущим ему положительным влиянием на различные сферы воспитательного процесса, включая трудовую, физическую, нравственную и этическую. Дети, регулярно занимающиеся подходящим возрасту трудом, становятся более самостоятельными и целеустремленными. Они инициативны и организованны. Влияние на физическую сторону воспитания объясняется совершением множества действий с материалами, предоставленными для конструирования, благодаря которым фиксируется улучшение пространственной ориентации и координации, наблюдается развитие тонких движений пальцев. Этический и нравственный аспекты обусловлены тем, что в процессе обучения конструктивной деятельности дошкольники учатся распознавать красоту, знакомятся с новыми для себя архитектурными формами и развивают чувство вкуса. Изготавливаемые к праздникам подарки способствуют формированию заботливого отношения к родственникам, пробуждая у детей желание доставления радости близким людям.

Конструктивную деятельность нельзя недооценивать. Она является одним из наиболее значимых залогов успешного умственного развития. В рамках осуществляемых в ее пределах действий у малышей складывается представление о физических качествах предметов (вес, плотность, устойчивость) и внешних свойствах вещей (габариты, форма, окраска). На основе анализа дети осуществляют сравнение и соединение отдельных элементов. Помимо этого наблюдается развитие речи и совершенствование творческих способностей, чему в немалой мере способствует обогащение представлений об окружающем ребят пространстве.

Особенности конструирования

Чаще всего конструктивная деятельность реализуется в игровой форме. Подобный подход призван обеспечить заинтересованность со стороны дошкольников. Предоставленные в распоряжение детей строительные материалы позволяют оттачивать способности и совершенствовать навыки конструирования. Именно конструктивной деятельности отдана пальма первенства в части приближения к осуществляемой взрослыми продуктивной деятельности, носящей созидательный характер.

Конструктивная деятельность входит в группу сложных процессов, предполагающих совмещение мыслительной деятельности с практической реализацией поставленных задач и восприятием получаемого на выходе результата. Дошкольникам может быть предложена как техническая, так и художественная разновидности конструирования. В первом случае задействуются детали из конструктора и строительные материалы. Во втором в качестве исходных составляющих выступают картон, бумага, пришедшие в негодность металлические детали, деревянные и картонные катушки, резиновые заготовки, коробочки, пузырьки, камни, ветки, листья, семена, шишки, ракушки, желуди, мох и т.д.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

Более всего детей привлекают игры с конструкторами, ориентированные на развитие математического и пространственного мышления. Помимо этого они учат малышей изобретать нечто новое, усиливая тем самым тягу к экспериментам. Доступная дошкольникам деятельность обучает ребят предвидению и дает представление о важности составления правильных прогнозов. До момента внесения изменений дети пытаются представить конечный вид объекта с учетом предстоящих переделок и добавления дополнительных элементов. Комбинирование различных геометрических фигур и счетных палочек открывает перед ребенком дверь в увлекательный мир самостоятельно осуществляемой деятельности. Этот процесс подталкивает кроху к самостоятельному поиску решений воплощения задуманного за счет возможности комбинирования отдельных частей в многочисленных сочетаниях. Помимо этого фиксируется всплеск развития фантазии, воображения и творческих наклонностей, способностей к конструированию и моделированию.

Конструирование с использованием бумаги оттачивает точность движений пальцев, способствует развитию глазомера и мелкой моторики рук. В процессе работы над композицией у ребят формируется чувство цвета. Также дети на практике знакомятся с понятием симметрии.

Перечень задач

Конструктивная деятельность нацелена на решение ряда важных задач:

  1. Формирование у дошкольников соответствующих умений и навыков конструирования.
  2. Вооружение ребят знаниями о свойствах предметов, используемых в пределах конструктивной деятельности . В этот перечень входят как отдельные составляющие, так и получаемые на выходе объекты, особенности пространственного расположения деталей, присущие элементам внешний вид, форма и структура, величина и т.п.
  3. Обучение целенаправленной работе, предполагающей предварительное планирование действий, без которого невозможна реализация поставленной конструктивной задачи.
  4. Развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности.
  5. Усовершенствование навыков контролирования собственной деятельности и отыскания наиболее рациональных способов решения предложенных педагогом задач.
  6. Воспитание чувства коллективизма, проявляемого в оказании помощи друг другу, доброжелательном реагировании на просьбы сверстников и проявлении чуткости и внимательности по отношению к ровесникам.
  7. Обучение использованию материалов, предполагающему раскладывание элементов в удобном порядке до начала урока и их аккуратную разборку по окончании занятия, а также сбор неиспользованного материала с целью его дальнейшего размещения в отведенной для этих целей зоне.

Дети должны понимать, что соблюдение порядка на рабочем месте способствует повышению вероятности успешного завершения задания. Такой подход оказывает благотворное влияние на развитие эстетических чувств и убеждает дошкольников в целесообразности организации труда.

Наиболее эффективные результаты развития конструктивных навыков фиксируются в группах с подходящей для данных целей развивающей средой. Стимуляции детской конструктивной деятельности способствует наличие достаточного количества конструкторов, настольных и дидактических игр, тщательно подобранных природных компонентов и отличных друг от друга по форме и размерам строительных материалов. Можно смело утверждать, что элементы конструктивной деятельности присутствуют и в образовательной деятельности (аппликация, лепка).

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро...

Заключение

На протяжении многих лет конструктивная деятельность ассоциируется с эффективным способом подготовки к школе. Развитие необходимых для обучения качеств осуществляется в естественной форме. Объясняется это высоким уровнем привлекательности конструирования. В рамках интересного для дошкольников процесса происходит формирование обобщенных представлений об окружающих объектах. Востребованность конструктивной деятельности обусловлена возможностью использования полученных знаний на практике, позволяющей получить видимый результат.

Проводимые с детьми занятия должны вызывать у малышей интерес. Выполнение этой задачи всецело зависит от профессионализма и уровня подготовки воспитателя. Во время прогулок с дошкольниками желательно выделять время для ознакомления детей с типами сооружений, разновидностями транспортных средств и т.д. Помимо общей структуры целесообразно обращать внимание ребят на методы крепления отдельных элементов, находить определенные сходства и отличия. В процессе комментирования увиденного дети учатся анализировать собственные действия и оценивать результаты сверстников.

Нельзя не отметить и важность коллективного труда, способствующего развитию чувства товарищества. Совместное обдумывание задачи, подборка материалов и распределение работы раскрывают перед детьми преимущества ответственного подхода, основными признаками которого являются трудолюбие и организованность.

Педагоги всего мира убеждены в благотворном влиянии конструирования на мыслительную деятельность. Дети открыты для всего необычного. В сфере конструирования юные граждане являются достойными противниками как для ровесников, так и для взрослых. Более того, иногда они с легкостью поражают последних нестандартностью реализуемых решений.

3 0

Конструирование как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определённой ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребёнка.

Можно выделить некоторые особенности конструктивной деятельности, присущие дошкольникам, имеющим отклонения в развитии. Это связано с тем, что развитие ребёнка имеет немало специфических особенностей в сфере усвоения им социального опыта.

В то время как нормально развивающиеся малыши увлечённо играют со строительным материалом, создают постройки в сюжетно-ролевых играх и эти игры становятся их насущной потребностью, отличаясь яркой эмоциональной окрашенностью, дети, имеющие проблемы в развитии, только начинают знакомиться с предметными действиями. Поэтому детали строительного материала они чаще всего бесцельно перекладывают с места на место, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, которые не имеют предметного содержания и никак не объясняются ими самими (если бы эти постройки получали какое-либо словесное определение со стороны самого ребёнка, то они приобрели бы предметную отнесённость). Следует отметить и такую особенность, как стремление детей к разрушению и без того неустойчивых построек. Некоторые из них специально возводят постройки для того, чтобы шумно обрушить, и это вызывает у них неадекватно радостную реакцию. Отсутствие направленности на получение продуктивного результата свидетельствуют о том, что эти действия со строительными материалами ещё находятся на процессуальном уровне и их неправомерно называть конструированием. На этом этапе дети ещё не осознают возможность особого использования строительных наборов, их продуктивного характера. Они не понимают, что из деталей можно создавать постройки, которые могли бы иметь конкретное предметное значение и быть использованы в игре. Кроме этого отмечаются неадекватные действия со строительными деталями – облизывание, покусывание, отбрасывание, постукивание о стол и т. д. В особо тяжёлых случаях, когда не проводится специальной работы по обучению умению играть, рисовать, конструировать, такие действия можно наблюдать до конца дошкольного возраста. Внешне такие действия напоминают то ознакомительное манипулирование, которое осуществляют с новыми предметами нормально развивающиеся дети раннего возраста. Но у малышей с нормальным развитием эти действия направлены на активное ознакомление с предметом и обычно проявляются в ряду других ориентировочно-исследовательских манипуляций: они рассматривают предмет, поворачивают его в руках, перекладывают из одной руки в другую, приближают и отдаляют от себя и т. д. Такое изучение поглощает ребёнка и отличается сильной эмоциональной окрашенностью. У детей же с проблемами в развитии, ещё не имеющих достаточного опыта предметных действий, можно наблюдать лишь кратковременные, неосознанные, лишённые эмоциональной окраски действия, которые не имеют познавательной направленности. Кроме того, если такое элементарное обследование предметов, каким является «ротовое» ознакомление у детей с нормальным развитием быстро исчезает, уступая место более сложным ориентировкам, прежде всего зрительным, то у детей с проблемами в развитии оно может сохраняться на протяжении дошкольного детства.


Недостаточностью понимания смысла конструктивных действий можно объяснить и слабый интерес детей с проблемами в развитии к конструированию. Чаще всего стремление такого ребёнка схватить, завладеть строительными деталями продиктовано яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы просто находятся в руках другого ребёнка. Почти никогда интерес к материалам не пробуждается у детей возможностью их функционального использования. Неустойчивость, поверхностность этого интереса подтверждается характером дальнейших действий ребёнка: оказавшись у него в руках, желаемые объекты тут же теряют свою притягательность – ребёнок может легко отвлечься и переключиться на другие объекты. Если же показать готовую постройку и предложить поиграть с ней, то чаще всего ребёнок будет пытаться разобрать или просто сломать её. Всё это свидетельствует о несформированности подлинного интереса как к процессу так и к результату конструирования, об отсутствии игрового отношения к продуктам деятельности у необученных детей, имеющих проблемы в развитии.

Недостаточность представлений о предметах окружающего, которая характерна для детей с проблемами в развитии, имеет своё объяснение, свои психологические механизмы, на которых необходимо остановиться и без которых нельзя грамотно и осознанно строить работу с такими детьми. Подлинное, присущее только человеку представление о предметах, которые нас окружают, отличается двумя важнейшими свойствами. Первое заключается в отражении в сознании ребёнка самого объекта («Что это такое?»), второе – в отражении опыта деятельности с этим объектом, опыта его преобразования («Что с ним можно делать? Зачем он нужен?»).Второе свойство представлений (это продукт социального развития человека) у детей, имеющих проблемы в развитии существенно страдает. Это тесным образом связано с дефицитом практического общения такого ребёнка с предметным миром, с низким, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровнем развития его деятельности, прежде всего предметной и игровой.

Понимание функционального назначения объектов, которые предстоит конструировать, является обязательным, но не единственным условием успешной деятельности. Чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребёнок должен уметь воспринимать признаки и свойства, которые существенны с точки зрения конструктивных особенностей этого предмета. Это касается восприятия формы, пропорций, пространственного расположения элементов, составляющих целое. Для ребёнка дошкольного возраста, как нормального, так и имеющего проблемы в развитии, овладение способами восприятия – задача сложная, которая может быть решена в ходе специально организованного сенсорного воспитания. При стихийно складывающихся условиях (когда отсутствует систематическое обучение) возникают существенные трудности в овладении действиями восприятия. У них оказывается недостаточным как практическое ознакомление с пространственными свойствами объектов, что вырабатывается в ходе осуществления различных предметных действий – накладывания, совмещения, вталкивания, поворачивания и т. д. так и направленность на узнавание, выбор, сопоставление предметов по этим признакам.

Поэтому сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии в процессе конструирования должно быть направлено, с одной стороны, на ознакомление их с пространственными свойствами: формами, относительностью величин, изменчивостью расположения в пространстве, а с другой стороны – на формирование действий восприятия. Обучения детей способам определения этих свойств в реальных предметах.

Большой проблемой является и неумение детей с проблемами в развитии осуществлять перенос приобретённых на занятиях умений в новые условия. Это происходит тогда, когда взрослые используют в работе с детьми неэффективные методы обучения (только действия по подражанию, когда ребёнок должен лишь повторить вслед за показом взрослого его действия с конструктивными материалами и получить единственно возможный вариант постройки). В этом случае деятельность ребёнка так и остаётся на процессуальном уровне и её развивающий эффект будет весьма низким. Так, например, можно часто наблюдать, как на занятиях по конструированию дети справляются с достаточно сложными заданиями, однако оказываются не в состоянии выполнять постройки, необходимость в которых возникает по ходу сюжетной игры и для сооружения которых у них, казалось бы, достаточно конструктивных умений.

В том случае, когда дети склонны к безжалостному разрушению построек (своих или возведённых кем-то), не пытаются развернуть вокруг них игру, это может свидетельствовать о том, что у них отсутствует игровое отношение к продуктам деятельности, бережное отношение к результату труда, заинтересованность в положительном отклике со стороны взрослого и других детей.

Таким образом, можно отметить, что знание общих особенностей психического развития детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, а так же своеобразие конструктивной деятельности поможет педагогу грамотно выстроить процесс обучения.

Вопросы по теме.

1. По каким признакам можно определить процессуальный характер действий ребёнка со строительным материалом?

2. Чем принципиально отличаются процессуальные действия ребёнка с проблемами в развитии от действий манипулирования нормально развивающегося малыша?

3. В чём причина неустойчивого интереса детей с проблемами в развитии к конструктивной деятельности?

4. Из чего складывается у ребёнка представление о предметах окружающего мира?

Татьяна Поршина
Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей , в том числе конструирование , поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование , в силу самой его созидательно - преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л . А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности . Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью , если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух - семи лет , в которой :

реализуется общая направленность обучения от общего к частному;

создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;

организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования ;

обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности .

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада : настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор» , «Подъемные краны» , «Юный кораблестроитель» , «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования , а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы , имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования , наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) . Крупные модули делятся на два типа : объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции . В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр , спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей , взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности : они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет,а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования .

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп . Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке , используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное , из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование , а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования . Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование , особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью . Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой ; затем игра становиться побудителем к конструированию , которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей ; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций , объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования , и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности . Так, требования к качеству конструкций , предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность - это существенно обедняет развитие детей .

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования . При их характеристике я опираюсь на работы Л. А. Парамоновой :

конструирование по образцу ;

конструирование по модели ;

конструирование по условиям ;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу ;

конструирование по теме .

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей , которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю, что это возможно при определенных условиях :

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов , бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования .

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции . Учет этой специфики позволяет, во - первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования ; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования .

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования :

создание «образов» (конструкций ) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью , их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструирования строится на основе трех взаимосвязанных составляющих :

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности .

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании . В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности . В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр» , «домик для куклы» ).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры - драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно) . Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение , что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.

Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта и отвечает интересам и потребностям детей.

Выделяют два вида конструирования:

Техническое конструирование: и з строительного материала, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных – модульных блоков.

Художественное конструирование : из бумаги и природного материала.

В своей работе используем следующие формы организации обучения конструированию:

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагаем образцы построек, как правило, показываем способы их воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевает техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия).

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки и способов ее возведения, определяем лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение (мост для пешеходов; чтобы под мостом прошел корабль, определенной ширины). Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Это способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по чертежам и схемам. Сначала детей обучаем построению простых и схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников. Дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы, то есть использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагаем общую тематику конструкций (“Птицы”, “Город”, “По сказке”) и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Конструирование по модели. В качестве образца даем модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка (модель обклеена бумагой). Дети воспроизводят из строительного материала. Способ решения этой задачи не дается. Такое конструирование является эффективным средством активизации их мышления.

Кроме организованной образовательной деятельности с детьми постоянно занимаемся индивидуально и способствуем из самостоятельной деятельности. Деятельность эта планируется, контролируется и анализируется. Планируем данную работу не менее 2 раз в неделю в течение учебного года, в летний период - 3 раза в неделю (включая деятельность на прогулке). Для эффективной организации продуктивной (конструктивной) деятельности создаем необходимые условия.

Представленное перспективное планирование может быть использовано воспитателями детского сада, студентами и родителями, заинтересованных в вопросах организации конструктивной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование
по организации конструктивной деятельности
с детьми 2 младшей группы

Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь НОД “Гусеница” (природный материала)

Программные задачи: Учить детей конструированию из природного материала (каштаны). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к природе.

НОД “Широкие дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать постройки методом прикладывания деталей друг к другу. Продолжать учить различать и называть строительные детали. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

НОД “Горка для куклы Кати” (строительный материал)

Программные задачи: Учить строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой. Учить различать и называть четыре основных цвета. Развивать стремление к игровому общению, речевую активность, умение контактировать с взрослыми и сверстниками.

НОД “Волшебная змейка” (строительный материал).

Программные задачи: Продолжать знакомить с деталями конструктора. Закреплять умение соединять кирпичики. Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать усидчивость, мелкую моторику.

Д/и “Чудесный мешочек”

Труд на участке: сбор природного материала

Анкетирование “Конструктивная деятельность с дошкольниками”
Октябрь НОД “Листопад” (природный материал)

Программные задачи: Продолжать учить использовать природный материал в поделках. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к к природе.

НОД “Домик - теремок” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями. Развивать элементарное умение отражать в постройках представление о знакомых предметах. Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик. Развивать первые навыки драматизации. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

НОД “Две длинные дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять знания о длине и цвете. Учить подбирать детали такого же цвета, использовать свою постройку в игре. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Ворота” (строительный материал)

Программные задачи: Учить изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики; строить разнообразные ворота, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей. Воспитывать усидчивость.

Труд на участке: сбор природного материала

Строительно-конструктивная деятельность (строительный материал)

Привлечь родителей к участию в выставке поделок из природного материала “Здравствуй, осень!”
Ноябрь НОД “Заборчики” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать более сложные постройки методом пристраивания деталей. Закреплять умения аккуратно выкладывать детали друг за другом. Продолжать учить различать и называть строительные детали (кирпичик, кубик, пластина). Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Угостили слоника конфетой” (из бумаги)

Программные задачи: Учить технике складывания квадрата пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать углы квадрата к середине. Развивать усидчивость, аккуратность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из бумаги.

НОД “Грузовая машина” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, делать ее устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. Развивать воображение, речевую активность. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Узкие и широкие ворота” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать более сложные постройки, комбинируя детали. Учить детей различать и называть детали. Закрепить представление о размерах (узкий – широкий, высокий – низкий). Воспитывать желание играть дружно.

Строительно-конструктивная деятельность (кубики)

Наблюдение за грузовым транспортом

Декабрь НОД “Елочка” (из бумаги)

Программные задачи: упражнять детей в складывании квадрата по диагонали. Составлять из треугольников елочку. Создать образ ели в зимнем лесу (по желанию детей). Воспитывать бережное отношение к природе.

НОД “Новогодняя игрушка” (из бумаги)

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, технику наклеивания. Развивать память, речь, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

Рассматривание альбома с фотографиями “Моя постройка”

Январь НОД “Гараж для машин” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости. Сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек. Учить детей работать совместно, согласовывая план работы. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности.

НОД “Мебель для медведей” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройку по образцу, преобразовывать ее способом удлинения, различать и называть детали. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Рассматривание фотоальбомов на тему “Мебель”, “Машины”

Консультация “Конструирование дома”
Февраль НОД “Мост для пешеходов” (строительный материал)
Программные задачи: Учить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении. Закрепить умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, формировать умение различать “длинный – короткий”.

НОД “Пакетик для семян” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой квадратной формы. Научить детей оформлять свои работы рисунками. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

НОД “Заборчик для игрушек” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, поставив их плотно друг к другу. Развивать у детей желание сооружать постройки. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.

НОД “Подарок для папы”

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, развивать творчество, речь, воспитывать заботливое отношение к родителям.

Д/и “Чудесный мешочек”

Март НОД “Мимоза для мамы” (из бумаги)

Программные задачи: Закреплять умение детей отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать интерес к данному виду деятельности. Воспитывать аккуратность.

НОД “Строим ферму” (строительный материал)

Программные задачи : Закрепить умение детей замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их узкой стороной, чередовать их по цвету.Учить выбирать необходимые детали, сравнивая их. Развивать мышление, воображение, речь. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Теремок для кошки ” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально, поставив их плотно друг к другу. Продолжать учить слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.

Развивать моторику мышц рук. Воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.

НОД “Автобус” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой. Развивать речевую активность. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

Самостоятельная конструктивная деятельность


Консультация “Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста”
Апрель НОД “Самолет” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей простейшим приемам складывания бумаги, учить правильно выполнять складывание и сгибание бумаги, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. Воспитывать усидчивость.

НОД “Одноэтажный домик” (бросовый материал)

Программные задачи: Формировать обобщенное представление о домах, они бывают разные (одно – и многоэтажные). Развивать художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы.

НОД “Уточка” (из бумаги)

Программные задачи: Упражнять детей в складывании бумаги. Развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение. Воспитывать усидчивость.

Рассматривание домов (на прогулке)

Май НОД “Двухэтажный дом” (строительный материал)

Программные задачи: Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала по условиям, предложенным воспитателем (высокие дома с перекрытиями), делать конструкцию прочной, выкладывать детали ровно, плотно прижимая, друг к другу, подбирать их по размеру. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД по замыслу (строительный материал)

Программные задачи: закреплять навыки конструктивной деятельности, развивать мелкую моторику, творчество, воспитывать интерес к совместной деятельности