Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме. Что делает ребенок

При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке.

Однако по мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.

  1. Организация шкафа.

Выделите для детской одежды нижние полочки, до которых ребёнок может сам легко дотянуться, или сделайте перекладину, на которой могла бы висеть одежда на уровне роста ребёнка.

  1. Выбор одежды ребёнком.

Дети должны сами выбирать, что они хотят надеть. Но для маленьких детей может быть сложным выбор из большого количества одежды. Поэтому давайте ребёнку выбор всего из несколько вариантов: выберите сами 2-3 пары брюк, футболок или другой одежды, подходящей по погоде, и разложите на детских полочках. Вы можете прокомментировать варианты: «ты хочешь надеть юбку или брюки? Красную или синюю футболку?».

  1. Выбираем одежду заранее.

Если ребёнку нужно быстро собираться утром (например, в сад), вы можете подготовить вместе с малышом одежду уже вечером и положить её в коробку или корзинку. Вы можете ещё раз проговорить выбор ребёнка утром: «Вчера ты положил в корзинку синие джинсы, белую майку…».

  1. Учим одеваться.

Показывайте, как надевать вещи. Иногда что-то, кажущееся родителям таким простым и очевидным, может вызвать у ребёнка большие трудности. Поэтому показывайте медленно, как надеть тот или иной предмет одежды, как бы дробя свои действия. Когда ребёнок попробует одеться самостоятельно, не торопите и не поправляйте его.

Если ваш малыш просит о помощи или заметно нервничает и не справляется, обязательно помогите ему.

  1. Выбор верхней одежды и аксессуаров по погоде.

Для того чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место. Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

  1. Учим надевать куртку.

В Монтессори-группах часто можно увидеть такой трюк, который очень облегчает процесс одевания детям и удивляет незнакомых с ним людей. Так, ребёнок может надеть куртку уже начиная с полутора лет.

Ребёнок кладет куртку на пол, капюшоном к себе, вставляет руки в рукава и перебрасывает через голову. Так куртка надета без помощи взрослых!

  1. Учимся надевать обувь.

Так же, как и одежду, выбирайте простую обувь. Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке. Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. Надо заметить, что в Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.

  1. Взаимопомощь при одевании.

Дети в Монтессори-группе обычно помогают друг другу во время одевания. Поэтому, если у вас несколько детей, предлагайте старшим помочь малышам. Как ни удивительно, дети часто лучше понимают объяснения старших детей, чем родителей.

  1. Самостоятельный уход за одеждой и обувью.

После прогулки предложите ребёнку осмотреть одежду и обувь. Обувь при необходимости нужно почистить или помыть. Возможные пятна на верхней одежде – тоже. Предоставьте ребёнку возможность сделать это самостоятельно. Учите ребёнка осматривать вечером одежду и класть грязную в корзину для стирки, а чистую – убирать обратно в шкаф.

Начиная с двух-трех лет, ребенок начинает отстаивать свое право делать все собственными усилиями. В это время можно попробовать развить такой важный навык, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Умение одевать одежду самому напрямую зависимо от развития мелкой моторики, которая отвечает за умственное развитие.

Если вы наблюдаете у вашего малыша стремление все делать самому, вам останется только поощрить его, и тогда вам не придется делать никаких усилий, чтобы заставить его чему-то учиться. Попробуйте следовать некоторым рекомендациям психологов, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно.

Сначала тренируем навык самостоятельного раздевания, так как оно дается проще. Малыш, наблюдая за вашими действиями, уже к полутора годам сам, предвосхищая ваши действия, пытается снять шапку, варежки, носочки, а в два года уже способен снять штаны и кофту. Непременно похвалите его за каждое выполненное самостоятельно действие, поощряя к тому, чтобы малыш стремился все сделать сам. Вскоре он захочет и одеваться собственными силами.

От родителей требуется запастись терпением, ведь малыш все делает медленно и часто ошибается. Конечно, легче и скорее самой одеть малыша, чем ждать, пока он справится с неподдающейся застежкой или попадет в рукав. Однако ваше терпение окупится, и ребенок вскоре будет одеваться быстро и ловко. А пока можно лишь слегка помочь по его просьбе, зашнуровав ботинки или вывернуть колготки.

Ни в коем случае подвергайте критике действия ребенка, если он надел неправильно какую-то вещь. Если его оплошность не слишком очевидна, оставьте как есть. Главное - он оделся самостоятельно, у него есть повод для гордости. Похвалите его.

Если вы куда-то должны успеть в определенное время, то не стоит помогать малышу одеваться, лучше начать это делать заранее, дав ему дополнительное время на сборы. Вставайте чуть раньше, чтобы не лишать малыша возможности вовремя освоить понравившийся ему навык одевания.

Если малыш совсем не проявляет желания к одеванию, помогите ему, к примеру, надев лишь на одну ногу колготки или штаны и попросите продолжить самостоятельно. Предложите малышу самому снимать после прогулки одежду, которая ему поддается без труда. Если он почувствует, что процесс одевания-раздевания для него - не проблема, то с большей охотой будет за него браться.

Умение одеваться самостоятельно формируется не сразу, и ваша задача - помочь ребенку преодолеть сложности, показывая ему, как правильно надеть тот или иной предмет гардероба. Можно вызвать его на соревнование - кто скорее наденет куртку, футболку или сапожки.

Пусть малыш тренируется на игрушках, которые помогут ему скорее одолеть навык одевания. Это могут быть куклы с их многочисленными нарядами, а также игры-шнуровки, книжки с пуговичными застежками, карманы, липучки и завязки на специальном панно, которое поможет ребенку развить мелкую моторику рук, что будет кстати при навыке одевания.

Девочки обожают игры, типа показа модной одежды, сменяя наряды один за другим. Эта игра поможет им поскорее освоить навык одевания. Для мальчишек можно устроить соревнования «в тоннелях» -штанах, куда заезжают две «гоночные машины» -ноги.

При одевании малыша всегда проговаривайте выполняемые действия: надеваем левый рукав, затем - правый. Можно рассказывать стишки и поговорки, петь песенки и т. п. Если такой метод ребенку не нравится, можно пофантазировать, что ребенок - это сказочный персонаж, а одежда - необычная, принадлежащая, например, Буратино или Красной Шапочке, а сапожки - не просто обувь, а сапоги-скороходы.

Старайтесь заинтересовать ребенка в любом действии, будь то одевание или чтение книжек. Можно предложить малышу увлекательную прогулку, поставив при этом условие, чтобы он оделся сам. Затем обязательно похвалите его за успехи, и помогите, если требуется.

Дети - хорошие подражатели, поэтому действуйте вместе с ним, выложив рядом свою и его одежду, и предложите одеваться на скорость.

Если ребенок хандрит, пойдите на компромисс, соглашайтесь надеть ту одежду, что он сам выбрал, заранее приготовив несколько подходящих комплектов.

Подскажите, какую одежду одевать сначала, а какую - позже. Поначалу последовательность действий представляет для ребенка сложность. Можно на большом листе бумаги вырезать и приклеить вместе с ребенком предметы одежды, разложив их в том же порядке, в каком их нужно надевать, чтобы он скорее запомнил очередность. Одежда с рисунком на груди поможет малышу сориентироваться, где перед, а где спинка.

Возможно, для того, чтобы малыш научился одеваться самостоятельно, вам нужно будет перебрать его гардероб, выбрав вещи, легкие для освоения навыка одевания. Предметы гардероба могут быть на пуговицах, молнии, липучках и кнопках. Можно все эти элементы пришить на специальный стенд, чтобы ребенок смог тренироваться. Обувь лучше покупать на молнии или застежке-«велкро» (липучке), чтобы ребенок мог легко ее обуть. Горловина свитера или реглана должна быть не очень тугой и узкой, иначе малыш не справится, и это отобъет у него охоту одеваться самому. Поясните, что надевать горловину нужно, влезая в нее не лицом, а макушкой. Научите ребенка надевать штаны, рассказав, что начинают одевать их сидя, а продев ноги, встают и подтягивают до пояса.

Ребенок может отказаться одеваться потому, что ему не нравится его одежда. Возможно, ему в ней неудобно? Осмотрите «забракованную» им одежду, возможно у нее на изнанке есть царапающий ярлычок или слишком плотная резинка. И к тому же, даже малыши-дошкольники уже обладают собственным вкусом в нарядах, стоит к ним прислушаться.

При попытках обучения самостоятельному одеванию, сложите вещи ребенка в доступном для него месте, возможно, переместив на полку ниже. Поначалу предлагайте малышу одежду с минимумом застежек и других деталей, сложных для освоения. Показывайте на своем примере, как нужно надевать ту или иную вещь. Обязательно хвалите и поощряйте малыша, говоря, что он совсем уже взрослый, раз умеет одеваться сам.

Освоить полностью навык одевания дети смогут ближе к пяти годам. Самыми сложными для освоения будет завязывание шнурков и застегивание молнии. Тренируя ежедневно мелкую моторику рук самыми разнообразными занятиями, начиная от лепки и заканчивая сортировкой зерен, вы значительно приблизите успех.

В какой-то момент родители начинают задумываться о том, как научить ребенка одеваться. Ведь навыками, такими полезными в жизни, крохе предстоит овладеть с помощью взрослых. Не всегда это легкий процесс, нередко он надолго растягивается, но результат того стоит. Главное – запастись терпением, чтобы не отбить у малыша охоту к обучению.

Когда и с чего начинать?

Важно не упустить время, ведь проще это сделать, когда ребенок сам заинтересован. Где-то в 2 года или немного позже у него начинается период, когда от него только и слышно – «я сам». Карапуз стремится к самостоятельности, и если поддерживать его инициативу, то научить его чему-либо будет намного проще.

Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.

Родителям придется проявить немало терпения. Ведь сначала ребенку будет сложно, непослушным пальчикам непросто одолеть застежки, делать он это будет очень медленно. Если торопить его, ругать за неспешность, то одевание у крохи начнет вызывать неприятные ассоциации и стресс. В дальнейшем он постарается попросту избежать этого, предоставив справляться с нарядом взрослым. Не надо спешить поправлять костюм, особенно если недочеты почти незаметные.


Одеваться - это интересно

Конечно, родителям придется помогать ребенку вывернуть с изнанки кофточку или застегнуть мелкие пуговицы, но при этом необходимо проговаривать свои действия, объяснять, как и что нужно делать. Чтобы поддерживать интерес малыша, которому только два-три года, лучше подбирать что-то простое в надевании. Можно наполовину натянуть штаны, чтобы карапуз продолжил. Воспринимая это занятие как игру, он быстрее наловчится справляться и с более сложными элементами одежды.

Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю - так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.

Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.

Чтобы поддерживать интерес крохи, можно рассказывать стишки, петь веселые песенки, рассказывать, что интересного ждет на улице. Можно перевести одевание в игровую форму. Например, представить, что ноги - это поезда и им надо заехать в тоннели (штаны или колготки). После того, как надели кофточку, можно похлопать в ладоши, когда натянули штанишки - потопать ножками.


Выбираем простую одежду

Важно, чтобы одежда, которая предназначена малышу, легко надевалась. Это пригодится тем, кого интересует, как научить ребенка одеваться самостоятельно. В 3 года он уже способен натянуть носочки, штанишки, ботинки, снять кофточку или футболку, расстегнуть молнию. Но если у футболки будет узкое горлышко, то ребенку надо будет прилагать усилия, на которые он еще не способен в два-три года. Поэтому она должна быть достаточно свободной. Это касается и свитеров.

Также проблема может возникнуть с носками. Небольшие изделия, аккуратно сидящие на ноге ребенка, сложно надеть неловкими ручками. Для этой цели лучше подойдут размером побольше, со свободной резинкой. Правильно подобрать нужно и ботинки. Расшнуровать их или завязать шнурки у крохи не получится. Стоит отдать предпочтение обуви на липучках: она просто раскрывается, и в нее легко поместить ножку. Штанишки должны быть также незамысловатыми, на резинке. От комбинезонов в этот период лучше отказаться, так же как от платьев с застежкой на спине.


Объяснять, как одеваться правильно

Следует объяснять, как правильно надевать вещи. Брючки лучше натягивать сидя, а вставать только после того, как ноги покажутся из штанин. При надевании футболки через горловину должна проходить макушка, иначе можно застрять. Скорее всего, это придется повторить не один раз.

Родителям следует учитывать мнение их детей насчет выбора одежды, даже совсем маленьких, которым два-три года. Ведь гораздо приятнее носить то, что нравится, а у таких крох уже есть желания. Можно предложить самостоятельно выбрать наряд для прогулки. Чтобы не оказалось, что малыш хочет что-то не соответствующее сезону, родителям лучше подобрать несколько вариантов и показать ребенку.

Нередко бывает, что малыш путается, в каком порядке надевать элементы одежды. Чтобы ему было проще ориентироваться, можно совместно сделать плакат: вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на лист ватмана. Это поможет крохе запомнить, что за чем следует надевать, а отличить зад от переда не составит затруднений, если передняя часть будет украшена аппликацией или заметными карманами.


Родители должны избегать ошибок

Хорошо, когда одежда малыша лежит в открытом доступе и он может сначала просто перебирать и изучать ее, а затем пробовать натянуть на себя. Желание примерить их могут вызвать и вещи родителей. Их легко надеть из-за большого размера, к тому же так реализуется потребность походить на маму и папу.

В четыре года дети способны полностью раздеваться, одеваться под присмотром старших, застегивать и расстегивать пуговицы. Даже если время первых попыток самостоятельности упущено, научить ребенка будет несколько сложнее, но, конечно, возможно. У большинства детей одеваться полностью самостоятельно получается к пяти годам. К этому возрасту, как правило, они способны справиться и со шнурками.

Даже когда малыш многое умеет, он все равно нуждается в поддержке и похвале. Родители в процессе обучения не должны совершать следующих ошибок.

  • Не стоит затягивать с началом приучения, лучше делать это во время периода самостоятельности, который приходится на два-три года.
  • Если кроха уже научился раздеваться, то не следует останавливаться на достигнутом. Этот процесс сходен с одеванием, поэтому нужно, чтобы он учился дальше.
  • Нельзя торопить ребенка, даже если кажется, что он еле копошится, это может отбить у него всю охоту к этому занятию. Лучше встать немного раньше и спокойно собраться.
  • Не нужно помогать ребенку, если он сражается с застежкой, если он сам этого не просит.
  • Когда видно, что ребенку что-то тяжело дается, то надо спокойно объяснить ему, как правильно. Ни в коем случае не ругать его, наоборот, находить, за что похвалить.
  • Необходимо помнить, что дети лучше воспринимают объяснения в игровой форме.

Дети способны быстро усваивать новые навыки. Но все же им для этого нужна помощь родителей, которые должны терпеливо обучать их всему необходимому. Поэтому взрослые должны знать, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Превращая этот процесс в увлекательную игру, можно справиться с важным этапом в развитии.

Даже если вы не собираетесь отдавать своего малыша в детский сад, то учить его самостоятельно одеваться все равно необходимо. Чем раньше ребенок освоит эти навыки, тем ему будет проще. Как правильно обучать ребенка самостоятельному переодеванию и бороться с нежеланием учиться этому делу, мы расскажем в этой статье.

С какого возраста необходимо обучать ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно?

Уже с 1,5-2 лет детки начинают активно проявлять любопытство. Они хотят узнавать все больше информации, помогать маме по хозяйству, и, конечно же, одеваться и наряжаться. Не ограждайте малыша от этих знаний, это самый подходящий возраст для начала обучения самостоятельному одеванию .

Светлана Андреевна, 27 лет, мама 2 детей

«После купания позвольте малютке самостоятельно надеть нижнее белье. При сборах на прогулку или в гости пускай сам пробует просунуть ножки в колготочки и надеть носочки. Старайтесь без необходимости не помогать ему в этом. Пусть одевает криво, косо, не на ту сторону — зато будет пытаться одеться сам.

То же самое касается и раздевания. Скажите малышу, чтобы снимал, к примеру, колготки или носочки. Также перед купанием попросите самостоятельно раздеться».

Если у малыша получается плохо или вовсе не получается, то помогите ему, пока он не стал плакать.

Негативные воспоминания о том, что у него не получается что-то сделать будут пагубно отражаться на дальнейшем обучении.

Ольга Сергеевна, 34 года, мама троих детей

«Естественно, не заставляйте ребенка в этом возрасте одеваться или раздеваться самому, если он категорически того не хочет. Переведите все в игровую форму. Например, скажите: «Давай поиграем, кто быстрей снимет носочек — ты или я?» Дети очень стараются победить в конкурсе, даже в таком маленьком возрасте».

Почему необходимо научить ребенка одеваться и раздеваться к трем годам?

Ребенка нужно научить к трем годам одеваться и раздеваться обязательно! Ведь именно в этом возрасте он пойдет в детский сад. Возможно, у кого-то раньше или позже, но все равно, в три года малыш должен уметь одевать и снимать пижаму, плавочки, футболку, колготки, юбки или штаны, валенки или сапоги (сандалии), шапку и куртку (даже не застегивая).

Анастасия Дмитриевна, 31 год, мама близнецов

«В детском саду малышей много, а воспитатель один. Он не всегда сможет вовремя подойти к каждому ребенку, чтобы помочь переодеться на сончас, а тем более при сборе на прогулку.

Конечно, если у ребенка не очень хорошо получается справиться самостоятельно с одеждой, предупредите об этом воспитателя, он будет обращать внимание на его собранность и в случае неудачи в одевании помогать».

Также в коллективе детки будут быстрей учиться одеваться, ведь детство — это постоянное соперничество и завоевание авторитета.

Если же вы не собираетесь водить своего кроху в дошкольное учреждение, то тоже стоит позаботиться о его обучении самостоятельного переодевания. К трем годам ребенок должен это уметь. От того, насколько быстро обучится ребенок одеваться и раздеваться, зависят успехи и в дальнейшем обучении, его успеваемость. Каждое обучение должно происходить в свое время.

Обучение ребенка самостоятельному одеванию и раздеванию: с чего начать?

Конечно, для каждого дела нужно свое начало. Так и для обучения малыша самостоятельному одеванию.

Анна Евгеньевна, 37 лет, многодетная мама

«Если кроха не проявляет инициативы на начало самостоятельного переодевания, то вам помогут куклы, мягкие зайцы и прочие игрушечные зверята. Сшейте или купите для этих игрушек несколько самых распространенных одежек: платье, брючки, рубашку, футболку и носочки. Играйте вместе с малышом, показывайте, как нужно одеваться и что куда одевать.

Когда дело сдвинется с мертвой точки, то при сборе на прогулку попросите его взять с собой игрушку, объяснив свое желание тем, что игрушка скучает и тоже хочет гулять. Попросите малыша самостоятельно одеть эту игрушку, ведь вам некогда — вы одеваете его и себя, а без одежды на улицу нельзя даже кукле».

Алия, 29 лет, мама двух детей

«Обратите внимание малыша на то, как застегиваются пуговки, как правильно и в какой очередности нужно одевать игрушку.

Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным».

На каждый успех в одевании, той же игрушки, не забывайте хвалить малыша, просите, чтобы он так же хорошо и на себя одел носочки, ведь у вас так не получится, как получается у него.

Еще, одевая малыша, не торопитесь, делайте все медленно, чтобы он мог проследить за вашими действиями и запомнить их.

Объясняйте ребенку, почему майку одевают под футболку, а не наоборот. Так же рассказывайте ему для чего застегивать пуговицы и замочки, зачем завязывать шнурки.

Елена Владимировна, 41 год, воспитатель в детском саду, мама троих детей

«Развивайте у малыша мелкую моторику пальчиков различными пуговицами, шариками, шнуровыми лабиринтами. Такие игрушки в большом разнообразии продаются в магазинах. Кроме моторики они развивают и логическое мышление».

Подбираем одежду для малыша правильно

От того, насколько правильно подобрана одежда для ребенка, будет зависеть его успех в обучении самостоятельного одевания и раздевания, его желание продолжать обучаться.

Самые распространенные советы опытных мам, на что стоит обратить внимание при выборе одежды для ребенка, мы собрали в список:

  • Не покупайте для 2-3 летнего малыша одежду с мелкими пуговицами . Мелкая моторика пальчиков ребенка еще плохо развита, поэтому ему будет тяжело справляться с мелкими деталями на одежде.

Выход: если вы все же не удержались и купили понравившуюся вещь с мелкими пуговками, то замените их на более крупные или на простые заклепки.

  • Покупайте одежду вместе с ребенком, ориентируйтесь на его выбор . Ребенка просто невозможно заставить носить вещи, которые ему не нравятся. Он будет убегать, кричать, но не оденет, тем более самостоятельно. Если вам не понравилось то, что выбрал малыш, то помните: носить одежду не вам, а ему. Проще приобрести ту вещь, которая по нраву ребенку, чем заставить его надеть не понравившуюся.

Выход: если в гардеробе малыша есть вещи, которые ему не нравятся и он не хочет их надевать, то не заставляйте. Просто, если вы его все же поймаете и заставите одеть такую вещь, то в следующий раз он может просто принципиально отказываться одеваться.

  • Выбирайте только удобную одежду из качественного материала . Если ребенок будет некомфортно ощущать себя в одежде, ему будет в ней жарко или холодно, то вы опять столкнетесь с полным отказом от одевания. А уж про самостоятельное надевание такой вещи можете и не рассчитывать: дети отличаются своей непосредственностью – «неудобно, не одену». Это женщины могут на неудобных шпильках пробегать весь день, а на следующий вновь их одеть, а дети не терпят неудобства.

Выход: неудобные, узкие и некачественные вещи просто уберите. Желательно их совсем спрятать или отдать, чтобы малыш их не видел. Вещи, которые вызывали дискомфорт могут спровоцировать появление плохого настроения.

  • Футболки, кофты и пижамы покупайте с широкой горловиной, чтобы малыш мог свободно просовывать туда голову . Это мама может просто предпринять усилия, чтобы впихнуть малыша в кофту. Сам же ребенок после первой неудачной попытки просунуть голову в ворот откажется от этой затеи.

Выход: если вы купили кофту без малыша, а примеряя дома, заметили, что ворот тугой, можете расшить его самостоятельно, или сделать на воротнике надрез, обшить его и пришить красивую пуговицу. Малыш сможет самостоятельно кофту одеть, а пуговку застегнете сами или воспитатель в саду.

  • Обувь приобретайте с липучками, а не шнурками . Ребенок в возрасте 2-3 лет не сможет самостоятельно завязать шнурки. Выход: есть модели обуви, на которых имеется и шнуровка и замок (или липучка).

Как правильно научить малыша одеваться: на что обратить внимание ребенка?

Колготки и носки Это первое, что нужно научиться одевать самостоятельно ребенку . Дети все повторяют за взрослыми. Объясните малышу, где у колготок «зад и перед» (по полоскам: одна — перед, две — задняя часть). Покажите, где у носочков пятка и носок. Показывайте на себе, как правильно одевать эти вещи, пускай малыш повторяет все за вами.
Кофты, футболки и майки Объясните ребенку, что легче надеть эти вещи, начиная с головы, а в дальнейшем просовывать уже ручки . Купите эти вещи с яркими аппликациями на лицевой стороне и передней части, чтобы малыш не перепутал стороны и зад с передом. Каждый раз, когда начинаете одеваться, говорите ему, что это перед, потому что там рисунок.
Обувь: шнурки и застежки Малыш уже знает, зачем нужны шнурки и застежки, осталось только научить его правильно ими пользоваться. Мы уже говорили о том, что обувь со шнуровкой лучше пока не приобретать. Учите ребенка завязывать узелки на веревочках, а обувь такую покупайте только к четырем годам . Это же касается и застежек. Купите сандалии с таким замком, но одевайте их только на прогулку, когда сами сможете помочь малышу.

Для детского сада приобретайте обувь с липучками и молниями, справиться с такими замками ребенку будет не сложно.

Левый или правый ботинок? Это тоже весьма несложно объяснить по тем же самым застежкам или замочкам, они всегда находятся на внешней стороне ноги.

Шапки и завязки на шапках Для того, чтобы ребенок легко запомнил где перед, а где зад шапки, покупайте их также с рисунком на передней части, покажите, что сзади есть шов.

Учить малыша одевать шапку лучше перед зеркалом, чтобы он сам видел, как у него получается и что нужно исправить .

От завязок в этом возрасте откажитесь, есть множество шапок с липучками и затягивающимися завязками.

Молнии Сейчас практически все куртки производят именно с молниями, поэтому вам предстоит к трем годам научить малыша ими пользоваться. Учите застегивать замки на неодетой вещи . Положите куртку на кровать и вместе с малышом застегивайте и расстегивайте замок. Когда у него будет неплохо получаться, продолжайте обучение на себе (пускай застегнет куртку на вас), а потом уже пробует застегнуть самом себе.
Пуговицы и кнопки Когда учите ребенка застегивать кнопки и пуговицы, объясняйте ему, что необходимо каждой пуговке попасть в свою «норку», так же и с кнопками . Покажите, как будет некрасиво и неудобно, если неправильно их застегнуть. Выбирайте одежду с крупными кнопками и пуговицами.

Что делать, если ребенок отказывается учиться одеваться и раздеваться?

Если малыш ни в какую не хочет самостоятельно переодеваться, то попробуйте его подкупить новой игрушкой или дополнительной сладостью. Обычно дети на этот уговор идут.

Евгения Савельевна, 31 год, мама двух детей

«Можно в игровой форме его начать обучать. Скажите, что колготки и штаны — это такие волшебные тоннели, а ножки малыша — поезда. Включайте фантазию, говорите, что это не просто кофта и брюки, а костюм супергероя, который заработает только в том случае, если ребенок его сам наденет».

Татьяна, 35 лет, мама четверых детей

«Устройте соревнования: кто быстрей справится со сбором: взрослые или дети. Участие должны принимать и вы сами, чтобы было интересней и веселей».

Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он отказывается самостоятельно одеваться, это окончательно отобьет его желание учиться.

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Папы и мамы ломают голову над тем, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Считается, что в возрасте 2,5–3 лет дети начинают делать попытки самостоятельно надеть простые вещи. Однако есть малыши, которые, вступая в магический возраст под кодовым названием «я сам», могут спокойно собрать из конструктора модель звездолета, но не стремятся сами обуть ботинки, потому что родители регулярно это делают за них.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора , а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если и как бороться с .