Как работают детские сады в америке. Частный детсад в сша - прибыльный бизнес

Так получилось, что в последнее время мне несколько человек задали один и тот же вопрос о том, как обстоят дела в США с детскими садами, как ребёнка определить в детский сад, сколько это стоит и т.д. Поэтому я расскажу об этом. Не думаю, что это займёт много времени.

Значит, детские сады, в отличии от школ, здесь платные. Здесь нет государственных детских садов, они все частные, и, в среднем, стоят где-то $1000 в месяц. Так же, как и у нас, есть ясли для совсем маленьких детей, и есть детский сад для детей постарше. Здесь есть Day Care – это для маленьких детей от 6 недель до 2-3 лет. И есть Preschool – это для детей от 3 до 5. В 5 лет ребёнок уже идёт Kindergarten – это подготовительный класс к школе. В 6 лет он идёт в первый класс. Этот Kindergarten, он при школе, при начальной школе. То есть ребёнок уже в 5 лет как бы ходит в школу, это уже бесплатно. До пяти лет дети здесь либо сидят с мамами дома, или с бабушками, или с нянями, либо их определяют в Day Care или Preschool.

Как я сказала, Day Care и Preschool стоят, в среднем, $1000. Есть дороже, конечно же. Дешевле я не встречала, но, может, если поискать, можно найти. Значит, эта цена рассчитана, если ребёнок ходит полный день 5 дней в неделю. Есть разные варианты. Например, ребёнок может ходить по полдня или ходить 3 дня в неделю, а не 5 раз, и так далее. Тогда там цены другие. То есть это всё будет зависеть от того, как часто вы хотите водить ребёнка в детский сад. То есть, может быть, это дешевле, если вы будете водить не 5 дней, не полный день, а три дня по полдня, например, это будет дешевле.

Также бывают опции, я видела в некоторых детских садах, есть такое, что можно просто привести ребёнка, оставить на несколько часов, потом забрать. Это где-то будет стоить $12 в час, что, в принцип, по крайней мере, по калифорнийским меркам, это нормально. Потому что здесь минималка в Сан-Хосе $10 в час. То есть, если предположить, что вы бы наняли няню для ребёнка, но это ни какая-то там совсем только-только начавшая работать babysitter девочка пятнадцатилетняя, а кто-то более менее опытный, то, скорее всего, вы заплатили бы намного дороже в час, чем $12. Поэтому это, в принципе, неплохой вариант для тех, кому просто надо где-то оставить ребёнка на несколько часов и съездить куда-то по делам. То есть, есть ещё такой вариант.

Значит, какие бывают разновидности этих Day Care и Preschool? Day Care и Preschool – они бывают home, как бы base. То есть, это кто-то у себя дома выделяет комнату или несколько комнат, строит площадку у себя на backyard, и это как такой маленький бизнес, который прямо дома и находится. И это хозяйка дома, часто это как семейный бизнес, или это две сестры, или мать и дочь, или муж и жена, они, в общем-то, этим всем и руководят, и с детьми сидят.

Американцы очень любят эти home base места, потому что, во-первых, они маленькие, там мало детей. Чаще всего, они там сами готовят еду для детей. Часто это organic еда. То есть, многие американцы любят такого плана Day Care и Preschool.

Также есть Preschools, которые относятся к какой-то частной школе, например, то есть, это часть школы. Есть Preschools отдельно стоящие, то есть, как отдельная школа. Есть разные виды тоже. Есть разные программы у этих Preschools. У Day Care, наверное, не так много, потому что дети ещё маленькие, там особо их ни чему не учат. Но Preschools там есть специализированные, например, пелингвальная, где на двух языках с детьми говорят. Или с каким-то уклоном – техническим, или искусство, или ещё что-то. С какими-то программами, например Монтессори Preschool. То есть тоже есть с разным уклоном, есть обычные.

Спрашивали меня про то, как обстоит дело с русскими детскими садами. Видимо, всё будет зависеть от места, где вы будете жить, насколько там много русских. Но в местах, где их много, я имею в виду русских – русскоязычных, будут детские сады русские. Я вот знаю, что даже в Сан-Хосе штуки 3-4 точно есть русских детских сада. Уже не говоря про Маунтин-Вью, Саннивейл, где, по-моему, больше русских живёт, чем здесь. Как мне, по крайней мере, кажется.

Переехать в США сложно, но есть категории людей, которым это доступно:

— Инвесторы. Достаточно вложить от 1 миллиона долларов и через 2 года все члены семьи получат статус постоянного жителя США (виза EB-5 ).

— Также можно открыть филиал существующей компании в Америке или же купить готовый бизнес в США (от $100 000). Это даст право на получение рабочей визы L-1, которую можно обменять на грин-карту.

— Известные спортсмены, музыканты, писатели и прочие экстраординарные люди могут переехать по рабочей визе O-1 .

— В случае притеснения со стороны государства по религиозной, политической причине или же унижений из-за принадлежности к гей-меньшинствам, вы можете запросить политическое убежище в США (asylum).

— Кратковременно можно находиться на территории США по туристической визе B1/B2.

— Также можно получить второе высшее образование в США, проучившись 1-3 года.

Если вы хотите эмигрировать в США и подходите по одному из пунктов выше. Мы сотрудничаем с проверенными иммиграционными адвокатами и бизнес-брокерами, которые помогут реализовать ваши мечты.

Подпишитесь на наши соц. сети, чтобы узнать больше:

Чем американцы отличаются от русских? Ничем и всем. Попытаемся раскрыть этот противоречивый тезис на конкретном примере.

Все малыши в конечном счете превращаются во взрослых, но у маленьких детей в Америке несколько иной путь адаптации к самостоятельной жизни. В данной публикации речь пойдет об американских детских садах.

Меньше всего хочется здесь приводить скучные цифры и статистику. Ограничимся одним, но принципиальным соображением: американская система дошкольного воспитания кардинально отличается от российской.

Начнем с того, что в Америке детсады называют preschool, что дословно переводится как «до школы», но уже здесь возникает путаница, потому что в них принимаются дети от двухмесячного возраста и до пяти лет. А с пяти лет начинается kindergarten, что переводится с немецкого как «детский сад», но это уже, собственно, двухлетнее учебное заведение, после которого ребенок отправляется в школу. С пятилетнего возраста посещение учебных заведений в Америке обязательно, а что касается собственно детских садов (preschool), то здесь ситуация обстоит следующим образом.

(Сразу оговорюсь, что речь идет о реалиях Лос-Анджелеса - мегаполиса, который насчитывает почти 17 миллионов жителей. Это огромный суматошный город-дорога, разделенный на множество районов, каждый из которых по количеству населения вполне потянет на средний российский областной центр.)

В США есть бесплатные государственные (муниципальные) детские сады. Есть. Но их очень мало. Они переполнены в районах, где рождается много детей, и пустуют в тех частях города, где младенцев настолько мало, что в эти детсады принимают детей, проживающих далеко от дислокации дошкольного заведения.

Вся штука в том, что ребятишки находятся здесь примерно 4-5 часов в сутки. Почему, удивленно спросите вы? Да потому что в детских садах дети не спят. То есть ты можешь привести своего малыша в девять утра, например, и забрать в половине двенадцатого либо привести в половине двенадцатого и забрать в пять часов вечера. Как известно, маленькие дети без сна больше не выдерживают, поэтому по окончании этого срока вам торжественно вручат вашего ребенка.

Почему дети не спят в детских садах? Исходя из двух резонов. Первый: Лос-Анджелес относится к городам, находящимся в активной сейсмической зоне, поэтому детей не укладывают спать из соображений безопасности. Эвакуировать спящих ребятишек во время землетрясения представляется крайне безнадежным делом. Второй резон заключается в том, что таким образом соблюдается принцип социальной справедливости, поскольку мы в данном случае говорим о бесплатных дошкольных учереждениях. Если район изобилует маленькими детьми, то такой подход позволяет охватить большее количество нуждающихся. Да, и еще очень важный момент: в Лос-Анжделесе очень дорогая земля. Поэтому помещения под детсады, мягко говоря, не поражают воображение размерами. За их аренду платит государство, у которого, как известно, денег ни на что не хватает. Хоть в Америке, хоть в России.

Детей в детских садах не кормят. Да, да - я тоже схватилась за сердце, впервые узнав об этом. Родители обязаны покормить своего ребенка дома и вручить ему какую-либо еду, которая состоит из соков, сырных палочек, печенья - все это обязательно в герметичной фабричной упаковке. Разрешаются мытые и порезанные на дольки фрукты. Звучит жутко, верно? Но при этом в детских садах США не происходит массовых отравлений еще и по этой причине. Детей не кормят централизованно, поэтому шансы ребенка подхватить сальмонеллу из-за плохо прокипяченного молока ничтожно малы.

В американских детских садах нет медицинских сестер или медработников. Звучит дико, но это так. И вот это чудовищная проблема. Потому что несчастные родители, которым просто некуда деваться, бегут на работу и приводят заболевшего ребенка, у которого задавлены симптомы вирусного заболевания каким-нибудь «талинолом» (это такая детская микстура для снижения жара). Поэтому - да, дети в детских садах болеют. И болеют часто. Но прагматичные американские педиатры усматривают в этом плюс. Считается, что с чем большим количеством вирусов ребенок познакомился во время болезней, тем интенсивнее строится его иммунная система. Я не специалист - ни возразить, ни опровергнуть эту теорию не могу.

Но не все так плохо. Дело в том, что детские сады как институт социализации и присмотра за детьми появились сравнительно недавно. В 60-е годы прошлого века американские женщины массово пошли на работу, до этого времени работающая женщина вызывала довольно жесткий общественный остракизм. И возникла проблема. Так, где-то к 70-му году была налажена система детских муниципальных садов. Надо добавить, что это событие совпало с ростом движения хиппи. Довольно закономерное совпадение, не правда ли?

А потом произошло вот что. Делать бизнес на чем угодно - это присуще американцам, это часть их культуры. Поэтому случилось то, что мы наблюдаем и по сей день. Подавляющее число детских садов в Америке - частные. Да, их обязывают иметь десятки лицензий, их мучают постоянными проверками, но факт остается фактом: родители платят владельцу детского сада за то, что он присматривает за их ребенком, пока они работают.

Частные детские сады в Лос-Анджелесе делятся на три основных категории. Очень дорогие и избыточно перегруженные развлечениями - туда направляет своих детей состоятельная публика: актеры, врачи, адвокаты. Вторая категория - это детские сады, востребованные средним классом. А также так называемые этнические детские сады.

Детские сады «для богатых» очень разнятся в цене. Но начинается она где-то с двух тысяч долларов в месяц. Среднему классу присмотр за ребенком обойдется от 250 долларов в неделю. Этнические детские сады находятся в той же ценовой категории, но отличаются от них.

Ни для кого не секрет, что в Лос-Анджелесе проживает огромное количество людей, приехавших из разных стран. Они имеют обыкновение селиться рядом. Так вот, в местах крупных этнических скоплений давно появились частные детские сады, удовлетворяющие культурным традициям и запросам граждан, приехавшим, например, из Кореи. Или из Израиля. Или из России. Это довольно странная смесь национальной самобытности и американского формализма.

Там, где живут выходцы из России - этот район называется Вест Холливуд, - вы обнаружите с десяток детских садов с названиями «Just like mom», что означает «Как у мамы» или им подобными. Эти дошкольные учреждения практически полностью копируют российские (советские) детские сады. Дети там спят, их кормят четыре раза в день. Там есть медсестра, которая меряет температуру ребенку каждое утро, обязательно наличие музыкального работника, который поет и пляшет с детьми.

С ними говорят по-русски. Все воспитательницы русские. Книги и мультфильмы на русском языке тоже помогают маленьким американцам не забыть родной язык.

Я специально поинтересовалась, как обстоят дела, например, в корейских детских садах. Там меня вежливо попросили ничего не фотографировать, но с удовольствием разрешили понаблюдать за карапузами, которые лихо управлялись палочками, вылавливая лапшу из бульона. Под картинками с кошечками и собачками пестрели иероглифы. С детьми говорили на корейском языке.

Есть два важных момента, которые хотелось бы отметить. В свое время я искала детский сад для ребенка и попала в один из детских садов, который обучает детей по системе Монтессори. Знаете, как бы ни была привлекательна система такого интегрирования в жизнь маленького человека, у меня не хватило духу даже представить, что каждый день моя дочка будет проводить шесть-восемь часов в подвальном помещении церкви с часовой прогулкой на улице.

Да, дорогая земля. Поэтому меня довольно скоро перестали удивлять детские сады, в которых дети спали на маленьких матах, которые они после сна, раскрасневшиеся, чуть взъерошенные, сворачивали и складывали в угол совсем небольшой комнаты. Как сейчас помню, тот детский сад стоил бы мне 800 долларов в месяц.

Если ты, например, задерживаешься и не можешь забрать своего ребенка вовремя, тебе пойдут навстречу. С ним останутся хоть до полуночи, но ты потом заплатишь за каждую экстра-минуту, которую твое чадо провело в детском саду.

Теперь о том, что же такое американский детский сад как единица, с которой начинается социальное внедрение ребенка в общество. Американцы - прагматики. И довольно успешно интегрируют выводы социальной психологии в жизнь. Каждому психологу известно, что дети до трех лет предпочитают так называемые одиночные игры. Им не требуется партнер в наращивании своих навыков. В основном в это время развивается моторика и, как следствие, когнитивные функции. С этой точки зрения становится понятным, почему американский детский сад не ставит своей целью привитие культурных навыков и образование ребенка.

Если вы ознакомитесь с требованиями, которым должен соответствовать ребенок, идущий после детского сада в настоящую школу (помните, фактическая обязательная школа начинается с пяти лет?), то очень удивитесь. Ребенок должен различать цвета, геометрические фигуры и знать хотя бы половину букв алфавита. Немного, правда? Детей научат вырезать, малевать человечков и котят, лепить и клеить, но никто не станет упираться рогом, чтобы образовывать вашего ребенка сверх оговоренной нормы.

Нет ничего странного в квадратной снежинке, утверждает детский сад. Не имеет смысла это отрицать сейчас, говорят американцы, вот начнется школа, там и научим. А если вас это не устраивает, то это ваша проблема.

Грубо говоря, выглядит сие так: предположим, что ребенок должен съесть в день сто граммов овсяной каши. Вот он ее и съест, ни граммом больше. Если он не усваивает это количество, то воспитатели обратят внимание и приложат все усилия, чтобы он ее все-таки съел. Речь идет о метафоре, которая включает в себя содержание дня, проведенного в детском саду.

Если ребенок ведет себя невыносимо, дерется и плюется, никто не станет специально тратить на него время. Его потерпят пару недель, а потом вам пришлют вежливое письмо, которое сухо проинформирует о том, что «нахождение вашего ребенка в нашем детском саду затрудняет жизнь другим». И вы отправитесь искать другой детский сад.

Воспитатели в preschool - это отдельная история. Среди них попадаются совершенно изумительные, теплые, гуманные личности, но в силу того, что работа малооплачиваемая, чаще всего это молодые люди, которые находятся в процессе учебы в университете. Они уже получили лицензию на работу с дошколятами, но не являются еще полноценными учителями.

Есть еще один важный аспект - это мультикультуральность населения Лос-Анджелеса. Не люблю этого слова, но оно здесь уместно. Дети приходят из совершенно разных культурных групп, и одна из задач американского дошкольного учреждения - нивелировать естественные различия. И это довольно легко происходит, потому что когда каждый день дети пьют одинаковый сок, грызут одни и те же печенья, воспитателям остается только приучить их к американским нормам поведения. Для американского детского сада, например, совершенно неприемлема драка между детьми. Детям запрещено решать конфликты самостоятельно. Для этого есть воспитатель, к которому ребенок обязан обратиться в случае возникновения любой проблемы. Гражданское фискальство является одним из важных пунктов в американской системе ценностей.

Резюмируя вышесказанное: американский детский сад - это ни хорошо, ни плохо. Это часть системы, которая построена исходя из не идеальных, но насущных потребностей американского гражданина. Соответственно, и является мини-моделью американского образа жизни.

Да, кстати. Отправляя ребенка в здешний детский сад, вы можете не беспокоиться, что он нахватается там дурных слов или неприличных жестов. Первое, что он расскажет вам по возвращении, будет «Рledge of allegiance» - «Клятва верности флагу США». Его заставят вызубрить эту клятву назубок в первую неделю.

С этим здесь все в порядке.

Ольга КОРЧНЕВА (Лос-Анджелес)

Этой публикацией «Вечерка» открывает серию материалов о том, как устроена жизнь муниципалитетов в США. Вы узнаете об организации дорожного движения, работе публичных библиотек, полиции, мэрии. Да практически о чем угодно: просто отправьте свой вопрос в редакцию или на сайт , и мы передадим его нашему лос-анджелесскому корреспонденту.

О ДЕТСКИХ САДАХ США

Дорогая Ольга! Высылаю Вам зарисовку, как мне пришлось поработать в детском саду по своей специальности, конечно уже тяжело все описать, но я попыталась. Все, что описано ниже, исходит только из моего личного опыта и общую оценку состояния дошкольного воспитания в США не отражает. И пользуясь случаем поздравляю всех своих коллег с прошедшим праздником, Днем Учителя.

Детский сад! Как много и как мало этим сказано. Много в том отношении, что маленький человечек проводить все свою жизнь-детство в этом саду, а сад, потому что он помогает развить способности этого человечка, и как важно, чтобы весна у ребенка была бы действительно цветущей и счастливой.

Российский детский сад, в котором я работала во времена ранней перестроечной эпохи назывался "Дом радости", и действительно, этот детский сад был показательным со всех сторон: новое типовое здание, новые игрушки, молодые специалисты, желательно только с высшем образованием, по-новаторски настроенная заведующая. Все были готовы предоставить детям не только счастливое пребывание в детском саду, но и всесторонне-гуманитарное образование, несмотря на маленькую зарплату. И хоть и был у нас праздник, который назывался День Учителя, нас в этом саду мало кто считал педагогами. Приходилось доказывать – да, мы именно педагоги, а не няньки.

В холле красовался девиз "Творчество во всем!", поощрялись любые новшества в работе, каждое занятие должно было выглядеть как праздник, а показательные занятия были переплетены с отличным знанием методики, отточенной техникой в работе и энтузиазмом, - как со стороны детей, так и воспитателей. ОХ, как это было давно. Думала ли я, что когда-то мне придется работать в США, по этой же специальности!

Мои мытарства в поисках работы не принесли никакого удовольствия и надежд, а срок разрешающий мне работать, уже приходил к концу, и я с ужасом думала: неужели все напрасно, зачем я потратила деньги на эту "авторизейшн емплоимент", который дает мне право работать, но не работу! А оказалось, что не обязательно бегать со своими резюме, а просто нужно знать людей, - так мне было сделано приглашение на работу от бывшей мужниной коллеги по школе, где они вместе работали. Она, женщина умная, решила открыть свое дело - детский сад, и ей нужны были люди.

Интервью я прошла чисто символическое, где она мне много рассказала о своей семье: о дочке, сыне, о новом молодом муже... И мы с ней пришли к обоюдному выводу, что все мужчины одинаковы - ничего не понимают в детях! Потом последовало ознакомление с Day Care Center (Д. С. С.)

В США существует два типа дошкольных учреждений Children Day Care Center и Pre-School.

Д. С. С. на первый взгляд произвел впечатление серьезного заведения, были вывешены работы детей из макаронных изделий и это назвалось креативные работы детей, 4 геометрических фигуры, названия четырех основных цветов дублировалось оригиналом, стульчики и столики для детей были подобраны по возрасту, но без учета техники безопасности, там были: уголок сюжетно-ролевых игр, телевизор, стерео система, и как-то странно одно помещение от другого было отделено всего лишь перегородкой. Я не особенно придала значение перегородкам, так как тут во многих местах используются перегородки вместо стен, я это впервые заметила в стамотологической клинике.

Хозяйка повела меня в комнату, где находились самые маленькие детки-ясельки, я была удивлена тем, что детки слишком самостоятельные, даже самый маленький 3-х недельный малыш самостоятельно пил из бутылочки свою смесь, положенную рядышком с ним на подушечке (такой трюк с детьми грудного возраста не рекомендуется повторять), а темнокожая малышка 5-ти месяцев уже сама держала свою бутылку и жадно пила из нее содержимое, кто-то ползал по комнате, а кто-то сидел на стульчике. Сомовыживание!

Наверное так и надо, эти малыши уже с младенчества знают, что нужно самому на этом свете пробовать выживать, а тем более в их стране. Дети в возрасте до 1-го года не дополучают необходимого эмоционального тепла со стороны родителей, что очень важно именно в этом возрасте, возможно отсюда и исходит наше недопонимание друг друга и разный менталитет, такие мужья не всегда ласковы и не каждый из них умеет ухаживать за женщиной, отсюда скупость, как эмоциональная, так и финансовая, нередко они не понимают, как можно посочувствовать другому, сухость, жесткость, расчетливость. Им никто не дал достаточно тепла именно в сенситивный период этого проявления, поэтому и ждать щедрости души от них не стоит, остается только пожалеть их.

Такой важный момент как контроль собственных желаний начинается с умения вовремя пользоваться туалетом, а когда это умение запаздывает, мы во взрослой жизни имеем кучу проблем. Не каждый 3-х летний американский ребенок видел унитаз, их родители хорошо научились пользоваться памперсами и переучиваться не собираются. Я обратила внимание, что у девочек процесс отвыкания от памперсов происходит более безболезненно, чем у мальчиков.

Режимных моментов, как таковых, не существует, так как не нужно носить в кухню данные о детях - никто им обеды не готовит, едят они, в основном, то, что родители приносят, зачастую это чипсы, лапша быстрого приготовления, в лучшем случае - деньги на Макдональдс, и педагог, который не имеет права оставлять детей одних, будет вынужден бежать в соседний Макдональдс за обедом для ребенка. Я иногда с горестью смотрела на этих детей, и они у меня вызывали ассоциацию с маленькими химическими заводами по переработке вредных продуктов питания.

Утренний прием детей производится менеджером, она же и хозяйка, она должна узнать все о ребенке, в группу ребенок заводится, иногда без родителей, с рук менеджера. Никаких данных на ребенка, такие как: сведения о родителях, телефон, домашний адрес, с кем ребенок живет... у педагога нет - все находится в офисе у менеджера, об этом педагогу не обязательно знать, по многим причинам.

Прием детей в детский сад зависит от того, как работают родители детей; это время может колебаться от 5. 30 утра до 2 часов по полудню. Хотя существует расписание, но это простые формальности. Чтобы оформить ребенка в детский сад достаточно увидеться с хозяйкой заведения и обговорить все пункты контракта, который нужно будет подписать как родителям, так и менеджеру заведения, специальных медкомиссий или справок от врача приносить и доказывать, что ваш ребенок не был в контакте с инфицированными людьми, не надо.

Медперсонала в детских садах тоже нет. Просто пришел, договорился с нужными людьми и оставил свое чадушко; конечно, все зависит ещё от оплаты, а платить нужно 1 раз в неделю от 75 долларов за школьников и до 150 долларов за грудничков. Поэтому мы уже могли прогнозировать, сколько детей у нас будет в течение недели. Например, если ребенок появился в заведении в понедельник или во вторник - он будет ходить всю неделю, даже если будет с высокой температурой или тяжело больным, - за него уплачено и никаких возражений по этому поводу быть не может.

Питание детей тоже зависит от того, какой контракт подпишите, иногда они предлагают завтраки и соки на полдник, но всему верить нельзя, поэтому родители приносят всю еду с собой. Я знаю случай, когда родителям был обещан для ребенка обед из ресторана, но в нужный момент обед не был куплен хозяином заведения.

Зачастую, при приеме детей в детский сад, даются всякие обещания, но на самом деле они не всегда выполняются. Родители, как видно, знают о добродетелях такого рода и иногда приходят во время обеда или полдника с целью навестить ребенка, а заодно и посмотреть, что происходит. Но такое может себе позволить только не работающий родитель, а тот, кто работает, уйти с работы, чтобы навестить ребенка, не имеет возможности.

Посещаемость детей фиксируется инспекторами из штата, но они, обычно, это делают 1 раз в 2-3 месяца, и делается это для того, чтобы в группах детей было ровно столько, сколько положено по закону. Так в группе детей до 1 года, детей не должно быть более чем 4, а в группах детей от 2-х до 5-ти лет не более чем 7 человек на одного педагога, но бывают и отступления в зависимости от причин.

В обязанности педагога входит: занятия с детьми, подготовка к ним, планы уроков, ответственность за жизнь детей и уборка помещения. Здесь воспитатель, няня и уборщик в одном лице и называется: teacher (учитель). Принято писать "рапорт" за каждый инцидент среди детей, в нем указывается дата, помещение, имя педагога, и при каких обстоятельствах, по какой причине, произошло недоразумение между детьми (имена детей, участвовавших в недоразумении не указываются), и каким увечьем закончилось (царапина, . . . .), какой вид медицинской помощи был оказан ребенку (обычно, это прикладывание льда, больше ничего нельзя), звонили ли домой по этому поводу.

Занятия, которые проводятся с детьми, отличаются от наших тем, что перед занятием никто не приводит помещение в порядок (влажная уборка, подготовка к занятию…), во время занятий не учитываются возрастные особенности нервной системы, никто не следить за осанкой детей, никому не интересно с какой стороны падает свет. Боюсь даже, что не каждый "сертифицированный" педагог знает об этом. Радует одно, что образовательные занятия по телевидению имеют общую основу с нашими, российскими, значит есть надежда, что через много лет будут и здесь правильно поставленные занятия с детьми. Думаю, что в дорогих, престижных детских садах все уже есть, но не каждый ребенок может там находиться.

Межличностные отношения между коллегами строятся по принципу "кто ближе к начальству", никого не волнуют твои трудовые и творческие успехи. Начальство же всегда приветливое и доброжелательное, но это никогда не сказывается на оплате, - чем меньше платит, тем больше улыбается.

Так однажды, приняв вместе с хозяйкой детей, при этом обнимаясь и целуясь с ней (она нас каждое утро встречала с широкой улыбкой и объятиями), мы разошлись по своим рабочим местам, а через несколько минут её 13-ти летний сын принес нам всем контракт, который мы должны были подписать, если собираемся дальше с ней работать.

Двуязычный детский сад «Bright Minds» в Нью-Йорке. Фото из личного архива Марины Коростышевской

Перед русскоязычными родителями часто встает дилемма: отдавать свое чадо в русский или американский садик? Кроме языка, эти дошкольные учреждения отличаются также подходами к обучению, бытовыми условиями и питанием. “Форум” выяснил, что могут предложить русские детсады и сколько стоят их услуги.

Что, где и сколько

И традиционные американские, и русские сады очень гибки в плане вариантов посещения – почти везде можно найти места с полным и неполным днем пребывания, с двух-, трех- и пятидневным расписанием на рабочую неделю. Можно договориться и на свободный график: тогда родители оплачивают фиксированную стоимость каждого дня посещения.

Американские сады готовы принять ребенка фактически с пеленок. Они оборудованы специальной комнатой с боксами, где лежат малыши, начиная с четырех месяцев. Эти группы называются словом «infants» [англ. – “младенец” ]. За самых маленьких родители должны быть готовы выложить кругленькую сумму – от 1500$ до 2000$ в месяц за полный день.

Далее по возрасту идут группы малышей от одного года до полутора-двух лет, которые называются «toddlers» [англ. – ребенок, начинающий ходить]. Максимум, который могут запросить американские сады в качестве оплаты, составляет 1400-1500$.

После них следуют группы «preschool», в которые ходят дети от двух до пяти лет. В больших садах детей разделяют по возрастам на двухлеток, трехлеток и четырёхлеток. Это самая самостоятельная категория детей, поэтому на группу требуется меньшее количество воспитателей, а следовательно, и оплата будет меньше. Она варьируется от 700-800$ за самый простенький вариант в недорогих штатах до 1300-1500$ в штатах побогаче.

В пять лет дети идут в «kindergarten» – это что-то вроде нулевого класса в школе, однако по своей сути напоминающий подготовительную группу школы.

Русские сады, в основном, берут детей с полутора-двух лет. Для малышей младше этого возраста, они, как правило, организуют развивающие занятия вместе с мамами. Цены вполне конкурентные: от 1000$ до 1600$ в месяц, и. надо заметить, включают в себя более разнообразное меню. Дополнительные занятия в большинстве случаев – так же, как и в американских садиках, – оплачиваются отдельно.

Для того чтобы открыть детский сад, не нужно иметь педагогического образования, но обязательно наличие специальной лицензии, дающей право на ведение такого рода деятельности.

Принесите меню

В американской и русской культурах масса различий, в том числе и гастрономических. А посему вполне естественно обнаружить в меню садиков в США наггетсы, картофель фри, пиццу или бурритос. Родители, которые считают, что детский обед должен состоять из первого, второго и компота, находят фастфуд вредным для детского организма и стараются выбирать сады с европейским стилем питания.

В каждом русском саду этот вопрос решают по-своему: одни имеют собственного повара, готовящего на месте, вторые заказывают готовую еду у проверенных кейтеринг-компаний, третьи предпочитают готовить из полуфабрикатов, которые легко достать из упаковки и подогреть в микроволновой печи.

Американские сады, с оглядкой на вкусовые предпочтения своих маленьких клиентов, часто делают горячие обеды отдельным и необязательным пунктом в счетах на оплату. В случае, если малыш не хочет есть то, что предлагается, он может принести из дома контейнер с заботливо приготовленной и упакованной маминой едой.

Однако далеко не всех такой вариант устраивает. У Ханны Фирман из Саннивейл (Калифорния) две девочки. Тот факт, что в русском садике ежедневно дают горячую пищу, был одним из основных при выборе заведения для одной из дочерей.

После поисков и раздумий она отдала свою дочь в сетевой русский сад Starbright . «Когда у мамы пятидневка с девяти до шести, и ребенок находится в саду целый день, горячая еда занимает не последнее место в списке приоритетов родителей. Мне очень нужно, чтобы ребенка в саду кормили. Малыш будет ходить туда четыре года. У меня нет времени брать на себя ту функцию, с которой может справиться садик. Вот почему я выбрала русский детский сад», – объясняет она свое решение.

Есть ли сон без кроватей

Еще одним поводом для родительских размышлений при выборе садика являются бытовые условия. Объектом пристального внимания номер два, после меню, становятся детские кроватки, а точнее – их наличие или отсутствие. У всех посещавших садики в СССР при упоминание о сон-часе перед глазами возникает картинка с тридцатью кроватками в отдельной спальне, с подписанным постельным бельем на каждой. И надо видеть недоумение сегодняшних родителей, когда они наблюдают, как в американском саду перед тихим часом воспитатели вытаскивают пластмассовые поддоны или расстилают матрасики прямо на полу, а дети ложатся на них без постельного белья, в повседневной одежде и обуви.

Американка Виктория Гленн-Перрет, ассистент директора в англоязычном саду Action Day Primary Plus в Калифорнии, такие правила объясняет нормами безопасности: «Я понимаю, почему родители, прибывшие к нам в США из других стран, бывают смущены местами для сна. Однако хочу всех заверить, что это вызвано общепринятыми правилами безопасности детей, пребывающих в саду. В случае землетрясений, которые периодически случаются в нашей местности, ничто не должно мешать эвакуации из здания. Дети должны быть одеты и обуты, даже если тревога застанет их во время отдыха».

Что примечательно, в других штатах, не попадающих под категорию сейсмоопасных, ситуация с детским сном в одежде и обуви – аналогичная. Это требование объясняется тем, что дети должны быть готовы к любого рода чрезвычайным ситуациям и не создавать лишней возни.

В русских садах в США вопрос с кроватями тоже решают по-разному. Классические спальни увидишь не часто, однако в большинстве случаев заменой кроватям служат детские раскладушки, которые выставляются в одной из игровых комнат. Постельное белье всегда в наличии. Указанные выше поддоны тоже бывают, но в сочетании с подушками в наволочках, простынями и одеялами.

Все относительно. И отношение тоже

Поскольку большинство детских садов в США все равно платные, родители могут сами подобрать те места, где им понравится и персонал, и отношение к ребенку.

Именно так поступила Ксения Смирнова, мама Тимура (пять лет) и Артема (два года), живущая в Сан-Хосе (Калифорния): «Сначала мы хотели отдать старшего сына в англоязычный детский сад. Но до приезда в США Тимур не посещал дошкольных учреждений. И мы поняли, что для нас важнее адаптация к саду, чем язык. Я видела, что Тимур чувствовал себя не в своей тарелке, когда не понимал, что ему говорят. Я была не готова бросать его за борт и надеяться, что он выплывет сам. А русский сад нам обоим понравился. Ребенок ни дня не плакал, ему там комфортно, и это главное».

Действительно, воспитатели и учителя русскоязычных садов являются носителями менталитета, близкого родителям-выходцам из стран СНГ.

«Мы стараемся быть более внимательными и чуткими по отношению к ребенку. Как же остаться равнодушным, если шапка слезла с уха, куртка расстегнулась, а за обедом малыш ничего не съел? Конечно, мы помогаем – надеваем одежду, застегиваем, докармливаем. В англоязычных садах часто ратуют за самостоятельность и свободу выбора: не хочешь кушать – поешь дома, не смог завязать шнурки – ходи с развязанными. Другое дело, что далеко не все дети садовского возраста умеют делать простые вещи, которые от них требуются», – говорит Яна Гуревич, руководитель «Лицея для малышей ELF» в Роквилле, штат Мэриленд.

Впрочем, главное в русском садике – не попасть к воспитателю старой закалки, который в духе советского времени может повысить на ребенка голос. В американском дошкольном заведении подобная ситуация практически невозможна – тоже сказывается менталитет, только американский.

Пусть меня научат

Детский сад – это пока еще не школа, но, в некотором роде, подготовка к ней. В этом смысле английское слово «preschool» (то есть дошкольное заведение) хорошо определяет суть и задачи садика. Во всех дошкольных заведениях проходят обучающие занятия, которые знакомят ребенка с разными аспектами окружающего мира.

Ханна Фирман из Калифорнии, чья дочь ходит в русский садик, так описывает образовательный процесс: «В русских садах много внимания уделяют академической подготовке – учат буквы, цифры, позже обучают чтению по слогам. Мало кто из русскоязычных родителей скажет, что это не важно, и поэтому такой подход, на мой взгляд, отвечает целевой аудитории. Кроме того, родители понимают, что до школы времени немного, поэтому стараются научить ребенка читать и писать по-русски в раннем возрасте. Еще в русских садиках бывает довольно строго с дисциплиной, занятия более структурированы. Кому-то это нравится, кому-то нет. Говорят, что в американских садах больше уважения к ребенку. Мне кажется, подход и отношение каждый родитель выбирает сам, в зависимости от пожеланий и собственной философии воспитания».

Яна Гуревич, руководитель «Лицея для малышей ELF» , подтверждает тезис о более строгой дисциплине в русских садах: «Мы не заставляем, а стимулируем детей учиться. Если малыш не хочет заниматься, мы не уговариваем и не принуждаем, а приглашаем посидеть на стульчике рядом. Но идти играть ему не положено, все дети это понимают. Да, наша система более требовательная, нежели американская. Если мы хвалим детей, то за дело, за конкретные успехи в обучении».

Марина Коростышевская, руководитель программ в Bright Minds Center , Нью-Йорк, признает: русские методики обучения кажутся американцам необычными.

«В нашем детском саду система посещения занятий похожа на колледж: дети не сидят в одной комнате с одним преподавателем, а переходят в другой мини-класс с другим учителем и изучают другую тему. Благодаря такой смене обстановки дети могут спокойно выдерживать трехчасовое занятие с перерывами. Когда американские родители видят такую усидчивость и дисциплину, они, как правило, пугаются. Для них это насилие над личностью, они больше привыкли, что в таком возрасте их дети чаще играют в подвижные игры. Так что в этом смысле русскоговорящие семьи более ответственно подходят к развитию детей».

Русь на выдумки хитра

Если продолжать сравнивать, то в русскоязычных и англоязычных садах приняты разные методики взаимодействия с детьми. Например, в США очень популярна система, основанная итальянским педагогом Марией Монтессори. Она предлагает взрослым не мешать познавательной активности ребенка, занимая наблюдательную позицию и вмешиваясь только в крайних случаях. Методики же, используемые русскими дошкольными учреждениями, предполагают более активное участие учителя в обучающем процессе. Кроме того, руководители и воспитатели проявляют бОльшую изобретательность в поисках и применении воспитательных и образовательных методов.

Марина Коростышевская из нью-йоркского сада делится опытом: “Мы сочетаем несколько авторских подходов, интегрируя их в программу таким образом, чтобы эффективно работать с детьми-билингвами. Кроме того, у нас в саду иное видение роли учителя. В моем понимании учитель, работающий с детьми от двух до пяти лет, должен выступать как наставник, ведь в этом возрасте у ребенка пока нет жизненного опыта, чтобы познавать мир в быстром и продуктивном ключе. А наши учителя задают параметры, которые позволяют юным исследователям получить максимум полезной информации».

Яна Гуревич в своем саду в Мэриленде так же использует отличную от американской методику образования. “Наша система взята из классической русской школы и адаптирована под современных двуязычных детей. Если говорить о русском языке, то у нас на вооружении есть 30 лексических тем, которые мы изучаем с детьми в течение года. Темы одни и те же для детей разных возрастов, мы просто наполняем их в соответствии с уровнем развития каждой группы».

Помимо основных образовательных задач русские садики ставят перед собой программу-максимум: развитие билингвизма у детей. С одной стороны – сохранение русского, с другой – изучение английского.

У Анны Лазаревой из Сан-Франциско двое сыновей – Савелий (пять лет) и Лука (одиннадцать месяцев). Старшего она отдала в один из местных русских садов. Своим выбором теперь недовольна, потому что Савелий до сих пор не заговорил по-английски. Младшего сына хочет отдавать уже в американский садик.

«Я фактически ткнула пальцем в небо и отправила Савелия в довольно известный в наших краях русский детский сад. Впоследствии я была не в восторге от своего выбора, отовсюду сквозила “совковость” взглядов, которая мне была совершенно не близка, – рассказывает Анна. – Да, моего сына научили базовым английским словам и понятиям, что позволило ему через год поступить в школу. Но незнание английского на нем сильно сказывается: он может играть только с русскоязычными детьми, потому что в буквальном смысле не находит общего языка с американскими сверстниками».

Но если цель русскоязычных родителей – приобщить ребенка, растущего в условиях американской реальности, к своей культуре, то русские детсады в этом могут помочь. Недостатка в них нет. На растущий спрос дошкольные заведения реагируют оперативно, предлагая все новые образовательные услуги на русском языке. Так, например, детский сад «Россинка» в Сан-Хосе (Калифорния) совсем недавно превратился в большой образовательный центр. « При открытии садика идея была не только в том, чтобы сохранить язык у детей из русскоязычных семей, но и чтобы дать возможность каждому окунуться в русскую среду, узнать русскую культуру и в целом сплотить русскоязычных людей – и детей, и взрослых. Звучит высокопарно, но я всегда мечтала, чтобы мои дети знали, чем я горжусь и носителем какого культурного наследия являюсь,” – не без гордости говорит Наталья Вензон, основательница “Россинки”.

Словом, выбор – за каждым. Главное, что за тысячи километров от дома этот выбор у каждого есть.

В США очень распространен такой вид бизнеса, как мини-детские сады на несколько часов. Эта деятельность является очень востребованной. И, как показывают исследования, сервис, связанный с уходом и обучением детей, будет только набирать свою популярность среди потребителей. Ведь согласно данным статистических фондов США, 85% работающих американцев имеют семьи. При этом у 78% женатых сотрудников - работающие супруги и партнерши, в то время как аналогичный показатель в 1977 году составлял 60%. 46% работающих американцев имеют несовершеннолетних детей, которые живут с ними. Примерно одна пятая часть работающих родителей - одиноки.

Мини-детский сад, как правило, располагается в частной квартире или доме. Воспитательница американского детского сада на дому - хозяйка квартиры - берет на себя заботу о небольшой группе детей - от 2 до 5 человек, в то время как их родители идут в гости, едут в магазин или отлучаются на несколько часов в офис и еще по каким-то делам. Час пребывания ребенка в американском мини-детском саду варьируется от $15 до 50. За $15 в час няня просто погуляет с ребенком, поиграет с ним и почитает книгу. За 50 баксов в час американский родитель может потребовать от предпринимателя накормить своего ребенка обедом, дать ему поспать в доме или квартире воспитательницы и даже свозить ребенка в кино, театр или на экскурсию (билеты и транспорт оплачиваются отдельно).

Наибольшей популярностью данный бизнес пользуется среди мам, которые получили послеродовой отпуск по уходу за собственным ребенком. Потянулись в этот бизнес и пенсионеры - бывшие учителя, воспитатели детских садов, няни и медсестры. Американцы - народ щепетильный, поэтому наличие медицинского или педагогического образования для воспитательницы-няни на час является необходимым условием. Свобода рабочего графика - можно приглядывать за детками только в выходные дни, только вечером, ночью или по каким-то определенным дням - делает привлекательным такой вариант бизнеса для работающих воспитателей, преподавателей и медицинских работников.

Выгоды и прибыльность воспитательного бизнеса очевидны. Среднечасовой заработок воспитателя государственного детского сада после уплаты подоходного налога составляет $30-40, примерно столько же получает и медсестра в государственной клинике. Если же няня берется сидеть хотя бы с 2-3 детьми одновременно, ее выручка может составить как минимум 45, а то и все $150 за 1 час. Естественно, что отследить подобный бизнес фискальным органам довольно трудно, да и некогда им заниматься такой "мелкой рыбешкой". Поэтому большая часть выручки у воспитательницы на час проходит "всерую" (что-то показывается для отчетности, а что-то нет). А значит, с уплатой минимальных налоговых отчислений до 90% заработка оседает в кармане предпринимателя.

Чем хорош этот бизнес, так это минимальными финансовыми вложениями. Для организации подобного вида бизнеса может хватить и 1000 баксов. Необходимы набор детских игрушек и развлекательных игр, хороший телевизор и видеомагнитофон, а также несколько детских кроваток, чистое постельное белье, специальные столовые и чайные сервизы для маленьких клиентов. Если родитель желает, чтобы его ребенка покормили, он предупреждает об этом заранее - т.е. постоянный набор продуктов в холодильнике держать необязательно.

Все для детского завтрака, обеда или ужина можно купить уже по факту. И не стоит забывать о том, что в США очень развит сервис по доставке продуктов и готовой еды на дом.

Главное для владельца детского сада на дому - любить детей и их родителей, а также получать удовольствие от общения с ними. И тогда вечно занятые мамы и папы будут постоянно пользоваться столь необходимой услугой.


МКRU