Конспект занятия для старшей группы на тему: Дружба. Проект «Дерево Дружбы» (заключительный этап)

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Задачи:

– закрепить у детей понятие «ДРУЖБА» и создать проект «Дерево Дружбы»;

– практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

– приобретать навыки работы в сотрудничестве;

– научатся доверять друг другу.

Оборудование : мультимедийный проектор, фонограммы песен , цветные карандаши; макет «Дерева Дружбы». Картинки (солнышко, облако, цветок), книжная выставка «Как хорошо, что дружба есть на свете!»

1. Орг. момент (Звучит песня «Дружба начинается с улыбки»)

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (дети садятся)

2. Мотивационный.

– Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

– Как вы думаете, кого выбрал пастух?

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для настоящего,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

– Ребята, вспомните сказку про маленький росточек и старое дерево.

– Что было особенным в этом дереве? Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело.

– А что случилось с деревом в конце сказки?

– А почему дерево зацвело?

– Посмотрите, у нас в кабинете тоже появилось дерево и оно тоже, как и дерево из сказки не цветет. Уверена, на сегодняшний день у него совсем нет друзей.

– Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Тогда сегодня вы станете друзьями для этого дерева, но для этого вам предстоит разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый наряд.

– Итак, мы подошли к последнему этапу нашего совместного проекта – создание символа нашего класса.

3. Постановка цели.

– Так какова цель нашего сегодняшнего занятия?

– Чтобы добиться цели, нам необходимо было решить ряд задач. Вспоминаем их.

1. Изучить литературу по теме.

2. Разучить песню о дружбе.

3. Узнать, что означает слово «дружба».

4. Найти пословицы о дружбе.

5. Представить, каким должен быть друг.

6. Вспомнить мультфильмы о дружбе.

7. Составить законы дружбы.

4. Основной этап.

– Что такое дружба?

– Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.

А) Игра «Найди себе подобного».

Шаг 1. Ученики встают в круг. У каждого на спине прикреплено изображение (солнышко, облако, цветок).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Не разговаривая между собой, найдите «себе подобного», возьмите за руку и займите свои места за столами.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

– Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

– Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

Б) Упражнение на релаксацию

– Возьмитесь за руки, закройте глаза. Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам спокойно и хорошо вместе. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три».

В) Работа в группах. Каждой группе даётся своё задание.

1 группа

Закончи пословицы о дружбе.

1. Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей).

2. Человек без друзей, что дерево … (без корней).

3. Друга ищи, а найдешь … (береги).

4. Дружба, как стекло: разобьешь …(не сложишь).

5. Друг познается …(в беде).

6. Без друга в жизни …(туго).

2 группа

– Вы смотрите много мультфильмов.

– Назвать друзей из мультфильмов.

3 группа

– Подумайте, какими качествами должен обладать настоящий друг?

Злой, честный, завистливый, доброжелательный, общительный, отзывчивый, жадный, хвастливый, вежливый, верный, добрый, грубый.

– Ребята, какие слова вы выбрали? (рассуждения учащихся)

– А какие слова вы не выбрали для дерева? Почему?

– Есть ли у вас настоящие друзья? Расскажите о них.

Г) Составление проекта «Дерево Дружбы»: (музыка «Барбарики»)

– Посмотрите на доску, сколько добрых слов о дружбе мы вспомнили.

– Молодцы, вы все справились с заданиями. А сейчас мы с вами будем украшать наше «Дерево Дружбы». Вы должны будете сейчас сделать отпечатки своих ладошек. На них нужно будет написать те качества характера, которыми обладают настоящие друзья.

– Глядя на наше Дерево Дружбы, старайтесь развивать в себе эти качества, и вы никогда не потеряете друзей. Будьте добрыми, дружелюбными, чуткими, вежливыми друг к другу.

– А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

5. Рефлексия.

– Мы достигли своей цели?

– Ребята, что было главным лично для каждого из вас на занятии?

Для меня было главным…

Закончите предложения:

– «Настоящий друг – это тот…»

– «Друзья всегда…»

– «Я могу дружить с такими людьми, которые…»

Акишиной Натальей Александровной

Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «дружба», «настоящий друг»;

Формировать у детей навык устанавливать хорошие, доброжелательные отношения друг с другом;

Расширять коммуникативные возможности детей, умение подбирать прилагательные к существительным, обозначающим качества человека;

Воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающим; умение понимать и объяснять значение пословиц;

Ход: Дети заходят в зал под песню В. Шаинского «Дружба крепкая».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем зале есть цветок, но наш цветок совсем не красивый, у него не хватает лепесточков. Но я открою вам секрет, это не простой цветок, а волшебный и цвести ему помогает Дружба. Согласны вернуть цветку красоту?

Ответы детей.

Вот сейчас первое испытание, которое мы должны пройти и узнаем какой должен быть друг и поиграем в игру «Волшебный цветок» (дети передают друг другу цветок и называют качества, которыми должен обладать друг).

Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием и ни разу не повторились! И у нашего цветка появляется первый лепесток.

Воспитатель: А сейчас вам предстоит сложное задание! Нужно будет вспомнить и объяснить пословицы и поговорки о дружбе.

Дети называют: «Один за всех и все за одного». «Один в поле не воин», «Крепкую дружбу топором не разрубишь», «Дерево крепко корнями, а человек друзьями», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Друг познаётся в беде» и т.д.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете пословиц о дружбе и умеете их объяснить. И у нашего цветочка появился ещё один лепесток. Ну а теперь вас ждёт новое задание. И называется «Клубочек добрых слов»

Дети встают в круг, по очереди говорят друг другу добрые слова и делают из ниточек клубок.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какой большой клубочек добрых слов у нас получился. Какое у вас настроение?

Дети: Настроение радостное, весёлое, потому что всем приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А вам приятно было говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот и третий лепесток появился на нашем цветочке. Ему тоже приятно было слушать ваши добрые слова. А сейчас посмотрите на экран и увидите иллюстрации, по которым нужно догадаться о каком произведении идёт речь и ответить на вопросы.

На мультимедийной установке появляются иллюстрации из рассказов В.Осеевой «Три товарища», «Синие листья», «Волшебное слово».

Вопросы к детям:

К какому произведению о дружбе подходит иллюстрация?

Почему вы так думаете?

Кто из героев поступил верно, по-дружески?

Какая пословица подойдёт к каждому из рассказов?

Как вы оцениваете поступок героя?

Как поступают настоящие друзья?

Кто нибудь хочет рассказать о своём друге?

Ответы и рассказы детей.

Воспитатель: Отлично постарались ребята! Очень хорошо вы знакомы с рассказами о дружбе. Посмотрите, у нашего цветка ещё один лепесток появился.

А сейчас вам предлагаю отдохнуть и размяться.

Воспитатель организует динамическую паузу, дети встают в круг.

- Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).

Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).

Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).

Жить (хлопаем в ладоши)

Дружить (соединяем руки ладонями).

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. Сегодня мы много говорили о друзьях и дружбе. А у вас есть друзья?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «закончи фразу» ведь с вами тоже дружат и выбирают самые хорошие качества. Послушайте фразу и закончите её: «Я думаю со мной дружат, потому что…»

Ответы детей.

Воспитатель: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы вы назвали. Посмотрите на наш «Цветок Дружбы», он расцвёл и радует нас своим прекрасным видом. Это говорит о том, что вы, ребята умеете быть настоящими друзьями. Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Предлагаю вам встать в круг, взяться за руки и спеть песню «Если с другом вышел в путь».

Конспект НОД

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

подготовительная группа

Тема: « Дерево дружбы нашей группы »

Программные задачи:

  • формировать понятия « дружба»;
  • учить сотрудничать и проявлять заботу, внимание друг к другу;
  • закрепить умение обводить руку простым карандашом на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем и ножницами;
  • воспитывать дружеские отношения в работе, выполнять задуманное до логического конца.

Материал: простые карандаши, на листе ватмана ствол дерева, зелёная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Словарная работа : дружба, пожелания.

Ход НОД.

  1. Организационный момент .

Дети встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, я желаю вам хорошего настроения, а теперь и вы возьмитесь за руки и улыбнитесь друг к другу.

Воспитатель : А теперь займите, пожалуйста, свои места.

  1. Основная часть.

Воспитатель : А чтобы нам с вами сегодня хорошо занималось, мы с вами поиграем с нашими пальчиками и пожелаем им здоровья.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

пальцы рук соединяют

Девочки и мальчики

в замок несколько раз

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

пальцы с мизинчика поочередно соединяются друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять

Руки вниз, встряхивают кистями

В гости к пальчику большому,

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Дети поочерёдно показывают называемые пальцы.

Беседа на тему «Что такое «Дружба?»

Воспитатель : Ребята, о чём говорилось в нашей пальчиковой зарядке?

Дети : О дружбе

Воспитатель : А как вы думаете, что такое дружба? (ответы детей) .

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друзья никогда не ссорятся.

Игра «Да! – Нет!»

А теперь давайте поиграем в игру : «Да-да-да» , «нет-нет-нет» . Я буду задавать вам вопросы, а вы мне на них отвечать «да-да-да, или нет-нет-нет» . Слушайте внимательно.

Будем крепко мы дружить?

да-да-да

Нашей дружбой дорожить?

да-да-да

Мы научимся играть?

да-да-да

Другу будем помогать?

да-да-да

Друга нужно разозлить?

нет-нет-нет

А улыбку подарить?

да-да-да

Друга стоит обижать?

нет-нет-нет

Чай с друзьями будем пить?

да-да-да

Будем крепко мы дружить?

да-да-да

Воспитатель : Молодцы! Вы внимательно слушали и справились с заданием. Ребята, сегодня я предлагаю «вырастить» в нашей группе дерево-дружбы. Для этого нам понадобятся ваши ладошки и вот такой ствол дерева (воспитатель показывает, приготовленный заранее нарисованный или приклеенный из бумаги ствол дерева). У вас на столе лежат карандаши и зелёная бумага, ваша задача обвести обе руки и вырезать по контуру ножницами. Затем мы наклеим их к нашему дереву ваши ладошки-листочки. Но сначала сделаем дружественную разминку, которая называется «Ладошка»

Физкультминутка «Ладошка»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой, левую ладошку

Мы похлопаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп

По коленкам шлёп-шлёп

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой

Справа – можем! Слева – можем!

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя.

Вот какая красота.

  1. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель : А теперь садимся на свои места и приступаем к работе (Дети самостоятельно выполняю работу, по ходу ведётся индивидуальная работа) .

Напоминаю правила при наклеивании: клей на «Ладошку» наносим на клеёнке и только на саму «Ладошку» , клеем пользуемся аккуратно, не пачкая всё вокруг.

Подведение итогов.

Воспитатель : Вот и «вырастили» мы с вами очень красивое дерево - дружбы. Оно у нас будет «расти» у нас в группе и показывать какие мы с вами дружные.

Воспитатель : Я думаю, что вы поняли, что такое дружба и самое главное в дружбе - это улыбка, умение договариваться, быть добрыми и внимательными, дарить друг другу хорошее настроение. Спасибо вам, ребята за ваш труд.


Конспект ООД в средней группе "Давайте жить дружно!"

Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна
Должность и место работы: воспитатель МБДОУ г. Мценска "Детский сад № 10".

"Давайте жить дружно!" Конспект ООД в средней группе.

Описание: материал будет интересен педагогам ДОУ, детям дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.
Цель: развитие нравственных качеств детей.
Программные задачи :
-Обогащать лексику синонимами, эпитетами;
-учить связывать значения пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией;
-активизировать мыслительную и речевую деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации;
-формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, дружелюбие, терпимость); -закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Ход работы.
(В гости к детям приходят два мышонка, принесли диск, предлагают вместе посмотреть отрывок из мультфильма «Приключения кота Леопольда». Заканчиваем просмотр, когда кот произносит фразу «Ребята, давайте жить дружно!»).
Воспитатель: - Дети, но мышата не знают, что такое дружба, давайте вместе расскажем мышатам о дружбе всё, что сами знаем.(Ответы детей).
– Как вы думаете, с чего начинается дружба? (с доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки).
Игровое упражнение. «Дружба начинается с улыбки». (Дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза. Дарят добрую нежную улыбку).
– Посмотрите внимательно на эти лица.

Как вы думаете, у какой из этих девочек нет друзей? С чем можно сравнить её настроение? (с серой тучкой, пасмурным небом, увядшим цветком…).
- А у какой, много друзей? С чем можно сравнить её настроение? (с солнышком, пушистым облачком, распустившимся цветком, радугой…). Подберите к каждому портрету маску.
- Попробуйте сами (перед зеркалом) изобразить одинокого человека и человека, у которого много друзей. Какое лицо вам больше понравилось? Почему? (красивое, доброе, весёлое…).
– А вы в группе дружные?(Ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Дружат в группе малыши…»(координация речи с движением).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель: – А как вас ласково называют друзья?(Ответы детей).
Игровое упражнение «Скажи ласково».
Дидактическая игра «Выбери друга»
(Дети выбирают среди предложенных иллюстраций сказочного персонажа, аргументируют свой выбор, объясняют также, почему не выбрали лису, волка(обманщица, злой…).

Дидактическая игра « Волшебный цветок» .
(Дети прикладывают лепестки, проговаривая пословицы о дружбе).
- Один за всех, все за одного.
-Будете друг за дружку держаться, можете ничего не бояться.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Старый друг лучше новых двух.
- Где дружба крепка, там хорошо идут дела.
- Дружба и братство дороже всякого богатства.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: – А как вы понимаете поговорку: «дружно не грузно, а врозь хоть брось» ?
В какой сказке герои не могли по одному справиться с делом,а вместе у них всё получилось? («Репка», «Зимовье зверей», «Три поросёнка»).
Дарим «Волшебный цветок» мышкам на память, чтобы помнили всё, о чём услышали.
Игра-театрализация по сказке «Репка».


Заканчиваем занятие песней «Дружная страна» (аудио запись).

Развивающее занятие для старших дошкольников "В кругу друзей"

Автор : Болдарева Светлана Александровна, педагог-психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтёрск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам-психологам дошкольных учреждений. Развивающее занятие содержит упражнение, игры и дыхательную гимнастику. Основная цель: познакомить детей с понятием «друг»;развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Тема. «В кругу друзей»
Цель :
- познакомить детей с понятием «друг»;
- научить выполнять дыхательную гимнастику;
- развивать внимание, память, коммуникативные способности, общую моторику, чувство коллектива, уважение в общении;
- воспитывать отзывчивость, чувство единства.
Оборудование : мяч,"сердце", куклы-Миришки, платок, фломастеры, карандаши, листы бумаги, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия
Упражнение «Приветствие»
Цель : развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека через прикосновение.
Упражнение проводится в кругу. Каждый ребёнок приветствует друг друга ладошкой.

Упражнение «Моё сокровенное желание»
Цель : создать атмосферу принятия, развивать положительную самооценку, чувство доверия друг к другу.

Дети передают "сердце" и делятся своими желаниями.

Дыхательная гимнастика «Волшебные звуки»
Цель: развивать чувство коллектива, обучать дыханию под звуки.
«Воздушные шарики» (звук «с»), «Морские волны» (звук «ш»),
«Веселые насекомые» (звук «ж»).

Игра «Подари подарок»
Цель : развивать уважение в общении, коммуникативные способности.
Педагог-психолог передает мяч по кругу, а дети называют подарок, который они хотели бы подарить друг другу.

Игра «Опиши друга»
Цель : развивать слуховую и зрительную память, коммуникативные способности.
Дети внимательно рассматривают друг друга. Педагог-психолог спрашивает о внешнем виде, цвете волос, одежде. Делается вывод насколько дети внимательны.

Игра «Снежки»
Цель : развивать общую моторику, умение сосредотачиваться.
Педагог-психолог предлагает детям поиграть «снежками» (наклоны туловища, движения руками). Повторить несколько раз.

Упражнение Мирилочка
Цель : снизить эмоциональное напряжение, обучать согласованности своих движений с окружающими.
Педагог-психолог предлагает детям поиграть в мирилочку, дети ложат руки на куклы-Миришки:
Мир, миром, пироги с сыром, вареники в масле,
мы подружки (дружки) красные, обнимемся!

Игра «Что изменилось?»
Цель : развивать внимание, память.
Дети садятся на стулья, запоминают кто где сидит. По команде педагога-психолога все закрывают глаза, одного ребёнка накрывают платком. Задача детей вспомнить – кого спрятали.

Творческое задание «В кругу друзей»
Цель : развивать творческое воображение, наблюдательность.
Педагог-психолог предлагает детям сделать коллаж группы (аппликация).



Упражнение «Прощание»
Цель : объединить детей, создать доброжелательную атмосферу.
Дети образуют столбик из своих кулачков и с улыбкой говорят: «До свидания!»