Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 24 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Области: «Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
Тема: Моя семья
средняя группа
выполнил воспитатель:
Глухова Н.Р.
стаж работы: 20 лет
г. Туймазы 2013 г.
Тема: Моя семья
Задачи:
Образовательные: дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека; расширять и систематизировать представления о семье, учить называть членов семьи; учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;
Развивающие: Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье; совершенствовать общую моторику, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки;
упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье, называя близких родственников), развивать монологическую речь;
Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей семьи, воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, желание оказать посильную помощь взрослым; воспитывать уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Демонстрационный материал: плакаты с семейными фотографиями, корзина.
Раздаточный материал: домики, трафареты людей, самодельные цветы.
Словарная работа: семья, крепкая, дружная, родная, близкая, родственники, помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая.
Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, а ппликация на тему: «Большой дом»,
дидактические игры: «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», оформление фотовыставки «Моя семья».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю послушать одно стихотворение:
«Для чего нужна семья?» –
У себя спросила я.
Для чего семья нужна,
Вам ответить я должна.
Папа – деньги добывает,
Мама – моет и стирает,
Рядом – дочки, сыновья,
Верно рассудила я?
А теперь скажу без шуток.
Да, в любое время суток
Каждый, кто живёт в семье,
Счастлив, радостен вдвойне.
Воспитатель: О чём это стихотворение?
Дети: О семье.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Когда в одном доме вместе живут мама, папа, дети; когда люди заботятся друг о друге, любят друг друга.
Воспитатель: Молодцы, дети! Сейчас я предлагаю вам пройти к своим столам и присесть на стульчики. Садиться надо тихо, сидеть красиво, спинки прямые. На ваших столах находятся домики и фигурки людей. Мальчики и девочки – это вы, остальные фигурки – это ваши родственники. Родственники – это родные вам люди. Повторите слово «родственники».
Давайте вспомним нашу пальчиковую гимнастику про семью:
(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья».
Дети подражают воспитателю.
Воспитатель: Молодцы. А теперь, скажите мне, хотите вы в этом доме жить?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам «поселить» себя в домик.
Дети «заселяют» себя в домик.
Воспитатель: Хорошо в домике жить?
Дети: Да!
Воспитатель: А не скучно жить одному?
Дети: Скучно.
Воспитатель: Давайте «заселим» и других родственников. Заселять мы их будем по очереди. Я буду загадывать загадки, а вы их угадывать. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель:
Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша (мама).
Воспитатель: Молодцы! А вы свою маму любите?
Дети:Да!
Воспитатель: А за что?
Дети: Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.
Воспитатель: А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?
Дети: Да!
Дети поселяют маму – готовый трафарет.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, (папа)
Воспитатель: Молодцы! А вы своего папу любите?
Дети:Да!
Воспитатель: А за что?
Дети: Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол и т.д.
Воспитатель: А хотите, чтобы папа поселился в вашем домике?
Дети: Да!
Дети поселяют папу – готовый трафарет.
Воспитатель: О ком же наша следующая загадка?
Пусть не хожу я в детский сад, Я дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад,
Моя родная (бабушка).
Воспитатель: Молодцы! А вы свою бабушку любите?
Дети:Да!
Воспитатель: А за что?
Дети: Она добрая, гуляет с внуками, забирает из детского сада, покупает мороженое.
Воспитатель: Давайте и бабушку поселим в домик.
Дети поселяют бабушку – готовый трафарет.
Воспитатель: осталась последняя загадка:
Он - мужчина, и он сед,
Папе - папа, мне он - (дед).
Воспитатель: Молодцы! А вы своего дедушку любите?
Дети: Да!
Воспитатель: А за что?
Дети: Гуляет с внуками, сказки читает, играет с нами.
Воспитатель: Давайте и дедушку поселите в свой домик.
Дети поселяют деда – готовый трафарет.
Воспитатель: Ребята, а у кого есть братик или сестрёнка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик?
Дети: Да!
Дети поселяют братьев, сестёр, если таковые есть в семье.
Воспитатель: Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно!
Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга.
Хорошо, что у вас у всех есть семья!
Воспитатель: Дети, а в вашей семье любят заниматься спортом?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам провести физкультминутку, которая называется «Семейная зарядка»:
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим, дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево.
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посетить выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Как будет называться фотография, где изображена семья?
Дети: Семейная.
Воспитатель: Как назовем нашу выставку?
Дети: Выставка семейных фотографий.
Воспитатель: Давайте послушаем несколько рассказов о ваших семьях. Кто хочет рассказать?
Рассказы детей по фотографиям «Расскажи о свое семье».
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. О чём мы сегодня рассказывали? (О семье). Кого мы называем близкими родственниками? (Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр). Давайте сейчас каждый из вас возьмет цветок, скажет какая у него семья и положит цветок в корзину. Дети берут по одному цветочку, дают описание своей семье и кладут цветок в вазу.
Воспитатель: Посмотрите, какими красивыми словами мы описали свою семью и собрали букет красивых слов. Давайте с этим букетом мы все вместе сфотографируемся.
Конспект познавательного занятия в средней группе
Тип – путешествие
Тема – «В деревне»
Цель: - сформировать представление детей об образе жизни домашних животных и приносимой ими пользе;
Расширять словарь за счет имен существительных, обозначающих части тела животных, имен прилагательных (пушистый, гладкий, блестящий, бархатный, шершавый и др.), глаголов (лает, мычит, хрюкает, блеет, ржет и др.), закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
Развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях;
Развивать у детей тактильную чувствительность;
Развивать пальчиковую моторику, уметь быстро переключаться с одного движения на другое;
Вызвать интерес к животным и желание ухаживать за ними;
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Демонстрационный материал: сенсорное панно «Деревня», предметные картинки «Домашние животные», «Детеныши домашних животных», «Кто что ест?».
Раздаточный материал: фигурки домашних животных и картинки где они живут.
Ход занятия
Организационный момент: «Встаньте на лужок и сделайте кружок. Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню Коровкино, в гости к дедушке и бабушке. Угадайте, на чем мы сейчас отправимся в путь.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек –
Лишь оставили дымок (поезд)
Путь до деревни Коровкино неблизкий, надо вагончиками покрепче зацепиться друг за друга. Положите руки на плечи впереди стоящего. Когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом). Если музыка начнет ускоряться, то двигаться надо быстрее, а если музыка будет замедляться, то и «поезду» следует «ехать» медленнее. Когда же музыка умолкает, поезд остановиться (музыка В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон»).
2. Деревня Коровкино.
Вот мы и приехали в деревню. Кто помнит, как называется деревня, в которую мы приехали. (Коровкино) Правильно! Какое ласковое слово – Коровкино! Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже встречают (подвести детей к сенсорному панно «Деревня».
Как называют этих животных? (домашние). – Почему? (они живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а домашние животные приносят человеку пользу).
Вот коровка (дети гладят). Коровка сытая, бока у нее гладкие. А вот лошадка (какая на ощупь?). Тоже гладкая. А это кто? (далее дети называют животных ласково и определяют их на ощупь – козочка и кошечка – пушистые, у овечки шерсть густая и мягкая, а у собачки бархатная, а у свинки спинка шершавая).
Кто там в окошко смотрит? (дедушка и бабушка).
Рад нам дедушка, рада нам бабушка. Стали они нас встречать – молочком да пирожками угощать (далее дети садятся).
Угощенье.
Ладушки, ладушки Где были? – У бабушки | (хлопайте в ладоши) |
Испекла нам бабушка Вкусные оладушки На, Ирочка. На, Ванечка… Ой, какие горячие! Подуем на оладушки. А теперь и кушать можно, Жуйте, только осторожно! Та – та – та, та – та – та. | (хлопайте сначала правой ладонью по левой и наоборот, как будто лепите пирожок и перекладываете его из руки в руку) (протяните руки, а затем погладьте каждого из детей по ладошкам, как будто даете им оладушки) (покачайте головой из стороны в сторону) (подуйте на свои ладони; дуть надо спокойно, не надувая щек) (артикуляционное упр.: «жуйте» зубами кончик языка, произнося при этом звуки [та]) |
Поручения.
Теперь бабушка и дедушка поручают нам самим ухаживать за домашними животными (ребенку дают картинку с изображением домашнего животного и предлагают рассказать о нем. Первое высказывание делает педагог, а затем по образцу аналогичную фразу составляет каждый из детей).
Мне дедушка поручил ухаживать за козой. А тебе? (ответ полным предложением).
Я накормлю козу сеном. А ты чем накормишь свое животное? (используется рисунок «Кто что ест?»).
Коза дает молоко. А какую пользу приносит твое домашнее животное?
5. Физминутка.
6. «Чьи же это малыши?»
У домашних животных есть детеныши. Ждут малыши своих мам. Кошка бежит с охоты – несет мышку своим котятам. Корова возвращается с полным выменем молока. Лошадь везет домой большой воз сена. Выбегают им навстречу малыши, радуются своим мамам.
А сейчас попробуйте узнать детенышей домашних животных по голосам:
Иго – го, - заржал ребенок. Значит, это…(жеребенок).
Му – у, - мычит в хлеву ребенок. Это маленький…(теленок).
Хрю, - захрюкали ребята. Значит, это…(поросята).
Ме – е, заблеял вдруг ребенок. Это маленький…(козленок).
Мяу, - замяукали ребяки, - Узнаете? Мы…(котятки).
Чей – то маленький сынок вдруг залаял: - Я…(щенок)! Гав, гав!
По мере того как дети будут называть детенышей, показывать им соответствующие картинки. Спросить, «Чей это детеныш?» Получив ответ, ребенок берет картинку и к доске прикрепляет к «маме» и т.д.
А где же живут домашние животные?
7. Д/игра «Кто где живет?»
8. Подарки.
Молодцы, вы очень хорошо ухаживали за животными и поэтому животные хотят сделать вам свои подарки.
Вот бидончик молока – кто его подарил?
Вот шерстяные рукавички – из чьей шерсти они связаны?
Вот сыр и масло – кто подарил? (сыр и масло делают из молока, значит, это подарок коровы или козы).
Сейчас нам пришла пора отправляться в обратный путь. А повезет нас лошадка. Встаньте друг за другом, идем поднимая ноги, держим вожжи и громко цокает языком.
Мы вернулись. Где вы были? Кого видели?
Вид занятия: познавательное.
Тип занятия: комбинированное.
Цель: вырабатывать привычку использовать в речи вежливые слова.
Задачи:
1. Научить детей анализировать положительные и отрицательные поступки.
— повтор при помощи воспитателя;
— проанализировать положительные и отрицательные поступки при помощи наводящих вопросов;
— дети самостоятельно анализируют.
2. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.
3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение быть внимательным при выполнении задания.
4. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей
Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: показ презентации.
Практические: дидактическая игра; собирание волшебного цветка; выполнение физминутки.
Словарная работа: Добро пожаловать, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Урок вежливости»; И.Г. Семеренко «Веселая школа вежливых наук»; «Заюшкина избушка» русская народная сказка; В. Осеевой «Волшебное слово».
- Беседа с детьми о хороших и плохих поступках, обыгрывание различных ситуаций из жизни, чтение стихов о вежливых словах.
Материал к занятию: Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; Словесная игра «Лепестки вежливых слов»; Мешочек для плохих поступков; Два конверта с играми; Магнитофон; Аудиозапись; Мультимедийный проектор; Компьютер.
Ход занятия
Сюрпризный момент.
(Воспитатель с детьми заходят в группу, на столе лежит красивая коробка, в ней аудиокассета).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изменилось в группе?
Ответ детей…
Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?
Ответ детей…
Воспитатель: Давайте подойдем, посмотрим, что в ней лежит.
(Воспитатель открывает коробку, достает аудиокассету).
Воспитатель: В этой коробке находится аудиокассета. Как вы думаете, что здесь записано?
Ответ детей: (сказки, детские песенки и т.д.)
Воспитатель: Интересные рассуждения, а лучше включим магнитофон и послушаем запись. А вам я предлагаю присесть на стульчики.
(Дети садятся на стульчики, воспитатель включает запись. Звучит звуковое письмо).
Голос гномов: Всем, всем, всем кто нас слышит. Мы лесные гномы живем в волшебном лесу. К нам пришла беда, мы перестали дружить, стали часто ссориться, драться, забыли все вежливые слова. Если нам не помогут, то волшебный лес погибнет. Помогите нам кто может!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь гномам?
Ответ детей…
Воспитатель: Как мы сможем помочь?
Ответ детей…
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в волшебный лес. Чтобы нам оказаться в волшебном лесу мы скажем волшебные слова: Раз-два-три покружись и в волшебном лесу окажись.
(Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя. На экране появляются гномы с грустным выражением лица (использование компьютерных технологий)).
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиками.
Дети здороваются.
Гномики: Здравствуйте ребята! (Звучит аудиозапись)
Воспитатель: Посмотрите, какие грустные гномики. Попробуем им помочь.
Интересно, гномики, а что это у вас за конверт?
Дидактическая игра «Хорошо — плохо».
Гномики: У нас в этом конверте перепутались картинки с хорошими и плохими поступками. Помогите нам их разобрать.
(Воспитатель берет конверт и открывает его).
Воспитатель: Да, здесь все перепутано, нам нужно собрать правильно пазлы с хорошими и плохими поступками. Подойдите к столу.
(Дети, стоя за столом, собирают пазлы).
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Учить различать положительные и отрицательные поступки.
Беседа «Поступки».
Воспитатель: Ребята скажите, у кого какие поступки?
Ответ детей…
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Ответ детей…
Воспитатель: Ребята, давайте пазлы с плохими поступками будем складывать в этот мешок, и после нашего путешествия выбросим его, чтобы наши лесные гномики больше никогда не путали плохие и хорошие поступки.
Гномики: Спасибо вам ребята, за помощь. Мы теперь никогда не будем ссориться, и драться, и не будем обижать друг друга. (Звучит аудиозапись)
Воспитатель: Как вы думаете, мы дружные ребята?
Ответ детей…
Воспитатель: Мы умеем с вами дружить!
Ответ детей…
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.
Физминутка.
Все мы дружные ребята, — руки на плечи друг другу
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем, — погрозить пальчиком
Как заботиться, мы знаем. — обняли себя
Никого в беде не бросим, — повороты головой вправо, влево
Не отнимем, а попросим. — дай, пожалуйста
Пусть всем будет хорошо, — взявшись за руки
Будет радостно, светло. — покачивая руками.
Дидактическая игра «Волшебные лепестки».
Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то лежит (достает лепестки и показывает детям).
Воспитатель: Гномики, что это?
Гномики: Это разноцветные лепестки от волшебного цветка. Мы не смогли собрать цветок. Для того чтобы собрать этот цветок, нужны вежливые слова, но мы их забыли. Помогите нам собрать волшебный цветок.
Воспитатель: Ребята, я начну, а вы продолжите. Добро пожаловать (кладет середину цветка на стол, называя слово).
(Дети берут лепестки и, называя вежливое слово, прикладывают их к середине цветка).
Воспитатель: Вот какой замечательный волшебный цветок получился. Я думаю, что лесные гномики всегда будут помнить о хороших поступках и вежливых словах.
(на экране меняется выражение лица у гномов)
Заключительная часть занятия.
Воспитатель: Ребята, как изменилось настроение у гномиков?
Ответ детей: (стали веселые, радостные)
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Ответы детей:(научили гномиков отличать хорошее от плохого и помогли вспомнить вежливые слова)
Гномики: Мы вам, ребята, благодарны за помощь. Наш лес станет еще красивее и зеленее. За это мы хотим подарить вам небольшие сувениры, солнышки.
(Воспитатель надевает детям солнышки).
Дети: Спасибо гномики.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гномиками.
Дети прощаются.
Воспитатель: Нам ребята пора вернуться в детский сад «Журавлик». Вспомним волшебные слова:
Раз-два-три – покружись
И в детском саду «Журавлик» окажись.
Вот мы и вернулись из путешествия в детский сад. Давайте подведем итоги.
Кого можно назвать вежливым человеком?
Ответ детей: (кто соблюдает правила культурного поведения, кто не ссорится, не жадничает, говорит вежливые слова)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, совершать плохие поступки, это хорошо или плохо?
Ответ детей…
Воспитатель: Почему?
Ответ детей…
Воспитатель: Что большего всего вам понравилось на занятии?
Ответ детей…
Воспитатель: Чему научились сегодня на занятии?
Ответ детей…
Воспитатель: Спасибо вам за интересное занятие.
Ирина Бабаринова
Занятие по познавательному развитию в средней группе «Транспорт»
Цель : Закрепить знание детей по лексической теме «Транспорт »
Развивающие задачи :
1. Развитие познавательной активности , любознательности, зрительного внимания, восприятия, логического мышления, речевого слуха, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, графических навыков,связной и диалогической речи.
Воспитательные задачи :
1. Формировать у детей такие качества как взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопомощь.
2. Воспитывать уважительное отношение к профессии водителя.
Образовательные цели :
1. Расширение и закрепление представлений о транспорте , знакомство с машинами специального назначения. Виды транспорта (воздушный, наземный, водный)
2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт » (Машина, поезд, самолет, корабль, грузовик, кузов, кабина, фары, колеса, груз).Совершенствование грамматического строя речи (образование единственного числа существительных)
3. Расширение и закрепление представлений о профессииводителя; расширение словаря глаголов (плывет, летает, едет, летит, везет) .
Предварительная работа :
1. Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта , который по ней двигается, беседа о транспорте .
2. Разучивание стихотворения «Машины» К. Чалиев.
3. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище» .
В. Маяковского «Кем быть?»
4. Индивидуальная работа : Дидактическая игра пазлы «Виды транспорта » , «Машины» , конструктор, дидактическая игра «парные картинки» .
5. Рассматривание выставки «Транспорт »
Оборудование :Мольберт с магнитами,картинки «Виды транспорта » , письмо от бабушки Загадушки,рули на каждого ребенка, большие обручи (синий, красниый, желтый, зеленый, дидактические игры : «Собери машину» , «Что перепутал художник» , аудиозапись «Бибика» ; листы с заданием, фломастер, подставка на каждого.
Ход занятия
Организация занятия
Дети выходят с воспитателем, здороваются с гостями, осматриваются.
Восп-ль : Сегодня я шла в детский сад и мне передали от бабушки Загадушки письмо для вас. Давайте посмотрим что там. Открывает.
Восп-ль : Ой, здесь загадки ребята. Вы любите загадки отгадывать?
Дети : Да!
Восп-ль : Умные ребятки отгадывают сложные загадки.
Читает загадки, дети находят картинки с отгадками на столе, воспитатель приклепляет их на магнитную доску. (Соответственно воздушный – вверху, наземный - в середине, водный - в низу)
1) Пьет бензин, как молоко
Может бегать далеко
Носит обувь из резины,
А зовут ее (Машина)
2)Он гудит, свистит, пыхтит,
И по рельсам в путь бежит.
(Поезд)
3) Птица по небу летит,
Слышно, как она гудит.
Отправляется на взлёт
Серебристый - …
(Самолет)
4) Ходит город – великан,
На работу в океан.
(Корабль, пароход)
Восп-ль : Хорошо. А как одним словом можно назвать : машину, паровоз, самолет, корабль (транспорт )
Восп-ль : Правильно. А сейчас поиграем в игру, я начинаю, а вы заканчиваете.
Словесная игра
Пароход плывет, а машина …. (едет) .
Машина едет, а самолет …. (летит) .
Самолет летит, а пароход …. (плывет)
Пароход плывет, а паровоз …. (едет)
Восп-ль : Молодцы, умники.
Восп-ль : А кто мне скажет, к какому виду транспорта относится самолет ? (пароход, а машина)
Восп-ль : Ребята мы с вами учили стихотворение,про машины.
Кто вспомнит и расскажет?
Матвей прочитает стихотворение, а мы ребята сядем и тихонечко послушаем.
(Дети садятся на банкетки)
Матвей :-
«Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины
А в кузове – важные,
Срочные грузы,
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!»
Восп-ль : Что перевозила машина?
Дети :Грузы.
Восп-ль : Машина перевозит грузы, (значит это какаямашина)
Дети : Грузовая.
Восп-ль : -Давайте мы с вами побудем грузовичками. Вставайте все за мной.
Физкульт минутка «Грузовик»
Грузовик песок везетИдут по кругу, изображая руль в руках
Удивляется народ : Останавливаются, поворачиваются
друг к другу, разводят руками , делают
удивленное лицо
«Вот так чуда – чудеса, 2 раза наклоняют голову вправо – влево.
В нем песок под облакаТянуться на носочках, поднимая рики
Приехали к скамеечкам и сели.
Восп-ль : Ребята, а у меня для вас сюрприз (переворачивает мольберт,показывает)
На мольберте машина с магнитными деталями (кузов, кабина, калеса, фары)
Восп-ль : Посмотрите, какая красивая машина.
Скажите мне пожалуйстате, какие части есть у машины?
Дети : - Колеса, кабина, кузов, окна, двери, фары.
Дети говорят, воспитатель показывает.
Игра на внимание : «Чего не стало?» или «Чего не хватает?»
(ребята закрывают глазки ладошками, а воспитатель убирает любую часть)
Восп-ль : – Чего не стало? (Чего не хватает, (на какую фигуру похожа? какого цвета)
(Последнюю убираю кабину)
Восп-ль : Какие вы молодцы ребята, были очень внимательные, не разу не ошиблись. (постарались быть внимательными)
Восп-ль : - А кто сидит в кабине?
Дети :- Шофер.
Восп-ль : – А как по другому можно назвать шофера?
Дети : -Водитель.
Восп-ль : Давайте мы с вами поиграем
Возмите рули, раз, два, повернись и в шофера превратись.
Подвижная игра. «Цветные автомобили»
Восп-ль раздаёт детям цветные рули (красный, зеленый, жёлтый, синий, раскладывает большие обручи с соответствующими цветами (гаражи) . Напоминает правила и технику безопасности. По команде воспитателя «Автомобили» дети начинают движение, по сигналу подъезжают к своим гаражам.
Дети играют в игру 2-3 раза. Закрепление правила движения и цвета.
Восп-ль : Молодцы ребята. Покружились, покружились и в ребяток превратились.
(Дети кладут рули на место)
Восп-ль : Ребята подойдите и встаньте вокруг стола.
Дидактическая игра "Что перепутал художник?»
(Воспитатель заранее раскладывает предметные картинки на фон, так чтобы "запутать" детей и выкладывает их, как бы случайно :на железной дороге- автомобиль, в небе – корабль, в море – самолет и т. д.)
Восп-ль : Посмотрите внимательно на картинки, какие они красивые, но что-тоздесь не так, художник что-то перепутал. Посмотрите и скажите, что? Дети должны обьяснить, почему не так. Например (Самолет летает в небе, а не в воде и т. д.)
Дети перекладывают картинки на подходящий фон (на море – корабль, в небе – самолет и т. д.) Каждому предлагается взять предметную картинку и положить на подходящий фон.
Восп-ль : Молодцы ребята, какие вы все внимательные.
Восп-ль : Давайте с вами пройдем и сядем за столы.
(на столах лежат листы с изображением машины скорой помощи пунктиром, фломастер черный на подставке)
Восп-ль : Посмотрите у каждого на столе листочек с заданием. Вам надо обвести фигуру, соединить короткие линии, и что-то у вас получится. Возьмите фломастер правильно, указательным пальцем постучите по фломастеру раз, два, три. Хорошо, начинаем работать (дети обводят)
Восп-ль : Догадались, что за транспорт ?как называется?
Дети : Скорая помощь.
Восп-ль : Эта машина специальная, давайте посмотрим мультфильм о специальных машинах.
Видео сюжет (Мультфильм «Смешарики – машины специального назначения» )
Восп-ль :Какие машины вы увидели (скорая помощь)
Эта машина оборудована световыми мигалками и сиренами, и всегда ей уступают дорогу. Скорая помощь может нарушать правила, потому что, спешит на помощь.
Восп-ль :Почему машины с сиренами пропускают вперед?
Ответы детей.
Восп-ль : Какие вы молодцы! Вы были сегодня такие внимательные, отгадали все загадки, отвечали на вопросы.
Ребята вам понравилось сегодня наше занятие ?
А что больше всего вам понравилось?
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Программное содержание: формировать знания детей о весеннем времени года; знакомить с названиями времен года, их последовательностью; познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной; уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной; активизировать словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи; формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь; отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре; способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей; воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.
Оборудование : Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего лес).
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением времен года (осень, зима, весна), картинки с изображением ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина «Весенняя полянка» ; иллюстрации диких животных : (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.
Предварительная работа : наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы».
Ход занятия
Педагог:
Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … ВЕСНА.
Педагог : Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса» ? (Ответы детей) . Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды. Педагог выставляет иллюстрации двух времен года: осень и зима).
Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? (Дети- нет). Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?
Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.
Педагог: А с чем приходит к нам зима?
Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.
(Педагог выставляет картинку весны).
Скажите, ребята, что изменилось теперь? (ответы детей). Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка. Давайте проверим, запомнили вы, что изменилось? Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.
Артикуляционная разминка:
Ши-ши-ши - солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).
На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло - и на улице тепло?
Ки-ки-ки - зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы - запели звонко птицы?
Ты-ты-ты - скоро вырастут цветы?
На-на-на - это к нам пришла весна!
Педагог: Ребята, время года, которое наступило теперь, называется весна. Давайте повторим все вместе: Весна! Весна приходит после зимы. (Для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года по иллюстрациям: осень, зима, весна).
Педагог: ребята, солнышко весной какое?
Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое
Педагог: первое чудо весны - это теплое солнце. А что происходит дальше?
Дети: снег тает.
Педагог: а почему снег тает?
Дети: Потому что солнце греет.
Педагог: Снег тает и превращается во что?
Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.
Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?
Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.
Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?
Дети: Опасное.
Педагог: Почему?
Дети: Можно промочить ноги и заболеть.
Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?
Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.
Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.
Педагог: - Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)
Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждет.
Песни звонко запевает,
Весну зазывает. (Скворец)
Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)
Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).
Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам - хлопки ладонями по спине
Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. - поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. - постукивание пальцами
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. - поглаживание спины ладонями
Педагог: еще одна загадка
Ярко лучами сияя,
Землю оно согревает.
Светит нам в оконце.
Что же это? (Солнце).
Педагог: Молодцы!
Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей) .
(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса) .
Что вы услышали? (Ответы детей) .
А хотите почувствовать весну ? (Ответы детей) .
Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.
Почувствовали вы весну ? Чем она пахнет? (Ответы детей) .
А мы с вами отправляемся на весеннюю полянку, (картина- весенняя полянка)
Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.
Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей) .
Отгадайте, какие животные живут на этой полянке :
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)
На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)
(Педагог вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных).
Педагог : весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами. Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей) .
У зайчихи рождаются …. (Ответы детей) .
У лисы - …. (Ответы детей) .
У волка - …. (Ответы детей) .
Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной ? (Ответы детей) .
- Весной , когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?
Дети: Появляются листья на деревьях.
Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.
Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?
Дети: Подснежник.
Педагог: Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.
Дети: ответы
Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .
Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе . Один, два, три…
Вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось? (Ответы детей) .
У Весны много дел : пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны , которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?