Мнимый больной анализ тема идея главная мысль. Жан-батист мольер - мнимый больной

Арган подсчитывал расходы по счетам, выставленным аптекарем Флераном. Он чувствовал себя хуже, чем в прошлом месяце. Да и по итогам подсчетов выходило, что раньше он принимал больше препаратов. Наверное, причина плохого самочувствия крылась именно в этом. Во всем виноват был, несомненно, доктор Пургон, который не назначил нужного объема лекарств.

Близкие понимали, что у Аргана повышенный интерес к здоровью. Но никто не смел противоречить его прихотям. Супруга Белина пичкала лекарствами по первому требованию, поскольку надеялась, что муж рано или поздно отравится ими. Дочка Анжелика была покорна и молчала из уважения.

Не молчала лишь служанка Туанетта, которая не боялась пререкаться с больным и всячески осуждала докторов. Именно ее бойкий нрав поспособствовал Анжелике рассказать служанке сердечную тайну: она влюбилась в Клеанта и надеялась выйти за него замуж.

Но у отца были другие планы, в которых имел место племянник Пургона, Том Диафуарус. Юноша обладал несомненным достоинством – вскоре он должен был стать настоящим врачом. Да и к тому отец его был богат…

Анжелика поделилась своим горем с Туанетой. Та высказала Аргану, но ему было все равно.

Против брака была и Белина, которая не хотела делить наследство и мечтала упрятать падчерицу в монастырь.

Туанета послала письмо Клеанту и он вскоре появился в доме Аргана. Как раз удачно уехал учитель пения, и юноша его мог заменить.

Вскоре пришли отец и сын Диафурус. Том предположил, что Анжелика его будущая теща, поспешно извинился и сразу же сделал предложение. Затем он подарил свой трактат о вреде кровообращения и пригласил в музей для просмотра вскрытия мертвой женщины.

Арган захотел, чтобы дочь спела. Клеант и Анжелика спели о двух влюбленных, пересказывая историю любви, очень похожую на происходящую с ними.

Арган потребовал остановиться и приказал дочери назвать Тома при всех своим мужем. Девушка отказалась. Отец был в ярости, Диафуарусы с достоинством удалились.

К Аргану пришел брат Беральд, попытавшийся убедить его сменить гнев на милость. Постепенно беседа переключилась на докторов. Беральд заявлял, что врачи шарлатаны и вымогатели денег. Он выгоняет пришедшего Флерана, который принес своему постоянному покупателю новый клистир. Аптекарь пообещал пожаловаться Пургону. Оскорбленный врач вскоре прибежал и заявил, что больше не будет лечить Аргана.

Тут явилась переодетая Туанета, объявившая себя лучшим в мире доктором, приехавшим к уникальному больному. Она называет Пургона шарлатаном и дает противоположное медицинское заключение и выписывает рецепт.

А потом братья устраивают проверку, представив Аргуса мертвым. Белина бурно радуется, Анжелика и Клеант плачут. Больной внезапно воскресает и соглашается на свадьбу.

Иногда нужно пойти на крайние меры, чтобы узнать истинное отношение к себе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мольер. Все произведения

  • Дон Жуан
  • Мнимый больной
  • Школа жён

Мнимый больной. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Сказка Мафин и паук Энн Хогарт

    Однажды, ослик Мафин прогуливался по своему огороду. За грядкой с огурцами он наткнулся на большого паука. У насекомого были огромные грустные глаза. Ослик поначалу испугался

  • Краткое содержание Григорович Антон-Горемыка

    В повести «Антон-Горемыка», созданной русским писателем Дмитрием Васильевичем Григоровичем, рассказывается о жизни крепостных крестьян в России.

  • Краткое содержание Приключения Алисы в Стране чудес Льюиса Кэрролла

    Произведение «Приключения Алисы в Стране чудес», созданное английским писателем Льюисом Кэрроллом, повествует о необычайных приключениях девочки в волшебном мире.

  • Краткое содержание Колридж Сказание о старом мореходе

    Старый моряк останавливает одного встречного человека торопящегося на свадьбу, которому рассказывает историю приключившуюся во время его дальнего плавания.

Мнимый больной. Комедия

Первое представление комедии было дано не при дворе, как предполагалось первоначально, а в театре Пале-Рояль 10 февраля 1673 года. Роль Аргана исполнял . Через несколько часов после четвертого представления этой комедии, 17 февраля 1673 года, Мольер скончался.

Первое издание комедии вышло в 1673 году.

Первые русские переводы:

«Больным быть думающий», СПб., 1743.

«Мнимый больной» (переделка Н. А. Полевого), -1840.

Последующие переводы:

«Мнимый больной», перевод Петра Вейнберга. Собр. соч. Мольера, изд. О. И.Бакста, 1884.

Перевод Н. Минского, изд. Брокгауз и Эфрон, 1913.

У нас комедия была впервые поставлена на любительской сцен

Пургой-врач, фамилия происходит от французском» purger-очищать желудок. Бонфуа-нотариус (фамилия его образов.! на от слов bonne foi-добросовестность). Полишинель-комический герой французского народного кукольного театра, связанный своим происхождением с итальянским Пульчинеллой. Свою арию Полишинель поет по-итальянски.

Первый пролог.- Речь идет о победе французского оружия в Голландии и триумфальном возвращении Людовика XIV в Париж 1 августа 1672 года. -

Эгипаны-мифологические существа, разновидность сатиров.

Кассия-слабительное средство.

Статуя Мемнона издавала гармонический звук...- Колоссальная статуя мифического царя Мемнона, близ Фив (в действительности изображение фараона Аменхотепа III), издавала дрожащие звуки при восходе солнца, вследствие прохождения воздуха через трещины.

Открытиях нашего века касательно кровообращения... --Речь идет о знаменитом открытии Гервея (1619), вызвавшем яростные нападки со стороны схоластической медицины.

Расстройство спланической паренхимы-мнимонаучная диагностика недуга Аргана, данная в терминах средневековой медицины.

Брадипепсия, диспепсия, апепсия, лиентерия, дизентерия, гидропизия-наименования (частично устаревшие) различных видов расстройства пищеварения.

Если домашнее задание на тему: » Мнимый больной. Комедия – художественный анализ. Мольер Жан Батист оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Плутни Скапена. Комедия Первое представление комедии было дано в Париже в театре Пале-Рояль 24 мая 1671 года. Роль Скапена исполнял Мольер. Мещанин во дворянстве. Комедия Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии «Недоросль», обусловили её большое общественное значение прежде всего в современную Уявний хворий. Комедія Перше подання комедії було дано не при дворі, як передбачалося спочатку, а в театрі Палі-Рояль 10 лютого 1673
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Арган постоянно сосредоточен на состоянии своего здоровья, ему кажется, что он болен и ему следует регулярно и серьезно лечиться, хотя в действительности этот человек не страдает никакими заболеваниями. Его домочадцы воспринимают манию главы семейства по-разному, вторая супруга Аргана по имени Белина во всем соглашается с хитрыми докторами, рассчитывая на то, что их микстуры и снадобья достаточно быстро заставят ее мужа распрощаться с жизнью. В то же время его дочери Анжелике абсолютно не нравится отцовская мания, но девушка, обладающая скромным и покорным нравом, предпочитает не спорить с Арганом. Служанка Туанета без стеснения ругает врачей и громко говорит о том, что хозяин буквально помешался на различных лекарствах и кровопусканиях.

Именно с Туанетой юная Анжелика делится своей тайной, касающейся того, что девушка влюбилась в некоего молодого человека по имени Клеант. Правда, она встретилась с ним всего лишь один раз, присутствуя на представлении театра, но Клеант произвел на Анжелику самое выгодное впечатление и с тех пор она мечтает лишь о нем. Неожиданно отец приглашает дочь к себе и начинает беседовать с нею о предстоящем замужестве. Анжелика сначала решает, что к Аргану пришел свататься именно Клеант, но, к разочарованию девушки, выясняется, что отец наметил для нее совершенно другого жениха.

Речь идет о некоем Тома Диафуарусе, племяннике доктора Пургона, лечащего врача Аргана. Тома и сам в скором времени станет дипломированным специалистом в области медицины, к тому же этот юноша является единственным наследником как своих родителей, так и дядюшки Пургона. Анжелика приходит в ужас от слов отца, однако она не в силах противостоять его желаниям. Зато служанка Туанета резко высказывает своему господину все, что она думает по этому поводу. Однако ее усилия напрасны, Арган не желает ничего слушать.

Белина, мачеха Анжелики, также не желает, чтобы девушка выходила замуж. Молодая дама рассчитывает полностью унаследовать состояние Аргана после его смерти, а падчерицу Белина стремится отправить в монахини, чтобы та впоследствии не могла претендовать на отцовское имущество. Анжелика в полнейшем отчаянии умоляет помочь ей Туанету, та сразу же соглашается и решает в первую очередь сообщить Клеанту о том, что его возлюбленную намереваются сделать супругой другого человека.

Юноша тут же является в дом Аргана, выдавая себя за нового преподавателя пения. По его словам, предыдущему учителю, товарищу Клеанта, пришлось в срочном порядке уехать в деревню. Хозяин дома соглашается на предложенную замену, но требует, чтобы молодой человек занимался с Анжеликой лишь в его присутствии.

Как только начинается первый урок пения, сразу же появляются Тома и его отец. Будущий врач делает Анжелике предложение руки и сердца в самых изысканных выражениях, и Арган приходит от этого юноши в искренний восторг, считая, что о лучшем муже его дочери не приходится и мечтать. Он тут же просит девушку спеть для гостей, и Клеант протягивает дочери Аргана ноты, в которых излагается короткая история их любви. Анжелика и ее возлюбленный поют куплеты, в которых обещают вечно любить друг друга и никогда не расставаться, хотя окружающие и не понимают истинного смысла их пения.

Арган все же подозревает, что перед ним происходит нечто нежелательное, он резко требует от дочери подать руку Тома и назвать его при всех своим супругом. Но Анжелика категорически отказывается выполнить это отцовское распоряжение. Тома и его отец уходят из жилища Аргана в самом скверном настроении, вскоре в гости к хозяину дома прибывает его брат Беральд и сообщает, что у него есть на примете прекрасный жених для племянницы.

Арган отказывается даже выслушать предложение брата, он твердит о том, что желает видеть зятем лишь врача. Беральд, в свою очередь, не сомневается в том, что доктора являются лишь ловкими шарлатанами и любую болезнь способна излечить только сама природа, если, разумеется, ей не будут препятствовать врачи. Однако Аргана нисколько не впечатляют слова брата, он продолжает слепо верить в медицинскую науку и ее возможности.

Вернувшись к беседе о возможном браке Анжелики, ее отец продолжает настаивать на том, что существуют лишь два варианта. Девушка может либо стать супругой доктора либо уйти в монастырь, никакой другой судьбы он для нее не видит. Идею о том, чтобы сделать Анжелику монахиней, исподволь уже давно навязывает мужу Белина, но Арган не допускает даже мысли о том, что у нее могут быть какие-то недобрые намерения. Туанета предлагает организовать небольшой спектакль и таким образом увидеть истинное лицо супруги Аргана. Ее хозяин соглашается и начинает изображать умершего.

Белина не скрывает беспредельного восторга при виде мертвого супруга, ведь она наконец сможет получить в свое распоряжение его средства. Анжелика и Клеант, напротив, по-настоящему переживают из-за смерти Аргана, они готовы даже отказаться от намеченной свадьбы. Но внезапно хозяин дома резко воскресает, его супруга приходит в неописуемый ужас, а дочь и ее возлюбленный от всей души радуются такому повороту событий. Арган все же соглашается позволить Анжелике выйти за Клеанта, однако требует, чтобы молодой человек выучился на врача, только в таком случае он разрешает девушке стать его женой.

Но у Беральда имеется другое предложение, он советует брату самому стать доктором. По его мнению, для этой профессии вовсе не требуется каких-либо специальных знаний, достаточно лишь надеть шапочку и мантию, соответствующие ремеслу врача, после чего любой человек сможет приступить к пространным рассуждениям о заболеваниях, используя при этом латынь.
К счастью, неподалеку как раз оказываются актеры, являющиеся давними знакомыми брата Аргана. Они проводят шутливую церемонию, в ходе которой присваивают хозяину дома звание врача, и все члены семьи чувствуют себя абсолютно счастливыми.

Сюжетная композиция произведения построена на изображении жизни одной из буржуазных семей, представителями которой в качестве основных персонажей представлены глава семейства Арган и его дочь Анжелика.

Писатель описывает в комедии собственные рассуждения о медицинской сфере в виде ее реальных возможностей и значении роли врачей в жизни человека, а также параллельно проводит развитие любовной линии пьесы.

Арган представляется писателем в виде мужчины, помешанного заботами о собственном здоровье, выражающего нездоровую одержимость страхом приобретения болезней.

Центральным конфликтом произведения является столкновение интересов отца и дочери в вопросе выбора дальнейшей судьбы девушки в виде достойного претендента на ее руку. С точки зрения Аргана, считающего дочь собственной вещью, он имеет права распоряжаться жизнью Анжелики, не задумываясь о ее истинных чувствах и счастье, достигая лишь собственной корыстной цели, которая заключается в приобретении мужем дочери человека, способного заменить ему медицинский персонал. В этом стремлении главного героя писатель раскрывает его мнимую любовь и заботу по отношению к собственному ребенку, проявляющиеся в мелочности, суетности и ханжестве. Поэтому в качестве жениха для Анжелины Арган выбирает бездарного доктора, делающего себе карьеру посредством написания мнимых трактатов.

Однако Анжелика выбирает в качестве спутника жизни молодого человека по имени Клеант, искренне любящего девушку и желающего стать ее мужем.

Для проверки отношения родственников к его персоне Арган решает изобразить собственную фальшивую смерть и с ужасом осознает мнимую любовь своей второй жены Белины, которая проявляется в бурном восторге от избавления от ненавистного супруга и возможности обрести долгожданную свободу вкупе с хорошим состоянием.

Истинное проявление родственных чувств выражает лишь единственная дочь мнимого больного, которая не в силах скрыть своего горя при виде умершего отца. В момент его воскрешения Анжелика испытывает настоящее счастье, которое заставляет Аргана благословить свадьбу дочери с ее суженым Клеантом.

Используя в произведении художественные приемы в виде саркастических и сатирических выражений, писатель отражает ложные человеческие ценности порочных людей, которые изображают из себя святую личность под масками мнимой значимости, совершенства и бездарности.

Вариант 2

Самой актуальной проблемой во Франции является отношение детей и родителей. Именно об этом и идет повествование в рассказе Мольера «Мнимый больной». Здесь он описывает жизнь и взаимоотношения молодой девушки по имени Анжелика и ее отца, помешенного на собственном здоровье – Аргана.

Кроме житейских и насущных проблем, особая роль в рассказе отведена медицине. Насколько она важна в жизни каждого человека, и, конечно же, какое произведение обходиться без любовной лирики?

Арган – это зрелый мужчина, который больше от скуки и безделья постоянно придумывает себе различные заболевания и пытается их вылечить. Именно поэтому, когда Анжелика приходит к отцу с вестью о своем замужестве, отец приходит в негодование. Ему не нравиться жених, за которого его дочь хочет выйти замуж. Он уже давно подыскал ей мужа по своему усмотрению. Это молодой, совершенно неспособный к медицине доктор, пишущий бездарные и нелепые статьи. Но Аргана это не останавливает. Мужчина считает, что он вправе распоряжаться судьбой своей дочери. Ему совершенно наплевать на ее чувства и отношение к человеку, которого она на самом деле любит. Вся его отцовская любовь к Анжелике, на самом деле мнимая и лживая, он живет по своим правилам, только чтобы у него было все хорошо.

Девушка же встретила настоящую и искреннюю любовь в лице простого парня по имени Клеант. Его чувства к ней настоящие и он хочет, чтобы Анжелика стала его женой. От своего бессилия Арган придумывает хитроумный план. Чтобы проверить, как к нему относятся его родственники, насколько ценят и любят его, он разыгрывает собственную смерть.

Первым ударом для мужчины было отношение к его смерти любимой жены Белины. Он с ужасом обнаруживает, что женщина безмерно счастлива, она свободна и богата. На самом деле Берлина никогда не любила Аргана, жила с ним только ради денег и была довольна, что, наконец, он него избавилась.

Только его дочь, Анжелика, узнав о смерти отца, почувствовала сильное горе, она долго плакала о нем. Когда же Арган «воскрес», девушка была безумно счастлива, что он оказался живым. Мужчина, после своего поступка понял, кто искренне его любил и дорожил им. Он благословил Анжелику на брак с ее возлюбленным Клеантом.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Произведение Пушкина «Капитанская дочь» - это творение, которое было посвящено восстанию крестьян 1773-1774 годов. Хоть все действия происходят и в вымышленном мире, весь сюжет реален. Пугачев – один из центральных персонажей в повести

  • Сочинение Образ Отца в романе Детство Толстого

    Повесть Л.Н. Толстого «Детство» рассказывает нам о небольшом отрезке жизни десятилетнего мальчика Николеньки Иртеньего. Своих родителей Николенька искренне любит.

  • Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе Война и мир сочинение

    Этот персонаж является одним из героев в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". На момент начала романа - а это 1805 год - Борису уже как 20 лет.

Мнимый больной.

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твердо стоял на своем.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей - здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей…

В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы - так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе- подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж - пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения.

Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешел к делу - предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности - представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был тверд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика - дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своем железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешел на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование. Беральд утверждал, что все врачи - хотя они в большинстве своем люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим - либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своем. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достается представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание свое сдержал - спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорбленный до глубины души доктор Пургон.

Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир… Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придет в состояние полной неизлечимости, а еще через несколько - отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойденным странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, - ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением легких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь - третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у нее, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мертвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа - теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мертвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув - к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, - Арган дал согласие на брак дочери… но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову - это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнешь рассуждать о болезнях, и притом - по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актеры, которые и исполнили последнюю интермедию - шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.