Основы пластилинографии (теория). Выдавливание пластилина из шприца

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Этапы обучения «пластилинографии»

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) .

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее «жизнь».

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Спасибо за внимание!

(из просторов интернета)

Пластилинография

Ластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему?

Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?

П
ластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

Д
ети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом.

При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».

Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет: «Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей), «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы), «Бусы на елочку», «Снежинки», «Осенние листья», «Новогодняя ёлочка» и т. д.

В
старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.

П
оэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды), а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке»), включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр.), смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Пластилин - один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Что такое пластилинография

Пластилинография - разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.

Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал - это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры - зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Преимущества пластилинографии

Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать:

  • простоту в работе;
  • снятие мышечного и нервного напряжения;
  • развитие моторики рук;
  • легкую корректировку: картину всегда можно переделать.

Пластилинография в детском саду

Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку.

Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
  2. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  3. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. При этом можно использовать различные способы лепки - раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
  4. В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином

Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.

Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.

Рисование мазками - необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится объемное исполнение . Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких колбасок и создать из них задуманный шедевр.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности:

  • При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым - оранжевый, синий с красным - фиолетовый.
  • При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества.
  • Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.
  • Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого - пастельный.

Приемы лепки

Лепка фигур может производиться несколькими способами:

  • Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей - самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.
  • Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  • Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  • Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  • Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  • Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

Рисование пластилином для детей - это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была организованна творческая мастерская художественной направленности «Фантазеры»– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Цель программы(возраст 3-4 года): совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи программы (возраст 3-4 года):

Образовательные:

1 Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2 Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Развивающие:

1 Развивать изобразительные умения посредством пластиллинографии.

2 Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Воспитательные:

Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты встреч. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.

– “Музыкальные занятия”.

Предполагаемый результат (возраст 3-4 года)

По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

Организация проведения встреч

Программа творческой мастерской составлена с учетом психо-физиологических особенностей детей 3-4 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня в подгруппах по 6-8 человек, не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 36,при частоте встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для младшей группы- 15минут.

Взаимодействие с кадрами

С педагогом по физической культуре - рекомендации по использованию физкульминуток, пальчиковых гимнастик.

Со старшим воспитателем - консультирование при составлении программы театральной деятельности.

С музыкальным руководителем - помощь в подборе форм и методов работы.

Отчетность

Для родителей проводится ознакомительная беседа (представление программы), ведется табель по данной дополнительной услуге, открытое мероприятие, консультация, организуются фотовыставки.

Взаимодействие с родителями

Тема встречи

Форма проведения встречи

Цель встречи

Время проведения

«Пластилиновое чудо»

Ознакомительная беседа

Представить родителям программу творческой мастерской «Фантазеры».

сентябрь

«Мир на кончиках пальцев»

Консультация для родителей

Рассказать родителям о взаимосвязи развитии мелкой моторики и речи детей.

декабрь

Открытое занятие для родителей

Показать навыки и умения детей, способствовать совместному творчеству родителей и детей.

май

Психологические особенности детей 3-4 лет

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая с формированием его деятельности. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Речь

Речь становится более сложной и развернутой. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Играя или занимаясь каким-либо делом, дети четвертого года жизни часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». С помощью этих разговоров ребенок удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Игры

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Творчество

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Мышление

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Взаимоотношения детей.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

Диагностическая карта «Художественное творчество»

Вторая младшая группа на 20__/20__ учебный год

Воспитатели: _____________________________

Фамилия, имя ребенка

Отделяет небольшие комочки пластилина и раскатывает прямыми и круговыми движениями ладоней

Н.г.

К.г.

Лепит предметы из 1-3 частей, использует разнообразные приёмы лепки

Н.г.

К.г.

Итого:

Учебно-тематический план (возраст 3-4года)

Раздел

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Диагностика

Растительный мир

Рукотворный мир

Животный мир

Природные явления

Календарно-тематическое планирование (возраст 3-4 года)

Тема встречи

Задачи

Развивающая среда

Предполагаемый результат

Методы и приемы взаимодействия

педагога с детьми

Предметно - пространственная среда

Информационно методическое обеспечение

Сентябрь

№1

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

Использование диагностического материала

Сентябрь

№2

Раздел «Растительный мир»

«Ягодка за ягодкой»

1. Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики поверх зеленых.

2 Развивать чувства ритма.

3 Развивать согласованности в работе обеих рук.

4 Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке

Речевая задача: Активизация словаря: названия и цвет ягод.

1. Худ.слово

Я по лесу пойду.

Я брусничку найду

Если нет лукошка

Соберу в ладошку

Прыгну через лужицу,

Голова закружится.

А в траве брусника

Тут ее найду я.

3. Игровая ситуация:

Помочь ягодкам созреть.

4.Пальч. игра: Ягодка по ягодке

6.Пед.оценка.

1.Незавершённая композиция «Ягодки на веточках»,

2.Картинки ягодок

3.Плакат” Фрукты-ягоды”

4. Дид. игра: ”Ягодка за ягодкой”

(чередовать цвет)

5. Оформление выставки “ Ягодки на кустиках”

1.Чтение стихот. В.Шипуновой “Ягодки на тарелке”, ”Ягодки на кустиках” Н.Саксонской “Собирала я в лесу”

2. Слушание муз. А.Филиппенко слова Т.Волгиной “По малину в сад пойду”

Умеет прикреплять пластилиновые шарики поверх зеленых

Знает названия ягод и их цвет.

Сентябрь №3

Раздел

«Рукотворный

Мир»

Тема:

«Пуговицы для платья»

1.Вызвать желание у детей самостоятельно выбрать цвет платья, использовать пластилин для пуговиц под цвет платья.

2. Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии.

2.Закреплять прием – надавливания.

4. Развивать чувства ритма.

5.Развивать согласованности в работе обеих рук.

6. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Активизация словаря:

1.Называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, розовый)

2. Учить называть части одежды (рукава, воротник…)

1.Игровая ситуация:

Кукле нашей платья сшили. А про пуговки забыли…

Цвет им подберём

И быстренько все пришьём.

3. Показ способа действия, словесное объяснение. 4.Использование приема “рука в руке”.

4.Пальчиковая игра: Швейная машинка.

5.Педагогическая оценка.

1. Заготовка “платьев” по кол-ву детей.

2. Альбом с образцами одежды.

3.”Оденем куклу”- дид. игра

4. Дид. игра: Один - много.

5.Ряжение детей

1. Чтение Л.Воронкова ‘Маша растеряша”

П.Воронько ”Обновки”

2.Рассматривание картины ”Игра с куклой”

7. Слушание муз. А..Филиппенко” Веселая девочка Лена”

8.”Танец с платочками”-(р. н. м.)Обработка Т.Ломоновой

4.Рассматривание альбома с изображением одежды

Умеет подбирать “Пуговички” под цвет платья

Умеет называть основные цвета, части одежды

Сентябрь №4

Раздел «Животный

мир»

Тема:

«Пятнашки для жирафа»

1. Показать как прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка)

3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажем желание помогать им.

Речевая задача: Активизация словаря: жираф, длинная шея.

Загадка

Этот зверь уж очень странный:

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится...жираф

3. Игровая ситуация:

Жираф потерял пятнашки

4. Рассматривания картинки жирафа.

5. Показ способа действия, словесное объяснение.

6.Разминка для рук:

“Он высокий, он огромный”

7.Пед.оценка.

2. Игрушка и картинки жирафа

3. Беседа о животных жарких стран - жирафе.

1.Чтение стихотворения

“В ЗООПАРКЕ”-

Татьяна Керстен

2.Картинки, иллюстрации с животными жарких стран

Умеет создавать пятнашки способом размазыван. пятнышек в разные стороны

Знает названия животных жарких стран

Октябрь

№5 Раздел «Растительный мир»

Тема:

«Вот какой у нас арбуз»

1. Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

2.Развивать согласованности в работе обеих рук.

3. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Активизация словаря - Сладкий, гладкий, полосатый, круглый, красный, черный, зеленый.

1. Худ.слово

Я большой арбуз усатый.

Я зеленый полосатый.

Греет солнышко бочок.

Я поспел, как только смог.

2. Показ способа действия, словесное объяснение. 3.Исполь.приема “рука в руке”.

1.Разминка для рук:

“Дайте нам лопатки”

4.Пед.оценка

1. Внесение муляжа арбуза

2. Игра магазин

3.Заготовка “арбузов” по кол-ву детей

3. Рассматривание

иллюстраций, картинок

4.Дид. игра “Собери арбуз”

5. Организация выставки работ в приемной.

1. Чтение стихотворения В.Шипуновой “Арбуз”

2.Иллюстрации ягод

2. «Времена года, Осень» П.И. Чайковского

Умеет делать зигзообразные полоски.

Октябрь№6

Раздел

«Рукотворный

Мир»

Тема:

«Консервирование овощей»

1.Закрепить умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. (круг и овал)

2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте.
3.Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях.

Речевая задача : Активизация словаря: овощи, консервирование

1.Игровая ситуация:

В огород пойдём, Идём по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберём.

С веток снимем помидоров,

Огурцов нарвем! Имитируем срывание помидоров и огурцов

И вернёмся по дорожке в группу! Идём по кругу, взявшись за руки.

3.Пальчиковая игра:

“Тук! Тук! Тук! Тук! “

4.Пед.оценка.

1. Cилуэты банок по кол-ву детей

2. Муляжи и картинки овощей

1. Иллюстраций о овощах.

2. Книга стихов о овощах.

Умеет прикреплять готовую форму(круглую, овальную) на плоскость.

Знает названия овощей

Октябрь №7

Раздел «Растительный мир»

Тема:

«Цветочная клумба»

(коллективная работа)

1. Развивать умение детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка.

2.Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа

Речевая задача: Активизация словаря – цветочная клумба, разноцветные цветы

1. Предлагаем детям помочь зверям посадить цветы

2. Рассматривание цветка.

5.Пальчиковая игра:”Наши алые цветки”

6. Пед. оценка

1.Незавершённая композиция “Теремок с клумбами” для коллективной работы.

2.Иллюстрации цветов.

3.Дид. ига: “Собери цветок”

1.Иллюстрации цветов

2.Дид. ига: собери цветок

3.Стихи о цветах

Умеет размазывать

“пятнышко”в виде цветка

Знает названия основных цветов

Октябрь №8

Раздел «Животный

мир»

Тема:

«Подружки для Золотой рыбки»

1. Показать детям как надавливать “чешуйки” рядом друг с другом.

2. Показать детям как приемом размазывания закрашивать рыбку

3. Продолжать обучать скатывать кус. пластилина кругообразными движениями между пальчиками

4.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”

5. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

Речевая задача : Активизация словаря: Золотая рыбка, названия частей тела рыбки.

1В гости приходит – золотая рыбка и жалуется, что у неё нет подружек.

2. Показ способа действия, словесное объяснение.

3.Пальчиковая гимнастика:”Рыбки”

4.Пед.оценка.

1 Заготовка “рыбок “по кол-ву детей

2. Внесение аквариума в группу

3. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб

4.Дид.игра: Ловись рыбка.

5. Составление фигур рыб из геометрических фигур.

6. Организация выставки работ в приемной.

1Иллюстрации с изображением рыб

3. Стихотворение Г.Лагздынь”Крошка-рыбка”

4. Подготовка различных ” чешуек”

Умеет

надавливать

“чешуйки”

Рядом друг

с другом

Знает

названия

основных

цветов,

частей тела

рыбки.

Ноябрь №9

Раздел

«Рукотворный

Мир»

Тема:

«Светофор»

1. Вызвать желание у детей создавать изображения светофора,используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый)

2.Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

Речевая задача : Активизация словаря: Светофор, красный цвет горит - идти нельзя, пешеход

1. Сюрприз. момент: В группу входит светофор

2. Худ. слово:- Днем и ночью я горю, Все сигналы подаю, Есть три цвета у меня, Как зовут меня друзья?

3. Рассматривание светофора

3.Пальчиковая гимнастика:”1,2,3,4”

5.Пед.оценка.

1. Заготовка картинка”Светофора” по кол-ву детей
2. Беседа о светофоре, правилах перехода улиц.

3.Игры с машинами.

4. Организация выставки работ в приемной.

1. Плакат по правилам дорожного движения

2. Аудиозапись песни”Машина”

3. Книжки о машинах

Умеет

создавать

Изображения

Светофора,

используя

три

основных

цвета

(красный,

желтый,

Зеленый)

Ноябрь №10

Раздел «Природные явления”

Тема:

«Солнышко»

(по сказке “Краденое солнце”

1.Показать детям как использовать в своей работе два приема: сплющивание шарика и палочек на горизонтальной поверхности.

2. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги.

3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”

4.Воспитывать доброту, сочувствие.

Речевая задача: Закреплять знания цветов.

1. Игровая ситуация: Нужно помочь зверям вернуть солнце на небо.

2. Худ. слово: Чтение отрывка сказки….солнце по небу гуляло и за тучу забежало…

3. Показ способа действия, словесное объяснение.

4. Проговаривание ребенком своих действий

5. Разминка для рук:

Утром солнышко встает выше выше

6. Наблюд. за солнцем, тучами, облаками.

7. Беседа о ночном небе, о звездах, солнце.

1.Незавершенная композиция по кол-ву детей.

2. Книга-сказка

3. Картинки иллюстрации с изображением солнца, ночи.

1. Чтение “Ночь пришла -темноту привела”, ‘Месяц-месяц” А.Пушкин,”Звезды” пер.А.Ахундовой Чуковского “Краденое солнце”

2. Слушан. колыбельных песен

3. Картинки с изображением солнца

Умеет из шарика размазывать лучики солнца.

Ноябрь №11 Раздел «Природные явления”

Тема:

«Осень»

(коллективная работа

1. Познакомить детей с приемом изображения двух ярких явлений природы (листопад и дождь) на общем сюжете.

2.Продолжаем учить детей создавать коллективную работу.

3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Речевая задача: Обогащение словаря: листопад, вьются.

Активизация словаря: желтый, зелёный, красный, листья.

1.Сюр.момент Вносится букет осенних листьев

1.Худ.слово

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

3. Показ способа действия, словесное объяснение. 4.Исполь.приема “рука в руке”.

5. Разминка для рук:

Мы листочки

6.Наблюдение на прогулке за листопадом

7.Пед.оценка.

8.Рассматр. иллюстраций о осени.

1.Незавершённая композиция “Осень” для коллективной работы.

2. Дид. игра «С какого дерева листок”

3. Букет осенних листьев

4. Организация выставки работы в приемной.

1.Чтение А.Плещеев;”Осень наступила” К.Бальмонт”Осень”. М.Ивенсен “Падают, падают листья”

2.Иллюстрации о осени

3. «Времена года, Осень» П.И. Чайковского, “Дождик”-(р.н.м.), обработка Т.Патапенко: “Осенняя песенка”, муз.Т.Мираджи

Умеет на одном сюжете изображать два яких явления природы.

Ноябрь №12

Раздел

«Рукотворный

Мир»

Тема:

«Бусы»

(коллективная работа)

1. Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета

2.Продолжаем учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

3. Закрепляем приём – надавливания на веревочку

Речевая задача: Активизация словаря Бусы, бусинка, Закрепление знания основных цветов.

1.Игровая ситуация: Кукла в гости собиралась, кукла в платье наряжалась. Туфли новые надела, долго в зеркало глядела. Бусы новые надела, застегнула неумело, Разбежались бусы вскачь, тише Танечка не плачь.

Бусинки все раскатились, не собрать.Нужно новые бусы сделать.

3. Показ способа действия, словесное объяснение.

4. Проговаривание ребенком своих действий

5. Пед. оценка

6.Пальчиковая игра:

Вот помощники мои…

1.Незавершённая композиция “Бусы” для коллективной работы.

2. Бусы разных расцветок.

3. Организация выставки работы в приемной.

4. Дид. игра “Собери бусы”.

Иллюстраций с изображением украшений (бусы

Серьги…)

2. Чтение стихотворения А. Барто “Люся”.

Умеет прикреплять бусинку на веревочку.

Декабрь

№13 Раздел «Растительный мир»

Тема:

«Зимний лес»

(с элементами рисования)

1. Показать детям прием - размазывания из столбика.

2. Закрепить прием прямого раскатывания.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

Речевая задача: Активизация словаря: Зима, снежные сугробы, береза, ель. Закрепить сущ. с обобщающим значением - деревья.

1.Сюрпризный момент: В гости приходит елка.

Что это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

2. Предлагаем детям нарисовать еловый лес для елки.

3.Наблюд. за деревьями

4. Рассматривание картин, иллюстраций о лесе

5. Показ способа действия, словесное объяснение.

6. Физ.минутка:

Вот помощники мои

8.Пед.оценка.

1.Заготовки по кол-ву детей. Фон поделен на 2 части. Вверху голубой внизу белый. Изображено несколько стволов.

2. Иллюстрации с изображением зимнего леса.

3. Плакат ” зимний лес”.

4. Организация выставки работ в приемной.

Картины, иллюстраций о лесе

3. Потешки: ”Из за леса из за гор”, ”Ой по зеленому бору”

4. Стих. С.Есенин “Берёза”,”Поёт зима аукает”,В.Васиной “Березы. Сосны до небес”

6. Слушание песни М. Раухвергера “Пришла зима”

8. «Времена года, Зима» П.И. Чайковского.

Умеет размазывать из столбика.

Декабрь №14

Раздел

«Рукотворный

Мир»

Тема:

«Снеговик»

(с элементами рисование)

1.Закреплять умение детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

2. Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4.Развивать согласованности в работе обеих рук.

Речевая задача: Активизация словаря – снег, снеговик, большой, маленький

1Рассматривание снега, снеговика на улице.

2. Лепка снеговика из снега

3.Худ слово

Выпал снег идём гулять

Будем снежный ком катать

Ох, работа не легка-

Депим мы снеговика.

4.Рассмат. образца

5. Показ способа действия, словесное объяснение. 61.Физминутка:

Снег руками собирали

5.Пед.оценка.

1. Работы детей с изображением зимы.

2.Внесение иллюстраций, книг о зиме.

3. Плакат ”Зима”

4. Заготовки снеговиков по кол-ву детей

4. Организация выставки работ в приемной.

1.Чтение стихотворений

Е.Михайленко “Снежная баба” А.Блока”Зима” и др.

рассказов о зиме, снего.

2. «Времена года, Зима» П.И. Чайковского

1. Умеет

создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

Знает форму – круг.

Раздел

«Природные явления»

Тема: «Узоры на окне»

1.Вызвать желание у детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки.

2.Закреплять приём - размазывания.

3. Развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что - то красивое, оригинальное, завораживающее.
4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Обогащение словаря: мороз, снежинки, звездочки, узор.

1. Сюрпризный момент: Весь в серебре сверкает,
Весь искрится при луне,
Елки в шубы наряжает,
И рисует узоры на окне:
Он такой большой проказник -
Ущипнёт за щёки, нос,
Отгадайте - ка, ребята,
В гости к нам идёт…
2. Показ способа действия, словесное объяснение.

3.Рассматривание иллюстраций, картинок о зиме, морозных окон

4. Проговаривание ребенком своих действий.

5.Пед.оценка.

6. Пальчиковая игра:

Маленькая снежинка села

1.Заготовка “окон” по кол.детей

2.Фотографии, картинки морозных стекол.

3.Запись П.И.Чайковский «Зимние грезы».

1.Загадки о морозе-художнике

2.Слушание П.И.Чайковский «Зимние грезы».

3. Подготовка различных печатков, стек

Умеет создавать узоры, используя различные приспособления: стеки, печатки.

Тема:

«Праздничная ёлочка»

1. Показать детям как использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания.

2. Продолжаем обучать детей не выходить за контур.

3.Развивать координацию в системе “глаз-рука”

4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

Речевая задача: Активизация словаря – колкие иголочки,

Елочка – короткая иголочка.

1. Худ.слово

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я - главная!
(Елка новогодняя)

2. Показ способа действия, словесное объяснение.

3. Проговаривание ребенком своих действий.

4.Пед.оценка.

5.Расматривание иллюстраций с изображением елочки

6. Разминка для рук:

На глазах у детворы …

1. Заготовки основ елочек

2 Книги о зиме, новом годе.

3. Украшенная елка.

4. Организация выставки работ в приемной.

1. Книги о новом годе.

2.Чтение стих. В.Шипуновой”Ёлочка”,М.Ивансе “Ёлочка” и др.

3.Слушание: ”Елка” муз. Е.Тиличеевой

4. Картинки с изображением новогодней елки.

Умеет наряжать ёлочку – вдавливание паеток, крашенных макарон, бусинок.

Раздел «Животный

мир»

Тема:

« Вышла курочка гулять»

1Закрепить у детей прием размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки.

2. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Активизировать речь детей: ко-ко-ко, пи-пи-пи, курочка, цыплята, зеленая травка, гулять.

1.Игровая ситуация:в гости приходит курочка

2. Показ способа действия, словесное объяснение.

3. Рассматривание натурального яйца, картинок

4. Показ разбитого яйца.

6.Пед.оценка.

7. Пальчиковая игра:

«Вышла курочка гулять»

1. Заготовка яичек по кол-ву детей.

2. Внесение иллюстраций курочки

3. Организация выставки работ в приемной.

1. Чтение Е.Чарушина “Курочка”,В.Берестов”Курица с цыплятами”

2 Слуш.муз.Е.Тиличеевой “Курица и цыплята”

3Картинки с эмоциями радости и грусти

.

Умеет размазывать овальную форму, не оставляя пустот.

мир»

Тема:

«Шубка для зайчика»

1. Закреплять у детей умение способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.

2. Использовать стеку для создания пушистости зайцу

4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается

Речевая задача: Активизация словаря

Зайчик – зайчонок, белая шубка. Учить называть части тела зайца, Построение ответа на вопрос: Чьи это ушки, хвостик?

1.Физминутка:

Посмотрите, что за пальчики!

2.Игровая ситуация: В гости зайчик пришёл просит ребяток, поменять его друзьям шубки.

3. Рассматривание рисунка зайца.

4.Беседа сезонных измен. способах приспособ животных (Срав. изобр. зайцев летом и зимой)

5. Инсцен. потешки ”Серый зайка умывает”

7. Проговаривание ребенком своих действий.

8.Пед.оценка.

1.Заготовки “Зайчиков” по кол-ву детей

2.Картинки, иллюстрации о диких животных

3. Картина ”Зайцы зимой”

4. Организация выставки работ в приемной.

1. Чтение Т.Ворониной про зайку. Е.Чарушин ”Что за зверь?”,А.Блок “Зайчик”.”Сказка про храброго зайца”

2. Картина ”Зайцы зимой”

7.Слуш. р.н.м.”Зайка”.

Умеет способом размазывания закрашивать зайчика.

Умеет называть части тела зайца.

№19 Раздел

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Быстрокрылые самолеты»

(с элементами аппликации )

1.Показать детям как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей

2.Дополнять изображение характерными деталями (окошками)

4. Развивать согласованности в работе обеих рук.

5. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Рассказывания наизусть стихотворения А.Барто ”Самолет

1.Физ. минутка

Собираемся в полет

2.Сюрпризный момент: В группу влетает самолет.

3.Рассматриваем самолет, предлагаем сделать большую поздравительную открытку для пап.

4. Показ способа действия, словесное объяснение.

5. Проговаривание ребенком своих действий.

6. Пед. Оценка.

1.Незавершённая композиция “Быстрокрылые самолеты” по кол-ву детей.

2.Бум. самолетики

3.Картинки с изоб. самолётиков

4. Книги о транспорте

5. Альбом “воздушный транспорт”

6.Плакат ”Воздушный транспорт”

7. Организация выставки работы в приемной

1.Картинки с

изображения самолета

2.Чтение стихотворения А.Барто ”Самолет”

Г.Лагздынь “Мы играем братом”, Н.Найденова”Самолет”

3. Альбом “воздушный транспорт”

4.Плакат ”Воздушный транспорт”

Умеет создавать предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей.

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Тили - бом, тили - бом загорелся Кошкин дом».

(элементами аппликации )

1. Заинтересовать детей создавать изображения

2.Продолжать учить детей работать на заданном пространстве.

3. Продолжаем учить детей использовать - стеку.

3. Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается

Речевая задача: Активизация словаря: пожарная машина, Кошкин дом.

1. Разминка для рук:

Молотком стучу

2. Худ. слово: Чтение отрывка из сказки.

3. Беседа по сказке.

4. Игровая ситуация: Нужно кошки помочь, построить новый дом.

5. Показ способа действия, словесное объяснение.

6. Проговаривание ребенком своих действий

7. Пед. оценка

С огнем ты кошка не шути!

Попасть в беду легко.

За нечкой и огнём следи,

Тогда все будет хорошо.

1.Незавершённая картинка ”Дом” по кол-ву детей.

2. Книга со сказкой.

3. Картинки с изображением разных домов.

4.Пожарная машина красного цвета.

5.Муз.- дидак. игра «Кошки и мышки» - различать громкие и тихие звуки.

1.Книга С.Маршака “Кошкин дом”

2.Картинки с эмоцией удивления, испуга.

3. Плакат по пожарной безопасности.

Умеет создавать изображение

предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), с аппликационным дополнением (крыша-треугольник)

№21

Раздел

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Поезд мчится тук, тук, тук…»

(коллективная работа)

1.Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом.(красный вагончик -красные колеса)

2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”

Речевая задача: Активизация речи детей: паровоз, мчится, блестящий.

1. Игровая ситуация:

(изображаем паровозик – пыхтим, топаем, руками согнутыми в локтях двигаем)
Паровоз, паровоз новенький блестящий, Он вагончик везет самый настоящий.
Кто едет в поезде – плюшевые мишки,
Зайцы веселые, куклы и мартышки. ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Паровозик сломался, нужно

2. Рас. паровозика.

3. Показ способа действия, словесное объяснение.

4. Разминка для рук:

Поезд мчится и свистит

6. Пед. оценка

.Незавершённая композиция “ Поезд мчится тук, тук, тук…” для коллективной работы.

2. Внести игрушки

3.Рассматривание иллюстраций, картинки паровоза с вагончиками,

транспортом

4. Организация выставки работы в приемной.

1.Чтение стихотворения Э.Мошковская “Мчится поезд”

В.Шапуновой” Паровозик”, Т.Волгина ” Паровоз”

2Пение муз.Н.Метлова

’Поезд”

Умеет прикреплять колеса к соотвест - вующему по цвету вагончику.

Знает и называет – круг.

№22

Раздел «Животный

мир»

Тема:

«Кудряшки для овечки»

1. Заинтересовать детей для передачи выразительного образа кудряшек пользоваться дополнительным орудием.

2.Развивать согласованности в работе обеих рук.

3. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином

Речевая задача : овечка, белые кудряшки.

1. Беседа о домашних животных

2. Худ. слово

В одном селе у речки
Жили две овечки.
Овечки были белыми, кудрявыми!
И очень-очень веселыми

3.Рассматиривания игрушки

4.Пальчиковая гимнастика:

Возле речки гуляют овечки

5. Игровая ситуация

6. Показ способа действия, словесное объяснение.

7.Пед.оценка.

1. Заготовки “картинок” по кол-ву детей.

2. Игрушка и картинки овечки

3. Организация выставки работ в приемной.

4. Дид. игра” Кто как кричит?”

5.Дид. игра” Кто, где живет?”

1. Картинка овечки и др. домашних животных.

2.Чтение стихотворения: “Две овечки”.

3. Подготовка стеков круглой формы.

Умеет делать кудряшки овечки дополнительным орудием.

Умеет называть дом. животных.

Раздел

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Воздушные шарики»

1. Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.

2. Продолжать учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур.

3.Учить детей в своей работе использовать несколько цветов пластилина.

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

5. Развивать согласованности в работе обеих рук.

Речевая задача: Активизация словаря

1.Игровая ситуация:

Ёжик шарик в д.р. Мишке подарил, Мишка на пенечек шарик положил. Дунул, дунул ветерок. Шарик улетел. И поймать свой шарик Мишка не успел. Жалко шарик Мишке, плачет косалапый. Утирает слезы Мишка своей лапой.

4.Пед.оценка.

5. Физ.минутка

Воздух мягко набираем…

1. Внесения разнообразных воздушных шариков

1. Подвижные игры и развлечения с воздушными шарами

2. Заготовки рисунков воздушных шаров

3. Оформление выставки ”Воздушные шарики”

2.Чтение стихотворения В.Шипуновой “Воздушные шары”, “Непослушный шарик”.Г.Лагздынь”Шарики воздушные”

Умеет размазывать пластилин по круглой и овальной форме.

Умеет называть форму- круг, овал.

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Мячики для Тани»

1. Закреплять у детей умение способом размазывания, закрашивать мячик.

2. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

3. Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается

Речевая задача: Активизация словаря: мячик, разноцветные, много.

1. Игра с движением:

Пальчики девочек…

2. Обыгрывания картины: “Наша Таня”

3. Показ способа действия, словесное объяснение.

4. Проговаривание ребенком своих действий

5. Пед. оценка

1.Заготовки рисунков мячей.

2.Внесение разнообразных мячей.

3.Рассматривание иллюстраций с изображением игр с мячами

4. Организация выставки работы в приемной.

1. Чтение “ Наша Таня громко плачет”, “Мой веселый звонкий мяч”

2.Картина:”Наша Таня

Умеет способом размазывания закрашивать мячик

Раздел «Растительный мир»

Тема: «

Ромашки для мамы.»

1Помочь создать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка.

2. Закреплять прием – вдавливания.

4. Развивать мелкую моторику пальцев

5. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: букет, цветы, ромашки, белые лепестки, желтая серединка, Мамин праздник.

1Беседа о празднике

2.Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением цветов.

3. Показ способа действия, словесное объяснение.

4.Пальчиковая гимнастика:

Ромашек цветки

5. Проговаривание ребенком своих действий.

6.Пед.оценка.

1.Заготовка лепестков ромашки.

2. Картинки, иллюстрации с изображением цветов.

3. Незавершенная композиция ромашки

4.Составная ромашка для фланелеграфа

4. Организация выставки работ в приемной.

2.Чтение стихов о маме, бабушке.

4.Музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в кружок».

5.Чтение стихотворения Т.Волгиной «Наступает мамин праздник…».

6.Пение песни «Мамин праздник»

7. Подготовка ватных палочек.

Умеет создавать композицию из готовых элементов.

Умеет узнать и назвать цветок – ромашка.

Раздел «Животный

мир»

Тема:

«Сорокины подружки»

1. Вызвать желание дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)

2. Учить передавать характерные черты сороки через цвет, особенности строения сороки (хвост)

3. Закрепление приёма- надавливания и размазывания.

4. Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь).

5. Развитие мелкой моторике рук.

Речевая задача: сорока, стрекотала.

Учить называть части тела птицы.

. Игровая ситуация: Сделать подружек для сороки

2.Пальчиковая гимнастика:

Рано утром из далёка…

3. Беседа о птицах

4.Наблюдение на прогулке за птицами

5. Рассматривание иллюстраций о жизни птиц

6.Показ и словесное объяснение работы самим ребенком

7. Пед. оценка

1.Внесение плаката: Птицы.

2. Картинки и иллюстрации с изображением птиц

3. Заготовка птиц по кол-ву детей

4. Организация выставки работ в приемной.

1. Картинки о жизни птиц

2. Пение ”Птичка”, муз. М.Раухвергера сл. А.Барто

3. Чтение стихов

Е.Благина “Голодно, холодно”

4.Слушание; ”Сорока-сорока” (р.н.м.)

5. Плакат: ”Птицы”

6. Подготовка перьев птиц

7. Аудиозапись с пением птиц

Умеет дополнять образ сороки дополнительными деталями

Умеет называть части тела птицы

Раздел «Растительный мир»

Тема:

«Тюльпан»

1. Развивать умение детей самостоятельно рисовать стебель и листья цветка.

2.Продолжаем учить детей пользоваться предметами заместителями.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: Тюльпан. Учить называть части цветка

Учить отвечать полным ответом на вопрос: Какой?

Расширять словарь детей через речевые игры.

1. Пальчиковая гимнастика:

Тюльпанов цветки…

2. Рассматривание цветка

3. Выкладывание цветка тюльпана на фланелеграфе

4.Показ и словесное объяснение работы самим ребенком

5. Пед. оценка

1. Заготовки листов бумаги

2. Картинки и иллюстрации с изображением цветов

3. Внесения цветка - тюльпана.

4. Организация выставки работ в приемной.

1.Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением цветов.

2.Музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в кружок».

3.Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года» «Весна».

4. Подготовка пластмассовых ложек, разного цвета

Умеет самостоятельно рисовать стебель, листья

Умеет пользоваться предметами - заместителями

Раздел «Животный

мир»

Тема:

«Гусеница на листочке»

1.Прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом)

2. Закреплять умение детей расплющивать диск на основу.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Активизация речи детей: зеленая гусеница, ножки трусятся.

1. Пальчиковая гимнастика:

Гусеница, гусеница

2. Худ слово

...На листочке барышня поселилась,
В просторный, зеленый костюм нарядилась.
И гуляет с ветки на ветку,
Объедает её как конфетку.
Трещит костюм по всем швам,АППЕТИТ У НЕЁ - "..Я ТЕБЕ ДАМ!".Тяжело ползёт, ножки трусятся, Наела живот. Это - ГУСЕНИЦА.

3. Игровая ситуация сделать подружек

4. Рассматривания готового образца

5. Показ способа действия, словес. объяснение.

6.Пед.оценка.

1. Заготовки “картинок” по кол-ву детей.

2. Иллюстрация с изображением гусеницы

3. Организация выставки работ в приемной.

4. Геометрическая мозаика

5. Игрушка гусеница.

1.Чтение стихотворения:”На листочке, барышня поселилась”

Умеет прикреплять готовую форму в определенном порядке друг за другом

Умеет называть насекомых

Тема:

«Золотые подсолнухи»

(коллективная работа

1.Закреплять детей способом размазывания пластилиновых шариков заполнять сердцевину подсолнуха ”семечками” не выходя за контур.

2. Продолжать учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Активизация словаря:

Черная макушка, желтая опушка.

1.Разминка для рук:

-Эй, подсолнух молодой…

1. Рассматривание изображения подсолнуха.

1. Загадки

Чёрная макушка, жёлтая опушка.

Стоит он задумчивый

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице.

3. Показ способа действия, словесное объяснение.

4. Проговаривание ребенком своих действий

5. Пед. оценка

1.Незавершённая композиция “ Золотые подсолнухи” для коллективной работы.

2. Выставка различных семечек..

3. Организация выставки работ в приемной.

1. Подготовка природного материала (семечки)

3. Чтение стихотворения В.Шипуновой “Подсолнух”

Умеет размазывать пластилин по всей основе

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Кукла-неваляшка»

1. Показать как прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.

4. Развитие мелкой моторике рук.

Речевая задача: кукла- неваляшка. Чтение стихов из цикла “Игрушки” наизусть

Уточнение слова- неваляшка.

1. Игровая ситуация

2.Худ слово

кукла-неваляшка

Пестрая рубашка

По сторонам качается,

Всем мило улыбается

3. Рассматривание

куклы-неваляшки

4. Показ способа действия, словесное объяснение.

5. Проговаривание ребенком своих действий

6. Пед. оценка

7.Разминка для рук:

Танцуй моя кукла, танцуй веселей…

1.Заготовка неваляшек по кол-ву детей

2. Внесение куклы-неваляшки в группу.

4. Организация выставки работ в приемной.

1.Неваляшки разного размера

2. Чтение стихов С.Михалкова”Магазин игрушек”, Г. Лагздынь ‘Маша – неваляша” Ч.Янчарский ”В магазине игрушек”

3. Пение песни: “Мы матрешки”

Умеет прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Юла»

1. Показать детям как в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.

2.Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве не выходя за контур

4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Речевая задача:

Чтение стихов из цикла “Игрушки” наизусть. Закрепить употребление в речи сущ. с обобщающим значением - игрушки

1.Рассматривание разнообразных игрушек.

2.Худ слово

Юла развеселилась
И танцевать пошла.
Как ветер закружилась
Поющая Юла.
Всего одна лишь ножка,
А как танцует крошка!
…………………….

Лежит в углу - и неказиста,
И незаметна, и мала,
Но только встанет - очень быстро
Вдруг завращается...

3.Показ работы и словесное объяснение ребёнком.

4.Пед.оценка.

5.Физминутка:

Детки шли-шли-шли,
И игрушки нашли.

1. Игрушка юла.

2.Заготовки рисунков “юлы” по кол-ву детей

3. Организация выставки работ в приемной

1.Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Ч.Янчарский ”В магазине игрушек”

Умеет размазывать несколько цветов пластилина в одном предмете

Тема:

«Цветик семицветик»

1. Развивать умение детей создавать красивый образ цветка.

2.Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по сложной фигуре, не выходя за контур.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5.Учить доводить работу до конца.

Речевая задача: Знакомства с новыми словами: бутон, лепестки, аромат. Умение отвечать полным ответом на вопрос: какой?

1. Рассматривание

цветка

2. Показ способа действия, словесное объяснение.

3. Проговаривание ребенком своих действий

4. Пед. оценка

5. Разминка для рук:

Рисовали, рисовали…
6. Посадка цветов на клумбу.

1. Заготовка цветика по кол-ву детей

2. Иллюстрации, картинки с изображением цветов

3. Дид. игры: “Составь цветок.””Найди свой цветок”

4. Организация выставки работ в приемной.

1. Чтение В.Викторов “Цветок”

2.Слушание: ” Цветики”

Муз.В.Карасевой

Умеет прорисовывать детали

Раздел

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Машины»

1. Закреплять умение покрывать пластилином сложную по форме изображение

2.Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур.

4.Учить доводить работу до конца.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Речевая задача: Учить называть части машины. Познакомиться с обобщениями: грузовые, легковые

1.Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики сгибать…

2.Беседа о транспорте.

3.Рассматривание иллюстраций, картинок о транспорте

4.Худ слово

Папа мне купил машину

Две педали у неё

И резиновые шины

Ездить будет мне легко.

Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной...

5.Показ и словесное объяснение работы самим ребенком

. 1 Заготовки машин по кол-ву детей

2.Внесение плаката: “Транспорт”

3.Иллюстрации и картинки с изображением транспорта

4. Организация выставки работ в приемной.

1. Чтение А.Барто “Грузовик”потешка”Еду к бабе, еду к деду” В. Степанов “Шофер”

2. Слушание “Автомобиль”муз. М.Раухвергера

8. Пение:”Машина

Умеет покрывать пластилином сложное по форме изображение

«Рукотворный

мир»

Тема:

«Колечки для клоуна»

1.Закреплять умение детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.

2.Закреплять умение детей соединять концы столбика, в виде кольца.

3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: красный, желтый, зеленый, синий, колечко, круглый, клоун.

1. Сюрприз. момент

2. Игровая ситуация:

Клоун потерял колечки

1.Пальчиковая гимнастика:

Светит солнышко в окошко

3. Показ способа действия, словесное объяснение.

4.Пед.оценка.

5. Рассматривание иллюстраций картин с изображением клоуна, цырка.

1. Заготовки “картинок” по кол-ву детей.

2. Внесение картинок с изображением праздников

3. Организация выставки работ в приемной.

4.Игры с дид. игрушками (кольцами)

1. Чтение рассказов о цирке, клоуне.

2.Иллюстрации картин с изображением клоуна, цирка.

Умеет прикреплять “колечки” на плоскость

Раздел «Животный

мир»

Тема:

«Петушок, петушок золотой гребешок»

1.Покать детям как выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки

2. Закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями

3. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

1. Игровая ситуация:

Петушок подрался, без перышек остался. Если много петушиться, можно перышек лишиться!

Предлагаем детям сделать для петушка разноцветный хвост.

2.Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои

3.Рассматривание иллюстраций Петушка.

4.Игры с игрушками

5. Показ способа действия, словесное объяснение.

6.Пед.оценка.

1. Заготовки “петушков” по кол-ву детей.

2. Игрушка и картинки петушка

3. Организация выставки работ в приемной.

1.Чтение:”А.М.Толстой ‘Петушки”. К.Ушинский”Петушок с семьёй”

2. Чтение стих.”Эй, дружок-петушок” В.Ланцетти

3.Иллюстрации, картинки Петушка.

Умеет выкладывать колбаски

Умеет называть основные цвета

Диагностика

Выявление ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года

Список использованной литературы:

1. Абрамова Л.П. « Бушки – барашки. Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2003.

2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,2004.

3. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали.Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2004.

4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.»– М.:АСТ: Астрель, 2006.

5 .Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,1999.

6. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.»- М.:ТЦ Сфера,2009.

7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2003.

8. Курнышева Л.Е. Истоки: «Базисная программа развития ребенка-дошкольника.» – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»).

9.Кипхард, Эрнст Й. « Как развивается ваш ребенок? «– М.:Теревинф, 2006.

10.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»– М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007

11.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.

12.Под редакцией Серебрякова Н.В. «Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста.» – СПб.:КАРО,2008

13.Шницкая И.О. «Аппликация из пластилина «Д.:Феникс, 2008.

14.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей» – М.:Мозаик – Синтез,2006.