Патриотизм как нравственная ценность гражданского общества. «Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия

Проблема гражданско-патриотического воспитания имеет глубокие корни. Обострившаяся социальная напряженность в стране вновь поставила эту проблему одним из ведущих положений учебно-воспитательной работы в школе. Примечательно, что первый в России педагогический журнал имел название «Патриот». О патриотическом и «общечеловеческом» воспитании писали Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, В.Г.Белинский, И.Ф.Богданович, великий классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, многие другие мыслители XIX века.

Период советской власти, марксистско-ленинская наука дала свои детерминанты интернационально-патриотическому воспитанию: воспитание «советского» патриотизма и «пролетарского» интернационализма. Большое внимание данной педагогической проблеме уделяли М.И.Калинин, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Философское и социологическое осмысление интернационально- патриотического воспитания находим в трудах А.П.Буевой, С.Н.Иконниковой и других.

Целый ряд исследователей занимался проблемой интернационально- патриотического воспитания в условиях национальных школ: В.Ф.Афанасьев, З.Т.Гасанов, А.Ш.Гашимов, М.Г.Тайчинов и другие. Психолого-педагогические особенности духовно-патриотического воспитания как части нравственного воспитания учащихся нашли глубокое и всестороннее осмысление в трудах Л.С.Выготского, В.А.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Л.И.Новиковой, А.В.Петровского, В.А.Сластенина, С.Т.Шацкого.

В современной системе образования воспитанию патриотизма, гражданственности уделяется первостепенное внимание как условиям развития личностного потенциала личности обучающихся.

Проблемы исследования свойств личности, которые в свою очередь модернизируются и обеспечивают возможность наиболее эффективной реализации во всех сферах жизни, являются актуальной на сегодняшний день в жизни современного общества. Любой вид деятельности подкрепляет в себе определенные ценностные ориентиры и мотивы, на которые влияют как внутренние ресурсы личности, так и внешние факторы и предпосылки, на основе устойчивых моральных и нравственных ценностях социальной среды. Основополагающими терминами, которые входят в состав ценностно-мотивирующих аспектов личности, являются патриотические чувства. Принципиальное различие между гражданственностью и патриотизмом состоит в том, что гражданственность – это политико-правовое состояние. Она предполагает непосредственную включенность человека в систему отношений государство – общество, а патриотизм – это отношение к государству как к Отечеству, к Родине, основанное не на праве, а на иррациональном чувстве любви. Гражданственность основана на интересе, а патриотизм на - ценностях. Гражданин заключает своего рода контракт с государством, обменивается законопослушанием и подданством, получая взамен гарантии безопасности (экономической, экологической и пр.) А патриотизм чувство бескорыстное, не связанное с вознаграждением. Гражданственность и патриотизм имеют общее основание в виде нравственного сознания, особой системы ценностей, определяющей их содержание. Особенно ярко эта связь обнаруживается в опыте российской гражданственности, опирающейся на ряд фундаментальных нравственных категорий.



Следует обратить внимание, что низкий показатель развития патриотических чувств, влияет негативно на результат целей современного образования, которое в приоритете ставит формирование полноценной личности, которая может самореализовать себя в инновационных аспектах. В психолого-педагогическом смысле патриотизм имеет, следующее, значение – соотечественник, который имеет особую характеристику личностных качеств направленную на получение знаний, умений, навыков, из социально-исторического опыта. В свою очередь гражданственность может быть рассмотрено в истории отечественной педагогики как:

· общественно-государственный патриотизм, смысл которого заключается в понимание гражданина в своей принадлежности к тому или иному государству;

· осмысление классовой сознательности и солидарности;

· чувство ответственности за ход истории своей страны, участие в жизни государства, которое способствует поддержанию.

В процессе развития личности человека большое значение получает именно формирование гражданственности, в понятие которого входит общественное благо, чувство справедливости, свобода выбора, толерантность и патриотизм .



Патриотизм и гражданственность на современном этапе рассматривается как единая связь в социальной идентичности личности. Значительный вклад психолого-педагогических работ приходится на технологии, которые развивают непосредственно самосознание принадлежности к определенному социальному обществу основанной на гражданских организационных и профессиональных видах идентичности.

Формирование гражданского патриотизма в практике современного образовательного учреждения связанно с учебно-воспитательным процессом, в результате которого :

1. возрастает влияние успешных и высокопрофессиональных качеств педагогов на учащихся;

2. на практических урочных и внеурочных формах деятельности педагога и обучающегося, организуются ценностно-мотивационные основы для развития гражданской активности школьника.

Также, учитывая возрастные и индивидуально-личностные особенности и потребности обучающегося, комплексный подход в формирование гражданственности и патриотизма является составным элементом в системе современного поликультурного общества.

Патриотизм и гражданственность два различных слова по своей природе, но в тоже время тесно связанны между собой и образуют единый принцип из основных задач современного образования. Они проявляются как социальные характеристики личности, так и социальной общности и указывают на качество социального развития. Два данных понятия соединяются в едином критерии – этничности, то есть самоиндефикации представителей одной этнической общности по отношению к другим.

Гражданско-патриотическое воспитание имеет следующие функции:

1. интегрирующая, основной идеей служит направление на объединение наций, которое учитывает интерес общества и государства, а также несет ответственность за будущие своей страны;

2. защитная – формирование национальной безопасности;

3. стабилизирующая, то есть придающая прочность социальными и государственными системами (язык, культура, нравственные и правовые нормы);

4. регулирующая, определение основного восприятия на внешние воздействия и вновь складывающиеся политические отношение между государствами;

5. воспитательная, воздействует на деятельность всех социальных институтов современного общества для придания направленности и смысла.

Все данные функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от ее воспитания и развития, окружающей среды и так далее. Незаменимым элементом единства понятий патриотизма и гражданственности являются общечеловеческие ценности, основываясь на которых можно дать понять учащимся, что, не смотря на современное общество, мир с развитой наукой и техникой, также присутствуют постоянные конфликты и кровопролитные войны, которые нарушают единство мира. Поэтому воспитание гражданственности и патриотизма актуально и в современном образовательном процессе и немало важно открываются наиболее достаточное количество проблемных вопросов.

Формирование эмоционального фона и понимание сущности, и проявление качеств патриота своей Родины имеет большое значение в воспитание гражданственности обучающихся. Именно с помощью различных форм и методов как урочной, так и внеклассной деятельности, педагог развивает и укрепляет основные взгляды и убеждения присущи чувствам любви к Родине. Логически выстроенная работа учителя должна быть направлена в единстве с обогащением знаний школьников относящиеся к рассуждению и осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности. Цели и задачи патриотического и гражданственного воспитания можно разделить на три направления:

I. образовательная – основополагающим элементом данного вида целей гражданско-патриотического воспитания является обучение учащегося основными элементами и понятиями входящие в общечеловеческие моральные нормы, а также сформулировать собственное политическое мнение и взгляд на ту или иную проблемную ситуацию. Ведущий формой является дискуссия, на которой обучающийся сможет самостоятельно отстаивать и доказывать, приводя аргументы, свою точку зрения, опираясь на знания, которые возлагает педагог;

II. воспитательная цель – основным элементом выступает, посредством включения школьника в общественную жизнь, именно в данной деятельности учащийся сможет сформировать такие чувства как патриотизм и высоких морально-политических качеств: ответственность, критичность, способность исправлять собственные ошибки;

III. развивающая цель гражданско-патриотического воспитания вытекает из образовательной и воспитательной. Деятельность в контексте развития патриотизма и гражданственности обеспечивает формирование способности к политическому мышлению. Школьник приобретает умение разбираться в информации на политическую тематику и давать оценку тому или иному событию.

Для того чтобы педагог смог оценить как собственную деятельность, так и работу учащихся, определяются целенаправленность и ожидаемый результат. Элементами разработок календарно-тематического планирования для развития гражданско-патриотического воспитания учащихся, должно придерживаться основными критериями, на основе которых можно судить о формирование особых качеств патриотизма. Для этого присутствуют особые критерии, по которым педагог оценивает готовность учащихся к общественной жизни с активной гражданской позицией. Выделяют два вида типологии критериев, уровней развития гражданственности обучающихся:

1. К первой группе относится критерии, непосредственно, отражающие процесс работы по гражданско-патриотическом воспитание, направленное на развитие патриотических ценностей у школьников:

· реализовано-ролевой критерий, определяет готовность школьников к правильному пониманию вопросов связанных с патриотическим воспитанием, а также умение извлекать информацию из политических проблемных задач;

· практически-результативный критерий, определяется с помощью метода наблюдения, педагог оценивает продуктивность своей работы, по средствам объективного мнения об изменениях в поведение школьников.

2. Ко второй группе относится:

· когнитивный уровень, включающий в себя ориентацию знаний, представлений, которые являются базовыми для понимания гражданственности, патриотизма и целостного самоопределения личности обучающегося;

· мотивационно-потребностный критерий, базируется на целеполагание школьников в качестве патриота Отечества, посредствам самоопредения целей и задач, духовно-нравственного приоритета и социальных установок и развития гражданственности, способности самостоятельно побуждать и устремление на формирование активной жизненной позиции;

· деятельностно-поведенческий критерий, характеризует уровень гражданско-патриотической направленности обучающихся, основные качества, которые проявляются на поведенческом уровне.

Рассмотрев критерии I и II группы можно сделать вывод, то все показатели взаимосвязаны и дополняют друг друга, данная классификация позволяет педагогу наиболее эффективно и конкретно оценить результат деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей.

Подводя итог можно отметить, что именно воспитанием – в социальном, широком смысле – можно считать функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. В еще более узком смысле – как воспитательную работу школы.

Во многих странах распространены такие формы гражданской активности, как детские парламенты, где дети разрабатывают и приводят в действие механизмы практической реализации собственных проектов (проведения благотворительных, культурных или экологических акций, создания детских площадок, обустройства прилегающих к школе территорий). Опыт детских парламентов распространен не только в Великобритании, где зародился парламентаризм. Стержнем подобного опыта становится умение самостоятельно выявить проблему, обсудить и выработать конкретные коллективные решения в обстановке открытости и уважения прав меньшинства. Деятельность таких детских гражданских сообществ, ассоциаций или групп базируется на инициативе детей, а не на указаниях взрослых: взрослые консультируют и помогают, если возникает конкретная потребность в помощи, но основную работу дети выполняют самостоятельно. Такой подход создает основу для становления у будущих граждан чувства ответственности за конкретное дело, честь школы. Гражданская ответственность и гражданская активность формируются на основе совместной деятельности детей и взрослых в учебном процессе и в школьном самоуправлении, когда дети охотно, с интересом участвуют во всем, что происходит в самой школе и за ее пределами. Н. Б. Крылова, ведущий научный сотрудник Института управления РАО, считает, что демократический опыт у детей можно сформировать и в наших условиях. Дети могут впервые ощутить нормы демократии в классе и общешкольных сообществах, где они привыкают не только слушать и слышать мнения других детей и взрослых, но и высказывать свое мнение по разным проблемам.100 Дети, действуя на основе гражданских норм совместности, научатся обсуждать любые вопросы, касающиеся учебной и внеучебной деятельности, и выполнять принятые демократическим путем решения.


Вывод по первой главе

Анализ литературы связанный с данной тематикой, показал, что сущность и структура определения данного вопроса трактуется по-разному, с точки зрения понятийных так и существенных основ. Особенностью является то, что личностный потенциал как единой системы и концептуальный схемы нет, то есть отсутствует. Но каждый из авторов утверждал, что у обучающегося заложен личностный потенциал, который направлен на определённые виды деятельности. Выявлено, что особенностью личностного потенциала является способность к выполнению основных действий, таких как, принятие решений, осуществление самостоятельного выбора схемы решения проблемы, анализ конкретного пути из сложившейся ситуации.

По-нашему мнению, решение данных вопросов возможно через развитие и реализацию личностного потенциала учащихся. Так как на первый план выходит воспитание активной гражданской позиции учащихся, умение самоорганизовать свою деятельность и самосовершенствование в той или иной работе, то, следовательно, в свою очередь от педагога зависит именно создание благоприятных условий и помощь в процессе развития личностного потенциала обучающихся.

Подводя итог можно отметить, что именно воспитанием – в социальном, широком смысле – можно считать функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. В еще более узком смысле – как воспитательную работу школы по развитию личностного потенциала обучающихся потенциала обучающихся, прежде всего, акцентируя внимание на формировании их гражданственно-патриотической культуры.

Патриотизм как нравственная ценность гражданского общества

В наше время, когда существует проблема отсутствия национальной идеи, необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В основных государственных документах, определяющих общие направления развития образования, на первый план выдвинуты задачи воспитания гражданина.

Для начала дадим определения тех понятий, которыми мы будем оперировать в данной статье. Нам нужно разобраться, что же такое патриотизм и что такое гражданское общество.

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных – индивидуальных или коллективных – интересов и потребностей . На сегодняшний день идут горячие споры по поводу того, можно ли считать российское общество гражданским или нет. Мнения расходятся. В данной статье мы должны рассмотреть патриотизм как нравственную ценность именно гражданского общества, поэтому будем считать, что оно все-таки в России существует.

Патриотизм - гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению .

Настоящий патриотизм проявляется в уважении к другим народам и странам, к их национальным обычаям. Это подтверждают слова профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А. И. Осипова: «Патриотизм – это такая любовь к своему народу, при которой я не желаю зла никакому другому народу».

Академик Д. С. Лихачев считал, что «это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества». В формировании патриотизма должны участвовать все социальные институты (государство, школа, СМИ, семья и др.).

Как же сегодня обстоят дела в школе по данной проблеме? Ведь именно со школы начинается гражданское общество. Часто необходимая постоянная работа сводится к единичным воспитательным мероприятиям (выпуск газеты к Дню народного единства, конкурс «А ну-ка, мальчики!» к Дню защитника Отечества, урок Мужества накануне Дня Победы), которые являются малоэффективными. Так, например, в процессе подготовки к конкурсу «А ну-ка, мальчики!» в нашей школе в этом году в качестве домашнего задания нужно было подготовить презентацию на тему «Что значит быть защитником Отечества?». Презентация одного из классов свелась к тому, что девушка пела по-английски «We will rock you», а мальчики рядом с ней в такт топали ногами и хлопали в ладоши. Вот такое ныне странное понимание темы…

Сейчас как никогда важно использовать, к сожалению, последнюю возможность приглашать «живые легенды» - наших ветеранов Великой Отечественной войны на уроки Мужества, чтобы ребята имели возможность из первых уст услышать о том, как тяжело давалась Победа. Такие встречи помогают молодежи лучше ориентироваться в истории Отечества, «приблизить» далекое и не очень историческое прошлое к современному ученику, чтобы он воспринимал отдаленные от него события как часть самого себя.

Тесно связано с воспитанием патриотизма проведение военно-спортивной игры «Зарница», вновь набирающей популярность среди учащихся нашей школы. Опыт проведения игры «Зарница» показывает востребованность и важность военно-патриотического и физического воспитания молодежи. Участие в данном мероприятии развивает качества, которые необходимы будущему защитнику Отечества: смелость, твердость характера, физическая выносливость, сила воли. В нашей школе ребята с удовольствием участвуют в «Зарнице», она является стимулом к учебе, так как ребята с хорошей успеваемостью могут выезжать на сборы.

Хорошим воспитательным средством является посещение школьных музеев.

Слушая рассказы о выпускниках прошлых лет, об их героических поступках в годы войны, ребята задумываются о том, смогли бы они так поступить.

Не будем забывать, что мы воспитываем патриотизм не только во время внеклассных мероприятий. Каждый учебный предмет обладает большим патриотическим потенциалом, который необходимо реализовать. Так, например, рассказывая о великих русских ученых, писателях, деятелях культуры необходимо обращать внимание учащихся на то, что эти люди – граждане великой России.

Однако, по моему мнению, первостепенную роль в воспитании гражданина играет семья. Будет ли человек патриотом или нет, зависит от того, какие качества привьют ему родители. Школа только может помочь развить эти качества.

Хочется сказать, что патриотизм – добровольное чувство. Никого нельзя заставить любить свою страну. В этой черте – добровольности – патриотизм очень близко стоит к гражданскому обществу, является его частью. В советское время люди знали, что такое патриотизм, но думали о нем слегка в другом ключе – идеологическом. Сейчас мы живем в ином обществе, страна меняется, развивается. Нужно признать: новое поколение – другое. Но необходимо, чтобы у этих детей не исчезло чувство патриотизма. Нужно помочь им разобраться в истории своей страны, в себе самих. Родители и учителя в силах это сделать.

Итыгина Татьяна Михайловна воспитатель детский сад №204 ОАО «РЖД»

Патриотизм как социально-нравственная ценность российского народа.

Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека

и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,

личными, семейными и родовыми наклонностями.

К.Д.Ушинский

Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Патриотизм всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа. Патриотизм в современной России предполагает активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе. Каждый конкретный человек хочет собственного благополучия через востребованность в обществе, коллектив стремится к стабильности, общество заинтересовано в здоровье, социальной успешности населения, государство заинтересовано в прочном, устойчивом обществе, целостности и национальной безопасности . Все это является главным условием формирования новой основы патриотизма народной жизни.

Базой для патриотического воспитания подрастающего поколения должно быть с одной стороны укрепление демократических ценностей, а с другой – опора на конкретные исторические традиции патриотизма в России (державность, духовность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию). История России должна служить главным отправным пунктом и важнейшим источником информации и вдохновения в процессе воспитания. .

Особая роль должна принадлежать не только школе, но и дошкольным образовательным учреждениям. От того какими глазами ребенок увидит окружающую действительность, от того, что поразит его воображение, какие уроки извлечет для себя из рассказов о прошлом страны и современных событий, зависит, каким он вырастет гражданином. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников это не только воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, селу, родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям, праздникам. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано множество литературы, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому наши дети должны знать и изучать культуру своих предков.

В настоящее время выходит большое количество печатных изданий, методических рекомендаций по вопросу патриотического воспитания. Но часто в них освещаются лишь отдельные стороны. Да это и не удивительно, ведь чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранить богатство своей страны. Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает эмоциональный отклик в его душе . Патриотическое воспитание ребенка это основа формирования будущего гражданина. Дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все и инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. В нашем дошкольном учреждении организованы мини-музеи «Русская изба» (рисунок 1), «Моя Хакасия» (рисунок 2). В них собраны коллекции старинных вещей, которые характеризуют быт, образцы народного творчества.

Рисунок 1. Мини-музей "Русская изба"

Рисунок 2. Мини-музей "Моя Хакасия"

Регулярно проводятся экскурсии, посещение достопримечательностей. В общеобразовательную деятельность детей включены беседы по патриотическому воспитанию на соответствующие темы «Наша Родина Россия», «Хакасия мой край родной», «Символика России», «Герои нашего города». Дети узнают о своем крае, о природных особенностях края, об истории возникновения и развитии своего родного города, узнают о знаменитых земляках и чем они знамениты. В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно в этот период жизни человека образы очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь. А это очень важно в воспитании патриотизма.

Огромное значение в воспитании подрастающего поколения имеют традиции. Наиболее важные это непримиримость к врагам Отечества, верность воинскому долгу, преданность народу. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Мы празднуем «День защитника Отечества» в форме спортивных мероприятий. Папы и дети участвуют в эстафетах. Такие игры приобщают к традициям большого спорта, воспитывают чувство коллективизма и патриотизма. Природа, родители, Родина, народ, родственники – не случайно однокоренные слова. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и боевых подвигах) необходимо прививать детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне».

Формирование патриотических качеств личности это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотическое воспитание формируется с детского возраста и направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотизм – это любовь всего народа к Родине. И не просто нужно любить, но и вносить какой-то вклад. Для человека Родина – не просто земля, на которой он живет, но и его окружение – семья, близкие. Патриотическое воспитание должно быть системным, плановым, постоянным и одним из основных направлений в области воспитательной деятельности – ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине и своему народу.

Список литературы.

    Адаменко И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002.

    Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005.

    Москвиченко В.М. Патриотизм как источник могущества российского государства и армии // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Санкт-Петербург. 2002

    О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.

1

Статья посвящена научному анализу проблемы поиска ценностных оснований современного российского общества, определяющих национальное самосознание и особенности исторического пути России в общемировых глобализационных процессах. Сопоставляется место и значение феноменов «духовность», «гражданственность», «патриотизм» в общественном сознании россиян. Особое внимание уделено анализу роли религии в формировании русского типа культуры и типа ментальности русского народа. Обосновывается связь проблемы воспитания духовности, гражданственности и патриотизма с проблемой ценностных ориентаций российского общества, а также целей и смыслов педагогической деятельности. Обосновано, что основой патриотизма является духовность, понимаемая как соборность, религиозность русского самосознания, в то время как гражданственность, в отличие от патриотизма, предполагает выход за рамки эмоционально-ценностной сферы общественного сознания в сферу политико-правовую.

религиозно-этическое просвещение

духовно-нравственное воспитание

гражданско-патриотическое воспитание

ценностные ориентации

национальное самосознание

гуманизм

патриотизм

гражданственность

духовность

1. Валеева Л.Д. Антропоцентрическая модель педагогики: проблема формирования глобального сознания личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4; URL: www..11.2015).

2. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 2. - С. 1038-1041.

3. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). http://минобрнауки.рф/документы/922

В первой главе Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, через призму которой должны оцениваться все цели и результаты человеческой деятельности. Таким образом, гуманизм выступает одним из базисных принципов в утверждении конституционных основ российской государственности.

Предположительно в 1043 году, то есть за 950 лет до принятия действующей Конституции России, митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» ввел в употребление словосочетание «русский народ», заменив им привычное «русская земля»: этим понятием утверждается онто-генетическое единство русского народа, объединенного не столько общностью территории и хозяйственного уклада, сколько общей идеей поиска и реализации Божественной Благодати. В то время как идейно-смысловое содержание искомой «Благодати» претерпевает культурно-историческую трансформацию, формально принцип духовного единства русского народа как ценностного основания российской государственности остается неизменным вот уже почти тысячу лет. На эту незыблемость духовных основ нации неоднократно указывал в Ежегодных Посланиях Федеральному Собранию президент В.В. Путин, отмечая, что «культурные традиции, общая историческая память - это основа единства России... При всем обилии мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности» .

Такими непреходящими ценностями, составляющими ментальный каркас русского самосознания, выступают, прежде всего, духовность, патриотизм, гражданственность. Именно эти ценности служат фундаментом духовной целостности русского народа, цельности национального духа и самосознания.

Глобализация общественной жизни человека XXI века актуализирует проблему формирования нравственного самосознания народа, способного к усмотрению единого ценностного основания культурно-исторической, идейно-смысловой целостности народа. Формирование этой нравственной способности является важнейшей функцией культуры, религии, искусства, образования. «Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, ... - начало нового духовного подъема», - отметил В.В. Путин .

Духовные ориентации личности в мире ценностных абсолютов формируются в различных сферах социума: семья, образовательная среда, различные неформальные объединения, трудовые коллективы, сфера массовой информации, сфера искусства, досуга, среди которых ведущая роль в становлении ценностных ориентаций личности отводится системе образования. Именно в системе образования, формирующей ценностные ориентации и мировоззренческие основы жизнедеятельности юных граждан, закладывается образ будущего страны, определяется ее исторический путь и судьба. В связи с этим решение задач духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, ориентирующего молодежь на такие ценности общечеловеческого порядка, как гуманизм, любовь, свобода, верность, ответственность, долг, добро, справедливость, честность, честь, составляет стратегические приоритеты образования, обозначенные в утвержденной Федеральным законом Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В государственном документе отмечено, что формулирование заявленных в качестве приоритетных целей образования детерминировано потребностью преодоления социально-экономического и духовного кризиса российского общества, создания основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

В полном соответствии с Национальной доктриной образования задача духовно-нравственного воспитания детей нашла свое отражение в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, в котором определены критерии результативности и эффективности образовательного продукта - «1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» .

Одним из направлений развития воспитания в нашей стране, как указано в утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является совершенствование гражданского воспитания, включающего, в частности, «...развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности...» .

Коллективизм, социальная солидарность в мирочувствовании русского народа определяются термином «соборность», где общество - не политический, а духовный организм, живая, эмоциональная динамичность, организующаяся не столько по законам государства, сколько по законам Божьим. Соборность - одна из ключевых черт самосознания русского народа. Тем самым включение религии в арсенал утверждаемых государством средств формирования духовной культуры молодежи и детства вполне оправдано, поскольку находит свое обоснование в ментальных пластах русской культуры и позволяет воссоздать целостный чувственно-понятийный образ российского народа, увязать его традиции исторического прошлого с ценностными ориентациями на новое качество будущего. Парадигмальным основанием религиозно-этического просвещения, позволяющим соблюсти принцип светскости образования, выступает культурно-исторический подход. Таким образом, опасения педагогической и родительской общественности по поводу того, что ребенок будет включен в идейно-символическое поле той или иной религии, оказываются беспочвенными: речь идет не о практике религиозного воспитания, а о духовно-нравственном воспитании посредством этического и религиозного просвещения. В сфере смыслов и ценностей религия и нравственность не только не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга, приводя мысль человека к осознанию солидарности человеческих существ, базирующейся на неких абсолютных единых основаниях жизни.

После распада СССР в условиях общекультурного кризиса системы ценностей и смысложизненных ориентиров произошли коренные изменения, прежде всего, в ценностном сознании молодежи, в котором ценности коллективизма и социальной солидарности заменяются утилитаристскими и гедонистическими ценностями индивидуального бытия. Патриотизм как фундаментальная социально-политическая и нравственная ценность вытеснился из сферы осознаваемого национального интереса «на задворки» коллективного бессознательного. В то время как в России деформация патриотизма приобрела форму некой аполитичности, депатриотизма и нигилизма (что выразилось, в частности, в негативной оценке ключевых вех отечественной истории), в некоторых республиках бывшего Советского Союза и стран социалистического лагеря под флагом возрождения национального и религиозного самосознания патриотизм стал приобретать черты национализма и ксенофобии. Для преодоления обеих опасных тенденций российская политическая, научная, педагогическая общественность настаивает на необходимости принципиально иных принципов формирования патриотического, духовно-нравственного, гражданского самосознания современной молодежи в условиях становящегося гражданского общества.

Структурообразующим принципом, обеспечивающим единство ценностных оснований русской культуры, выступает принцип гуманизма, человеколюбия в его не столько отвлеченно-формальном, сколько конкретно-чувственном проявлении. Любовь в ментальном пространстве русской культуры, пронизанной и напоенной духом православия, понимается как сила усмирения человеческой гордыни и себялюбия, умиротворения души и объединения человеческого рода именем единого Бога. Любовь истинного христианина - это духовная любовь к человечеству, к родной земле, это жалостливое участие к судьбе каждого человека, вписанного в общий контекст судьбы своего народа, страны, мира. Русский человек открыт миру, принимает и вбирает в себя мир во всем его многообразии, будучи готовым к взаимодействию с другими культурами. Такая живая, деятельная любовь, наполненная духовно-нравственным содержанием, в русском самосознании выступает основой патриотизма.

Патриотизм в христианском понимании коренится не столько в разуме, сколько в сердце как духовном средоточии жизни человека. Сердце здесь выступает «вместилищем» души, онтологическим базисом нравственных, познавательных, творческих способностей и действий человека, будучи неким глубинным механизмом объединения индивидуально-психических и мыслительных процессов, своего рода духовным эквивалентом мышления. Таким образом, патриотизм - это безусловное, неотрефлексированное, интуитивно-чувственное принятие ценности своего родного края, иррациональное чувство любви к своей земле, обществу, народу, в то время как рационализированное, выстроенное в политико-правовом контексте понимание принадлежности к государству, уважение основ государственности, сознательное участие в политической жизни государства, составляет основу социального чувства гражданственности . Если патриотизм (πατέρας - греч. отец), будучи обращенным к Отчизне (отец), Родине (род, родители, народ, природа), можно сказать, внедрен в бессознательные пласты психики, сущностен для человека и дан ему от рождения в своей чувственной явленности, то гражданственность обращена к государству, к его политико-правовым установлениям, добровольно и сознательно принимаемым законопослушным гражданином в обмен на государственные гарантии и блага.

Задача формирования гуманизма, патриотизма и гражданственности как ценностных приоритетов в самосознании молодежи не замыкается сферами молодежной политики и системы образования: она имеет сквозной характер и лежит в основе всех качественных изменений в прогрессивном общественном развитии. Ведь чтобы человек мог наиболее полно проявить свой человеческий потенциал добра, творчества, любви, то есть стать более человечным, общество должно быть нацелено не только на духовно-нравственное саморазвитие и воспитание человека, но и на создание гуманных условий его самореализации. Как не любить и не гордиться Отечеством, которое создает человеку свободное пространство саморазвития, свято стоит на защите его достоинства и обеспечивает достойный уровень жизни?

Благодаря демократическим преобразованиям в российском обществе все сферы социального бытия, выйдя из-под всевластия коммунистической идеологии, оказались под властью денег. Процессы коммерциализации затронули даже сферы образования и искусства, то есть те социальные институты, которые по своей сути призваны противопоставлять утилитаристским и потребительским ориентациям людей идеалы гуманизма, патриотизма и высокой духовности. «Творчество с его эстетическим характером есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет нашу духовность» . Между тем массовая культура с ее суррогатами человеческих норм и форм бытия несет в себе угрозу дегуманизации личности, расшатывания основ национального и культурного своеобразия, этических, эстетических и этнических критериев должного и ценного.

Способность человека подниматься над своими узкопрагматическими интересами во имя утверждения высших нравственных ценностей определяется как духовность, то есть духовность есть реализованная человеком любовь к ценностям нравственного порядка. Духовность в этой связи вбирает в себя понятие гуманизма: если духовность - это любовь к ценностям, то гуманизм есть любовь к важнейшему элементу в ценностной иерархии - человеку. В то же время гуманизм, как уважение и любовь к человеку, осознание ценности человеческой жизни и достоинства, его счастья, самосовершенствования, физического, психологического и духовного здоровья, выступает понятием большей степени общности по отношению к понятию патриотизма . Если гуманизм предполагает любовь к человеку вне зависимости от его национальной, государственной, конфессиональной принадлежности, то патриотизм оказывается перенесением принципа гуманизма на почву социального бытия, будучи формой уважения и любви к своей Родине, народу, его традициям, ценностям, духовному наследию в целом. Таким образом, понятия духовности, гуманизма, патриотизма фиксируют разворачивание спирали любви от ее абстрактных безличных форм к конкретным формам и нормам бытия человека как существа национального.

Итак, в основе и духовности, и гуманизма, и патриотизма лежит любовь , которой сейчас так мало в мире прагматизма. Современное общество - это общество потребления, где главным критерием успешности и результативности жизненного пути является уровень дохода. Между тем любовь противостоит прагматизму и расчету: если мерилом любви становятся деньги, о любви не может быть и речи. Легко любить богатую сильную Родину - но бедная слабая Родина еще более нуждается в нашей любви, ибо только искренняя безусловная любовь делает и человека, и Родину, и государство сильнее.

Построение образовательного пространства на основе принципа любви противостоит попыткам «возврата и внедрения прагматических моделей, которые главной в процессе воспитания делают культуру потребителя, а не хранителя и ретранслятора всемирных материальных и духовных ценностей» . Прагматизм, выхолащивающий высший смысл человеческой активности, обрекает человечество на скатывание в бездну лжебытия, где реальность подменяется симулякрами, ценность - ценой, уникальное место человека в ценностном составе бытия - его социальным статусом в иерархической системе распределения материальных благ и властных полномочий.

Формирование чувства любви к Родине, долга, ответственности перед обществом, осознание себя самозначимой единицей общества и государства, развитие способности и потребности в оценке социального мира и самого себя через призму высших духовных абсолютов, позволяет человеку преодолеть отчуждение от своей родовой сущности, от природы, от общества, от государства. Только такое слияние с обществом, где Я равно целому, сливаясь с ним, но не растворяясь в нем, где соблюден принцип гармонизации процессов индивидуализации и коллективизации, делает человека счастливым: недаром слово «счастье» можно расшифровать как «со-часть». Чувство принадлежности на правах равного самоценного партнера к чему-то большему, значимому, первичному, ценному по определению, утверждает человека в собственной ценности, придавая глубинные основания его личному бытию. Формирование такого счастливого человека, способного жить в обществе и трудиться на его благо, ощущая генетическое и идейное родство с коллективной общностью, является целью системы образования .

Рецензенты:

Фатыхова А. Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Маджуга А. Г., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Сабекия Р.Б., Аскарова Г.Б. ДУХОВНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23616 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Конкурс эссе:

Патриотизм как нравственная ценность

Посвящается 100-летию Великой Российской революции

Положение о проведении конкурса

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Конкурс эссе организуется и проводится студенческим научным обществом НИУ «БелГУ». ЦЕЛИ КОНКУРСА: Формирование своей оценки и понимания проблемы патриотизма. Работа конкурсанта с источниками и литературой по тематике конкурса эссе. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА Участие в конкурсе осуществляется на бесплатной основе. В конкурсе могут принять участие школьники средних и старших классов. На конкурс принимаются работы, выполненные индивидуально. Работы, выполненные коллективом авторов, на конкурс не допускаются. Один участник предоставляет на конкурс одну работу. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ На конкурс принимаются работы, соответствующие заявленной теме (Патриотизм как нравственная ценность). Работа должна содержать произвольную авторскую оценку такой нравственной ценности как патриотизм в следующих ПРИМЕРНЫХ направлениях:

    Теоретическое рассуждения в целом, приветствуется аргументация с помощью исторических фактов и сюжетов литературных произведений. Оценка и личное отношение автора к конкретному наиболее объективному известному историческому факту, событию или сюжету популярного литературного произведения (напомним, что конкурсант должен показать собственное мнение. Работы, представляющие большей частью пересказ – рассматриваться не будут)
Работа должна соответствовать жанру эссе. (Эссе представляет собой мини-сочинение, в котором участник излагает свое проблемы, стараясь обосновать его, опираясь на существующие тенденции , обращаясь к источникам и литературе). Эссе подается как авторский продукт, не содержащий в себе ни полностью, ни частично элементов плагиата. Цитирование использованной литературы оформляется в виде сносок с выходными данными источников. Приложение 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ Конкурсные работы предоставляются на . Оформление конкурсного эссе должно отвечать следующим требованиям:
    объем работы: от 5 000 до 6 000 знаков (с учетом пробелов); лист формата А4, книжная ориентация; кегль 14, вид шрифта - Times New Roman, межстрочный интервал - 1,5; структура: вступление - основная часть - заключение; заголовок: по центру страницы; ФИО автора, класс, место обучения в верхнем колонтитуле - справа.
Работа должна быть представлена в электронном виде: формат Office Word. doc. Письма с вашей работой отправлять по адресу электронной почты: *****@***com Вместе с письмом необходимо выслать заявку, в которой также указать: фамилию, имя, отчество (полностью) участника и руководителя; наименование учебного заведения, класс; контактный мобильный телефон; электронный адрес. Приложение 1. Работы, не отвечающие указанным требованиям, к участию в конкурсе не допускаются. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА Прием конкурсных работ осуществляется с по 11 мая (включительно). Работы, полученные после указанного срока, конкурсной комиссией не рассматриваются. Оглашение результатов конкурса осуществляется путем размещения на сайте историко-филологического факультета: http://if. bsu. edu. ru/if/, а также в официальной группе «ВКонтакте» СНО ИФФ: https:///studtscientificsociety . Вручение дипломов победителям состоится 18 мая на историко-филологическом факультете. Информация о точном времени и месте проведения будет опубликована в официальной группе СНО ИФФ: https:///studtscientificsociety, после подведения итогов конкурса. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ КОНКУРСА Конкурс проводится в заочной форме. Для участия в конкурсе учащийся направляет работу в адрес конкурсной комиссии в рамках установленного периода. Работы, представленные на конкурс, не возвращаются. Каждая работа проверяется минимум 3 членами конкурсной комиссии. Решение об итогах конкурса принимается конкурсной комиссией по общей сумме баллов, полученных работами при экспертной оценке. Победителями конкурса признаются участники, работы которых заняли 1-3 места по итогам экспертной оценки. Конкурсная комиссия имеет право учреждать дополнительные номинации и награды. Победители конкурса, лауреатов и победителей в номинациях получают дипломы и призы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

8.1. Оценивание эссе осуществляется по двенадцатибалльной шкале.

8.2.Проверка и оценивание эссе осуществляется по следующим критериям:

До 2-х баллов

До 3-х баллов

Структурированность эссе

До 1-го балла

Структурность эссе не соблюдена

Структурность эссе соблюдена

Оригинальность и (уникальность) эссе

До 3-х баллов

Эссе не оригинально (не уникально)

Эссе оригинально (уникально), но имеет более чем 30% заимствований

Эссе оригинально (уникально), но имеет более чем 15% заимствований

Эссе оригинально (уникально), но имеет более чем 10% заимствований

Убедительность эссе

До 3-х баллов


8.3. Минимальное количество баллов, которое может получить участник конкурса, составляет ноль (0) баллов. Моксимальное – двенадцать (12) баллов.

8.4. Конкурсные работы, занявшие призовые места будут опубликованы.

Приложение 1.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВКИ:


Приложение 2.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЬИ:

ПАТРИОТИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Ученик 8 «А» класса

МБОУ «СОШ № 54» г. Москвы

Патриотизм в своем чистом смысле, как одно из видовых проявлений любви человека к человечеству, вполне естествен и законен1.

Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков.

Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков.

Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков.

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК

1 Загоровский черта. – Воронеж, 1969. – С. 37.

2 , Сметанин феодального хозяйства в России в XV—XVII вв. // История экономики. – М., 2000. – С. 88.

Высочайше утвержденный Устав народным училищам в Российской Империи / Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. – 1784-1788. – Т. XXII. – С. 646-669.

2 Памятная книжка Полтавской губернии на 1910 год. – Полтава, 1910. – С. 223.

1 Народное поэтическое творчество // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. , . – М., 1987. – С. 234.

2 Былина // Словарь литературоведческих терминов / Под. ред. ,
. – М., 1974. – С. 34.

3 О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме) // Архитектурное наследство. – М., 1995. – Вып. 38. – С. 22.

4 Безнин двор российского Нечерноземья в 1950-1965 годах // Отечественная история. – М., 1992.– № 3. – С. 45–48.

1 «Средние века» [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь и. – URL: http://www. /brokgauz/ (дата обращения: 08.05.2016).

2 «Хронология» [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь и. – URL: http://www. /brokgauz/ (дата обращения: 08.05.2016).

3 Борьба между Москвою и Тверью до кончины великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1304–1341) / Соловьёв России с древнейших времен [Электронный ресурс] – URL: http://www. magister. msk. ru/library/history/solov/solv03p5.htm (Дата обращения: 25.02.2016).