Психологический климат в семье определяется как. Можно ли улучшить обстановку

1.1. Психологическая обстановка в полной семье.

В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или рав­нодушное отношение взрослого может быть вызвано раз­личными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удов­летворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное со­стояние неудовлетворенности, чувство эмоционального не­благополучия.

При отсутствии психолого-педагогической помощи сня­тие отрицательных переживаний происходит за счет иска­жения представлений ребенка о своем поведении. Он стано­вится «непроницаем» для любых отрицательных (как спра­ведливых, так и несправедливых) оценок взрослого. Это является одним из способов избежать болезненных сомне­ний в отношении самооценки.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, ребенок, переживший в раннем детстве обиду, несправедливость, становится бо­лезненно восприимчив к малейшим проявлениям неспра­ведливости, равнодушия. Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребе­нок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, не­удовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, - непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить людям о своем праве на внимание.

На попытки педагога установить контакт такой ребенок отвечает недоверием, поскольку часто он внутренне убежден во враждебности к нему со стороны окружающих, в том, что слова воспитателя лживы, что он стремится его обма­нуть, ввести в заблуждение, как бы усыпить его бдитель­ность. Поэтому нередко бывает так, что даже опытный, чут­кий педагог не всегда может быстро вступить в контакт с таким ребенком, завоевать его расположение. На заботу, доброту, ласку ребенок отвечает недоверием, а то и гру­бым, вызывающим поведением.

Конечно, в каждой семье есть свои нюансы, сложности и проблемы. Попытка все это схематизировать и дать точную классификацию типов воспитания детей, куда бы «вписа­лась» любая конкретная семья, вряд ли осуществима. Лю­бой конкретный случай всегда индивидуален, как и каж­дый человек с его субъективностью и неповторимостью. Однако можно определить основные параметры воспитатель­ных воздействий, различные сочетания которых составляют типы семейного воспитания.

Здесь будут рас­смотрены лишь два, на мой взгляд, основных параметра семейного воспитания. Это, во-первых, внимание к детям: степень контроля за ними, руководство их поведением; и во-вторых, эмоциональное отношение к ребенку: степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, лас­ковость в обращении с ним.

Гиперпротекция

Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятель­ности, чрезмерный контроль за поведением - все это ха­рактеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда ро­дители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведе­ния - это доминирующая гиперпротекция. Часто такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одно­му из взрослых членов семьи, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдер­жанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают есте­ственному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.

Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка вызывает либо гипертрофирован­ную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (пер­вый вариант), либо формирует конформный (приспособ­ленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невро­тическим или непродуктивным реакциям.

Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что они чувствуют психологическую защищен­ность, отсутствие «давления» со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охот­но подчиняются лидеру, как раньше подчинялись отцу или матери. Обычно такие метаморфозы происходят во время длительного срока пребывания вне дома, например, учеба в другом городе, в техникуме, училище; переезд из села в город; поступление на работу и т. п. Оставшись без «поводы­ря», они готовы следовать за первым попавшимся челове­ком, который захочет «вести» их за собой. Например, если такой подросток, поступив работать на завод, попадет в бригаду, где по любому поводу принято употреблять спир­тное, то он, не задумываясь, перенимает эту традицию, заставляет себя пить, выполняя требования традиций, под­ражая старшим членам бригады и безоговорочно подчиня­ясь им.

К доминирующей гиперпротекции относится и воспита­ние в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноцен­ности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в даль­нейшем часто становится толчком к употреблению психо­тропных веществ.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех пове­денческих проявлений означает воспитание по типу потвор­ствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремят­ся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «ку­мир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преуве­личивать его способности, не замечать отрицательные каче­ства, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и пре­пятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подро­стки считают себя стоящими вне критики, осуждений и за­мечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, кото­рые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.

Естественно, что личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Не­умение преодолевать трудности, отсутствие опыта пережи­вания отрицательных эмоций побуждают его к употребле­нию психотропных веществ, поскольку они дают возмож­ность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.

Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или, объясняя такое поведение под­ростка его тонким душевным складом, необходимостью сти­мулирования творческих способностей. Затем подростка на­чинают лечить частным образом, чтобы избежать постанов­ки на наркологический учет. И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.

Гипопротекция

Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональ­ным контактом, т. е. родители любят ребенка, хотя и не за­нимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситу­ации вседозволенности, у него не вырабатывается привыч­ка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо». У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развива­ется саморегуляция, и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.

К серьезным негативным последствиям ведет воспита­ние в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональ­ной холодностью родителей, отсутствием душевного кон­такта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою не­нужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со сто­роны отца и матери, и эти переживания способствуют фор­мированию у него комплекса неполноценности. Дети, ли­шенные любви и внимания родителей, вырастают озлоб­ленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.

Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональ­ной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный об­раз жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои и истяза­ния за малейшие проступки или просто так, чтобы «сорвать зло». Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка искать утешения в компании таких же обездоленных сверст­ников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спирт­ными напитками, принципы типа «у кого сила, тот и прав» и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.

Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными труд­ностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, он испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сфор­мировавшаяся личность. Поэтому вместе умения преодоле­вать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные веще­ства выступают для него универсальным средством для ре­шения всех его жизненных проблем.

Помимо рассмотренных выше основных типов неправиль­ного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные. Собственно, в чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни гораздо реже, чем их сочета­ния. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время семья не представляет такого единства, как это было в прошлом веке. Зачастую сейчас члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспи­тания. Например, отец может осуществлять воспитание сына по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной хо­лодностью, мать - по типу доминирующей гиперпротек­ции в сочетании с повышенной моральной ответственнос­тью, а бабушка, с которой внук проводит основную часть своего времени, - по типу потворствующей гиперпротек­ции. Что вырастет из такого ребенка? Трудно сказать. Но можно с уверенностью заявить, что условия для формиро­вания его личности крайне неблагоприятные.

ТЕМА: Психологический климат семьи. Виды совместимости

ü Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах, влияющих на формирование психологического климата в семье.

ü Пробудить стремление взять на себя ответственность за благоприятный психологический климат в своей будущей семье.

ü Воспитание стремления к созданию благополучного психологического климата в своей будущей семье.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Психологический климат

Психологическая совместимость и несовместимость

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Работа по карточкам.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Каждый человек является членом малых и больших групп и коллективов . От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Как говорил один герой фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой – самой малой (он и она) и самой большой – группы, любого коллектива.

Психологический климат или психологическая атмосфера – это преобладающий в группе и коллективе эмоциональный настрой.

Психологический климат определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

Благоприятный психологический климат

Неблагоприятный психологический климат

Взаимное понимание

Уважительное отношение друг к другу

Дух товарищества

Взаимопонимание

Сплоченность

Чувство защищенности

Чувство эмоционального благополучия каждого

Внутренняя дисциплина

Принципиальность

Ответственность

Здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается всеми членами коллектива и зависит от их усилий, от их культурного развития в личностной сформированности.

V. ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ

Ситуация 1.

Дима Д., ученик 11 б класса:

« Наш класс демократичный, у нас нет никакой «элиты». Все примерно на равных и очень дополняют друг друга – один сильнее в одном, другой – в другом, но обид нет. Никто не навязывает своего мнения. Мы многое предлагаем и организовываем сами. Если кто-нибудь заболел, если трудно, помогут, всегда придут на помощь. У нас не бывает скучно. Считаю, что чем ярче в классе люди, тем круче класс».

Боря К., ученик 11 г класса:

«Наш класс состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Мы слишком разные, и увлечения у всех различные. Поэтому появляются компании, группки. Главная наша беда – деление класса на «актив» и «пассив», которому ничего не интересно. Что можно сделать? Ничего, если подобрался такой состав. В нашем классе каждый живет сам по себе. Я тоже. Ч не хочу, чтобы мне мешали».

Определите характер психологического климата в каждом из этих классов.

Чувствуется ли его влияние на этих ребят?

От чего же зависит психологическая атмосфера класса?

Прежде всего психологическая атмосфера определяется отношением человека к делу , ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом.

Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми он общается, работает, учится, живет.

На общую атмосферу в группе большое влияние оказывает степень уверенности в себе.

Уважать достоинство другого человека так же, как свое, - дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека. (Мне не нравится, когда меня критикуют при посторонних, а что делаю я? Мне не нравится, когда меня называют не по имени, а прозвищем, Я расстраиваюсь и переживаю. А почему же сама так поступаю?).

Счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье – это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении.

VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И СОВМЕСТИМОСТЬ

Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Несходство характеров – достаточно распространенная мотивировка разводов.

Совместимость – это созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни.

VII. ВИДЫ СОВМЕСТИМОСТИ

Психологическая совместимость – сложное явление, имеющее несколько разновидностей (уровней).

1. Идейно-нравственная общность людей.

Совпадение взглядов супругов на содержание основных ценностей, их нравственных установок, оценке этих ценностей (например, работа, семья, мода и т. д.).

Пьянство, деградация личности.

2. Социально-психологическая совместимость.

Образование, возраст, круг знакомых, общекультурный уровень супругов, их воспитанность.

Согласованность взглядов на рождение и воспитание детей, организацию быта.

3. Психологическая и психофизическая совместимость.

Особенности личности, характер и темперамент супругов.

Отношение к родителям.

Чувство ответственности за свою семью.

Постоянство чувств, эмоциональность.

Наиболее сильно несовместимость будет проявляться при сходстве некоторых отрицательных черт характера: эгоизма, безответственности, лени и т. п.

VIII. ВЫВОД

Положительный климат в семье, как и в любой другой группе, может быть создан не только при сходстве, но и при различии темпераментов и характеров супругов.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ü Если у обоих супругов нет отрицательных черт, всегда ли может быть достигнута совместимость?

ü У мужа и жены разная степень общительности – одному хочется быть дома, только в кругу семьи, а другому встречаться с друзьями, приглашать гостей. В каких случаях возможно наличие совместимости, а в каких – нет?

X. ИТОГ УРОКА

Важно научиться понимать друг друга, стремиться преодолевать трудности совместной жизни, соразмерять свои желания с устремлениями другого человека.

Совместимость не дается извне, она вырабатывается обоюдными усилиями супругов.

Семейное счастье – не подарок судьбы, не результат слепого везения , это дело собственных рук супругов, их ума, доброты, человечности и, конечно, любви.

XI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Описать идеально совместимые пары:

1) дружеские: юноша – девушка, девушка – девушка, юноша – юноша;

2) молодые супруги;

3) пожилые супруги.

Литература:

Г. П Разумихина и др. "Этика и психология семейной жизни". М. Просвещение, 1987.

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

В любой семье есть определенные доминирующие взаимоотношения. Будучи как положительными, так и деструктивными, они задают общую атмосферу семейной жизни, предопределяют ее комфортность, сплоченность членов семьи, их взаимозависимость друг от друга. Речь идет ни о чем другом, как о психологическом внутрисемейном климате.

«Психологический климат» - что это такое

Говоря простым языком, семейный психологический климат – это то настроение, которое превалирует в отношениях. Не секрет, что в любой семье случаются и ссоры, и непонимание, однако если конфликты являются нормой («ни дня без скандала»), можно говорить о том, что психологический климат этой семьи является неблагоприятным. Напротив, если между супругами, детьми преобладают доверительные, уважительные отношения, и атмосфера будет соответствующей.

Хороший психологический климат дает членам семьи уверенность друг в друге, чувство поддержки, защищенности, ответственность за свою семью и гордость к принадлежности ей. С другой стороны, отрицательный климат формирует тревожность, отчуждение от семьи, эмоциональный дискомфорт. Поэтому формирование положительного внутрисемейного климата является необходимым для счастливого брака.

Налаживание внутрисемейной атмосферы

Для улучшения психологической атмосферы в семье нужно прежде всего отказаться (по возможности) от местоимений «твой», «мой», «я», заменив их на «наш» и «мы». Эта, казалось бы, мелочь действует на подсознательном уровне, устраняя эффект отчуждения от других членов семьи и в то же время не выделяя кого-то в отдельную единицу.

Еще один желательный атрибут психологического семейного комфорта – совместный прием пищи. Пусть ужин будет чуть позднее, однако за столом соберутся оба супруга, дети. Телефоны, компьютеры, телевизор при этом лучше исключить, отдав предпочтение личному общению. К примеру, можно обсудить, кто как провел день, выяснить планы на завтра или ближайшее время, решить сложные вопросы, требующие поддержки или участия близких. Подобная практика формирует чувство общности, «плеча», давая человеку ощущение принадлежности семье.

Огромное значение имеет совместное ведение быта. К сожалению, когда один из супругов работает допоздна, разделить домашние дела поровну вряд ли получится. И все же нужно определить какое-то дело, которое члены семьи будут делать только вместе. Пусть это будет субботняя уборка или приготовление воскресного обеда, а может, совместный поход за покупками, но обязательно предполагающий участие обоих супругов и всех детей.

Безусловно, свою роль играет и семейный отдых. Отмечено, что семьи, имеющие общее увлечение, семейные традиции, реже ссорятся по мелочам. Можно взять себе за правило ходить каждые выходные, к примеру, на футбол или в кино. А может, просто выбираться на прогулку всей семьей. Хорошо, если есть возможность куда-то выехать в летние или зимние каникулы – ожидание, предвкушение совместной поездки также положительно скажется на общей семейной атмосфере.

Однако не стоит забывать о личном пространстве, которое должно оставаться у каждого из супругов даже в самой дружной семье. Порой и мужу, и жене нужно побыть одному. Кому-то необходимо «сбежать» из дома, для других достаточно будет посидеть спокойно за книгой, забыв о семейных делах. Такая передышка позволит снять накопившуюся усталость, не вредя при этом брачным отношениям. Не зря ведь на любой работе положен отпуск – отдохнув, человек вернется к семейному очагу полным энергии и положительных эмоций.

Формирование благоприятного внутрисемейного климата – процесс ежедневный, требующий участия всех членов семьи, однако не предполагающий каких-либо денежных вложений или трудоемких действий. Достаточно лишь любить, уважать своих близких и ценить их присутствие. И тогда атмосфера внутри семьи будет наполнена светлыми чувствами.

Атмосфера в семье и развитие детей.

Ни для кого не секрет, что атмосфера в семье влияет на характер, поведение и развитие детей. Для нормального развития детей, нужна атмосфера внимания, заботы и любви.

Благоприятная атмосфера в семье – это когда в равной мере удовлетворяются два таких типа потребностей, как контроль и привязанности .

Всем известны следующие факты:

1. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он сам учится быть терпимым.
2. Если ребенка окружает атмосфера одобрения, он учится быть уверенным в себе, любить и уважать себя и окружающих.
3. Атмосфера похвалы способствует обучению ценить других.
4. Справедливость – порождает справедливость.
5. Если ребенок растет в постоянной критике, он учится осуждать.
6. Вражда – учит враждовать.
7. Атмосфера насмешек учит стесняться.
8. Малыш, растущий в атмосфере стыда, всегда чувствует себя виноватым.
9. Атмосфера спокойствия учит вере.
10. Обстановка дружбы и доброжелательности учит находить в мире добро и любовь.

Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас влияет на обстановку в доме, и сам служит примером для ребенка. Если в наших домах будет царить добро и любовь, семьи будут крепкими .

Какие факторы характеризуют благоприятную обстановку и нормальные отношения в семье?

1. Возможность установления разумной привязанности между ребенком и родителями, а также формирование основных коммуникативных навыков уже с раннего возраста.
2. Желание и возможность родителей разделять обязанности по уходу за детьми.
3. Совместная забота родителей о детях.
4. Адекватная оценка ожиданий от ребенка.
5. Понимание особенностей детского развития.
6. Возможность экспериментирования.
7. Обстановка, способствующая нормальному детскому сексуальному развитию.
8. Возможность уделять детям достаточное количество внимания.
9. Совершенствование методов воспитания.
10. Формирование навыков борьбы со стрессами в различных обстоятельствах.
11. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
12. Умение родителей правильно вести домашнее хозяйство.
13. Умение распоряжаться финансами семьи: разумное планирование.
14. Возможность получения необходимых для нормального существования социальных условий и медицинских услуг.

Эти критерии влияют на поддержание в семье нормальной здоровой атмосферы. А она, в свою очередь, как и взаимоотношения родителей, влияет на формирование характера ребенка, его темперамента, его психическое здоровье, и играет важную роль в воспитании и развитии детей.

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей. Но если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.) .

Итак:

Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала».

Именно СЕМЬЯ выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.