Понятие семьи и ее роль в обществе. Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Введение

Испокон веку люди живут семьями. История развития человечества – это история развития семьи. Семья является составляющей системой государства. В данной работе будем исходить из классического определения этого термина:

Семья - согласно традиционным представлениям, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками

союзом мужчины и женщины;

добровольностью вступления в брак;

члены семья связаны общностью быта;

вступлением в брачные отношения;

стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья является основной ячейкой общество. Как правило, государство – это набор различных государственных институтов. Многообразие социальных институтов, их взаимодействие и является составной частью государства. Обратимся к такому понятию государства:

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.

Цель взаимодействия различных социальных институтов внутри государства с целью его сохранения является первоочередной задачей самих институтов. Так как целостность государства обеспечивает нормальное функционирование, как самого государства, так и самих институтов составляющих государство в целом. Основой любого социального института и государства является семья. Именно семья создает основы для функционирования социальных и политических институтов.

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) - исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Политический институт – устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе.

В выше приведенном определении государства указанно, что государство это взаимодействие политических институтов. Если расположить иерархически элементы составляющие государство, то схема приобретет следующий вид:

Данное иерархическое отображение показывает предложенную мною структуру государства образования. Как видно из приведенной схемы семья является фундаментом всего многообразия как социальных, так и политических институтов которые в свою очередь составляют государство.

Разберем предложенное строение по порядку.

Семья.

Согласно приведённой пирамиде семья находится в самом низу. Семья – это основа жизнедеятельности человека. Наличие семьи говорит о степени развития особи. Как известно семья не только присуще человеческой особи. Много пример в животном мире, которые, так же как и человек живут семья. Е сли у животного мира целью создания семьи обусловлено только двумя факторами:

Продолжение потомства

Забота о потомстве.

То у человека создание семьи это не только продолжение потомство. Семья это сложная система взаимоотношений материальных, духовных, психологических и т.д. Воспроизведение потомства возможно и без создание семьи. Забота и воспитание уже затруднительна без того образования как семья.

Если утрировать, то семья это союз мужнины и женщины для совместного ведения хозяйства. Семья является основой для развития человека. Это обусловлено дуальностью нашего мира. Именно соединив противоположное (мужчина и женщина) появляется продолжение их обоих. Именно исходя из такой предпосылке семья является фундаментом развития всей человеческой популяции. Семья это первое осознанное объединение человека. Как известно из истории семья уже существовала на заре человечества. Именно семья явилась основой для дальнейшего развития человека. Согласно этапам исторического развития первой эрой человечества является первобытно общинный строй. Именно благодаря объединению нескольких семей для совместной деятельности явилось прообразом образования, которое в будущем будет названного государством. Ведь в родовом объединение все члены являются родственниками. Из-за чег возникла необходимость объединяться нескольким семьям?

Эта необходимость возникла из-за того, что человек с самого своего рождения является семейным индивидуумом. Как говорилось выше семья происходит из-за дуальности нашего мира. Исходя из это семья – это соединение мужской особи и женской. Соответственно один мужчина и одна женщина создают одну семью. Классическое представление семьи это моногамия. Хотя история развития человеческого общества знает и полигамные семьи. Такие как один мужчина и несколько женщин, так и противоположные одна женщина и несколько мужчин. То такие проявления полигамия являются вынужденной мерой для поддержания популяции и выживания вида в целом. Именно из за дуальности самой природы человечества семья все таки имеет моногамную структуру. На первом этапе развития общества в целом человек существовал отдельными семьями. Но из за своего развития и стремления обеспечить более лучшие условия своего существования человек создал родовое объединение, в которое входило несколько семей связанных родственными узами. Данное объединение скорее всего носило инстинктивный характер. Объединение прошло для обеспечения ведения совместного хозяйства. Группой легче охотится, обеспечивать безопасность и т.д.

Дальнейшее развитие общество приводит к образованию социальных институтов. Социальные институты возникают в результате перераспределение обязанностей в родовом объединении. Первые социальные институты зародились для регулирования отношений и решение основной задачи общества. Семья является фундаментом для образования социальных институтов. Если бы не было бы такого образования как семья, то возникновение социальных институтов невозможно. Социальные институты созданы для решения различных задач в процессе жизнедеятельности общества.

Семья является основой государства. Если остальные два компонента схемы приведённой в начале работы: социальные институты и политические институты могут себе позволит динамику и изменение в зависимости от политического климата или других факторов. Их изменение и динамика сказывается на государстве. Но при условии если семья является крепкой то согласно данной схеме семья выступает фундаментом как остальных двух компонентов, так и государства в целом.

Рассмотрим более подробно систему Семья – Государство.

В данной системе слово семья поставлено на первое место. Семь является в целом фундаментом государства. Если в обществе не приветствуются классические семейные ценности. Если вопросы брака отодвинуты на второй план. То такое общество и государство в целом идет по пути деградации.

Семья является миниатюрной моделью государственного устроят. Она так же отражает и форму правления государства. Семья является барометром государства. Изучая институт брака в отдельно взятой стране можно сделать выводы о государстве в целом и наоборот. Любое колебания государства находит отражение в семье. Рассмотрим такое государство как Российская империя.

Российская империя по форме правления была абсолютной монархией. Власть передавалась по наследству, и царь являлся помазанником божьим. Царь обладал всей полнотой власти. Его решения не обсуждались и являлись обязательными к исполнению. Решения царя официально не обсуждались. Такую же картину мы можем наблюдать в большинстве семей того времени. В семье того времени муж и отец являлся высшей властью для своей семьи. Вся семья подчинялась его воле. Существовала строгая иерархия, как в государстве так и в семье. Не последнюю роль тут играло и то, что Российская Империя являлась православной страной. Как известно из священного писания любая власть от Бога. В стране Царь является наместником Бога на земле, ив се ему подчиняются. Так и в семьях того времени глава семейства нес ответственность за всю семью и не кто не смел ему противоречить. Такое понятие как развод или гражданский брак в то время практически не существовало. И такие прецеденты всячески попрекались как светской властью, так и духовной.

Семья того времени строилась на следующих принципах: на иерархизме, все властие главы семьи, на зависимости функций, прав и обязанностей члена семьи от пола и возраста, на господстве общих семейных интересов над индивидуальными, на приоритете роли, которую играет человек в семье и обществе, на слабой автономии семьи от общества и на огромном значении общественного мнения для семьи. Дети подчинялись родителям, жены - мужьям. Это казалось необходимой и незыблемой основой общественного порядка. Известный русский историк XVIII в. И. Н. Болтин писал в 1788 г.: «Природа учинила жену, подвластную мужу. Давши жене равные права правам мужним в противность законов природы, превращается домашнее устройство в нестроение, тишина и спокойствие - в молву и мятеж. <…> Хотеть сделать мужа и жену равными есть противоборстве порядку и природе, есть буйство, бесчиние, безобразие. <…> Государственная польза требует, чтобы жена была подчинена мужу; требует того польза сочетавшихся и польза их детей и домашних».

Исходя из того что в то время интересы семь преобладали над личными интересами мы можем наблюдать высокий уровень патриотизма во всех слоях населения того времени. Как и в семье, главное – это общие интересы, а не личные. Так и за пределами семьи интересы государства важнее личных интересов. Семья того времени отражала общую картину государства. Российская Империя являлась сильным и крепким государством.

После революции 1917 года первое, что было сделано это уравнивание прав между мужчиной и женщиной. Это был основной удар по модели семьи, которая преобладала в Российской империи. В Российской империи заключении брака было связанно с таинством венчания. Поэтому при смене политического строя в 1917 году началось гонения на религию. Так же в первую очередь было изменен процесс заключения брака. В то время было провозглашено свобода отношений.

Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния

Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки.

Гражданский брак совершается на основании следующих правил:

1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.

Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся.

2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского – 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, – причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством, с одной стороны, и его отцом и его родственниками, с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных.

3. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст.2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.

Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий, перечисленных в ст.2, привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а самый брак их признается недействительным.

4. По отобрании вышепредусмотренной подписки заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957.

Как видно из выше приведенного декрета был упразднён институт церковных браков. Следует обратить внимание на дату принятие данного декрета. 18(31) декабря 1917 г. Не прошло еще и двух месяцев после революции.

В 1918 г. в Саратове во множестве попадались листовки, содержащие текст якобы нового советского декрета “Об отмене частного владения женщинами”. Документ гласил, что всех женщин от 17 до 32 лет следует “изъять и сделать достоянием народа”. Как впоследствии выяснилось, декрет был фальшивым, но его стиль вполне соответствовал стилю подлинных советских документов. Неудивительно, что его на полном серьезе цитировали вполне уважаемые зарубежные исследователи.

Равноправие женщин в России было провозглашено еще в феврале 1917 г. Проституток объявили “жрицами свободной любви”. В двадцатые годы в стране как грибы после дождя стали возникать всевозможные общества “Долой стыд” и “лиги свободной любви”, члены которых бегали по улицам голыми и пропагандировали секс без разбора. Сексуальная революция вызвала своеобразную революцию даже в структуре вооруженных сил. В Красной армии появились “венроты” – части, целиком состоящие из сифилитиков. В них даже существовали партийный ячейки, проходили собрания.

Широко известны эротические похождения Коллонтай, Рейснер, Луначарского, Маяковского, Лили Брик и ее мужа Осипа, Есенина… В 1923 г. завженотделом ЦК Виноградская писала о многоженстве и многомужестве как о вполне допустимой в верхах партии практике. Многие комсомольцы тоже полагали, что самый примитивный подход к половой жизни и есть правильный, марксистско-ленинский. Идеология по этому поводу была простой. Каждый может и должен удовлетворять свои половые желания. Половое воздержание квалифицируется как мещанство. Каждая комсомолка, рабфаковка, студентка, на которую пал выбор мужчины, должна пойти ему навстречу.

Вот только некоторые примеры как после революции разрушалось понятие семьи которые были приняты в Российской империи. Если бы понятие семьи осталось такое же как и при Российской империи. То новая власть, не смогла бы полностью утвердится. Так как это противоречило бы общепринятым основам семьи. Семья как я уже говорил выше, является фундаментом государства. На старом фундаменте трудно построить, что то новое не похожее на то, что было раньше на этом фундаменте. Именно для этого необходимо было разрушить основы семейных ценностей принятые при Российской империи.

О том, что как семья влияет на государство говорит и дальнейшее историческое развитие нашей страны. После 1917 года, когда фактически было полностью разрушено понятие семьи. И семья превратилось в что то метафорическое. При таком отношении к семье невозможно было создать сильное и стабильное государство. И после того как основная задача была выполнена. Институт старой семьи был разрушен. А без этого не возможно было реставрации предыдущего строя в стране. Было приняты меры по укреплению семейных ценностей но уже под эгидой того политического строя который существовал на тот момент в стране.

Конец повальному распутству невольно положила 20-летняя крестьянка Люба Белякова, приехавшая работать на один из ленинградских заводов. В августе 1926 г. в Чубаровском переулке на Лиговке ее изнасиловала “группа товарищей” в количестве примерно 40 человек. Среди насильников были комсомольцы и кандидаты в члены ВКП(б). Обычно за подобные “шалости” давали до 5 лет, но “чубаровское дело” получило такой общественный резонанс, что грозило сорвать все планы индустриализации страны. Поэтому рабоче-крестьянская Фемида не поскупилась: 6 человек были приговорены к расстрелу

После этого началось изменение отношения как к самому понятию семья. В конце 20-х годов стали появляться тематические сборники – Маркс и Энгельс против половой распущенности. Были опубликованы 12 половых заповедей революционного пролетариата. Вот некоторые из них: половой подбор должен строиться по линии классовой, пролетарской, революционной; любовь без флирта, ухаживаний и кокетства; в интересах революционной целесообразности можно вмешиваться в половую жизнь.

Власти не зря забеспокоились: в 1934 г. на одно рождение в СССР приходилось три аборта. Большевики признали, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. 1936 г. можно считать годом установления “полового контроля» за личностью. На долгое время в стране запретили аборты, развод превратился в настоящий судебный процесс. Указ 1944 г. устанавливал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов”

Если разобраться. То можно увидеть, как семья отразило само изменение государства. Восстановление института семьи в классическом ее понимании. Началось после прихода к власти И.В.Сталина. И на тот момент, когда вся власть сконцентрировалась в его руках, семья приобрела классический свой вид. Фактически она отразила единовластие в стране, которое сформировалось на тот момент. Это можно проследить по процедуре расторжения брака.

Сразу после революции развод можно было получить в органах ЗАГС немедленно после подачи заявления хотя бы одним из супругов. При И. В. Сталине разводы стали вновь резко ограничены. Развестись можно было только через суд, причем районные народные суды такого права не имели, разводящимся официально надо было давать объявление в газету.

Все эти мероприятия были направлены на укрепления семьи. Так как это было необходимо для построения сильного и стабильного государства.

Современная Россия

После 1991г. сильные политические потрясения отразились и на семье. В условия нестабильной политической ситуации количество браков уменьшилось. Если провести аналогию 1917 году. То можно увидеть много общих факторов. После распада СССР была провозглашена так называемая сексуальная революция. В обществе преобладала свободная любовь. Семейные ценности были не актуальны. Молодым людям пропагандировалась, что семья это не главное. Главное удовольствие. Как и при изменении политического устройства в государстве в 1917 году первое, что было разрушено – это семья. Было введено такое понятие как «гражданский брак». Когда мужчина и женщина живут без официального оформления отношений в соответствующих органах.

Ниже расположены графики, которые отражают статистику браков и разводов в России. Данные взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

Если рассмотреть данные графики в контексте исторических событий которые происходили в нашей стране то наглядно видно как политическая ситуация отражается на самой семье. Особенно это отражает график количества разводов. При послаблении тоталитарного режима в ССССР мы наблюдаем на графике неуклонный рост количества разводов. Та же тенденция наблюдается на графики количества браков.

Если рассматривать семью как барометр государства. То эта теория находит свое подтверждение и в других странах мира. В 40-50 х годах 20 века США и Европейские страны придерживались традиционного взгляда на формирование и уклад семьи. В этих странах была классическая модель семьи. Глава семейства был на верху иерархии. Хотя демократия наложила свой отпечаток и на семейный уклад в этих странах. В отличии от государств с монархическим укладом в демократических странах в семье главные решения принимаются коллегиально.

Но к концу 20 века и началу 21 века в странах Европы и США пошло наступление на такое образование как семья. Семья в классическом понимании стала рушиться. В этих странах началось активное насаждение идеи однополых браков. В этих странах наблюдается стойкое уничтожение понятия классической семьи.

В странах Европы в последние десятилетние идет неукоснительное снижения количества браков и растет количество разводов.

За последнее десятилетие наибольший рост количества разводов отмечен в Португалии, о чем свидетельствуют данные исследования Института семейной политики – неправительственной организации со штаб-квартирой в Мадриде. За период с 1995 по 2004 год количество разводов в Португалии выросло на 89 проц, в Италии – на 62 проц, а в Испании – на 59 проц

О кризисе семьи в странах Европы говорят следующие данные:

Численный состав европейских семей сокращается. За 25 лет (1980–2005 гг.) средняя величина домохозяйства уменьшилась с 2,82 человека до 2,4. В некоторых странах этот показатель едва превышает 2 человека: в Германии (2,1), Дании (2,1), Финляндии (2,1) и Швеции(2,2). Наибольший размер средней семьи фиксируется на Мальте (3,2), Кипре(3,1), в Румынии (2,9) и Испании (2,9).

Растет число домохозяйств, состоящих из одного человека. Их доля достигла 27,7%. Более 54 млн европейцев живут в одиночку.

Все больше становится домохозяйств, где нет детей, – 67%. И лишь 17% семейств имеют двух и более детей.

В Англии статистика несколько иная, хотя можно проследить общую тенденцию характерную для всей Европы.

Современная тенденция во многих Европейских странах направленную на легализацию однополых браков, на упразднение таких понятий как мать и отец, разращение нетрадиционным семья усыновлять и воспитывать детей. Все это имеет далеко идущие последствия. Такое развитие событий это вторая часть постепенного угасания такого исторического и политического понятия как Европа. К первой части начала упадка можно отнести так называемую сексуальную революцию. Именно с начала сексуальной революции в Европе и во многих других государствах началось постепенная деградация самого государства и его жителей. Сексуальная революция в первую очередь наносит удар по семье. Как говорилось выше семья это государство образующее основа. Разрушение данной основы приводит к разращению основ и самого государства.

Экономика, семья, государство.

На протяжении всей истории развития человечества экономика играет значительную роль в жизни человека. Стабильная экономическая обстановка в государстве гарант его независимости и развития. Рассмотрим такую ситуацию характерную для экономики последнего времени как – экономический кризис. Обратимся к энциклопедическому определению понятия экономический кризис.

Экономический кризис – (др.-греч. κρίσις - поворотный пункт) - серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Как говорилось в предыдущем материале семья является фундаментом государства. Рассмотрим зависимость отношения с семейным ценностям и возникновения экономических кризисов. Любая революция в государстве в первую очередь и это исторически подтверждено старается изменить само понимание семьи и семейных ценностей. Выше приводилась для примера ситуация в России в 1917 году. Большевики, не успев прочно укрепиться у власти в первую очередь издают декрет направленный в первую очередь на разращение классической патриархальной семьи. Что влечет за собой подмены семейных ценностей. Как бы это не звучало не политкоректно и не толерантно. Уравнивание в правах мужчины и женщины – это самоубийственный шаг для любого государства. Именно исходя из самой природы, мужчина и женщина разные. Они созданы для разных целей. Уравнивание прав мужчины и женщины ведет к тому, что мы наблюдаем в настоящие время. Многие женщины особенно в странах запада выбирают в место создание семьи, карьеру. В результате в самый подходящий для деторождения возраст они занимаются карьерой и работой. Основную задачу женщины как продолжение рода они ставят на второй план. В итоге такая ситуация негативно сказывается на государстве в целом. Уменьшение населения, ухудшение демографической ситуации и т.д.

Уменьшение населения – это первый этап разрушение экономике страны. Семья в классическом понимании является основой государства и гарантам стабильности в экономики. Современный экономический кризис Европы как ни странно совпадает со вторым актом который направлен на разрушение многих стран Европы (первый акт это сексуальны революция). На фоне тяжелой экономической ситуации в Европе многие страны легализуют однополые браки и ставят классическую семью на второй план. Туже картину мы можем наблюдать и в США. На фоне экономического кризиса вызванного по утверждению экспертов кризисом в кредитной системе. В США уже давно понимание классической семьи давно отсутствует.

Вследствие того, что наносится удар по классическому понимании семьи многие страны подвержены не только политическим но и экономическим шатаниям. Особенно это заметно на фоне различных революций. Как я уже говорил первое, что делает любая революция это пытается изменить семейное право. По тому какое отношение к семье занимает новая власть можно судить о том, что новое правительство планирует. Если наносится удар по семье в ее классическом понимании, то действия и программа нового правительства направлена не на развитие и укрепление государства, а на его крах. И наоборот если новое правительство всецело направлено на укрепление семьи и классических семейных ценностей, то государство будет, крепнут и развиваться. И быстро оправится от потрясений революции.

Зависимость семьи и экономики очень хорошо можно проследить на событиях в России. Не для кого не является секретом, что в 1991 году в России произошла самая настоящая революции. Она была менее кровавой чем в 1917 году. Но в результате событий 1991 года в стране резко сократилось количество браков и выросло количество разводов. Молодежи стали пропагандироваться такие «ценности» как свобода отношений, частая смена половых партнеров и мысль, что семья и дети – это то, что тянет их назад и не дает развиваться. Такая пропаганда и ситуация в стране длилась до конца 90-х годов 20 века. Соответственно в то время не о какой стабильности нельзя было говорить. Экономики страны практически была полностью парализована.

После 2000 года был намечен курс на изменение экономической ситуации в стране. И в то же время начинают появляться первые государственные направленные на поддержку семьи и материнства. И если изучить динамику преобразование экономической деятельности в России с начала 2000 годов, то можно проследить следующую тенденция. Развитие и укрепление экономии в России идут вместе с программами направленные на укрепление и поддержки классического обнимания семьи. Особенно это прослеживается на следующем графике количества браков в Российской Федерации:

Приведем ниже график инфляции в Российской Федерации:

Для объективности данных приведем график Валовый внутренний продукт (ВВП) России, 1990-2011 гг. и ВВП на душу населения в России, долларов, 1990-2011 гг.

Из всего выше перечислено следует. Что не зависимо от формы политического правления в государстве. Главенствующую роль в построении общества и самого государства в целом играет семья. Если государственная политика не направлена на укрепление института семьи в ее традиционной форме. Такое государство обречено на внутренний и внешний кризис. Который впоследствии привет к тому, что государство исчезнет. Если в государстве не преобладает крепкая и устойчивая семья как ячейка общества. То государству следует незамедлительно начать работать в данном направлении. На второй план могут отойти некоторые государство образующие факторы. Но укрепление семьи – это пусть к возвеличиванию и укреплению государства в целом. Так же наличие крепким и классических семей влияет на экономическую ситуацию в целом. Так как нормальная семья это основа общества, гарант роста экономических показателей и государства в целом.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа , члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества , важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре­чаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называетсярасширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга..

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

http://shpargalki.ru/news/3887.html

Начнём с определений. Что такое семья? Общепринятого определения семьи не существует, поэтому каждый может трактовать это понятие по-своему. Лично мне нравится следующее определение:

«Семья - совместная жизнь лиц двух последовательных поколений (родители-дети), с целью рождения и воспитания своих детей и продолжения своего рода.»

Единственной задачей, которую людям нельзя качественно решить вне семьи, является воспитание детей. Всё многообразие отношений людей между собой, кроме воспитания детей, можно успешно реализовывать, семьи не создавая. Этот факт доказывает вся история человечества.

Основной функцией семьи является воспитание и социальная адаптация детей в обществе и окружающем мире.

Вторая важная функция семьи - это забота о всех её членах (не только о детях), бережное отношение друг к другу, защита членов семьи от негативных внешних воздействий.

Что такое крепкая семья? Крепкой можно назвать ту семью, которая хорошо справляется с вышеперечисленными функциями.

Крепкая семья - это фундамент крепкого государства. Слабая разрушенная семья - причина всех государственных бед и неурядиц.

Дадим определение государству.

Государство - это малочисленная группа активных людей, пришедшая к власти, которая силой своей власти контролирует территорию и людей на этой территории проживающих.

Основная функция государства - сохранение контроля над своей территорией и своим населением.

Крепкое государство - это государство эффективно, с наименьшими издержками, контролирующее свою территорию и своё население.

Человечество постоянно развивается и государству с каждым годом требуется всё больше сил и ресурсов, чтобы удержать под своим контролем свою территорию и своё население. История человечества предельно ясно показывает, какая это нелёгкая задача.

За счёт каких ресурсов государство живёт и развивается? Основных ресурса два:

  1. Семья.
  2. Природные ресурсы территории государства.

Существуя и развиваясь, государство разрушает два этих ресурса. Ничего удивительного в этом нет. В нашей вселенной всегда и везде существование и развитие чего-то одного идет за счёт разрушения чего-то другого. Например, земледелец, получая урожай, разрушает плодородие почвы. Человек строя свой дом рубит деревья. Но мудрый земледелецзаботится о восстановлении плодородия своих земель, а мудрый строитель думает о посадке новых лесов, или о том, как без вырубки лесов обойтись.

Я поставил семью в списке ресурсов государства на первое место. Без людей государства нет. Государству постоянно требуются физически и психически здоровые, хорошо воспитанные и хорошо обученные люди. Откуда государство берёт их для своих нужд? Из семьи. Государство заставляет тратить людей свои жизни и здоровье, жизни и здоровье своих детей, нагосударственные нужды.

Вернёмся к разговору об эффективности государства. Основным критерием эффективности государства должно служить эффективность использования людских ресурсов, а значит эффективность использования семьи. Чем меньше времени и здоровья приходится тратить людям и их семьям на поддержание и развитие государства, тем эффективнее государство.

А зачем семье государство? Второй важной функцией государства является функция защиты семей и людей, проживающих на территории государства, от внешней агрессии, техногенных и природных катастроф, финансовых кризисов и т. п.. Государство аккумулирует ресурсы, для того чтобы сгладить негативные последствия от тех или иных неприятностей для своего населения. Государство - это выработанный в процессе эволюции механизм защиты семьи.

Государство должно заботиться о семье, также как земледелец заботится о восстановлении плодородия своих земель. Если государство о семье не заботится, то оно приходит в упадок и разрушается.

Семью можно рассматривать как возобновимый ресурс. Но у каждого возобновимого ресурса есть предел разрушения, за границей которого последующее восстановление данного ресурса становится невозможным. Есть такой предел и у института семьи, а значит есть он и у государства.

Государство, которое, разрушая семью, не заботится о её восстановлении, вынужденно брать на себя функции семьи по воспитанию детей, и пообеспечению членов разрушенных семей. Проблема в том, что функции семьи государству не свойственны, и выполнять качественно функции семьи ни одно государство никогда не сможет. В основе семьи лежит любовь и взаимное уважение, а в основе государства - сила и принуждение.

Пример России показателен. Непрерывное колоссальное разрушение института семьи в России на протяжении всего прошлого столетия, привело к появлению огромного числа детских домов, домов престарелых, психбольниц, тюрем, интернатов. А это значит, что разрушение института семьи в России привело к появлению огромного числа сирот, брошенных детей, одиноких стариков, людей психически неуравновешенных, преступников. Последствия такого катастрофического разрушения института семьи Россия будет расхлёбывать ещё не одно столетие.

В СССР и России власть никогда официально не признаваламасштабы разрушения института семьи и катастрофичность такого разрушения для государства. Не признаёт она всего этого и сейчас. Но «не признавать», совсем не значит «не осознавать». Власть в СССР и России всегда осознавала и осознаёт катастрофические последствия разрушения семьи. Не замечать этой катастрофичности невозможно.

На кого только в СССР и России не возлагали функцию воспитания подрастающего поколения: на церковь, на детдома, на пионерию и комсомол, на детсады и школы, на армию, на рабочие коллективы, на тюрьмы и лагеря. Толку не было! И быть не могло. И не будет.

Воспитание детей есть монополия семьи!

Если государство семью поддерживает, помогает ей восстанавливаться, без крайней нужды семью не разрушает, то в этом случае крепкая семья избавляет государство от множества несвойственных государству функций и позволяет значительно снизить затраты государства на контроль своей территории и своего населения. А значит, при бережном отношении к семье эффективность государства значительно повышается, и такое государство неизбежно будет получать конкурентные преимущества перед другими.

Если продолжать разговор об эффективности государства, то напрашивается ещё один вывод. Эффективность государства зависит от размера его территории. Небольшой территорией управлять легче. На небольшой территории легче навести порядок. Когда ты жёстко ограничен в людских и природных ресурсах, ты начинаешь бережно к ним относиться, ты начинаешь стараться использовать их с максимальным эффектом. Жесткие ограничения заставляют и учат думать;0)

Все мы знаем, как удобно пользоваться сотовой связью. Мы всё меньше пользуемся стационарными телефонами. Новых телефонных кабельных линий не тянут. Потому что дорого, неэффективно и неокупаемо. А сотовая связь, состоящая из множества небольших «сот», продолжает победоносно покрывать весь мир. Посмотрите на карту Европы. Маленькие страны-соты эффективно объединённые в одну европейскую систему. Посмотрите на Россию. Через всю её огромную территорию протянут один строго охраняемый священный золотой кабель вертикали власти. Только дозвониться по этому кабелю до власти мало кому удаётся.

И семья и государство состоят из людей.Люди приходят во власть из своих семей. Конечно же, власть людей меняет и не всегда к лучшему. Но основная беда в том, что из разрушенных семей в государственную власть приходят люди уже заранее готовые предавать интересы своего государства и своего народа ради своих сиюминутных интересов и выгодсвоего властного окружения. Государство разрушает семью, а разрушенная семья разваливает государство. Круг разрушения замыкается. И я не вижу в современной России сил, способных этот круг разрушения разорвать.

Моя родословная

Творческая работа по истории

студентки I курса дневного отделения ФНО

(профили «НО» и «Информатика»)

Зариповой Екатерины Рашитовны

Самара 2012

1. Роль семьи в жизни человека и общества. Функции семьи и виды брака.

2. Генеалогия. Генеалогическое древо.

3. Родители: где родились, учились, работают. Их интересы и увлечения.

4. Поколение бабушек и дедушек. Их жизнь и дела.

5. Братья и сёстры, другие родственники. Их жизнь и судьба.

6. Связь поколений: семейные обычаи, традиции, нравственно – ценностные ориентации.

7. Проблемы современной семьи на селе и в городе.

8. Список используемой литературы и интернет ресурсов.

Роль семьи в жизни человека и общества. Функции семьи и виды брака.

Актуальность темы о семье и браке связана с тем, что семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?

К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.

Существует сложная взаимосвязь между функционированием семьи, семейной гармонией или дисгармонией и нарушениями физического и психического здоровья её членов. Дезорганизация в семье способна стать причиной появления соматических жалоб, провоцировать обострения хронических заболеваний, отягощать их течение. Семья служит одним из основных, а иногда и единственным источником социальной поддержки. Накопилось достаточно много данных, свидетельствующих о решающем влиянии семейной поддержки на состояние здоровья и течение болезней у индивидуума. Среди стрессов, влияющих на здоровье и приводящих к физическому или психическому заболеванию, самоубийству или смерти, наибольшее значение имеют смерть одного из супругов, родителей; вступление в брак, развод и рождение неполноценного ребенка. На здоровье детей оказывает большое влияние тип семьи (полная - неполная). В неполных семьях уровень заболеваемости детей в 1,6 раза выше, чем в полных. Последние десятилетия ХХ века в зарубежных странах и в России отмечался отход от «классической» формы семьи: сокращение количества детей в семье, два работающих родителя, ранняя сексуальная активность молодежи, ранние браки, неполные семьи, однополые браки и т.д. В современных условиях семья во многих случаях перестает быть ценностью, растёт число однодетных и бездетных семей, наблюдается ослабление родственных связей и растет число различных форм девиантного семейного поведения.

Семья – группа людей, связанная браком или кровным родством, ведущая общее хозяйство, осуществляющая взаимопомощь и взаимоподдержку.

«Семья, – писал И.А. Ильин, – первичная ячейка общества, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совместным движением сердца; и подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения – родине и государству».

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а так же от уровня культурного развития общества. 1

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

____________________

1 Герасимов Г.И. Энциклопедия молодой семьи. Минск, 1994. С. 12.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. 1

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. 2

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. 3

____________________

1 Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М., 2000. С. 25

2 Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991. С. 69.

3 Елисеева Л.П. Перестройка в семье. М., 1990. С. 259.

Функции семьи:

1. Воспитательная функция: Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в деталях. Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, так же и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Еще обеспечивает преемственность поколений. Для этого всего детям нужно дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно-бытовая: Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических, материальных потребностей, так же в сохранении здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции происходит восстановление физических, психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена : Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называют привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать – это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьезные психологические потребности в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите.

4. Защитная функция: Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

5. Функция социализации : Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

6. Репродуктивная функция: Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

Виды браков:

Церковный брак – это брак, освященный какой-либо церковью. Такой брак во многих странах имеет юридическую силу, а в некоторых даже считается единственно возможной законной формой брака. Многие страны, напротив,не признают за церковным браком юридические силы. В таких странах помимо бракосочетания в церкви, для придания браку юридические силы, следует зарегистрировать его а соответствующих органах.

Гражданский брак – часто именуется сожительство людей без регистрации брака где-либо, однако такое толкование термина не является верным. На самом деле, гражданский брак - это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия в этом процессе церкви.

Фактический, или незарегистрированный брак - это как рази есть тот вид брака, который часто ошибочно именуют гражданским. Этот вид не подразумевает какой-либо регистрации отношений вообще. В юридическом виде мало где признается, даже если супруги ведут совместимое хозяйство и имеют общих детей. Не смотря на всю «шаткость» своего положения, такой брак в современном мире является весьма распространенным.

Морганистический брак - это брак между лицами, занимающими неравное социальное положение. В наше время этот термин актуален лишь в династических регламентах и законах небольшого количества стран.

Временный брак - это брак, продолжительность которого определяет соглашение, заключенное между сторонами. Эта продолжительность прописывается в брачном договоре. После истечения оговоренного срока сам брак, а также все правовые отношения между супругами завершаются.

Такой брак можно заключить в некоторых странах, признающих его юридическую силу.

Фиктивный брак – это брак, который оформляется без намерения создать семью. Заключается такой брак обычно с целью получить от государства преимущества, связанные с заключением брака. Во многих странах фиктивный брак может быть признан недействительным, если будет доказано отсутствие намерения создать семью.

Полигиния - это когда мужчина состоит в браке одновременно с несколькими женщинами. Брак, однако, заключается с каждой женщиной в отдельности. Количество жен может ограничиваться.

Полиандрия – это, напротив, состояние женщины в браке одновременно с несколькими мужчинами. Это крайне редкая форма брака, встречающаяся на Гавайских островах и у народов Тибета.

Групповой брак – сожительство нескольких мужчин с несколькими женщинами. Можно сказать, что сегодня эта форма существует в виде экспериментов у молодежи. Часто встречается название этого вида - «шведская семья», хотя сами шведы категорически против данного определения. Среди ученых есть мнение, что групповой брак существовал при матриархате в первобытном обществе и предшествовал институту парного брака, хотя это и недоказуемо.

Однополый брак – сожительство гомосексуальной пары. В большинстве стран такой вид брака юридически не признается. Однополые пары в наше время могут заключать брак во многих западных странах, а также в некоторых странах Северной и Южной Америки. Однополый брак признан также и некоторым церквям. Заключение однополого брака порождает юридические последствия, аналогичные браку между партнерами разного пола, за исключением того, что гомосексуальные пары, в силу очевидных причин, не могу иметь биологических детей.


1 | | | | |

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с понятиями “государство” и “семья” в юридическом и социальном смысле. Показать как связаны эти два понятия, что их объединяет, используя местный материал.
  • Дать представление о том, почему 2008год Указом Президента объявлен годом Семьи, показывая семейную политику государства на примере Московской области, выделяя примеры идеальных семей.
  • Сформировать умение анализировать статистические данные и результаты социологического опроса с целью выявления основных тенденций в невозможности полной независимости семьи от государства в современном обществе;
  • Продолжить формирование умений выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблеме, аргументировать собственную позицию, анализировать полярные позиции по проблеме урока.
  • Через проектную деятельность совершенствовать коммуникативные умения в процессе групповой работы и публичного выступления на уроке.

Основные понятия:

  • государство, семья;
  • семья как малая группа;
  • семья как социальный институт;
  • социальная политика;
  • идеальная семья;

Учебное оборудование:

  1. Плакаты со словами:
  • “Семья и право – это гарант спокойствия общества, развития государства”. Социолог М.А. Иванов.
  • “Семья – это кристалл общества”. Фр. писатель В.Гюго.
  • “Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. Сов. Педагог А.С.Макаренко.
  1. Мультимедийный проектор с экраном.
  2. Телевизор с видиомагнитофоном.
  3. Дидактические материалы.

Методы и формы организации урока:

  • Презентация проекта “Государство и семья. Возможна ли независимость семьи от государства”
  • Беседы по проблемам связи понятий государство и семья; возможности создания идеальной семьи.

Ход урока

Вступительное слово учителя: На прошлом уроке мы познакомились с основными вопросами государственного и семейного права. Сегодня познакомимся с темой “Государство и семья”, проследим, возможна ли полная независимость семьи от государства. Вы получили опережающее по теме задание: Самостоятельно в группах исследовать эти основные понятия, используя рекомендуемую литературу, информационные материалы Интернета, навыки компьютерных пользователей. Каждая группа (правоведы, социологи, журналисты) представят результаты своей работы.

Учитель задаёт вопрос: Что такое государство в юридическом смысле?

Слово правоведам: Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом подавления и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государство – это основной институт политической системы общества, организующей, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций. Это главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. Поэтому, понятия “власть”, “государство”, “политика” взаимосвязаны и взаимозависимы.

Что является сущностью государства?

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Так как государство это продукт общества, и его организационная форма, и сложный социальный организм, то для общества жизненно необходимым является то, чтобы власть была сильной и стабильной, чтобы могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для развития гражданских институтов и всего общества.

Народ ждёт от власти организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укрепления правопорядка; народу важно знать и кто осуществляет власть? Чьи интересы защищает власть?

Конкретный человек нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, надёжной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.

Правоведы говорят о главной закономерности эволюции государства.

Делают вывод: Государство- это уникальное, сложное, многогранное “изобретение” человечества. По мере своего развития продолжает усложняться и одновременно приближаться к конкретному человеку.

Учитель говорит: Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая обеспечивает “прочность” и в то же время “гибкость” этой системы. Сочетать противоречивость человеческой индивидуальности и общественных интересов позволяет семья. Только внутри нормальной, полноценной семьи и с её помощью человек входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином.

Учитель спрашивает: Что такое семья в юридическом смысле?

Правоведы – это группа людей, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Семья как юридическая единица имеет определённый социальный и правовой статус.

Учитель: Обобщающее представление о семье даёт социологическая наука, которая рассматривает её и как социальный институт и как малую группу. Слово социологам.

Социологи – это сложное социальное образование. Они характеризуют семью как социальный институт, т.е. объединение, с совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения во взаимоотношениях между супругами, родителями, детьми, другими родственниками, говорят, что это один из древних институтов, показывая те изменения, которые происходили в нём с течением времени и отмечая, что с течением времени не изменилась сама социальная необходимость семьи, на всех этапах общественного развития она нужна была для самосохранения общества.

Социологи говорят о специфических и неспецифических функциях семьи в современном обществе, используют схему №1 (см. приложение). Далее социологи характеризуют семью как малую группу. Как типичная малая группа семья может быть построена на различных отношениях между супругами, родителями, детьми. Это показывает схема №2 (см. приложение).

Учитель: Семья - это объединение людей, связанных друг с другом узами любви и добра, родства. Они обязаны поддерживать друг друга. Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить.

Социологи провели опрос и попросили ответить учащихся 11-х классов лицея на вопрос: Что для вас семья? Результаты в таблице (см. приложение).

Социологи анализируют данные таблицы и делают вывод: В каждом семейном доме есть своя определённая культура интимно-родственных отношений, есть потребность в друзьях, дарованных природой, т.е. родственниках. Поэтому семья это всё, где мы живём, движемся, меняемся во времени и пространстве.

Учитель задаёт вопрос: Как связаны эти два понятия государство и семья? (что их объединяет?)

Учащиеся класса отмечают в своих высказываниях:

  • это институты общества; государство- политический институт, семья - социальный институт;
  • и государство и семья созданы человеческим обществом;
  • семья-это тоже государство, но маленькое со своими законами, нормами, обычаями, традициями, функциями.
  • государство создало право, правовую систему с помощью которой управляет обществом;
  • семья создаётся и живёт по законам государства;

Выслушав учащихся, показывает слайд (см. приложение) с данными социологического опроса учащихся 11-х классов, ответивших на этот вопрос, анализирует данные.

Затем учитель читает высказывание советского педагога А.С. Макаренко: “Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом имеющим государственное значение”.

Спрашивает учащихся: Согласны вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Показывает слайд - схему (см. приложение).

Социологи доказывают, что семья - это основной институт гражданского общества, делают вывод, что все институты оказывают поддержку семье, как универсальной высшей ценности.

Правоведы доказывают, как государство осуществляет правовое регулирование семейно-брачных отношений, используют источники: Конституцию РФ (1993г.) , Семейный кодексРФ91996г.), Указы Президента, Постановления правительства, делая вывод, что государство устанавливает нормы семейного права, которые регулируют брачно-семейные отношения. Главная цель семейного права - сохранение и укрепление семьи. Называют и кратко характеризуют специальные государственные органы, через которые государство осуществляет часть своей семейной политики: ЗАГС; отделы соц. защиты, суды, службы судебных приставов.

Журналисты дают характеристику средствам массовой информации, показывая, как они освещают вопросы семейного круга. Они рассказывают об эволюционных изменениях происходящих с семьёй в современном обществе.

Отмечают:

  • в настоящее время в России примерно 40млн. семей, 80% из них состоят из супругов с детьми;
  • из 3х семей в 2х материальными средствами распоряжается жена;
  • изменилось положение женщины в обществе: увеличились её общественная занятость,
  • образовательный уровень;
  • развивается семья партнёрского типа, где женщина и личность, и мать, и жена;
  • сегодня идёт разделение институтов брака и семьи; уменьшается число лиц, вступающих в законный брак, растёт число гражданских браков;
  • сегодня профессиональные интересы родителей важнее семейных;
  • увеличивается количество разводов, повторных браков, неполных семей;
  • смертность превышает рождаемость;

Учащиеся приводят данные ЗАГСа г. о. Рошаль за 2007г. (см. приложение). Делают вывод, что государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи.

Учащиеся смотрят видеозапись, сделанную журналистами, о том, как семейная политика осуществляется в нашем городском округе Рошаль. Как осуществляется связь государства и семьи. (Видиозапись можно взять у атора).

  • руководитель органа ЗАГС - М.А.Прошина;
  • ведущий специалист отдела соц. защиты населения - М.А.Одрова;
  • старший судебный пристав - И.Г.Колесова.

Журналисты делают вывод, что положение семьи служит барометром состояния общества.

Учитель говорит, что 2008г. Указом Президента объявлен годом Семьи, поэтому государство кровно заинтересовано в укреплении и развитии семьи, не только через национальные проекты, но и показывая обществу примеры идеальных семей.

Учитель задаёт вопрос учащимся: Как вы представляете себе идеальную семью? После ответов учащихся приводит данные опроса учащихся 11-х классов по этому вопросу (см. приложение).

Учитель, обобщая выступления учащихся, предлагает вспомнить принципы и традиции семейных отношений, которые существуют и в нормах морали и в законах, на которых строится гармоничная и стабильная семья:

  • общность супружеских отношений;
  • справедливое распределение семейных обязанностей;
  • дружеское расположение, взаимная забота членов семьи;
  • любовь между супругами, родителями и детьми;
  • понимание и поощрение индивидуальных устремлений членов семьи;

Абсолютно правы в своих высказываниях: Фр. писатель В.Гюго “ Семья- это кристалл общества” и Социолог М.А. Иванов: “Семья и право- это гарант спокойствия общества, развития государства”.

Литература

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Семейный кодекс РФ.Последняя редакция.- М.: Юрайт-Издат, 2006. – 77с.- (Правовая библиотека).
  3. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы.- М.: Зерцало, ТЕИС, 1999.
  5. Обществознание: учеб. для учащихся 11кл. общеобразовательных учреждений:профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение, 2007.
  6. Обществознание /Учеб. Пособие для школьников и абитуриентов/ В.И.Анишина, С.А.Засорин, О.И.Крыжкова, А.Ф.Щеглов.- М.: Материк-Альфа,2006г.
  7. Никитин А.Ф. Обществознание, справочное пособие,/Полный курс подготовки к экзаменам, зачётам, тестам/.-М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005г.
  8. Афанасьева Т.М. Семья: Проб. Учеб. Пособие для учащихся сред. Учеб. Заведений –М.: Просвещение, 1996г.
  9. Материалы центральных и местных средств массовой информации за 2007-2008гг.