Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Семья — ячейка общества. Только авторы этой присказки забыли сказать, что не всякая, а только моногамная семья является таковой. Почему? Узнаете из этой статьи. Вообще важно понять, что семья — не только группа, но и . Но если мы говорим о разновидностях семей, то понятно, что мы имеем в виду социальную группу.

Моногамия как продукт исторического развития

Изначально (25 000 лет назад), когда был Ледниковый период и превалировало присваивающее хозяйство, господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Результатом таких отношений был неконтролируемый рост численности населения, потому как при охоте и рыбной ловле прокормить араву детей практически невозможно. Кроме того, промискуитет порождал конфликты в общине людей. Представьте себе, что мужчины и женщины постоянно спорят о том, чей кто муж или жена. На этом фоне все новомодные сериалы — просто невинные художественные произведения.

Такая реальность заставила людей искать выход в упорядочивании отношений. В результате и возникает моногамная семья — семья, состоящая из одного мужчины, исполняющего социальную роль мужа и одной женщины — жены.

Надо сказать, что такие запреты — табу полностью противоречили природе человека. Поскольку люди произошли от обезьян, а все обезьяны полигамны — то есть хаотично спариваются друг с другом. Таким образом, современные люди, усвоившие моногамию, как , находятся как бы меж двух огней. Биологическая природа — говорит — иди и спаривайся, с кем хочешь. А социальная природа — запрещает это и апеллирует к соответствующей моральной норме.

В результате степень соответствия поведения морали — нравственность — у всех разная. Кто-то остается верным мужем или женой до конца жизни (однолюбы), а кто-то постоянно «гуляет», постепенно (или сразу) разрушая свою семью.

Собственно именно из-за такого противоречия между биологическим и социальным моногамная семья и не представляет прочного союза. Кроме того, развращает общественную мораль и демократические ценности: жизнь одна — делай что хочешь, главное не нарушай закон. Разумеется моногамная семья - не является социальной нормой для всего мира. Например, по законам шариата (в Исламе) у мужчины может быть несколько жен — сколько сможет прокормить. Таким образом полигамия существует в форме полигинии — множенства.

Следует также понимать, что моногамная семья может быть как , так и .

Моногамия и Христианство

Мне видится, что в Западно-европейской цивилизации моногамия распространена преимущественно из-за Христианства. Ведь, согласно учению Христа, всякий кто хоть даже подумает о другой женщине — уже в сердце своем согрешил. Грех прелюбодеяния является смертным грехом, то есть таким, которое, согласно этой догматам этой религии, оскверняет душу.

А в силу того, что с детства мы усваиваем преимущественно именно христианские нормы и ценности — и возникают «духовные мучения», которые кстати, видны в современной массовой культуре. Вот к примеру клип знаменитой американской певицы, которая типа с тем и с другим, и вот теперь не знаешь, как ей быть, потому что она такая непрощенная, вероломная.

Ну и понятно, художественная кинотрилогия Голодные игры — туже же. Героиня разрывается между двумя мальчиками и не знает что делать. Кстати, такой же замес представлен в «Саге Новолуние». Скажите мне после всего этого, что это не тренд:)))

С уважением, Андрей Пучков

Моногамная семья - это тот вид семьи, который мы на сегодняшний момент привыкли считать классическим - муж, жена и дети. Семья и брачные отношения в современном их виде сегодня кажутся нам довольно заурядным, привычным явлением. Это определенная сложившаяся система, которую мы воспринимаем, как нечто само собой разумеющееся. Однако брак в процессе своего исторического становления претерпел значительные изменения, о которых теперь мало кто задумывается. История возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

В первобытном обществе брака как такового не было, вместо него существовал так называемый промискуитет, который характеризовался неупорядоченными половыми отношениями, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Постепенно с развитием человеческого общества и становлением родов беспорядочные половые связи сменяются избирательностью полового влечения. Сексуальные отношения определенным образом упорядочиваются. Вместо коллективного брака приходит групповой.

С появлением группового брака в заточном виде возникают собственно права и обязанности, связанные с понятием брака вообще. Прежде всего, это обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Сам групповой брак представляет собой союз двух родов, в рамках которого существуют половые отношения между мужской и женской группами, входящими в данный союз. Условно говоря, каждый мужчина, принадлежавший к данной группе, считает себя мужем всех женщин той же группы. Группы женщин и мужчин живут рядом, ведут совместное хозяйство. Дети, рождающиеся в рамках такого родового союза, в малолетнем возрасте воспитываются в женской группе, а, повзрослев, переходят в мужскую. Наследственное право считается по матери, так как материнство всегда было достоверно известно, а отцовство – нет, отцом мог быть любой из членов мужской группы.

Следующим этапом развития брачных отношений явился моногамный или парный брак. Однако путь, который прошла моногамная семья к тому типу семьи, который мы можем наблюдать сегодня, был довольно долгим и сложным, и отношения между полами претерпевали существенные изменения. Возникновение моногамной семьи было связано с формированием частной собственности и активным развитием торговли. В рамках данного процесса на первый план выдвигается мужчина, поскольку в его руках концентрируется основной экономический ресурс. В связи с этим моногамный брак сильно расширяет возможности и права мужчины, складывается тот тип общества, который принято называть «патриархальным». Мужчина занимает доминирующее положение и, так как он является владельцем всех материальных благ, наследственное право переходит от линии матери к отцу. Встает вопрос о верности браке, поскольку мужчине необходимо закрепить за собой своих детей, чтобы передать им свое имя и имущество. В отличие от группового брака, где отец был неизвестен, здесь мужчина должен был быть уверен в своем отцовстве, и женская верность не только подразумевалась на обыденном уровне, но и прописывалась в законодательстве. К примеру, в кодексе законов Хаммурапи (Вавилон, ок. 1759 до н.э.) оговаривается суровое наказание за измену жены, в то время как мужу разрешается брать наложниц. Патриархальная система ценностей зачастую подразумевала принудительный брак, когда замуж не выходили, а замуж выдавали независимо от предпочтений и чувств женщины.

Начало моногамной семьи современного типа и складывание привычного для нас образа семьи можно отсчитывать со времен Французской революции 1793 г. – исторического события, которое явилось важнейшим этапом для развития многих сфер человеческой жизни, в том числе и для семейных взаимоотношений. Именно во Франции конца XVIII века было на законодательном уровне провозглашено равенство мужчин и женщин, установлен брак по взаимному согласию, оговорен порядок разводов и отменено различие детей на законных и незаконных.

Современная семья в нашей сегодняшней реальности также не является застывшей формой. В течение второй половины XIX века и весь ХХ век ее развитие определяла все более набирающая силу городская культура, которая сформировала маленькую семью, состоящую из мужа, жены и детей, в отличие от больших деревенских семей, в рамках которых существовали вместе несколько поколений родственников. Урбанистические тенденции определили увеличение возраста вступления в брак и уменьшение количества детей в семье.

Если взять последние несколько десятилетий, то тут можно отметить все более возрастающую индивидуализацию всех членов семьи, окончательное освобождение семьи от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений, формирование новых способов решения семейных проблем. В любом случае, поскольку любые формы человеческих взаимоотношений не стоят на месте, а неизбежно исторически развиваются, мы на протяжении нашей жизни, возможно, увидим и дальнейшую эволюцию отношений в браке, возникновение новых семейных ценностей и взглядов на семью, как на определенный общественный феномен.

Дополнительная информация

  • seotitle: Моногамная семья - это... - Все о семье

Прочитано 4513 раз Последнее изменение Суббота, 17 Сентябрь 2016 12:31

Общество меняется, новые ценности заменяют прежние. А люди забывают о том, насколько это важно - иметь в лице партнера верного мужа, друга и любовника. Моногамия - понятие историческое, и поэтому претерпевающее некоторые изменения с течением времени. Какая она на самом деле и стоит ли ее добиваться, мы обсудим в этой статье.

Моногамный - это…

Задумывались ли вы над этим словом, когда вступали в законный брак? Какую смысловую нагрузку оно в себе несет? Моногамный - это тот партнер, заполучить которого каждая женщина подсознательно надеется, вступая в относительно серьезные отношения. Но вот на практике, увы, не всегда случается так, как хочется.

Собственно, на данный момент для представителей большинства наций моногамия является официально выраженной формой официального брака, в которой каждый из партнеров вступает в зарегистрированные отношения с другим представителем в единственном числе. Но, несмотря на существующие моральные нормы, мужчинам часто все-таки удается завести отношения на стороне. Таковы реалии современного общества.

Исторические предпосылки моногамии

Всем нам известно еще из учебников истории, что брачный союз несколько тысяч лет назад был несколько иным, нежели мы привыкли себе его представлять в современном социуме. Что-то похожее на нынешние семейные отношения начало зарождаться со времен развития, как ни странно, торгового общества.

С ростом уровня научно-технического прогресса беспорядочных половых контактов становилось все меньше, человечество начало объединяться в классовые группы, к которым принадлежали как мужчины, так и женщины. Еще спустя некоторое время были внесены запреты на вступление в брачные отношения между кровными родственниками по первой линии - родителями и детьми, братьями и сестрами. При этом один мужчина мог иметь лишь одну жену, а одна женщина - одного мужа.

Отсюда можно сделать вывод, что в историческом понимании союз, который носит название "моногамный", - это род отношений между двумя разнополыми людьми, впоследствии ставший называться браком. Так это понятие дошло и до нашего времени и активно используется и сегодня.

Моногамия сегодня

Нельзя не отметить того факта, что браки были крепче ранее, поскольку женщина напрямую зависела от мужчины, хотя и могла разорвать семейные узы по собственной инициативе.

Какой союз в современном понимании моногамный? Это слегка видоизмененный тип партнерских отношений между двумя людьми, поскольку сейчас более прочным связям мешает слишком развитое экономическое и социально-культурное общество. Поэтому молодым людям нашего времени даже официальные узы брака не мешают менять постоянных партнеров.

Все это происходит по нескольким причинам. Так, например, участились ситуации ранних союзов, при которых за весь период знакомства партнеры еще не успевают узнать друг друга настолько, чтобы определить степень совместимости для дальнейшей жизни. Помимо этого в поисках беспечного счастья молодые люди забывают о том, что любые трудности, возникающие во взаимоотношениях, можно решать, а не убегать от них в надежде встретить нового, более удобного и состоятельного партнера.

Отсюда напрашивается вывод, что моногамия сегодня - явление хоть и официально признанное, но довольно редкое, поскольку ценности человеческие изменились и никто больше не боится потерять свою вторую половинку.

Моногамная семья: плюсы и минусы

Мы не задаемся целью пропагандировать пожизненную связь с одним человеком, поэтому постараемся рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны этого явления общества. Моногамные отношения - это хорошо, потому что:

  • с каждым годом уровень гармонии между двумя людьми лишь возрастает;
  • вы становитесь со своим партнером одним целым;
  • вы не чувствуете никакой конкуренции со стороны представителей своего пола;
  • подобная форма отношений принята в нашем обществе и не вызывает осуждений.

Но не стоит обольщаться. Моногамные отношения - это также ряд сомнений, которые заключаются в следующем:

  • вы понимаете, что с этого момента и до конца жизни вы принадлежите лишь одному партнеру, который, само собой, имеет свои недостатки и пороки;
  • вы в какой-то мере ограничены в своей дальнейшей личной жизни;
  • ваш брак рискует быть разрушенным по причине каждодневного однообразия;
  • вы расслабляетесь и не держите союз в тонусе, поскольку не чувствуете никакой конкуренции.

Как видите, каждый может выбрать для себя то, что ему ближе. Так уж сложилось психологически, что для некоторых просто неприемлемо принадлежать одному партнеру, и большую часть данной категории общества составляют мужчины.

Моногамный муж - какой он?

Большинство представительниц прекрасного пола безапелляционно убеждены в том, что моногамный мужчина - это всего лишь мечта, а в действительности они все полигамны без исключения.

Так уж вышло, что мы по своим генетическим особенностям во многом схожи с приматами и прочими животными, а, как известно, некоторые представители фауны после первого спаривания с самкой просто биологически не воспринимают какую-либо другую партнершу. Так и с людьми: многим мужчинам просто не нужно что-то еще на стороне.

Но не стоит заблуждаться и думать о том, что полигамный муж перестанет интересоваться другими женщинами. Его генетические особенности не будут мешать любить свою супругу, однако он всегда будет иметь увлечения на стороне.

Как построить моногамную семью?

Моногамный брак - это высоконравственная ячейка общества, которую можно создать вместе, имея представление о некоторых ценностях. Наверное, главное правило крепких отношений, в которых ключевыми персонажами выступают лишь двое, заключается во взаимных уступках и жертвенности. Вы должны уметь расставлять приоритеты, иногда даже отказываться от встреч с друзьями и родственниками, дабы показать своей второй половине, насколько она вам дорога.

Моногамная семья - это плод длительной и кропотливой работы над отношениями, в которой должны участвовать двое, и вы увидите, что со временем ваши привычки становятся схожими, вы начинаете друг друга во многом дополнять. Именно на этом этапе и зарождаются гармоничные отношения. Любите друг друга и будьте счастливы!

Моногамная семья.

Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периоде варварства. Морган восстанавливает моногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой мною работы склонен утверждать, что переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.

Так от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировали социальные нормы, предписывающие правила выбора и количества супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак - это официально оформленные супружеские отношения; это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С. 64-65..

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С. 88-89.:

1) вступление в брак - образование семьи;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандартами поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.