Создание коллективной композиции. Коллективная работа

Из опыта работы воспитателя детского сада

Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.
Участники: дети дошкольного возраста.

Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.

Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;

Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.

Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.

Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.

Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.

А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.

Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.

На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.

Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.

А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.

Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.

А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.




Ольга Демина
Коллективное творчество дошкольников

ВСЕ в тысячу раз интересней

Когда мы все делаем вместе…

Развитие у детей - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мир, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе .

Как организовать коллективную деятельность детей ? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» .

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива .

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей . В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ . Созданную коллективную работу , мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга : «Мы не волшебники, мы только учимся»

На занятиях использую разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создания своего образа.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу . И это вызывает у всех море радости и восторга.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример : «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы

Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей . У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

В средней группе на занятиях аппликацией уже практикуется коллективная работа. Такая совместная деятельность приносит малышам особую радость: поднимает самооценку, развивает дружеские взаимоотношения. Интересная тема для творчества – «Волшебный сад», которая позволяет ребятам почувствовать себя волшебниками, создающими необычные образы, видящими чудесное в привычных вещах.

Особенности проведения занятия аппликацией в средней группе

У малышей средней группы очень быстро пополняется познавательный опыт, в процессе игровой деятельности обогащаются образные представления. Это закономерно приводит к развитию изобразительных умений. В возрасте четырёх-пяти лет ребята уже умеют правильно держать в руках ножницы и разрезать бумажную деталь по прямой линии. Дети способны вырезать круглые и овальные формы - соответственно, из квадрата и прямоугольника.

В данном возрастном звене совершенствуются навыки аккуратного наклеивания и составления красивой композиции - дети учатся гармонично располагать изображение на основе, складывать элементарные узоры из геометрических фигур и растительных элементов.

Задача воспитателя в средней группе - уточнять представления о форме предметов (в данном случае, деревьев, цветов). При этом используются такие приёмы, как движение руки по контуру, включение в занятие специальных дидактических игр (например, составь цветок из деталей - лепестки, стебель, листья), наблюдение за объектами окружающей среды, рассматривание картинок и иллюстраций. Педагог показывает детям различные варианты составления из деталей одного и того же предмета.

Дошкольники учатся составлять цветы различной формы из разных геометрических фигур

Кроме того, задача педагога - развивать у воспитанников чувство цвета, подбирать контрастные оттенки, которые красиво будут смотреться рядом друг с другом.

Одновременно в средней группе малыши учатся воспринимать слово воспитателя: опираясь на опыт детей, из знания и навыки, он иногда может объяснить задание, не используя при этом наглядные действия. Например, при создании образа волшебного сада внимание ребят обращается на необычную форму и цвет деталей, из которых можно составить деревья и цветы, при этом педагог не демонстрирует детям отдельные элементы.

Малышей всегда вдохновляет коллективная деятельность, причём совместная аппликация даётся им проще, чем рисование. Ребята нравится создавать общую картину, в ходе работы они советуются друг с другом, помогают товарищам.

В процессе детского творчества воспитатель даёт детям советы: какие элементы выбрать, как лучше расположить детали, однако воздерживается от прямых указаний.

Педагог должен помнить об индивидуальном подходе: стимулировать активность и самостоятельность детей. Поскольку работа с ножницами в возрасте четырёх-пяти лет ещё достаточно сложна, то малышам, которые испытываю затруднения, стоит дополнительно показать на отдельном листе бумаги ключевые приёмы вырезания.

Перед тем, как приступить к созданию композиции «Волшебный сад», воспитатель предлагает каждому ребёнку подумать, какой предмет он хочет вырезать и приклеить на общий фон. Тем ребятам, которые затрудняются с выбором, стоит подать идею для творчества.

В средней группе достаточное внимание уделяется анализу полученной работы. Ребятам предлагается полюбоваться созданной картиной, побеседовать о ней, украсить ею групповую комнату. Педагог выделяет особо выразительные детали, отмечает их интересную форму или цветовое решение. При этом не стоит акцентировать детское внимание на неудачных элементах.

Подготовка к занятию, изготовление деталей

В средней группе основную работу по подготовке деталей для аппликативного занятия осуществляет педагог. Он должен позаботиться об основе большого размера (например, лист ватмана) окрашенной в подходящий фон. Воспитатель может предложить ребятам готовые формы и силуэты деревьев, а они, в свою очередь украсят их различными элементами, которые уже вырежут самостоятельно.

Воспитатель предлагает малышам готовые силуэты деревьев, а они уже украшают их подходящими элементами

Если тема занятия звучит, как «Чудесное дерево», то малышам предлагается заранее нарисованный или наклеенный ствол необычного цвета, с узорами (малыши их могут наклеить и в процессе работы), который нужно дополнить необходимыми деталями: листьями, плодами, птицами, насекомыми и пр.

На заранее подготовленный ствол ребята могут наклеивать необычные листья, плоды, насекомых, птиц и пр

Для создания листьев, плодов и пр. воспитатель предлагает дошкольникам бумажные квадратики, прямоугольники, треугольники. При этом материал на столе для коллективного творчества должен располагаться равномерно: каждый ребёнок должен иметь к нему свободный доступ (поставить несколько подносов с деталями).

Дошкольники работают в подгруппах: материал должен быть доступен каждому ребёнку

Можно предложить ребята готовые силуэты деталей для украшения, например, оригинальные резные листья. В этом случае нужно сделать акцент на красивом расположении элементов и гармоничном сочетании цветов.

Основу образа сказочного сада могут составить красивые листья причудливой формы

Какие виды аппликации уместно использовать для создания композиции «Волшебный сад»

Создавая образ волшебного сада, воспитанникам можно предлагать различные аппликативные техники. Помимо традиционной плоской аппликации можно включать в композицию объёмные элементы, которые всегда выглядят оригинально. Это могут быть не до конца приклеенные листья, крылья бабочек, травка в виде полоски бумаги с надрезами, которые остаются неприклеенными, отгибание некоторых частей плоских деталей.

Аппликация с объёмными элементами

Эффект объёма даёт и мозаичная аппликация, например, из комочков разноцветных салфеток. Для развития мелкой моторики прекрасно подойдет обрывная техника, а также насыпная аппликация (с использованием крупы или крупной соли).

Аппликация с использованием насыпной и обрывной техники

Малыши с удовольствием составят аппликацию-коллаж - будут наклеивать на основу вырезанные изображения из журналов, открыток. Для этой цели, кстати, могут пригодиться и красочные магазинные каталоги.

Наиболее подходящий материал для работы, в том числе для основы

Такая необычная тема занятия, как «Волшебный сад» предполагает использование самых разных материалов - как привычных, так и нестандартных. Так, помимо традиционных оттенков бумаги ребятам стоит предложить золотые и серебряные цвета, бархатную бумагу.

Кроме того, чтобы работа стала для малышей более интересной и захватывающей, можно предоставить им тканевые детали, природный и бросовый материал. Это могут быть атласные ленточки, листья деревьев, семена, пух, блестящие фантики от конфет, обёртки от шоколада, вырезанные элементы из пачек от сока и молока и пр. Интересный объёмный эффект даёт использование поролона или ваты.

Фотогалерея: материалы для аппликации «Волшебный сад»

Аппликация с использованием бросового материала (обёртки от шоколада, упаковки от сока и пр.) Аппликация из ткани Аппликация из поролона Аппликация с использованием природного материала

Дополнить аппликацию, сделать её более оригинальной помогут элементы рисования и лепки.

Аппликация с элементами рисования

Конкретные варианты коллективной композиции «Волшебный сад» в средней группе

Коллективная аппликация «Волшебный сад» предлагается воспитанникам средней группы в конце учебного года (май). К этому времени у ребят уже есть навыки подобной работы - в первом полугодии (ноябрь) они создавали совместную композицию «Корзина грибов».

На занятии дошкольникам предоставляется свобода творчества, они самостоятельно определяют содержание изображения: включают в картину диковинные деревья, цветы, это даже могут быть необычные животные, птицы и насекомые (по желанию детей). Главная цель такого занятия - не только закрепление изобразительных навыков, но, прежде всего, развитие воображения и образного восприятия.

Можно сделать тему занятия более конкретной и предложить ребятам создать чудесный яблоневый сад, где будут расти яблони с необычными плодами. Воспитатель заранее готовит основу с нарисованными стволами и кронами деревьев, а каждый ребёнок вырезает яблочко понравившегося ему цвета, размера (они могут быть, например, голубыми или серебристыми) и наклеивает на любое место.

Тему можно обозначить также как чудесное дерево: в этом случае малыши украшают диковинными плодами и листьями одну большую заготовку (ствол и крона).

В возрасте четырёх-пяти лет малыши ещё не отделяют игру от непосредственно образовательной деятельности, поэтому, чтобы максимально заинтересовать их творческим занятием, воспитатель должен продумывать увлекательное начало занятия. Например, в группу может прийти письмо от доброго волшебника. У него есть чудесный сад с необычными деревьями, на которых распускаются сказочной красоты цветы и растут вкусные плоды. Но из-за проделок злой колдуньи цветочки в этом году не распустились. Малыши должны помочь - украсить деревья своими диковинными цветами.

Другой вариант - из сказочной страны в гости к ребятам приходит девочка Маша (демонстрируется кукла). Она рассказывает интересную историю. Однажды она отправилась погулять в чудесный лес, чтобы полюбоваться его красотой: все деревья там были яркие, нарядные. И вот она шла и повстречала одно грустное деревцо: оно переживало, что у него нет красивых цветочков и плодов. Маше стало очень жалко дерево, но как помочь ему, она не знает - одной ей не справиться.

Рассказывая дошкольникам подобные истории, нужно обязательно предоставить им иллюстрации к ним - картинки с изображением волшебной природы. Это могут быть сады и полянки, где растут яблони с плодами огромных размеров, деревья с нежно-сиреневой листвой, растения причудливой формы, между которыми гуляют сказочные персонажи (феи, единороги, антропоморфные насекомые и пр.).

Фотогалерея: картинки с изображением волшебных картин природы

Дерево с огромными корнями и чудесными плодами Яблоня с огромными аппетитными яблочками Между нежного цвета деревьями расположились феи и единороги Разноцветные деревья, среди которых отдыхают милые жучки и птички

Малыши всегда любят перевоплощаться в представителей какой-либо профессии, сказочных героев. Поэтому с энтузиазмом воспримут предложение воспитателя на время стать волшебниками и сотворить образ волшебного сада, который они по своему желанию могут заселить необычными деревьями, цветами, птичками, жуками, бабочками.

Накануне занятия хорошо предложить ребятам пособирать пазлы на тему «Сад».

Перед творческим занятием хорошо предложить дошкольникам пазлы на соответствующую тематику

Начать занятие изобразительным творчеством можно с коротенькой сказки или эпизода из подходящего произведения (ведь, слишком длинный рассказ утомит детей). Например, в сказочной истории «Волшебный сад» Елены Жеряковой девочка Лиля видит сон, в котором она направляется в чудесный замок и там встречает свою кошку. Оказывается, животное умеет разговаривать и предлагает своей хозяйке прогуляться по саду. Лиля видит красивые цветы: некоторые её мама выращивала на даче, а другие она никогда раньше не видела. В саду был чудесный запах, а в небе сияла яркая радуга. Настроение девочки стало просто прекрасным. Кошка рассказывала ей про названия цветов и разные интересные факты из жизни растений (недаром, летом её брали с собой на дачу). А ещё она поведала Лиле, что этот сад волшебный: если посмотришь на цветочки и вдохнёшь их чудесный аромат, то всё плохое забудется.

Для занятия подойдёт и следующая сказка с одноимённым названием, которую придумала школьница Ефимова Маргарита. У одной семьи был большой сад, где росли разные плодовые деревья: яблони и груши, сливы и абрикосы. И однажды туда прилетели красивые птицы. Сын же схватил палку и стал отгонять их. Отец отругал мальчика. А на следующий день сад загрустил, а все плоды стали горькими. Оказывается, птицы были волшебными, и пели деревьям волшебные песни, а вот теперь они обиделись и больше не прилетают. Мама сказала сыну, что он должен пойти в лес, найти птичек и извиниться перед ними. Мальчик так и сделал, и тогда сад снова оживился и плоды стали вкусными.

Заслуживает внимание и история Елены Пищулиной-Волковой «Сказка о любви. Волшебный сад» (предназначенная для детей и взрослых). Здесь идёт речь про чудесный добрый сад, который беседовал с солнышком.

«Солнечный свет брал за руки Радость и Тепло (хотя немного тепла всегда оставалось, чтобы согревать беседу) и тихо, и спокойно шёл по Саду. Тепло же догоняло их чуть позже, уже согрев общение Сада и Солнышка, оно спешило за Радостью и Солнечным светом.
Ах, Боже ты мой! Как прекрасно было в этом Саду - в нём все любили друг друга: и деревья, и цветы, и весёлые пчёлы и легкокрылые бабочки, и беззаботные стрекозы, и жучки, и паучки - ведь Солнечный свет был рядом, а Тепло входило в Душу Сада и согревало её, а Радость, которую несли гости, наполняла сердца всех его обитателей».

После прочтения подобных произведений можно предложить ребятам создать образы антропоморфных деревьев, населяющих необычный сад: приклеить им, помимо прочих деталей, глазки и улыбку (детали предоставляет воспитатель).

Для передачи образности, выразительности в занятие хорошо включать художественное слово (загадки, стихи, поговорки).

Птички, пчелки, цветочки, деревья,
Все живут в нашем дивном саду,
Этот сад мы придумали сами
В нашем маленьком детском саду.
Мы трудились все вместе и вот,
Этот сад на бумаге цветет
Очень яркий, красивый,чудной
Сделан нашей умелой рукой.

Малыши очень любят подвижные игры и динамичные физкульминутки. Их обязательно нужно использовать на занятии, подобрав соответствующую тематику.

Физкультминутка «Деревья»

Пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…»

Физкультминутка «Мы - цветы»

Подвижная игра «Живая клумба». Дети разделяются на три команды: Золотые шары, Ромашки, Ноготки и Бархатцы. В центре клумбы растут золотые шары - они самые высокие. Ребята поднимают руки вверх и кружатся вокруг себя. Второй круг - это ноготки, они образуют хоровод вокруг золотых шаров. А третий круг - малыши-бархатцы: они приседают на корточки, потому что эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветочки оживают и шевелятся: золотые шары - кружатся, ноготки движутся по кругу в одну сторону, а бархатцы - в другую.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Селищева Т.
(коллективная аппликация)
Образовательные задачи : учить создавать коллективную картину, самостоятельно выбирая содержание своего изображения (дерево, цветок), закреплять умение резать ножницами по прямой линии, закруглять углы квадрата и прямоугольника.
Развивающие задачи : развивать образное представление, воображение, композиционные умения, цветовосприятие, продолжать отрабатывать умение аккуратно наклеивать детали к основе.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру природы, искусству.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: прямоугольники коричневого цвета (для ствола), зелёные и желтые квадраты разных размеров (крона и плоды), клей, кисточки для клея, ножницы, клеёнки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в волшебном саду, где растут сказочные яблони с золотыми яблочками, а рядом с ними летают чудесные птицы.
Педагог вспоминает с детьми строение дерева (ствол, крона, листья, плоды), цвет каждой части. Демонстрируются приёмы вырезания треугольника из прямоугольника для получения кроны (прямоугольник сложить пополам и срезать от середины к краям уголочки). Украшается деталь зубчиками.
Яблоки вырезаются из квадрата путём закругления углов.
Проводится пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…».
Перед самостоятельной работой детей педагог напоминает, как нужно правильно держать в руках ножницы.
Продуктивная деятельность дошкольников.
Рассматривание готовой композиции: анализируется, что общего в деревьях, каким способом вырезались те или иные детали. Воспитатель предлагает ребятам придумать историю к своей аппликации.
Шорникова Е.
(коллективная аппликация)
Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить, что они видели во время прогулки на территории детского сада. Ребятам предлагается рассмотреть веточку растения с распустившимися цветочками.
Педагог загадывает загадку про сад:
  • Неразлучный круг подруг
    Тянет к солнцу сотни рук.
    А в руках душистый груз,
    Разных бус на разный вкус

Беседа с детьми на тему: как они представляют себе волшебный сад. Демонстрируется картинка с подходящим изображением, вопросы по ней.
Воспитатель объясняет приёмы вырезания и составления цветочков (их нужно приклеить на кроны деревьев).
Самостоятельная работа дошкольников. Малышам, которые быстро справятся с заданием, дополнительно предлагается вырезать бабочек, боэьих коровок и цветочки на травку).

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно – враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно – и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть “усилена” 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности – выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда) .

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг», «Лес», «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» – транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса – возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а “преподнести” проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты “Волшебная страна Детства”, «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат – родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Темы коллективных работ для детей 3-4 лет

1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)

2. Зимний лес (рисование)

3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)

4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)

5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация). В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.

6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)

7. Цыплята гуляют в траве (лепка, аппликация, рисование)

8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование). Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)

Темы коллективных работ для детей средней группы

1. Осенний лес (рисование)

2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)

3. Птицы на ветке (дереве) ; Птицы на кормушке (лепка)

4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек). Карусель конструирует воспитатель.

5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)

6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)

7. Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.)

8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)

9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)

Темы коллективных работ для детей старшей группы

1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)

3. Наш уголок природы (аппликация)

5. На катке (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Сказочное царство (рисование, лепка, аппликация)

Темы коллективных работ для детей выпускной группы

1. Цирковая арена (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Роспись на ткани (рисование)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия (уроки)? Такой вопрос часто задают педагоги.

Прежде всего о времени их проведения. Работа может осуществляться как на занятиях (в детском саду), так и на уроках (в школе), а также в свободное от занятий время и в группе продленного дня. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2-3 занятия или урока.

Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет (в рисовании или аппликации) узор для середины ковра, другая - разрабатывает украшение поля, третья - готовит части узора для каймы, углов. На другом занятии дети создают картину уголка природы в детском саду. При этом также можно организовать работу по подгруппам: одна - вырезает и наклеивает растения, другая - готовит обитателей клеток, аквариума, еще одна группа может вырезать камешки для аквариума, клетки, веточки для птиц и другие необходимые для уголка предметы. Затем все части объединяются в общей композиции. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдется дело по силам. Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Вот так, например, можно провести занятие по рисованию коллективной картины «Лес» (эта тема приемлема для создания коллективной композиции детьми всех возрастных групп детского сада и учащимися начальной школы). Конечно, сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Для картины подбирается лист бумаги, цвет которой зависит от того, в какое время года изображается лес (для зимнего пейзажа может быть использован белый или голубой лист, для весеннего - светло-зеленый, светло- желтый или светло-голубой, для осеннего больше подойдет светло-желтый, золотисто-охристый, светло-оранжевый и др.).

Разумеется, созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

Выполнение коллективной композиции на тему «Лес» может быть организовано так: большой лист бумаги прикрепляется к доске или мольберту на высоте, удобной для рисования детей. Одновременно рисовать могут двое-трое детей. Остальные сидят перед доской полукругом (такая организация целесообразна, когда ребят в группе немного, иначе создание композиции затянется во времени и дети будут изнывать в ожидании своей очереди выхода к доске). Можно использовать два листа для создания двух композиций. В этом случае дети делятся на две подгруппы и каждая создает свою картину. Обе картины затем могут быть объединены.

Организация может быть и другой. На составленные в длинный ряд (или два, в зависимости от числа присутствующих детей) столы помещается длинный лист бумаги (можно использовать обратную сторону обоев). Дети садятся или стоя выполняют композицию. Каждый ребенок рисует столько деревьев и других объектов леса, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отступают на шаг или два от столов, чтобы лучше было видно нарисованное всеми и можно было всем вместе полюбоваться картиной. Если кто-то из детей изъявит желание дополнить сюжет изображением солнышка, облаков или падающим снегом, идущим дождем, лесными обитателями, надо предоставить им эту возможность. Если время урока (занятия) не позволяет, это можно осуществить в группе продленного дня, в свободной деятельности. Мы уже говорили, что коллективную композицию на эту тему можно предложить детям любой возрастной группы. Содержание изображаемого будет зависеть от возрастных особенностей детей. Готовую картину хорошо повесить в групповой комнате, в раздевальной, в вестибюле, зале детского сада, чтобы можно было еще и еще полюбоваться своим произведением и чтобы ее могли рассмотреть другие дети, родители, сотрудники учреждения.

Законченная композиция может быть использована в качестве декорации для игр-драматизаций по сказкам, в которых действие происходит в лесу. Она может послужить украшением зала к зимнему празднику, вечеру досуга. Подобным образом могут быть выполнены композиции на другие темы («Цветущий сад», «Подводное царство» и т. п.), которые тоже могут быть использованы в жизни детей, в их играх.

Примерно так же может быть организовано занятие по рисованию, аппликации картины цветущего луга (реки, где плывут лодки, купаются дети и т. д.). Очень хорошо выбор цвета бумаги и всю композицию обговорить с детьми. Вообще, советуясь с детьми, педагог способствует развитию их активности, творческой самостоятельности. Дети при таком руководстве учатся коллективному обсуждению предстоящей творческой деятельности, ее планированию, распределению усилий между всеми участниками, понимают участие каждого в общей композиции, учатся прислушиваться к мнению других. Постепенно дети «покрывают» луг цветами. Лист бумаги круглой формы подойдет для клумбы. Так на глазах детей их общими усилиями создается яркая, вызывающая эстетическое чувство радости, картина. Коллективная композиция на тему «Цветы» может быть выполнена и как «Корзина цветов», «Букет в вазе», «Гирлянда цветов» и т.п. Корзину или вазу можно вырезать заранее.

В средней группе (а также в старшей и подготовительной) на коллективном занятии дети могут в аппликации изобразить «Веселый поезд», «Голубую стрелу» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком. Цветовое решение каждой композиции зависит от того образа, который создают дети, и это надо обсудить с ними.

С детьми старшей группы может быть создана в рисунке, аппликации декоративная композиция по мотивам народного искусства. Организовать такое занятие можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате (распределение бумажных заготовок, на которых будет создаваться узор, может быть сделано воспитателем, с учетом уровня овладения детьми изобразительной деятельностью или предлагается на выбор детям). Когда составление узоров закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Вообще местный компонент народного искусства должен стать основой работы и в школе и в детском саду.

Работу над декоративной композицией можно организовать и по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещен узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, а затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить двое-трое или четверо детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

О Коллективная декоративная композиция может быть и более сложной: «Сказочный домик» - дети создают орнаментальные композиции, которыми украшается фасадная часть домика: стена, окошко, фронтон и др. По мотивам дымковской игрушки или Городецкой росписи может быть создана композиция на тему: «Веселая карусель», «Веселый хоровод». Для их создания воспитатель готовит из белой бумаги силуэты дымковских игрушек или из охристой (можно другого цвета, в соответствии с используемым в качестве фона в городецких изделиях), которые дети затем расписывают. В этом занятии могут участвовать дети разных возрастных групп. Когда роспись выполнена, дети вместе с воспитателями изготовляют карусель, хоровод и т.п.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожок. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу. Большего эффекта при этом можно добиться не прямыми указаниями, волевым решением, основанным на авторитете взрослого, типа: «Алеша интересно придумал узор для варежек, рисуйте так, как он». А предложить каждому из участников сделать набросок своего узора для варежек, а потом договориться, какой из них украсит кайму внизу рукавички, какой - середину внешней стороны, а какой - верхнюю часть, где «прячутся» пальчики.

Декоративные композиции могут выполняться и в аппликации. Работу можно осуществлять на занятии и в свободное от занятий время.

Интересное коллективное занятие мы наблюдали в г. Кинешма Тверской области. Местная художница, которая часто приходит к детям, подарила им изготовленных ею кукол. И на занятии дети решили сделать для них сказочный домик. Воспитатель вместе с детьми (старшая группа) приготовила брусочки из плотной бумаги с прорезанными дырочками в верхней и нижней стороне бруска. Дети расписывали одну сторону бруска (кирпичика). И расписанные узором кирпичики нанизывались на заранее изготовленную конструкцию. На глазах детей возникла декоративно расписанная стена сказочного дома, которая завершается расписанными ранее фронтоном и крышей (роспись фронтона может осуществляться педагогом совместно с детьми в свободное время).

Q Опишем еще одно коллективное занятие, проведенное в старшей группе детского учреждения № 371 г. Москвы. Тема коллективной аппликации - «Цирк». Занятие проводилось в зале. Дети входят в зал под звуки известной песни «Цирк*. После того как дети прошли по залу и остановились, воспитательница беседует с ними о цирке. Спрашивает, были ли они в цирке (все дети ходили в цирк, а некоторые не один раз). «А правда ли,- спросила воспитательница,- что в цирке можно встретить настоящих диких зверей?* Дети наперебой стали называть зверей, которых они видели в цирке (медведь, тигр, львы, пантеры и др.). «А что же они там делают?» - удивляется воспитательница. Дети рассказывают, как выступают звери, танцуют, прыгают в горящие обручи и т.п. Воспитательница спрашивает, кто всему этому учит зверей. Дети отвечают. Затем педагог предлагает детям сделать цирк: «Представьте,- говорит воспитательница,- что к нам пришел добрый волшебник и превратил наш зал в цирк. Посмотрите, вот уже готова арена цирка*. Показывает большой лист бумаги, на котором нарисован или наклеен большой зеленый круг - арена. «Давайте поможем доброму волшебнику и вырежем разных диких зверей». Дети с радостью соглашаются. Им предлагают сесть за столы, где все приготовлено для вырезания и склеивания разных животных. Лист - арена раскладывается на другом столе, где тоже все приготовлено для наклеивания. Дети начинают работать. Воспитательница подходит к детям, обговаривает с каждым, кто что вырежет. На мольберте прикреплены картинки, изображающие разных диких животных, если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит то или иное животное, то они подходят к мольберту, рассматривают иллюстрации. По мере готовности изображений дети подходят к столу, где расположена арена, и раскладывают вырезанных ими животных. Педагог подходит к этому столу, вместе с детьми советуется, как лучше расположить изображенных зверей. Наконец картина готова. Дети радуются вместе с воспитателем. В это время вновь звучит музыка, в зал вбегает веселый клоун. Он приглашает детей в хоровод. Все весело танцуют.

Дети старшей подготовительной группы и начальных классов могут создавать декоративные композиции по мотивам разных видов народного декоративно-прикладного искусства, а также в свободной манере, используя элементы растительного или геометрического орнамента.

Темы таких занятий: «Город мастеров», «Дымковский хоровод», «Сказочные животные», «Сказочные птицы» и другие.

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное от занятий время в группе продленного дня композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Мы заметили, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.

О предстоящей коллективной работе следует сказать детям и учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям. Содержанием коллективной работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие, о чем говорилось выше. Продумывая темы коллективных композиций, педагог должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов. Важно, чтобы предложение педагога выполнить коллективную работу вызывало у детей положительный эмоциональный отклик. А это возможно только тогда, когда тема будет близка детям, связана с их жизнью, с разнообразными детскими играми, когда тема соответствует детским впечатлениям.

Если в группе воспитываются дети разных возрастов, полезны разновозрастные объединения. Методика таких занятий разработана кандидатом педагогических наук Т.Н. Дороновой и кандидатом психологических наук С.Г. Якобсон. Совместно выполняя рисунок, лепку, аппликацию, малыши учатся у старших, старшие дети учатся терпеливо относиться к неумению младшего, объяснять, как лучше выполнить работу. Важно только обращать внимание на то, чтобы старшие не лишили младших самостоятельности, не брали на себя самую интересную часть задачи и т.д. Интересно отметить, что объединение детей в пары для создания общей композиции широко используется в работе по изобразительной деятельности с детьми в японских детских садах. Разнообразными могут быть темы таких занятий и формы организации. Так, дети могут создавать рисунок на одну тему: например, ?Лесная полянка летом», ?Бабочки летают над лугом» и многие другие. Дети, договорившись об общей композиции, рисуют или вырезают и наклеивают каждый на своей половине листа, можно на отдельных листках, сверяя ход работы и решение композиции, колорит картинки и т. п. ЗДесь каждый ребенок работает как бы отдельно. Один ребенок может изображать одни деревья и цветы, другой - другие; один может нарисовать лесных зверушек, а другой - летающих бабочек, пчелок и т.д. Если дети договорились об общем композиционном решении, о материалах, в которых будет исполнено изображение, общая композиция не только не пострадает, но и станет даже богаче и интереснее.

В другом случае содержание изображений двух детей может быть почти идентичным. Например, при создании в аппликации картины на тему: ?Мишки занимаются зарядкой», или?Мишки играют», или?Клоуны выступают в цирке» и т.д., каждый ребенок вырезает и наклеивает своего мишку, клоуна, а затем те предметы, которые они держат в ладонях или в которые играют.

Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть коллективной работы, которая не по силам детям (фактически часто воспитатели так и делают, но отдельно, без присутствия детей, и ребята не видят, как действует педагог). Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию?Птицы на ветке (дереве)» заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предстоит вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в подготовке такого изображения Вместе с тем, в таком виде работы и взрослый, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, дети имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, ее хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель и обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации, атрибуты для игр драматизаций по литературным произведениям: «Теремок», «Кот, петух, лиса», «Гуси-лебеди» и другие.

Интересной формой коллективного изображения может быть панорама. Этот вид изображения позволяет объединить детей разных групп: дошкольников, младших школьников. При этом панорама, являющаяся многоплановой и многофигурной композицией, создается на нескольких занятиях, уроках. Каждая группа детей может работать над изображением в разное время: так первоклассники или старшие дошкольники могут на уроке рисования на длинном листе бумаги рисовать пейзаж (его тема может быть разной, что определяется общей темой панорамы). Пейзаж будет (расположен вертикально) дальним планом и фоном панорамы. Затем оформляются ближние планы. Изображения этих планов располагаются на горизонтальной полосе, ширина которой может быть разной. Эта часть пейзажа может быть лесной опушкой, полянкой, частью сквера, улицей города и т.п. Соответственно содержанию она и разрисовывается, а затем на ней располагаются изображения, содержание которых определяется задуманной композицией. Для передачи ландшафта (горки, бугорки, кочки и др.) можно использовать технику папье-маше. Изображения передних планов могут быть объемными, их дети уже других классов или групп детского сада создают из глины, пластилина. Они могут быть изготовлены из бумаги (плоскостными или в технике оригами). Так могут быть созданы панорамы по содержанию разных сказок. И их можно использовать для показа театрализированного представления, для рассказывания сказок детьми. Созданная совместно с другими детьми панорама позволит детям ярче представить происходящее, глубже пережить сюжет, лучше его запомнить.

Темой панорамы могут быть не только сказки, но и другие литературные произведения, жизнь детей, например, зимние забавы, события, происходящие в мире (спортивные соревнования, праздники, отдых людей, космодром и т. п.).

Какие темы коллективных композиций могут быть использованы в работе с детьми разных возрастных групп?

Далеко не всегда можно четко распределить темы и отнести их к конкретной возрастной группе детей. Многие темы могут быть решены детьми разного возраста, и младшего, и старшего. Различие будет заключаться в сложности разработки темы: содержании изображений, их композиции, цветовом решении, деталировке изображений и т.д. К таким темам можно отнести, например, пейзажи: «Лес» - в разные времена года, «Цветущий луг», «Птицы на ветке» (или на кормушке) и другие. Тем не менее назовем некоторые возможные темы для коллективных композиций применительно к разным возрастным группам. Разумеется, темы, предлагаемые нами, следует рассматривать не как обязательные, а как возможные варианты. Каждый педагог может определить темы коллективных работ для своей группы детей, исходя из уровня развития их изобразительной деятельности, окружающего детей мира, их интересов, жизненного опыта.

Назовем примерные темы коллективных композиций для детей разных возрастных групп.

Темы для группы детей 3-4 лет:

  • ? Разноцветные шары (аппликация, рисование).
  • ? Зимний лес (рисование).
  • ? «На деревья, на лужок тихо падает снежок» (рисование).
  • ? Неваляшки гуляют (лепка, аппликация).
  • ? На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация. В этом случае изображение дерева при детях создает воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья).
  • ? Расцвели красивые цветы (аппликация или рисование).
  • ? Цыплята гуляют по травке (лепка, аппликация, рисование).
  • ? Украсим нашу группу к празднику весны (шарами, цветами, флажками).

При создании последней работы можно сочетать и рисование, и аппликацию. Подобное занятие может быть проведено и к новогоднему празднику. Вместе с детьми воспитатели могут создать новогоднее панно. Воспитатель вырезает и наклеивает большую елку или Деда Мороза, Снегурочку. Делать эту часть общей композиции нужно при детях, чтобы дети были пусть даже пассивными участниками этой деятельности педагога. А затем дети могут наклеить готовые украшения на елку, костюм Деда Мороза или Снегурочки, а также шары, гирлянды огоньков, бус, флажков и т. д.

Некоторые из тем занятий, предложенных для малышей, могут быть использованы в работе с детьми средней группы, например, украшение групповой комнаты к празднику, но при этом дети 4-5 лет некоторые украшения могут вырезать сами.

Примерная тематика коллективных работ в средней группе может быть такой:

  • ? Осенний лес (рисование).
  • ? Осенний ковер (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам).
  • ? Птицы на кормушке (лепка).
  • ? Птицы на ветке (дереве).
  • ? Веселая карусель (по мотивам дымковских игрушек. Для этой композиции воспитатель готовит силуэты дымковских игрушек из белой бумаги, а дети их расписывают. Затем конструируется карусель).
  • ? Сказочное дерево (рисование, аппликация).
  • ? Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке или аппликации).
  • ? Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные ими домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, про- тонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.).
  • ? По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация).
  • ? На клумбе расцвели красивые цветы. Для этой картины хорошо подобрать бумагу зеленого цвета в форме круга. Цветы дети могут нарисовать или вырезать и наклеить. Чтобы облегчить детям решение темы и способствовать разнообразию изображения цветов, целесообразно в группе поставить большой букет цветов, тогда каждый ребенок сможет разнообразить свои впечатления. Если трудно найти разнообразные цветы, можно воспользоваться иллюстрациями, репродукциями с картин художников. Подобное занятие может быть проведено и в старшей группе.

Мотивом коллективной композиции может послужить литературное произведение. Например, стихотворные строчки:" «На пруду камыши, расплескались там ерши, круг постарше, круг помладше, круг - совсем малыши» могут стать темой общей композиции, в которой будет передан образ пляшущих рыб, объединенных в хороводы.

Темы коллективных композиций для детей старшей и подготовительной группы и 1-2-го классов школы:

  • ? Витрина магазина игрушек. Композиция может быть выполнена в аппликации и рисунке.
  • ? Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами) - аппликация.
  • ? Наш уголок природы (аппликация).

Все названные композиции могут быть выполнены при совместно-индивидуальной форме организации детей или при совместно-последовательной деятельности.

Композиции могут быть сюжетными:

  • ? Осенний парк (волшебный сад).
  • ? На катке (аппликация или рисование).
  • ? В зоопарке (аппликация).
  • ? Веселый поезд (аппликация или рисование. Сначала дети вырезают и наклеивают вагоны, а затем рисуют пассажиров, которыми могут быть куклы, животные и т. п.).
  • ? Зимние забавы (аппликация).
  • ? Наш город.
  • ? Сказочное царство (при создании этой композиции могут быть использованы все виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация).

Разумеется, все предлагаемые темы являются примерными. Педагоги, исходя из специфики окружения детского сада, школы (а целый ряд тем, рекомендованных для старших дошкольников, как показывает наш опыт, вызывает интерес и у младших школьников), могут менять как тематику коллективных композиций, предлагаемых детям, так и материалы, в которых они будут воплощаться.

Широкое включение в работу по изобразительной деятельности коллективных форм позволит сделать ее интересной и привлекательной для детей. И что тоже важно, эти занятия очень значимы для формирования личности ребенка, его отношения к миру, людям, искусству.

Коллективные детские композиции, так же как и индивидуальные, должны быть тесно связаны с жизнью детей, получаемыми ими впечатлениями. Но по сравнению с индивидуальными рисунками, лепкой, аппликацией эти работы в силу их широкой масштабности, многопредметности, необходимо привлечь в многообразный детский опыт.