Развитие тактильного восприятия дошкольников при использовании настольных игр. Методическая разработка (младшая группа) на тему: Сенсорное развитие детей

~ Игры для развития тактильного восприятия ~ Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сохраните себе несколько игр, которые помогут ребенку развить тактильное восприятие. "Поймай киску" Мама касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и другие. "Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. "Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и другие. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые. "Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же. "Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру. "Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. "Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. "Что внутри?" Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков. Играйте и развивайте ребенка на здоровье!

Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

13 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Родителям и воспитателям важно обращать внимание детей не только на цвет, но и на форму предметов. Различение формы предмета и качеств его величины — это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела), но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. Немаловажно и осознание ребенком того, что такое расстояние. Все это можно осознать и постичь с помощью разнообразных игр. Наверное, самой простой и известной игрушкой, помогающей наглядно продемонстрировать различие между размерами предметов, является классическая русская Матрешка: именно эта игрушка дает правильное представление о соотношении между разными величинами однородных предметов. Развитию восприятия форм предметов способствует и игра, придуманная в свое время известным педагогом Марией Монтессори: карточки с прорезями разных форм и соответствующие этим прорезям геометрические фигуры (смотрите описание игры «Карточки-загадки»). И если впоследствии вам доведется порадоваться успехам сына или дочки в области точных наук, задумайтесь, уж не «волшебные» ли карточки сыграли в этом в свое время главную роль?

В этом материале вашему вниманию предлагаются основные игры на восприятие форм, качеств величины и определение расстояния между предметами.

Волшебный мешочек

Возраст : 4 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать предметы по форме и размерам.

Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8—10 разных предметов небольших размеров (пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица). Предметы могут быть самыми разными, главное — чтобы они отличались друг от друга формой.

Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Ведущий объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит.

Участники игры по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него.

Нащупав какой-либо предмет, участник игры, не вынимая руку из мешка, должен сказать, что он взял. Затем ему разрешается вынуть руку из мешка вместе с взятым предметом и проверить, прав ли он. Выигрывает тот, кто не ошибся.

Примечание. Игру можно варьировать (например, не опускать руку в мешочек, а прямо через ткань на ощупь распознать все предметы, которые в нем лежат). Такой вариант больше подходит для игры с одним ребенком.

Для детей постарше отличным вариантом будет более сложная игра.

Построй башню

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей различать формы предметов на ощупь. Кроме того, игра позволяет закрепить умение детей считать.

Необходимое оборудование : кубики, несколько шариков, конусов или других геометрических фигур, шарф, платок или маска для завязывания глаз игрока.

Ход игры (в эту игру можно играть и дома с ребенком, и в детском саду с группой детей). Суть игры состоит в том, что одному из игроков завязывают глаза и раскладывают перед ним кубики, среди которых помещают и другие фигуры (шарики, конусы). Игрок должен на ощупь выстроить из кубиков башню как можно выше. Если ему вместо кубика попадается что-то другое, он должен откладывать ненужную фигуру. Пока игрок ставит один кубик на другой, остальные дети громко считают хором. Игра продолжается до тех пор, пока башня не обрушится, после чего в игру вступает другой участник.

Карточки-загадки

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.

Необходимое оборудование : картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.

Ход игры. Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).

Волшебные коробочки

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.

Необходимое оборудование : вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и коробочки по числу видов фигур.

Ход игры (в игре одновременно может участвовать до 5 человек). Ведущий — воспитатель — раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то — только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.

Примечание . Очень важно, чтобы геометрические фигуры были разного цвета, так как это учит относить предмет к какому-либо виду по форме, невзирая на цветовые различия, которые для данного задания не важны.

Мама и дочки

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры: научить детей различать однородные предметы по их размеру (познакомить их с понятиями «большой» и «маленький»).

Необходимое оборудование: однородные предметы разных размеров. Например, одна большая кукла и пять- шесть кукол поменьше, одна большая игрушечная собака и несколько маленьких и т. д.

Ход игры (в игре участвует столько человек, сколько наборов игрушек). Каждому игроку дается по одной большой игрушке, а маленькие раскладываются на столе безо всякой системы. Ведущий (воспитатель, кто-то из родителей) объясняет, что большая игрушка — это мама. Ее дети гуляют на площадке, но теперь им пора идти обедать. Игроки должны помочь «мамам» собрать «детей», то есть подобрать к своей игрушке маленькие игрушки того же типа (к кукле — маленьких кукол, к собаке — маленьких собачек и т. д.) Выигрывает тот, у кого получилось быстрее всех собрать возле «мамы» всех «детей».

Примечание . Если вы хотите, чтобы игра оказывала воздействие не только на восприятие качеств величины предметов, но и на восприятие формы, то можете заменить игрушки плоскими геометрическими фигурами: большой квадрат + маленькие квадраты, большой круг + маленькие круги или геометрическими телами: большой кубик + маленькие кубики, большой мяч (шар) + маленькие мячики (шары).

Высоко — низко

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть различия размеров, правильно воспринимать качества, характеризующие величину (большой — маленький, узкий — широкий) и пространство (далекий — близкий). Игра способствует развитию внимания.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное число человек). Ведущий объясняет правила игры, демонстрируя основные движения, которые следует выполнять игрокам. При слове «высоко» они должны вытянуть правую руку вверх и потянуться на цыпочках, при слове «низко» — присесть на корточки и ладонью «отмерить» несколько сантиметров от пола. При слове «широко» игроки должны развести руки в стороны, а при слове «узко» — сблизить ладони, «отмеряя» ими небольшое расстояние. При слове «далеко» игроки выбрасывают вытянутую руку вперед, а при слове «близко» приближают ладонь к груди. Игра начинается.

Ведущий произносит слова и выполняет движения:

♦ Далеко — близко.

♦ Высоко — низко.

♦ Широко — узко.

Игроки выполняют движения сначала под руководством ведущего, а потом и без его помощи. Добившись того, чтобы движения игроков соответствовали словам, ведущий начинает нарочно запутывать их, произнося слова не в том порядке. Задача участников игры — не сбиться, выполняя нужное движение своевременно.

Примечание . В эту игру можно играть и с детьми 7 — 8 лет. В этом случае игру можно и усложнить, сделав акцент на внимательность игроков. Ведущий должен произносить слова, но выполнять не соответствующие им движения, например, при слове «широко» приседать, изображая «низко». Задача участников игры — не поддаваться провокации и следовать словесным инструкциям ведущего, а не жестам.

Как найти дорожку?

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: познакомить детей с такими качествами величины, как «длинный» и «короткий». Игра развивает глазомер.

Необходимое оборудование : игрушечный домик (коробка), игрушка, изображающая человека или животного, 5—6 разноцветных лент разной длины.

Ход игры. Перед тем как начать игру, ведущий (взрослый) ставит игрушку и ее домик на расстоянии друг от друга, равном длине одной из лент. Затем игра начинается. Ведущий рассказывает историю, связанную с игрушкой. Например, говорит о том, что игрушечная мышка пошла гулять, а когда пришло время возвращаться домой, она заблудилась. Задача игроков — помочь «мышке» (или другой выбранной ведущим игрушке) добраться до дома. Сделать это можно только одним способом: найдя дорожку (ленту), которая приведет прямо домой. Задача игроков — подобрать ленту нужной длины, которая доведет «мышку» прямо до дома. Длина ее должна соответствовать расстоянию от игрушки до «домика». Одновременно в игре могут участвовать один или два человека (вдвоем удобнее раскладывать ленту), но после того, как нужная дорожка будет найдена, ведущий сможет создать новые условия для игры, изменив расстояние между игрушкой и ее «домиком».

Что из чего состоит?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.

Необходимое оборудование : различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.

Найди предмет такой же формы

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать разные геометрические фигуры, различать элементы этих фигур в самых разных повседневных предметах, а также развить у детей абстрактное мышление.

Необходимое оборудование: рисунки с изображенными на них геометрическими фигурами, различные предметы заданной формы (например, тарелка, обруч, если речь пойдет о круге; или лист бумаги, небольшая картина, поднос, книга, если речь пойдет о прямоугольнике).

Ход игры (количество участников неограниченно, можно проводить эту игру на занятиях в детском саду, посвященных изучению форм предметов). Воспитатель объясняет свойства той или иной геометрической фигуры, показывает, как она выглядит. Затем воспитатель предлагает детям поискать в помещении предметы, имеющую изученную на занятии форму (например, только круглые или только квадратные). Участники должны за возможно короткое время отыскать эти предметы. Выигрывает тот, кто нашел наибольшее количество таких предметов. Ответы вроде «круг есть в чашке, потому что у нее круглое дно» или «прямоугольная коробка» приветствуются особо, во-первых, потому, что дети еще не изучали геометрические тела (шар, параллелепипед, куб), а во-вторых, потому, что ребенок, давший такой ответ, видит, из каких геометрических фигур состоит предмет и, следовательно, мыслит абстрактно.

Примечание. Такие предметы наверняка найдутся в помещении группы, но воспитатель может еще перед началом игры специально разложить в разных местах несколько подобных «заготовок».

Бык

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве, развить их интуицию.

Необходимое оборудование: небольшая палочка длиной 10—12 см.

Ход игры . В «Быка» хорошо играть вдвоем. Если в игре хочет принять участие большее количество игроков, то играть придется по очереди.

Для начала расчищается игровое поле. Играть в «Быка» обязательно надо на песке, причем на сыром. Для игры необходимо выровнять площадку примерно 30 х 40 см. Один из игроков, взяв палочку, садится спиной к игровому полю, а второй в это время, сжав руку в кулак, слегка вдавливает ее в песок. После этого на песке должен остаться четкий (потому и необходим именно сырой песок) отпечаток кулака, который и называется в игре «быком». Второй игрок, сидя все так же спиной к игровому полю, должен воткнуть палочку в отпечаток. Поскольку сделать это он должен не глядя, ему придется ориентироваться только на словесные указания первого игрока, такие, например, как: «Вправо!», «Чуть-чуть влево!» и т. д. После того как игроку удалось таким образом попасть палочкой в «быка» игроки меняются ролями (или в игре принимает участие новая пара игроков).

Примечание. Первому игроку нужно завязать глаза, тогда он сможет ориентироваться только на слух. Для детей постарше можно усложнить задачу: пусть первый игрок не поворачивается к кругу и держит палку за спиной. Ему будет не очень удобно действовать подобным образом, однако это очень хорошее упражнение на координацию движений.

Сенсорное развитие детей.

Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.
Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Дополнительные развивающие игры:
"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
"Что внутри?"
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
"Отгадай цифру" (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
"Что это?"
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
"Собери матрешку"
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
"Золушка"
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
"Угадай, что внутри"
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?