Развитие внимания у детей дома. О развитии внимания в подростковом возрасте

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Выделяют внешнее внимание , обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания , которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.

Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным . Оно появляется вместе с вопросом: "Что это такое?", который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти - семи лет такой вопрос очень актуален. "Обыкновенные чудеса" поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.

Представим, например, что во время занятия в детском саду из-за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка, или начнет двигаться машинка на дистанционном управлении, которой исподтишка руководит увлеченный отнюдь не занятием сверстник. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что детишки непроизвольно направят свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлекутся от темы занятия.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.

Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или "почтальон" принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.
На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным . В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Например, в воскресный день младшая сестренка смотрит в гостиной мультфильмы, а ее старший шестилетний брат, плотно закрыв дверь детской комнаты, доделывает аппликацию, которую нужно завтра принести на занятия в детский сад. Ему тоже хочется посмотреть мультфильмы, но важно закончить поделку. Собрав в кулак эмоции и волю, мальчик мужественно направляет свою активность на аппликацию. Мудрые взрослые обязательно отметят его целеустремленность добрым словом.
Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!"

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное , в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.

Работая над аппликацией, мальчик незаметно для себя так увлекся, что перестал прислушиваться к звукам телевизора, доносившимся из гостиной. Его внимание целиком захватил сюжет возникающей в его руках картинки. "Вот это да! Здорово у тебя получается!" - восхищенная реплика сестренки застала его врасплох и очень удивила. Оказывается, мультфильмы закончились, а он и не заметил за интересным занятием, что прошло уже много времени.

Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

Устойчивость внимания
показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

В исследовании Т. В. Петуховой дошкольникам давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробочки разного цвета. Отмечалась длительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети пяти с половиной - шести с половиной лет примерно в четыре раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в пять раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми двух с половиной - трех с половиной лет. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания. Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется "облегченный день": один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания
предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребенок может надолго оказаться "в плену" у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Дошкольник не может переключить свое внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных ученых, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.

Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.

Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов . Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными - весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.

Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей . Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках , студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.

В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье . Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.

Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.

1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.
- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.
- Сколько ступенек на лестнице?
- Сколько окон в комнате?
- Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки
и произнести "му-у").

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

Учительница:
- Настя, Рябинина, ну почему ты не слушаешь?
Повтори, что я сейчас рассказывала про тайгу?
Настя Рябинина:
- … Бывают, конечно, такие случаи…
Учительница:
- Что ты имеешь в виду?
Настя Рябинина:
- Был… был вот такой случай, один человек пошел погулять и заблудился….

Последовавший рассказ Насти Рябининой шокировал учительницу Марьяну Борисовну, героиню фильма «Ох уж эта Настя!». Ей ничего не оставалось, как прийти домой к ученице, чтобы поговорить с родителями о том, почему Настя такая невнимательная на уроках.

А вашему ребенку тоже трудно сосредоточить внимание? Он выглядит рассеянным и несобранным? Или он быстро сосредоточивается, но и также быстро теряет внимание?

Рассмотрим особенности развития внимания у детей через Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Этот уникальный метод позволяет правильно дифференцировать те психические свойства и функции, от которых зависит развитие навыков произвольного внимания у детей с разными векторами. Развитие психических свойств и функций - памяти, внимания, мышления - происходит до 10-12 лет и еще немного до 16 лет. В дальнейшем идет уже реализация развитых свойств. Как правило, различные расстройства внимания у детей начинают ярко наблюдаться с 6-7 лет. Связано это с началом обучения в школе. Поэтому развитием внимания у детей нужно начинать заниматься еще до 6 лет.

Развитие внимания у ребенка с кожным вектором

Часто ребенку с кожным вектором приписывают синдром дефицита внимания и гиперактивность. Это от природы очень подвижный ребенок с гибкой психикой. Ему трудно высидеть 45 минут урока. Он может часто отвлекаться. Именно потому, что способен делать несколько дел одновременно. Может и слушать, и разговаривать, и писать. Он переключается с одного занятия на другое, недоделав ни одного до конца, поэтому может выглядеть неорганизованным и чрезмерно активным.

Ребенок с кожным вектором обладает логическим мышлением. При правильном развитии его психических свойств способен реализоваться в профессиях от танцора до инженера, руководителя, организатора бизнеса и законотворца. Именно эти профессии требуют гибкости тела и ума. Постоянная обработка новой информации и введение новых технологий - это то, без чего не обходится сегодня ни одна сфера жизни.

Гибкость и способность переключать свое внимание с одной задачи на другую - залог стрессоустойчивости в современном городском ритме. Ну а чтобы ребенок с кожным вектором научился выполнять начатое дело до конца, нужно подкреплять его интерес, логически объяснять, зачем ему это нужно. Например, изучение математики в школе необходимо не для того, чтобы он стал математиком, а для того, чтобы развивался его мозг. Иметь развитый мозг в современном мире очень выгодно. А чтение нужно для того, чтобы развивалось образное мышление, которое в нынешних реалиях добавляет конкурентоспособности в бизнесе и карьерном росте. Обещания интересных для него приобретений - велосипеда, коньков, футбольного мяча - тоже хороший стимул.

Ребенка с кожным вектором очень важно вовлечь в танцы, плавание, активные виды спорта с соревнованиями. Реализуя свою потребность в движениях на тренировках вне класса, он будет на уроках легче сохранять внимание. Насыщенный ритм жизни и дисциплина с детства способствуют развитию организованности у таких деток. А спорт и соревнования прививают навык к достижению цели по всем правилам, который и в учебе помогает достигать хороших результатов.

Особенности развития внимания у ребенка с уретральным вектором

Ребенок, наделенный от природы уретральным вектором, самый активный в своем поведении, поэтому диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность ему заслужить тоже очень легко. Внешне его активность может быть схожа с активностью ребенка с кожным вектором. Но причины его подчас вызывающего поведения очень отличаются. Наряду с непримиримостью к привычным для всех нормам и правилам природа наделила будущего вождя особой ответственностью за коллектив. Для него он способен совершать прорывы, вести всех за собой. Ребенок с такими психическими свойствами будет внимательно изучать только те предметы, которые вызывают у него настоящий интерес. И этот интерес не нуждается в положительном подкреплении и создании особых условий для развития навыка произвольного внимания. Это особенность именно уретрального вектора.

Развитие внимания у неторопливого, медлительного ребенка

Гиперактивность такому ребенку не свойственна, но если не знать особенностей психических свойств анального вектора, то и у медлительного, неторопливого ребенка можно наблюдать признаки синдрома дефицита внимания. Дело в том, что ребенок с анальным вектором обладает негибкой психикой, способной длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Он обладает хорошей памятью и способностью перерабатывать большие объемы информации. В будущем это профессиональный ученый, историк, учитель, врач или хирург. От природы такой ребенок любит учиться.

Когда он сосредоточен на одном занятии, не стоит его резко переключать. Ему необходимо больше времени, чтобы закончить начатое, а также поддержка в том, что он на правильном пути. Если, напротив, такого ребенка подгонять и торопить, то сосредоточить свое внимание ему будет сложнее.

Постоянное откладывание и неспособность начинать, а также трудности в переключении внимания тоже расцениваются как синдром дефицита внимания у детей. Но это всего лишь особенности психических свойств, которым требуется правильное развитие. Если в процессе учебы ребенок со свойствами анального вектора не получает правильного развития, у него могут появиться обиды, упрямство, а затем и полное равнодушие к учебе и отторжение ее в знак протеста.

Развитие внимания у ребенка со звуковым вектором

«Верхние» вектора определяют способ восприятия мира человека. Ребенок со звуковым вектором - обладатель абстрактного интеллекта. В своем восприятии он сосредотачивается на тончайших смыслах мироздания. Может выглядеть малоподвижным, задумчивым, отстраненным, малообщительным. Эти особенности также зависят от нижних векторов и от наличия других верхних.

Ребенку со звуковом вектором всегда требуется немного больше времени для ответа. «А? Я? Что?» - как бы выныривая из своего абстрактного мира и сосредотачиваясь на вопросе учительницы, начинает свой ответ будущий гений. Ученый, физик или математик, астроном, музыкант, композитор или писатель. Таких гениев рождается немного, всего 5%. Их нужно беречь, потому что открытия, которые они способны сделать, это будущее человечества. Такой ребенок резко отличается от других детей, не вписывается в общие рамки. Педагоги и даже психологи ошибочно могут считать, что у него расстройство внимания.

Он трудно переносит повышенный уровень шума, крик. Периодически ему требуется обязательно побыть в тишине одному, чтобы просто отдохнуть от школьного шума. Он может не понимать причины усталости, но от постоянно повышенного уровня шума дома тоже может уставать. Поэтому родителям следует быть особо внимательными к звуковой экологии в своем доме, если в семье растет звуковичок. Если на такого ребенка кричит мать, учительница или у него нет возможности отдохнуть от шума, то способность к сосредоточению внимания у него нарушается, ему становится трудно учиться, усваивать материал. Он уходит в себя вплоть до проявления аутистических качеств. И это также может расцениваться как признак синдрома дефицита внимания.

Развитие внимания у ребенка со зрительным вектором

Ребенок со зрительным вектором - это наша героиня Настя Рябинина из фильма «Ох уж эта Настя!», небольшой диалог из которого мы привели в начале нашей статьи. Такой ребенок имеет яркий образный интеллект, он может быть безудержным фантазером, постоянно придумывать разные истории. А так как зрительники большие любители животных, то, конечно, и в их фантазиях они часто бывают героями. Это будущие художники, дизайнеры, актеры театра и кино, представители культуры и проводники культуры в массы.

Развитие внимания у ребенка с оральным вектором

Еще раз хотим обратить ваше внимание, уважаемые родители и педагоги, что грамотно организованный процесс школьного обучения с учетом психических свойств ребенка значительно облегчит решение задачи школьной успеваемости.

Ребенок с оральным вектором - это будущий оратор, способный объединять людей всеобщей идеей, теле- и радиоведущий. При обучении орального ребенка нужно понять, что такой ребенок буквально думает говорением. Этот маленький говорун уже с детсадовского возраста собирает группу ребят, чтобы позабавить их своими рассказами, а то и анекдотами. И в школе такой ребенок быстро подружится с ребятами и найдет общий язык со всеми, будет шутить и получать удовольствие от того, что всем весело от его балагурства. Желание говорить и быть при этом услышанным для него главное.

Если обычный режим обучения выглядит так, что нужно сначала подумать, а потом сказать, то с эти ребенком все наоборот. Функция внимания, сосредоточение на смыслах и их осознание у него активируется в процессе говорения. Для ускорения мышления такому ребенку полезно проговаривать вслух задание и выучивать устный материал через проговаривание вслух.

Поэтому для развития и реализации его психических свойств ему обязательно нужно предложить театральный кружок, дискуссионный клуб, факультативные занятия по литературному чтению. Кстати, литература - это именно тот предмет, который способствует правильному психическому развитию орального ребенка.

Когда никто из домашних не находит время выслушивать орального ребенка, когда ему постоянно затыкают рот, считая его болтуном, на уроке не спрашивают для устного ответа, если еще и наказывают тем, что не отпускают гулять и общаться со сверстниками, тогда у него не развивается природный вербальный интеллект - основной способ его мышления, значительно снижается потенциал в освоении школьной программы, успеваемость, интерес к обучению. Снижается внимание. Не научившись правильно пользоваться вербальным интеллектом, ребенок трудно обучается, тяжело воспринимает информацию, особенно на слух, так как все его внимание сосредоточено не на том, что он слышит, а на том, чтобы скорее начать говорить, причем что угодно, лишь бы привлечь внимание. Так у него возникает желание сплетничать.

В этой статье мы кратко рассмотрели особенности психики детей с некоторыми векторами. Но векторов всего восемь, и в разных сочетаниях они могут присутствовать у современных детей.

Когда мы не понимаем глубинные бессознательные мотивы поведения детей, тогда мы начинаем приписывать им разные диагнозы вплоть , кормим детей таблетками и водим к психологам.

А можно пойти другим путем - разобраться в особенностях развития внимания у детей уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Самое главное уметь развить внимание ребенка. Внимание ребенка влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания нужна для овладения чтением и для обучения письму.

Существует шесть этапов развития внимания у детей.

Первый этап – этап рассеянного внимания. Такое внимание у детей от рождения до одного года. Ребенка отвлекает музыка, игрушки, разговоры, животные.

Второй этап – этап фиксированного внимания. Этим вниманием обладают дети от одного года до двух лет. Ребенок в этом возрасте ничего не замечает, что происходит вокруг него, он занят своим делом: строит пирамидку или одевает игрушку. Ребенок увлечен одним делом и надолго. Не надо мешать ему. Если вы вмешаетесь в то, чем занимается ребенок, он отвлекается и теряет интерес к этому занятию.

Третий этап – этап гибкого одноканального внимания.

В возрасте от двух до трех лет внимание становится гибким, но все равно остается одноканальным. Ребенок этого возраста слышит, как его зовут, он отрывается от своей игры, но тут же возвращается к ней.

Четвертый этап – этап устоявшегося одноканального внимания. Ребенок в этом возрасте от трех до четырех лет переключает свое внимание с одной игры на другую. Он прерывает свое занятие, послушает, что ему говорят, потом снова вернется к своей игре.

Пятый этап – этап формирования двухканального внимания.

Ребенок в возрасте от четырех до пяти лет может держать двухканальное внимание на небольшой промежуток времени. Он может одновременно слушать, говорить и заниматься своим делом. Если для него сложно делать все одновременно, то он отвлечется и будет делать что – то одно.

Шестой этап – этап сложившегося двухканального внимания. Ребенок старше пяти лет может заниматься двумя занятиями одновременно. Он может смотреть сказку и собирать пазл, разговаривать с братом и играть конструктором. Когда вы увидите, что ваш ребенок достиг шестого этапа можно начинать обучающие программы развития ребенка.

Произвольное и непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание у детей в первые годы жизни они пока не умеют управлять своим вниманием, их увлекает любая вещь папин телефон, мамина расческа, бабушкины бигуди, дедушкина газета и так далее. Дети этого возраста очень любопытны и любознательны, что им покажешь к тому они и тянутся.

Очень интересно получается, родители сами переключают внимание ребенка, используют особенность детского внимания. Например, от телевизионной передачи, или если ребенок упал, но спустя время сами начинают ругать ребенка в несобранности. Кто виноват в несобранности вашего малыша? Конечно вы родители. Внимание ребенка надо переключать в нужном и важном случае. Не требуйте от ребенка в возрасте одного – пяти лет концентрации внимания. Он еще очень мал, ему это сложно.

Примерно с пяти – шести лет ребенок может сосредоточить свое внимание, на каком – то одном деле. Он уже подрос и ему легче сосредоточить свое внимание, он концентрируется на предмете или занятии появляется усидчивость сила воли. Старайтесь хвалить ребенка - это очень важно, он чувствует, что его оценили, и будет стараться еще лучше. Даже если у него ничего не получается не ругайте ребенка вы отобьете желание заниматься, найдите возможность похвалить его.

Вы думаете, что произвольное внимание лежит внутри ребенка где – то глубоко, нет вы, ошибаетесь, истоки произвольного внимания находятся вне личности вашего ребенка. Произвольное внимание не переходит само из непроизвольного внимания.

Произвольное внимание в ребенке надо создавать и к этому должны приложить свои усилия взрослые. Надо придумывать для ребенка новые виды деятельности они организуют его внимание.

Надо правильно руководить вниманием ребенка. Для начала это может быть жест, например указательный палец, затем слово, правильно подобранное слово и интонация всегда привлечет ребенка. Позднее, когда ребенок становится старше это наша речь и речь ребенка.

Развитие произвольного внимания связано не только с развитием речи у ребенка, но и с осознанием цели вида деятельности, которая ему предстоит.

Например, ребенок дежурит в детском саду ему надо накрыть на стол, а ребята в это время играют в интересную игру. Дежурному ребенку тоже хочется поиграть с другими детьми, но он не может его функция накрыть на стол. Постепенно ребенок сосредотачивается на выполнении своей работы, он вникает в процесс дежурства, ему начинает нравиться, он красиво расставляет тарелки, кружки, раскладывает ложки, и поддержание внимания ему уже не требуется.

Развитие внимания у ребенка происходит во время обучения и воспитания. Главным решающим значением для его развития является приучение к дисциплинированному труду и развитие интересов.

Для ребенка дошкольного возраста надо уметь правильно организовать восприятие материала, иначе концентрации внимания вы не увидите, и материал будет плохо усвоен ребенком. Заниматься с ребенком надо каждый день, постепенно увеличивая нагрузку.

С ранних лет воспитывайте в ребенке критическое отношение к своей работе, но не забывайте и хвалить ребенка, даже если у него ничего не получается. Похвала всегда является стимулом к началу следующей работы.

Большую роль в воспитании внимания играет требовательность педагога. Чем строже педагог, тем внимательнее и дисциплинированнее дети на занятиях. Но это не значит, что все педагоги должны быть строгими. Если ребенок боится своего строгого педагога, то он будет наоборот рассеянным и невнимательным. Это касается и родителей, постройте занятие так, чтобы ребенок слушал вас и не отвлекался, разговаривайте, давайте задания, оценивайте труд вашего ребенка и не забывайте хвалить его.

Воспитатели детских садов развивают и воспитывают волевое внимание у детей. Это когда всем детям одновременно надо выполнять одно, и тоже упражнение или действие. Например, в детском саду на занятии физкультура дети сначала все бегут, потом все вместе останавливаются и делают гимнастические упражнения, все упражнения обязательно связаны с речью, потому что в ней выражена цель деятельности ребенка на данный момент.

Воспитанием волевого внимания ребенка можно заниматься и дома. Хорошо если у вас два, три или четыре ребенка, даже если у них разный возраст можно организовать интересные упражнения. Младшие всегда будут тянуться за старшими, им будет интересно и весело, а самое главное полезно для развития волевого внимания.

Занимайтесь своими детьми, развивайте их хвалите и тогда ваши дети будут внимательными, усидчивыми и внимательными.

Упражнения на развитие внимания ребенка

Очень важно развивать внимание ребенка в любом возрасте особенно от года до семи лет все успехи в будущем будут зависеть от того на сколько внимателен ваш ребенок.

Научите ребенка обращать внимание на что – то определенное это не трудно надо только приложить немного усилий. Мы предлагаем вам несколько интересных игр они помогут вашему ребенку замечать новое, неизвестное вокруг. Обучение в виде игры для ребенка развлечение, но в тоже время обучение внимания, которое пригодится ему в будущем.

Первое упражнение. Назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение. Делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение. Найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение. Посмотрим друг на друга

Упражнение посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру. Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение. Мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение. Будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.

Седьмое упражнение. Попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение. Развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение. Сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение. Быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Пусть ваш ребенок изучает новое с радостью, чтобы у него было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте его познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством ваш ребенок быстрее чему - либо учится и овладеет новыми знаниями и навыками.

Огромное влияние в жизни своих детей оказывают именно родители, от них многое зависит и в воспитании и в обучении ребенка. Понимайте и воспитывайте своего ребенка, чтобы дальнейшая жизнь у него сложилась благополучно.

10 игр для развития внимания

Игровой метод развития внимания - самый эффективный, так как здесь присутствует интерес и азарт, с которыми тренироваться намного интереснее. Вместо нудных заданий можно развлекаться с пользой. В разработке этих игр принимали участие ученые из Научного центра "Сколково".

Игра "Подводные лодки"

Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре. Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка. В море двигаются подводные лодки в разных направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляются разные вопросы: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?».

Смотрите внимательно на вопрос, который сейчас на экране, на движение лодок и их направление. Ответить на вопрос можно при помощи стрелочек расположенных снизу на экране. За правильный ответ вы получаете очки и продолжаете играть дальше. Если вы три раза отвечаете не правильно, игра заканчивается.

Игра "Красно-черные таблицы Шульте"

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики надо прокликать по убыванию. В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру.

Сначала надо нажать самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике, теперь снова самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике и так далее. Запоминайте числа, которые вы нажимаете, и не нажимайте их повторно.

Игры "Анаграммы"

Анаграммы - слова с перепутанными буквами. Разгадывание слов по перепутанным буквам отлично тренирует внимание и увеличивают скорость чтения. На экране показано слово, а под ним предложены четыре варианта анаграмм к этому слову, нужно определить какой из четырех вариантов верных. Игра заканчивается по истечении двух минут после старта или после пятой ошибки.

Игра "Зоркий глаз"

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать где они были. На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль».

Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы правильно отвечаете на вопросы и правильно кликаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Прокликай в правильном порядке плюс"

Главная суть игры прочитать правильно вопрос и нажать в правильном порядке цифры. В этой игре дана таблица, заполненная цифрами. Для прохождения игры, надо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от задания. Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их убывания», значит надо найти сначала самую большую цифру и от нее двигаться к самой маленькой.

Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их возрастания», значит, ищете самую маленькую цифру и от нее двигайтесь к самой большой. Запоминайте, какую цифру вы нажали последнюю. Если вы пропустили или перепутали цифру, то у вас снимается жизнь.

Игра "Задача Струпа, революция"

Главная суть игры надо найти карточку, надпись на которой не совпадает с ее цветом. В этой игре даны две карточки, надо выбрать карточку, цвет которой не будет совпадать с надписью на этой карточке. В этой игре надо смотреть внимательно на цвет, надпись на карточке и читать правильно задание. При правильном ответе вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Сравнение объектов"

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку. В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет». Ответить можно с помощью кнопок «да» и «нет» расположенных внизу экрана. Если вы правильно отвечаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Космос"

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль. В этой игре в небе летит космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Ответить можно с помощью стрелочек расположенных внизу на экране. Если вы правильно отвечаете и нажимаете, то набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Поиск цифр и букв"

Тренировка в поиск букв отлично развивает концентрацию внимания и увеличивает скорость чтения. Также этот тренажер используется для развития скорочтения .

Игра "Пятнашки"

Отсортируйте все костяшки в порядке возрастания. Игра тренирует концентрацию внимания и память. Если не получается собрать пятнашки, попробуйте сделать это по специальной инструкции, которую мы разместили в статье Пятнашки .

Курсы для развития внимания

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Уверен, что вы, даже, не обращаете внимания на эти действия, а ведь именно наличие внимания - одно из главных условий для хорошего запоминания. Как можно запомнить то, на что даже не обратили внимание?

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту. Курс отлично развивает внимание, так как нужно не просто прочитать текст на большой скорости, но еще понять его и запомнить.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания. Курс отлично развивает внимание, так как оно требуется для правильного решения примеров и выбора упрощенных способов решений.

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о такой важной составляющей личности ребенка, как внимательность. Откуда берется внимательность, и почему у современных детей с ним наблюдается дефицит, мы расскажем в этой статье.

Ученые пришли к выводу, что успешность человека в жизни зависит от того, в какой степени он способен концентрировать внимание на каком-либо одном деле. Если человек в состоянии заниматься чем-то долго и качественно, ни на что не отвлекаясь, и доводя начатое до конца, то говорят, что у него сильный разум. Именно такой человек может значительно преуспеть в избранном роде деятельности, в отличие от того, чье внимание перескакивает с одного объекта на другой со скоростью резвой кобылицы. Рассеянным людям, напротив, тяжело сосредоточиться и довести до победного завершения поставленную задачу. А поэтому и жизненный успех обходит их стороной.

Виды внимания

Ученые выделяют несколько видов внимания:

  • непроизвольное – которое возникает само по себе. Стоит только привлечь внимание ребенка к чему-то интересному, он сразу перестает плакать и отправляется на поиски, например, киски, которая от него спряталась в близлежащих кустах;
  • произвольное – не возникает само по себе. По мнению тех же ученых, оно должно развиться у ребенка к тому времени, как ему исполнится 7 лет. Чтобы вызвать у себя произвольное внимание, малышу требуется приложить собственные усилия. И немаленькие. Сила такого внимания зависит от зрелости и степени сформированности у ребенка Центральной Нервной Системы.
  • послепроизвольное – этот вид внимания возникает в результате интереса малыша к какому-либо делу. Когда у ребенка его деятельность вызывает удовольствие, то ему несложно удерживать на нем свое внимание. Именно поэтому многие детские методики преподносятся ребятишкам в игровой форме – это помогает им лучше усваивать новые знания.

Однако существует много всего, что детям неинтересно. Особенно это касается школьников, в жизни которых появляется большая ответственность в виде учебных занятий и домашнего задания. Всем этим заниматься необходимо, поскольку общество требует этого от ребенка, а ему так не хочется. Чтобы облегчить ребятам процесс обучения, тренировке произвольного внимания уделяется столько времени и пишется столько статей на эту тему.

Почему происходит нарушение внимания

Давайте разберемся в причинах нарушения внимания у детей:

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подобный диагноз ставят деткам, которые легко отвлекаются и которым очень сложно на чем-либо сосредоточиться. Если ваш малыш именно такой, то ваша воспитательная деятельность должна включать целый комплекс мероприятий, рекомендуемый медиками и коррекционными педагогами. Но самостоятельно заниматься с ребенком и развивать его внимание дома и можно и очень нужно;
  • хронические заболевания. Ребенку, который болен, сложно концентрировать долго на чем-то свое внимание, поскольку большую часть времени он чувствует усталость, и ему хочется отдохнуть;
  • ослабленный иммунитет – деток со слабым иммунитетом одолевают вирусы и бактерии, отчего они, зачастую, плохо себя чувствуют. Именно поэтому им сложнее сохранять длительную концентрацию;

Сказка о том, как защититься от вирусов «Шпион из и»

  • слабая нервная деятельность – неразвитая нервная система малыша не позволяет ему быть внимательным, поскольку усилие, которое нужно для этого, быстро его утомляет;
  • усталость от перегрузок. Усталому человеку всегда хочется отдохнуть, какая уж тут внимательность;
  • отсутствие мотивации – отсутствие интереса к занятиям провоцирует слабую нервную систему на то, чтобы производить какие-то усилия для концентрации внимания.

Многие мамы узнают, что их чадо не обладает развитым вниманием, только после того, как начинаются школьные годы. И тогда всем приходится очень тяжело. Часто время на какие-то дополнительные занятия по развитию внимания выделить довольно сложно. Именно поэтому очень важно начать развивать такой сложный процесс как внимание задолго до того, как малыш пойдет в первый класс. Именно в нежном возрасте проще всего зафиксировать важные связи между нейронами детского мозга.

Как развить внимание у ребенка

В занятиях на внимание, занимаетесь ли вы с малышами или школьниками, необходимо соблюдать следующие условия:

  • систематичность;
  • доброжелательность;
  • терпение.

Для развития детского внимания очень важна атмосфера в доме. Эмоциональный климат должен быть благоприятным, а ребенку нужно чувствовать безопасность и поддержку своей семьи.

Необходимо знать, что компьютерные игры очень снижают способность ребенка к концентрации и убивают творческие способности детей.

Ежедневные дела

Чтобы развивать внимание малыша, необязательно садиться вместе с ним за стол и начинать делать что-то неинтересное. Даже простые дела, которые мы выполняем каждый день, даже не замечая этого, способны положительно повлиять на способность ребенка успешно удерживать внимание:

  • поиск игрушек, которые потерялись, — очень ценная способность, потому что нужно сосредоточиться и вспомнить, где ты видел игрушку последний раз, когда ею пользовался, куда положил, где она может быть. Помогите ребенку построить таким образом логическую цепочку. Так, он гораздо быстрее научится ориентироваться среди вещей и предметов;
  • уборка игрушек – дело, которое обязательно нужно довести до конца;
  • выстраивание последовательности действий в любом деле – чтобы убрать игрушки, нужно сначала достать коробку для них, потом сложить игрушки туда и убрать коробку на место;
  • запоминание имен родственников и, кто кому кем приходится;
  • простые манипуляции с продуктами на кухне – почистить яйцо, например;
  • процедуры сборов на улицу – натягивание колготок, выворачивание кофточки, складывание вещей, завязывание шнурков – развивает не только внимание, но и мелкую моторику;
  • рукодельные умения – выпиливание, пришивание пуговицы, строгание, вышивание, выжигание;
  • соблюдение тишины в вечернее время, чтобы не тревожить домочадцев, требует известных усилий от неусидчивого малыша.

Игры на развитие внимания

Простые игры дома в кругу семьи отлично тренируют детское внимание и вносят много позитива в семейные отношения:

  • домино;
  • крестики-нолики;
  • шашки;
  • шахматы;
  • чтение книг – длинных историй с продолжением;
  • рассказывание историй;
  • рисование.

Развиваем внимание на прогулке

На прогулках также много возможностей потренировать внимание:

  • наблюдение за людьми на улице – кто, в чем одет, кто чем отличается, какие особенности образа можно отметить;
  • наблюдение за насекомыми и птицами – как выглядят, чем отличаются друг от друга;
  • наблюдение за машинами, например, — сколько раз мимо проехала красная машина;
  • запоминаем маршрут от дома до детской площадки – строим внутренние переходы через лифт или ступеньки подъезда, направо до угла дома, потом налево до 3-х деревьев и далее прямо по зеленой дорожке;

Упражнения на развитие внимание

Есть также некоторые полезные упражнения, которые вам помогут в деле развития внимания и памяти ваших детей:

  • вам понадобится 5 минут каждый день, чтобы вручить малышу книгу с крупными буквами и попросить зачеркивать все буквы Р на странице и обводить все буквы У, например. Буквы, конечно же, могут быть любые другие. Это упражнение очень помогает хорошо концентрировать внимание. Для этого может потребоваться около 4 месяцев;
  • хорошо использовать задания с , где требуется среди перепутанных линий выбрать верный путь к цели;
  • полезно запоминать порядок расположения предметов, геометрических фигур и их количество. Число предметов нужно постоянно увеличивать (тренирует внимание и кратковременную память);
  • распределять внимание очень нужно школьнику – ребенку предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий. Например, рисовать и одновременно слушать сказку, а потом ее ;
  • умение переключать внимание также полезно в учебной деятельности и достигается путем чередования разнонаправленных заданий.

Примеры веселых заданий на внимание

А вот и конкретные примеры:

  • поставьте 5 предметов на поверхность, пусть ребенок закрывает глаза, а вы прячете одну игрушку. Затем ребенок должен сказать, какая игрушка была спрятана;
  • пусть ребенок посмотрит на два практически похожих друг на друга рисунка и скажет, чем они отличаются друг от друга;
  • пусть ребенок посмотрит на несколько рисунков и найдет на них одинаковые предметы;
  • даем ребенку разные команды. Например, плечо — колено. Ребенок должен в это время взяться за свое плечо или колено. Взрослый вместе с ребенком выполняет действия, а потом начинает совершать ошибки. Ребенку нужно это заметить и взрослого исправить, и самому не запутаться;
  • вы с ребенком выполняете простые действия – топаете ногами, хлопаете в ладоши, крутите головой. Неожиданно вам нужно поменять последовательность, а малышу требуется быстро сориентироваться и все точно повторить за вами;
  • съедобное-несъедобное – потрясающая игра и очень полезная для развития внимания и выработки хорошей реакции;
  • показываем ребенку разноцветные карточки. Под каждый цвет ребенку нужно совершить определенное движение. Например, вы показываете красный – ребенок хлопает в ладоши; зеленый – приседает и т.д. Это сложная игра, но очень полезна для концентрации внимания;
  • после того, как прочтете какую-то книжку, задавайте малышу вопросы по содержанию: «Я что-то не припомню, как зовут того серого котенка, который промок под дождем?»;
  • придумывайте сложные задания – например, рассмотреть продавца в магазине – обратить внимание на его внешность, цвет волос, цвета и детали одежды. После совершения покупок, ребенку нужно рассказать дедушке все, что он зафиксировал в памяти. Спросите ребенка о какой-то детали во внешности продавца, чтобы понять, все ли он запомнил;
  • скажите ребенку, что вы видите в окно что-то черное, которое может прыгать, но сейчас сидит неподвижно. Пусть он найдет это и опишет его.

Ребенок с развитым вниманием легко учится, сразу схватывает информацию и быстро достигает успехов. Также деткам очень полезно заниматься следующими видами деятельности:

  • нейрогимнастика — специальные упражнения, которые активизируют деятельность тех отделов мозга, которые недостаточно интенсивно работают. В комплекс таких упражнений входит и пальчиковая гимнастика, и , и упражнения для улучшения самоконтроля, для избавления от мышечных зажимов, упражнения на растяжку и релаксацию для снятия определенных телесных установок. Также занятия подразумевают ролевые игры, стоп-игры и развитие коммуникативных навыков;
  • лечебная физкультура – особенно хороша для ребят с гиперактивностью. Упражнения успокаивают, улучшают координацию движений и восстанавливают кровообращение, нормализуя деятельность центральной нервной системы;
  • танцы или единоборства – очень важны, особенно если они станут образом жизни. Спорт помогает мобилизовать волевую сферу ребенка, выработать дисциплинированность, воспитать характер и научить достигать поставленных целей.

Развивайте внимание ребенка, и его не нужно будет долго уговаривать делать уроки. Он сам сядет и быстро все сделает без лишних уговоров. Доказано, что великих людей всегда отличала высокая способность концентрации на том, что они делают. Сейчас даже существуют тренажеры для того, что эффективнее тренировать внимание. Регулярные занятия помогут ребенку:

  • за короткое время приводить мозг в рабочее состояние;
  • легко сосредотачиваться на поставленных задачах;
  • четко и оперативно решать математические задачи;
  • приводить память в активное состояние и извлекать нужную информацию из нее;
  • четко понимать, какое решение из нескольких является единственно правильным.

Следует обязательно помнить, что все вышеперечисленное возможно только при условии бережного и уважительного отношения к личности ребенка. Не следует кричать на него, торопить, а тем более оскорблять. Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Если они чувствуют фальш, начинают изо всех сил сопротивляться. Так любые усилия можно легко свести на нет.

Успехов вам в развитии детского внимания!

С уважением,

Марина Таланина и Людмила Поцепун.

Все мамы и папы хотят видеть своих детей внимательными - это не только очень удобно, но и страшно полезно для успешной жизни ребенка. Давайте посмотрим, как можно легко и между делом серьезно развить детскую внимательность.

Зачем быть внимательным?

Внимание - это реакция ребенка на любой важный процесс. Вот раздался громкий звук - младенец вздрогнул и прислушался, затревожился. Вот мама разговаривает с крохой - он концентрируется на ней и гулит в ответ. Все это внимание. Растет ребенок, изменяются и формы внимания, рано или поздно малыш научится сосредоточенно лепить куличики, писать буквы, сопоставлять причины вступления в Тридцатилетнюю войну Англии и Франции. И если мы помогаем детке развивать разные формы внимания, то постепенно они сложатся в устойчивую черту характера - внимательность. Он будет уже по-привычке наблюдательным, будет замечать детали, выделять важное, анализировать и делать выводы буквально на автопилоте. А это уже - залог успешности взрослого человека, и не только в карьере или в быту, но и в эмоциональной, духовной жизни, в отношениях.

Специалисты выделяют три вида внимания:

- Непроизвольное внимание - не требует усилий и возникает само по себе, когда ребенок реагирует на все яркое, шумное, необычное. Этот вид внимания мы вовсю используем, когда хотим привлечь малыша к какому-то делу или переключить на новое занятие: «Ааах! Смотри-смотри, какая киска там гуляет, пойдем за нею скорей!» - и расстроенный годовасик забывает о грустном и идет на штурм киски.

- Произвольное внимание - обычно формируется к 7 годам и далее развивается по мере взросления. Здесь уже ребенок концентрируется не на том, чего ему хочется, а на том, что он должен сделать. И это требует усидчивости, силы воли и даже самодисциплины. Постепенно дети учатся не реагировать на раздражители извне. Этот вид внимания очень важно развить и продвинуть в младшей школе, чтобы на всем протяжении дальнейшей учебы (и жизни!) ребенок не имел проблем. Вся взрослая деятельность, вся ответственность и надежность, от соблюдения правил дорожного движения до уважительного отношения к спутнику жизни, опираются на этот вид внимания.

- Послепроизвольное внимание - очень похоже на произвольное, но отличается тем, что ребенок выполняет задачу с удовольствием и без напряжения. Этот вид внимания держится на интересе - именно поэтому обучающие методики для дошколят и младшеклассников основаны на игре и дают хорошие результаты. Но на одном этом виде внимания далеко не уедешь, необходимо ставить и закреплять «насильное» произвольное внимание.

У внимания есть и другие важные «глубины и ширины»: объем, устойчивость, скорость переключения, избирательность и так далее. Во многом все эти способности заданы генетически, но в значительной степени формируются средой. Конечно, внимание может быть развито неравномерно, и не всегда это ведет к неуспеху. Например, великий советский физик Лев Ландау, который в уме, без карандаша и бумажки проводил невероятной сложности вычисления, - тот же Ландау через пять минут после обеда не помнил, что он только что с удовольствием ел, - вот не было это ему интересно и важно. Но как бы нам ни хотелось положиться на природу, развивать внимание «искусственными методами», скорее всего, придется.

Когда и как развивать внимание?

О том, что ребенок невнимательный, часто становится известно, когда он идет в школу. И само собой, школьнику можно развить внимание и способность к концентрации, но проще и эффективнее делать это в нежном возрасте, когда привычки только закладываются и мозг активно фиксирует важные связи.

Многие детки получают в кабинете невролога диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Хорошая новость заключается в том, что «это лечится» таблетками и специальными занятиями. Но существует и неопределенность: многие специалисты полагают, что надежного способа избавиться от этого синдрома нет и что дети «перерастают» его или приспосабливаются к нему во взрослом возрасте. И помочь перерасти и приспособиться могут родители: нужно только работать с ребенком на укрепление внимания с малышового возраста.

И в этом деле, конечно, важны доброжелательность, систематичность и регулярность занятий. Только это дает устойчивый результат. Однако не стоит пугаться! Неотвратимые и обязательные занятия - это, конечно, звучит немного удручающе, даже если они необходимы. Но есть простая и ценная рекомендация: всю обязательность поручить специалистам, это будет честно и правильно.

Давайте посмотрим: нейрогимнастикой с малышом пусть занимаются в психологическом центре, лечебной физкультурой - в поликлинике, танцами или единоборствами - в доме творчества, специальные игры на развитие внимания проводят в детском саду или школе развития. Нашей задачей будет - доставлять ребенка на занятия и оплачивать их. Положа руку на сердце, многие ли мамы представляют себя в роли затейницы, которая регулярно организует чаду игры в духе «Найди лишнее животное» или «Медведь идет в гости к лисе»? Заставлять себя заниматься с собственным ребенком важными делами, которые вас угнетают, вредно и для эффективности (все равно бросите), и для отношений с ребенком. Именно поэтому - подключаем узких специалистов: воспитателей, монтессори-педагогов, логопедов, психологов, тренеров.

Что же остается родителям? - во-первых, самая важная в мире роль любящих родителей. А во-вторых, огромное поле интересных и простых занятий на развитие внимания. Это такие дела и игры, которые даже не похожи на специальные занятия, настолько они вплетены в ткань живой жизни и человеческого общения, развлечений, совместного креатива или быта. Но при этом они фундаментально развивают внимание ребенка. Далее - только о них!

Внимание - к ребенку!

Вообще, самая первая «хитрость» развития детской концентрации - это искренний интерес к жизни ребенка. Когда вы наблюдаете за сыном или дочкой, пытаетесь понять его или ее внутренний мир, стараетесь играть с ним слаженно, - это очень важно. Вы слушаете его рассказы о том, что с ним случилось, рассматриваете его рисунки, смотрите мультики и кино про то, что он любит, разговариваете о том, что для него имеет значение. Внимание малыша - блуждающее, импульсивное. Когда взрослый замечает, что привлекает или озадачивает ребенка, и мягко помогает малышу удерживать внимание на этом, разбираться и углублять тему, - вот тогда ребенок учится управлять своим вниманием, укреплять его. Это укрепляет еще и уверенность в себе, чувство безопасности.

Психологи пишут, что атмосфера в доме, эмоциональный климат в семье тоже влияют на развитие детского внимания. В спокойной и дружелюбной атмосфере куда проще вырастить внимательного и сосредоточенного человечка, чем в издерганной и ненадежной среде. Эмоциональные стрессы, как и физические перегрузки, нарушают формирование механизмов внимания.

Информационные перегрузки тоже оказывают медвежью услугу. Если ребенка водят на десяток кружков, а дома он подолгу сидит перед телевизором или компьютером, то только очень крепкая нервная система убережет от проблем с произвольным вниманием. Еще в конце прошлого века стали появляться работы, где психологи писали о новых поколениях детей, для которых телевидение и компьютер во многом заменяли живое общение и очень сильно обедняли их способность к концентрации, творчеству и групповой работе. Так что для роста здоровой внимательности важны человеческие контакты, мирная атмосфера, достаточное пространство для отдыха. Это просто база, а дальше - начинаются разные полезные частности.

В быту

Абсолютно все домашние дела, которые вы делаете на глазах у малыша или вместе с ним, помогают развивать внимание. Например:

* Уборка игрушек на свои места - надо сконцентрироваться и вспомнить, где что лежит, а еще довести дело до конца.

* Поиск потерянных вещей - просто запредельно ценная задача, главное - искать спокойно. Если вы замечаете «потерянную» книжку или игрушку на самом видном месте, не нужно радостно «тыкать» в нее ребенка, помогите наладить ему механизм поиска: пусть он представит себе образ того, что ищет, и начинает сканировать пространство - пол, диван, стол, полка - нашли! Мальчикам этот навык нужно ставить особенно тщательно. В силу гендерных различий, мальчики часто до взрослого возраста (а то и до глубокой старости) с большим трудом ориентируются среди вещей. Вспомним классическое: «Где мои носки??» Если найти вещь сразу не удается, подключаем другое прекрасное упражнение: где ты видел это в последний раз? Что было потом? Куда ты обычно это прятал? Логика помогает творить чудеса. И, мамы, наберитесь терпения, помогите детям самим найти пропажу, не подключайте наш обычный женский поиск методом интуитивного тыка, который срабатывает с первого-второго захода.

* Одевание и раздевание : тоже удивительно развивают концентрацию и внимание. Как надевать носочки и натягивать колготочки, чтобы было удобно. Как самостоятельно снимать футболку. Как переодеваться, не отвлекаясь, зайдя с зимней улицы в школу развития. Складывать вещи и класть их на место. Очень многое для внимания и памяти можно сделать, повторяя правильные названия предметов одежды и обуви и поясняя, чем отличается кофта от свитера, блузка от рубашки, а ботинки от кед.

* Разбор стираного или глаженого белья по стопочкам: постельное, папа, мама, Сашенька.

* Все женские рукоделия или мужские умения : пришивание пуговиц, вязание, вышивка, шитье, строгание ножичком, выпиливание и выжигание. Если у ребенка есть родственник, который может ему это передать, научить его традиционным домашним искусствам - то ребенку просто сказочно повезло.

* Собирать цветы и плести веночки, собирать гвоздики и шурупы «для хозяйства» - все это тоже важно для развития концентрации. Для этого полезно и любое коллекционирование камешков и перышек, машинок или куколок, это точно стоит поощрять.

* Внимание к домашним и соблюдение границ: дедушка прилег отдохнуть, давай вести себя тихо; уже поздно, часы показывают девять вечера, нельзя бегать и играть с мячиком; тетя не разрешает брать вещи с ее стола.

* Наблюдение за людьми через окно перед выходом на прогулку: все одеты в кофточки с длинным рукавом и длинные штанишки, а вон девочка в легкой футболочке, смотри, как она съежилась на качели, наверное, ей холодно, давай мы тоже наденем джинсы и свитерок.

На улице

* Наблюдение за птицами, насекомыми, растениями: важно не просто привлекать внимание вспышками («Смотри, какой красивый жук, какой большой цветок»), - здесь ценен процесс, развитие событий, исследование. Вот идут голуби, один серый, другой белый, наверное, они ищут еду, а может, они хотят пить? - подошли к луже попили, а если им бросить немного хлеба или зернышек? - сразу слетается еще десяток, наверное, они следят за этим местом? А вот идет кошка, может быть, у нее есть детки, где же она их прячет, как она их любит и вылизывает язычком?

* Запоминать имена друзей по играм: не просто знакомиться с приятелями по двору, но и замечать с ребенком, где чья мама, где чья коляска или велосипед, кто чей братик или сестра.

* Кто заметит больше собак? Во время прогулки можно замечать и сравнивать то, что любит ребенок: красные машины, кошек, самокаты.

* Описать путь: малыш лет 5-6 уже может с вашей помощью рассказать, как дойти от дома до любимой площадки. Сначала мы спускаемся на лифте на первый этаж, выходим из подъезда, идем по дорожке направо до конца дома, поворачиваем направо, идем вперед до магазина… Этот способ тренировки внимания и памяти через построение «внутренних походов» по городу или большому дому был просто культовым методом у древнеримских ораторов и ученых.

Домашнее общение и игры


- Запомнить родственников
: это, пожалуй, еще более мощный способ тренировки внимания и памяти, укрепления семейных уз и понимания своего места в этом мире. Рассказывайте и показывайте в гостях или на фото бабушек и дедушек, тетей и дядей, кто кому и кем приходится, бабушка Ася - папина мама, дедушка Женя - мамин папа, кто и кем работает, для деток постарше - у кого когда день рождения. Истории можно углублять всю жизнь: когда-то подойдет возраст поведать о том, где жили разные части семьи, когда-то наступит время для рассказа об истории репрессированных предков.

- Любые настольные игры : крестики-нолики, шахматы, шашки, домино, тримино, «Зельеварение», «Дженга», - все, что вам интересно и весело делать с детьми, работает на внимание.

- Совместное чтение книг: особенно длинных, с продолжением, со вторыми и третьими частями.

- Рассказывание историй: родителей - о своем детстве, детей - о своих мечтах и фантазиях. Дети обычно трепетно любят такие разговоры и очень их ждут.

- Слежение за траекторией вещи: можно сказать, что это - игра-упражнение, похожее на рассказывание историй. «Вот я беру в руку конфетку и кладу ее в свой правый карманчик на рубашке, потом иду в кухню, достаю конфету из карманчика и кладу ее на тарелку на столе, а вместо нее беру яблоко, мою его и разрезаю на четыре части. Ты хочешь конфетку или яблоко?»

- Совместное рисование: если вы любите рисовать вместе с ребенком - здорово. Если предпочитаете читать книгу или форум, пока малыш возится с карандашами рядом, можем предложить такое развлечение: рисуете на листке бумаги любой кружок или квадратик, ребенок должен продолжить рисунок. Вокруг кружка вырастает свинка или лебединое озеро, в зависимости от настроения и сопутствующих желаний. После этого вы можете внести какие-то новые дополнения в рисунок: нарисовать на свинке всадника-курицу или овечку на берегу озера. Ребенок тоже может продолжить. Часто такие игры вызывают у детишек продолжительный восторг и, конечно же, служат делу концентрации.

- «Корректурная проба» : это задание может понравиться детям, которые уже знают буквы. Сажаете ребенка рядом с собой, даете ему книгу или журнал с крупным текстом, и пусть он обведет все буквы А на одной страничке (или абзаце). Пока он болтает ногами и возит карандашом - занимаетесь своим делом. Только потом обязательно проверьте правильность и похвалите. Усложняем задание: обводим все буквы У и зачеркиваем все буквы Т. Периодические «корректорские» упражнения в дошкольном возрасте помогут детке в будущем избежать ошибок на письме.

- Разделение действий : если малыш хочет петь, пить и писать одновременно, помогите ему разобраться и выстроить все по порядку. И в других делах придерживайтесь «регламента»: мы сейчас завтракаем, а значит, не вскакиваем и не убегаем поиграть в мячик; мы разговариваем о садичном утреннике, а значит, о новом конструкторе Лего поговорим сразу после этого, а не одновременно.

И много еще дел, делишек и игр незаметным образом развивают внимание и концентрацию у детей. Залог успеха - интерес родителей к детским желаниям и склонностям, наблюдательность, разговоры и совместные дела. Чем внимательнее мы к ребенку, тем внимательней он к жизни!