Сбежавший календарь. Чего мы не знаем о григорианском календаре

Уильям Хогарт. Предвыборный банкет

В 1752 году наш старый знакомый лишился дня рождения, приходившегося на 7 сентября. Впрочем, армия лишенцев насчитывала тысячи британских подданных, кому выпало появиться на свет в промежутке от 3 до 13 сентября включительно. Империя бросилась догонять Европу, и устремившийся в светлое будущее поезд прогресса увлек за собой и старый вокзал со всеми его обитателями.

В 46 году Юлий Цезарь провел реформу летоисчисления. Старый римский календарь был чрезвычайно далек от совершенства: во-первых, в нем было всего 355 дней; очевидная недостача компенсировалась понтификом, который нередко подчинял свое решение политическим мотивам, то удлиняя, то укорачивая правление избиравшихся на год консулов.

В новом, получившем название юлианского, длина года равнялась 365 дням, а каждый четвертый год был високосным. Таким образом, средняя продолжительность года составляла 365 с четвертью дней, что на 11 минут и 15 секунд больше длительности года тропического. Эта небольшая, казалось бы, погрешность, с течением веков превратилась в настоящую проблему: Солнце не поспевало за земной жизнью, каждые 128 лет отставая еще на 1 день, так что к XVI веку Пасха — один из главных праздников крещеного мира, традиционно связанный с днем весеннего равноденствия 21 марта — оказалась под угрозой утраты изрядной доли своего изначального смысла.

Навести порядок взялся папа римский Григорий XIII. Он нанял итальянского ученого Алоизия Лилия, который и придумал новый календарь, получивший, однако, имя инициировавшего реформу понтифика. В календаре, которым мы пользуемся и по сей день, високосными становятся только те годы, которые делятся на 4, но не на 100 (исключение составляют те, которые делятся на 400). Он тоже несовершенен — так, к 4909 году земные часы снова убегут вперед на целый день, — но пока работает.

24 февраля 1582 года католический мир дружно перешел на новую систему времяисчисления. Протестантской же Европе папская булла была не указ. Однако постепенно подозрения в заговоре уступили место здравому смыслу, и к середине XVIII века на григорианский календарь перешла уже большая часть стран Западной Европы, но не Британская империя, где, как известно, солнце светило по особым законам.

Лишь в 1751 году благодаря политическому влиянию четвертого графа Честерфилда, поддержавшего энтузиаста перехода на новый календарь Джорджа Паркера, заядлого астронома и члена Королевского научного общества, в Парламент был внесен и успешно принят «законопроект о регулировании начала года и исправлении текущего календаря» (Act for Regulating the Commencement of the Year and for Correcting the Calendar now in Use ). Росчерком сиятельного пера Георг II укоротил 1751 год до 282 дней: начавшись по старой традиции 25 марта, он должен был в соответствии с новыми веяними времени закончиться 31 декабря; новому 1752 году было велено начаться 1 января (Шотландия так делала и без королевского указа).

Этим же законом английский календарь догнал соседей по Европе, избавившись от 11 «лишних» дней — когда часы пробили полночь в среду 2 сентября 1752 года в Британской империи наступил четверг 14 сентября.

Несмотря на проведенную в масс-медиа разъяснительную работу под лозунгом «Новый стильистинный стиль» (The New Style the True Style ) перемены пришлись по вкусу далеко не всем. Так, некоторые испугались, что с потерей 11 календарных дней их собственная жизнь стала короче на столько же.

В этой же реформе коренится и казус 6 апреля. В этот день в Великобритании начинается новый налоговый год, и вот почему. Проведенная Юлием Цезарем реформа календаря провозгласила началом нового года 1 января; однако в Средние века во многих европейских странах эта роль перешла к дням особой религиозной важности вроде Рождества 25 декабря или Благовещения 25 марта, как это случилось в Британии. Начало календарного года совпадало с началом года налогового. До 1752 года. Во избежание финансовых потерь налоговый год решили не сокращать, для чего понадобилось передвинуть начало нового — на те же 11 дней — на 5 апреля 1753-го. Еще на один день вперед он сдвинулся в 1800 году (високосном по юлианскому, но не григорианскому календарю).

Впрочем, до бунтов дело не дошло, хотя такие слухи и ходили до недавних пор среди историков. Причиной их послужила, видимо, написанная в 1755 году Уильямом Хогартом картина «Предвыборный банкет». Она напоминает зрителю о предвыборной кампании 1754 года, в ходе которой переход на новый календарь стал одним из камней преткновения вечно несогласных друг с другом тори и вигов. На картине кандидаты от партии вигов предаются застольному разврату, в то время как за окном протестуют их политические оппоненты, лишившиеся одного из своих транспарантов (черное полотнище довольно скромных размеров под ногами сидящего на полу джентльмена с тростью) со словами «Верните нам наши 11 дней» (Give us our Eleven Days ).

Между тем по другую сторону Атлантики в пока еще британской Америке Бенджамин Франклин радовался нововведению:

It is pleasant for an old man to be able to go to bed on September 2, and not have to get up until September 14.

На новый — впрочем, к тому времени уже довольно старый — григорианский календарь Великобритания перешла далеко не последней. Православные страны жили по юлианскому канону вплоть до начала ХХ века: Россия догнала остальную Европу лишь в 1918-м, а Греция — только в 1923-м (им пришлось избавляться уже от 13 дней в календаре), причем религиозная жизнь в этих странах по-прежнему течет по ошибочным расчетам александрийского астронома Созигена.

Если бы вы жили в Англии или в одной из американских колоний в 1752 году, то были бы удивлены, не досчитавшись всех дней в сентябре. В 1752 году в этом месяце не хватало одиннадцати дней! Вы бы пошли спать вечером 2 сентября, а проснулись уже 14-го. Одиннадцать дней просто пропустили в рамках парламентских изменений, целью которых было ввести григорианский календарь, совместив время в Великобритании и ее заморских владениях с временем в остальной части Западной Европы. Большинство людей в мире сейчас используют эту многовековую систему, так что есть вероятность, что вы с ней хорошо знакомы. Тем не менее, есть несколько фактов о григорианском календаре, которые могут стать для вас неожиданностью.

Первоначальной целью григорианского календаря было изменения даты Пасхи

В 1582 году Папа Григорий VIII ввел свой календарь. Европа в это время использовала юлианский, впервые введенный Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. Так как система римского императора расходилась с длительностью солнечного года на 11 минут, календарь начал отставать от сезонов. Это и обеспокоило Григория, поскольку Пасха, которая традиционно праздновалась 21 марта, с каждым годом все дальше отдалялась от весеннего равноденствия.

В григорианском календаре каждые четыре года происходит "прыжок лет"

Юлианский календарь включал дополнительный день в феврале каждые четыре года. Однако итальянский ученый, который разрабатывал календарь для Григория в 1582 году, понял, что добавление стольких дней в календаре делает его слишком длинным. Он разработал принцип, согласно которому лишний день в январе добавляется только в тот год, число которого кратно четырем, и при этом оно не делится на 100. Если же число года кратно 400, то лишний день также добавляется. И хотя эта формула может показаться немного странной, она решает проблему с отставанием, которую создавал юлианский календарь.

Солнечный год отличается от григорианского календаря на 26 секунд

Несмотря на гениальный метод итальянского ученого, который синхронизировал календарь с сезонами, эта система все еще не включала 26 лишних секунд. В результате в последующие годы возникало расхождение сначала в несколько минут, а затем и часов. К 4909 году григорианский календарь опередит солнечный на целый день.

Некоторые протестанты рассматривали григорианский календарь как католический заговор

Хотя реформа календаря Григория не имела никакой власти за пределами католической церкви, многие страны, в том числе Испания, Португалия и Италия, быстро переняли новую систему и для гражданских дел. Но европейские протестанты сразу же отклонили изменения из-за того, что они были предложены Папой. Они опасались, что это попытка нанести вред их движению. К примеру, протестантская Германия перешла на новый календарь только в 1700 году, а Англия держалась до 1752 года. Православные страны отказывались от нового календаря даже дольше, а их церковь так никогда и не согласилась принять реформы Григория.

Принятие Великобританией григорианского календаря вызвало массовые беспорядки и акции протеста

По некоторым свидетельствам, английские граждане достаточно агрессивно отреагировали на решение парламента, которое касалось григорианского календаря. В ночь с 2 на 14 сентября 1752 года бунтовщики вышли на улицы, требуя, чтобы правительство вернуло им 11 «украденных» дней. Тем не менее, большинство историков сейчас предполагают, что таких протестов не было, или же свидетельства о них сильно преувеличены. С другой стороны Атлантики Бенджамин Франклин, тем не менее, приветствовал такие изменения, написав: «Для стариков очень приятно лечь в постель 2 сентября и не просыпаться до 14-го».

До принятия григорианского календаря новый год в Англии начинался 25 марта

Календарная реформа Юлия Цезаря в 46 году до н. э. установила 1 января как дату начала нового года. Тем не менее в Средние века многие европейские страны изменили время начала года на дни, которые имели большее религиозное значение. К примеру, это было 25 декабря - рождение Иисуса, 25 марта - Благовещение. Последний праздник известен также как день Девы Марии, и именно он был началом нового года в Великобритании вплоть до 1 января 1752 года.

Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. 1932 год в музыке 1930 1931 1932 1933 1934 … Википедия

Черниковский ("Бор. Год.") - Смотри также … Словарь литературных типов

Годы 1796 · 1797 · 1798 · 1799 1800 1801 · 1802 · 1803 · 1804 Десятилетия 1780 е · 1790 е 1800 е 1810 е · … Википедия

Эта статья о годе. См. также статью о числе 1760. Годы 1756 · 1757 · 1758 · 1759 1760 1761 · 1762 · 1763 · 1764 Десятилетия 1740 е · 1750 е 1760 е … Википедия

Годы 1755 · 1756 · 1757 · 1758 1759 1760 · 1761 · 1762 · 1763 Десятилетия 1730 е · 1740 е 1750 е 1760 е · 1770 е … Википедия

Годы 1752 · 1753 · 1754 · 1755 1756 1757 · 1758 · 1759 · 1760 Десятилетия 1730 е · 1740 е 1750 е 1760 е · … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Годы 1750 · 1751 · 1752 · 1753 1754 1755 · 1756 · 1757 · 1758 Десятилетия 1730 е · 1740 е 1750 е 1760 е · 1770 е … Википедия

Книги

  • L"incredule detrompe, et le chretien affermi dans la Foi , Abbe de Pontbriand. Прижизненное издание. Париж, 1752 год. Издание J. B. Coignard, Ant. Boudet. Старинный цельнокожаный переплет. Бинтовой корешок. Цветной обрез. Сохранность хорошая. Вниманию читателей…
  • Ж.-Ж. Руссо. Pro et contra , . Книга "Ж.-Ж. Руссо. Pro et contra" включает наиболее значимые тексты и рефлексии мыслителей России, посвященные Жан-Жаку Руссо, деятелю и критику французского Просвещения, оказавшему большое…
  • История России с древнейших времен. Том 23. Царствование императрицы Елисаветы Петровны , Сергей Соловьев. Знаменитый труд великого русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820 – 1879), является крупнейшим достижением русской исторической науки XIX в. С. М. Соловьев –«первый среди равных»,…