Современные подходы к организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями молодых семей. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Надежда Попова
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Аннотация :Рассмотренынеобходимость совершенствования форм и способов , педагогов и родителей.

Annotation:Discussed the need to improve the forms and methods of interaction kindergarten and family, teachers and parents.

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей . Масштабные преобразования в обществе , сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ . Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики . Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями,

в том числе с семьёй как социальным институтом.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения , а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи , педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг . Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Существующая в детских садах практика показывает необходимость совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей. Результаты исследований Н. Ф. Виноградовой, В. Н. Гребенниковой, Т. Н. Дороновой, Г. Н Зверевой, Т. А. Куликовой убеждают в том, что наиболее распространённой и эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников является родительское собрание . В тоже время практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы : содержание родительских собраний недостаточно дифференцированно, воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей. .

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком , уйдя при этом от скучных шаблонов.

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение . В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований : правилам организации и жизнедеятельности , поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья , дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие . В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй .

В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения . В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будет учитываться мнение семьи по взаимодействию с ребенком . Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении различных проблем : от педагогических до финансово-хозяйственных. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие .

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей , знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом , родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье .

Система работы педагога с родителями дошкольников подразумевает планомерную, хорошо продуманную программу работы, рассчитанную на довольно продолжительный период.

Взаимодействие педагогов детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях. Объектом воспитательного взаимодействия является формирующаяся личность. И детский сад, и семья осуществляют в воспитании одни и те же функции : информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Т. П. Колодяжная выделила основные аспекты такой работы :

Изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей; изучение социального окружения ребёнка;

Определение цели и задач воспитания;

Определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;

Своевременный обмен с родителями информацией о продуктивности воспитательного процесса;

Выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;

Коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка. .

В. А. Сластёнин считает, что работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как :

Доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

Личностная заинтересованность родителей – определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т. е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной ипрогностичной;

- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия – во-первых , определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками; во - вторых, они для нас не ученики, а партнеры, мы им помогаем, а не учим воспитывать собственных детей. Следовательно, то, что мы им предлагаем, должно быть интересно и полезно взрослым;

Утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во–первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в – третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

Эмансипация родителей – этот принцип предполагает, во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи Р . П. Дешеулина, А. В. Козлова считают :

Знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому , анкеты, тестирование) ;

Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей);

Выявление структуры семьи и ее психологического климата (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи , ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное , тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи , искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Взаимодействие с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного образовательного учреждения .

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Эффективность воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса . Значительное место в системе работы воспитателя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные , так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий :

между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении ;

между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения ;

между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия , но и взаимопонимание , взаимоуважение , взаимодоверие , взаимопознание , взаимовлияние . Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений . Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом , главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение » - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности» , формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Таким образом , в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Литература :

1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание . - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.

2. Давыдова О., Майер А. Детский сад – семья : инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание . – 2011. - № 5. – С. 52 – 55.

3. Внешняя среда и психическое развитие ребёнка // Под ред. Р. Б. Тонковой – Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1984. – 248 с.

4. Сластёнин В. А. Методика воспитательной работы. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004.- 144 с.

5. Громова У. Ясли VKONTAKTE … Родительское собрание на дому ? Возможно ли такое? // Дошкольное воспитание – 2012 . - № 1. – С. 41 – 43.

Взаимодействие ДОУ с семьей

Тема 11.

Своеобразие общественного и семейного воспитания .

Задачи воспитания в условиях семьи и ДОУ отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает эмоциональный компонент, в общественном воспитании доминирует рациональный. В ДОУ цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, обозначены в программных документах, а в семье часто носят несформулированный характер, отличаются субъективизмом, варьируются в зависимости от ценностных ориентаций родителей, их педагогической культуры. В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, методы семейного воспитания отличаются большей естественностью, индивидуальной обращенностью педагогических воздействий. Семья для ребенка является наименее ограничивающим и наиболее мягким типом социального окружения, тогда как в ДОУ взаимосвязь субъектов воспитания определяется функциональными обязанностями.

Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером , постоянством и длительностью воспитательных воздействий , объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды деятельности . В условиях ДОУ ребенок имеет возможность приобрести опыт общения, навыки инициативной деятельности.

К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:

- учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации.

- вариативность содержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизации родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности, метод домашних заданий (например, сочинение на тему «Мой ребенок»), игровое моделирование поведения (проигрывание ситуаций, например, «Успокойте плачущего ребенка»); просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов; игры (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова).

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи .

Коллективные формы 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции . 3. «Круглые столы». 4. Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы 1. Педагогические беседы с родителями . 2. Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами). 3. «Заочные» консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка . 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки .
Наглядно-информационные формы - записи на магнитофон бесед с детьми; - видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; - фотографии; - выставки детских работ; - стенды, ширмы, папки-передвижки.


Нетрадиционные формы – формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т. В. Кротова).

Наименование Цель Формы проведения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. - проведение социологических срезов, опросов; - «Почтовый ящик».
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. - совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.); - участие родителей и детей в выставках.
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. - семинары-практикумы; - педагогический брифинг; - педагогическая гостиная; - проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес») - устные педагогические журналы; - педагогическая библиотека для родителей; - заседания клубов для родителей.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. - информационные проспекты для родителей; - организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет; - организация мини-библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий , а не развлекательной стороне.

Балакина Галина Константиновна.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка», г. Куйбышев Новосибирской области, воспитатель.

Молодые семьи составляют 50% от всех семей в нашем дошкольном образовательном учреждении и в детском саду накоплен определенный опыт взаимодействия с данной категорией родителей. Современные молодые родители достаточно образованы, у них есть доступ к педагогической информации из разных источников: телевидение, периодические издания, сайты Интернета. Следует подчеркнуть, что эта информация направлена на «усредненного слушателя» и не предполагает «обратной связи». Знания у молодых родителей есть, но они не умеют их применять, не имеют глубокого представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не умеют анализировать свою воспитательную деятельность.

Сегодня дошкольное учреждение, выстраивая систему взаимоотношения с семьей, использует как хорошо известные, формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска, которые предполагают расширение взаимодействия с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако изменились принципы, на основе которых строится общение с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Остановимся на эффективных и актуальных, на наш взгляд, формах и методах повышения активности молодых родителей. Для изучения семьи, согласования воспитательных воздействий незаменимы информационно-аналитические формы, такие как, неформальные записки (информируют семью о новых достижениях ребенка, поступках, интересных высказываниях) или индивидуальные блокноты (курсируют между детским садом и семьей: родители делятся тем, как проявляет себя ребенок в семье, а воспитатели отмечают успехи детей по разным видам деятельности в детском саду). Наглядно-информационные формы (выставки творческих работ детей, памятки и буклеты, электронная мини-библиотека) – постоянно будут востребованы молодыми родителями, так как демонстрируют успехи детей и оказывают практическую помощь семье.

Одной из самых традиционных, но эффективных форм познавательного направления остается родительское собрание. Если изменить формы и методы проведения и попытаться построить общение не на монологе, а на диалоге (использовать решение проблемных задач воспитания, игровые тренинги, видеозаписи деятельности детей, делиться опытом семейного воспитания, традиций в семье), то данный подход требует более тщательной подготовки, но и результат становится ощутимее. Можно отметить, что досуговые формы являются самыми популярными, и это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, показатель комфортности внутрисемейных отношений). Благотворительные акции, дни добрых дел («Подари книгу другу», «Живи, лес!»), дни общения (день папы, бабушки, сестры, брата), творческие конкурсы («Почитай мне мама», «Книжки-малышки», «Семейный театр») – помогают привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Происходящие изменения позволяют утверждать, что эмоциональный и информационный контакт с молодыми родителями, заинтересованность воспитателя, применение современных активных форм взаимодействия становятся определяющими в построение отношений дошкольной образовательной организации и семьи, как взаимосвязанного и равноактивного воздействия двух сторон в интересах творческого развития ребенка.

Библиографический список:

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практи­ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111 с.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, М.: «Сфера», 2002. – 114с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.
  5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

школа семья педагог родитель

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

Организации образовательного процесса;

Организации развивающей среды;

Привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

Оказании дополнительных услуг;

Разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

Поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

Повышение уровня педагогических знаний родителей;

Воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

Систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

Создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

Осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать «открытость внутрь » - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу » означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

Обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

Активизировать воспитательные возможности родителей;

Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

Укрепление внутрисемейных связей;

Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

Конференция: Современный детский сад

Организация: МАДОУ д/с №269

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • оказание дополнительных образовательных услуг,
  • организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи . Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  • совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
  • проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
  • выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
  • Совместно с родителями организуем мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
  • Организация и проведение дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Родительское собрание.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  • разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
  • Информационные листки : объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей , на интересующие их темы и с целью просвещения.
  • Папки–передвижки : «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Вывод: Развитие ребенка возможно только при тесном взаимодействии ДОУ и родителей. Работа с родителями направлена на создание теплых отношений между всеми участниками образовательно - воспитательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
  4. Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО. 2016 г.