«Традиции живая нить. Сценарий праздничного мероприятия цаган сар2

Совместное развлечение для детей и родителей

"Праздник калмыцкого чая"

Цель

Задачи:

Оборудование : работы детей и родителей, пиалы для танца, калмыцкие народные костюмы, угощение "Калмыцкий чай и борцоки", записи калмыцких песен.

Предварительная работа : познавательные занятия, дидактические игры: "Собери пиалу", "Кто быстрее соберет борцоки", заучивание стихов, пословиц и песен о калмыцком чае.

Воспитатель: Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать к нам в детский сад "Солнышко". Сегодня у нас праздник - праздник калмыцкого чая. Это итоговое мероприятие проекта «Калмыцкий чай». Я благодарю родителей, которые приняли участие в этом проекте. Они собрали материал об истории происхождения калмыцкого чая, познакомили своих детей с чайной церемонией, разучили стихи и песни.

Как легендарное копье в боях,

Уух., идх тоотас,

Уурта, шимтэ хотас,

Уул чинрэн даасн,

Улан хальмг цэ.

Хальмг улс келнэ: « Цэ шингн болвчн – идэнэ дееж».

Цээhэр зулан оргдг

Цээhэр дееж бэрдг

Цээhэр гиичэн тосдг

Цээhэр хот кеедг.

Песня "Хальмг ця"

Входит сайгачонок, у него грустный вид.

Сайгачонок: у меня болит ножка и я потерял маму, я очень голоден, и боюсь волков я не могу быстро бегать.

Воспитатель: Мы тебя не оставим в беде, ребята у нас очень добрые. Мы тебя полечим и ты снова будешь здоров. Проходи, присаживайся. У нас праздник калмыцкого чая. А чай очень целебный напиток. Наши повара готовят калмыцкий чай и мы обязательно тебя угостим и ты поправишься.

Чай недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол ведет.(сайгачонка усаживают за стол).

Воспитатель : А сейчас нам о истории происхождения калмыцкого чая расскажет семья Бадмаевых (выходят мама Виктория и сын Дайсан).

Игра "Собери пиалу"

Воспитатель:О лечебных свойствах чая расскажет семья Анисовых

Песня "Борцок "

Игра"Кто быстрее соберёт борцоки"

Воспитатель:О чайной церемонии калмыков расскажут наши дети.

Игра «Улан, улан альчурта »

Воспитатель: Ребята у каждого народа есть свое особое блюдо.

У калмыков этим особым блюдом является калмыцкий чай.

Уух., идх тоотас,

Уурта, шимтэ хотас,

Уул чинрэн даасн,

Улан хальмг цэ.

Танец с пиалами

Пил джомбу я у даргинцев,

У балкарцев, кабардинцев.

Видел, пьют его армяне.

Слышал, пьют его цыгане.

Пьют везде калмыцкий чай,

Ты попей и не скучай!

Воспитатель:

А как еще называют калмыцкий чай, хальмг цэ? – Джомба. На всех праздниках «Зул», «Цаган Сар» самым почитаемым напитком является калмыцкий чай. Хальмг улс келнэ: « Цэ шингн болвчн – идэнэ дееж».

Воспитатель: (повар вносит чай в пиале)

Вот и готов наш лечебный напиток - чай, для сайгачонка. Сайгачонок пьет чай.

Сайгачонок: Ура! Я здоров!

Танец с сайгачонком.

Сайгачонок: Мне пора бежать, маму догонять. А помог мне стать здоровым и сильным калмыцкий чай. Спасибо вам. До новых встреч.

Цээhэс эмтэхнь уга,

Цээhэс чинртэнь уга,

Цээгэс унтэнн уга,

Цээhэс ахнь уга.

Воспитатель: Калмыцкий чай - символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем и заканчиваем чаепитием. И произносим благопожелание. Поэтому и я, заканчивая о чае, не могу не пожелать вам, дорогие гости, счастья, удач, здоровья и мирного неба над головой.

Идэн – чигэн элвг- делвг болж

Халун хальмг цээhэн ууж,

Хавтха хальмг боорцган идж

Оньдин дорвн цагт

Амрж, жирhж йовтн

Будем во все времена

Ведя приятную беседу.

Выходят из зала. Воспитатель раздает родителям буклеты.

Сценарий мероприятия "Праздник калмыцкого чая"

Цель : популяризация национального праздника калмыцкого чая, привлечения детей, и родителей к традициям и обычаям калмыцкого народа.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения калмыцкого чая и особенностями традиций чаепития.

Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

Воспитывать чувство любви к своей малой Родине.

Активизировать словарный запас слов.

Интеграция образовательных областей : художественная литература, музыка, коммуникация, социализация.

Оборудование : работы детей и родителей, пиалы для танца, калмыцкие народные костюмы, записи калмыцких песен.

Оформление центральной стены : рисунок пиалы с калмыцким чаем и борцоками.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, гости дорогие, дорогие ребята! Сегодня мы собрались отметить праздник калмыцкого чая. У каждого народа есть свое особое блюдо.У калмыков этим особым блюдом является калмыцкий чай.

Многие калмыцкие поэты посвятили стихи калмыцкому чаю. Среди них: Б. Сангаджиева, В. Шуграева, Т. Бембеев, И.Убушаев.

Цээhэр зулан оргдг

Цээhэр дееж бэрдг

Цээhэр гиичэн тосдг

Цээhэр хот кеедг.

В третью субботу мая жители Калмыкии отмечают дату - День калмыцкого чая (калм. Хальмг Цяягин няр). Этот ежегодный праздник был учрежден народным Хуралом (парламентом) Калмыкии в 2011 году в целях сохранения и возрождения национальной культуры. Впервые он состоялся 19 мая 2012 года.

Интересно, что калмыцкий чай похож скорее на первое блюдо, нежели на напиток. Правильно заваривать и подавать чай - целое искусство. Как правило, хорошо заваренный чай калмыки щедро солят, добавляют в него молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле, и все это тщательно размешивается половником. Традиционная калмыцкая чайная церемония тоже имеет свои правила.

Правила чайной церемонии (Цягин авыъяс):

Нельзя кипятить воду без заварки

Нельзя подать гостю несвежий чай - это проявление неуважения, поэтому напиток заваривают прямо в присутствии гостя. При этом все движения совершаются слева направо - по ходу солнца.

Первую порцию чая подносят бурханам (Буддам): наливают его в жертвенную чашечку и ставят ее на алтарь, а после окончания чаепития отдают детям.

Нельзя пить чай из пиал со сколотыми краями.

Поднося чай, хозяин должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, тем самым демонстрируя уважение к гостю.

При подношении чая соблюдается иерархия: сначала пиалу подают старшему по возрасту вне зависимости от того, является ли он гостем, родственником либо кем-то еще. - Принимающий чай, в свою очередь, должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления («цацл цацх»), произнести благопожелание в адрес самого чая, хозяина дома и всей его семьи.

После того как чай выпит, пустую посуду нельзя переворачивать вверх дном - это расценивается как проклятье.

Калмыцкий чай воспет своим народом

В пословицах, йорялах и стихах.

Сродни аршану он в божественной природе,

Хоть жидок, но первенствует в устах.

Чай сохраненный предками, будь крепким,

Как легендарное копье в боях,

Чтоб род степной продлился, был нередким -

Пей чай калмыцкий вволю в пиалах!

Есть несколько версий того, откуда калмыки узнали про чай. Согласно одной них, известный религиозный реформатор Цзонхава однажды занемог и обратился к лекарю. Тот прописал ему «божественный напиток», посоветовав пить его натощак семь дней подряд. Цзонхава совету внял и исцелился. По этому случаю он призвал всех верующих поставить лампадку бурханам и приготовить чудодейственный напиток, позже названный калмыками «хальмг цэ». Это и был чай.

По другой версии, обычай пить чай калмыкам подарил лама, решивший найти растительную пищу, которая не уступала бы по калорийности мясным блюдам. Он 30 дней читал молитву в надежде, что взойдет чудодейственная культура, и ожидания его оправдались. С тех пор у калмыков появился обычай проводить чайную церемонию как своеобразный божественный ритуал, а сам чай стал самым почитаемым калмыцким напитком: с него начинается утро в калмыцких семьях, без него не обходится ни один праздник.

Ведущий: К празднику готовились все группы нашего сада. Я приглашаю детей 2 младшей группы «Бабочка». Давайте встретим их аплодисментами.

Стихотворение

Ведущий: Приглашаю детей 2 младшей группы «Байр»

Хальмг устэ ця

Хотын омнэс уугдна

йорэл цягэр тэвгднэ

Йоста хаалг заагдна

Ирсн гиичиг тоогад

Идэд, уутн гинэ

Турулэд халун ця

Тоста, устэ огнэ

Пил джомбу я даргинцев

У балкарцев, кабардинцев

Видел, пьют его армяне

Слышал, пьют его цыгане.

Пьют везде калмыцкий чай

Ты попей и не скучай!

Цээгэснь эмтэхнь уга

Цээгэснь чинртэнь уга

Цээгэснь унтэнь уга

Цээгэснь ахаснь уга!

Песня "Боорцг"

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Собери альчики в пиалу»

Чай недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол ведет.

Ведущий: А сейчас приглашаю группу «Леопольд»

Стихи о калмыцком чае

Танец «Шарка-барка»

Ведущий: Я приглашаю воспитанников старшей группы «Подсолнушки»

Танец с пиалами

Благопожеление (Цягин йорэл).

Музыкальная игра «Сядь на ширдык»

Ведущий: Наши педагоги исполнят песню «Хальмг ця».

Общий калмыцкий танец

Ведущий: Калмыцкий чай - символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем и заканчиваем чаепитием. И произносим благопожелание. Поэтому и я, заканчивая о чае, не могу не пожелать вам, дорогие гости, счастья, удач, здоровья и мирного неба над головой.

Идэн – чигэн элвг- делвг болж

Халун хальмг цээhэн ууж,

Хавтха хальмг боорцган идж

Оньдин дорвн цагт

Амрж, жирhж йовтн

Будем во все времена

Пить горячий, душистый калмыцкий чай,

Ведя приятную беседу.

Пусть выпитый чай нам будет аршаном.

Пусть все пьющие чай будут щедрыми!

Пусть все живут дружно и счастливо!

Спасибо за внимание. Всего доброго и до новых встреч!.

КОУ РК ЭКШИ

Сценарий утренника

«Цагансар».

Ответственные:2 класс

2015г.

«

Цаһансар-хавринбайр»

Танец с хадаками- девочки

Учитель : Мендвткүндтəманна сургульчнр,энкр манна гиичнр! ЭндрхальмгаһарЦаһанСарин нег шин..Υвлинкиитнəсмендһарвт?

Ученик 1-

Цаһана Сар ирнə.

Шикр- балтаэлвгболна,

Кɵгшдйɵрəлтəвнə,

Күүкдбиилҗдуулна.

Ученик2-

Пусть снег скорее сойдет

Водой-ручьем истечет,

Пусть солнце греет

И все живое цветет.

Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,

Благоденствует мой народ.

Рассказ о празднике- презентация.

О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что у хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который погубит все живое на земле.

Тогда ламы подобрали самую красивую,умную, решительную и сильную девушку. Ее звали Окон.

Вскоре Окон встретилась с ханом мангустов и покорила его своей красотой и умом. Она превратила большинство ее мангустов в добрых. Вскоре Окон родила сына, но не забывала о предсказании.Окон сумела совершить побег из царства мангусов и ценой своей жизни привела сына к родным кочевьям.

Ребенок сделал свой первый шаг на родине матери, тем самым калмыцкий народ был спасен. И это случилось в первый день весны, в первый день месяца Дракона. С тех пор этот день стал особым праздником как символ победы добра над злыми силами- Праздник Цагансар. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри- Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Когда молятся, то просят о защите, чтобы Она принесла людям мир, покой и счастье.

Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

Выступление 1 класса.

Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками.

И сейчас вам мальчики подарят песню- « Харада».

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, ведь мясо – это традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.

Об этом угощении нам расскажут ученики 3-го класса.

Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.

Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.

Танец - танец богатырей- мальчики 2-го класса.

Игра«Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.

Атрибуты:2 альчика.

Загадки - А теперь ребята давайте отгадаем загадки о весне:

1.Он в степи живет, бегуном слывет.

Желтая шубка, острые рожки,

Длинные ножки. (сайгак)

2.Серый, зубастый,

По степи рыщет,

Телят, овец ищет. (волк)

3.Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки. (Суслик)

4." Царем" ту птицу величают,

Хотя короны нет на ней.

И многие, конечно, знают,

Что степи все подвластны ей.(Орел)

5.Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный …

Ответ: Тюльпан

Но не только калмыцкий народ празднует приход весны. На Руси издревне тоже встречали весну праздником- Масленницей. Люди пекли блины- символ солнца, пели песни,играли и сжигали чучело масленицы.Гулянья продолжались целую неделю.

- А масленицу мы с вами будем встречать с учениками 4-го класса.

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Игра»Целься вернее» -Из желтого картона вырезать круги-блины. Желающие проверить себя на меткость кидают «блины» в «тарелку». Кто больше «блинов» забросил в круг, тот и победил.

Песня «Цагансар»- поют всеклассы.

Цаган Сар

– встреча весны, один из любимейших праздников калмыцкого народа. Обряды и традиции этого праздника богаты и разнообразны, но в связи с различными ситуациями страны и народа многие элементы ушли в лету, но и оставшиеся обряды, вернувшись из глубины веков, продолжают радовать народ своей красотой, богатством и мудростью.
Этот древний калмыцкий праздник символизирует гармонию человека и природы, постоянное обновление, бодрость и здоровье. С ним всегда связаны надежды на перемены к лучшему, ожидание доброго и прекрасного. На астраханской земле не только калмыцкий народ почитает Цаган Сар. Идеалы добра и мира, светлые духовные начала, которые несёт этот праздник, разделяют многие национальности.
п. Лиман
В Центре культуры и досуга п. Лиман прошел праздничный концерт, посвященный калмыцкому празднику «Цаган Сар». В фойе Центра культуры и досуга были установлены празднично убранная кибитка, выставка национальных блюд и изделий прикладного искусства.
Девушки в калмыцких костюмах угощали зрителей калмыцким чаем, борцоками и сладостями.
В начале праздничного мероприятия анавес сцены открылся под звуки мелодии «Молитва». Чтение йорялей и горящие свечи-лампадки доступно раскрыли элементы начала празднования.
Далее эпическое начало продолжили девушки с ходаками «Приветствие».
Зрителей поздравил с праздником Глава МО «Рабочий поселок Лиман» Чернышов А.А.
Лирические песни вокального коллектива сменялись зажигательными танцами. Очень мило смотрелись на сцене самые маленькие начинающие артисты – это Альмина Мухараева и Темир Хазыков.
Музыкальные номера подарили зрителям солисты вокального коллектива Вера Мугушева, Надежда Убушаева, Ирина Му-Горяева. Участники драматического коллектива Светлана Нараева, Екатерина Мангутова, Карина Нактанова показали юмористическую сценку и прочли стихотворение поэтессы Боси Сангаджиевой «Калмыцкий чай».
с. Зензели
В фойе Дома культуры с. Зензели прошло заседание женского клуба «На огонёк», приуроченное празднованию Цаган Сара.
Всех желающих угощали ароматной джомбой, румяными борцоками, похожими на теплое весеннее Солнце. Исполнялись русские и калмыцкие народные песни и танцы. Деляша Манджиева исполнила песню «Хальмгтег» (Калмыцкая степь), «Маленькая страна». Художественный руководитель ДК с. Зензели Наталья Мангутова исполнила песни «Зальврн» (Молитва) и «Тэрлмуд» (Родня).
с. Проточное
В Доме культуры с. Проточное для жителей села работники культуры подготовили и провели праздничный концерт. Открыли концертную программу детская вокальная группа с песней «Цаган Сар».
Со словами поздравления выступил Глава администрации МО «Проточенский сельсовет» В.Ф. Печерин. Поздравила всех с праздником и жительница с. Проточное Л.М. Бальдяева. С дебютом выступили новые жители села Буриевы Азиза и Хуршеда с песнями на корейском и индийском языках. Зажгли своим танцем «Ишкимдык» Санганджиев Алтан и Манджиев Баир. Порадовала всех казахским танцем Мусаева Асель.
Также прозвучали новые песни в исполнении взрослой вокальной группы. Всем очень понравился танец «Таро» в исполнении Нарановой Амуланги.
На веселой ноте закончился праздничный концерт танцем «Шарка барка», исполненный детской хореографической группой.
с. Бударино
Час духовности «Праздник Цаган Сар» прошел в Доме культуры с. Бударино, подготовленный культработниками для учащихся Бударинской школы. В ходе мероприятия ведущая познакомила ребят с историей возникновения праздника, с проведением праздника в калмыцких семьях: подношение «дееж», произношения благопожеланий. Собравшимся предложили ароматный калмыцкий чай и борцоки. В течение мероприятия звучали калмыцкие песни.
с. Яр-Базар
В клубе с. Яр-Базар в честь калмыцкого праздника для жителей села прошли праздничные посиделки встречи весны. За накрытым столом гости не только угощались, но и весело проводили время, играя в различные игры: «Сюрприз», «Делай, как я», «Танцы с предметами», «Угадай кто ты» и др. С удовольствием танцевали гости не только «Шарка-Барка», «Товшур» и «Чичирдыг», но и «Ах, мамочка» и «Кадриль». «Встреча весны по-настоящему теплая!» - призналась, уходя, местная жительница Алевтина Бадма-Цереновна Осырова.
с. Заречное
В этот день в администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» было шумно и уютно, звучала калмыцкая музыка, всех присутствующих и гостей угощали калмыцким чаем и борцоками. Художественный руководитель Дома культуры с. Заречное Е. В. Очирова очень интересно рассказала о традициях и обычаях этого праздника и пожелала всем «Белой дороги».
с. Караванное
В с. Караванное на праздник Цаган-Сар были приглашены все жители села. Праздновали на улице Н.Сарангова, а задорная калмыцкая музыка звучала на все село. Ведущие на калмыцком и русском языках словами благопожеланий поздравили всех присутствующих с наступившей весной. Всех гостей поздравил Глава администрации МО «Караванненский сельсовет» С.Н. Колесников. Поздравления и пожелания чередовались с музыкальными номерами, звучали песни «Шарка-Барка» и «Молитва» в исполнении В. Орусовой.
Вокальная группа исполнила песню «Цаган-Сар» и частушки на калмыцком языке. В исполнении М. Сангаджиева прозвучала песня «Хонгрин ачнр». Своими выступлениями порадовали старшая и средняя танцевальная группа ансамбля «Торга», они танцевали девичий танец «Хаврин айс» и танец с хадаками.
Зрители не остались равнодушными и вместе с артистами пускались в пляс. Порадовали зрителей своими выступлениями ансамбль Дома культуры с. Караванное «Нареченька».
Зрители активно включились в праздник, С.Иргазиев исполнил песню «Городские цветы», В. Натырова - песню «Виноградная косточка» (в память репрессий калмыцкого народа). Еще долго не смолкала музыка, все были приглашены за праздничные столы.

КОУ РК ЭКШИ
Сценарий утренника
«Цагансар».

Ответственные:2 класс
2015г.
«
Цаһансар-хавринбайр»
Танец с хадаками- девочки

Учитель: Мендвткүндтəманна сургульчнр,энкр манна гиичнр! ЭндрхальмгаһарЦаһанСарин нег шин..Υвлинкиитнəсмендһарвт?
Ученик 1-
Цаһана Сар ирнə.
Шикр- балтаэлвгболна,
Кɵгшдйɵрəлтəвнə,
Күүкдбиилҗдуулна.
Ученик2-
Пусть снег скорее сойдет
Водой-ручьем истечет,
Пусть солнце греет
И все живое цветет.
Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,
Благоденствует мой народ.
Рассказ о празднике- презентация.
О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что у хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который погубит все живое на земле.

Тогда ламы подобрали самую красивую,умную, решительную и сильную девушку. Ее звали Окон.

Вскоре Окон встретилась с ханом мангустов и покорила его своей красотой и умом. Она превратила большинство ее мангустов в добрых. Вскоре Окон родила сына, но не забывала о предсказании.Окон сумела совершить побег из царства мангусов и ценой своей жизни привела сына к родным кочевьям.

Ребенок сделал свой первый шаг на родине матери, тем самым калмыцкий народ был спасен. И это случилось в первый день весны, в первый день месяца Дракона. С тех пор этот день стал особым праздником как символ победы добра над злыми силами- Праздник Цагансар. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри- Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Когда молятся, то просят о защите, чтобы Она принесла людям мир, покой и счастье.
Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

Выступление 1 класса.
Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками.

И сейчас вам мальчики подарят песню- « Харада».

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, ведь мясо – это традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.
Об этом угощении нам расскажут ученики 3-го класса.
Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.
Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.
Танец - танец богатырей- мальчики 2-го класса.

Игра«Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.
Атрибуты:2 альчика.
Загадки - А теперь ребята давайте отгадаем загадки о весне:
1.Он в степи живет, бегуном слывет.
Желтая шубка, острые рожки,
Длинные ножки. (сайгак)

2.Серый, зубастый,
По степи рыщет,
Телят, овец ищет. (волк)

3.Столбиком стоит зверек
На степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек
Знает все травинки. (Суслик)

4." Царем" ту птицу величают,
Хотя короны нет на ней.
И многие, конечно, знают,
Что степи все подвластны ей.(Орел)

5.Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
Ответ: Тюльпан

Но не только калмыцкий народ празднует приход весны. На Руси издревне тоже встречали весну праздником- Масленницей. Люди пекли блины- символ солнца, пели песни,играли и сжигали чучело масленицы.Гулянья продолжались целую неделю.

А масленицу мы с вами будем встречать с учениками 4-го класса.
-Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Игра»Целься вернее»-Из желтого картона вырезать круги-блины. Желающие проверить себя на меткость кидают «блины» в «тарелку». Кто больше «блинов» забросил в круг, тот и победил.
Песня «Цагансар»- поют всеклассы.

Цели:

  • воспитывать толерантность, уважение к прошлому своего народа;
  • познакомить с историей возникновения праздников «Сабантуй» , «Рождество» , «Цаган – Сар» ;
  • в театрализованной форме донести до учащихся смысл и суть праздников;
  • развивать творческие навыки, умение работать в коллективе;
  • формировать чувство прекрасного, развивать речевые навыки.

Класс украшен празднично. На доске вывешено название мероприятия. На плакате написаны пословицы. Вывешены рисунки учащихся.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

  • Дети сидят справа и слева на стульях. Входят гости, рассаживаются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, просит с ними поздороваться.

2. Основная часть.

Воспитатель начинает занятие со стихотворения Алексея Маркова:

Время – это скульптор,
Лечит наши души.
Каждая минута
Строит или рушит.

Всё, что в жизни грезим, -
Радости и стоны, -
Скатятся в разрезе
Глаз насторожённых.

Нажитое нами -
Переходит детям.
Навсегда, на память –
Будущим столетьям.

Воспитатель:

Я не случайно прочла это стихотворение. Ведь тема нашего занятия называется . И сегодня у нас непростое занятие, а путешествие в страну Традиции, Обрядов и Обычаев.

С самого своего рождения человек слышит звуки своего родного языка. Язык отражает для человека культуру, созданную человеком, хранит для человека, передаёт от родителей детям.

Ребята, а как вы думаете, что такое обычай?

Ответы детей.

А кто из вас скажет, в какой области мы живём?

Ответы детей.

Правильно, в Астраханской области. Наша область многонациональная. Здесь живут и русские, и казахи, калмыки и татары, немцы и узбеки. И у каждого народа свои традиции и обычаи.

Издавна смена времён года отмечалась каждым народом особыми праздниками.

Ведь у каждого времени года своя красота, свои особенности. Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лёд и бодрящие морозы. Весна радует звонкими капелями, ярким солнцем. На смену весне спешит ягодное, грибное, тёплое лето. А затем всех одарит и накормит щедрая осень.

В праздничные дни пелись песни, разыгрывались игры и конкурсы. Сегодня мы узнаем, как проводили свои праздники русские, татары и калмыки. И вот, что нам расскажет о русских традициях празднования Утибаев Каир.

Каир: Год начинался с праздника Рождества. Семья собиралась за праздничным столом. На столе должно быть много угощенья. Было заведено принимать за столом нищих. Обычай обходить дома с поздравительными песнями назывался – Колядки. В этих песнях хозяевам желали богатого урожая в новом году, здоровья, хорошего приплода скота. Ребятишкам подавали в окошко, припасённые заранее конфеты, орехи, печенье, иногда деньги. После обхода собирались в чьей – нибудь избе, высыпали угощенье на стол и вместе лакомились.

Воспитатель:

Молодец! А после долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую весну – Красну. Масленицу справляли весело, шумно. Всю неделю ходили, друг другу в гости, пекли блины. Подавали их с мёдом, вареньем. Эту неделю называли обжорной. Делали куклу из соломы и в воскресенье несли её на лёд и жгли. Когда костёр догорал, тогда рубили прорубь и пепел сбрасывали в воду.

Последний день Масленицы – Прощённое воскресенье. В этот день все просили друг у друга прощения.

Был такой обычай в конце зимы звать и кликать весну. В этот день пекли из теста птиц: куликов, грачиков, жаворонков. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песни – заклички. В них просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну. Сейчас мы вам покажем эту сказку.

3. Инсценировка сказки «Как весна зиму поборола» .

Действующие лица:

Машенька - Мехрангез
Солнце - Галя
Зима – Сивиль
Весна – Мадина

Воспитатель: Жила – была в одном селе девочка Машенька. Сидела она под окном, вязала и приговаривала:

Машенька:

Когда Весна придёт, когда снега потают, вода разольётся по лужам, напеку куликов и жаворонков. С подружками пойду Весну встречать, кликать – звать.

Воспитатель:

Ждёт Маша весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, всё морозы куёт, надоела всем. Что делать? Беда! Надумала Маша идти Весну искать. Пришла она в поле, села на горку и зовёт Солнце.

Машенька: Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из - за горы!
Воспитатель: Выглянуло Солнце из - за горы, Маша и спрашивает.

Машенька: Видело ли ты, Солнышко, красну Весну, встретило ли ты свою сестру?

Солнце: Не встретило я Весну, а видело старую Зиму, видело, как она от Весны ушла, от красной бежала, В мешке стужу несла. Сама оступилась, под гору покатилось. Да вот в вашем селе осталась, уходить не хочет. А Весна про это не знает. Иди Машенька за мной, как увидишь лес, там и ищи Весну. Зови её в свои края.

Воспитатель: Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится, туда и она идёт. Ходила, ходила, да и заблудилась. Села на пенёк, отдохнуть, вдруг видит – Лебедь – белая. Та Лебедь была Весна. Стала тут Машенька Весну кликать – звать:

Машенька: Ой, Весна, Весна, добра Матушка! Ты иди в наши края. Старая Зима не уходит, всё морозы куёт!

Весна: Ой, здорова, будь,
Зима снежная.
Зима: Бью челом тебе,
Весна тёплая,

Расскажи мне без утайки
Почему тебя величают все
Меня, Зимушку,
Проклинают все?

Весна: Потому что ты
Больно лютая, и холодная
И голодная,
Я же тёплая и приветливая.

Все поля и луга орошаю я.
Побыла ты, зима,
В гостях у людей
Не пора ли тебе

Уходить из гостей?

Воспитатель: Взяла Весна Золотые Ключи и замкнула Зиму лютую. Так Весна Зиму поборола! А Машенька пошла домой.

Ребята, кто помог Весне Зиму побороть?

Ответы детей.

Воспитатель: Все народы праздновали пробуждение природы от зимнего сна. Вот и татары встречали весну древним праздником – Сабантуй. Считалось, что, чем веселее и радостнее празднуется Сабантуй, тем щедрее будет к людям природа. Более подробно об этом нам расскажет Мадина Кумарова.

Мадина:

К празднику готовились заранее, весь год. Шили новые платья, вышивали платки и полотенца. В парке ставили печи для плова. Накрывали столы с национальными блюдами: чак – чаком, кайнарами. Детей катали на красочно украшенной телеге, запряжённой лошадью.

Старейшина читал молитву, после этого начинали Сабантуй.

Воспитатель: Спасибо. А каких только конкурсов и игр не проволдилось на Сабантуе. Вот одна из игр «Съешь булку» .

Проведение игры.

Условия: На верёвку нанизывали сдобные булки, натягивали верёвку над землёй. Участникам завязывали руки и по команде каждый участник начинал есть булку. Кто быстрее съест, тот и станет победителем.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю разгадать загадки:

1. Сшили из чёрной кожи,
в них теперь ходить мы можем.
и на слякотной дороге
не промокнут наши ноги.

2. Боярин зодчих пригласил.
Дворец построить он решил.
И в нём с семейством проживать.
Как тот боярский дом назвать?

3. Что это за паренёк
В золотой рубашке.
Разливает кипяток
В голубые чашки?

Разливает кипяток,
Приглашает на чаёк.

4. Раздался колокольный звон,
о празднике вещает он.
Что
Христиане отмечают,

друг друга мёдом угощают?
Бывает яблочный, и
медовый?

5. Из большой свеклы родился
И в кристаллик превратился,
Насыпай скорее в чай
Что же это? Отвечай!

Воспитатель: Следующий праздник, о котором нам расскажет Мехрангез Курбонова, называется «Цаган – Сар» . Его проводят калмыки в последний день марта. Этот день считается радостным, все поздравляют друг друга, желают счастья, удачи. Люди в этот день надевают свои красивые наряды, накрывают столы. Итак, слушаем Мехрангез.

Мехрангез: Перед праздником Цаган – Сар в каждой семье открывали все свои сундуки и вывешивали самую красивую и яркую одежду. Затем их закрывали и ставили друг на друга. Резали баранов и жарили борцоки. На празднике поют песни.

Воспитатель: А история возникновения праздника такая. «В давние времена Кумсе – по калмыцки чудовище, издевался над людьми, убивал их. Люди боролись с ним, но бесполезно. Наконец, самая смелая дочь одного из богов выходит замуж за чудовище. У них родился сын. Мать часто била, щипала ребёнка, доводила до слёз. Чудовище однажды спросил, почему ребёнок так часто плачет, на что мать ответила, что он хочет знать место нахождения души чудовища.

И чудовище ради своего сына открыло тайну, где же находится его душа. Она у него закрыта глубоко в земле, в трёх чемоданах. И только в самом нижнем чемодане, в яйце находится его душа.

Улучив момент, жена нашла это место. Достала она первый чемодан, открыла его. Чудовище жив. Достаёт второй чемодан, открывает его. Чудовище жив. С великим трудом она открыла третий чемодан, открывает его, достаёт яйцо и разбивает его. В это же мгновенье погибает чудовище.

Сложив, тело страшилища на лошадь, она рано утром приходит к Богам. Боги благословили этот мужественный поступок, люди поздравили друг друга с освобождением от чудовища и назвали этот день «Цаган» - т.е. светлый.

4. Физкультминутка.

А сейчас, ребята, я предлагаю сыграть в игру «Зеркало» , которая проводилась на празднике «Цаган – Сар» . Выбирают ведущего, он встаёт перед ребятами и показывает движения, а вы должны их повторять под музыку. В конце водим хоровод.

5. Воспитатель: Молодцы, ребята. Обратите внимание, на плакате написаны пословицы. Как вы их понимаете?

  1. В каком народе живёшь, того обычая и держись.
  2. Живёшь не с тем, с кем родишься, а с тем с кем сдружишься.
  3. Праздник придёт – гостей приведёт.
  4. Живи в Риме по – римски, а в Киеве по – киевски.

Подвести детей

6. Воспитатель: А сейчас ансамбль «Весёлые матрёшки» споют нам частушки.

Частушки

Заиграй –ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!

Нам недавно предложили
Цирк казанский посмотреть.
Мы уж было согласились,
Но частушки надо петь.

Ветер дует, ветер дует,
Ветерочка не унять,
Лапти новые надену –
Побегу Весну встречать!

Раньше знали, что коса –
Это девичья краса,
А теперь у всех девчат
Космы клочьями стоят.

Ух, ты, Злющая Зима,
Уходить тебе пора!
Налетим со всех сторон
И тебя прогоним вон!

Слышан плач на этажах
Трудная задачка:
У кого в трёх волосах
Запуталась жвачка?

У соседки Галеньки -
Косы очень маленьки.
Сивку – Бурку постригу,
Ей косичку заплету.

Если ты – моя подруга,
Из несчастья вызволи:
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали.

Расцвели цветочки наши,
Как ромашки на лугу,
Ну, а песни распеваем
Словно пташечки в саду.

Хватит реки льдом ковать!
Лес морозить: птиц пугать!
Приходи, Весна, скорей-
Зажурчит опять ручей!

Скоро – скоро снег растает,
Вся земля согреется,
Убирайтесь, Вьюга злая,
Да Пурга с Метелицей!

7. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? О каких праздниках вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: А закончить наше занятие мне хотелось бы словами одного старейшего жителя нашего района: «Судьба нашего народа трудна, но у нас есть праздники, они веселы и радостны. Народ наш не затеряется, так как у нас есть молодые, которые сохранят наши традиции и обычаи, есть пожилые люди, которые укажут молодым путь!»

Воспитатель: Ну, вот и наше путешествие закончилось и нам пора вернуться в школу. Спасибо всем! До свидания!