Учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему: Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки. Проект в младшей группе на тему "народное творчество"

Педагогический проект в 1младшей группе

«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Участники проекта : дети 1младшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта : познавательно – творческий, групповой, совместный.

Актуальность: в современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.

Гипотеза : Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, будет развивать художественно – образное, ассоциативное мышление, воображение ребёнка, которое позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. То есть потешка является инструментом педагогического воздействия на ребёнка.

Предмет исследования : фольклор.

Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.

Этап 1. Поисковый .

Цель: содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно – образовательном процессе потешки.

Задачи: 1. дать образное представление об истоках и значении потешки.

2. Приобщить детей к традициям народной культуры.

3. Научить видеть внутренний мир человека и красоту природы.

4. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.

5. Воспитывать любовь к людям и животным, желание заботиться о них.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка, пословица, поговорка, закличка и другие.

2. Понимание значения слова «потешка».

3. Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, используя полешку.

4. Создание картотек всех видов потешек.

5. Заучивание детьми потешек.

Сбор сведений

1. Задать вопросы:

Что вы знаете о потешках?

Какие потешки вы знаете?

О ком бы вы хотели ещё унать потешки?

Разработка плана проекта

1. Отобрать иллюстрации к потешкам;

2. Найти литературу, рассказывающую о потешках;

3. Отобрать героев потешек;

4. Обратиться за помощью к родителям.

Этап 2. Аналитический .

План проекта «Потешка»:

1. Выбор темы и разработка проекта (октябрь).

2. Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках (ноябрь).

3. Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу (ноябрь).

4. Создать информационный стенд для родителей (декабрь).

5. Составление рабочего плана реализации проекта (декабрь).

6. Знакомство детей с потешкой (январь).

7. Тема: герои потешек (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры) (февраль – март).

8. Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры) (март – апрель).

9. Взаимодействие с родителями (постоянно).

Разработка проекта

1. Создать развивающую среду:

Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам.

Пополнить уголок книги сборниками потешек.

Изготовить альбом «Потешки».

2. Организовать непосредственную образовательную деятельность.

Речевое развитие. Тема: «Чтение потешки «Козушка – белоногушка».

Художественная литература. Чтение потешек.

Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

3. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;

Экскурсии по территории детского сада;

Наблюдение на прогулке;

Чтение художественной литературы по теме проекта;

Беседа с детьми по содержанию потешек.

4. Самостоятельная деятельность детей.

Настольные и дидактические игры;

Сюжетно – ролевые игры.

5. Взаимодействие с семьёй.

Подготовить анкету для родителей;

Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.

Этап 3. Практический .

Формы работы Содержание

1. Непосредственная образовательная деятельность

Познавательная деятельность (речевое развитие).

Знакомство детей с потешкаи. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.

Социально – личностное развитие.

Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».

Художественная литература.

Чтение потешек про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.

Продуктивная деятельность (рисование).

Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

2. Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов

Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.

Экскурсия по территории детского сада.

Чтение потешек про животныж, о людях.

Знакомство с другими видами фольклора.

Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».

3. Самостоятельная деятельность

Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам.

Рисование животных, птиц героев потешек.

Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.

Организация сюжетно – ролевых игр.

Лепка горошка, пряничков для животных.

4. Взаимодействие с семьёй

Подготовка анкеты для родителей.

Информация на стенде.

Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.

Этап 4. Презентация проекта .

Цель : изготовление мини – книжки.

1. Дети делятся на небольшие подгруппы;

2. Каждая подгруппа разукрашивает того или иного героя потешки;

3. Каждая подгруппа рассказывает о своем герое в 2 – 3 предложениях;

4. Оформление страниц совместно с воспитателями;

5. Оформление книги с потешками.

Этап 5. Контрольный .

1. Рефлексивная беседа: О каких ещё потешках вы хотите узнать?

2. Беседа с родителями.

Белашова Татьяна Анатольевна
Педагогический проект в первой младшей группе «Фольклор и малыши»

Педагогический проект в первой младшей группе

На тему: Фольклор и малыши»

План проекта:

1. Информационная справка о проекте

2. Реализация проекта

1 этап – подготовительный

2 этап – практический

3 этап – заключительный

3. Выводы

4. Используемая литература

1. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».

2. Гербова «Занятия по развитию речи».

3. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

4. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги».

5. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в д/саду».

6. Лебедева E.X. «Простые поделки из бумаги и пластилина».

7. Шебеко B.Л., Ермак Н. Н. «Физкультурные праздники в детском саду».

8. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».

9. Сборник «Первые шаги».

10. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов», «Забавы для малышей», «Конспекты логаритмических занятий с детьми 2-3 лет».

Актуальность проекта:

Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений

Проблема

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).

Игровая мотивация

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель:

Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).

Задачи:

1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.

5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

6. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

Участники проекта:

воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат

1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

4. Словотворчества детей.

молодым специалистам мои проекты очень помогут в работе

Особое место в развитии речи малыша играет фольклор. Именно художественное слово способствует развитию умения слушать произведения, обогащению и активизации словаря. Согласно ФГОС ДО, педагог применяет художественное слово в режимных моментах, при организации малышей. А слушание музыки разного характера и игровые упражнения с музыкальными инструментами позволяют развивать фонематический, музыкальный слух у детей, вызвать интерес к народному творчеству. Описание игр и подборку народных потешек для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Музыка и фольклор».

Социально-коммуникативное развитие

Продолжается работа по формированию правильного поведения в общественных местах через разнообразные игровые ситуации «Магазин игрушек», «К нам котик пришёл». Социально-коммуникативному развитию способствуют игровые ситуации «Как шапка с курткой поссорились», «Поможем зверятам одеться на прогулку», беседа о сотрудниках детского сада.

Познавательное развитие

В области познавательного развития взрослый планирует упражнение «Где игрушка», с целью научить детей ориентироваться в пространстве, игры со снегом, бросовым материалом, лентами разной длины и ширины, а также беседу «Зачем нужны комнатные растения».

Речевое развитие

Активное применение малых фольклорных форм позволяет решать задачи речевого развития. Упражнение «Кто это?», прослушивание аудиозаписи «Кто как кричит», составление описательных рассказов о предметах по образцу воспитателя способствуют обогащению словарного запаса малышей.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие происходит за счёт знакомства детей с некоторыми музыкальными инструментами: барабан, колокольчики, ложки, трещётки. Малыши повторяют знакомые хороводные игры, разучивают новые песенки и потешки, имитируя движения животных.

Физическое развитие

Педагог знакомит детей с народной игрой «Утица», создаёт условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, продолжает знакомить со способами использования физкультурного оборудования: мячи, обручи, погремушки и т.д., что позволяет решать задачи физического развития детей 1-ой младшей группы.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игровая ситуация «Магазин игрушек». Цель: учить узнавать предметы по словесному описанию, использовать обобщающие слова. Игра «Найди предмет по описанию». Цель: формировать умение выделять основные признаки предмета. Внесение в книжный уголок иллюстраций к потешкам. Цель: формировать эстетическое восприятие, обогащать словарь детей. Игра «Грустный и весёлый зайчик». Цель: развивать умение называть состояние персонажа, изображённого на картинке, развивать желание играть вместе с воспитателем. Р.н.п.и. «Утица». Цель: познакомить детей с игрой.
Про-
гулка
Игровая ситуация «Мне нравится в детском саду». Цель: развивать представления о положительных сторонах детского сада. Рассматривание картинок с изображением диких животных. Цель: побуждать детей называть и выделять отдельные части животных: хвостик, ушки, глазки и т.д. Пальчиковая игра «Зима». Цель: способствовать развитию моторики и речи. Игры в книжном уголке, самостоятельные театрализации. Цель: показать детям способы игр с театральными масками. Упражнение «Строитель». Цель: развивать координацию движений, моторику.
ОД
2 п.д. Игра-ситуация «Оденем куклу на прогулку». Цель: формировать основы игрового поведения, способствовать появлению сюжета в игре. Игры с матрёшками. Цель: формировать умение выделять размер предмета, выстраивать ряд по высоте. Игра «Волшебный мешочек» (по стихотворениям А. Барто). Цель: вспомнить произведения, побудить детей повторять небольшие произведения. Рассматривание деревянных расписных ложек. Цель: познакомить с народным музыкальным инструментом, поддержать желание играть со взрослыми. Игра «Позвони в колокольчик». Цель: упражнять детей в подпрыгивании, развивать интерес к подвижным играм.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Вот как мы умеем». Цель: учить при раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Беседа о зиме. Цель: продолжить формировать представления о временах года. Д.и. «Разноцветный сундучок». Цель: формировать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Рисование с подгруппой «Блинчики и бублички». Цель: продолжить формировать умение изображать предметы округлой формы, работать с красками. П.и. «По ровненькой дорожке». Цель: развивать умение ходить по прямой, упражнять в равновесии.
Про-
гулка
Упражнение «Дотронься ласково». Цель: учить детей включаться в разные формы коммуникации. Игры с природным материалом. Цель: продолжить учить выделять форму предмета, развивать количественные представления. Упражнение «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду». Цель: вспомнить слова игры, порадовать детей, рассмотреть деревянную дудочку. Конструирование «Заборчик из кирпичиков и кубиков». Цель: формировать умение выкладывать кирпичики на узкую грань, закрепить названия цветов. П.и. «Принеси флажок». Цель: формировать умение перешагивать через палку, упражнять в равновесии.
ОД

Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной.


ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: Если фольклор в жизни малыша будет появляться с первых дней, когда уже закладываются его характер и способности. Он способствует как развитию речи, так и нравственному воспитанию. Язык потешек и песенок отличается образностью, богатством, лаконичностью. Мелодичность звучания и рифмы помогают детям запоминать слова, а звукосочетания позволят быстрее освоить правильную и красивую речь, даже если она состоит из сложных для произнесения фонетических конструкций. Насыщенность песенок и потешек яркими и меткими выражениями значительно обогащает речь ребенка.


Основные цели и задачи проекта: Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) для развития речи, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
















Этапы реализации проекта в период октябрь-ноябрь этап: На занятиях по развитию речи дети рассматривали картинки Васнецова Ю. 2 этап: В свободное время читали детям произведения народно- прикладного искусства(Сорока-белобока; Чики-чеки-чек аллочка; Конь, мыши водят хоровод.) 3 этап: В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Мини библиотека с картинами и произведениями народно-прикладного искусства. 4 этап: В свободное время разучивали с детьми потешки: Птичка, Сорока-белобока. 5 этап: Проводили досуг в группе (кукольный театр «Колобок») 6 этап: Провели занятие по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы и искусства. 7 этап: Провели литературный досуг с использованием произведений художественной литературы и искусства «Курочка Ряба». 8 этап: Подготовка презентации, анализ проделанной работы.



Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»