Уход и развитие ребенка по месяцам. Календарь развития малыша по месяцам

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

Хотя он еще некоторое время будет видеть вместо четкой картинки размытые образы, не сомневайтесь, слышит он прекрасно. Малыш очень хорошо различает интонацию голоса, а спустя пару начнет отличать вас по нему среди других. Поэтому очень важно разговаривать с с самых первых дней его жизни. Разговаривайте с ним негромким голосом и следите за своей интонацией. С третьего месяца жизни развивайте зрение , повесив над детской кроваткой яркую игрушку. Следите за расстоянием от глаз до игрушки, оно должно быть в пределах 30-35 см. Цвет игрушек должен быть ярким, контрастным. Дети хорошо различают красные, черные и белые цвета. Немного погодя, ребенок будет пытаться взять игрушку в руки. Помогите ему в этом нелегком деле, вложив игрушку в кулачок. Игрушка должна удобно располагаться в руке карапуза. Развивать до года нужно постоянно, не оставляйте его надолго одного. Если ребенок подолгу лежит один в своей кроватке, в то время как его родители заняты гораздо более важными делами, то ни о каком развитии речи быть не может вообще. Как только ребенок начнет держать голову, совершайте обходные экскурсии по вашему дому, показывая ему предметы мебели, яркие детали интерьера. Положив ребенка на живот, подставьте под его ступни свои ладони, побуждая его оттолкнуться. Такой игрой вы учите его ползать.

Развивайте моторику рук и пальчиков, давая игрушки разных форм и . Помните, что карапуз может их засунуть в рот и, не дай Бог, проглотить мелкие предметы от игрушек. Поэтому следите за их целостностью.

Ребенок до года получает огромную массу информации. Как можно чаще берите малыша на руки, близкий телесный контакт дает ребенку чувство защищенности и такие дети, как правило, более спокойны. Малыши, которых мало ласкали в детстве и с которыми мало занимались, впоследствии вырастают замкнутыми, более агрессивными людьми. И наоборот, дети, не обделенные вниманием взрослых впоследствии вырастают уверенными в себе, доброжелательными. Для общения с ребенком используйте любую возможность - переодевание, гуляние, купание. Напевайте ему веселые песенки, рассказывайте стишки. Главное здесь не переусердствовать, чтобы не переутомить нервную систему ребенка.

Развивать ребенка до года так же помогают игры. Например, ладушки или ку-ку, ребенку или себе при этом закрывают лицо ладонями. Такая игра вызывает у маленького бурю радостных эмоций. Отличным помощником для являются ходунки и прыгунки для полугодовалых , хотя об их полезности ведется много споров. Месяцев с 6-8 оставляйте ребенка ненадолго одного в манеже, минут на 10-15. Заинтересуйте его игрушкой и потихоньку уйдите в соседнюю комнату, но будьте всегда недалеко. Все дети по разному относятся к «одиночеству» в манеже, кто-то сидит спокойно до получаса, а кому то и минуты хватает, чтобы соскучиться по маме.

Неоценимый вклад в развитие ребенка вносят бабушки и дедушки. Не отказывайте родственникам контактировать с ребенком, ведь если малыш видит в основном только маму и папу, то увидев постороннего , пугается и плачет. Позже ему будет сложнее находить общий язык с ровесниками в песочнице.

Источники:

  • Развитие ребенка в 5 лет: что нового как развивать ребенка в 2019

Чтобы развить мышление у ребенка, больше играйте с ним. Выбирайте интересные игры, требующие привлечения логики. Обращайте внимание на действия чада, а также уделяйте внимание творческой деятельности.

Вам понадобится

Инструкция

Чтобы развить мышление у ребенка, обращайте внимание на его действия. Именно с помощью действий и поступков дети познают мир и учатся жить в нем. Родители должны проводить как можно больше времени с ребенком, чтобы наблюдать за его деятельностью. Можно спрашивать, зачем и почему малыш выполняет то или иное действие, чего он хочет добиться. Кроме того, если вы хотите поручить чаду какое-то задание, определите цели его выполнения. А если ребенок сделал что-то не так, расскажите о последствиях поступка. Вскоре малыш научится строить цепочки действий и мыслить логически.

Творческая деятельность тоже помогает развивать мышление у детей. Предложите чаду слепить что-то из пластилина. Сначала просите ребенка лепить простые фигуры, затем постепенно усложняйте задачи. Это очень полезно, ведь малыш сначала будет создавать и осмысливать образы в голове, а затем воплощать их в жизнь. И для этого необходимо задействовать мышление. Также поможет и рисование. Родители могут просить ребенка рисовать животных, предметы. Затем можно давать более сложные задания и от предметов переходить к действиям или каким-то событиям. Непременно просите чадо описывать и разъяснять свои рисунки.

Больше играйте. Игра – это важная составляющая развития и способ познания мира. Выбирайте интересные, развивающие и познавательные игры. Малышу можно предложить собрать пирамидку или простой пазл, а с детьми постарше можно играть в интеллектуальные настольные игры. Поиграйте в известную игру «Горячо-холодно». Спрячьте какой-нибудь предмет и предложите чаду найти его. Ребенок может задавать вопросы, чтобы уменьшить территорию поиска. Также можно загадать какой-нибудь предмет. Малыш будет задавать наводящие вопросы, чтобы понять, о чем идет речь. Далее можно загадывать животных, известных людей или персонажей сказок и мультфильмов.

Развитие мышления у детей может осуществляться и с помощью подвижных игр. Например, игра в футбол, волейбол или баскетбол тоже предполагает использование логики. Ребенок должен продумывать свои действия, оценивать действия других игроков и даже пытаться предугадать шаги соперников. Необязательно отдавать чадо в спортивную секцию, в некоторые игры можно играть во дворе.

Видео по теме

Обратите внимание

Начинайте развивать мышление ребенка с раннего возраста. Выбирайте подходящие игры и учитывайте интересы чада.

Полезный совет

Следите за питанием ребенка, ведь для развития мышления требуется достаточное количество макро- и микроэлементов, витаминов и минералов. Рацион должен быть разнообразным и здоровым.

Источники:

  • Как развивать мышление у ребенка
  • Развитие мышления у детей

Время неумолимо мчится вперед. Жизнь не стоит на месте. Кажется еще вчера вас и вашего малыша выписали из роддома, а уже сегодня ему исполнился 1 год. Как же развивается ребенок в этом возрасте?

Рождение ребенка переворачивает жизнь мужчины и женщины с ног на голову. Меняется образ жизни, появляются новые заботы и хлопоты. На начальном этапе своей жизни малыш только ест и спит, но с каждым днем он требует все больше внимания. И вот ему уже 1 год. Карапуз изменился внешне, его лицо стало совсем другим. Ваш малыш уже личность со своими требованиями, недовольствами и радостями.

Двигательная активность

Ваш карапуз стал очень активным, в этом возрасте большинство детей уже свободно ходят у опоры или держась за руку взрослого, хорошо ползают на четвереньках (хотя, некоторые все еще по пластунски), уверенно сидят.

В случае, если малыш еще не становится на ножки, маме нужно создавать такие условия, чтобы ему пришлось это сделать (например поставить его любимую игрушку на такую высоту от пола, на которой он сможет ее достать только поднявшись на ноги). Преодолевая различные препятсвия ребенок гораздо быстрее будет осваивать новые знания и умения в физиологическом развитии.

Не старайтесь сразу помогать малышу, пусть он потренируется. Без истерик и криков, возможно, не обойдется, но результат того стоит.

Речь

Подойдя к рубежу в 1 год ребенок уже должен понимать такие слова как "нельзя", "можно", да", и "нет". Начинайте учить малыша понимать эти слова уже с тех пор, как он начинает ползать. Сделать это после года будет гораздо сложнее, так как у ребенка возникает непонимание того, почему раньше все было можно, а теперь нельзя. Также учите ребенка добру, жалеть людей и животных (покажите это поглаживая игрушку или бабушку, папу, приговаривая например, папа хороший).

Малыш уже произносит слоги и некоторые слова: мама, папа, ба, ня, дя и т.д. В речевом арсенале ребенка от 2 до 8 слов. В случае, если малыш не заговорил к полутора годам стоит обратиться к врачу, чтобы определить и легче устранить причину его молчания.

Мозговая деятельность детей наиболее активна в возрасте до 3-х лет. Именно в этом возрасте они легко все запоминают. Поэтому можно обучать ребенка второму языку, проговаривая слова на русском, а затем на иностранном.

Питание

В возрасте 12 месяцев дети любят грызть бублики, сухари, сухую корку хлеба. Самостоятельно пьют из маленькой кружки, умеют кушать ложкой, а некоторые овладевают навыками орудования вилкой (развитие детей сугубо индивидуально, поэтому не стоит паниковать если ваш малыш что-то не делает в 1 год, к полутора годам научится).

Также у малыша выросли уже как миниму 4 зуба, поэтому он с легкостью может пержевывать пищу с комочками и переходит на взрослый стол. Но это не означает, что ему можно давать все вподряд. Не стоит кормить ребенка сладкими, соленым и жирным. Поберегите его пищеварительныую систему.

Игровая деятельность

В годовалом возрасте у родителей расширяется диапазон игр с малышом:

  • играет в мячик (ребенок возвращает мячик обратно катая его по полу)
  • может поставить два кубика друг на друга
  • может снять и одеть кольца пирамидки (не обращая внимания на их размер и цвет)
  • многие в этом возрасте уже могут играть с сортером
  • играет в "ладушки" и "ку-ку"
  • сопоставляет животных в музыкальных книгах
  • любуется глядя на себя в зеркало

Для того, чтобы ваш кроха развивался правильно и рос счастливым и здоровым ребенком уделяйте ему как можно больше внимания, играйте, гуляйте, разговаривайте и, самое главное, любите своего малыша.

За первый год своей жизни ребенок учится всему: сидеть, стоять, улыбаться, следить... Каждые родители радуются каждому успеху своего малыша! Есть определенный календарь развития ребенка, по которому вы сможете легче ориентироваться в его новых достижениях.. Но имейте ввиду, что это всё относительно, каждый ребенок индивидуален, развитие по календарю плюс/минус месяц - считается нормой.

За первый год жизни ребенок совершает неописуемо большой скачок в развитии: из совершенно беспомощного существа, новорожденного, он превращается в человека, умеющего самостоятельно ходить, есть, говорить. Давайте же вместе понаблюдаем за этими удивительными изменениями, которые каждый день происходят в жизни ребенка до года.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц

  • Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах;
  • Первая улыбка в ответ на раз­говор взрослого;
  • Пытается поднимать и удержи­вать голову, лежа на животе.

В первый месяц жизни у ребенка проходит период адаптации

В первый месяц жизни ребенок называ­ется новорожденным. Этот период для малыша непростой, ведь он адаптирует­ся к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

Спит и растет

По сути, 70 % времени первого месяца своей жизни младенец спит, находясь в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, ощущая при этом, что происходит вокруг. Привыкает к новой обстановке В спокойном состоянии ручки и ножки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, а в минуты бодрствования беспорядочно двигаются. В это время ре­бенок плохо фокусирует взгляд, но слы­шит хорошо и при резком звуке вздра­гивает и моргает. Постепенно зрение становится все лучше, и уже к третьей неделе малыш уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете. Мыш­цы тоже укрепляются, и к концу первого месяца жизни кроха уже может припод­нять головку в положении на животе, удерживать ее несколько секунд и даже поворачивать в стороны.

Врожденные рефлексы новорожденного

К моменту рождения у новорожденного малыша имеются врожденные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни (поиско­вый, сосательный, хватательный, пла­вательный, рефлекс ходьбы и другие), но некоторые, например рефлекс чиха­ния, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие, сохраняются на всю жизнь. Рефлектор­ная деятельность малыша позволяет врачам и детским психологам опреде­лить состояние развития ребенка и его нервной системы.

Нуждается в маминых тепле и заботе

Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру, и строится оно на первичной эмоциональной и психологической связи с матерью. Все, что нужно новорожденному - пищу, тепло и безопасность, - малыш получает от мамы. Он питается ее мо­локом, слышит ее голос, стук ее сердца, чувствует родной запах. Благодаря мами­ной близости и поддержке малыш учится адаптироваться к внешнему миру.

Развитие ребенка до года по месяцам - Второй месяц

  • Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см);
  • Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой;
  • Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются;
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Ребенок на втором месяце учится жить по ритмам

У малыша формируется суточный ритм жизни: сон - преимущественно но­чью, бодрствование - днем. Дитя уже узнает мамины прикосновения, голос, эмоционально реагирует на „разговор" с ним. А мама научилась понимать свое­го кроху: почему он плачет, что хочет сказать писком...

Ребенок на втором месяце пытается управлять собственным телом

На втором месяце жизни ребенок, если не спит, практически все время размахи­вает рукам и ногами, еще не умея их кон­тролировать. Но, если вы уложите его на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. На третьем месяце малыш уже неплохо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

Постепенно ребенок учится владеть своими руками: к концу второго месяца начинает приближать их ко рту, сосать палец, а к трем месяцам - рассматри­вать пальчики, потирать глаза и т.д. На третьем месяце жизни этот навык со­вершенствуется: малыш уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипу­лировать ими. Увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Ощу­пывает предметы руками, настойчиво тянет их в рот.

В этом возрасте ребенку уже удается сосредоточить взор на предмете, рас­сматривая его. Он провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его.

Ребенок на втором месяце радуется маме и улыбается

На первом месяце жизни малыш все время был недоволен, плакал, улыбался редко и лишь во сне. Со второго месяца у него возникает положительная эмоциональная реакция на мать, первое проявление потребности в общении, так называемый комплекс оживления. Глядя на склоненное над ним мамино лицо, дитя затихает, внима­тельно всматривается, широко раскры­вая глаза, а затем, радостно вскрикнув, размахивает ручками и ножками и... улыбается. Лучезарная, совершенно осознанная улыбка появляется с полутора-двух меся­цев. Это означает, что ребенок оконча­тельно адаптировался и начал получать удовольствие от жизни. Улыбнитесь крохе в ответ!

Развитие ребенка до года по месяцам - Третий месяц

  • Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках;
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления);
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью;
  • Лежит на животе несколько ми­нут, опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову;
  • Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность;
  • В вертикальном положении на ру­ках у взрослого хорошо удерживает голову.

Комплекс оживления ребенка на третьем месяце

На третьем месяце комплекс ожив­ления возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса, в моменты комфорта и удоволь­ствия - при виде маминой груди или бутылочки с молоком, после еды, купа­ния, на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.

В ответ на обращенную к нему речь или будучи в хорошем настроении малыш „гулит" - издает тихие короткие глас­ные звуки („э-а-о", „а-о-у").

Развитие ребенка до года по месяцам - Четвертый месяц

  • По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источ­нику звука (к голосу взрослого или зву­чащей игрушке);
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, мно­го двигается (комплекс оживления);
  • Громко смеется, когда с ним заи­грывают;
  • Рассматривает, ощупывает и за­хватывает висящие над грудью игруш­ки;
  • Во время кормления придержива­ет руками бутылку или грудь матери.

На четвертом месяце ребенок изучает окружающий мир

Этот отрезок времени - яркий и эмо­циональный. К концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка. Малыш подолгу пребывает в хорошем располо­жении духа, длительно, певуче и доволь­но громко гулит.

Ребенок на четвертом месяце хочет сидеть

Малышу надоело лежать, ему стано­вится интересен „вертикальный" мир. В 4 месяца он делает первые попытки сесть (напрягая пресс, тянется вперед, просится на ручки), в конце пятого ме­сяца уже сидит при поддержке за одну руку. При поддержке за ручки или под мышки „стоит", переступая ножками. Лежа на животе - приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Будьте осторожны! На пятом месяце ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Не оставляйте его одного.

Ребенок на четвертом месяце все слышит и видит

На четвертом месяце жизни зрение ре­бенка постепенно приближается к зре­нию взрослого человека, и малыш при­обретает способность рассматривать предметы на близком расстоянии, начи­нает различать основные цвета и фор­мы. Внимательно следит за важными для него объектами (игрушками, роди­телями), неподвижными и движущимися. Быстро и безошибочно поворачивает­ся к источнику звука, прислушивается. Различает голоса близких. С пятого ме­сяца малыш уже узнает маму на рассто­янии 2-3 метра.

Развитие ребенка до года по месяцам - Пятый месяц

  • Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует);
  • Различает тон, с которым к нему обращаются;
  • Во время бодрствования подолгу певуче «гулит»;
  • Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью;
  • Удерживает в руке погремушку;
  • Подолгу лежит на животе, подни­мая корпус и опираясь на ладони вы­прямленных рук;
  • Поворачивается со спины на жи­вот;
  • Ровно устойчиво стоит при под­держке под мышками.

На пятом месяце ребенок учится первым слогам

Примерно в 5 месяцев ребенок начина­ет произносить первые слоги с губными согласными „м", „б", „п". Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесяч­ного малыша долгожданное „мама", то, скорее всего, он произнесет его неосоз­нанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба.

Ребенок на пятом месяце тренирует пальцы

Формируются первые хватательные дви­жения руки, к пятому месяцу малыш уже может перехватывать игрушку из руки взрослого. Захватывая, притягивая и отталкивая погремушки, дитя учится определять цвет, форму, вес, звуковые свойства предметов.

На пятом месяце жизни ребенок переходит в вертикальное положение

Этот возраст можно считать переход­ным: организм ребенка приспосаблива­ется к новому для него вертикальному положению. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориен­тироваться в окружающем пространстве. Он открывает для себя новые предметы и учится обращаться с ними. В „иссле­довательскую" работу включаются все органы чувств: зрение, обоняние и вкус.

Развитие ребенка до года по месяцам - Шестой месяц

  • Начинает произносить отдельные слоги;
  • Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается;
  • Переворачивается с живота на спину;
  • Передвигается по манежу, пере­ставляя руки или немного подпол­зая;
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

На шестом месяце жизни ребенок сидит и стоит

На шестом месяце малыш уже может си­деть в подушках, не заваливаясь набок, на седьмом - сидит самостоятельно, довольно продолжительное время, со­храняя при этом равновесие, и пытает­ся самостоятельно сесть из положения лежа на спине. На восьмом месяце ма­лыш осваивает и этот навык.

К концу восьмого месяца жизни он уже встает у опоры, приподнимаясь с колен, держась за решетку кроватки или мане­жа. Овладев этим навыком, все так же с помощью опоры, ребенок попробует сделать первые самостоятельные шаги.

Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Подолгу лепечет - повторно произ­носит одни и те же слоги;
  • На вопрос «Где?» (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно, называемый, постоян­но находящийся в определенном ме­сте;
  • Играя погремушкой, стучит, размахивает ею;
  • Хорошо и много ползает.

На седьмом месяце жизни ребенок ползает

С шестого месяца ребенок предпринима­ет первые попытки ползания, перемеща­ясь на четвереньках с опорой на ладони. На седьмом месяце он уже виртуозно ползает - быстро и во всех направле­ниях. Любопытству крохи нет предела! Так что заранее побеспокойтесь о его безопасности. Нужно сказать, что не все дети овладевают навыком ползания. Некоторые из них пропускают этот этап, сразу начиная ходить.

На седьмом месяце ребенок вертится

На 6-м месяце жизни ребенок овладел поворотами с живота на спину, и теперь он совершенно самостоятельно может перевернуться во все стороны, практи­чески на 360°. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве

Ребенок на седьмом месяце берет игрушки

Еще одним достижением ребенка ста­новится удивительная способность са­мостоятельно брать игрушки из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выпол­нять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет. На седьмом месяце ручки ребенка ста­новятся все более умелыми, он учится перекладыванию из руки в руку, постуки­ванию, отбрасыванию, притягиванию.

Развитие ребенка до года по месяцам - Восьмой месяц

  • Громко и повторно произносит различные слоги;
  • По просьбе взрослого выполня­ет разученные с ним движения («ла­душки», «до свиданья», «дай ручки» и т.д.);
  • Во время бодрствования занима­ется с игрушками долго: рассматри­вает, постукивает игрушкой об игруш­ку и т.д;
  • Сам садится и ложится (из сидя­чего положения);
  • Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается;
  • Переступает, держась за барьер;
  • Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке;
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок на восьмом месяце играет с пирамидкой

На восьмом месяце жизни малыш уже может совершать „прямые" и „обрат­ные" действия с предметами. Например, складывать шарики в миску и рассыпать их; снимать и надевать кольца на пи­рамидку, складывать кубики „кучкой" и раскидывать их и т.д.

На восьмом месяце жизни ребенок лепечет по слогам

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни является овладение слоговой речью (лепетом). Если к концу пятого месяца малыш гу­лил, радуя вас руладами гласных звуков типа „ауа", „уау", „ау", „иоа", то теперь вы четко слышите: „вау-вау-вау" или „бу-а-а", „бу-бу-б", „ва-ва-ва", „м-м-ма". Малыш подолгу и с азартом лепечет, повторяя в лепете одни и те же слоги.

Ребенок на восьмом месяце узнает предметы

Малыш уже может узнать свои игрушки с разного расстояния и под разным уг­лом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, поло­жение в пространстве. На седьмом месяце жизни на вопрос „Где?" ребенок легко находил взглядом названный взрослым предмет. На тот же вопрос восьмимесячный малыш смо­жет указать на предмет пальчиком.

Ребенок на восьмом месяце играет с мамой

К концу восьмого месяца жизни у ребен­ка складывается сильная эмоциональ­ная привязанность к маме. Малыш готов проводить с ней каждую секунду своей жизни, старается подражать простым действиям - играм в ладушки, до сви­дания, прятки, ку-ку и т.д. Такие дейст­вия можно назвать не только игрой, но и общением, даже деловым сотрудни­чеством, в котором оба партнера прини­мают равное участие.

Развитие ребенка до года по месяцам - Девятый месяц

  • Подражает взрослому - повто­ряет за ним слоги, которые имелись в его лепете;
  • На вопрос «Где?» отыскивает не­сколько знакомых предметов, неза­висимо от их местоположения;
  • Знает свое имя - оборачивается на зов;
  • С предметами обращается по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжима­ет и разжимает резиновую игруш­ку;
  • Переходит от одного предме­та к другому, слегка придерживаясь за них руками;
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придержи­вая ее руками.

На девятом месяце ребенок становится крепче

Организм ребенка в целом уже подго­товлен к передвижению „на своих дво­их". Окреп его костно-мышечный скелет, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы тоже приспособились к действу­ющей вдоль оси тела силе тяжести.

На девятом месяце ребенок делает первые попытки ходить

На девятом месяце (у некоторых детей этот этап может случиться чуть позже) ребенок начинает интенсивно овладе­вать ходьбой. Движения при ходьбе у него пока неуверенные, он часто па­дает, но продолжает свои попытки вновь и вновь. Во время передвижения малыш де­ржится за опору (стенку, бортик манежа, мебель), а если опоры нет - ползет.

Развитие ребенка до года по месяцам - Десятый месяц

  • Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги;
  • По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку;
  • Отвечает на заигрывания «догоню- догоню», на слово «ку-ку» натягивает на лицо материю, «сорока-ворона» подставляет ладошку и т.д.;
  • Играя самостоятельно, проделы­вает разученные действия с предме­тами, подсказанные их свойствами, например, вынимает и вкладывает, открывает и закрывает;
  • Входит на горку 3-4 ступеньки, держась за перила.

Ребенок в десять месяцев учится играть и подражать

Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, подражать его действиям. Ему интересно, как взрослые пользуются окружающими предметами и какие при этом испытывают чувства.Малыш начинает почти зеркально копировать взрослых и отражать быто­вые ситуации и поступки. Подражатель­ная способность ребенка помогает ему научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, класть головку на подуш­ку и т.д. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

У ребенка на десятом месяце развивается мелкая моторика

Ребенок может брать предметы двумя пальчиками, собирает разбросан­ные игрушки, достает игрушки из ящи­ка. Разъединяет и соединяет отдельные части предмета, собирая пирамидки, кубики, кольца во что-то целое, или, на­оборот, разбрасывает их.

На десятом месяце ребенок понимает обращенную к нему речь

Говорит отдельные слова: „папа", „мама", „дядя" и другие. Выполняет простые просьбы взрослых, хорошо по­нимает запрещающие слова, знает на­звания многих предметов, частей тела, выполняет несложные просьбы. Его ак­тивный словарный запас значительно увеличивается. Многие малыши с удовольствием и по­долгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на „взрослый" манер.

Развитие ребенка до года по месяцам - Одиннадцатый месяц

  • Употребляет первые слова обо­значения (ав-ав, кис-кис, дай);
  • Некоторые слова в речи взросло­го начинают приобретать обобщен­ный характер (на вопрос «Где киса?» приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую;
  • По предложению взрослого вы­полняет разученные действия с сю­жетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки);
  • Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один ку­бик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

На одиннадцатом месяце жизни ребенок - исследователь

Он стремится к самостоятельности. Значительно возрастает самостоятель­ность ребенка. Карапуз помогает при одевании, ходит, ест самостоятельно. Увеличивается время бодрствования малютки с 2 часов (как было в пери­од от 6 до 9 месяцев) до 2,5-5 часов. Вы почувствуете, что у ребенка возника­ет потребность проявлять все большую и большую активность.

На одиннадцатом месяце ребенок совершенствует навыки ходьбы

К11 месяцам ребенок начинает самосто­ятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. В случае необходимости малыш приседает, что­бы поднять упавшую игрушку, а потом встает.

На 12-м месяце он уже будет ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и вовсе без нее, совер­шенно самостоятельно.

Ребенок на одиннадцатом месяце начинает играть куклой

В этом возрасте ребенок учится играть с образной игрушкой (куклой, собачкой, мишкой и т.д.). Кукла для малыша - его второе я. Игровые сценки передают не только действия ребенка (разговари­вает, ест, пьет, спит), но и отражают его эмоциональный мир (плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит). На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малыша. Теперь уже в плоскостном книжном изобра­жении дитя узнает знакомые игрушки: собачку („гав-гав"), куклу („ляля"), уточку („га-га").

Развитие ребенка до года по месяцам - Двенадцатый месяц

  • Легко подражает новым слогам;
  • Употребляет около 10 слов;
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, раз­ученных действий и знает имена не­скольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.);
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету);
  • Пьет из чашки, сам держит ее.

На двенадцатом месяце жизни ребенок говорит первые слова

Важнейшая линия развития ре­бенка в этот период - речь. Вы заме­тите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя как будто экспериментирует, тренирует артикуля­цию, явно получая удовольствие от этих повторений. Появляется способность к речевому подражанию.

Теперь ребенок вслед за взрослым с ходу повторяет наиболее легкие ле- петные слова-обозначения (например, „ав-ав" - собачка, „га-га" - уточка, „кис-кис" - кошка и т.п.). Вы заметите, что малыш готов запоминать название каждого интересующего его предмета. Вполне сознательно он говорит первые слова, иногда повторяет простые фразы типа „Баба, иди".

Почти годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь и узнает предметы

Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Дитя реагирует на про­сьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: найти, принести, дать, положить на место и т.п. Знает слово „нельзя". Запоминая названия предме­тов, малыш учится обобщать предметы, находя их среди знакомого множества (куклы, мячики, машинки и т.д.), узнает знакомые игрушки на картинке.

Годовалый малыш ориентируется сре­ди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбира­ет кольца из груды кирпичиков и т.п. Теперь, если кроха хочет, чтобы мама подала ему игрушку, он указывает рукой на желаемый предмет (раньше малыш просто разражался плачем, ведь мама не всегда могла понять, что именно нуж­но ребенку). Карапуз запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

Развитие ребенка до года по месяцам в картинках

Развитие ребенка до года по месяцам в таблицах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
38.Вместо плача указывает на желаемый предмет ОК ОК
37.Осознанно использует слова "мама" и "папа" ОК ОК ОК
36.Идет самостоятельно ОК ОК
35.Идет с поддержкой ОК ОК ОК ОК ОК
34. Начинает ползать ОК ОК ОК ОК ОК
33.Берет предмет большим и указательным пальцем ОК ОК ОК ОК ОК
32.Кладет кубик в коробку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
31.Стучит однимtext-align: justify; предметом о другой ОК ОК ОК ОК ОК ОК
30.Ищет спрятанную игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
29.Самостоятельно садится ОК ОК ОК ОК ОК
28.Играет в "прятки" ОК ОК ОК ОК
27.Различает чужих и близких ОК ОК ОК ОК
26.Пытается копировать речь взрослых ОК ОК ОК ОК ОК ОК
25.Пытается встать на ноги ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
24.Произносит отдельные слоги (ба-ба, га-га) ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
23.Берет в руку крошечный предмет (напр. хлебную крошку) ОК ОК ОК ОК ОК
22.Устойчиво сидит (когда сажают) ОК ОК ОК ОК
21.Пытается дотянуться до удаленного предмета ОК ОК ОК ОК
20.Сопротивляется, когда забирают игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
19.Сам ест печенье ОК ОК ОК
18.Может держать 2 кубика из 3х ОК ОК ОК ОК ОК ОК
17.Ищет выпавший из рук предмет ОК ОК ОК ОК
16.Перекладывает предмет из руки в руку ОК ОК ОК ОК
15.Хватает и удерживает в руке кубик ОК ОК ОК ОК
14.Пробует игрушки на "вкус" ОК ОК ОК ОК
13.Тянет ручку к погремушке ОК ОК ОК ОК
12.Поворачивает голову на звук ОК ОК ОК ОК
11.Поворачивает голову вслед движению предмета ОК ОК ОК ОК
10.Переводит взгляд с одногообъекта на другой ОК ОК ОК ОК
9.Раскачивается на руках, лежа на животе ОК ОК ОК ОК
8.Поднимает голову, лежа на животе ОК ОК ОК
7.Отвечает улыбкой на обращение к нему ОК ОК ОК
6.Гулит ОК ОК
5.Следит за движущимся вертикально предметом ОК ОК
4.Одновременно машет руками и ногами ОК ОК
3.Рефлекторно хватает кольцо ОК ОК ОК
2.Реагирует на звон
колокольчика
ОК ОК ОК
1.Следит за
движущимся горизонтально предметом
ОК ОК

Развитие ребенка до года по месяцам - Ежемесячная прибавка роста и веса

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
1 месяц 3 - 3,5 см. 750 г.
2 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
3 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
4 месяца 2,5 см. 700 г.
5 месяцев 2,5 см. 700 г.
6 месяцев 2,5 см 700 г.
7 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
8 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
9 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
10 месяцев 1 см. 350 г.
11 месяцев 1 см. 350 г.
12 месяцев 1 см. 350 г.

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.

При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.

Первый месяц

В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно наладить лактацию . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.

Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

В первый месяц жизни малыш умеет:

  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

Второй месяц

Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:

  • Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
  • Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
  • Гулить и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
  • Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
  • Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
  • Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
  • Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
  • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
  • Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.

В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.

Третий месяц

Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.

Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • Уверенно держать голову , лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
  • Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..

Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.

Четвертый месяц

Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.

Таким образом, кроха может:

  • Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
  • Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
  • Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
  • Самостоятельно трясти погремушку;
  • Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
  • Поддерживать бутылочку при кормлении;
  • Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
  • Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
  • Различать яркие цвета и чистые оттенки;
  • Складывать ладошки и хлопать. Кстати, научить ребенка хлопать в ладоши поможет старая игра в ладушки.

Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.

Пятый месяц

В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.

В этом возрасте ребенок может:

  • Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
  • Следить за движениями предметов и человека;
  • Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
  • Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
  • Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
  • Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
  • Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
  • Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.

Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются первые зубки . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.

Шесть месяцев

Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно.

Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .

Семь месяцев

В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

  • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
  • Пить из кружки с поддержкой;
  • Вставать и стоять у опоры;
  • Ходить с поддержкой под мышки или за руки;
  • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
  • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
  • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

Восемь месяцев

Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить мясо и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

Девять-десять месяцев

Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.

Таким образом, ребенок умеет следующее:

  • Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
  • Стоит и ходит с поддержкой;
  • Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
  • Самостоятельно ползает и разворачивается;
  • Знает, как собирать и куда класть игрушки;
  • Пытается достать окружающие предметы;
  • Активно проявляются эмоции и развивается речь;
  • Пробует кушать ложкой;
  • Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
  • Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.

В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.

Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.

Одиннадцать-двенадцать месяцев

В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, пьет из кружки , надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

Физическое развитие детей до года

Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.

Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.

Физические характеристики девочек до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 50,3 – 56,1 3,6 – 4,7 35 – 38,1 34 – 38,1
2 месяца 53,5 – 59,3 4,2-5,5 36,7 – 39,8 35,6 – 39,9
3 месяца 56,2 – 61,8 4,8 – 6,3 38 – 42,1 37,3 – 41,4
4 месяца 58,4-64 5,4-7 39,1-42,2 38,9-43
5 месяцев 60,8-66 5,9-7,7 40,3-43,2 40,3-44,5
полгода 62,5-68,8 6,4-8,3 41,5 – 44,2 41,6-45,8
7 месяцев 62,7-71,9 6-9 40,2-45,5 42-47
8 месяцев 64-73,5 6,3-10,2 40,7-46 43-48
9 месяцев 65,3-75 6,5-10,5 41,2-46,5 44,5-49,3
10 месяцев 66,5-76,4 6,7-10,9 41,5-46,9 45-48
11 месяцев 66,7-77,8 6,9-11,2 41,9-47,3 46-50,5
1 год 68,9-79,2 7-11,5 42,2-47,6 46,3-51,4

Физические характеристики мальчиков до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 51,2 – 56,5 3,6 – 5,1 35,5 – 39,1 34,1 – 38,9
2 месяца 53,8 – 59, 4 4,2 – 6 37,4-41 35,7 – 40,8
3 месяца 56,5 – 62 4,9 – 7 39 – 42,5 36,5 – 41,6
4 месяца 58,7-64,5 5,5-7,6 40,2-43,6 38,6-44,6
5 месяцев 61,1-67 6,1-8,3 41,2-44,6 40,1-45,7
полгода 63-69 6,6-9 42-45,5 41,4-47,6
7 месяцев 64,8-73,5 6,7-10 41,5-46,4 42-48
8 месяцев 66,2-75 6,9-10,7 42-47 43,4-49,1