Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей. Зачем нам нужны дети? В каком возрасте ребенок начинает разговаривать

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела , с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Улыбка ребенка

Одним из самых ранних элементов общения ребенка можно считать улыбку. Она выражает радость и удовлетворение ребенка . Эти первые улыбки сопровождаются размахиванием ручками и ножками, а также довольно странными звуками. Ребенок способен улыбаться уже через несколько часов , слегка приподнимая при этом уголки губ. Уже с четвертой недели своей жизни малыш может полноценно улыбаться. Этот момент очень важен для формирования связи между матерью и ребенком. Следующим шагом в развитии эмоциональных чувств является «социальная улыбка », которая предназначена для других людей, а не только для мамы. В это время ребенок открывает для себя, что его окружают разные люди. Со временем кроха научится проявлять и другие эмоции, такие, как гнев, разочарование, веселость. Кроме того, в 5-6 месяцев малыш улыбается с выражением счастья на лице, а в 7-8 месяцев может расхохотаться.

Зрительный контакт

Еще один способ найти «общий язык» с окружающими - это зрительный контакт . После рождения у ребенка еще слабое зрение. Но он учиться распознавать лица своих родных. До третьего месяца жизни дети любят разглядывать лица людей, и тратят на это занятие очень много времени. С развитием навыков зрения их все больше и больше начинают привлекать различные предметы. Начиная с седьмого месяца, кроха уделяет половину времени своего бодрствования наблюдению за находящимися поблизости предметами. Он старается сопоставить их с собственными взглядами на мир. Ваше чадо может подолгу разглядывать игрушку, выискивая на ней различные детали.

Плач и потребности малыша

Плач - это также важный элемент коммуникации ребенка, свидетельствующий о его потребностях. По данным Американской академии педиатрии нормальный здоровый ребенок плачет от одного до четырех часов в день. Таким образом он пытается передать взрослым информацию. Плач - это естественное поведение ребенка. Но стоит отметить. Что существует много видов плача, которые различаются по высоте тона и ритма.

Крик - громкий, долгий плач, который внезапно появляется - означает боль.

Ритмичный плач - он начинается с беспокойного нытья, похрюкивания, а затем следует то усиливающийся, то уменьшающийся плач - означает голод.

Поплакивание - суетливый и слабый плач - ребенок хочет спать .

Поскуливание - тихий плач, который вдруг взрывается - означает плохое самочувствие.

Выкрикивание - громкий плач, пауза, потом вдох и очередная порция крика - ребенку страшно.

Рев - громкий нарастающий плач, который обычно сопровождается размахиванием руками - означает дискомфортные ощущения в подгузнике.

Стойкие рыдания - долгий плач в основном перед сном - означает усталость и сонливость.

Крик, который передает чувство дискомфорта - ребенок плачет громко, плач то усиливается, то утихает - ребенку некомфортно, слишком горячо или слишком холодно.

Взрыв - полный гнева плач, сопровождающийся внезапным потоком слез - означает ярость.

Ритмичное нытье - низкий, умоляющий крик - это чувство одиночества.

Мимика лица

С момента рождения ребенок может выражать различные эмоции мимикой . Сначала это заинтересованность, боль и акцентирование внимания на чем-либо. В возрасте шести недель ребенок может выражать счастье. Когда крохе исполнится три - четыре месяца, он сможет показать Вам свое удивление, а в пять-девять месяцев - гнев, страх, отвращение, радость и стыд. И только на десятом-двенадцатом месяце жизни при помощи мимики ребенок может выразить скуку, гнев и нетерпение.

Язык тела

Маленький ребенок при виде близкого ему человека часто размахивает руками. Таким образом он пытается сказать о своем волнении. Если же размахивание ручками сопровождается красным, скривленным личиком, это может означать разочарование, страх или гнев. Атаки злости сопровождаются также размахиваниями ножек. Первые жесты малышей основаны на движениях рук. Вытягивая руки в сторону игрушки, ребенок показывает свою заинтересованность. А вот сжатые кулачки могут свидетельствовать о том, что ему что-то не нравится. В возрасте семи месяцев малыш может выступить инициатором игры - он будет подбрасывать предметы, призывая родителей их поднять.

Разговорная речь

Наконец, у ребенка появляется разговорная речь. Уже в возрасте 2-3 месяц он может издавать отдельные звуки. В 6 месяцев малыш начинает лепетать. Он уже способен выговаривать целые слоги, например, ба-ба-ба, да-да-да. Уже на этом этапе речи можно понять, на каком языке разговаривает ребенок . Детский лепет - это своеобразная тренировка перед тем, как ребенок научится разговаривать. Кроха начинает играть со звуками, их интенсивностью и высотой. Сначала он повторяет один слог по нескольку раз, а затем учится сочетать вместе различные слоги. Несмотря на то, что лепет не имеет никакого смысла, у ребенка появляется ощущение, что он таким способом общается с окружающим миром. В этот период необходимо много разговаривать с ребенком и пробовать наладить диалог. Дети, с которыми часто говорят родители, чуть позже могут освоить значительно больше слов, чем их сверстники. Свои первые слова ребенок может сказать в годовалом возрасте, правда, у некоторых это получается раньше, другие же детки начинают говорить значительно позже этого возраста.

И на конец, несколько слов о языке жестов . В последнее время стало модно учить детей так называемым «символическим жестам». Это помогает им в общении с миром, пока они не начнут говорить. В 1982 году ученые обнаружили, что ребенок общается при помощи жестов, которые очень легко показать.

Например:

  • питание - ребенок прикладывает ко рту кончики пальцев
  • напиток - кроха кладет палец в рот
  • шапка - поглаживает себя по головке

Учить ребенка подобному языку нужно с первого года жизни. Это снизит переживания малыша по поводу того, что он хочет общаться, а еще не может. Такого рода жесты могут оказаться веселой игрой и помочь в изучении разговорной речи.

Часто дети 1-2-3 лет ведут себя непонятно, и родители путаются в догадках, не зная, как унять истерику у ребенка. Что означает поведение ребенка и как правильно расшифровать его невербальные сигналы, чтобы понять, что в действительности с ним происходит, читайте в материале от uaua.info .

Двухлетки выражают свои эмоции довольно необычном образом. Дети должны учиться разбираться в эмоциях, но и родители должны понимать своих малышей, тем более,что разгадать их тайный код не так уж и сложно. Ваш малыш учится говорить и становится маленьким упрямым и своевольным человеком, если не сказать большего. Маленький начальник указывает вам, где сесть, какие штаны ему угодно надеть сегодня, и что бы ему хотелось на обед.

Но когда дело доходит до выражения более сложных мыслей и эмоций на словах, ему все еще тяжело, а это значит, что вы часто вынуждены интерпретировать некоторые элементы его странного поведения. Сведения экспертов помогут нам расшифровать скрытый смысл истерики малыша и язык тела.

1.Ребенок избегает зрительного контакта

Перевод: он смущен

Когда дети отводят взгляд, они говорят вам, что они устали и нуждаются в перерыве от своей роли «гвоздя программы». Но где-то ко второму дню рождения у ребенка уже развивается способность к такой самосознательной эмоции, как стыд.

Например, он знает, что вы злитесь, потому что он снова забрал у младшего братика медвежонка. Когда маленький ребенок отказывается смотреть на вас, это значит, что он понимает, что его действия могли разочаровать вас.

Ваша реакция: Обозначьте то, что ребенок сделал неправильно в простых, коротких предложениях - «Мы не рвем книжки», «Мы не толкаемся» - и предложите вариант, как поступать правильно, например, приклеив вырванную страничку или обняв плачущего друга. Ребенок должен понять, что все люди ошибаются, но важно сделать что-то, чтобы исправить ошибку.

2.Ребенок тащит с собой в кроватку все мягкие игрушки

Перевод : Ему страшно

Еще недавно малыш спокойно спал в теплом одеяле. И вдруг, он требует взять с собой в кровать столько игрушек, что она похожа на современный арт-проект. Это тот возраст, когда воображение ребенка берет свое, и он начинает видеть кошмары и заселять шкафы монстрами. Знакомые и любимые игрушки в непосредственной близости дают ребенку чувство безопасности, когда он уплывает в сон или просыпается посреди ночи.

Ваша реакция: Двухлетки мыслят очень буквально, поэтому все их надуманные монстры кажутся такими реальными. То, что вы покажете ребенку, что в шкафу ничего нет, его не убедит. Они просто думают, что вы монстров не видите. Поэтому разрешите малышу окружить себя таким количеством любимых вещей, какое ему нужно. Если вы обеспокоены тем, что он может скатиться с кровати, задействуйте другую особенность детей такого возраста: желание принимать решения. Спросите у него, какие три мягкие игрушки, две книги и один конструктор он берет в мир сновидений с собой сегодня.

3.Ребенок поднимает футболку и прячет в ней лицо при встрече с незнакомым человеком

Перевод : он взволнован

Задумайтесь о том, когда вы в последний раз были на мероприятии, на котором не знали ни единого человека. Вы, вероятно, убеждали себя, что «хорошо ведь куда-то выбраться с другими взрослыми людьми, а у этой барышни красивая блузка, может подойти поговорить с ней…», и тут же хватали бокал вина, чтобы чем-то занять руки.

Рассматривайте поведение вашего малыша в соответствующем по возрасту эквиваленте социальной неловкости взрослого. Он еще не может преодолевать нервозность, поэтому пытается совладать с ситуацией в чисто сенсорной и физической манере. Некоторые дети начинают жевать футболку или тянуть брюки, а другие могут схватиться за вашу ногу, сосать большой палец, или упасть на пол и спрятать свое лицо.

Ваша реакция: Аккуратно выманите вашу черепашку из ее панциря. Маленькие дети всегда перенимают у родителя манеру, как реагировать на новые ситуации. Расслабьте плечи, улыбнитесь и скажите «Привет» новым знакомым, и ободряюще сожмите ручку ребенка. Это даст ему понять, что его окружение безопасно и дружелюбно. Затем дайте ему время, чтобы освоиться.

4.Ребенок прячется за мебелью, если «наделал» в подгузник

Перевод: ему нужно уединение


Это обычное поведение малыша говорит о двух вещах: во-первых, ребенок понимает, что ему нужно в туалет, во-вторых - он видит, что взрослые делают свои дела в уединении. Это два положительных сигнала о том, что малыш готов к приучению ходить на горшок.

Какой же самый главный сигнал? Ребенок сразу же просит сменить грязный подгузник. Если ребенку все равно на то, что он ходит с грязным подгузником, он не готов к горшку. У большинства малышей интерес к туалету просыпается как раз в возрасте от 2 до 3 лет, в этом возрасте знакомство с горшком пройдет быстро и легко.
Ваша реакция: Поощряйте желание ребенка побыть наедине, но направляйте его в ванную/туалет. Правильная комната в доме - правильный шаг. Нет никакой необходимости принуждать ребенка сидеть на горшке.

5.Ребенок ужасно себя ведет - бросается едой, бьется, ломает игрушки

Перевод: он не в духе


Это шокирует и ужасно беспокоит, когда обычно спокойный двухлетний ангелочек превращает в Дитя Зла. Но важно понять, что своевольный поведение - это, вероятно, просто реакция на текущую ситуацию, а не признак того, что изменился его характер. Обычно, когда дети этого возраста выделываются, они хотят сказать вам, что им скучно, они устали или им нужно внимание.

Ваша реакция: Постарайтесь выяснить, что происходит. Если поведение вызвано скукой, настало время достать Lego и поиграться вместе с ребенком, или же сходить в парк, чтобы сменить обстановку. Малыши должны узнать, что есть лучшие способы, чтобы привлечь ваше внимание, чем истерика. Тайм-аут для ребенка - на пару минут вы оставляете его одного - даст понять, что вы не будете мириться с неадекватным поведением. После чего можно смело переходить к веселому занятию.

6.Ребенок выходит из себя, пока вы режете клубнику, которую он же у вас попросил

Перевод: он хочет ее немедленно


Дети рождаются ужасно нетерпеливыми. Они суетятся и стонут о том, что им незамедлительно нужна еда! Чистый подгузник! Баюканье! Неспособность малыша сдерживать свой пыл является напоминанием о том, что, хотя он растет со скоростью света, он до сих пор маленький ребенок. Префронтальная кора, область мозга, которая отвечает за самоконтроль - в том числе за способность справляться с ожиданием, пока удовлетворятся просьбы и потребности - начинает активно развиваться где-то в возрасте от 2 до 7 лет.

Ваша реакция: Не старайтесь выполнить малейшие капризы ребенка, включая суперсилу. Вместо этого, скажите, что вы слышали просьбу и выполните ее, когда сможете. Со временем постепенно оттягивайте момент того, когда просьбы будет выполнена, говоря ребенку: «Мамочка домывает посуду, затем высушит ручки, откроет холодильник и нальет тебе яблочный сок». Вы учите малыша ценному навыку - терпению, настаивая на том, что он должен подождать, если хочет чего-то.

7.Ребенок кричит «Нет, моя мамочка!», когда к вам приближаются другие дети

Перевод: он хочет, чтобы вы обратили на него внимание


«Липкое» поведение может свидетельствовать о том, что ребенок чувствует, что ему вас недостаточно, особенно если вы подолгу работаете или в доме появился еще один малыш. Нужно понять, как бороться с детской ревностью.

Если ничего не изменилось, такое собственничество - неотъемлемая часть расцветающего чувства собственного достоинства у двухлетки. Период «Мое, мое, мое» раздражает, но это на самом деле положительная тенденция, потому что она означает, что малыш делает успехи в выяснении того, каким человеком он является. На данном этапе, его видение себя привязано к вещам, которые являются наиболее ценными для него, а мама - точно вне конкуренции среди них.

Ваша реакция: Обнимите ребенка, и скажите ему, что вы, безусловно, его мама и вы его любите. Но вы также можете использовать такую ситуацию в педагогических целях, обучая навыку делиться. Скажите: «Я твоя мама, не ее или его, но я же могу хорошо относиться к другим деткам и говорить им «привет».

Теперь вы знаете, как разобраться в сигналах, которые посылает вам ребенок, и сможете без истерик и капризов посетить все новогодние представления для детей.

Ожидание первых слов малыша всегда вызывает трепетные чувства у родителей. Сначала он только плачет и кряхтит, но вскоре начинает гулить, тренировать гласные звуки и произносить целые слоги. Чтобы малыш в будущем говорил правильно, с ним нужно постоянно заниматься, обращая внимание на все изменения в его лепете. Тогда родителям в будущем точно не придется обращаться к логопедам.

Первые звуки и «детский лепет» малыша

До того времени, когда малыш начнет произносить членораздельные звуки, пройдет несколько месяцев. Все дети, конечно, развиваются разными темпами: кто-то быстрее, кто-то - чуть медленнее. Однако первые три месяца каждый грудничок только спит, кушает и плачет. В этот период закладываются основы его будущей речи. Младенец быстро учится использовать свой голос, чтобы объяснять взрослым, что ему нужно. Когда он поймет, как это делать, его успехи в говорении станут для родителей более заметными.

Весь период подготовки к произношению первых слов можно разбить на несколько этапов, в зависимости от возраста карапуза:

  1. Первый месяц - плач и кряхтение. Этими нехитрыми способами малыш указывает родителям на мокрые пеленки, на то, что ему холодно, жарко, больно (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик), хочется есть или пить.
  2. Второй-третий месяцы - первые звуки. Двухмесячные карапузы уже пытаются произносить гласные «а», «о», «э». Некоторые тренируют и согласные «м», «б», «п», близкие к механизму сосания. Малыш осознает, что он может издавать звуки, и постепенно начинает контролировать эти действия.
  3. Четвертый месяц - произношение слогов. К четырем месяцам карапуз развивается настолько, что произносит слоги, которые также называют «детским лепетом». С этого момента остается немного времени до первого слова малыша. Он скажет его, как только научится произносить основные звуки и слоги.

Факторы, влияющие на развитие речи

Речь крохи - ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще? Говорение - это сложный процесс, который протекает под действием многих факторов.

Физическое развитие

Проблемы со здоровьем могут стать причиной задержки речи. Своевременно посещайте педиатра и других специалистов, которых вам рекомендуют, соблюдайте их рекомендации. Следите за тем, чтобы малыш хорошо питался. До 6 месяцев рекомендуется кормить его грудью. Если это невозможно, проконсультируйтесь со специалистами по поводу выбора смеси.

Крепкая нервная система

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Задержку речи вызывают и различные неврологические проблемы. Чтобы избежать их, поддерживайте дома спокойную обстановку, делайте малышу , проводите гимнастику. Если ребенок часто плачет или плохо спит, обязательно покажите его детскому неврологу. Также если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.

Грамотная речь в семье

Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чтобы малыш быстрее заговорил, ему важно слышать грамотную человеческую речь вокруг, которую он потом повторит. Поэтому общайтесь со своим карапузом как можно чаще, говорите ему слова и указывайте на людей и предметы, которые они обозначают. Дети - это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.

Почему сюсюканье плохо влияет на речь малыша?

В процессе развития все дети копируют взрослых. Малыши постарше имитируют мамину походку, повторяют ее любимые слова и целые фразы. Это их способ обучения и познания окружающего мира. Если вы будете коверкать слова и искажать интонации, ребенок начнет подражать вам. В результате у него появятся речевые дефекты, которые придется устранять с привлечением логопеда. Поэтому не коверкайте слова, произносите их правильно.

Когда малыш уже говорит - пусть даже не очень много, - это дает возможность родителям как-то ориентироваться.

Если на вопрос «Что ты будешь есть сегодня на ужин?» он отвечает «кафету» - ясно, что вопрос он понял.

Но в основном между годом и двумя нам приходится полагаться на слабые и ненадежные источники информации вроде кивков, улыбок, отрицательного покачивания головой, а также выполнения простых указаний. Впрочем, в этом возрасте степень «разговорчивости» малыша не может служить мерой того, сколько на самом деле он понимает.

Есть дети, которые в год и восемь месяцев уже болтают без передышки. Другие - совершенно нормальные и вполне толковые - не говорят почти ничего. Если применить специальную методику тестирования, выясняется, что понимают они не меньше, чем их разговорчивые ровесники. Вообще уровень понимания у маленьких детей значительно более предсказуем и единообразен, чем активная речь.

Так сколько же на самом деле понимают маленькие дети?

Недавно в США завершено исследование на эту тему, длившееся 25 лет. В нем приняли участие две тысячи семей. Родители малышей в возрасте от 8 до 16 месяцев записывали слова, которые их дети понимали, и те, которые они умели произносить. Родители детей в возрасте от 17 до 30 месяцев фиксировали активный словарь своих чад и использование ими грамматики (т.е. умение грамматически правильно изменять слова и составлять фразы).

Результаты исследования выразились в следующих цифрах. Половина годовалых детей понимает примерно 50 слов. К 16 месяцам средний ребенок понимает примерно 170 слов и произносит около 20.

Первые слова - это в основном существительные: имена близких, части тела, названия животных и видов пищи. К 16 месяцам сюда прибавляются глаголы действия: ходить и прыгать, открывать и класть (давать и есть обычно приходят раньше).

Тот факт, что ребенок, по всей видимости, знает или даже произносит какое-то слово, еще не означает, что он действительно понимает его смысл. Существуют разные уровни понимания. Малыши ориентируются на контекст при определении смысла слова. Например, если слово «ванна» он слышит только во время купания, то может назвать ванной пруд, в котором его купают летом. В то же время настоящая ванна, но без воды не вызовет ассоциации с этим словом.

Игра в слова

Вы можете использовать простые приемы, которые обычно применяют педагоги и исследователи для выявления познаний малыша. Положите на стол три-четыре предмета и попросите найти среди них и дать вам… ну, скажем, часы или платок. Только не подсказывайте ему ни жестом, ни глазами. Вы же просто хотите понять, знает ли он слово. (Не используйте при этом его любимые игрушки и слишком вожделенные предметы - малыш сграбастает их сразу, даже не выслушав ваше задание). Или покажите ему две картинки и спросите, где тут жираф. Если он укажет правильно - предложите следующую пару. При достаточном количестве картинок вы сможете довольно точно определить объем пассивного словаря ребенка.

Многие родители замечают, что между полутора и двумя годами у детей происходит резкий «скачок» в освоении языка. Четверо из пяти в это время начинают болтать вовсю. После первых 50 слов процесс идет быстрее, словарь пополняется в три раза больше.

«Вот это стул - на нем сидят...»

В какой-то момент ребенок обнаруживает, что не только близкие люди и хорошо знакомые предметы (мама, папа, чашка, ложка, глазки, ротик), но все, что он видит вокруг себя, имеет имена. Дети, которые постигли эту поразительную истину, активно стремятся узнать, что как называется. Они показывают пальцем на каждый новый предмет и вопросительно смотрят на вас, рассчитывая, что вы откроете им тайну.

Многие родители, не успев перестроиться на новые, лингвистические интересы ребенка, думают, что указывание пальцем, как и прежде, означает желание заполучить предмет. Они пускаются в длинные объяснения, почему нельзя трогать лампочку или папину бритву. Но все, что от них требовалось, - это дать вещи имя.

На этом этапе чем меньше объяснений - тем лучше. Нужное слово может затеряться среди других в длинной фразе, и малыш так и не узнает то, что хотел узнать. Если же вы намерены дать ему дополнительную информацию, сначала назовите предмет, а потом рассказывайте о нем. Как у Маршака: «Вот это стул. На нем сидят. Вот это стол. За ним едят...»

Часть слов дети вычленяют сами из речевого потока - сидя со взрослыми за столом, слушая наши разговоры или сказку, которую им читают на ночь. Это сложнейшая задача, требующая серьезных умственных усилий. Представьте, что вместо учебного диалога на уроке иностранного языка вам нужно понять живую речь настоящего иностранца. Если вы проходили через такое испытание, то понимаете, каково приходится двухлетнему малышу.

Немногие взрослые способны в такой ситуации сразу вычленить из речи собеседника то, что им нужно. В то же время многие двухлетки на это способны. Возьмите незнакомый ребенку предмет и придумайте ему имя. Это может быть любое несуществующее слово. Пусть он называется «пишка» или «гугуня». Потом вы что-то о нем говорите. После первого упоминания ребенок будет напряженно соображать, а после второго уже может связать новое слово, мелькнувшее в вашей речи, с новым предметом. Теперь спросите ребенка: «Где пишка?» - и он, с большой вероятностью, покажет правильно.

Но лучше всего малыши осваивают язык, участвуя вместе с вами в каких-то общих делах. Когда они слышат чужие раговоры или речь по телевизору - им трудно эмоционально включиться в ситуацию. Но находясь сами в центре событий, они впитывают информацию с поразительной быстротой. Совместное приготовление обеда или разборка конфликтов в песочнице на детской площадке дают им гораздо больше, чем простой «урок родного языка».

Все родители хотят, чтобы их дети рано научились говорить, чтобы говорили красиво и правильно, имели большой словарный запас, поскольку это один из важнейших критериев умственного развития. Что же для этого нужно?

Это - один из редких случаев, когда специалисты единодушны. Все они советуют одно и то же: как можно больше говорить с ребенком, читать ему вслух, рассказывать о том, что вы в данный момент делаете, давать объяснения всему, что его заинтересовало во время прогулки. Поощрять его собственную речь, придумывать для этого любые игры. Расширять его мир, обогащая новыми впечатлениями. Даже если он пока не все понимает - это стимулирует его развитие.

Советы родителям, как помочь малышу перейти от лепета к связной речи

Говорите внятно: Большинство родителей инстинктивно замедляют темп речи и подбирают простые слова, когда обращаются к малышу. Очень важно говорить отчетливо и раздельно, чтобы ребенку проще было различать знакомые и незнакомые слова.

Не подражайте детской речи: Как бы мило ни звучали детские словечки - ваша задача научить его говорить правильно. Поэтому вы не должны повторять за ребенком его ошибки, чтобы не закреплять их.

Избегайте говорить о себе в третьем лице: Маленькие дети не сразу постигают саму идею местоимения «я» - какое-то время они называют себя по имени. Но это не значит, что вы должны делать то же. Не говорите: «Мамочка хочет, чтобы Лелик доел кашу», пользуйтесь личными местоимениями - только так ребенок постигнет их смысл.

Поощряйте диалог: Многие дети постигают искусство беседы еще до того, как скажут свое первое слово. Когда ваш малыш лопочет что-то выразительное - отвечайте ему, общайтесь с ним. Общение матери и младенца, как разговор влюбленных, полно содержания вне зависимости от слов.


Оглавление [Показать]

Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с… пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?

Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки

Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.


Читайте также: Как понять грудного ребенка?

Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 - 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы «Мцыри». Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.

Читайте также: Правильно ли ваш ребенок учится говорить

Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.


Читайте также: Первая улыбка твоего малыша

Важно!

Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не «мама», как обычно считают мамы, а например «дай!».

Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио - пользы от этого существенной нет.

Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.


Нормы формирования речи ребенка

Считается нормой, что годовасик произносит от 2 - 10 слов - это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.

Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих - активного, который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы - принеси, отнеси, подай - то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.


Примерно с года и до 3 - 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 - 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.

Признаки благополучного развития речи

На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.

Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.

Признаки неблагополучного развития речи


Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.

Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.

…И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.

Лапушкина Юлия

Если вы будете правильно заниматься с ребенком развитием речи с рождения, то вам не придется в будущем обращаться к специалистам

Ребенок кряхтит, гулит, тренирует гласные звуки? Это уже первые шаги к будущим речам Цицерона, который обязательно вырастет из малыша под вашим чутким руководством. На что в лепете крохи обратить внимание мамам и папам?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ребенок 3 месяца: что умеет малыш?


До первых слов еще далеко

Первые три месяца новорожденный малыш только и делает, что спит, ест, покряхтывает, иногда плачет, иногда гулит и постепенно учится показывать голосом, что он хочет.

В первый месяц жизни крохи родители слышат плач и кряхтение, которыми он указывает на дискомфорт (мокрые пеленки, холод, жара), боли (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик) или голод.

Со второго месяца жизни малыш пытается произносить первые звуки, чаще гласные: “о”, “а”, “э”, а также пробует подступиться к согласным, близким к механизму сосания: “м”, “п”, “б”. Он начинает понимать, что сам может издавать звуки, и учится контролировать процесс.

Начиная с четвертого месяца ребенок уже произносит слоги - это и называют “детский лепет”. Маленькому говоруну нужно освоить произношение основных звуков и слогов, из которых позже будут сложены самые первые слова.

Речь крохи

Речь крохи - ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще?

Физическое развитие Тщательно следите за здоровьем маленького, своевременно посещайте педиатра и других специалистов. Не менее важно следить, чтобы у малыша было здоровое и полноценное питание (грудное вскармливание до 6 месяцев или, если это невозможно по объективным причинам, подбор адекватной смеси, введение прикормов).

Работа нервной системы На эту сферу благотворно влияют массаж, гимнастика, спокойная психоэмоциональная обстановка в семье. Если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.

Речь в семье Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чем чаще кроха слышит правильную речь вокруг, чем чаще с ним общаются, тем быстрее он заговорит. Дети - это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.

Минимум сюсюканий

Иначе умиление может потом смениться разочарованием. Не коверкайте слова, произносите их правильно. Детки не только повторяют поведение взрослых, но и копируют слова и даже целые предложения.

Постарайтесь, чтобы ваша речь была если не образцовой речью артистов академического театра или дикторов телевидения и радио, то, по крайней мере, достаточно правильной фонетически и не засоренной словами-сорняками, чтобы через несколько лет не пришлось переучивать ваших мальчишек и девчонок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ребенок 5 месяцев: первые игры и забавы 3 неврологические заболевания, которые чаще всего встречаются у новорожденных

По какой причине один логопед говорит, что надо постоянно просить не разговаривающего малыша повторять слова за взрослыми, называть ту вещь, которая ему нужна, требовать от ребенка: «Скажи это…», «Повтори то…», а другой логопед убеждает, что это лишь усугубит ситуацию молчания, и кроха совсем откажется говорить после таких настойчивых требований и предложений взрослых? К кому прислушиваться?

А заговорит ли малыш?

Правильно ли поступает мама, с завидным упорством «пристающая» к неговорящему карапузу: «Скажи «мишка!», «Скажи «это мяч!»? И хорошо ли она поступает, когда не добивается от малыша ответа и, отворачиваясь, и говорит: «Какой плохой мальчик!»?

Бывает, что ребенок один раз произнесет какое-то слово и затем больше не повторит его. Родители с энтузиазмом принимаются за свое чадо, требуют повторить это слово, назвать предмет, произнести слово по образцу. Сначала они ласково просят, после - требуют, и наконец, они разозлятся и поставят малыша в угол. Заговорит ли после подобных действий ребенок?

Скорее всего, что не заговорит. Кроме того, подобная ситуация нередко приводит к возникновению речевого негативизма. Это явление, при котором малыш с огромной неохотой вступает в речевое общение. Зачастую речевой негативизм появляется у деток, которые отстают в речевом развитии, причем взрослые с излишней активностью принуждают кроху заговорить или акцентируют внимание на недостаточно правильном произношении. Заикающиеся дети тоже могут иметь речевой негативизм, причиной которого является страх перед речевыми запинками.

Проявления речевого негативизма

Когда малыш отказывается говорить, тем самым он выражает протест против непомерных требований взрослых. На всякий вопрос или обращение к нему ребенок станет отворачиваться и молчать, а иногда - мычать и показывать пальцем. Детки с речевым негативизмом часто стараются удовлетворить свои потребности самостоятельно, чтобы не обращаться к взрослым. Они сами достают игрушки с полки, берут из шкафа нужные вещи, включают телевизор или компьютер. Подобная «самостоятельность» может даже обрадовать родителей, но они просто не знают, что за этим кроются несформированные навыки речевой коммуникации и явление стойкого речевого негативизма.

В норме речевое развитие малыша проходит такие этапы:

Этап первый:

Развивается мотивация к речи, возникает желание говорить с окружающими;

Развиваются способности ребенка к имитации речи взрослых.

Этап второй:

Обогащается словарный запас (происходит накопление слов);

Развивается грамматическая сторона речи, то есть, малыш правильно употребляет слова и согласовывает их в предложениях.

Этап третий:

Развивается монологическая и диалогическая речь.

Работа родителей по развитию речи крохи должна строиться, опираясь на эти три этапа. Стоит заметить, что они не имеют четких границ и иногда их области накладываются друг на друга.

Как вызвать желание говорить?

Если ребенок совсем не говорит, то в любом возрасте вы должны начинать с первого этапа. То есть для начала нужно вызвать у малыша желание общаться, формируя его мотивацию к речевому общению. Начинается все с простейшей игры. Садитесь рядом с ребенком, берите в руку куклу (у вас девочка) или машинку (мальчик), и выполняйте действия с игрушкой. «Вот наша куколка идет: топ-топ. Как ходит наша кукла?» И ответьте сами: «Топ-топ». «А какое имя у нашей куклы?» И опять давайте сами ответ, не требуйте ничего от крохи: «Ляля. Имя нашей куклы - Ляля». Не ожидайте сразу первых слов от ребенка, не требуйте, играйте и произносите снова и снова самые простые слова: «Ляля», «Би-би», «Топ-топ»…

И если услышите от карапуза робкое «Би», похвалите его, порадуйтесь! Это будет маленькой победой, вашей и малыша! Вы установили контакт, у крохи появилось желание общаться и разговаривать. И теперь можете переходить ко второму шагу – стимулированию имитации речи взрослого малышом.

Нужно отобрать 5-10 простых по слоговому составу слов – названий предметов, любимых игрушек ребенка. Например, играйте с кубиками и говорите: «Берем большой кубик. Это что?». И после паузы, если малыш не скажет сам, говорите за него: «Кубик». «Мы ставим его на второй кубик. Получается домик. Что построили?» «Домик» и т. д. Постепенно увеличивайте паузы после вопросов, поощряя ребенка вступить в диалог. Нужно стремиться к тому, чтобы кроха следил за вашей артикуляцией. Если он молчит и ничего не отвечает, не стоит его ругать. Продолжайте с энтузиазмом озвучивать любые действия. Так же разговаривайте с малышом в период режимных моментов. Важно, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь для развития речи, общение должно быть непринужденным, естественным, комфортным для малыша. И главное не использовать слова «повтори» и «скажи».

Через время малыш сам начнет повторять слова и слоги за вами, отвечая на вопросы. Не забывайте искренне хвалить его! На первых порах не следует требовать правильного произношения слов, ведь кроха на это просто не способен. Надо поощрять любую речевую его реакцию. Постепенно создавайте стимулирующие ситуации, чтобы у ребенка возникла потребность общаться с окружающими. Спрашивайте: «Что ты нам принес?», «Что ты держишь в ручках?», «Что ты сделал?» Активизируйте выученные ранее слова, ставя кроху в ситуацию выбора: «Чего тебе хочется: печенья или конфеты?», «Какая игрушка тебе нужна: мяч или машина?» Такие вопросы не только побуждают давать вербальный ответ, но и содержат в себе подсказку - слово для имитации. Но нужно использовать только те слова, над которыми вы проводили предварительную работу. Подкрепляйте речевую активность малыша, не скупясь на похвалу и добрые слова. Избегайте оценок, поправлений, любых требований: «Неправильно!», «Скажи вот так…», «Повтори!» Помните, что задача – избавление от речевого негативизма, стремление к тому, чтобы ребенок сам начал проявлять активность в речевом общении, и совершал это с удовольствием.

Уже давно установлено, что после полутора лет в арсенале ребенка появляется первое активное слово, и к 2 годам дети, как правило, начинают говорить. Причем овладение активными словами имеет характер «взрыва» - еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность в овладении речью, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка «это что?», казалось бы, это мнение подтверждают. Но, конечно, думать, что ребенок в 1,5 года способен открыть всеобщий закон, - значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь малыша. Ни один ребенок в столь юном возрасте такой закон сформулировать не может. И все же скорость, с которой расширяется запас слов ребенка, поразительна.
Но с другой стороны, установить точную дату появления первых слов не так-то просто. Дело в том, что по срокам появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 10-11 месяцев говорят до 10-15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Столь существенные индивидуальные различия не позволяют также составить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не кончились, потому что между детьми от года до двух лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть трудность, Ш. Бюллер, сопоставляя данные изучения речи детей, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. Например, в год и три месяца минимальный словарь ребенка - всего 4 слова, а максимальный - 232(!). При этом все дети совершенно нормально развивались, и среди них не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.

Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни и воспитания и от того, по какому именно пути идет развитие вашего ребенка. Как мы уже говорили, развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом и активное развитие. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Так, на 7-8-м месяце жизни ребенок может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Он уже умеет искать предметы глазами. Мама спрашивает малыша: «Где часы?», а он ищет глазами будильник и останавливает на нем взгляд; «Где мячик?» - и малыш ищет глазами мячик, а когда найдет, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов. В 8-9 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями. Всем известны знаменитые детские игры в «ладушки», «в сороку-ворону». Скажешь ребенку «ладушки-ладушки» - и он начинает весело хлопать в ладошки. А скажешь «до свидания» - и он начинает махать ручкой.
«Все понимает, - удивляются растроганные родители, - а вот сказать ничего не может». Действительно, до определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей этот период развития только пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова - либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения. И все-таки речь при этом развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня уже все говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно ребенок заговорит. А вот как рано или насколько поздно, зависит от условий жизни малыша, которые создают и организуют взрослые.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Стремление научить слову, безусловно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. «Скажи, скажи, скажи…» - без устали обращаются к малышу взрослые. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активную речь ребенка. Однако внимательный анализ развития подражания у малыша позволяет выделить некоторые очень важные его особенности. По-видимому, несмотря на впечатляющую простоту обучения с помощью этого метода, прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной и живой ситуации взаимодействия с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от своего малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8-10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию. В год с напряженным вниманием всматривается в шевелящиеся губы взрослого, Сам шевелит губами и будто бы даже что-то шепчет, но ничего не произносит. И лишь спустя некоторое время при совершенно других обстоятельствах появляется в жизни ребенка это долгожданное слово.
Получается, что обучение слову не носит столь прямой и простой характер. Вместе с тем подражание - необходимое условие овладения речью, ведь дети всегда говорят на том же языке, что и родители, используя те же слова и те же звуки. Но все же умение подражать и воспринимать слова по образцу еще не ведет к самостоятельному активному использованию тех же слов в жизни ребенка и в его общении с другими людьми. Что же нужно, чтобы ребенок перешел от пассивного понимания речи и от простого подражания взрослому к активной речи, к собственным первым словам?