Браки заключаются на небесах.

Согласно статистическим данным, Россия находится в числе стран с самыми высокими показателями разводов. Почему так происходит? Может ли венчание спасти семью? Об этом мы беседуем с настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Копшевым.

- Говорят, браки заключаются на небесах. Так ли это?

Да, это так. В той мысли, что браки заключаются на небесах, кратко выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий брак - есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Прежде всего нужно вспомнить, что создание мужчины и женщины описывается в книге Бытия как дело особенного Промысла Божия. Каждый день творения заканчивается словами о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Господь сотворил первого человека, Адама, то через некоторое время сказал: Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Удивительный контраст: до сих пор все было хорошо, а вот Адам не нашел полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощники жену. Это было необходимостью, без жены бытие человека не было полным, оно не было «добро зело». Таким образом, замысел Божий не осуществился, пока не была сотворена жена. И только вместе мужчина и женщина достигают той гармонии и полноты, которые достойны замысла Божия о человеке.

- А если брак заключается только по расчету, благословляется ли он?

Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Каждый из нас представляет собой икону, образ Божий. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована - небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет.

Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем порой решить всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства - восстановить.

Это дело любви: посмотреть на человека — и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту, и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь - это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Возможно ли ТАК воспринимать близкого тебе человека в браке по расчету?

- Вообще, что нужно, чтобы семья была крепкой и счастливой?

В любви есть три стороны. Во-первых, человек любящий дает, хочет отдавать. Но для того, чтобы отдавать, для того, чтобы отдавать совершенно, не делая получающему больно, нужно уметь отдавать. Как часто бывает, что мы отдаем не по любви, настоящей, самоотверженной, щедрой любви, а потому, что, когда мы отдаем, в нас нарастает чувство своей значительности, своего величия. Нам кажется, что отдавать - это один из способов утвердить себя, показать себе самому и другим свою значительность. Но получать от человека на этих условиях - очень больно. Любовь только тогда может отдавать, когда она забывает о себе; когда человек отдает, как один из немецких писателей сказал, как птица поет, от избытка своего: не потому, что требуется, вынуждается у него дар, а потому, что отдавать - это песнь души, это радость, в которой можно себя забыть для радости другого человека. Такая любовь, которая умеет отдать, гораздо более редка, чем мы воображаем.

С другой стороны, в любви надо уметь получать, но получать порой гораздо труднее, чем давать. Мы все знаем, как мучительно бывает получить что-нибудь, испытать благодеяние от человека, которого мы или не любим, или не уважаем; это унизительно, оскорбительно. Мы это видим в детях: когда кто-нибудь, ими не любимый, в чью любовь они не верят, дает им подарок, им хочется растоптать подарок, потому что он оскорбляет самую глубину их души. И вот для того, чтобы уметь давать и уметь получать, нужно, чтобы любовь дающего была самозабвенной, а получающий любил дающего и верил безусловно в его любовь.

Но даже там, где и давать, и получать - праздник, радость, есть еще одна сторона любви, которую мы забываем. Это - жертвенность. Вот если все эти три составляющие присутствуют в браке, думается, такая семья будет крепкой и счастливой.

- Почему современные браки столь недолговечны?

Из-за человеческой гордыни. Современные люди не умеют, да и не хотят жертвовать чем-то ради другого человека. Если не смотреть на брак как на таинство, он превращается в какое-то мимолетное увлечение. Именно такие браки и недолговечны.

- Это происходит оттого, что люди разучились любить?

В том числе и поэтому, ведь одна из главных составляющих настоящей любви, как я уже сказал, - это жертвенность.

- Что нужно, чтобы брак был долговечным?

Не может быть истинных, подлинных взаимных отношений, если нет между мужем и женой, между невестой и женихом взаимной веры, то есть, с одной стороны, настоящего доверия, с другой стороны, верности. В чинопоследовании Таинства Брака Церковь просит Господа о такой вере, о таком доверии, просит, чтобы оно сохранилось на всю жизнь между мужем и женой.

Нет красоты, которая изуродована до конца в человеке: любовь к нему, вера в него может восстановить то, что, казалось, никто и ничто не может восстановить ни наказанием, ни поучением. И это мы видим все время в Евангелии. Мы видим, как Христос встречает грешников: Он их ни в чем не упрекает, Он им не ставит вопросов об их прошлой или настоящей жизни, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, которая дается как подарок, человек зажигается благодарностью и ради благодарности становится достойным этой любви. Он может быть любим, но не потому, что он достоин: он может научиться быть достойным, потому что он любим. Есть пословица: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Настоящая любовь умеет полюбить человека «черненьким».

Нужно помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте - это его любить; любить не за его добродетели, а несмотря на то, что он несовершенен, любить просто потому, что он человек, и потому, что человек так велик и так прекрасен сам по себе.

В это мы можем верить всегда. Мы не всегда можем это видеть, только глаза любви могут нам позволить прозреть это. На человека можно смотреть безразличным взором - и тогда мы ничего не видим, мы замечаем только внешние проявления, черты лица, расцениваем человека так же, как мы расцениваем все прочее: собаку, лошадь или предмет, который мы хотим купить. Нам надо учиться видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно к нему относиться.

Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мы хороши, Бог к нам милостив не потому, что мы заслуживаем милость или любовь: Он нас просто любит. Если мы способны быть благодарными за то, что нас кто-то - Бог или человек - может полюбить без всякого основания, просто потому, что его сердце через край переливается к нам, мы можем стать другими людьми. И в браке это так важно; так важна эта вера в человека и эта способность помнить, что только любовью можно из него сделать - нет, не из него - можно ему помочь стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог, можно раскрыть всю его красоту. Мне кажется, это и есть главный рецепт долговечности любого брака.

Беседовала Наталья Колоярова
«Курьер Поволжья» № 40 от 10 октября 2012 г.

Бытует мнение, что быть супругом человека искусства – очень тяжело. А если оба супруга – актеры? А если оба известные? Евгений Урбанский и Татьяна ЛавроваЕвгений Урбанский ушел к Татьяне Лавровой от своей первой жены, Ольги. Но их брак тоже не продлился долго - двум сильным, неординарным личностям было совсем непросто ужиться вместе.Дзидра Ритенберга и Евгений Урбанский
В третий раз брак Урбанского обещал быть счастливым, но судьба распорядилась иначе. Евгений погиб в возрасте 33 лет. Он так и не увидел свою дочь, родившуюся через несколько месяцев после его гибели и названную Евгенией в честь отца.Татьяна Лаврова и Олег Даль
После развода с Урбанским Татьяна Лаврова пробовала создать семью с Олегом Далем, но их совместная жизнь продлилась лишь полгода.Впоследствии в жизни Татьяны Лавровой был и третий брак, но о нем она вспоминать не любила.Нина Дорошина и Олег Даль
Этот брак продлился всего несколько дней, потому что Нина Дорошина не могла забыть любовь всей своей жизни – Олега Ефремова.Олег Ефремов и Лилия Толмачева
Любимых женщин в жизни главного режиссера МХАТа было столько, что откровений хватило бы не на одну статью. Ефремов был дважды официально женат, его первой законной женой была актриса Лилия Толмачева, второй - московская красавица и известная актриса Алла Покровская. Было еще несколько незаконных жен и громких романов с Татьяной Дорониной, Анастасией Вертинской, Ириной Мирошниченко. Ни об одной из своих дам Ефремов не отозвался плохо. Но с хладнокровием "фюлера"(так его, иронично переиначив слово "фюрер", называли в театре) расставался с любой из самых ярких звезд и преспокойно шел зажигать следующую. Людмила Целиковская и Михаил ЖаровДля обоих это был третий брак. Для обоих – не последний. Людмила Целиковская и Михаил Жаров прожили вместе 7 лет.Людмила Целиковская и Юрий Любимов
А вот с Юрием Любимовым актриса прожила 20 лет, но и они, в конечном итоге расстались. Просто в какой-то момент Целиковская сказала ему: «Уходи», и потом долгое время не вспоминала о нем. Лишь незадолго до смерти она призналась сыну: «Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же - совсем наоборот, упрямая, со своим характером. Мы стали друг друга немножко раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею…»Татьяна Самойлова и Василий Лановой
Их брак продлился всего 2 года. Как вспоминала Самойлова:» Он безумно много работал, и жить с ним было тяжело: его никогда не было дома. Вася сразу стал знаменитым…»Ирина Купченко и Василий Лановой
После того как вторая жена Василия Ланового трагически погибла в автокатастрофе, он женился на Ирине Купченко. С тех пор Лановой и Купченко неразлучны. У них два сына - Александр и Сергей, которых супруги назвали в честь Пушкина и Есенина.Надежда Чередниченко и Иван Переверзев
Еще один недолгий брак, который не выдержал испытания бытом. Вторым мужем Чередниченко стал Петр Тодоровский – в то время еще молодой и никому не известный оператор. Их брак просуществовал недолго. Надежда и Петр по обоюдному согласию расстались, сохраняя дружеские отношения. Впоследствии Петр Тодоровский стал известнейшим кинорежиссером. А вот у Чередниченко актерская карьера в начале 60х практически завершилась. В скором времени после расставания с Тодоровским Надежда Чередниченко неожиданно вернулась к первому мужу. Переверзев к этому моменту тоже был разведен вторично. Но эта попытка совместной жизни оказалась еще короче первой. Вместе они прожили всего полтора года.Фрунзик Мкртчян и Донара Пилосян
Донара Пилосян была второй супругой Мкртчяна. Они вместе работали в ереванском театре им. Сундукяна и воспитывали дочь Нунэ и сына Вазгена. Казалось, личная жизнь Мкртчяна наладилась, но внезапно Донара серьёзно заболела. У неё обнаружилось тяжёлое наследственное психическое заболевание, которое практически не поддавалось лечению. Из-за болезни Донара постоянно ревновала мужа, утверждая, что в каждом уголке страны, куда он ездил с гастролями, его ждали любовницы. Домашняя жизнь актёра стала настоящим адом. Мкртчяну пришлось госпитализировать жену в психиатрическую больницу во Франции без права выхода оттуда. Фрунзик остался один с двумя детьми. А через некоторое время у Вазгена обнаружилось то же заболевание, что и у Донары.Марина Ладынина и Иван Любезнов
Марина Ладынина, после года семейной жизни с Иваном Любезновым, вышла замуж за кинорежиссера Ивана Пырьина. Но и этот брак не принес ей счастья, Пырьин ушел от Ладыниной к молодой актрисе Людмиле Марченко, заявив на прощание, что после развода ее никто не будет снимать. Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест.Лия Ахеджакова и Валерий Носик
Через несколько лет после свадьбы Валерий Носик завел роман с актрисой Марией Стерниковой. Узнав об этом, Лия Ахеджакова ушла от мужа, оставив ему и любовнице свою квартиру. Через девять лет брак Носика и Стерниковой тоже распался.А вот Ахеджакова, в возрасте 63 лет, вышла в третий раз замуж за фотографа Владимира Персиянинова и по сей день счастлива в браке.Владимир Сошальский официально был женат 7 раз.Самые известные жены – Ольга Аросева, Алина Покровская, Нелли Подгорная, Нонна МордюковаПервой его женой стала актриса Ольга Аросева. 18-летняя девушка с ярким сценическим талантом была богемной звездой Ленинграда. Но мужем и женой они пробыли совсем недолго. Через год-полтора Сошальский полюбил другую.В Москве Сошальский нашел свою новую любовь – Нину Подгорную. Ради Владимира она ушла от своего мужа, актера Малого театра Никиты Подгорного.Владимир и Нина прожили вместе несколько лет, родили дочь Екатерину и… расстались. Сошальский встретил свою новую любовь.Его женщины менялись, как в калейдоскопе: Алина Покровская, Мария Скуратова. Все они были яркими актрисами, все не страдали от отсутствия поклонников, и все без раздумий падали в объятия любвеобильного Сошальского.Но самый короткий брак у Сошальского был с Ноной Мордюковой, они прожили всего полгода. Как признавалась Нонна Викторовна, замуж за красавца-актера она вышла только для того, чтобы прекратились разговоры за спиной, мол, как же так, великая Мордюкова – и одна. Но женского счастья этот скоропалительный брак ей не принес.Пять лет назад на похороны к Владимиру Сошальскому пришли все семь его бывших официальных жен. Удивительный мужчина, до конца жизни он умудрился остаться близким человеком для них всех.Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов
Своего первого мужа, Вячеслава Тихонова, Мордюкова встретила на съемках фильма «Молодая гвардия». Она приложила много усилий, чтобы влюбить в себя стройного молчаливого красавца и добилась своего. «Я после замужества поняла, что он мне активно, трагически не нужен, - вспоминала Мордюкова. - Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее не жить, а мучиться.» Через тринадцать лет их брак распался.Владимир Басов и его три жены – одни из самых красивейших актрис нашего кино: Роза Макагонова, Наталья Фатеева, Валентина Титова.К красавице Наталье Фатеевой Владимир Басов ушел от своей первой жены – Розы Макагоновой. Наталья восхищалась мужем, его одержимостью работой и совершенно не ревновала к съемкам. Зато ревновал Басов - устраивал сцены, следил, обвинял в семи смертных грехах. „Он ревновал меня к моей внешности, успехам в кино и театре. Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: “Когда же ты постареешь, когда тебе будет, наконец, тридцать лет?..». Брак распадался медленно и мучительно.В Валентину Титову Басов влюбился с первого взгляда, но она долго не отвечала ему взаимностью, так как всем сердцем любила другого. Но Басов не отступил, он буквально осаждал свою возлюбленную: забрасывал цветами и подарками, водил весь ее курс в рестораны, часами простаивал в машине под театром, дожидаясь когда она выйдет после репетиции. И крепость пала. Валентина Титова согласилась стать женой Басова, но никогда не переставала любить того, другого мужчину.Они прожили вместе 14 лет. Это не значит, что Валентина никогда не была счастлива. Но… «эта жизнь не была постоянным праздником».Александр Збруев, Валентина Малявина, Людмила Савельева
Поначалу семейная жизнь Збруева и Маляевой складывалась нормально. Но затем Валентина охладела к своему мужу. Сама она говорит, что причиной послужила неудачная беременность. Так или иначе, но Валентина увлеклась молодым режиссером и брак распался.Через четыре года Александр женился на актрисе Людмиле Савельевой и супруги счастливо прожили вместе 40 лет (15 из них актер не менее счастливо прожил с Татьяной Шаниной).Арчил Гомиашвили и Татьяна Окуневская
Не были расписаны. Их обвенчали в Грузии. Но, как выяснилось, даже если скрепить союз благословением церкви, неудачный брак от развала спасти невозможно. Браки заключаются на небесах.

ГЛАВА 5. Романтический брак. Браки заключаются на небесах

Подавляющее большинство людей, вступающих в брак, очевидно, надеются на то, что в браке им удастся реализовать все аспекты супружества, наладить хорошее хозяйство, сохранить нежность изначальных чувств, одновременно разогревая сексуальные чувства, и при этом еще начать процесс духовного единения.

Обычно процесс достижения полной гармонии как бы растягивается во времени. Изначально первой стоит задача сохранения влюбленности. Такой стереотип, такая установка вполне соответствует законам романтического брака. Как правило, эта задача не переходит через границу седьмого возраста (31 год).

На второе место можно поставить задачу создания крепкого хозяйства, рождения и воспитания детей. Эта цель полностью соответствует стереотипам патриархального брака. На ее осуществление уходит восьмой возраст (31-40).

Далее - знаменитый кризис 40 лет, когда мужчина идет вниз, дает слабину, а женщина, напротив, усиливает свое значение. Такое несоответствие способствует установлению соревновательных отношений, усилению сексуального напряжения. Наступает время стереотипов равного брака. В принципе такая ситуация иногда растягивается на весь девятый возраст (40-55).

Наконец, после 55 лет, когда напряжение спадает, можно заняться реальным сотворчеством, реальным сопереживанием полов - в данном случае речь пойдет о правилах духовного союза.

Итак, возрастное расположение стереотипов брака примерно совпадает с таким же расположением браков на оси эволюции человечества, но с одним-единственным отличием. В эволюционных трансформациях не нашлось времени для романтического брака. Что ж, с этим положением достаточно легко смириться, поскольку представить себе целую эпоху, существующую по законам вечной влюбленности, невозможно, ибо единственным законом такой эпохи был бы закон сохранения любви - в ущерб детям, хозяйству и всему на свете.

Однако совсем вывести романтический брак за пределы эволюции было бы невозможно. А потому романтический брак приобрел странную, но очень характерную для него позицию. Он как бы вне времени и вне пространства. Во все эпохи была любовь, есть сейчас и будет всегда. Всегда романтический союз вступал, вступает и будет вступать в конфликт с обществом, в конфликт с доминирующим стереотипом.

Лучшие и поэтичнейшие произведения всех времен и народов написаны на сюжет гибели влюбленных, вся вина которых состояла в том, что они полюбили друг друга вопреки патриархальным порядкам. В современном мире романтические влюбленные не меньшие изгои, поскольку новые стереотипы требуют прагматизма, секса, качания прав, чего угодно, но только не трепетной, целомудренной любви. Нет никаких сомнений в том, что и во времена сотворения духовного брака (в будущем) романтические пары также окажутся вне общества, ибо восхваляемая всеми духовность с ее копанием в душах друг друга никогда не простит романтическим влюбленным их божественной простоты.

Раскритиковать романтический брак необычайно легко - брак глупцов, брак наивных, брак бесплодных мечтаний. Однако без доброй сказки наша жизнь была бы невозможна, и сказку эту в нашу жизнь вносит именно романтический брак. Не случайно его популярность так велика в тех возрастных категориях, в которых душа еще не очерствела, а сказки, рассказанные нежной мамой (добрым папой), еще не забыты. Любой опрос среди юных дев покажет, что мечта всегда одна - не тефлоновые сковородки, не утюги с отпаривателями и даже не "мерседесы", а именно вечная и красивая любовь.

Говоря о романтическом браке, мы должны помнить, что в нем отсутствует связь не только с какой бы то ни было эпохой, а стало быть, с определенными порядками, но и вообще связь с чем бы то ни было. У него нет социальной привязки, романтика часто поражает благородных людей, но столь же часто захаживает и к самым простецким гражданам.

Точно так же с возрастной привязкой; любовь поражает молодых, но не жалеет ни зрелых, ни даже старых людей. В равном браке все должно быть равным, в патриархальном браке также очень жестокие условия по соответствию супругов друг другу. И лишь романтический брак воистину демократичен, ибо для него не существует мезальянсов. Любая разница в возрасте, социальном и материальном положении, цвете кожи и т. д. - все допустимо, лишь бы была любовь, причем желательно с первого взгляда и навсегда.

К любви можно относиться по-разному. Одни говорят, что любовь это единственное, ради чего стоит жить, другие считают, что любовь зла и жестока. Одни проповедуют всеочищающую силу любви и советуют всем раствориться в любовном единении, другие, напротив, жалуются на эгоистичность любви, ее жажду самолюбования. Любви хотят, любви боятся, от любви бегут, опасаясь потерять покой. Психологи и социологи не устают повторять, что браки по любви непрочны и недолговечны.

Впрочем, находятся специалисты, которые вещают противоположное, мол, брак, заключенный без любви, изначально безнравственен. Такая разноголосица доказывает непостижимость романтического брака, его отстраненность от категорий реальной жизни, для него нужен особый тип людей. Человек чуть ли не с рождения несет на себе некую печать странности, как Ассоль в "Алых парусах" А. Грина, живущая в ожидании прекрасного принца (или принцессы). Наконец эти странные люди находят друг друга. Как же важно, чтобы их знаки соответствовали именно романтическому союзу.

В дальнейшем, если такой союз состоялся и он удачен, должна произойти дополнительная трансформация влюбленных супругов. Муж просто обязан освоить своеобразный кодекс рыцарской чести: не мельчить, не суетиться, не подличать, одним словом, стать настоящим рыцарем без страха и упрека. Женщина должна покорять своего избранника все более расцветающей женственностью, причем возраст тут не имеет значения. Надо щебетать, мурлыкать, а лучше молчать как рыба, все остальное скажет фигура, походка, глаза. На словах рецепт прост, но как на деле совместить жеманность и недоступность? Как оставаться недотрогой и быть при этом единственной для него...

Романтический брак - это литература. Хороший брак - хорошая литература: роман, поэма, сказка. Плохой брак - басня, комедия, а то и драма. Главное же в том, что читателями, то есть наблюдателями романтического брака, является весь социум. Ни один другой брак не привлекает столько внимания, сколько романтический. И это понятно, ведь все остальные браки - о детях, о делах, о противостоянии, и лишь этот о любви. Однако и романтические влюбленные нуждаются в зрителях, им невозможно любить друг друга так, чтобы об этом никто не знал, ведь артисты не могут играть на сцене при пустом зрительном зале. Зрители усиливают романтические чувства, поэтому настоящие влюбленные, как бы долго они ни таились, рано или поздно все-таки выйдут под свет прожекторов.

Самое страшное для романтического брака, если уходит любовь, тогда браку не на чем держаться, он повисает в воздухе. Но есть и другие враги романтики - это обычная проза жизни, приземленность, цинизм, грубость, тяжкий труд, трудный быт, ну и т. д. Если с ними справиться, то постепенное угасание любви не таит в себе страшных потрясений, достаточно, если место любви займет теплая, трогательная забота.

Среди приверженцев романтического брака популярны киношно-литературные фокусы - свидания, цветы, серенады под балконом, веревочные лестницы, прогулки по парку, песни у костра - у каждого программа своя. Даже разлуки и те помогают романтическому союзу, в них иллюзии только крепнут, да и быт не мешает. Поэтому так хорошо, когда романтический муж - моряк, летчик, космонавт, тот самый "простой романтик", о котором поется в песне.

И все же существует вид творчества, который без романтического брака был бы попросту невозможен. Это поэзия. Подавляющее большинство поэтов изнемогают без романтических встреч, они для них, что вода для путника в пустыне. Остается признать, что поэзия очень сходна по своему языку с романтическими отношениями - то же пренебрежение к низким истинам и та же тяга к возвышающему обману.

Итак, романтический брак - это союз двух бесплотных образов, живущих по законам подлунного мира, мира теней. Но вот ведь парадокс - брачуются призраки, а дети от него получаются самые что ни на есть материальные, реальные, зримые.

Обычно дети романтических браков наследуют от своих родителей именно романтизм. Чуть ли не с пеленок они начинают парить в облаках. При этом они посещают обычный детский сад, обычную школу. Проблем здесь не миновать. Поэтому важно, с одной стороны, помогать им время от времени спускаться на грешную землю, а с другой - не паниковать и не бороться с отдельными странностями. Теория вполне допускает некоторую необычность детей романтических браков.

Что касается модели воспитания романтических детей, то она все та же, что и для всех остальных детей, - взятая из канонов патриархального брака. Сопоставимы ли, совместимы ли романтический брак и патриархальная схема воспитания? В общем-то да. Подвижки нужны совсем небольшие. Так, вместо отца-добытчика зримо вырастает образ отца-героя, а мать - хранительница очага чуть сдвигается в сторону образа матери - прекрасной феи. Во всем остальном различия не существенны - порядок, стабильность, женский и мужской мир, простота, ясность, а главное - покой.

Другое дело, что результат будет все же не так надежен, как в патриархальном союзе. Все-таки между крепким крестьянским патриархальным браком и таким эфемерным романтическим велика разница именно по устойчивости психических процессов.

Вычислить романтический брак очень легко арифметически. Разница между годами рождения супругов 2, 6, 10, 14 и т. д. и т. п., то есть кратна двум, но не кратна четырем. Таким образом, в романтическом браке как бы сталкиваются оппозиционные стихии, но только на уровне образа жизни. Представить это можно так, что в одном союзе встречаются зима и лето, ночь и день. Или, если хотите, другой вариант - весна и осень, утро и вечер. Так отчего же возникает романтизация? Она как раз и происходит из отдаленности, малопредставимости. Ну кто из нас не мечтает в январскую стужу о жарком лете или душным летом о снежных зимних забавах и свежем морозном воздухе. Аналогичная ситуация с весной, когда мы проводим посевную с мечтой о фантастическом осеннем урожае, а осенью, подготавливая сад к зимовке, мы уже начинаем думать о грядущем пробуждении природы.

А вот осенью мечтать о зиме трудно, что о ней мечтать, сама придет, еще труднее мечтать зимой об осени.

Все романтические браки можно разделить на четыре группы.

Сила против нежности

Классической можно считать группу, в которой мужчины представлены знаками воли: Тигр, Лошадь, Собака, а женщины знаками любви: Обезьяна, Крыса, Дракон. Мужчины действительно очень мужественны, они отличаются сильной волей, умением отвечать за свои слова и дела, властностью, могуществом. А женщины действительно женственны, красивы, нежны, бесконечно привлекательны, капризны, взбалмошны, кокетливы. Качества эти необходимо развивать, ненароком перепроверяя, за что все-таки любит любимый. Любовь, как известно, подобна огню, а в огонь время от времени надо подбрасывать топливо, будь то подарок, ласковое слово, а то и подвиг.

Любовь против энергии

Обратный вариант. Профессора мужской любви - Обезьяна, Крыса и Дракон и женщины-символы, вызывающие трепетное восхищение, - Тигр, Собака, Лошадь. Тут романтизация другого рода. Женщины, созданные для семьи, для мужа, для детей, не искушенные в тонкостях любовной игры, встречают мужчин, способных разжечь страстные чувства, раскрыть заповедные тайники души. Мужчинам-мистикам кажется невероятной встреча с этими по-королевски благородными особами. Мужчина в таком браке - источник любовного безумия, сумасброд, вечно юный Ромео, боготворящий свою Джульетту. Она же воплощение достоинства, преданности, чистоты.

Красота против уверенности

Третья группа браков. Мужчин представляет тройка спокойствия и красоты: Кот, Коза, Кабан, а женщины из тройки Бык, Петух, Змея. Казалось бы, в этом браке трудно соблюдать романтический баланс, ибо мужчины более женственны, а женщины более мужественны. Однако не все так просто, романтический брак не вскрывает подноготной человека, его дело создать картинку, а картинка может быть такой, что мужчина силен, широк в плечах и крут, а женщина миниатюрна и тонка. Ну кто там будет выяснять, у кого из них больше мужества.

Мужество против магии

— Отец Артемий, однажды учащиеся Самарской духовной семинарии спросили вас: «Как найти хорошую жену?» Как же найти хорошую жену?

— Думается, что тогда это было легче, чем теперь, ведь со времени посещения Самары прошло пятнадцать-двадцать лет. Тогда еще молодежи были понятны словосочетания «завидный жених» или «девица на выданье». Хотя они и тогда звучали несколько старомодно, но все-таки за ними виделся идеал семейной жизни, когда молодой человек в поисках любви считал естественным для себя завершение дружества ни чем-нибудь, а супружеством, браком.

Я — оптимист, и мой оптимизм основан на том, что до сих пор к священникам приходят те, кто желают взять в свои руки горящие свечи жертвенной любви. Иногда поражаешься, насколько жених и невеста бывают похожи. Удивительно, как в этом большом мире две половинки одного целого нашли друг друга?! Я нахожу только один ответ: Божий перст, браки совершаются на небесах. Поэтому обрести спутницу жизни — это не просто плод твоей активности. Счастье, говорили в старину, должно быть вымолено.

Брак есть полнота, по отношению к которой каждый из нас есть половинка, притом ущербная. И главным при этом является горячая вера во Спасителя, Который и соединяет сердца брачующихся, едва лишь только они произнесут ответ, клятву взаимной верности и любви.

Если сердце хотя бы одного из супругов согрето живой молитвой к Господу и Пресвятой Богородице, убежден — нет такой беды и напасти, с которыми невозможно было бы справиться, если эта просвещенная половина помогает своему спутнику-спутнице в жизни все претерпевать надеждой на Христа. Если я осмысляю свою семейную жизнь, если я понимаю, что забота о моей семье есть выражение любви к Богу, разве могут возникнуть такие обстоятельства, которые заставят меня уйти с поля брани, бросить посреди сражения щит и меч, повернуться спиной к родному дому, детям, к той, которой когда-то сказал: «Люблю»?

Мало повенчаться, важно иметь отношение с Матерью-Церковью. Если бы наши мужья раз в неделю, раз в две недели приходили к священнику на духовную диспансеризацию, отслеживали свои помыслы и раскрывали свои тайные грешки — никакой «троянский конь» не въехал бы в семью, и супруги и двадцать, и сорок лет спустя смотрели бы друг на друга если не влюбленными глазами, то с радостью и веселием, благодаря Бога, что Он свел их вместе в этом мире.

— Такой жизненно важный вопрос: создание семьи, а часто решения принимаются не взвешенные, по влечению сердца. Чем вы объясните такое легкомыслие?

— Совсем исключить сердце мы не можем из тайны знакомств. «Я помню чудное мгновенье — передо мной явилась ты...»

А мне бы хотелось поразмышлять вот над каким вопросом. Почему, полюбив или думая, что полюбил, он — человек грубой отливки — становится нежным, галантным, дарит цветы? Его лицо, прежде свирепое, освещает детская улыбка, он расстилается перед ней в комплиментах. И одновременно в домашнем кругу по отношению к маме, брату, друзьям он остается грубоватым, хамоватым, речь отрывистая, лицо совсем недоброе. Почему такой двойной стандарт? Может ли в самом деле человеческое сердце и любить, и хамить одновременно? В чем же предмет его любви? Любит ли он ее? Или себя удовлетворяет каким-то биологическим позывом души, находя в ней лишь объект приложения одушевляющих его сил? Любя ее, он потребляет ее, относится к ней собственнически. «Не могу жить без нее!» — это на самом деле обсасывание своего «эго» и собственных, не очень возвышенных, желаний.

— Наверное, самый ключевой момент венчания — когда священник обводит венчающихся вокруг аналоя, а певчие при этом поют «Святии мученицы». На это песнопение молодожены обычно не обращают внимание, им кажется, что впереди их ждет только счастье... А почему при венчании поют «Святии мученицы»?

— Думаю, потому что сохранить в наше время единомыслие, единодушие, согласие — это мученическое делание, требующее интеллекта, терпения, смирения, целеустремленности, напряжения всех душевных сил человека. Гораздо легче превратиться после женитьбы в кошку с собакой, сталкиваться, как рыцарь «Белой розы» с хозяйкой Медной горы, высекая искры друг у друга через слово обидное, ироничное, ершистое. И напротив, уметь не поддаваться на провокации, смягчать острые углы, на колкое словечко ответить глубокомысленным молчанием, при этом тайно помолясь: «Господи, умягчи сердце муженька моего, дай ему благодать». Улыбаться, когда рядом с тобой любимый человек хмурится, никнет долу, вдыхая в него жизненный оптимизм, энергию — это самый тяжелый труд, сравнимый с настоящим подвигом.

— Почему-то сказки всегда заканчиваются свадебным пиром, неужели дальше может быть только сказка о рыбаке и рыбке или о капризной принцессе?

— Русские сказки действительно часто подводят нас к этому итогу, а затем обрываются. Раньше ведь было так, что герои семейной жизни друг дружку и полюбить не успевали, но так как все в них было взращено — и смирение, и жажда созидания, то едва лишь играли свадьбу, Божия благодать снисходила на них и жизнь текла в мирном русле. Устои, выкованные тысячелетиями, не предполагали иного образа жизни. Это был союз, который с годами раскрывался, как горчичное семечко, вырастал в высокое, могучее дерево, в кроне которого обитали птицы небесные.

Любовь утверждается и подтверждается маленькими действиями, словами, взглядами. Царица Александра Федоровна, оставившая нам дневник о семейной жизни, говорит, что нужно насаждать любовь, как сад, по семечку, по стебелечку, взращивая заботу, нежность, такт, слова, за которыми стоят дела.

— Отчего возникает неудовлетворенность браком?

— Нынче люди отличаются свойством накапливать в сердце негатив. Но ведь чем человек мудрее, чем ближе к Богу, тем память у него короче на всякие обиды. Ежедневно он благодарит Творца и за скорбь, и за радость, и поэтому расширяется сфера его положительных эмоций. Он спокоен, радостен, мирен.

Представьте, люди не прожили вместе еще и полгода, а уже начинают подмечать недостатки, брошенное слово из мухи вырастает в слона. Какая тут удовлетворенность, если оба напоминают оголенный провод?! Словно два петуха, они наскакивают друг на друга, превращая рай семейной жизни в первый круг ада. Соответственно, нужно учиться благодушию, умению видеть во всем светлую сторону.

В спружестве жизнь по плоти является взаимным выражением любви, тяготением друг к другу. И неудовлетворенность браком возникает тотчас после того, как он и она делают все, что можно, даже калеча самих себя, чтобы упразднить отцовство и материнство, становясь потенциальными убийцами, враждуя против жизни, которая нам дана.

— Смиренное принятие обыденной жизни можно считать подвигом?

— Русский богослов Алексей Степанович Хомяков считал это подвигом. Есть подвиг в сражении, в бою. И — подвиг служения в быту. Никогда лодка семейного счастья не разобьется о быт, если мы будем поэтизировать наш быт. Если мы постараемся дом сделать райской кущей, если будем пронизывать его атмосферой любви, тепла, если будем щедро делиться тем счастьем, о котором говорит Сам Бог: «Где двое венчаны в супружество во имя Мое, там я среди них».

— Что отличает счастливую семью от несчастливой?

— Счастливым супругам хорошо вдвоем, они могут просто помолчать, им нет необходимости постоянно переговариваться, так как тихий Ангел, осенивший их в час венчания по-прежнему простирает над ними свои крылья. Счастливая семья — это, конечно, та семья, которую Бог наградил детьми. Впрочем, супруги могут быть и бесчадны — различны судьбы, жребии Божии. Однако там, где дом наполнен детьми, там, где смех, где родители получают откровения от детей, ведь устами младенца зачастую истина говорит, — там счастье. Счастливая семья там, где горит свеча перед образом Пресвятой Богородицы. Мне кажется, самый счастливый момент — это вместе супругам утром помолиться, воздав благодарность за прожитую ночь и испросив благословение на начавшийся день. Счастливая семья готова радостью делиться тем, чем Бог послал, с друзьями по вере.

Из комментария: "…Посмотрела эфир программы «За и против» Гордона по поводу астрологии.

Посмотрела и я. Тема программы называлась: «Браки заключаются на небесах?». Среди приглашённых был единственный астролог - Василиса Володина. Однако выдержать напор ведущих и выступающих против астрологии, но знающих о ней лишь на уровне названий знаков Зодиака, не удалось бы и десятку астрологов.

Диспута, как такового, не получилось, поскольку астролог, встретив массированную атаку большинства, из зала удалилась. И правильно, считаю, сделала, так как выслушивать дальше неприкрытые насмешки (по поводу астрологии) ведущего и других гостей студии не имело смысла. Эту тему мы уже рассматривали в статье " ".

В этой статье мне захотелось высказать своё мнение по отдельным пунктам программы, исходя из знаний о закономерности всего происходящего в нашей жизни, в том числе и согласно астрологии.

На тему браков на сайте есть две статьи: " " и " ", но тема эта неисчерпаема.

То, что браки заключаются на небесах, то есть даны нам Богом, может иметь двоякий смысл. С одной стороны, в гороскопе можно найти подтверждение брака и времени женитьбы или его отсутствия в жизни человека. Но информацию о супруге, данном свыше, понимают чуть ли не буквально, хотя нельзя исключать и такой вариант. Его-то и можно, наверное, назвать судьбой.

Посмотрим, как это происходит с точки зрения энергий, поскольку всё в этом мире подчинено законам энергетического взаимодействия. Гороскоп человека как раз отражает эти связи.

В натальной карте чётко отражена программа задач человека на всю его жизнь, в том числе и время включения в решение этих задач. То есть вопрос: как найти мужа, возникает в строго определённое время, призывая нас к действию энергетическими импульсами, идущими из глубины души. Но наш всегда остаётся за нами и зависит от нескольких факторов.

Например, к запланированному моменту женитьбы в поле нашего зрения попадает тот человек, качества которого максимально соответствуют нашей готовности быть с ним и реализовать свои задачи. Дело в том, что к назначенному сроку мы можем прийти с разным набором своих качеств, являющихся следствием всей предыдущей жизни и наших выборов в ней. Если, например, мы вели себя достойно, то и жених (их может быть и несколько с нужными нам качествами) попадёт достойный. Так же и мы попадаем в поле зрения потенциальных женихов. Слово "достойный" здесь, конечно, относительно и означает совершенствование многих своих качеств.

Бывает и так, что в длительном браке нет больше счастья, а он никак не распадается. Здесь либо обоих держат те общие задачи, на которых завязаны и другие люди (дети, внуки, родственники), либо нет в окружении человека, который бы соответствовал хотя бы одному из партнёров по наработанным им качествам, чтобы тот смело шагнул с ним в новые партнёрские , освободив при этом другого.

Ошибки, связанные с выбором партнёра, чаще всего совершают незрелые люди, полагаясь лишь на внешние данные либо на инстинктивное притяжение. Но даже они могут прожить вместе долго, если найдут свою копию.

А как вы понимаете фразу: "Браки заключаются на небесах"? И что влияет, по-вашему, на длительные в браке?

Будьте здоровы и счастливы! До новых встреч на сайте « »!