Что должен знать и уметь ребенок в 2 5 года. Физиология ребенка двух с половиной лет

После 2 лет ребенок становится настоящим членом общества со своими чувствами и эмоциями, собственным характером и чувством самостоятельности. Возраст в 2,5 года можно назвать рубежом развития малыша, как личности. Этот период может быть трудным не только для родителей, но и для самого ребенка. Многие сталкиваются с такими проблемами, как капризы и повышение требовательности у малыша. Поэтому папам и мамам детей в возрасте 2,5 лет стоит запастись холодным рассудком и терпением.

Развитие ребенка: психология, питание и режим дня

Малыш в этом возрасте должен спать в сутки не менее 12 часов.
Его дневной отдых должен составлять приблизительно 2 часа. Не стоит давать возможность ребенку бодрствовать более 6 часов, поскольку это может оказать негативное влияние на его нервную систему. Специалисты рекомендуют придерживаться определенного режима – подъем в 8 часов и отход ко сну в 21.00. Питание детей двух с половиной лет должно быть четырех разовым. Как и раньше, рацион малыша должен содержать исключительно полезную пищу. А вот введение жареной, копченой и сладкой пищи по-прежнему не рекомендуется. Внимательно стоит отнестись и к количеству потребляемой малышом жидкости. Его организм нуждается в 1,5 литрах воды в сутки. Сюда входят и супы, соки и т. д.

На этом этапе жизни у малыша резко проявляется собственное «Я». Это происходит ввиду постепенного психологического отдаления от мамы и папы. Наблюдая за окружающим миром, ребенок начинает формировать собственные взгляды на действительность, вырабатывая свою линию поведения в обществе и свой характер.

Ярче становится и эмоциональность. В 2,5 года дети могут испытывать целый спектр различных чувств – обиду и жалость, злость и радость, зависть и страх, тоску и сочувствие, любовь и нежность. Ребенок может уже соотносить эмоции и ситуации: гулять – весело, болеть – плохо, сидеть дома – скучно. Но многие дети в этом возрасте еще не научились различать «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому нередко они совершенно не понимают, почему взрослые их наказывают за тот или иной поступок.

Несмотря на период становления собственного «Я», малыш по-прежнему нуждается в заботе близких. Родители должны более лояльно относиться к протестам и акциям независимости своего чада. Грубое отношение, наказания за мелкие проказы, крики и шлепки могут дать обратный результат. В этом возрасте дети прекрасно чувствуют не только отношение окружающих к своей персоне, но и семейный климат. Поэтому ссоры родителей, даже без криков, могут вызвать у ребенка настоящий стресс. А вот расставания с мамой и папой в этот период даются крохе довольно сложно. Однако в 2,5 года ребенка можно легко отвлечь и он успокоится. Повышается у малыша и уровень доверия к окружающим. Теперь доброжелательное отношение незнакомых людей расценивается у него как повод пойти на контакт.

Навыки и умения малыша

Ввиду своего физического развития, дети в 2,5 года могут:


Интеллектуальное развитие позволяет совершать следующие действия:

  • ориентироваться в формах предметов (кубик, шарик, конус и пр.);
  • строить мосты и паровозы из кубиков;
  • собирать башни из конструктора или пирамидных колец;
  • строить сюжетные сооружения из подручных средств (дом из конструктора, дорога из кубиков и т. д.);
  • собирать пазлы;
  • листать книгу;
  • рисовать;
  • запоминать цвета.

Игры малышей после 2 лет носят сюжетный характер. Им нравится проводить время за играми со своими любимыми персонажами и игрушками. Теперь ребенку под силу проведение нескольких последовательных действий – покормить и попоить куклу, умыть, переодеть и положить спать. Кроме этого малыш может играть с элементами пародии на окружающих. если вы пришли из магазина, то он может начать игру в продавца, а если вы были на приеме у врача, то он непременно станет добрым доктором для своих кукол и зверюшек.

В этом же возрасте детям становятся интересны
совместные игры со сверстниками. Самым важным для них является возможность запомнить правила игры и неукоснительно их соблюдать. В этот момент родители должны быть готовы к настоящему эмоциональному выплеску малыша, который будет всячески гордиться своим новым достижением. Родители малышей двух с половиной лет радуются некоторым проявлениям самостоятельности ребенка. Он уже может пытаться самостоятельно одеваться и обуваться, застегивать липучки, молнии и пуговки. Единственным неподвластным звеном одежды для него пока остаются шнурки. Но некоторые дети настойчиво пытаются завязать и их, оставляя после своих попыток массу узелков, которые потом вынуждены распутывать родители. Наказывать и ругать за такие проявления самостоятельности не стоит. Ведь малыш просто хочет скорее всему научиться и снять с плеч мамы заботы о себе.

Речевые способности малыша

Пока ребенок разговаривает не так, как взрослые. Но определенными навыками он уже пользуется. Предложения из нескольких слов теперь могут иметь весьма осмысленный характер и включать в себя местоимения и предлоги. А всестороннее подражание взрослым обогащает лексикон малыша весьма забавными словами, которые он пытается образовать от знакомых ему слов. Например, от слова «жевать» легко образуется слово «жеваю», а от слова «встать» — «вставаю». Характерно для этого возраста и упрощение слов, когда сложно выговаривать такие длинные слова, как «электричество», «автобус», «карандаш» и пр. Гораздо легче произнести их упрощенную и в то же время понятную форму – «атобус», «электитиво» и «кадаш». Родители непременно должны обратить на это свое внимание, но поправлять малыша нужно корректно и терпеливо.

Развитие ребенка в 2,5 года отличается тем, что малыш не только начинает бурно проявлять физическую активность, но и свой характер.

У него появляется чувство гордости. Карапуз всегда радуется своим достижениям, гордится ими и огорчается, если они не оцениваются по достоинству.

В этом возрасте начинают проявляться такие эмоции, как злость, гнев, обида, и наряду с ними – привязанность, нежность, любовь.

Главная задача родителей на этом этапе помогать малышу справляться с негативными вспышками эмоций и поддерживать позитивные.

Физиологическое развитие ребенка в 2,5 года

Ребенок в этот период стает еще более активным, чем раньше. Спать он должен 10-12 часов в сутки, причем 1,5-2 часа – днем.

Некоторые дети перестают спать днем, но педиатры рекомендуют, все же, укладывать малышей, поскольку им нужно отдохнуть, успокоится, восстановить силы.

Психологическое развитие крохи

Два с половиной года – это время, когда ребенок начинает осознавать свой пол. С этого периода родителям предстоит в малыше либо мужественность, либо женственность. Если у Вас растет девочка, делайте ей больше комплиментов, хвалите ее, восхищайтесь ею, а если мальчик, больше одобряйте его самостоятельность, подчеркивайте ловкость, силу, смелость.

С этого возраста происходит и градация , а также – . Мальчики играют машинками, тракторами, самолетами, инструментами, а девочки – куклами, посудкой, детской косметикой.

Начинайте больше привлекать мальчиков к мужским занятиям, а девочек – к женским.

Какими навыками и умениями должен обладать малыш в 2,5 года?

1. Лепка. Ребенок уже понимает, что предметы имеют разную форму, а некоторые способны ее менять, поэтому детям нравится работать с мягким материалом. Кроме того, лепка хорошо развивает мелкую моторику, воображение, память ребенка.
2. Игры. Кроха с каждым днем все больше и больше становится похожим на полноценного игрока. С ним уже можно играть в футбол и другие игры с мячом, кататься на качелях, играть в песке, прыгать и бегать.
3. Катание на трехколесном велосипеде. Многие дети уже понимают, что такое крутить педали и пробуют это делать самостоятельно.
4. Лазание по лестницам, «бег» по ступенькам, ходьба по возвышенностям.
5. Игры с конструктором, состоящим из больших деталей.
6. Крупные пазлы. Малыш сам пробует собрать картинку.
7. Знакомство с цифрами и буквами.
8. Изучение стихов и песен – тренировка памяти.
9. Работа с картинками: описание их и составление краткого рассказа.
10. Рассказ о себе и своих близких.
11. Малыш умеет включать-выключать телевизор, компьютер, разговаривать по телефону.
12. Кроха любит смотреть мультики, хорошо понимает их сюжет и может вкратце пересказать его.
13. Рисование.

Два с половиной года – это прекрасный период времени, но родителям нужно быть очень внимательными, поскольку малыш уже может много, а жизненного опыта еще нет. Существует большая вероятность травмирования. Кроха еще не понимает, что с качели, лестницы, велосипеда, скамейки и других возвышенностей можно упасть и больно ударится. Будьте внимательны и ни на минуту не расслабляйтесь. Особенно на улице.

Что касается воспитания ребенка, то два с половиной года – это период, когда развивается воля малыша и здесь главное найти ту золотую серединку, которая не позволит разрешать все подряд, но и не даст сильно давить на него и ограничивать.

А как обстоят дела с гигиеной?

С этого возраста ребенок уже должен сам поддерживать личную гигиену: мыть руки, чистить зубы, умываться. Показывайте ему пример и поддерживайте любое стремление в этом направлении.

Больше бывайте на свежем воздухе и активно гуляйте, используя различные и игрушки для улицы.

Развитие речи у малыша в 2,5 года

В это время кроха уже употребляет в разговоре почти все части речи. Также он научился контролировать свой голос. Все чаще из его уст начинает звучать вопрос: «Почему?».

Как вести себя с ребенком 2, 5 лет?

Надо научиться иногда уступать малышу, отвлекать, не допуская истерик и капризов, говорить твердое «нет».

2,5 года - очень интересный возраст. Малыш с каждым днем способен удивлять вас все больше и больше.
Физическое развитие . Рост и вес ребенка 2,5 лет (данные отечественных педиатров): вес мальчиков - 12 - 16,3 кг, вес девочек 11,7 - 15,5 кг. Рост мальчиков - 87 - 97,1 см. Рост девочек - 86 - 96,5 см.

В этом возрасте (а то и раньше) ребенок может отказаться от дневного сна. Не заставляйте кроху спать днем, если он не хочет. Пусть просто лежит и отдыхает. А вот ночной сон, из-за отказа от дневного, увеличится, и составит 10-12 часов в сутки.

Навыки в 2,5 года. В этом возрасте ваш ребенок уже умеет:

  • cамостоятельно есть и пить из чашки;
  • принимать участие в общей беседе (на своем, детском уровне) - понимать, о чем речь,
  • вставлять свои слова и фразы в общий разговор;
  • самостоятельно надевать простые вещи и обувь с несложными застежками;
  • самостоятельно умываться, причесываться, чистить зубы;
  • быстро ходить, бегать, самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила;
  • играть с конструктором из кубиков, рисовать красками и карандашами, слеплять готовые детали из кусочков пластилина (например, пластилиновые бусы на картоне);
  • играть вместе с другими детьми в подвижные игры, а также в игры, требующие коммуникативных навыков - например, вместе строить башню в песочнице;
  • начинает подражать взрослым - может включить телевизор или пылесос, пытается разговаривать по телефону, помогает маме обращаться с посудомойкой или стиральной машинкой.

В этом возрасте словарный запас ребенка уже составляет 1000 и более слов. Дикция крохи вполне четкая, однако некоторые слова малыш может произносить с ошибками - переставлять слоги и буквы. Помогайте крохе, подсказывайте верное произношение. Малыш уже говорит не одним словом. Свою речь он строит из 2-3 слов. Возможно, неполных, однако это уже прогресс.

Ребенок активно общается с теми, кто ему нравится. В этом возрасте ему интересно отвечать на вопросы по картинке. Поэтому больше читайте и рассматривайте яркие красочные книжки. И если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?», ребенок ответит на все ваши вопросы.

Малыш легко подражает новым словам и повторяет их. Поэтому именно в этом возрасте многие активные мамы начинают учить с детьми иностранный язык.
В 2,5 года ребёнок знает названия многих животных, может подражать звукам, которые они произносят. Называет предметы быта, одежду, посуду.
Родителей умиляет, что в этом возрасте кроха обозначает себя: «Я», «Я сам».

Также малыш в 2,5 года уже знает ответы на такие вопросы, как: «Как тебя зовут?», «Как звоту маму (папу, бабушку, дедушку)?», «Где ты живешь?».

Активно развиваются коммуникационные навыки - малыш охотно разговаривает со сверстниками во время игр.

Психологическое развитие в 2,5 года.

Это время затишья перед бурей - впереди тот самый , о котором молодые мамы так много всего читают. Действительно, ваш кроха сейчас переживает очень важный период, формируется и развивается его воля, способы его общения с окружающим миром. А пап и мама должны умело балансировать между разрешением и запретом, не давить на кроху, но и не позволять ему все.

В 2,5 года часто происходят такие истории, как истерики. Особенно дети это любят делать в магазине (не все, конечно). Малыш может потребовать ему что-то купить: с криком, плачем, катанием по полу. Родителям, чаще всего, маме нужно запасаться терпением, чтобы решить ситуацию мирно.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года.

Ваш малыш умеет многое:

  • собирать пирамидку из 4-8 колец;
  • строить башни из 7-8 кубиков, причем делает это творчески - не просто складывая один кубик на другой, а довольно архитектурно;
  • называет 4-6 геометрических форм (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма).
  • умело подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
  • составляет сюжетные постройки и дает им названия - «дом», «дорога», «гараж»  собирает простые пазлы;
  • легко переворачивает страницы в книге;
  • уже умеет держать карандаш тремя пальцами;
  • рисует.

Мама

Через полгода ваш декретный отпуск подойдет к концу. Вы уже ? Или планируете её сменить? И, наверняка, уже думаете о том, как изменится ваша жизнь. Скажем честно - кардинально. Поэтому до того момента, когда вы начнёте работать, убедитесь, что ваш ребенок будет готов к разлуке с вами. Для этой цели подойдут группы кратковременного пребывания. А если вы решили воспользоваться услугами няни, перед вами сейчас стоит задача выбрать самую лучшую помощницу, которой сможете поручить ребёнка.

Если ваш кроха уже ходит в ясли, есть время заняться собой: фигурой, внешностью, самообразованием. Нередки случаи, когда во время декретного отпуска девушки получали новое образование, и при выходе из декретного отпуска уже искали (и находили) новую работу.

Ну а если вы решили вновь стать мамой, готовы к этому, посетите врача-гинеколога. Профилактический осмотр позволит вам узнать состояние организма.

Совместные будни

В возрасте 2,5 лет детские игры становятся все сложнее. Малыши предпочитают ролевые игры: продавца, врача, папы, мамы. Кроха радуется, когда у него что-то получается, когда его хвалят, и расстраивается, если когда что-то идет не так. Поэтому во время игры хвалите ребенка!

Проверено мамами - детей увлекает процесс приготовления настоящей еды. Поэтому, чтобы занять ребенка, во время вашей работы на кухне дайте крохе детские наборы посуды и игрушечные овощи-фрукты. Пусть он вместе с вами готовит еду, при этом повторяйте с ним названия продуктов и посуды, цвет и форму предметов. Вполне можно разрешить игры с кастрюлями и ложками, нет ничего увлекательнее «взрослых» игрушек.

Дайте ребенку тряпочку и пусть он возится, протирает пыль, к примеру (разумеется, на уже очищенных от нее участках мебели или пола).

Играйте в наклейки - у детей вызывают восторг наклейки, которые можно переклеивать несколько раз. Можно делать это на специальной доске, листе, окне или холодильнике. Также для холодильника интересным занятием станут магниты, которые можно менять местами, сортировать по размерам и цветам. Это могут быть буквы, цифры, картинки, фигурки, фломастеры, предложите малышу порисовать. Для детского творчества приобретите специальную доску с водными маркерами или мелками. Только помните, зачастую рисование может плавно перейти на стены или даже домашних животных. Будьте начеку!

В 2,5 года могут начаться истерики в магазине с требованием что-то купить. Как быть, если произошло и с вами: попробуйте переключить внимание ребенка, хотя в таком возрасте это сделать уже сложнее, чем раньше. Не говорите: «смотри», «слушай», «иди», «уходи». Будьте мягче, например: «А я знаю что-то интересное».

Если же истерика не прекращается, не обращайте внимания на советы окружающих (а они обязательно будут). Быстренько купите все, что вы хотели и уходите из магазина. Ребенка при этом не ругайте, просто прижмите его к себе, обнимите и ждите, пока он успокоится.

Ребенок в возрасте 2,5 лет - большой «почемучка». От него постоянно можно слышать «Где?», «Куда?», «Почему?». Отвечайте на все детские вопросы, помогайте малышу узнавать мир.

Если у вашего ребенка еще нет велосипеда - обязательно купите. Также в этом возрасте детям нравится ездить на беговеле. Замечено, малыши, которым нравилось кататься на беговеле - легко начинают ездить на двухколесных велосипедах, так как умеют держать равновесие.

Пора ставить ребенка лыжи - пусть это пока будут детские. Но не ждите, что лыжня увлечет малыша - ему хватит и пяти минут на это развлечение. Однако приобщать кроху к зимним видам спорта надо!

Если ваш ребенок плачет во время посещения врача, помогите ему преодолеть страх. Подарите крохе медицинский набор. Дети любят играть «во врача». Попросите доктора вам подыграть, и приём, скорее всего, пройдет без слез.

Активно развивайте мелкую моторику - , соленого теста, рисуйте, играйте с крупами (горохом, фасоль, пшеном).

Каждые три месяца посещайте детского стоматолога. Детские зубки очень нежные и хрупкие, постоянно скапливающийся налет на зубах у ребенка 2 лет может быстро привести к кариесу. Это разрушит зубки, приведет к боли и необходимости сложного лечения молочных зубов.

Важно смотреть маркировки на щетках, щетина для детских щеток должна быть особой, чтобы не повредить дёсенки и хрупкую эмаль. Не менее важен подбор и правильной пасты, дети не могут полноценно выплевывать пасту. И часть её может быть проглочена. Поэтому, паста для детей раннего возраста имеет особые безопасные компоненты. Учите малыша выплевывать пасту при чистке зубов, контролируйте процесс, помогайте очистить все поверхности зубов, а затем прополоскать ротик.

Если у вас еще нет . Этот медицинский аппарат станет вашим надежным помощником в лечении и профилактике простудных заболеваний.

Список дел

  • Ваш ребенок уже освоил горшок ? Если нет, активно занимайтесь этим процессом. Впереди детский сад, а там вас точно попросят научить кроху самостоятельно пользоваться «гаджетом».
  • Учите ребенка следить за гигиеной. К примеру, они могут мыть ручки после улицы или перед едой. Но родители должны контролировать все гигиенические процедуры, контролировать качество мытья рук, умывания или чистки зубов. Чтобы закрепить гигиенические навыки, нужно повторять их изо дня в день, давя ребенку все больше и больше самостоятельности. При этом, нужно строго контролировать тщательность процедур. Если малыш плохо справляется сам, нужно деликатно помочь крохе в этом, довершив дело до логического конца. Выделите для ребенка красивые полотенца, салфетки, купите ему специальную пасту и мыло, мочалку. Это будет стимулировать формирование его навыков.
  • Если ребенок еще не ходит в ясли, можно выбрать группу кратковременного пребывания. Это важно - так адаптация к детскому саду пройдет безболезненно.

Дети двух с половиной лет пользуются речью в качестве средства общения. Они подсознательно усваивают основные грамматические категории – правила склонения слов по родам, падежам и числам, основные формы глаголов. Этот период продлится до 7 лет, и в течение всего этого периода малыш старается так построить высказывание, чтобы окружающие его понимали. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, скорее всего, у него имеется темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи.

На третьем году жизни у детей начинается период усвоения языковой системы языка. Осознанного отношения к собственной речи к речи окружающих у ребёнка ещё нет.

Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц. К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 словесных единиц. В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия. К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тыс. слов.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует. Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными (л, р) ещё впереди.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым. Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького познавателя мира, они развивают очень ценное качество его пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая его.

Признаки проблемы речевого развития

Не все родители одинаково относятся к темпу освоения их чадом родной речи. Кто-то удручён, что малыш не читает в 2 года наизусть детские стихи, а кто-то беспечно относится к тому, что на третьем году жизни ребёнок не говорит, или общается на «тарабарском» языке, и его никто, кроме мамы, не понимает. Если есть какие-то сомнения в том, правильными ли темпами развивается речь в два с половиной года, не стоит ориентироваться на мнение знакомых – лучше обратиться к логопеду.

Признаки отставания от возрастной нормы:

  • малыш не может выполнить простую инструкцию из 2 этапов: «Сначала поставь стул, потом посади туда мишку».
  • его словарный запас гораздо беднее, чем лексикон сверстников (от 20 до 50 слов).
  • он не обращается ко взрослым с просьбами и вопросами.
  • ему безразлично, понимают ли близкие люди то, что он говорит.
  • он не может показать знакомый предмет, принести по просьбе взрослого то, чего нет в зоне видимости.
  • в речи малыша нет фраз, предложений даже из двух слов.
  • его не привлекает чтение ему художественных произведений, рассказывание стихов и сказок.
  • он не повторяет или самостоятельно не рассказывает небольшие стихотворения.

Эти симптомы могут наблюдаться в комплексе или по отдельности. Они сигнализируют о темповой задержке речевого развития – состоянии, которое можно компенсировать регулярными занятиями, или об общем недоразвитии речи – более сложной патологии, коррекции которой придётся уделить гораздо больше времени.

Основные различия:

  • Темповая задержка речи, или задержка речевого развития (ЗРР) – органических поражений нет, интеллект и эмоциональное развитие в норме, «он все понимает, но не может сказать».
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – патология, в основе которой лежит поражение центральной нервной системы, но наряду с речевой аномалией очень часто вторично страдают и другие психические процессы (внимание, мышление, память).

Нужно знать, что в большинстве случаев речевое развитие мальчиков на 4–6 месяцев отстаёт от достижений девочек того же возраста. Причина такого несоответствия в том, что у мальчиков связь между двумя полушариями, обеспечивающая их согласованную работу, формируется с некоторой задержкой. Им труднее, чем девочкам оформить грамматически правильно своё высказывание. С течением времени этот диссонанс устраняется, и именно чаще мужчины обладают яркой и образной речью, успешны на литературном поприще.

Почему возникает задержка речевого развития

«Запаздывание речи» могут происходить по следующим причинам:

  • физическое истощение из-за соматических заболеваний;
  • патологии ушей и носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы;
  • недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются.

Отставание детской речи, не исправленное своевременно в раннем детстве, может привести к умственной отсталости. Поэтому если ваш малыш в два с половиной года не говорит - это тревожный симптом большой проблемы.

Патологии ЦНС ребёнка могут возникнуть по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой нейроинфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний. При посещении специалиста родителям малыша с задержкой речевого развития нужно, не скрывая, рассказать о возможных проблемах со здоровьем ребёнка, чтобы в дальнейшем получить эффективную помощь от него.

Как помочь ребёнку заговорить

Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи и её темповой задержки, которыми владеют логопеды и дефектологи. В сочетании с необходимой медикаментозной коррекцией они дают прекрасные результаты. Со своей стороны родители должны на время коррекции создать насыщенную речевую среду для стимулирования детской речи.

Очень полезно развивать мелкую моторику, делать артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Для развития мышц органов артикуляции можно делать массаж губ, языка, нижней челюсти. Различными тренажёрами типа каучукового мячика, мячика-ёжика, массажными кольцами массировать пальчики, ладошки, сопровождая это проговариванием весёлых стихов и потешек.

С темповой задержкой подготовленные родители могут справиться самостоятельно, нужно лишь уделять работе с малышом, который не говорит, по несколько часов день. Для этого обратите внимание на представленные ниже приёмы занятий с детьми:

  • создание благоприятной языковой среды, в которой ребёнок будет чётко слышать произносимые взрослыми слова, а не шумовой фон от работающего телевизора.
  • использование дидактических игр – сортёров, вкладышей, кубиков, разрезных картинок;
  • чтение детских сказок, потешек, колыбельных, стихов Агнии Барто, Валентина Берестова, Корнея Чуковского, Ирины Токмаковой и других авторов;
  • игра на музыкальных инструментах, пение детских песенок;

Уже через месяц вашей крохе исполнится 2,5 года. С какими навыками, знаниями и физиологическими показателями ребенок приближается к этой дате? Узнаем, что должен уметь малыш в 2 года и 5 месяцев и чему его еще нужно научить.

Физиологические параметры ребенка в 2 года и 5 месяцев

Рост, вес и другие показатели развития малыша в 2 года 5 месяцев мало отличаются от физиологических параметров ребенка в 25 или 30 месяцев.

Наш малыш приблизительно должен соответствовать показателям, указанным в этой таблице

Ничего страшного, если параметры вашего чада не совсем соответствуют цифрам в таблице. Каждый малыш по-своему индивидуален, а с возрастом он сравняется со своими сверстниками.

На что способен ребенок в 2 года и 5 месяцев

В этом возрасте малыш становится очень активными. Он не просто ходит, а передвигается с необыкновенной скоростью, не забывая при этом перешагивать через попадающиеся препятствия. Кроха без проблем поднимается и спускается по ступенькам переменными или чередующимися шажками. Любознательность и активность малыша возрастает с каждым днем .

Как разговаривает малыш в 2 года и 5 месяцев

Подсчитать, сколько слов освоил ребенок, становится все труднее, так как его словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш способен выражать свои мысли распространенными предложениями, в которых присутствует более 3-х слов.

В два и 5 ребенок должен знать названия основных цветов, предметов одежды и частей тела, уметь описать знакомую картинку и ответить на наводящие вопросы.

В этом возрасте кроха может заучивать небольшие стишки, продолжать предложение из сказки, которую ему рассказывают, или напевать знакомую песенку. В 2 года и 5 месяцев малыш должен уметь вести диалог с взрослыми или сверстниками, не только отвечая на их вопросы, но и задавая встречные.

Пока еще в речи ребенка возникают сложности с образованием некоторых слов по аналогии с известным ему словарным запасом. К примеру, по принципу «я играю» он может сказать «я вставаю» или «жуваю». В этом возрасте считается нормой то, что малыш испытывает затруднения в момент произношения длинных слов. Обычно кроха их упрощает, превращая «Автобус» в «атобус».

В таких случаях речь малыша нужно терпеливо поправлять, чтобы неверное произношение слов не вошло в привычку.

Эмоциональное и психическое развитие ребенка

К 2,5 годам у малыша начинается фаза активного отстаивания своего «Я». Психологически он постепенно отделяется от родителей, начиная осознавать себя отдельной личностью. Наблюдая за окружающим миром, ребенок формирует собственные взгляды на все, что происходит вокруг. В 2 года 5 месяцев начинается формирование характера малыша.

  • Эмоциональное развитие . Когда вашему чаду чуть более 2-х лет, у него активно начинают проявляться различные эмоции. Он испытывает нежность и проявляет заботу о близких людях, радуется или злится, тоскует, завидует или боится, очень гордится своими достижениями. Пока он еще не может понять до конца поведение других людей и оценить их поступки. Ближе к 2,5 годам малыш восторгается всем, что происходит вокруг — увиденным на прогулке цветков или порывом ветра, который быстро мчит по воздуху осенний листок. Проявляет активный интерес к животным и растениям. В маленькой головке уже существуют эмоциональные ассоциации с тем, что происходило с ним раньше — во время праздника бывает весело, играть одному скучно, а идти к доктору страшно.
  • Привязанность к близким людям . Дети по-прежнему очень привязаны к родным, но уже четко осознают индивидуальность каждого из них и к каждому относятся по-разному. Кроха понимает, что папа строгий, мама добрая, а бабушка самая заботливая. Малыш теперь относится к ним по-разному, кого-то слушается, а кого-то нет. Настороженность, с которой он встречает незнакомого человека проходит, как только ребенок почувствует к себе доброжелательное отношение. В этом возрасте дети становятся более любознательными и легко идут на контакт.
  • Проявление самостоятельности . В 2-3 года любимой фразой маленького человечка становится «Я сам!» К сожалению, не все у малыша может получаться сразу, поэтому неудачи вызывают у ребенка бурю эмоций. Взрослым нужно проявлять терпение, не отбивая у крохи стремления к самостоятельности, а тактично помогать справиться с этим. У ребенка должно сложиться впечатление, что он справился с задачей сам.

Физическое развитие ребенка в 2 года 5 месяцев

Опорно-двигательный аппарат карапуза продолжает совершенствоваться.

К этому времени малыш уже достаточно развит физически и многое умеет.

  • Он успешно преодолевает препятствия на пути.
  • Прыгает на 1-2 ножках.
  • Умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает и подпрыгивает.
  • Удерживает равновесие, стоя на носочках.
  • Умело обращается с мячом — бросает его в горизонтальной плоскости и через препятствия, ловит, отбивает ногой или рукой.
  • Берет вещи двумя пальцами, успешно вкладывает один предмет в другой.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Самостоятельно открывает и закрывает дверь.

Мышечно-связочный аппарат все больше укрепляется, движение становится все более точными, разнообразными и уверенными.

Режим дня малыша

В пользе соблюдения распорядка дня маленьким человечком сомневаться не приходится. Ребенок становится дисциплинированным и приучается делать то, чего ему в данный момент и не хочется.

Что входит в режим дня малыша?

  • Прием пищи.
  • Развивающие занятия с ребенком.
  • Подвижные и пассивные игры.
  • Прогулки.
  • Дневной сон.
  • Утренние и вечерние водные процедуры.

Время, отведенное на каждый из пунктов, родители к этому возрасту могут определять самостоятельно. Кто-то из детей любит побольше поспать, другие весь день проводят в непрерывном движении, а некоторые дети предпочитают спокойно поиграть в песочнице.

Составьте своему чаду распорядок дня исходя из его эмоционального и физического развития.

Питание малыша в 2 года 5 месяцев

Чтобы кроха нормально развивалась, нужно правильно сбалансировать . Кормить ребенка этого возраста нужно 4 раза в день, включая в его рацион продукты, богатые белками, жирами, витаминами, минералами и микроэлементами, необходимыми для нормального развития.

  1. Мясные продукты — нежирная свинина, курица, говядина, печень, а также рыбные продукты должны составлять 7-8 % суточного рациона малыша.
  2. Молочные и кисломолочные продукты — кефир, молоко, сметана, сыр, йогурт и творог составляют около 40 % в ежедневном питании крохи.
  3. Мучные и крупяные изделия — выпечка и каши составляют около 15 % за сутки.
  4. Овощи и фрукты непременный атрибут детского меню. Являющиеся кладезем витаминов для детского организма, они должны составлять не менее 35 % от общего объема пищи за сутки.
  5. Сахар, масло и жиры растительного и животного происхождения являются для малыша источником энергии. Их суточный рацион должен быть не более 3 %.
  6. Потребность в жидкости ребенка в 2 года 5 месяцев составляет до полутора литров в сутки. Это может быть чай, сок, компот или кисель.

Все продукты включаются в рацион маленького человечка в различных сочетаниях, чтобы его меню было разнообразным, и малыш кушал с удовольствием.

Занятия для физического и умственного развития в 2 года и 5 месяцев

Чтобы ребенок гармонично развивался, нужно продолжать начатые в более раннем возрасте занятия. Все они, как и прежде, должны проходить в увлекательной игровой форме. Маленький почемучка все активнее познает окружающий мир, задача родителей — помогать ему в этом.

Учим кроху осознанному выбору. Приближаясь к 2,5 летнему возрасту, ребенок должен иметь возможность сам выбирать, в какие игрушки поиграть, какую одежду надеть или какую книжку ему должны почитать.

Задавайте крохе вопросы, чтобы поставить его перед разным выбором

  • Скажем, что он будет сейчас делать — рисовать или складывать пазлы.
  • Какой напиток ему принести — сок или кисель.
  • Какие носочки он наденет — синие или зеленые.

Учите делать выбор не только из 2-х предметов, но и из нескольких. Попросите объяснить, почему он выбрал именно это, а не другое.

Учите малыша быть самостоятельным

В возрасте 2-х лет и 5 месяцев нужно приучать кроху убирать за собой разбросанные игрушки. Придя с прогулки, покажите, куда он должен поставить обувь и повесить курточку. Если малыш отвлечется и забудет, объясните ему, что наводить порядок в своих вещах он должен самостоятельно, так как уже подрос и умеет все делать сам.

Помогите человечку выбрать интересную для него , немного поучаствуйте в ней, а потом пусть кроха играет самостоятельно. В этом возрасте он спокойно должен играть один не менее получаса.

Обращайте внимание крохи на то, что в семье каждый занят своим делом. Предложите малышу самому выбрать то, чем он будет заниматься сам, без помощи взрослых.

Выполняем сложные поручения с игрушками и в играх

Пора приучать кроху выполнять последовательно 2 или более действий. К примеру, уложить куклу спать и спеть ей песенку, скушать ложечку каши и запить ее чаем. Если ребенок забывает о второй части просьбы, напомните ему об этом. К этому возрасту он должен научиться справляться со сложными заданиями, ничего не забывая при этом.

Чтобы развитие ребенка соответствовало его возрасту, крохе нужно уделять каждую свободную минуту. Не отмахиваться от его бесконечных «Почему», а доступно и интересно объяснять ребенку все, что его интересует.

Нужно разговаривать с маленьким человечком как можно больше и учить его осваивать новые навыки и знания в непринужденной и доступной для него игровой форме, подталкивая к самостоятельным действиям.