Десятый месяц жизни новорожденного: развитие, вес, уход. Мелкая моторика ребенка

Он наверняка перемещается на четвереньках довольно быстро и уверенно. Однако этот этап вовсе не обязателен: некоторые дети учатся сидеть, а затем сразу же встают на ноги.

Кроме того, малыш уже спокойно сидит, он может сесть даже из положения лежа на животе. Порой он может просидеть довольно долго, хотя время, которое ребенок проводит сидя, различно в каждом конкретном случае и зависит от личности ребенка и его желания изучать окружающий мир. Он самостоятельно встает, затем делает несколько шагов, держась за мебель; постоянные падения его совершенно не смущают. Порой малыш уже может стоять без поддержки. Скоро он пойдет!

Мелкая моторика ребенка

Ребенок уже удерживает мелкие предметы между указательным пальцем и основанием большого пальца. Он сам держит в руках бутылочку и, насытившись, сам вынимает соску бутылочки изо рта.

Он все с большей охотой передает предметы окружающим его людям. Любимая игра - выпустить предмет из рук и посмотреть, что из этого выйдет. Кроме того, он может по вашей просьбе отправиться на поиски предмета, которого нет у него под рукой: книги, пустышки...

Ритм ребенка

Сон

Теперь ваш малыш засыпает на короткое время два раза в течение дня и подолгу спит по ночам. В период с десятого по двенадцатый месяц большинство детей спят по двенадцать - четырнадцать часов в сутки.

Питание

Его питание четко организовано: дважды в день он получает грудное молоко или смесь, еще два раза ест твердую пищу. Продолжайте постепенно приучать его к новым продуктам, однако не заставляйте его есть то, что ему не нравится.

Когда малыш бодрствует

Ребенка переполняет энергия, ему не сидится на месте, он все время двигается. Ему постоянно требуются новые игры или новые занятия. Он становится еще более любознательным, хочет до всего дотронуться... и обожает шуметь!

Если он еще не говорит (повторяющиеся слоги, которые он уже произносит, - такие как «мама», «дада», «папа», пока что не обладают для него значением), то уже может многое выразить при помощи рук и мимики: «пока», «молодец» или «ура»... Он кивает или мотает головой, чтобы сказать «да» или «нет». На самом деле он постоянно имитирует жесты окружающих его людей.

Возможно, он также вытягивает руки и ноги, чтобы помочь вам, когда вы его одеваете.

Память ребенка очень быстро развивается. В его словаре в этот период порядка тридцати слов; он уже хорошо понимает смысл фраз.

Кроме всего прочего, формируется и личность малыша. Он сопротивляется, когда вы усаживаете его в автокресло или в коляску. Он учится сопереживать: теперь он способен понимать чувства других людей и разделять их. Он начинает баюкать свои игрушки или кукол.

Здоровье ребенка

Десятый месяц: посещение участкового педиатра

В десять месяцев рост малыша составляет примерно 71см, вес - 9,1 кг, окружность черепа - 45,5 см.

Как и в два предыдущих месяца, этот осмотр - простая проверка. Поэтому матери, дети которых отлично себя чувствуют, порой пропускают это посещение врача. Все же заметим, что поддерживать связь с лечащим врачом всегда полезно, даже если все идет хорошо. Врач, постоянно осматривающий вашего малыша, быстрее сможет помочь вам в экстренной ситуации или при необходимости решить конкретную проблему. Однако вы уже можете обращаться к врачу реже, чем раньше: если у малыша все в порядке и у вас не возникает никаких вопросов, посещайте поликлинику раз в два-три месяца.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Краснуха. Дети часто болеют краснухой во втором полугодии своей жизни, она не опасна и придает пожизненный иммунитет. Она вызывает достаточно сильный жар, который может длиться один-два дня, затем на несколько дней на теле и на лице появляется множество ярко-красных прыщиков, которые не чешутся.

Врач посоветует вам следить за температурой ребенка и при необходимости пропишет жаропонижающее. Диагноз подтверждается при появлении сыпи.

Вы можете использовать гомеопатические средства против жара, а также при необходимости поддерживать иммунную систему ребенка специальным педиатрическим сиропом.

Губной герпес. В течение первого года жизни у ребенка может проявиться герпес: вокруг рта возникнут небольшие желтоватые болезненные пузырьки, кожа вокруг которых будет краснеть. Такие пузырьки проявляются без каких-либо дополнительных симптомов, кроме легкого повышения температуры и небольшой усталости. Вирус передается в основном в коллективе, хотя порой возможно заражение и внутри семьи. Пузырьки герпеса очень заразны, заражение происходит чаще всего при непосредственном контакте.

Впоследствии губной герпес может возникать снова. В зависимости от состояния организма малыша и от его предрасположенности к инфекциям герпес могут вызвать стресс, утомление или значительная нагрузка на иммунную систему (насморк, прорезывание зубов, рост).

В этом возрасте врач не может прописать ребенку ничего, кроме болеутоляющего, жаропонижающего, а также, возможно, противоинфекционного крема.

Природные средства против герпеса

Средства для местного применения. По 1 капле эфирного масла лаванды и чайного дерева смешать с 1 столовой ложкой оливковой мази; наносить несколько раз в день при помощи ватной палочки. Можно также добавить малое количество крема «Мадекассол»" 1%-ного (тюбики по 25 мг) 1-2 раза в день.

Гомеопатия

  • «Вакцинотоксинум 15 СН»: 1 доза сразу после появления пузырьков, повторять в течение не менее чем 3 дней, затем 1 раз в неделю в течение месяца.
  • Чтобы ускорить созревание пузырьков и приблизить их исчезновение: «Рус токсикодендрон 15 СН».
  • Чтобы снять ощущение жжения: «Арсеникум альбум 15 СН».
  • Если пузырьки проявились в виде нескольких очагов, добавьте «Боракс 9 СН».
  • Чтобы пораженные места лучше заживали, давайте помимо прочих препаратов «Мезереум 9 СН».

Против любых высыпаний

В эхом возрасте у детей могут проявляться и другие высыпания, чаще всего вызванные укусами насекомых (за исключением экземы).

Лучшая защита в данном случае - предотвращение. Выбирайте естественные, не химические репелленты (на основе эфирных масел), в особенности для нанесения на кожу: смешайте 2-5 распылений с 1 кофейной ложкой оливковой мази, наносите не реже чем 2-3 раза в день, если вы находитесь в местности, где много насекомых. Для защиты помещений в ночное время хорошо использовать фумигатор (особенно если вы разрежете пластинку для фумигатора пополам: так она сохранит эффективность, однако будет выделять в два раза меньше действующего вещества).

При появлении сыпи:

  • Средства для местного применения.
  • Те же средства, что и для лечения пузырьков губного герпеса.

Гомеопатия

  • Для нанесения на высыпания: «Ледум палюстре 7 СН».
  • Против очаговой реакции и зуда: «Апис меллифика 15 СН» в сочетании с «Белладонна 9 СН» и «Гистамин 9 СН».
  • Против реакции типа крапивницы: «Уртика урэнс 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого препарата, выбранного в соответствии с симптомами, как можно чаще. Принимать реже и отменять по мере улучшения состояния.

Чтобы избежать вторичной инфекции при непроходящей сыпи: 1 доза «Стафилококцинум 15 СН» раз в 2-3 дня до явного улучшения состояния.

Инициатива приветствуется!

Ребенок уже очень хорошо стоит в кроватке, держась за перила, и даже делает попытки отпустить одну руку. Некоторые с поддержкой взрослых начинают ходить.

Что важно с точки зрения психологического развития? Малыш научился мимически выражать свои желания и предпочтения в еде, в одежде, в игрушках. К примеру, если ему не нравится пюре, которое вы предлагаете на обед, он будет мотать головой и корчить гримасы. Если предложите на выбор красные и зеленые колготки, он может показать, в каких хочет пойти гулять. Если покажете две игрушки и спросите: «С чем мы будем играть?» - он выберет то, что ему больше нравится. Ребенок уже в состоянии делать выбор .

Он прекрасно понимает слово «нет», слушается запретов, если они сказаны спокойным, уверенным голосом. Но в этот период проявляется такая черта характера, как упрямство, упорство, настойчивость, желание добиваться цели.

Мы уже начали приучать ребенка к порядку, нужно не забывать об этом и в дальнейшем. Помним, что это возраст подражательности, значит, для того чтобы ребенок со временем начал сам собирать игрушки, нужно уже сейчас собирать их у него на глазах и вместе с ним.

К десятому месяцу проявляется право- или леворукость. Мы уже видим, какой рукой ребенок предпочитает действовать, какой рукой берет игрушки. Тем не менее, играя, стимулируйте его в равной мере работать обеими руками. Например, во время кормления давайте ему по ложке в каждую руку, пусть барабанит.

Продолжаем с увлечением рисовать - и пальчиками, и ладошками. Важно, чтобы в процессе рисования участвовали обе руки. Дети часто пытаются рисовать, размазывая еду по столу. Мне приходилось встречать такие рекомендации: если ребенок играет с йогуртом, вылейте его на поднос, и пусть размазывает. На мой взгляд, еда - не игрушка. Крупа, о которой я говорила раньше - это все-таки не готовый продукт. Йогурт, используемый в качестве краски для рисования, обязательно окажется во рту. Если мы разрешим это делать с йогуртом, то малышу будет непонятно, почему нельзя есть краски. Поэтому если мы видим, что ребенок начинает использовать еду в качестве красок, убираем еду (игры с едой - первый признак того, что ребенок наелся), стелем клеенку, даем лист бумаги и краски. Пускай размазывает.

Совет : Когда семья собирается за столом, сажайте с собой и ребенка. Родители, которые едят отдельно от детей, совершают большую ошибку. Есть надо вместе. Это объединяет всех членов семьи. Кроме того, глядя на то, как аккуратно едят взрослые, малыш сам учится аккуратности. Если взрослые, пролив суп, берут салфетку и вытирают за собой, то рано или поздно кроха тоже начнет так делать. Неаккуратно, неловко, но начнет, потому что ничто так не убеждает, как пример родителей.

Детям в этом возрасте очень нравится дергать за все, что висит, и нужно эту потребность удовлетворить. Предложите малышу поиграть в игру «Сорви ленточку ». Закрепите с помощью малярного скотча на краю стола несколько длинных ленточек (бумажных или тканевых). Покажите крохе, как их можно срывать.

Малыш с удовольствием будет отрывать полоски одну за другой. Игра хорошо развивает мелкую моторику и координацию рук.

Еще одна игра - «Туннель ». Детский туннель можно купить, а можно взять несколько коробок, раскрыть у них дно и составить вместе. Пусть малыш сквозь них проползает.

Вообще, игра с коробками - одно из самых любимых занятий годовалого ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы у него в комнате всегда было несколько коробок разных размеров. Это могут быть бумажные, картонные, пластмассовые коробки. Чем младше ребенок, тем проще будет игра. Десятимесячному малышу нравится просто в них залезать. Он еще не играет в космонавтов или в подводников, сюжетно-ролевая игра ему пока непонятна. Ему интересно пролезание и залезание.

Занятие на координацию и равновесие . Надуваем резиновый круг и выкладываем на него кубики. Надо поставить кубики так, чтобы они удержались на покатой поверхности круга. Кубики падают, малыш их ставит обратно, они снова падают. Это занятие может увлечь на длительное время.

Социальное развитие десятимесячного ребенка можно охарактеризовать кратко: он стесняется. Тем не менее малыш стремится к контакту, и если мы правильно сформировали у него отношение к окружающему миру, его природная любознательность будет перевешивать стеснительность. В присутствии чужих людей он может поначалу спрятаться за маму, но через какое-то время снова выглянуть. Он не будет с плачем уползать в другую комнату, а останется рядом с мамой, на всякий случай держась за ее юбку.

Меняется и поведение в песочнице. Если в возрасте семи-восьми месяцев ребенок играл в стороне от других детей, то теперь ему захочется находиться рядом. Он еще не умеет взаимодействовать, но ему очень интересно наблюдать. Посадите ребенка в песочницу, дайте какое-то время посидеть с детьми. Как только захныкал, заберите. И напоминаю - не общайтесь в этот момент с другими малышами. Многие мамы говорят: «Я показываю ему пример». Ребенок воспринимает это не как пример, а как «Меня бросили!»

Десятимесячный малыш любит проявлять инициативу. Но мама многое запрещает или старается сделать сама, потому что так проще и быстрее. Крайне важно ловить себя в эти моменты. Помните: сейчас вы ему не разрешаете, а потом вы его не заставите. Привыкнув, что вы все делаете сами, ваш ребенок будет сидеть и ждать, когда ему наденут, завяжут, застегнут, положат в рот. Как вы думаете, отчего среди детей школьного возраста много таких, кто ничего не хочет, ничем не интересуется? Может быть, родители что-то упустили тогда, в самом начале, когда делали так, как им было проще? В девять-десять месяцев ребенок уже очень многое может сам - пить, есть, доставать предметы, используя подсобные материалы (палки, швабры и т. д.). Не останавливайте его. Пускай будет криво, косо, пускай вам придется открывать вторую баночку детского питания, но дайте ему возможность разбросать эту кашу, пытаясь попасть себе ложкой в рот. Ребенок хочет достать игрушку, которая находится слишком высоко? Не доставайте ее, просто приподнимите малыша, чтобы он сам ее взял, и похвалите. Похвала очень важна. «Если меня хвалят за то, что я сделал сам, это значит, что мне можно и нужно так поступать», - вот какой вывод делает ребенок.

К десяти месяцам внимательные родители могут заметить первые проявления врожденных склонностей своего чада. Один малыш подпрыгивает в такт музыке, другой обожает катать мяч, третий может долго, упрямо строить пирамидку из кубиков. Пока речь идет не о талантах, не о способностях, а о задатках, о том, что заложено в ребенке генетически. Но уже сейчас можно подхватить эти задатки и начать их развивать.

Игры в папину копилку

«Найди по звуку» . Папа прячет вибрирующий телефон, громко тикающий будильник или включенное радио. Ребенок должен по звуку отыскать спрятанный предмет. Это великолепная игра. Она учит малыша прислушиваться. В нашем мире дети очень быстро привыкают к тому, что звуки - это просто фоновый шум. Умение выделять из шума какой-то звук - очень важный навык, он готовит ребенка к тому, чтобы избирательно воспринимать звуковые сигналы, например, голос учителя в школе.

«Разговор через трубочку» . Папа сворачивает в трубочку лист бумаги и начинает через нее говорить. Голос звучит совсем по-другому. Через какой-то промежуток времени малыш, посмотрев на папу, сам начинает издавать и исследовать эти звуки.

«Барабан» . Мы помним, что в этот период ребенку очень нравится стучать. Для того чтобы он целыми днями не грохотал кастрюлями, попросите папу взять плотную коробку, например из-под геркулеса, насыпать в нее крупы, хорошенько заклеить - получится импровизированный барабан. Им можно трясти, как маракасами, а можно бить ложкой. Но звук при этом будет шуршащий, мягкий, щадящий вашу нервную систему.

Тревоги родителей

«Ребенок стал гораздо более тревожно спать, вздрагивает во сне. Кричит. Все время ворочается. Что это значит?» В этом возрасте дети уже меньше нуждаются во сне, многие днем спят только один раз. Если вы продолжаете укладывать ребенка на второй дневной сон, возможно, он просто не успевает устать к ночи.

Может быть и другая причина. В десять месяцев именно во сне могут проявляться скрытые нервные расстройства. Безусловно, если ребенок вздрагивает от громкого звука, это нормально. Но если даже в комфортной, спокойной обстановке он продолжает ворочаться и вскрикивать, это повод обратиться к невропатологу.

«У моего ребенка появилась привычка стучать головой о стенку. Зачем он это делает?» Первая, самая распространенная причина такого поведения - ритмичные движения и удары помогают ребенку сбросить напряжение, которое в нем накопилось за день. Вторая возможная причина - у него что-то болит, и он стучится головой, чтобы отвлечься от боли. Это может быть боль в ушах или сильный дискомфорт в деснах, когда режутся зубки, короче говоря, какая-то ноющая, не острая боль. Третья причина - приступ гнева. Взрослые в состоянии ярости могут ударить кулаком о стену, а десятимесячный малыш сбрасывает свою злость вот таким образом.

Такое поведение считается вполне нормальным в возрасте до двух лет. И все-таки оно беспокоит родителей. Что же они могут сделать и чего делать не следует?

  • Нельзя бросаться к ребенку со словами: «Что ты делаешь! Тебе будет больно!» Как только вы показали яркую реакцию, малыш понимает: «Ага, это работает, я буду это делать и дальше, чтобы привлекать внимание». Своими восклицаниями вы добиваетесь прямо обратного результата и провоцируете ребенка повторять эти действия снова и снова. Поэтому успокойтесь и просто не реагируйте. Если боитесь, что малыш себе навредит, повесьте на стену плотное одеяло и перестаньте переживать.
  • Попытайтесь найти другой способ расслабить свое чадо - прогулками, купанием, тактильными играми. Все это помогает сбросить напряжение.
  • Начинайте подготовку ко сну заблаговременно. Иногда ребенок просто не успевает настроиться на то, что пора спать.

Совет : Когда ребенок стучит головой о стену, его успокаивают не только сами движения, но и их ритм. Включите малышу метроном. Иногда это помогает.

В конце концов, если вас очень беспокоит поведение малыша, обратитесь к специалисту. Пусть он проверит, не является ли оно невротическим симптомом.

Мама: нагрузки растут

«Теперь ребенок спит один раз в день и требует больше внимания. Кажется, что так тяжело мне еще не было». Ребенок перестраивает свой режим, значит, маме тоже надо перестраиваться. А любые изменения устоявшегося, привычного режима - это всегда непросто. При этом физическая нагрузка увеличивается. Малыш стал подвижным, теперь за ним надо почти бегать. И самое тяжелое, на мой взгляд: маме, чтобы взаимодействовать с ребенком, приходится либо стоять в полусогнутой позиции, либо поднимать его на руки. И то, и другое дает дополнительную нагрузку на позвоночник.

Как себе помочь? Во-первых, помните, что эти трудности временны. Вы перестроитесь, ребенок привыкнет к новому режиму, вы научитесь находить время для отдыха. Во-вторых, используйте любую возможность облегчить себе физические нагрузки: вместо того чтобы брать ребенка на ручки, присядьте рядом с ним, вместо того чтобы подсаживать его куда-то наверх, помогите ему туда забраться с помощью стула.

Ну, и последнее - максимально подключайте мужа, оставляйте на него ребенка, чтобы куда-то выйти. Даже если за десять месяцев супруг так и не научился ухаживать за своим чадом, это не значит, что вы должны сидеть дома, как приклеенная. Малыш уже большой, пусть муж познает азы отцовства на практике. «Я не знаю, что с ним делать!» - «Да просто посиди». - «А чем его кормить?» - «В холодильнике детское питание. Надо только разогреть». - «А как менять подгузники?» - «Разберешься!» Вставайте и уходите. Действительно, разберется.

На десятом месяце жизни малыш взрослеет на глазах. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки, которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать. Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить. Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему.

В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза - его мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук. Поясним это.

В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с более ранними периодами детства. Орган зрения выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует «слепок» предмета в мозге.

Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда «глаз учит руку, а «рука учит глаз», специалисты называют сенсомоторной активностью.

Среди других двигательных функции особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые были не свойственны его лепету. Так активно формируются речевые навыки малютки.

Многие родители, узнавая особенности психической жизни маленького ребенка, удивляются тонкостям в его развитии. Пожалуй, теперь дитя не кажется взрослым чересчур простым: раннее детство таит в себе много такого, чего родители не учитывают, если не имеют специальной информации. Педагогика младенчества - такая же наука, как и любая другая область гуманитарных знаний, и которой следует учиться.

Теперь, понимая, что занятия с дидактическими игрушками имеют огромное значение для развертывающейся психической жизни ребенка, остановимся на предметной деятельности малыша. Прежде всего, подчеркнем следующее: новым в занятиях с предметами появится у малыша «созидательная» форма действий. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, - кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь малыш способен «синтезировать». ОH НАдевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама. По её просьбе малыш собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку - кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. При этом радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, малыш уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением «целого продукта»: пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.

Какие еще: действия может выполнять малыш? Это нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости), рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей, открывание матрешки или бочат (с помощью ленты приемом подтягивания), открывание коробок, снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами, выполнение двухактных взаимоисключающих действий: выкладывание - вкладывание; снятие - нанизывание; разъединение - соединение и др.

Конечно, эти действия с игрушками можно назвать разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно, без помощи родителей. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.

Особо следует остановиться на выборе цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, так как основное направление заданий - это обогащение его чувственного опыта, накапливание впечатлений. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Однако целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного-трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, белый.

У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.

Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх с сыном или дочерью постарайтесь какое-то время, примерно 3-5 минут, заниматься одной игрушкой, удерживая к ней внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в его отверстие, прокатите его. Показывая предмет с разного ракурса, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Для поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы.

Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, - звенящий колокольчик; в мешочек - выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочата - цветные платочки. Такая «цепь» игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и т.д. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.

10-месячный ребенок - неутомимый "исследователь", любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Правда, первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Например, малыш идет вперед, держась за обе руки взрослого. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни малыш начинает хорошо ориентироваться в пространстве. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем. Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

Развитие и воспитание ребенка: 10-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий рук

Мини-программа 10-го месяца жизни

1. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий, протекающих в форме ознакомительной игры с предметами.

2. Развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением руки при выполнении различных двигательных заданий с игрушками и предметами разных конструкций.

3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Постепенно расширять социальные контакты ребенка со взрослыми и детьми, находящимися в его ближайшем окружении.

Продолжать развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослым и детьми.

1. Развивать двигательные навыки, способствующие формированию самостоятельной ходьбы.

2. В процессе развития действий с предметами продолжать совершенствовать ручные умения и мелкую моторику пальцев.

Задачи

1. Учить выполнять более сложные ручные операции (анализ в действии): разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т.п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки и т.п.).

2. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на конструктивные свойства игрушек и предметов, специально подобранных для занятий (например, коробочки, бочонки, матрешки и т.п.).

3. С помощью взрослого выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т.е. присоединение по одному однородных и разнородных предметов. Например, составление матрешки из двух частей; складывание яичка из двух частей и т.п.

4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При действиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца.

1. Поддерживать ситуации общения не только с близкими родными, но и другими знакомыми и незнакомыми взрослыми.

2. Поддерживать интерес ребенка к другим детям. Использовать ситуации случайных встреч или специальных контактов в его ближайшем окружении (на детской площадке во дворе, песочнице и т.п.).

3. Учить ребенка играть рядом с другими малышами.

1. Расширять понимание речи взрослого, обращенной к ребенку в режимных ситуациях и игре.

2. В процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формировать активную речь:

1) Побуждать ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка;

2) побуждать ребенка к первым лепетным словам: «ма-ма»; «ба-ба», «па-па» и т.п.

Общие движения

1. Использовать игровые ситуации и специальные пособия, побуждающие ребенка к элементам самостоятельной ходьбы (подъем на горку-манеж, мостик и т.п. с переходом от ползания к подъему у опоры, передвижение вдоль опоры и т.п.)

2. Учить ходить с поддержкой за обе руки.

Действия рук

Учить выполнять целенаправленные действия со специально подобранными сборно-разборными дидактическими игрушками (пирамидка, матрешка, бочата, кубики на тележке и т.п.)

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый подбирает для ребенка игровые задания с предметами (игрушками) двигательного характера, представляющие интерес для малыша возможностью различных манипуляции, а главное, их результативностью.

Занятие 1.

Цель . Учить выполнять цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.

Материал . Шнур (длиной 50-70 см, толщиной 0,8-1 см; на который нанизано 7—10 шаров (диаметром 3—5 см.), имеющим сквозное отверстие по оси симметрии).

Ход занятия .

Мама завязывает шнур с шарами с одного конца на стойку (можно использовать стержень от обыкновенной пирамидки).

Мама показывает, как можно снять шарик со шнура, с другого конца.

Затем малыш действует самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, катушки, кольца и т.п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, подобрать разноцветные шары или использовать несколько шнуров). На каждый шнур нанизать шары (кольца) какого-то одного цвета или подобрать их по цветам спектра. Можно взять шары (кольца), различные по величине и т.п.

Занятие 2.

Цель. Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции при действии с предметами, издающими мелодичные и немелодичные звуки. Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения на звучащий предмет (игрушку).

Материал. Бубен и барабанчик.

Ход занятия.

В разных концах комнаты (на ковре) мама кладет бубен и барабанчик. Привлекает внимание ребенка к звучанию бубна: напевает мелодию (плясовую или хороводную) и ударяет в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней. Мама показывает звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, просит малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем делает паузу (10-15 сек.). Во второй части занятия мама опускает бубен на уровень детских рук. Предлагает ребенку ударить по бубну. Вначале мама берет его ручку и показывает траекторию движения, ударяя его ручкой по бубну. Действия сопровождаются пением. В третьей части занятия мама знакомит ребенка со звуком барабана. Малыш (возможным для него способом) дотягивается до барабана и ударяет по нему. Первая часть занятия повторяется.

Занятие 3.

Цель. Учить выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о пустом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая).

Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки.

Материал . Коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.). Мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. в каждой коробочке.

Ход занятия. Мама привлекает внимание малыша к коробочке, встряхивает ее, побуждает повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, взрослый не должен спешить сразу открывать ему способ действия.

Взрослому нужно добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку. Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими. В следующей части занятия взрослый привлекает внимание малыша к другой коробочке. Желательно, чтобы ребенок «поработал» с 2--3 коробочками разной формы: открыл-закрыл, выложил-вложил игрушки, т.е. выполнил двухактные, взаимосвязанные действия.

На 10-м месяце ярко проявляется система аффективно-личностных связей ребенка с близкими взрослыми на основе потребности в «деловом» общении.

Общение с матерью.

Мама практикует в общении с ребенком спокойное, эмоционально-радостное отношение к окружающему миру. Малыш должен чувствовать силу, уверенность матери, ее защищающее начало. Мама выступает как берегиня своего маленького ребенка. Постепенно знакомя с новыми предметами и явлениями окружающего мира, мама формирует у ребенка основополагающее доверие к окружающему миру.

Главной особенностью является то, что эти контакты проходят через нее и с ее непосредственным участием. Мама выступает как посредник между ребенком и социальным окружением. Она дает образец для подражания, невольно и специально демонстрируя ребенку форму общения со взрослыми и детьми.

Общение с отцом.

Отец, приходя вечером с работы и в выходные дни, должен пополнять общение с ребенком в совместных играх, используя различные игрушки и создавая забавные игровые ситуации. При этом замечено, что общение с отцом привносит в жизнь малыша, особенно мальчика, элементы мужского воспитания. Мальчик подражает отцу. Речь, обращенная к ребенку в устах отца, звучит более мужественно, сохраняя заботливость и интерес к ребенку. Именно общение с отцом чрезвычайно значимо для расширения социальных контактов малыша, в частности с новыми для него людьми.

Общение со старшими членами семьи.

Бабушка и дедушка привносят в общение с ребенком элементы фольклорного, игрового взаимодействия - пестования («коза-рогатая», «ладушки», «по кочкам-по кочкам» и т.п.). Это важно, т.к. эмоциональное общение наряду с «деловым» необходимо малышу.

Общение с другими детьми.

Взрослые позволяют ребенку наблюдать действия других малышей. Объединять детей в совместной игре не рекомендуется: младенцы не умеют играть вместе. Присутствие рядом достаточно на данном этапе.

Общение с посторонними.

Взрослые поощряют контакты малыша с незнакомыми людьми. Однако, если дитя отстраняется, боится, родные не должны настаивать на общении.

Речевое общение - это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.

Для развития такого понимания очень важно, чтобы взрослый сопровождал все свои действия по уходу за малышом, словами (во время кормления, одевания, игры, мытья и пр.) При этом взрослый называет свои действия и используемые предметы (ложка, чашка, тарелка; мыло, полотенце, или платье; платочек, шапочка).

Все предметы должны быть названы и неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы. Рекомендации:

1) необходимо разговаривать с малышом во,время режимных моментов и во время игр;

2) в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;

3) называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.

4) важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;

5) не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов

теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Предпосылки активной речи.

10-й месяц привносит в развитии речи новое:

у малыша появляется способность произносить за взрослыми новые звукосочетания, которых не было в его лепете. Это высокий уровень речевого подражания.

В развитии активных речевых навыков необходимы специальные занятия, которые строятся примерно по следующей схеме.

1) Взрослый заранее намечает, какой новый слог будет разучиваться с малышом. Например, «га-га» (уточка).

2) Вначале занятия мама стремится вызвать у малыша сосредоточение на себе: ласкает, называет малыша по имени.

3) Сконцентрировав внимание ребенка, показывает игрушку знакомую, например, матрешку («ба-ба»). «Где ба-ба?».

4) Показывает новую игрушку- уточку. Вводит новый слог «га-га».

5) Повторяет. Пауза. Желательно дождаться «ответа» ребенка: «га-га».

Движения ребенка становятся более совершенными, четкими.

В связи с этим усложняется и гимнастический комплекс: некоторые упражнения делаются из исходного вертикального положения. Малыш может выполнять их, ориентируясь на слова мамы: «сядь», «встань», «ляг» и т.п.

В комплексе для большей эффективности применяются простейшие пособия (кольца, палочки).

Общие движения

Примерный комплекс упражнений

К упражнениям, которые ребенок усвоил к девяти месяцам, необходимо добавить следующие.

1. Круговые движения рук, которыми малыш держится за кольца.

Цель - укрепление мышц рук.

Исходное положение - лежа на спине или сидя.

Ребенок держится за кольца, которые одновременно держит взрослый.

Выполнение - выполнять круговые вращения руками попеременно или двумя руками одновременно.

Повторить 4-6 раз.

2. Вставание на ноги (упражнение активное).

Цель - укрепление мышц ног.

Исходное положение - лежа на животе.

Ребенок держится за кольца, которые держит и взрослый.

Выполнение - подтягивая кольца, мама побуждает ребенка встать на колени, а потом на ноги.

Повторить 1-2 раза.

3. Наклон и выпрямление туловища.

Цель - укрепление мышц ног и брюшного пресса.

Исходное положение - ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У его ног на столе игрушки, которые можно легко взять. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его под живот.

Выполнение - взрослый побуждает ребенка к наклону вперед (достать игрушку и выпрямиться).

Повторить 2-3 раза.

Примечание: всю систему упражнений от 1,5 мес. до 1 года смотрите в книге «365 дней и ночей из жизни младенца». Автор. коллек., сост. Л.Н.Павлова. 2002.

Игровые упражнения, развивающие навык ходьбы

Взрослый использует фольклорные тексты, побуждая малыша переступать. Активность малыша поддерживается ритмом читаемой потешки или песенки.

Цель . Учить идти вперед с поддержкой за обе руки.

Выполнение. Взрослый стоит перед малышом, удерживает его за обе руки, побуждая переступать. Читает потешку:

«Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки».

Аналогично.

«Токи-токи-тошки,

Кую, кую, ножки.

Ножки у Антошки (имя ребенка)

Ножки у Антошки

Идут по дорожке:

Топ-топ, топ-топ».

Ручные двигательные навыки.

Выполняется петлеобразные, опускающие, накладывающие, придвигающие, проталкивающие и др. действия с игрушками.

Показатели развития ребенка к концу 10-го месяца

1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и «разученные» действия: например, разъединяет целый предмет на части (анализ в действии); с помощью взрослого выполняет противоположные операции (синтез в действии). Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широким отверстием; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.

2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 10 мин. Устойчивость действий возрастает в 2—2.5 раза. «Разученные» действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать всю посуду, попадающую ему в руки.

3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное - накладывание ладони на предмет сверху; скользящее - приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

1. Радуется приходу близкого человека.

2. По-разному реагирует на похвалу или порицание с его стороны: недоволен, при слове «нельзя»; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает мимике взрослого.

2. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).

3. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

4. Способен действовать рядом с другим ребенком.

1.Понимание речи.

При просьбе «дай» малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки - три или две из трех.

Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): «Достань из бидончика катушечку», «Положи в коробочку ленточку» и т.п.

Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

2.Активная речь.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Ребенок вслушивается, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить. Повторяет.

Развитие общих движений

1. Входит на невысокую поверхность (мостик) или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Держась двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался или по скату.

12 месяц

Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста.

Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Показатели ребенка от 10 до 11 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

72.11-73.91 см

9.525-10.355 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Большинство малышей - неутомимые исследователи

Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными.

Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги.


В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия

Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу.


Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель.

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули» , «Сорока-сорока» , «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы

Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом.

Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.

Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 10 до 11 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

10 месяцев – это переломный этап в интеллектуальном . С этого момента кроха будет каждый день делать успехи в своем развитии, это может быть и обучение новому навыку, и новые движения, и новое слово. Малыш уже хорошо понимает и связывает слова с предметами и действиями , он может выполнить простую просьбу, о которой вы ему скажете, например, «возьми куклу Дашу» или «дай зайчика». Малыш уже умеет махать «пока-пока», здороваться, он учится имитировать звуки и повадки животных, например, показывает, как кошка лакает молочко, может говорить звуки: «му», «га-га», «да». Кроха отвечает положительно на ваш вопрос словом «да», а вместо «нет» пока еще качает головой. Можете уже разучить с ним простой стишок:

«Гуси-гуси!

— Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!»

Ребенку 10 месяцев

Ребенок с удовольствием листает книги, рассматривает картинки, чтобы он не рвал их – покупайте их с толстыми картонными страницами. Детям очень нравятся книжки с пищалками, движущимися глазками, мягкие развивающие с липучками, застежками, отделанные разными по фактуре материалами, музыкальные книги.

Кроха осваивает новые двигательные навыки , он уже умеет ходить вдоль опоры, садится из положения стоя, некоторые малыши уже ходят за одну ручку, к концу 10го месяца особо шустрые малыши уже начинают ходить самостоятельно или делать перебежки от одной опоры к другой. Кроха уже умеет слезать с дивана, стула. Он становится очень любопытными, осваивает пространство всей квартиры, если его интересует какой-то предмет, он доползает до места, затем встает и тянется к интересующей его вещи. Малыш уже может манипулировать двумя предметами сразу, нажимает кнопки на детских пианино, катает машинку, перекладывает предметы из одной емкости в другую. Ребенок показывает игрушки по вашей просьбе.

Уже в самый раз пора заниматься воспитанием крохи, приучать его к порядку, чистоте . Показывайте и произносите названия всех своих действий, рассказывайте, что прежде чем играть новой игрушкой, нужно сложить на место старые. Учите кроху правилам гигиены: объясняйте, что по утрам нужно умываться, чистить зубы, мыть ручки перед едой, перед сном принимать ванну. За столом учите кроху правильно себя вести, малыш уже вполне может сам кушать ложкой (обычно кормление идет в две руки, малыш ест сам, а мама еще параллельно докармливает), пить из чашки или поильника. Уже пора задуматься об отлучении от бутылочки и пустышки.

Грудничок еще нуждается в мамином молочке, но вы уже можете заменить некоторые кормления прикормом и убрать таким образом несколько дневных кормлений , но в принципе любой прикорм кроха еще может запить . Рацион крохи можно расширить рыбным пюре. Но будьте внимательны, если малыш – аллергик, то стоит подождать с рыбным прикормом до года, так как этот продукт считается сильным аллергеном. В кашу уже можно добавлять сливочное масло, кроме круп можно вводить в меню малыша вермишель-паутинку, варить молочный и овощной супчик с нею.

У крохи уже и 2 нижних . Разнообразьте его меню блюдами, которые необходимо жевать: приготовьте фрикадельки, суфле из мяса, творог можно давать в виде запеканки, пудинга. Если кроха уже научился жевать, то предлагайте ему вместо овощного пюре салаты из сырых протертых овощей и фруктов, например, яблоко с морковью, тертая капуста и др. Ребенок в 10 месяцев прибавляет 400-450 грамм в весе и 1,5 см в росте.

В 10 месяцев многие мамы уже чувствуют моральную усталость, они устают от частых кормлений, бессонных ночей . Для того чтобы не упасть духом, уделяйте себе время, малыш уже кушает прикорм и вы должны выделить время для себя: займитесь спортом или танцами, сходите в парикмахерскую, в магазин на шоппинг. Вы уже можете выводить малыша на прогулки не только в парк, но и в город. Наденьте на кроху вожжи и погуляйте с ним по городской площади. Такие выходы в свет будут стимулировать вас красиво одеться, накраситься, сделать прическу. Попросите мужа вывести вас в кафе, сходите вместе в гости. Главное, чтобы вы получали от материнства только положительные эмоции, ребенку будет лучше, если вы будете давать ему качественное общение, а не количественное, когда мама проводит с ребенком целый день, но при этом так устает, что не успевает даже просто проиграть с крохой, забывает о муже и о себе, как личности.

  1. Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.

    Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

  2. Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
  3. Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
  4. Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
  5. Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
  6. Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.

    Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

  7. В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
  8. Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.

    Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

  9. Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».

    Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

  10. Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
  11. Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Рост и масса тела ребёнка в 10 месяцев

По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный режим дня, наиболее подходящий малышу.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Смесь или грудное молоко ребёнок получает перед сном, ночью или после основного приёма пищи в качестве питья.

Груднички обычно прикладываются к груди больше, чем это требуется для утоления голода или жажды. Не волнуйтесь. Это нормально. Всё станет на своё место, когда грудничок и мама будут готовы отказаться от грудного вскармливания.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.

  • в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике пупочной грыжи;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

  • ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.