Гульганам Максутова
Конспект занятия по лепке в старшей группе. Увлекательная тестопластика. Тема: «Путешествие в лес»
Тема «Путешествие в лес»
П/с: Закрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.
Предварительная работа: беседы о народных традициях; знакомство со свойствами теста; обучение приемам лепки; рассматривание поделок из теста.
Материал: соленое тесто разного цвета, дополнительный природный материал, разделочные доски, стеки, вилки, мокрые салфетки, вода в розетках, фартуки, письмо, волшебная палочка, декорация.
Литература: журнал «Ребенок в детском саду» №5, 2006г., стр. 68-70.
Действующие лица:
Воспитатель: старичок Лесовичок,
Дети: мастера – умельцы.
Ход занятия
Раздается стук в дверь. Входит старичок Лесовичок.
Лесовик: «Добрый день, дорогие ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Лесовик: «Кто я? Я пришел к вам из далека. Отгадайте, где я живу, откуда к вам пришел?»
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Лесовик: «Что это за дом? Где я живу?»
Дети: «В лесу».
Лесовик: «Правильно, я пришел из леса. Ребята, я пришел к вам за помощью. Вот письмо от моих зверей. Послушайте!» (читает письмо)
«Дорогие дети! В лесу беда! Исчезли звери, птицы, рыбы, насекомые. Помогите. Нас осталось очень мало».
Лесовик: «Дети, поможете?»
Дети: «Да».
Лесовик: «Я вас превращаю своею волшебною палочкой в мастеров-умельцев. Приглашаю вас всех в мой волшебный лес».
(Дети и Лесовик с песней идут в лес).
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем
Маленький, да складный
В шапочке нарядной
Мы грибок найдем.
Лесовик: «Вот и пришли в мой лес. Тишина. В моем лесу жили разные звери, птицы и насекомые». Угадайте какие:
1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток не одной. (ЁЖ)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (ЛИСА)
3. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (ВОЛК)
5. Никого не обижает,
А сам всех боится! (ЗАЯЦ)
«Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь за работу!»
(Дети подходят к столам и начинают самостоятельно работать. Ребята самостоятельно договариваются, какие фигуры будут делать. Лепят поделку и оформляют ее. Выполнив работу, дети помещают работы в зоны: «В лесу» (на поляне, на листе, на реке, идут мыть руки).
Лесовик: «Давайте посмотрим, кто, что слепил. Очень мне нравятся ваши работы и моим друзьям – лесным жителям тоже понравятся.
Саша, что ты слепил?
Сережа, чья работа тебе больше всех нравится? Почему?
Хорошо вы потрудились!
Не даром говорят в пословице о труде: «Где лад, там и клад».
А какие вы пословицы о труде знаете? (дети называют 2,3 пословицы).
Ребята! Я и мои друзья благодарим вас за помощь!
Я хочу вам на память подарить медали-значки».
Дети: «Спасибо! До свидания!»
Лесовик: «До свидания, детвора!»
(Дети с песней «Если добрый ты» уходят из группы).
Занятие окончено.
Цель: научится лепить грибы конструктивным способом из двух частей.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить приёмам раскатывания пластилина в шар и сплющивания; учить соединять две детали вместе;
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре;
- обобщить представления детей о съедобных и несъедобных грибах;
- активизировать словарь детей по теме « Грибы» (мухомор, подосиновик, подберёзовик, белый гриб);
- совершенствовать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, внимание и творчество.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, стремление помогать другим в трудных ситуациях.
Предварительная работа: целевые прогулки в лес, разучивание стихов об осени, чтение произведений художественной литературы.
Оборудование : музыкальная игрушка ёжик, муляжи мухомора, подосиновика, подберёзовика и лисички, сухие листочки и травинки; доски для лепки, стеки, пластилин разных цветов по количеству детей.
Ход занятия
Дети входят в студию изобразительной деятельности, где заранее всё оформлено в виде осеннего леса.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить прогулку по сказочному осеннему лесу. А вы когда-нибудь гуляли в настоящем осеннем лесу? (Ответы детей.)
Что можно увидеть в лесу осенью? (Ответы.)
А вот, что происходит в нашем сказочном осеннем лесу. Повторяйте все движения за мной:
Ветер дует не спеша (дети дуют )
Тихо листьями шурша (говорят звук [ш])
Где листок к листку прилип (хлопают)
Появился чудо-гриб (поднимают руки вверх)
Кто нашёл его друзья? (пожимают плечами )
Из-за пенёчка воспитатель достаёт игрушечного ёжика и озвучивает его:
Ёжик наш пыхтит: «фу-фу!
Я грибы, друзья, люблю
И вот этот вот грибок
Положу я в кузовок» (берёт мухомор и кладёт в кузовок)
Дети замечают, что этот гриб нельзя кушать, а если не замечают, то воспитатель сам спрашивает у них, как этот гриб называется, можно ли его кушать и почему.
Ёжик жалуется детям, что в лесу он нашёл всего несколько грибочков, а дома его ждут малыши ежата и надеются на то, что он принесёт им много грибов.
Воспитатель ставит перед детьми проблемный вопрос: как помочь ёжику? Дети сами предлагают варианты помощи (поискать грибы вместе, сделать их из пластилина и др.). Все варианты решения проблемы обязательно нужно попробовать осуществить на практике. Для этого воспитатель просит ёжика показать все собранные им грибы. Далее все вместе внимательно рассматривают их и называют, определяют съедобные они или нет. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все собранные ёжиком грибы состоят из двух частей: ножки и шляпки.
Дети ищут грибы и, не найдя ничего подходящего, решают сделать их самостоятельно из пластилина. Затем, вместе с ёжиком проходят к столам и, после соответствующего показа воспитателем необходимых приёмов работы с пластилином, самостоятельно выбирают подходящий цвет пластилина и приступают к работе. Чтобы грибочки выглядели, как только что собранные, детям предлагается украсить их сухими листочками, сосновыми иголками и травинками.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит,
С кузавочком ёж стоит.
К ёжику мы подойдём
И грибы преподнесём.
Ёжик внимательно рассматривает все грибочки, интересуется, нет ли среди них ядовитых, спрашивает у каждого, какой грибок он делал, отмечает, какие разные и красивые грибочки у всех получились. Затем дети складывают все свои поделки ёжику в кузовок, а он благодарит их, прощается и уходит.
Воспитатель ещё раз вспоминает с детьми, что нового они сегодня узнали на занятии, отмечает положительные моменты в работе каждого ребёнка и благодарит всех за старание.
Конспект занятия по лепке на тему: «Осеннее дерево»
Программное содержание:
1. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги.
2.Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
3.Закрепить понятие «листопад», учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: пластилин красного, коричневого, белого и жёлтого цвета, листы бумаги.
Предварительная работа: рассматривание осенних деревьев, беседа об осени.
Словарная работа: осень, листопад, лес, осенний.
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Почему вы так думаете? (стало холодно, люди надели тёплые вещи и т.д.)
-А какого цвета листья на деревьях? (жёлтые, красные)
-Да, осенью листья на деревьях сначала желтеют или краснеют, а потом начинают опадать, то есть падают на землю.
-Как называется явление, когда листочки опадают с деревьев?
-Это явление называется листопад. Листочки, падая на землю, весело кружатся в воздухе.
- Давайте с вами превратимся в жёлтые листочки.
Проводится игра «Листопад».
Ход игры:
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
- Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который вам понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
- Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно, зонтики кружат!
- Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
- Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
- Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
- Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
- Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли, (дует взрослый, за ним дети.)
- И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
-Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
- Закружились, закружились, закружились! (дети кружатся)
- Листопад! Листопад!
- Листья по ветру летят (дети бегают, кружатся с листочками в руках).
- Покружили и опять.
Опустились на земь спать.
- Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю» (дети медленно приседают).
Игра повторяется 2-3 раза.
Затем дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, на столе листы бумаги?
А что есть у дерева? (ствол)
Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и раскатаем его между ладонями, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами.
Чего еще не хватает? (веток)
Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к стволу и надавливаем на него сверху пальцем.
- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева слепим листочки из пластилина.
- А какого цвета мы возьмём пластилин, чтобы дерево было осенним? (жёлтый, красный, оранжевый)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки.
- Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к веткам, надавливаем на него сверху пальцем.
- Кусочки нужно прикреплять к веточкам дерева
Показываю детям, как нужно отрывать от пластилина маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и, надавливая на шарики, прикреплять их на ветки дерева.
- Дерево стало осенним, потому что мы слепили для него жёлтые листочки.
- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)
Давайте все вместе скажем «лес».
- Да, у нас получился осенний лес.
- Посмотрите, на одних деревьях листочки прикреплены к веточкам, а на других работах – листья кружатся в воздухе, падают на землю.
- Как называется явление, когда листья падают на землю? (листопад)
- Давай те все вместе скажем «лис-то-пад».
- Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят,
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
- Все дети очень старались. Вот какой красивый осенний лес у нас получился.
- А теперь давайте наши работы отнесём на выставку творчества, порадуем наших мам, пап, бабушек и дедушек.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 комбинированного вида»
Конспект
комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)
«Кто живет в осеннем лесу?»
Подготовил: воспитатель высшей
квалификационной категории
ИГОНИНА Т.А.
г.о. Саранск 2015
Цель: Закреплять и расширять знание детей в новой нестандартной обстановке.
Задачи:
Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей об осени. Закреплять умения детей выделять характерные признаки основных периодов сезона. Уточнить и расширить - знания детей о животных леса. Закреплять умения передавать характерные признаки животных, используя разные способы лепки (из целого куска и частями).
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать и сравнивать самостоятельно, делать выводы, развивать доказательственную речь, расширять знания детей о животном мире, обобщать и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные: воспитывать любознательность к миру природы, экологическую культуру, формировать навыки сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»; «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Материал и оборудование
Игра «Кто, где живет», перфокарты, фишки красного, синего цвета, макет « Осень в лесу», пластилин, доски для лепки, стеки, по 2 салфетки на каждого ребенка (сухая, влажная).
Методы и приемы
Создание игровой обстановки, беседы, наглядный показ, художественное слово, отгадывание загадок, игры, игровые упражнения, практическая деятельность.
Предварительная работа
Чтение рассказов, стихов о животных леса, отгадывание загадок о животных, наблюдении за осенними явлениями, за изменениями в природе, изготовление макета «Осень в лесу».
Ход занятия
I Организационный момент.
Воспитатель - Дети послушайте внимательно стихотворение.
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники с леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляют.
Воспитатель - О каком времени года говорится в стихотворение?
(Ответы детей)
II Основная часть.
Воспитатель - А сейчас какое время года у нас?
(Ответы детей)
Давайте вспомним и назовем осенние признаки.
(Ответ детей)
Какие изменения произошли, а жизни лесных зверей?
(Ответы детей)
Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет».
Я буду загадывать загадки, вы отгадывайте, находите животных и расселяйте там, где они живут.
(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и помещают животного на картину)
Воспитатель - Молодцы, дети, вы хорошо знаете кто где живет.
Посмотрите, какая интересная полянка.
Пройдите на полянку.
(Дети садятся и работают с перфокартами)
Воспитатель - Обозначьте красной фишкой животного которого называют «Санитаром леса».
Зеленой фишкой обозначьте животного –«Сластену»,
Воспитатель - Молодцы. Справились с этим заданием. Теперь встаньте в хоровод и поиграем в игру «Мы - звери».
Физкультминутка: «Мы - звери»
(Воспитатель называет зверя, дети имитируют движение данного зверя)
- Вы медведи (дети идут по кругу имитируя движения медведя).
- Теперь вы волки (дети идут по кругу имитируя движения волка).
- Вы зайцы (дети идут по кругу имитируя движения зайца).
- Вы превратились в лис (дети идут по кругу имитируя движения лисы).
- Вы ребята (дети идут по кругу обычном шагом ).
Воспитатель - Молодцы, ребята, хорошо вы изобразили животных. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель - Давайте вылепим животных леса и поселим в наш
сказочный лес, который мы изготовили вчера вечером.
Подумайте, какого животного леса вы хотели бы
вылепить.
Воспитатель - Настя, какого животного ты будешь лепить? (Ответ)
А ты, Саша? (Ответ) и т.д.
Воспитатель - Но прежде чем лепить, давайте приготовим руки к
работе. Разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Считаем пальчики»
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев , пара рук
Вот твое богатство друг.
Воспитатель - Вот и готовы наши руки к работе. Начинайте работать.
Можете лепить любым способом.
(Звучит спокойная музыка)
(Дети работают, воспитатель ходит и смотрит, если кому нужна
помощь, подсказывает (показ на своем куске пластилина)
III Заключительная часть.
Воспитатель - У кого готовы животные, поселите их в «сказочный лес».
(Дети ставят свои работы на макет «Осень в лесу»). Воспитатель - Дети, подойдите все к макету.
Посмотрите, наш сказочный лес ожил.
Какой прекрасный получился наш осенний лес. Воспитатель - Но скоро за осенью наступит какое время года?
(Ответы детей).
Воспитатель - Дети, зимой животным очень трудно. Почему?
(Ответы детей).
Как мы люди можем им помочь?
(Ответы детей).
Я думаю, что вы не оставите животных в беде, будете им помогать и никогда их не обидите .
IV Итоговый момент.
Воспитатель - Что вам больше всего понравилось на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель - Мне тоже наше занятие понравилось. Потому, что вы все были активными, внимательными , все задания выполнили правильно. Вылепили замечательных животных. Молодцы! Спасибо. Наше занятие окончено.
Наведите порядок на своих рабочих местах и играйте.
Литература
- О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. – СПб: «Детство пресс», 2004.
- Л.С. Выгодский Воображение и творчество в детском возраст. – М., 1987.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 2007.
- О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
- Т.Г. Казакова Развитие у детей творчества. М., 1986.
- Н.С. Карпинская Художественное слово в воспитании детей. – М., 2010.
- В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- А.И. Максакова, Г.А. Туманова Учите, играя. – М., 1983.
- Развитие речи в картинках. Животные. – М., 2011.
- Развитие речи в картинках. Живая природа. – М., 2011.
- Е.О. Смирнова Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
- Е.И. Удальцова Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М., 2007.
- О.С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. – М., ТЦ «Сфера», 2012.
- Н.Б. Холезова Лепка в детском саду. – М., 1986.
- Г.С. Швайко ИЗО в детском саду (старшая группа). – М., 2003.
- Л.М. Шипициына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения. Детство – Пресс, Санкт-Петербург
Мастер-класс «Колючая сказка» по пластилинографии с детьми дошкольного возраста
Автор: Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.ГБОУ гимназия № 1409 г. Москвы, дошкольное структурное подразделение «Успех».
Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Назначение
: оформление группы детского сада, поделка на выставку «Осень золотая».
Лепка из цветного пластилина является интересным занятием для дошкольников. А пластилинография обладает еще большей привлекательностью. Ведь ребенок может с помощью пластилина рисовать! Фон и персонажи могут быть не просто нарисованы, а вылеплены из пластилина, а значит, быть не плоскими, а объемными, выпуклыми. Также допускается использование дополнительных деталей – бисера, бусинок, природного и бросового материала.
Цели занятия:
- образовательные:
формировать умение создавать выразительный образ, расширить представления детей о лесном животном – еже, об особенностях внешнего облика, учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части с помощью стеки, закрепить навыки рисования гуашью, получить серый цвет смешиванием черного и белого,
- развивающие:
развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
- воспитательные:
воспитывать аккуратность при работе с пластилином и гуашью.
Материалы для занятия:
Плотный картон, гофрированная бумага белого цвета, клей-карандаш, гуашь черного и белого цветов, вода, палитра, кисти, игрушка-ежик, иллюстрации с ежами, книга со стихотворением С.Я.Маршака «Тихая сказка», пластилин коричневого, желтого, красного, зеленого цветов, зубочистки, шаблоны туловища ежа и листьев, вырезанные заранее из белой бумаги.
Предварительная работа: чтение рассказов Е.Чарушина «Еж» и М.Пришвина «Еж», сказки В.Росина «Зачем ежику иголки?», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».
1) Предложить детям отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
а ниток – ни одной. (Еж)
Прочитать отрывок сказки в стихах С.Я.Маршака «Тихая сказка».
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый ёж
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них -
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ...
Предложить рассмотреть строение ежика на примере иллюстрации или игрушки. Описать словами характерные особенности внешнего вида: туловище округлое, чуть вытянутое, с заостренной мордочкой, колючей спинкой.
Предложить сделать «Колючую сказку» - изобразить ежика, который гуляет по осеннему лесу. А чтобы еж смог защитить себя от врагов, у него должно быть достаточно иголок. Нам надо будет помочь ежу – сделать колючую шубку из зубочисток.
2) Плотный картон обтянуть гофрированной бумагой белого цвета, края бумаги проклеить с изнаночной стороны. В центре приклеить шаблон туловища ежа.
3) Из коричневого пластилина прямыми движениями раскатать колбаски, прилепить их к туловищу ежа плотно друг к другу.
4) Подготовить материалы для рисования иголок ежа: гуашь, кисть, воду, зубочистки.
5) Смешать в палитре черную и белую гуашь для получения серого цвета. Раскрасить зубочистки, поворачивая, для получения равномерного цвета.
6) После того, как высохнет гуашь, раскрашенные зубочистки с помощью взрослого воткнуть в пластилин под острым углом. Сделать глазки и носик ежика.
7) Взять шаблоны листьев различной величины и формы. Взять небольшие кусочки желтого, красного и зеленого цветов, скатать шарики, расплющить их до блинчика, прилепить к шаблону листьев, расплющить пальчиками и заострить. Стекой или пластилином выделить прожилки листьев.
8) Вот такие получились яркие осенние листья!
9) Приклеить листья на поверхности картона вокруг ежа.
Хитрый ежик - чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
возвращается к ежатам! (П.Воронько)