Эстония национальная одежда. Эстонский народный костюм

Национальный костюм – это часть культуры каждого народа, и формируется он веками. Не являет собой исключения в этом вопросе и Эстония. Национальный эстонский костюм отражает в себе особенности народного быта, его мировосприятие, отображает обычаи этого народа и его художественные вкусовые предпочтения.

Немного истории

Об особенностях эстонской одежды стало известно уже с археологических раскопок. Древнее одеяние эстонцев, как и любого другого народа, не отличалось особенной изысканностью. Это были обычные рубахи простого покроя, которые были сшиты из холщевой или шерстяной ткани, и обладали широкими рукавами.

Женщины в качестве юбки использовали кусок темной, плотной материи, которую обвертывали вокруг бедер, и подвязывали незамысловатым поясом.

Внешний вид мужчин был еще более непритязательным – толстая рубаха, штаны с поясом, а в качестве обуви – лапти или постолы. Ткань для пошива одежды и сам ее пошив производились в каждой семье самостоятельно.

Следует отметить, что эстонская одежда попадала под влияние других государств, а это не могло не сказаться на культурных особенностях самой Эстонии. В частности, можно обратить внимание на то, что национальная одежда Эстонии много в чем похожа с нарядами Литвы, Латвии, Швеции.

Эстонцы наделяли некоторые элементы своего национального костюма чудодейственной силой. Например, пояс должен был придавать человеку силу, способствовать хорошей рождаемости. Поэтому к его изготовлению или выбору относились особенно трепетно.

В связи с тем, что территория Эстонии условно разделялась на несколько частей, были очевидны и различия в национальной одежде этих регионов. Выделяют 4 направления в культуре государства:

  • западный регион;
  • южный регион;
  • островной регион.

Национальная одежда в них несущественно, но все же отличается между собой составом, орнаментами, расцветкой.

На сегодняшний день национальная одежда эстонцев уже не изготавливается ими дома, а имеет фабричное происхождение. Особенно завораживают орнаменты и вышивки, которые эстонцы часто делают на одежде вручную. Каждый символ имеет свое предназначение и что-то обозначает.

Также неотъемлемой частью народной одежды эстонцев являются такие ее элементы, как носки, перчатки или варежки.

На данное время эстонский национальный костюм переживает свое очередное возрождение, и является гордостью нации. Его надевают на самые важные и торжественные мероприятия.

Описание наряда

Национальный наряд женщин в Эстонии включает в себя рубаху длинного свободного кроя с пышными рукавами, поверх которой надевалась юбка или сарафан. Обязательный элемент наряда – украшенный или расшитый пояс. Поверху юбки с помощью пояса крепится набедренник, который представляет собой два куска ткани, находящихся на уровне бедер.

В прохладную погоду плечи женщина может прикрыть специальным расшитым покрывалом – сыбой, или надеть длинный приталенный кафтан. Замужние женщины прикрывают голову особым способом свернутым полотенцем или специальным чепцом.

Национальный костюм мужчин менее притязательный: штаны свободного кроя, обязательно подпоясанные оригинальным поясом, рубаха, украшенная орнаментами и вышивками. Голову мужчины прикрывают маленькими войлочными шапками, а в холодное время года – шапками-ушанками, пошитыми из натурального меха.

Современные модели

Современные модельеры имеют возможность разрабатывать новые модели элементов национального костюма Эстонии, применяя современные модные тенденции, включающие игру цветовой гаммы, использование различных видов тканей, но не нарушая при этом основной идеи наряда.

Красиво смотрится на женщине пышная юбка, выполненная в черно-красной цветовой гамме в сочетании с белой блузкой с пышными рукавами и красной жилеткой. Неизменным элементом образа является пояс, расшитый красными нитками. В качестве головного убора можно использовать шапку необычного кроя. Обязательно присутствие носков под легкими балетками.

Эстонский национальный костюм – это неотъемлемая часть культуры этого народа, которую он тщательно бережет и хранит, тем самым почитая своих предков и историю своей нации в целом. Это заслуживает уважения, ведь помнить о своем происхождении и уважать своих прародителей, их способ жизни, культурные ценности – это святая обязанность каждого человека.

Этот снимок сделан прошлым летом во время заключительных концертов V Праздника песни и танца школьников Эстонии. Праздник удался на славу — достаточно сказать, что из разных районов республики в Таллин съехалось более 25 тысяч мальчишек и девчонок — 940 коллективов! Были и гости из братских республик. А как радушно встречала ребят столица Советской Эстонии — тысячи таллинцев присутствовали на концертах!

Все участники праздника были одеты в национальные костюмы тех мест, откуда они приехали. Что-то вынули бабушки из сундуков, а что-то ребята сделали сами. Недавно в издательстве «Ээсти раамат» вышел трехтомник «Эстонская народная одежда» — научное исследование, альбом с прекрасными иллюстрациями, практическое пособие для мастеров. Сегодня на наших страницах выступают авторы этого уникального издания: ученый-этнограф из Тарту Айно ВООЛМАА написала статью, а таллинский художник Мелание КААРМА проиллюстрировала ее.

Национальный костюм формируется веками. В нем всегда отражается главное в жизни народа: особенности быта и своеобразие мировосприятия, многовековые обычаи и художественный вкус. Традиционная одежда рассказывает о том, из каких этнических групп складывался народ, кто были его соседи. А изменения в костюме, за которыми стоят важные исторические процессы? Словом, перед нами своего рода памятник истории и культуры — и ценнейший.

Давайте прежде всего полюбуемся костюмами, воспроизведенными на иллюстрациях. Обратите, например, внимание, как сам покрой одежды выявляет внутреннюю грацию фигуры — мужской и женской. Причем не всякого человека, а именно эстонского крестьянина, основательного и сдержанного, крепко стоящего на земле. Декоративных элементов, особенно в женском костюме, немало: вышивка и узорное ткачество, вязанье и кружево, художественная кожа и металл. Все это очень красиво и в отдельности. Но главное все же в том, что каждая деталь органично живет в ансамбле костюма. Да, великий художник создавал его, веками соразмеряя и гармонизируя формы и техники, краски и узоры. Художник этот — народ.


Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку


В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные — южная, северная, западная и островная.

Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков — одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.

Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.

Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник — вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма — наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.

Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой — длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, изображенные на других рисунках, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины — типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.

Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина — влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому.

В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед — «рукава». Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины.

Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений — хуторов и мыз — в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку.

Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки — еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны.

Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки — продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа — это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов.

Наконец, острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа. В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа — ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов — плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед.

Интересно, что некоторые модные элементы одежды прижились на островах раньше, чем на материке: лифы и кофты у женщин, куртки и жилеты у мужчин, шейные платки. Уже в XVII веке здесь башмаки были и рабочей обувью. Однако в целом традиционный крестьянский костюм сохранился на островах гораздо дольше — до начала нашего столетия, на Муху даже до недавних дней. На остальной территории Эстонии в конце XIX века он уже уступил место одежде городского типа. Дело в том, что капитализм пришел на острова значительно позже, а ведь именно с его приходом разрушался всюду привычный уклад жизни земледельца и вместе с ним — древние художественные традиции народа.

Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент — вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма — древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды.

Взгляните еще раз на иллюстрации: почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла — их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей — «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь.

Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые — конические или плоские — пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым — преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» — гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение — конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров.

Наконец, орнамент. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники.

В конце XVIII — начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор — модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы.

Так выглядел традиционный эстонский костюм. В наше время встретишь его нечасто. Однако интерес к народной одежде у нас в республике, да и повсюду, отнюдь не угас. Народную одежду исследуют ученые, зарисовывают художники, копируют модельеры. В музеях ею любуются тысячи людей. Перед вами только рисунки. Но все равно — разве не красиво?

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами сярк, хаме . На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку сеэлик, кёрт . Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бёдер и подвязывали поясом.

Поверх сарафана или юбки носили набедренник - два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. Обвязывались тканым поясом. Носили также верхнюю суконную короткую кофту в талию кампсун или безрукавку лийстик . На плечи накидывали льняное ылалиник, каал или шерстяное покрывало сыба , которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшались цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами — коническими сыльг и плоскими преэс , цепочками с монетами и бусами. Каждый день из украшений женщины носили бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. Головной убор - полотенчатый линик, позднее - полотняный чепец тану , на севере и западе - убор типа кокошника поттмютс, кабимютс , девушки носили венец русского типа ваник, венец на твёрдой основе пярг или ленту.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан, зимой шуба. Обувью служили лапти или деревянные постолы – вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужская одежда - туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота сярк , штаны - длинные или до колен пюксид , подпоясанные поясом, жилет вест , куртка ваммус , лапти или постолы. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка каап , зимой – меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

Обувь - кожаные постолы пастлад , по праздникам - туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки киндад , чулки сукад , носки сокид .

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев.

XVII век принёс с собой некоторые существенные изменения: наряду с нешитой юбкой стала появляться однотонная сшитая юбка, вместо полотенчатого головного убора линик стали носить чепец тану . Если раньше одежду изготавливали из шерстяной или льняной ткани, сотканной на ткацком станке, то в XVII веке добавились вязаные изделия. Во второй половине XIX века женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины – короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки. Основная часть одежды была натуральных цветов - льняные вещи были белого цвета, шерстяные - белого, коричневого или черного. Одежду другого цвета получали при помощи растительных красителей.

По своему составу, расцветке, орнаменту народная одежда различалась на северную, западную, южную и островную.

Национальная одежда в Южной Эстонии сохраняла долгое время ряд древних элементов: покрой блузок, нешитые юбки, полотенчатые головные уборы, набедренные передники с архаичным растительным орнаментом, льняные и шерстяные наплечные покрывала, длинные штаны у мужчин.

Самой отличительной особенностью и самой нарядной частью североэстонской женской одежды являлось наличие короткой и широкой блузки кяйсед , которую украшали шёлковой вышивкой, мережкой и блёстками, надевали её поверх рубахи. Вторым отличительным признаком был растительный орнамент. Другими особенностями женской одежды были горшкообразный головной убор типа кокошника поттьмютс , раннее появление продольнополосатой юбки и окрашивание верхней мужской и женской одежды в кубово-синий цвет. В расцветке полосатых юбок, появившихся здесь раньше, чем на остальной территории Эстонии, благодаря близости Таллинна, доминировали зелёный, синий и красный цвет.

Народная одежда населения кихельконда Ийзаку по покрою и орнаменту сходна с одеждой соседнего русского населения, а также с одеждой води и ижоры. Здесь не носили типичной североэстонской продольнополосатой юбки и блузки кяйсед . Поверх рубахи носили крассик - тип глухого сарафана. Мужчины тут носили длинные штаны и рубаху-косоворотку навыпуск.

К особенностям западноэстонской группы народной одежды можно отнести верхнюю одежду чёрного и коричнево-чёрного цветов. Своеобразны также имевшие здесь распространение ткани с узором, который получали в результате особой техники окраски шерстяной пряжи неолынг : мотки пряжи при окрашивании на особом расстоянии туго перетягивали, и в результате в некоторых местах нить оставалась неокрашенной. При тканье такая пряжа давала своеобразный узор. Этот способ известен удмуртам и латышам. В расцветке западноэстонских поясов преобладал красный тон. В XVI - XVII веках женщины в Ляэнемаа носили кожаный пояс с медными накладками и цепочками рыхуд . Характерным для этого региона был наплечный платок. Платок складывали треугольником и носили перекрещенным на груди и заправленным под пояс. В центральных и южных приходах носили по два платка - снизу белый полотняный, сверху шёлковый.

Мужчины острова Кихну (северная часть рижского залива) никогда не носили коротких штанов.

На острове Муху, вплоть до первых десятилетий прошлого века, сохранялся древний обычай подстригать волосы до середины ушей (девушки и женщины). На ногах носили ноговицы сяэрисед и белые носки с традиционным узором по краю.

На островах Сааремаа и Муху достаточно долго бытовала черная юбка, но в отличие от Северной Эстонии она имела поперечные полосы. Женская одежда состояла из рубахи и черной плиссированной юбки. На поясе спереди женщины носили поверх юбки привязываемый отдельно карман лахттаску , в котором держали щётку для волос, нож и игольницу. Праздничные головные уборы делались из полотна на картонном каркасе и украшались вышивкой. Позже стали носить головной убор типа кокошника пинньмютс . Повседневным головным убором девушек и женщин были вязанные на спицах шерстяные длинные колпаки с кистью туттьмютс . Обувь отличалась от материковой - не носили постол, а только кожаные башмаки и сапоги. Повседневной обувью были матерчатые туфли пятид . Нагрудные пряжки были меньше, чем на материке. Мужская одежда состояла из рубахи с высоким стоячим воротником, вокруг которого повязывали клетчатый шейный платок.

На острове Хийумаа юбка отличалась от материковой тем, что не имела по верхнему краю пояска, а пришивалась к лифчику ёэдер , сделанному из полотна или хлопчатобумажной ткани. В расцветке юбок преобладал красный цвет (в траурной одежде темно-синий). Передник шили из белого коленкора и богато украшали кружевом. Количество прошивок в переднике говорило о степени зажиточности крестьянки. Особенность женского наряда - кожаный пояс, покрытый медными бляшками, сбоку с пояса свисали цепочки рыхуд , нож в оловянных ножнах и игольница. (Считали, что медный пояс придаёт крепость телу и красоту талии). Из обуви постлы носили только бедняки в северной части острова, в праздники обували башмаки и полусапожки, повседневно носили матерчатые или кожаные туфли.

Куклы в народных костюмах №60. Эстонский девичий костюм. Анонс.

Куклы в народных костюмах №60. Эстонский девичий костюм.

В России номер выходит 01.05.2014. Номер ВЫШЕЛ .

Тираж - 40.000 экз.

Декоративных элементов, особенно в женском костюме Эстонии, немало: это вышивка и узорное ткачество, вязанье и кружево, художественная кожа и металл.

Фото куклы:

№61 - Костюм для жатвы Олонецкой губернии . Выходит 15 мая 2014.

В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся давно. Это южная, северная, западная и островная группы костюмов.

Характерная черта женского костюма Северной Эстонии - пышная продольно-полосатая юбка.

С древних времён женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщовой рубахи с широкими рукавами. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку. На плечи накидывали праздничное покрывало (сыба). Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала обычно были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшали цветной каймой. В 20-ом веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан.

Обувь - лапти или деревянные постолы (вид туфель).

Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Девочки и девушки носили белые или цветные бусы из стекла. В праздники женщины из богатых семей одевали бусы из серебра. Часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком в виде солнечных лучей - спицами. Иногда такие ожерелья закрывали всю грудь. Распространенным нагрудным украшением (и застежкой одновременно) были круглые конические или плоские пряжки из серебра или другого металла.

​На развитие народной одежды на протяжении столетий влияли как мода высших сословий, так и народная одежда соседей. Одежда деревенской общины в первую очередь была обусловлена сложившимися традициями и обычаями. Народная одежда в определенном смысле показывала сословную и национальную принадлежность, помимо этого повседневная и праздничная одежда представляла собой и сложную знаковую систему, указывая на возраст и социальное и семейное положение ее владельца.

​В общем, одежду разделяли на три части: праздничная одежда, которую надевали лишь в торжественных случаях и передавали из поколения в поколение; выходная одежда для менее торжественных случаев; рабочая одежда, которую носили повседневно и которая изготовлялась из худшего материала и без украшений; носили старую выходную одежду.

​Одежду обычно изготовяли из сотканной дома шерстяной или льняной ткани: из льняной ткани прежде всего делались рубахи и головные уборы замужних женщин, из шерстяной – различную верхнюю одежду, варежки, чулки и носки.

Долгое время основная часть одежды была натурального цвета: льняные ткани отбеливались, верхняя одежда из шерсти была коричневого или черного цвета. Для того чтобы соткать ткань для юбки, пряжу красили растительными красками. Наиболее распространенным было окрашивание подмаренником, который давал красный цвет. В качестве первой покупной краски распространение в 18 в. получил индиго.

Полный комплект праздничной одежды девушки и юноши получали к конфирмации, когда праздновалось совершеннолетие. Особых различий в одежде холостого и женатого мужчины не было, но в то же время придерживались строгих различий между одеждой девушки и замужней женщины, а также одеждой замужней женщины и вдовы. Девушки ходили летом, а часто и зимой с непокрытой головой, используя для закрепления и украшения волос только ленту или венок, на большей части территории Эстонии в костюме девушки отсутствовал передник. Голова замужней женщины должна быть традиционно покрыта и обязательно надет передник. Верили, что хозяйка без передника повредит урожайности. Ожидавшей ребенка девушке, также подвязывался передник.

​​Украшения
Украшения, прежде всего, входили в комплект праздничной одежды, но и их носили и с повседневной рабочей одеждой. Украшения, как ценности передавались из поколения в поколение. Украшения матери обычно наследовала старшая дочь, или если дочерей не было, то жена старшего сына. Как украшения, так и орнаменты на одежде не имели только эстетического значения, но и защищали от всего окружающего зла. Повседневным украшением женщины были бусы. Белые или цветные бусы из стеклянных или каменных шариков надевали на шею маленькой девочке тогда, когда у нее прорезался первый зуб. Бусы были на женщине, как днем, так и ночью, на празднике и на работе, и она забирала их с собой в могилу. Поскольку верили в оздоровительную силу бус, то несчастным человеком считали того, у кого на шее не было бус. Особенно богатыми и имеющими большое значение были украшения женщин сету. У невесты сету во время свадьбы должно было быть не менее двух килограмм серебряных украшений, и если их не было, то приходилось занимать. Верили, что из предметов одежды наибольшей защитной силой обладали пояс и рукавицы. Согласно верованиям рукавицы защищали своего хозяина от врагов и враждебных сил. При ведении важных дел рукавицы надевали и в теплое летнее время, или просто засовывали их за пояс.

​Хотя территория Эстонии и невелика, народная одежда имеет большое количество региональных различий. Можно выделить четыре больших группы – Южная Эстония, Северная Эстония, Западная Эстония и острова. Возникновению и сохранению местных особенностей в большей части способствовала крепостная зависимость. Передвигались в основном в границах своего прихода.

​Южная Эстония
​Для национальной одежды в Южной Эстонии характерно сохранение на протяжении долгого времени древних форм одежды. Своей старинностью особенно выделялась область Мульгимаа (Вильяндимаа). В то же время можно отметить различные влияния: одежда южной части Вырумаа имеет общие черты с латышской народной одеждой, и по всей Южной Эстонии распространились русские черты (вышивка красной нитью и тканый красной нитью узор). Самыми восприимчивыми к новым модам были северные приходы. В 18 в. распространение получила широкая юбка, вначале однотонная, а позже продольно-полосатая, которая в 19 веке уже была распространена повсеместно. Для женской одежды характерной была также рубаха с длинными рукавами, украшенная вышитым геометрическим орнаментом или мережкой. Больше русских элементов было в национальной одежде сету, например, мужчины сету носили подпоясанную рубаху навыпуск, женщины сету вместо юбки носили сукман, похожий на русский сарафан.

​Северная Эстония
В одежде Северной Эстонии имеются лишь небольшие региональные различия. В то же время этот регион был наиболее восприимчив к новшествам. Прибрежные области выделялись оказанным на них финским влиянием. В Северном Причудье можно заметить русские и водские черты. В окрестностях Таллинна прижились и распространились по всей стране многие явления, связанные с европейской модой: мужской костюм, состоящий из штанов по колено, у женщин продольно-полосатая юбка и шерстяная одежда, выкрашенная в кубово-синий цвет. Самой характерной чертой одежды Северной Эстонии было то, что женщины носили рубашку без рукавов и сверху короткую блузку-кяйсед. Отличительным признаком был и вышитый гладью растительный орнамент, как на чепце. Так и на блузке-кяйсед. На голове женщины носили горшкообразный головной убор - поттьмютс

Западная Эстония
Одежда Западной Эстонии имела общие черты, как с Южной, так и с Северной Эстонией. Для региона характерной была верхняя одежда натурально черного или коричневого цветов овечьей шерсти. В женский костюм входила рубаха с длинными рукавами, поверх которой носили кофту (кофта в талию – кампсун) и лийстик (жилет), на плечах сложенный треугольником платок. Продольно-полосатая юбка прижилась здесь к началу 19 в. С середины 19 в. стали носить и поперечнополосатые и клетчатые юбки, особенно в Ляэнемаа. Головные уборы различались по приходам: в южной части носили чепцы особого покроя, на севере - горшкообразный и копытообразный кокошники.

​Острова
​Своя народная одежда была на каждом острове (Сааремаа, Хийумаа, Муху), на Сааремаа имелись свои отличия в каждом приходе. Много общих черт было с одеждой живущих на побережье шведов, например плиссированные юбки. Одноцветные юбки к 19 веку сменились продольно-полосатыми, позже поперечнополосатыми. Передники носили и совершеннолетние девушки. На Хийумаа женщины носили блузку-кяйсед, на Сааремаа рубахи и лийстики. В качестве обуви носили туфли, только на Муху – постолы.

​В связи с распространением городского уклада жизни, во второй половине 19 в. из повседневного обихода исчезла и народная одежда, в то же время во второй половине 19 в. в Эстонии в период т.н. национального пробуждения, началась пропаганда ношения народной одежды в торжественных случаях: на народных мероприятиях и певческих праздниках. Наибольшее оживление народной одежды в качестве национальной праздничной одежды получило начало в первой половине 20 в. Сегодня под народной одеждой подразумевается, прежде всего, праздничная одежда первой половины 19 в.