Интересы ребенка 3 лет. Основные методы коррекции ЗРР

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.

Как мы пережили кризис

Игры на преодоление кризиса 3 х лет

Уроки психологии для мам

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Пытаться подстроить ребенка под какие-то общепринятые нормы бесполезно. Тем не менее многие родители интересуются: что должен уметь ребенок в 3 года?

Педиатры не устают твердить: каждый ребенок развивается по индивидуальной программе. Одни малыши в 3 года знают уже около 2000 слов, другие обходятся 1000. Не нужно раньше времени бить тревогу и ставить на ребенке крест.

Но все же в международной практике существует список умений для ребенка в 3 года.

Речь и разговор

В три года речь ребенка сильно меняется. Она перестает быть корявой и односложной – малыш уже умеет строить длинные предложения и знает падежи. Теперь слова для крохи стали главным средством общения с родителями и окружающим миром. Он постоянно спрашивает то, что ему непонятно и надеется получить исчерпывающий ответ на свои вопросы.

Как же преображается речь ребенка в 3 года?

  • Он знает и может правильно произнести свои имя и фамилию, имена мамы и папы.
  • Его словарный запас составляет около 1500 слов.
  • Он не изъясняется звуками, а использует слова.
  • Ребенок может составлять длинные предложения из 5 и более слов.
  • Использует в речи предлоги.
  • Узнает и называет знакомые предметы.
  • Может запоминать и рассказывать короткие стихи.
  • Сводит предметы в обобщенные группы: например, яблоко, банан, слива – фрукты; кукла, мяч, кубик – игрушки.
  • Владеет такими понятиями, как времена года, животные, посуда, одежда, цвета и прочие.
  • Малыш может замечать ошибки в произношении у своих сверстников.

Но не стоит думать, что в 3 года дети уже свободно разговаривают. Как правило, они в этом возрасте все еще не выговаривают шипящие звуки: [ж], [ш], [щ], [ч] – а также [р].
Побольше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, пойте песни. Для развития речи очень полезно читать ребенку детские книжки, но делать это надо с выражением, четко произнося все слова. Если чадо заинтересуется значением нового слова, объясните ему, что оно обозначает. Постарайтесь увлечь малыша.
Чаще спрашивайте малыша о том, как прошел его день, что нового он видел, что интересного узнал. Пусть подробно рассказывает вам о своих впечатлениях. Это разовьет устную речь и поспособствует быстрому обучению.

Игры с карточками очень полезны для изучения новых слов и развития у малыша навыков словесного общения.

Показывайте карточку с рисунком и просите ребенка назвать изображенный объект. Хорошо, если название объекта будет начинаться с трудновыговариваемых звуков: [ж], [ш], [р]. Такое упражнение поспособствует тренировке мышц языка крохи, и он быстрее освоит новые звуки.


Мышление, творчество и умение анализировать

В трехлетнем возрасте дети уже знакомы с простыми понятиями и причинно-следственными связями, они могут находить отличия в предметах, знают и могут назвать формы, цвета, действия.

Кроме того, в малыше просыпается исследователь. Ему интересно все: откуда берется радуга, почему летает самолет, почему ночью темно. Не скупитесь на слова и удовлетворяйте любопытство вашего чада. Если ответ на вопрос вам неизвестен, то предложите ребенку вместе поискать его в Интернете или в детской энциклопедии.

В 3 года малыш уже обладает многими ценными навыками.

  • Умеет составлять несложные логические цепочки (на улице идет дождь, поэтому на дороге лужа).
  • Умеет сравнивать две картинки и находить отличия между ними.
  • Удерживает в поле зрения 3 предмета.
  • Запоминает несложные стихи, песенки, может вспоминать, что произошло пару дней назад.
  • Собирает простые пазлы, пирамидки, может составить из кубиков башню.
  • Может считать до пяти.
  • Начинает творчески мыслить.
  • Любит рисовать.

С каждым месяцем ребенок становится все более и более творческим и неординарным. Он уже умеет принимать довольно сложные решения, объясняет некоторые явления, происходящие вокруг, руководствуясь своими собственными домыслами.

Помогите малышу развить это творческое начало. Почаще хвалите его, предлагайте решать несложные (но и не простые!) задачи, вместе с крохой рисуйте и лепите из пластилина.

Гуляйте с чадом в городских парках и скверах, собирайте листья, шишки, камушки и делайте из них поделки. Это поможет развить аналитическое мышление и мелкую моторику.

Также полезны развивающие игры. Например, картинки с изображением животных и продуктов. От ребенка требуется соединить рисунки в зависимости от того, какое животное что ест. Также можно предложить крохе раскраски, пазлы из 4–6 деталей, конструкторы и прочие игрушки.

Трехлетний ребенок может, например, изъявить желание самостоятельно завязать шнурки — не стоит ему мешать

Бытовые навыки

Сейчас малыш стал еще более самостоятельным и независимым. Он уже не требует вашей постоянной помощи, знает, какие вещи принадлежат ему, и умеет ими пользоваться. Например, кроха вытирает лицо собственным полотенцем, чистит зубы собственной щеткой и знает, на какой полке в шкафу хранится его одежда.

В 3 года дети умеют:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • расстегивать пуговицы;
  • складывать свою одежду;
  • сморкаться салфетку;
  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки перед едой;
  • сидеть за столом;
  • есть, используя ложку или вилку;
  • пить из чашки без помощи взрослого.

Сейчас вы должны помочь ребенку освоить как можно больше навыков, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Особенно это важно, если вы собираетесь отдать малыша в детский сад. Учите ребенка завязывать шнурки, собирать свои вещи в рюкзачок или пакет, убирать за собой игрушки.

Просите его помогать вам с уборкой по дому или предложите вместе помыть посуду. Поощряйте каждое, даже самое маленькое, достижение чада.


Спортивные и двигательные навыки

Спортивное физическое развитие очень важно и для мальчиков, и для девочек. В 3 года они, как правило, активны и с энтузиазмом воспринимают любое предложение поиграть, побегать, попрыгать. Не препятствуйте этим желаниям! Не стоит ругаться или «цыкать» на ребенка, когда он слишком активен или шумен. Лучше направить его энергию в нужное русло, отдав, например, в спортивную секцию для самых маленьких или самостоятельно занимаясь с ним спортом.

Ребенок уже умеет:

  • играть в мяч;
  • спускаться по лестнице шаг за шагом;
  • прыгать и бегать;
  • стоять на носочках;
  • стоять на одной ноге;
  • ходить вперед и назад;
  • ездить на трехколесном велосипеде.

Чем активнее и насыщеннее будет жизнь малыша с самого детства, тем лучше для него. Поэтому не сидите дома! Гуляйте, развлекайтесь на свежем воздухе. С дочкой можно попрыгать в «классики», с сыном – поиграть в мяч. Очень полезно с детства приучать детей к воде. Лучше всего для этого подойдет бассейн, где чадо будет под вашим наблюдением и под контролем опытного инструктора.


Эмоции и социальная адаптация

Возможно, до трехлетнего возраста ребенку особо не требовалось общение с другими детьми. Его вполне устраивала компания родителей и других ближайших родственников. Теперь же малыш сознательно стремится в общество сверстников. Ему интересно играть во дворе и на площадке, а в детском саду он больше не капризничает и не плачет из-за разлуки с мамой.

Очень важно не препятствовать общению ребенка с другими детьми. Таким образом он адаптируется к жизни в социуме, а это очень важно в современном мире.

В 3 года ребенок, сам того не замечая, активно формирует собственную личность и приобретает важные социальные навыки.

  • Осознает свое Я, понимает значение понятия «мое».
  • Подражает знакомым людям.
  • Тянется к другим детям, легко знакомится и заводит друзей, но к коллективным играм пока не проявляет интереса.
  • Различает родственников и близких, каждому из них он отвел определенное место в своем понимании.
  • Осознанно выражает эмоции.
  • Легче справляется со своими эмоциями и учится подавлять их в случае необходимости.
  • Фантазирует и придумывает – например, он вполне может выдумать чудовище под кроватью и сам испугаться своей фантазии.

Не стоит слишком переживать, если в этот период кроха выдумает себе воображаемого друга. Это вполне нормально, но если вас это слишком тревожит, можете проконсультироваться с детским психологом.

Также не переживайте, если малыш немного отдалился от вас. В три года почти все дети начинают ощущать себя индивидуальностью и личностью, отдельной от мамы.

Почаще гуляйте с малышом на детских площадках и в других местах скопления детей. Пусть малыш находится в обществе сверстников и учится общению.

Если у ребенка возникнет конфликт с новым другом, не спешите вмешиваться. Пусть чадо само попробует решить свою проблему. Позже объясните ему, как правильно поступать в таких ситуациях, и аргументируйте, почему нужно делать именно так, а не иначе.


Когда стоит бить тревогу?

Хотя вполне здоровые дети могут в 3 года не уметь всего, что предписано нормами, есть ряд признаков, которые указывают на задержку ребенка в развитии.

Итак, когда же поход к врачу неизбежен?

  1. Ребенок мямлит, «тарахтит», «проглатывает» окончания и целые части слов, его речь невнятна и непонятна.
  2. У ребенка присутствует повышенное слюноотделение.
  3. Малыш не может сам одеться, не держит ложку, не в силах самостоятельно справить нужду.
  4. Кроха плохо двигается, не умеет прыгать, не бросает мяч.
  5. Малыш не может составить простую логическую цепочку, не знает основных понятий, не умеет сложить пирамидку из кубиков.
  6. Ребенок не идет на контакт с другими детьми, не ищет их общества, всегда и везде желает находиться рядом с родителем.
  7. Малыш не узнает членов семьи, не идет на зрительный контакт, устраивает истерики по любому поводу.

Эти и другие признаки свидетельствуют о наличии у крохи определенных проблем. Оценить ситуацию и вынести окончательный вердикт способен только врач, поэтому не стоит откладывать консультацию.

Заключение

Умения ребенка в 3 года – понятие относительное, и все же большинство детей уже умеют совершать определенные действия. Впрочем, даже если ваш малыш освоил еще не все из предложенных выше списков, огорчаться не стоит. Вполне возможно, что он в ближайшее время начнет развиваться быстрее своих сверстников.

Физическое развитие . Вес девочки или мальчика в 3 года более чем в 4 раза превышает массу тела здорового новорожденного. Мнение о том, какой конкретно вес ребёнка в 3 года - норма может различаться. Так, на вопрос, сколько должен весить мальчик в 3 года, отечественные педиатры отвечают — от 13 до 17,4 килограммов. В свою очередь, когда речь идёт о том, сколько должна весить девочка трёх лет, диапазон несколько снижается - 12,5-17 килограммов.

К трём годам у детей уже формируется полный комплект молочных зубов из 20 штук.

По различным причинам формирование молочных зубных рядов на верхней и нижней челюстях может отставать. Эта задержка нормальна и может объясняться различными факторами, включая генетические (особенно влияет генетика матери).

Размер ноги в 3 года у мальчика составляет около 16 сантиметров.

В свою очередь размер ноги в 3 года у девочки может и должен быть аналогичен.

Режим дня . Распорядок дня трёхлетнего малыша способствует его развитию, воспитанию, крепкому здоровью. Ведь это:

  1. Заставляет внутренние органы детского организма работать правильно.
  2. Повышает иммунитет, укрепляет нервную систему, защищая её от стрессов.
  3. Упрощает и ускоряет .
  4. Организует ребёнка.

Если ваш ребенок спит, когда хочет и ест лишь когда голодный, пора это менять. И вот каким образом:

  1. Вводите режим постепенно. Не торопитесь, не требуйте выполнения правил, если у сына или дочери плохое настроение.
  2. Следите, чтобы все ключевые мероприятия выполнялись ежедневно, в одно и то же время (подъём, приём пищи, купание, ночной отдых).
  3. Исключите ночные приёмы пищи. Трёхлетнему ребёнку достаточно ужина, чтобы не испытывать чувство голода до утра.

Навыки и умения

Вот что уже умеет трёхлетний ребенок:

  • Ходит на цыпочках, бегает по неровной поверхности, может стоять или подпрыгивать на одной ноге.
  • Умеет чередовать ноги при подъёме на лестницу или спуске с нее. Может воспользоваться и подъездной лестницей.
  • Перепрыгивает через препятствия, подползает под ними.
  • Бросает и ловит предметы.
  • Рисовать. Трёхлетка может изобразить на бумаге или картоне предмет из круга, палочек и линий. Он знает, что рисует и может объяснить это родителям.
  • Ваш малыш уверенно пользуется пластилином, тестом или глиной для лепки, отрывает отдельные кусочки, делает шары или «лепёшки», катает колбаски, склеивает и соединяет детали.
  • Составлять аппликации. Из вырезанных геометрических фигур, вместе с вами ребёнок сможет «сложить» дом, дерево, человека. Он умеет распределять элементы по фону и приклеивать их.
  • Петь, танцевать, читать стихи. Детям трёхлетнего возраста нравится музыка. Они двигаются под ритм, легко запоминают мелодии, учат первые простые стихотворения.

Ваш малыш знает минимум 4 главных цвета палитры, сможет найти их на рисунке, среди цветных карандашей или акварельных красок. Ребёнок-трёхлетка различает размеры и формы, умеет чувствовать их и управлять этими характеристиками. Так, ваши дети хорошо знают, как собрать пирамидку в необходимой последовательности и несложный конструктор с большими блоками.

Из тех 1200-1500 слов, что должен знать ребёнок в три года, пользуется малыш не более, чем половиной. Зато, пользуясь этим запасом, он может составлять сложные развернутые предложения. Дети этого возраста знают, как правильно выстраивать предложения и фразы, используя все простые части речи. Хотя порядок слов в этих предложениях может нарушаться. Часто в рассказах прослеживается логическая цепочка, связка причина-следствие. Трёхлетка знает предлоги и правильно использует их в разговоре.

Речь ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога, самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр. В этом возрасте ваш малыш сможет:

  • Рассказать о себе. Назвать имя, пол и ответит, сколько ему лет (сказать словами и показать на пальцах).
  • Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум. Они будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических ошибок - естественное явление).
  • «Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака - собачка), сделать существительное прилагательным и изменить форму в целом.
  • Использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.
  • Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).
  • Правильно выговорить практически все звуки за исключением сложных («ж - ш», «з - с», «ч - щ», «р», «л»).

В этом возрасте ребёнок любознателен. Он много спрашивает, интересуется, пытается разобраться в сути. Получив ответ на свои вопросы, малыш быстро и легко запоминает новую информацию. Получая вопросы в ответ, он готов думать и рассуждать. У детей развивается ассоциативное и логическое мышление. Он знает, как найти пару предмету по определенному признаку, может придумать антоним.

Если у ребёнка в 3 года правильное развитие, он знает некоторые буквы и цифры, считает до трех. Он может показывать соответствующее названной цифре количество пальцев и свой возраст. Ваш малыш уже знает, как называются животные, деревья, машины, фрукты и овощи. Дети в возрасте трёх лет знакомы с частями тела, временами года, природными явлениями.

Мама

Вашему ребёнку уже три года и, скорее всего, малыш пойдёт в детский сад. Не думайте, что у вас сразу появится много свободного времени. - самый непростой. Редко, когда дети идут в сад сразу и удовольствием. Чаще всего период адаптации очень слезливый и нервный. Подготовьтесь к нему заранее. Настраивайтесь сами и настраивайте ребенка. А еще вам не помещают отвары трав с успокоительным эффектом: мелисса, мята, пустырник.

Если вы решили выйти на работу после декретного отпуска, будьте готовы к тому, первое время посещение ребенком детского сада отразится на вашей трудоспособности - возможны частые больничные. Если есть бабушка, которая поможет в этом случае - не отказывайтесь от ее помощи.

И, конечно же, не забывайте о собственном здоровье. Профилактические посещения гинеколога - это очень важно.

В каком состоянии ваши волосы и зубы? Может, пора пройти витаминный курс?

Совместные будни

О кризисе трех лет . Родители трехлетних детей волнуются по поводу очередного возрастного кризиса. Что такое кризис трёх лет? Это время, когда у детей впервые начинает просыпаться самостоятельность, и они испытывают новые ощущения, желания и потребности. Частые истерики у ребёнка трёх лет связаны с тем, что он противопоставляет себя родителям и хочет сделать что-нибудь им назло, проявить свой характер и показать, что он тоже взрослая личность.

По мнению психологов, данный период времени нужно просто перетерпеть, так как спустя несколько месяцев постоянные истерики у 3-х летнего ребёнка проходят.

От родителей потребуется помощь и внимание к малышу, а также соблюдение несложных правил поведения:

  1. Относитесь адекватно к тому, что трёхлетний ребёнок устраивает истерики. Не обижайтесь и не злитесь на малыша, ни в коем случае не проявляйте агрессию. Необходимо искреннее стремление помочь ему преодолеть этот сложный для него период.
  2. Соблюдайте спокойствие. Если ваш трёхлетний ребёнок закатывает истерики, не реагируйте аналогичным образом. Не нужно ломать упрямство малыша. Если он не хочет - ну и не надо. Если ему нравится плакать - пусть плачет. Большинство детей, не видя ответной реакции от родителей, попросту успокаиваются.
  3. Позвольте ребёнку проявлять самостоятельность, будьте более гибкими. Пусть он пробует принимать собственные решения. Но ни в коем случае не потакайте малышу в каждой мелочи.


Об адаптации к детскому саду . Не все дети идут в ясли. Чаще всего малыши начинают ходить в детский сад с трехлетнего возраста. Чтобы период адаптации был максимально ровным, родителям рекомендуется уже с лета рассказывать, как в саду хорошо и интересно. Показывать детей, которые там играют. Готовить еду, которой малыша будут кормить в саду. Приблизить режим ребенка к тому, каким он будет в детском саду.

Чему надо научить ребенка . Пусть он уже учиться пользоваться носовым платком, снимать и надевать обувь с клейкой застежкой или короткими шнурками.

Учите ребенка правилам безопасности: не разговаривать с чужими, не убегать от родителей, не прятаться от воспитателей в детском саду, не брать ничего у незнакомых люде.

Обратите внимание на речь ребёнка. Если ваш малыш говорит быстрее, чем необходимо, повторяет отдельные звуки и слоги целого слова, долго тянет их («мммммама», «кукукукушать») - это указывает на заикание. Запишитесь на консультацию к логопеду и невропатологу. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой, развивайте речевое дыхание.

Обязательно примите меры, заметив, что ваш ребёнок:

  • Не запоминает простой текст, не понимает текст при чтении вслух, не может связать слова для его пересказа.
  • Не слышит негромкие звуки, не распознаёт их направление и источник.
  • Включает большую громкость на телевизоре.
  • При наличии таких симптомов причины задержки речи у ребёнка 3-х лет могут быть связаны с нарушениями слуха. Посетите педиатра-терапевта, психиатра и психолога, невропатолога и логопеда.

Если физиологических и психологических причин для отставания в речевом развитии нет, создавайте ситуации, в которых малыш не сможет молчать. Спросите, какое из двух блюд он хочет на обед, пойдет ли с папой в магазин, будет рисовать или лепить. Кивки, звуки и односложные слова лучше, чем молчание.

Давайте ребёнку трубку при звонке знакомых ему людей. Ваш малыш с желанием поговорит с бабушкой по телефону, даже если привык отмалчиваться при живом общении.

Постоянно обсуждайте всё, что видите вокруг. По дороге домой говорите с ребёнком о деревьях, прохожих, машинах. Пусть не сразу, но со временем он вовлечётся в разговор.

Развивайте подвижность языка, как мышцы, выполняйте упражнения для развития дыхания, работайте с постановкой интонации, громкости речи, правильных ударений.

К трём годам дети становятся довольно самостоятельными, они хотят узнать всё и побывать везде. Это возраст «исследователей», они не могут оставаться одни надолго. ? Главное, что вам необходимо - дать идею ребёнку.


Список дел

  • Начните моральную подготовку ребенка к посещению детского сада. Родителям необходимо самим спокойнее к этому относиться и не показывать ребенку свое волнение. После получения путевки в детский сад купите все необходимое: комплекты одежды, наклейки с именем и фамилией ребенка (чтобы вещи не терялись), обувь для игровой и занятий спортом.
  • Перед посещением детского сада предстоит «квест» — медицинская комиссия . Занятие утомительное, так как специалистов немало (перечень узнаете в поликлинике). Чтобы ребенок не устал, «разбейте» прохождение медкомиссии на 2-3 дня.
  • Обновляйте детские игрушки. В этом возрасте малыши очень любят забавы на логику.
  • Самое время начать посещать различные секции (спортивные, развивающие).

Прививки

Трёхлетним детям прививки, согласно Национальному календарю вакцинации, не делают. Исключение - если вы в силу разных обстоятельств пропустили ранее необходимые.

И раз в год делается проба Манту. Помните, что три дня после пробы место укола нельзя мочить и растирать.

Речь является главным инструментом общения среди людей. Родители с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, чтобы понимать его потребности ещё лучше. Ведь с развитием и пополнением словарного запаса кроха сможет выражать свои мысли и желания. Мама и папа, малыш которых идёт в садик, намного меньше переживают, ведь ребёнок сможет рассказать, что ему нравится, как прошёл день и т.д. Но это в том случае, когда кроха умеет разговаривать, а если нет? Довольно часто врачи сталкиваются с такой ситуацией, когда в возрасте трёх лет дети могут произнести всего несколько слов или вообще не разговаривают. С чем это связано и стоит ли родителям беспокоиться? А главное, как помочь крохе освоить такие важные навыки, как разговорная речь.

Развитие речи происходит с момента рождения малыша: ребёнок постоянно слышит разговоры родителей, мозг обрабатывает информацию и активизирует определённые центры, которые отвечают за речь и возможность произносить слова, словосочетания, предложения. Завершается этап формирования речевых навыков ближе к пяти - шести годам, когда малыш уже может выговаривать все звуки русского языка.

Самый важный период в развитии речи приходится на возраст от года до четырёх. Именно в это возрасте у ребёнка сначала появляются первые слова, затем кроха учится связать их в простые предложения, а после может чётко сформулировать и выразить свои мысли и потребности с помощью речи.

Родители должны как можно чаще разговаривать с малышом, чтобы кроха учился произносить слова, повторяя за взрослыми

Какими навыками говорения должен обладать малыш в возрасте 3–4 лет

  • В три года у малыша уже довольно разнообразный словарный запас, который состоит из 300–500 слов. Ребёнок может не выговаривать некоторые звуки: чаще всего проблемы возникают с произношением «р», «з», «ж», а также шипящих звуков «ш», «ч», «щ». Но родителям не стоит беспокоиться, ведь кроха с каждым месяцем будет радовать взрослых освоением нового звука.
  • Ребёнок в возрасте трёх с половиной лет расширяет словарный запас, составляет слова в предложения, а также применяет в речи предлоги. Разговор крохи становится всё больше похожим на речь взрослых людей. Некоторые звуки все так же могут не поддаваться ребёнку, но такой вариант развития событий логопеды считают нормой.
  • К четырём годам кроха уже говорит на понятном для взрослых языке. Большинство звуков ребёнок умеет выговаривать правильно, исключение составляет «р», но ещё есть время выговориться: логопеды считают нормой, если до пяти лет дети не могут правильно произносить «р».
  • Как определить уровень развития речи ребёнка в домашних условиях

    Логопеды предлагают родителям провести небольшой тест, который поможет определить уровень развития речи. По результатам этой проверки взрослые могут понять, стоит ли вести малыша к логопеду или кроха разговаривает нормально для своего возраста. Часто такие задания предлагают специалисты, когда мама и папа приводят детей на консультацию. Этот тест подходит для детей в возрасте от трёх до шести лет. Предложите малышу рассмотреть картинку, на которой изображён один предмет. Лучше, если это будет какое-то животное, так крохе будет интереснее.

    Изображение должно быть крупным с чёткими деталями

    Задача ребёнка заключается в том, чтобы как можно больше рассказать о том, что он видит на картинке. Родители при этом не должны задавать наводящих вопросов или подсказывать малышу. В зависимости от ответов ребёнка, нужно следующим образом определить баллы за выполнение задания:

  • 0 баллов за ответ «не знаю»;
  • правильный ответ «заяц» и ничего больше поможет крохе заработать 1 балл;
  • «маленький белый заяц» — 2 балла;
  • «это маленький белый зайчик. У него розовые и длинные уши» — 3 балла;
  • «на фото я вижу зайку. Он маленький и белый, с длинными ушами. У него большие глаза и он сидит» — 4 балла;
  • «я вижу зайчика, который сидит на лапках. Он маленький и белого цвета. У зайки длинные уши и большие глаза. Он очень добрый» — 5 баллов.
  • Результат зависит от того, какое количество баллов набрал ребёнок:

  • 0–1 балл: низкий уровень развития речи. Родителям стоит обратиться к логопеду за консультацией, а также больше заниматься с малышом дома. Отлично подойдёт чтение сказок и больше разговаривать с крохой;
  • 2–3 балла: речь малыша развита на среднем уровне. Для детей трёх лет это допустимый результат, поэтому родителям не стоит волноваться;
  • 4 балла: достаточный уровень, родителям нужно следить, чтобы кроха и дальше расширял словарный запас. Такой результат показывают дети четырёх лет;
  • 5 баллов: самый высокий уровень, отличное развитие речи и мышления. Обычно дети в возрасте пяти - шести лет показывают такой результат.
  • Стоит ли волноваться, если в три года ребёнок не разговаривает - видео

    Возможные причины проблем с речью у трёхлетних детей

    Диагноз «задержка речевого развития» ставит только логопед или невролог. Причины того, что малыш не разговаривает, могут быть разными и зависеть от многих факторов. Некоторые из них поддаются корректировке и к пяти годам у малыша снимается диагноз ЗРР, но в некоторых случаях дети не разговаривают из-за физиологических нарушений, которые могут быть неизлечимы. В этом случае родителям необходима чёткая схема действий и постоянное наблюдение врача.

    Если ребёнку исполнилось три года, а он предпочитает отмалчиваться, родителям не стоит сразу впадать в панику, но и упускать драгоценное время тоже не нужно. Только врач может определить действительную причину задержки развития речи и помочь крохе освоить этот навык.

    Возможно, понадобятся частые визиты к логопеду и неврологу, чтобы помочь ребёнку научиться говорить

    Внутренние факторы, влияющие на развитие речи малыша

    На развитие речевых навыков большое влияние оказывают физиологические факторы, которые повлияли на нарушение или недоразвитие центров мозга, отвечающих за развитие речи:

  • осложнение во время беременности: кислородное голодание плода, инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания плода. Самыми опасными считаются краснуха, грипп, скарлатина, ветряная оспа;
  • травмы во время родов: часто вследствии сложного течения родовой деятельности у младенца повреждаются некоторые участки головного мозга. Ребёнок испытывает асфиксию из-за обвития пуповиной, слабой родовой деятельности у мамы, а также длительного безводного периода. Некоторые отклонения в развитии заметны уже на первом году жизни младенца, поэтому ребёнок должен находиться под регулярным наблюдением невролога;
  • патологии слуха: возможно снижение слуха или врождённая глухота. Причины могут быть разными, чаще всего это негативные факторы или осложнения после перенесения инфекционных заболеваний во время беременности;
  • травмы, полученные в раннем младенческом возрасте: сотрясение мозга, удары головой и другие;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • осложнения после перенесённых заболеваний в первые месяцы жизни;
  • наследственность: если родители заговорили поздно, но с большой вероятностью можно сказать, что и кроха не будет спешить болтать слишком рано.
  • Дети, которые не разговаривают по физиологическим причинам, часто не говорят вообще или просто мычат про себя, пытаясь дать понять родителям, что они хотят. Если у малыша диагностируется не только ЗРР, но и задержка психического развития, он может не только не разговаривать, но и не понимать родителей и других взрослых. Ребёнок как будто живёт в своём мире и не воспринимает окружающую среду.

    В последнее время врачи все чаще диагностирую детский аутизм. Физически малыш может быть полностью здоров, но по мере взросления родители замечают, что их ребёнок не такой, как все. Он не стремится общаться с другими детьми, негативно относится ко всему новому, и все время молчит, а если и говорит, то только со знакомыми ему людьми и всего парой фраз. Внешне это абсолютно нормальный ребёнок, но ему совершенно не нужно общение с окружающим миром, малыш всегда находится в себе, наедине со своим сознанием. С детьми-аутистами занимаются сразу несколько специалистов: невролог, психолог или психиатр. Большое значение имеет и восприятие такого ребёнка родителями, которые должны взаимодействовать со своим малышом.

    Дети с диагнозом аутизм практически не разговаривают или постоянно повторяют знакомые фразы и словосочетания

    Внешние факторы, которые могут быть причиной задержки речевого развития

    Выделяют несколько психосоциальных факторов, которые связаны с определёнными событиями в жизни малыша, методами воспитания в семье:

  • родители уделяют ребёнку слишком мало внимания: не зря специалисты настаивают, что разговаривать с детьми необходимо с момента рождения. Кроха слышит речь взрослых, запоминает название предметов, а по мере взросления старается повторить звуки, затем слоги и слова за родителями. Если у крохи наблюдается дефицит общения, то и развитие речи не происходит, т.к. мозг не получает достаточного количество информации, необходимое для воспроизведения звуков и развития речевых навыков;
  • чрезмерная опека со стороны родителей и ближайших родственников: это приводит к тому, что у ребёнка пропадает стимул к говорению, ведь ему нет необходимости просить о чем-то, все желанию и так выполняются;
  • психологическая травма или глубокое потрясение: это может быть испуг, внезапная потеря одного из родителей, развод мамы и папы, переезд на новое место и многие другие ситуации, которые стали стрессовыми для крохи. Родители часто ссорятся на глазах у крохи, наивно полагая, что малыш ничего не понимает и не способен осознать. Но это не так: психологи объясняют, что постоянные скандалы негативно влияют на психику ребёнка. Часто бывает так, что кроха пытается разговаривать, активно осваивает новые звуки и слова, но в какой-то момент просто замыкается в себе и не произносит ни звука.
  • В зависимости от причин, которые повлияли на задержку развития, ребёнок может вообще не говорить, но все понимать. Это чаще всего бывает после перенесённой психологической травмы: малыш просто перестаёт разговаривать, но выполняет просьбы и в остальном ведёт себя, как обычный ребёнок. Дети, которым не хватает общения, чаще всего говорят слогами, сокращают слова или не могут составить их в предложения, много болтает на своём языке.

    Психологи и логопеды в последнее время выдвигают свои опасения по поводу замены живого общения всевозможными гаджетами. Часто работа отнимает много сил у родителей и они не хотят уделять время ребёнку. Взрослым легче предложить малышу планшет. Родители могут отдохнуть, пока кроха занят играми на смартфоне. Но такие ситуации приводят к тому, что ребёнок плохо разговаривает. Специалисты предупреждают, что для малыша очень важно общение со взрослыми: регулярное чтение книг, напевание детских песен и т.д.

    Этапы речевого развития и причины задержки - видео

    Кто поможет: к каким специалистам следует обратиться

    Определить причину и помочь малышу и родителям может только врач. Прежде всего ребёнка обследуют на наличие заболеваний, доктор собирает анамнез начиная с течения беременности, протекания родов и развития малыша в течение всей жизни. Родителям придётся набраться терпения и приготовиться к посещению нескольких врачей:

  • ЛОР: врачи настаивают, что правильно дыхание способствует произношению звуков. Но если малыш страдает аденоидами, это может повлиять на его речь. Также отоларинголог проведёт обследование слуха и определит, возможно причина кроется именно в нарушении восприятия речи и малыш просто не слышит разговоров взрослых;
  • невролог: очень часто причиной ЗРР являются нарушения в работе нервной системы крохи;
  • психолог: этот специалист поможет разобраться в причинах ЗРР, если они были обусловлены стрессовой ситуацией, с которой малыш не смог справиться самостоятельно;
  • ортодонт: часто малыш теряет молочные зубы слишком рано, наблюдаются нарушения в формировании прикуса. Это влечёт к тому, что язык крохи не становится правильно в ротовой полости во время произношения звуков. Поэтому для начала необходимо исправить нарушения в развитии челюстно-лицевого аппарата, а потом ребёнок научится выговаривать звуки;
  • логопед или дефектолог: поставить звуки и помочь научиться их выговаривать может логопед. Если у малыша наблюдаются серьёзные дефекты речи, с таким ребёнком занимается дефектолог.
  • После обследования и определения причины, доктор разработает схему лечения. Если необходимо медикаментозное лечение, врач объяснит, какие препараты и для чего стоит принимать крохе. В большинстве случаев малыш находится под наблюдением нескольких специалистов, которые сообща помогают преодолеть задержку развития речи. Обычно одним из врачей обязательно является логопед. Но многое зависит и от заинтересованности родителей: нужно как можно больше внимания уделять крохе и заниматься с ним.

    Довольно часто невролог может рекомендовать приём ноотропов - медикаментозных препаратов, которые активизируют речевые зоны в головном мозге и помогают ускорить развитие речи. Но мнение врачей по поводу целесообразности применения этих препаратов разделилось. Доктор Комаровский объясняет, что если у ребёнка наблюдается положительная динамика: полгода назад кроха говорил 5 слов, а через несколько месяцев он знает и может произнести 20 слов, то ему не нужны медикаменты этой группы, достаточно продолжать занятия с логопедом и упражнения дома.

    Как помочь: что делать родителям, чтобы научить ребёнка разговаривать в 3 года

    Занятия с логопедом принесут хороший результат только в том случае, если и родители будут ежедневно заниматься с ребёнком дома. И это касается не только тех упражнений, которые задаёт врач. Помочь малышу заговорить может развитие мелкой моторики. Для этого стоит предложить крохе:

  • занятия пальчиковой гимнастикой;
  • массаж;
  • игры с развивающими досками;
  • рисование, особенно хорошо помогает пальчиковое рисование;
  • игры с песком, водой, тактильными подушечками;
  • лепка из солёного теста, пластилина;
  • пальчиковый театр;
  • игры с конструктором с более мелкими деталями;
  • упражнения со шнуровкой.
  • Занятия для развития мелкой моторики - галерея

    Развивающую доску малыш обязательно оценит по достоинству Такие подушечки можно пошить самостоятельно и наполнить разными крупами В холодное время года играть в песочнице очень проблематично, поэтому можно приобрести кинетический песок, который не оставляет пятен
    Рисование пальчиковыми красками является одним из самых популярных упражнений для развития мелкой моторики Ребёнка обязательно заинтересует игры с маленькими куклами
    Лепка поможет развивать мышление и логику

    Игры для развития мелкой моторики - видео

    Родители должны понять, что без их помощи ребёнок не сможет самостоятельно освоить речевые навыки, поэтому специалисты рекомендуют мама и папам прислушаться к полезным советам:

  • заниматься с малышом нужно не менее 15–20 минут в день, это не считая чтения книг, разговоров и живого общения;
  • меньше включайте крохе компьютер и телевизор, но не стоит вообще запретить смотреть любимые мультики. Разрешается смотреть телевизор не более 2 часов в день с перерывами. А вот планшет и смартфон с играми лучше убрать подальше;
  • приучите ребёнка к ритуалу: совместное чтение книг перед сном ночным и дневным;
  • можно пробовать учить стихи вместе: родители начинают предложение, а малыш проговаривает последнее слово;
  • чаще водите ребёнка в места, где он может пообщаться с другими детьми: детская площадка, сад, развивающий центр. Малыш будет стремиться рассказать друзьям о своих желаниях и познакомиться с новыми детьми;
  • поощряйте малыша к диалогу: спрашивайте его, что он хочет есть, какую игрушку взять с собой, куда пойти гулять, с кем он познакомился. Ребёнок будет стремиться разговаривать со взрослыми и делиться своими мыслями;
  • поощряйте малыша: хвалите за любое достижение. Даже если у крохи не получается, стоит похвалить за попытку и настойчивость.
  • Игры для стимуляции развития речевых навыков - видео

    Очень полезна артикуляционная гимнастика, которой может научить родителей логопед. Проводить её рекомендуется в игровой форме: все дети любят корчить рожицы. Дайте задание крохе растянуть губы в улыбке и задержать, кто дольше. Или собрать губы в трубочку и пофантазировать, как будто играет на трубе. Ежедневное выполнение упражнений положительно влияет на укрепление мышц лица и помогает развитию речи.

    Артикуляционная гимнастика для детей - видео

    Занятия с логопедом также очень важны. Но специалисты настаивают, что без помощи родителей невозможно закрепить успехи, которых малыш достигает в процессе упражнений с доктором. После каждого посещения логопеда, он даёт список упражнений, которые взрослые должны выполнить дома с крохой. Очень важно выполнять эти задания правильно, поэтому если мама и папа не поняли принцип выполнения, обязательно попросите специалиста объяснить ещё раз.

    Уроки логопеда: упражнения для детей в возрасте 3–4 года - видео

    Распространённые ошибки родителей: плохие способы учить ребёнка говорить

    Очень часто родители сами не понимают, что своим поведением негативно влияют на развитие речи крохи. Психологи высказывают интересную теорию, описывая два типа поведения родителей:

  • в первом случае мама и папа слишком давят на малыша: не пытаются перевести упражнения в игру, чтобы кроха лучше воспринимал задания, а при каждом удобном случае пытаются добиться правильного и чёткого произношения в приказном тоне. Например, часто можно услышать фразы «повтори ещё раз», «будешь говорить, пока не получится правильно», «ты не стараешься и ничего не умеешь», «твои друзья уже хорошо говорят, а ты все ещё не можешь» и т.д. Взрослые должны понимать, что ребёнок не специально коверкает слова или не может произнести звук. А такая жестокая критика только ещё больше замкнёт кроху в себе;
  • во втором случае родители предпочитают вообще не обращать внимания на проблему, мотивируя это тем, что в три года ребёнок очень маленький и успеет выговориться. Не он первый, не он последний, так что не стоит и переживать. Так для них удобнее, но драгоценное время, которое можно было использовать на развитие речи малыша, уходит, а потом может быть поздно что-то менять.
  • Нельзя кричать на ребёнка и ругать его, если он не может выговорить слово или звук

    Врачи настаивают, что от правильного поведения родителей зависит успех речевого развития ребёнка. Взрослые не должны прибегать к таким методам во время обучения малыша говорению:

  • не стоит ругать и наказывать кроху, это может привести к психологической травме и ребёнок не будет говорить вообще;
  • нельзя пугать малыша походами к злому врачу и т.д. Это не только не поможет, но и поселит в сознании крохи страх перед докторами;
  • если малыш не настроен на выполнение упражнений, не нужно заставлять его. Лучше перевести внимание на что-то другое, а позаниматься немного позже;
  • нельзя делать больших перерывов в обучении: малыш должен привыкнуть, что занятия обязательные и ежедневные.
  • Родители - самые близкие и родные люди для ребёнка, которым он безоговорочно доверяет. Поэтому они должны набраться терпения и помогать малышу, но не запугивать его.

    Доктор Комаровский о том, как помочь ребёнку научиться говорить - видео

    Специалисты объясняют, что в три года речь ребёнка должна быть понятна и осмыслена. И если кроха по каким-то причинам не говорит или в его лексиконе совсем мало слов, это повод обратиться к специалистам. Конечно, некоторые дети довольно быстро учатся говорить после трёх лет, если это обусловлено генетической предрасположенностью. Но факторы, которые влияют на задержку развития речи у ребёнка могут быть более серьёзными, начиная с психологических причин и заканчивая серьёзными нарушениями в работе нервной системы. Поэтому нельзя упускать время, а нужно начинать действовать как можно быстрее, чтобы к моменту, когда ребёнку нужно идти в школу, у него была налажена речь.

    С этим вопросом «Летидор» обратился к психологу. Об обязательных навыках трехлетних малышей нам рассказала Елена Первухина, автор книг, тренингов и онлайн-курсов, эксперт теле- и радиопередач.

    Годовалый малыш очень сильно отличается от полуторагодовалого ребенка, а трёхлетка совсем не похож на двухлетку. Маленькие дети стремительно растут и развиваются, ведь мозг в этом возрасте пластичен и способен поглощать всю доступную информацию.

    «У меня не получается!» - это не преграда для малыша до 3 лет

    Ребенок в этом возрасте активен, весел и любознателен. Каждый день ребенок делает открытия, старается, растет и развивается.

    Задумайтесь только, как хочется колечко надеть на пирамидку, а не получается - ручка маленькая, координации нет. Но ребенок каждый день старательно работает над тем, чтобы колечко оказалось именно там, где надо. Ему потребуется много проб и ошибок, чтобы получить результат. И он его получает! Колечко на месте.

    А через несколько месяцев перед ребенком стоит новая задача - собрать пирамидку правильно. Сначала большое колечко, потом среднее, потом маленькое. И это испытание пройдено…

    Я всегда удивляюсь и учусь у маленьких детей их оптимизму и умению справляться со сложными задачами. Они никогда не унывают, а идут к своей цели через препятствия и неудачи. Начал ходить - упал, встал, пошел, опять упал, опять встал, толкнул мячик, упал вместе с мячиком, встал, побежал за мячиком, упал, встал.

    iconmonstr-quote-5 (1)

    Ребенка до трех лет не сломить преградами, несмотря на то, что у него многое не получается, он готов каждый день стараться и получать то, что ему необходимо.

    Трёхлетка делает колоссальный скачок в развитии. И вот несколько основных навыков, которые обязательно должны сформироваться у малыша до этого возраста.

    Навык 1: самостоятельность

    До 3 лет важно позволить ребенку делать многое самостоятельно. Необходимо следовать за ним в его желаниях.

    Например, на площадке собираются мамы с погодками. Маме хочется поговорить с подругами, постоять на одном месте. У ребенка же другие планы. За 5 минут он осмотрел все, что ему интересно - ему становится скучно, он начинает тянуть маму за собой, зовя ее в новое путешествие. Мама не соглашается, ребенок начинает капризничать, мама - ругаться и злиться: «Играй здесь, зачем я тебе столько игрушек вынесла, все дети как дети, а тебе все идти куда-то надо» .

    iconmonstr-quote-5 (1)

    Чем больше желаний будет исполнено до 3 лет, тем больше желаний у него будет во взрослой жизни.

    Когда мама следует за ребенком и слышит его, он понимает на подсознательном уровне: «Мои желания ценные, их видят, к ним прислушиваются, их исполняют. Желать хорошо, желать можно» .

    Если стремления ребенка игнорируются и вместо них навязываются свои - «не стучи в барабан, играй лучше в посудку» , - то ребенок делает вывод: «Я не имею право сам желать, другие лучше меня знают, что мне надо».

    Тогда во взрослой жизни человеку трудно будет найти любимую работу, любимое дело.

    iconmonstr-quote-5 (1)

    Чем больше «я сам» будет в жизни ребенка, тем увереннее в себе он будет.

    До 3 лет ребенок должен попробовать самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой игрушки, есть.

    Предоставляйте малышу максимум свободы и взращивайте самостоятельность .

    Радуйтесь, когда малыш сам убирает игрушку, сам натягивает колготки. Навыки самостоятельности сильно пригодятся ребенку в детском саду. Чем более самостоятельным он будет, тем легче пройдет его адаптация к новому месту и коллективу.

    Навык 2: общение

    Дети начинают разговаривать в разное время. Кто-то в полтора года, кто-то ближе к трем. Заговорить ребенку помогут его родители.

    Всегда общайтесь с малышом с помощью простых предложений. Чем короче они будут, тем лучше. Не тараторьте, не частите, дайте ребенку время для ответа.

    iconmonstr-quote-5 (1)

    Даже если ребенок не разговаривает, диалог у вас с ним должен быть обязательно.

    Часто мамы и бабушки ведут монолог, не давая ребенку шанса вклиниться в него. Задали ребенку короткий вопрос - ждите ответа. Даже если он молчит, он все равно что-то ответит: покажет пальчиком, кивнет головой. Вы можете простыми словами отвечать за него.

    Например:

    • Что ты хочешь?
    • Ты хочешь водички. Мама, дай пить .

    Навык 3: умение занять себя игрой

    До трех лет маме надо познакомить ребенка с воображаемым миром, где действия происходят понарошку. Пусть в вашей игре одна и та же палочка будет и удочкой, и пистолетом, и подзорной трубой. Научите малыша играть!

    Покажите, что вот мишка и собачка, которые пришли к доктору, потому что у них болит живот, а вот доктор, который дает им лекарство.