Исследовательская лаборатория в доу. Исследовательская деятельность в лаборатории в детском саду

Ребёнок познаёт окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребёнка. Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе. Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение её содержания за счёт экологического компонента. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды деятельности.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, песка, воды, растений и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны задачи и цель. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, но воспитатель должен помнить, что не должен наносить ущерб и вред, ни растениям, ни животным. Опыты с предметами неживой природы целесообразнее проводить в лабораториях.

Лаборатория – новый элемент развивающей среды. Она создаётся для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в “учёных”, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Выделение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам быстро приводить в порядок столы, оборудование. Оформление лаборатории не требует дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов.

Чаще, в качестве оборудования для проведения опытов, используются бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы: стаканчики разной степени прозрачности (из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого), коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей, в этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. Для демонстрации отдельных опытов подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Для проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках хорошо приобрести лупы. В лаборатории должны быть природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Необходимо так организовать занятие, чтобы каждый ребёнок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Коллективные исследования или демонстрации опытов педагогом также возможны, однако также должна быть индивидуальная работа. Экологи, воспитатели дошкольных учреждений отмечают, что для ребёнка очень важно, чтобы у него был свой набор материалов для опыта или эксперимента, чтобы сам мог выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в ДОУ


Вид проекта: Исследовательская деятельность в детской лаборатории «Почемучка».
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники исследовательской деятельности: дети младшего, среднего,старшего дошкольного возраста воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность исследовательской деятельности:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.


Актуальность проблемы:
На сегодняшний период особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель» , источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи исследовательской деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие представлений о свойствах;
- развитие элементарных математических представлений;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
-Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
-Развитие у детей умственных способностей.

План поэтапной реализации проекта (материально-техническое обеспечение проекта).

I этап. Подготовительный (Организационный)

1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме "Исследовательская деятельность в детском саду" Июль
2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
Август
3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской исследовательской лаборатории. Сентябрь (1-3 недели)

II этап. Внедренческий

1.Распределение и закрепление детей за каждой подгруппой.
Сентябрь
(4 неделя)
2. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Октябрь-Май

III этап. Обобщающий

1.Определить эффективность проделанной работы.
Май
2.Осуществить анализ полученных результатов.
Июнь
3.Обобщение результатов деятельности.
Июнь


Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в 2 недели с детьми младшего дошкольного возраста по 10-15 минут и 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

План работы в детской лаборатории «Почемучка» с детьми младшего дошкольного возраста.

Темы игр-экспериментирований

Сентябрь 1. «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса и запаха», «Вода может течь».
Октябрь 2. Наблюдения: «Как влияет вода на рост растения», « Вода не имеет формы».
Ноябрь 3. «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно»,«Звуки дождя».
Декабрь 4. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Январь 5. «Лёд – твердая вода, тает в тепле», «Лёд – легче воды».
Февраль 6.«Пар – это тоже вода», «Почему воду нужно беречь».
Март 7.«Наблюдение за сосульками», «Что случилось с речкой».
Апрель 8.« Путешествие капельки», «Наблюдения за испарением воды".
Май 9. Экологическая акция «Сохраним воду - чистой».
Итоговое занятие: «Путешествие в царство воды».

План работы в детской лаборатории «Почемучка» с детьми среднего дошкольного возраста.

Темы игр-экспериментирований

Октябрь 1. "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем", "Почему всё звучит?", "Прозрачная вода", "Вода принимает форму".
Ноябрь 2."Какие предметы могут плавать?","Делаем мыльные пузыри", "Подушка из пены", "Воздух повсюду".
Декабрь 3. "Воздух работает","Каждому камешку свой домик".
Январь 4."Замёрзшая вода","Тающий лёд", "Разноцветные шарики".
Февраль 5."Таинственные картинки", "Всё увидим, всё узнаем", "Песочная страна", "Где вода?".
Март 6. "Водяная мельница", "Звенящая вода", "Угадайка","Ловись рыбка и мала и велика".
Апрель 7."Фокусы с магнитами", "Солнечные зайчики","Что растворяется в воде?", "Что отражается в зеркале?".
Май 8."Волшебное сито","Цветной песок","Игры с песком".
Итоговое занятие: «Фонтанчики».

План работы в детской лаборатории «Почемучка»с детьми старшего дошкольного возраста.

Темы занятий - экспериментов.

Октябрь 1."Какая бывает вода?", "Вода-растворитель", "Очищение воды", "Сила тяготения", "Упрямые
предметы".
Ноябрь 2."Волшебные стёклышки"," Почему предметы движутся?".
Декабрь 3."Воздух", " Солнце дарит нам тепло и свет"," Почему дует ветер?", "Почему не тонут корабли?".
Январь 4."Путешествие "Капельки","Чем можно измерить длину?".
Февраль 5."Твёрдая вода", "Как появляются горы?".
Март 6."Испытание магнита","О «дрожалке» и «пищалке»,"Как сделать звук громче?".
Апрель 7."Почему в космос летают на ракете?", " Что такое молния?".
Май 8." Радуга в небе".
Итоговое занятие: "Забавные фокусы".

Оценка результатов промежуточного этапа исследовательской работы.

Цель:
1.Выявление эффективности исследовательской работы и целесообразность её дальнейшего осуществления.
2.Обоснование продвижения участников образовательного процесса в опытно-экспериментальной деятельности.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Повышение уровня мотивации к НОД.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
5. Воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».
2. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
3. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
4. Проведение опытов с детьми дома.
5. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
6. Практическая часть: Открытое занятие для родителей «Царица-водица».
Информационные ресурсы:
Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; Мозаика - Синтез, 2012 г.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В. « Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Москва, 2010 г.
Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.
Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.
Русаков А. «Прогулки с детьми и изучение всего на свете», С-П.: Творческий центр, 2011 г.

«Перед человеком к разуму 3 пути:
путь размышления
- самый благородный,
путь подражания - самый лёгкий,
путь личного опыта - самый тяжёлый путь»
Конфуций

В последнее время одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В связи с этим возрастает значение формирования уже в дошкольном возрасте активной, любознательной и самостоятельной личности. Одним из личностных образований в старшем дошкольном возрасте является познавательный интерес как средство увлекающего, живого обучения. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности к определенному процессу деятельности. В структуре познавательного интереса Г.И. Щукина выделяет следующие компоненты:

  • интеллектуальный компонент - выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
  • эмоциональный - проявляется в положительном эмоциональном отношении к объекту.
  • волевой - рассматривается как степень сосредоточенности на данном объекте, применения усилий для достижения поставленной цели.

Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

С целью развития логического мышления и формирования познавательных интересов у своих воспитанников на протяжении 5 лет разрабатывалась и внедрялась в практическую работу с детьми система экспериментально-опытнических занятий в «мини-лаборатории». Проводя несложные эксперименты, предлагая задания и вопросы, рисунки и схемы, всё чаще приходили к выводу, что заинтересованность детей, их активность на таких занятиях ярко «ситуативна». Стимулированный познавательный интерес проявляется в рамках созданной педагогом проблемной ситуации, но не является внутренней потребностью ребёнка. Даже при условии мотивации детей на экспериментальную деятельность они оставались «объектом» образовательного процесса, проблемные ситуации часто разрешались с помощью вариантов решений, предложенных педагогом.

Решение этой проблемы увидели во внедрении в профессиональную деятельность метода проектов. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это практическое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение каждым отдельным ребёнком инициативы и проявление самостоятельной активности. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребёнок окажется в объектной ситуации.

Исследовательское поведение, лежащее в основе экспериментирования, широко изучалось такими отечественными и зарубежными учеными, как Н.В. Запорожец, Н.Н. и А.Н. Поддъяковы, Б.П. Зинченко, М.И. Лисина и другими. Разрабатываемые данными авторами основы проблемного метода проектов находят все более широкое применение в современной практике работы дошкольных педагогов.

На основе имеющихся научно-методических рекомендаций по использованию проектной деятельности в дошкольном образовании свою систему работы по изучению объектов и явлений неживой природы строим на основе модифицированного перспективного плана на год, который включает в себя блоки: «воздух», «вода», «магниты», «почва», «камни, песок, глина». Каждый отдельный блок предполагает разработку и реализацию 1-2 проектов:

Совместная деятельность над разработкой и осуществлением каждого отдельного проекта ведётся по следующему алгоритму :

I этап

  • ставим цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • вовлекаем дошкольников в решение проблемы;
  • на данном этапе используется метод «Модель 3-х вопросов», метод проблемного обучения.

II этап

  • намечаем план;
  • обсуждаем план с детьми и их родителями;
  • по необходимости, обращаемся за рекомендациями к специалистам;
  • вместе с детьми рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем на видном месте;

III этап

  • собираем информацию, материалы;
  • проводим исследовательскую практическую работу.

На данном этапе для решения проблемы, например, «Какая бывает вода?» используется метод интеграции на основе единого проекта, т.е. исследовательская деятельность по данной проблеме внедрялась во все виды детской деятельности.

Также используем метод проблемного обучения: развивающие вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов и т.д.

Например, при реализации проекта «Какая бывает вода?» предлагалась проблемная ситуация: «Можно ли сделать игрушки из воды?».

Во время реализации проекта на 3-м этапе идёт самостоятельная творческая работа детей и родителей. (поиск информации, материала, поделки, рисунки и пр. по теме проекта) Используем приём «Найди информацию» с использованием схем:например, в проекте«Воздух в шариках, мешочках, воздух в наших круглых щёчках» дети решили узнать об исследуемом объекте, выбрав схему «Проведи опыт» (схема № 1), а в проекте «Для чего человеку нужны глина и песок» отдали предпочтение схемам: «Узнать из книг» (схема № 2), «Спроси у другого человека» (схема №3).

Схема № 1 Схема № 2 Схема № 3

IY этап

На следующем этапе фиксируем результаты проекта в виде альбома, который является продуктом реализованного проекта. Так же организуем презентацию проекта в форме праздника, открытого занятия, КВНа. Используем приём «Обратная связь», который позволяет участникам провести рефлексию своей деятельности.

Для эффективной реализации технологии проектирования необходимы специальные условия:

  1. В группе широко используем современную книгоиздательскую продукцию энциклопедического и познавательного характера, различные предметы, необходимые для проведения экспериментальной деятельности.
  2. Организуем посещение детей библиотеки, выставочного зала при ДК ОМЗ, если это необходимо для реализации проекта.
  3. Использование слайдов, видеозаписей, аудиозаписей позволяет сделать процесс получения новых знаний максимально эффективным.
  4. Сочетание совместной деятельности: «воспитатель - ребенок», «ребенок - ребенок», «дети - родители» способствует установлению партнёрских отношений, которые способствуют достижению высокого результата проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность даёт возможность ребёнку видеть результаты коллективных усилий группы, у него развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших черт характера» (А.Шапиро).

Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира!

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М., 2006.

2 Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] / Л.С. Киселева. - М., 2003.

3. Паршукова И.Л. «Маленький исследователь» [Текст] / И.Л. Паршукова. - С-Пб., 2001.

4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Текст] / А.И Савенков. - Самара, 2004.

5. Шапиро А. «Научные забавы» [Текст] // А. Шапиро. Детский сад со всех сторон. - 2001 г. - № 31.

February 24th, 2014

Вот и наступил февраль - в нашей группе это самая горячая пора для опытов, экспериментов, мини - лекций, чудо - открытий и даже нанотехнологий! Мы создали детскую научную лабораторию к неописуемому восторгу наших воспитанников!
Что является объектом познания детей дошкольного возраста? Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы. Формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет - это наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, встречи с природой, ситуативные разговоры. Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Почему дети 5-6 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? Они понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях. Главная характерная особенность в познании детей 6 лет - самостоятельность в познании, воспитатель лишь создаёт условия и руководит процессом познания.


Эксперимент по выращиванию зелёного лучка в разных условиях освещения. Лаборанты нашей биокафедры с удовольствием копаются в плодородном грунте миниатюрными садовыми инструментами. Главный мичуринец - Артёмка, а его вечный научный оппонент - Ваня.


В течении недели лучок вымахал высотой в 25 см и мы благополучно слопали его на обед с борщиком! Все кушали да нахваливали! Вот они, витамины, плоды рук своих!

Интегрированная НОД
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «Наука и экспериментирование»
ТЕМА: «Знакомство со свойствами камней»
Программное содержание: Развивать интерес к камням. Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.
Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Учить детей практическому обследованию предметов. Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты). Учить делать умозаключения, выводы.


Мальчики, конечно, больше впечатлились от коллекции очень красивых морских и речных камней, минералов, выращенных кристаллов и морских губок (анализ и сравнение). Или, как сказал Никитка: "Ух ты, вот это булыжники!"


Ну а девочки не могли отвести глаз от резной шкатулки с сокровищами самой Хозяйки Медной горы, в которой переливались мерцающими искорками драгоценные каменья и самоцветы (она мне её одолжила на 2 дня, исключительно для нашей группы)


А больше всего ребят удивило, что камни можно расписывать красками! Принесённые образцы росписи вдохновили нас на создание микроскопических миниатюр. Ну чем не нанотехнологии?!


Через 10 минут наши живописные шедевры уже сохли на подоконнике (не зря я волокла чемодан с голышами с Черноморского побережья!).


А наши необычные сувениры мы подарили самым любимым в День Святого Валентина!

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
«Наука и экспериментирование» (в 2 частях)
ТЕМА: «Удивительные свойства воды»
Образовательная область: «Познание»
Вид: познавательно-игровое
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Ручной труд», «Окружающий мир», «Социализация»

Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.

Мы закрепили и расширили знания о свойствах и качествах воды и провели интересные исследования. Покажите детям пост, и поинтересуйтесь - а чем, собственно, они тут занимаются? Откуда пена взялась и с помощью чего мы красили воду?

Спросите у наших исследователей, в каких условиях лёд и снег тают быстрее, и почему салфетка едва соприкасаясь с водой - намокает целиком?
Уточните, почему Светлана Игоревна отважилась выпить синее молоко и в для чего используют пищевые красители?


Мы также знаем, с помощью чего и как можно изменить вкус и запах воды, её физическое состояние. А ещё мы умеем делать радужный салют в тарелке с молоком (с помощью гуаши, ватной палочки и моющего средства). Попробуйте, у Вас обязательно получится!


Оценив значение воды для жизни на земле, наши учёные посвятили себя творчеству - созданию коллективных коллажей "Подводное царство океана"

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Вместе с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Познакомили детей с понятиями: «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков». "Камней", "Ракушек".


Лекция по анатомии

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)


Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита).
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование


Познавательно - исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания» за пределами занятия. Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми или родителями.
Занятие-опыт мы начинаем с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.


То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Мы старалась поддерживать интерес детей к творческому экспериментированию.


Создать лабораторию дома проще простого:
Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп,
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Желаем удачи и Нобелевских премий!!!


Неделя прошла плодотворно: детки изучали свойства магнита, воздуха, электричества. Познакомились с микроскопом, кинетическим песком, цветным кварцем, пищевым красителем. Практически по всем занятиям проведена продуктивная деятельность.