История косы - год русской культуры - каталог файлов - голышмановский районный дворец культуры "юность".

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

Женская коса всегда была на Руси символом красоты.В женскую косу вплетали скрытые знаки понятные только своим и посвященным мужчинам.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

1. Две лучше, чем одна До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

2. Жизненные силы Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.


3. Читаем по косе
. Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

4. Священный ритуал Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.


5. Символ чести
Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Замужняя женщина является берегиней своего рода, своей семьи. Что помогало женщине в древности оберегать свою семью и успешно справляться с домашними делами?
Современным женщинам трудно поверить, что это женские косы. Волосы замужней женщины - это великая сила, мудрость и знания. Косы способны накапливать огромный объем информации и жизненной силы.

Как и в древности, женщина, выходя замуж, входит в семью своего мужа, получает его фамилию и принимает силу его рода. Перемена прически с девичьей на женскую играла и играет важную роль в создании благополучной и счастливой семьи. Наши прабабушки знали об этом и очень трепетно относились к своим косам. Когда девушка становилась женой, она носила две косы, в которых накапливались силы для неё и для ребёнка. Одна коса должна была слышать голос бога, вторая - слышать род мужа, его правду, воспринимать энергии и на его долю, поддерживать его энергетически своей силой. Когда женщина ждала ребенка, подрезать волосы не рекомендовалось, чтобы не лишать ребенка энергетической подпитки.


Волосы девочкам не стригли с рождения. Мать самым тчательным образом ухаживала за волосами дочери, вплетала в косу ленты и приговаривала:
"Расти коса до пят, женихи торопят …".


Волосы женщина только перед мужем распускала. Считалось, что распуская волосы, женщина выпускает наружу свою энергию, что не всегда является безопасным для окружающих (а для ее мужа это, напротив, мощная энергетическая подпитка), а во-вторых, распущенные женские волосы быстро впитывают чужой негатив, отрицательные эмоции - зависть, злость. Зачем же нести всё это в свою семью?

Распущенные на людях женские волосы на Руси крайне не приветствовались. Вот, например, какие синонимы для слова "Распущенный" приведены в толковом словаре Ушакова: аморальный, безнравственный, беспутный, недисциплинированный, непристойный, несобранный, нет ничего святого, порочный, предосудительного поведения, развратный, распутный.

Энергетика длинноволосой женщины мощная, чистая, ровная способна создать и удерживать обережный круг для своего любимого мужчины, защищая его от бед. Считалось, что в женской косе хранится энергия и благополучие домашнего очага. Не случайно во время нашествия на Русь варвары первым делом искали жену князя и обрезали ее косу, тем самым лишая сил, защиты, оберега как князя, так и сам город, подвластный ему. Косу княгини захватчики прикрепляли к копью, - это символизировало полное поражение города. Волосы в старину никогда не красили, седина считалась признаком мудрости.
В современном большом городе волосы лучше закалывать и убирать под головной убор, что бы не притягивать отрицательную энергию.

Волосы можно распускать на природе, природа очистит, наполнит здоровой силой и энергией.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая - будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься - значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Кстати, тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Детям в малом возрасте волосы расчёсывали родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчёсывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчёсывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Длинная коса сохраняла женскую силу для будущего мужа. Плетение кос защищало женщин от сглаза, негатива и зла.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, - все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману - вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Длинные волосы являются признаком хорошего здоровья, красоты и женской внутренней силы, а значит, подсознательно нравятся мужчинам. По статистике, мужчины, оценивая женщин, ставят женские волосы на третье место после фигуры и глаз.

Был проведен эксперимент: дети 5 лет, рисуя свою маму, в 95 % случаев рисовали ее с длинными волосами, несмотря на то, что у мам были короткие стрижки. Это говорит о том, что образ мамы - нежный, добрый и ласковый, подсознательно связывается у маленьких детей с длинными волосами. Та же статистика утверждает, что 80% мужчин соотносят короткие стрижки с мужественностью и агрессией.

Длинные волосы дают женщине силу, но что важно: их нельзя носить распущенными. Распустить длинные волосы было неприлично, это как обнажиться. «Распустила Маша косы, а за нею все матросы».

Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к близости. Поэтому раньше женщине было нельзя распускать волосы при посторонних. Женщины, которые носили распущенные волосы были падшими, их называли «РАСПУТНИЦАМИ».

Распускать волосы было не принято также и потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой, распуская волосы. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Ведь женщина распуская волосы, могла привлечь чужие взгляды, могла вызвать зависть недоброжелателей. Женщины себя блюли в этом смысле, так как они знали, что в их руках энергетическая защита семьи и своего дома.

Женские волосы обладают очень мощной сексуальной притягательностью, наверное, поэтому замужние женщины могли показывать свои волосы только мужу, а в остальное время носили платок. Поэтому, женщина в храме должна надевать платок, чтобы не смущать мужчин и не отвлекать их от молитвы.

А также платок символизирует власть мужа и женскую покорность и смирение. Только незамужние женщины могли раньше не прикрывать голову платком в храмах.

Очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить что волосы - это наше достоинство и наша гордость.

Новости Партнеров


Говорят, что если у женщины длинные волосы, она мечтает о короткой стрижке, а если короткая стрижка – мечтает о длинных волосах. О чём мечтает женщина – на эту тему можно много говорить. Но красивые волосы – мечта каждой женщины.


Волосы длинные и роскошные, с ними можно сделать любую причёску, одна из самых известных в истории – коса. Во многих странах коса – самый распространённый элемент причёски, особенно для невесты.



Женским волосам и на Руси придавалось огромное значение. В волосах, по мнению древних и средневековых русичей, была заложена магическая сила.


В древности многие народы верили, что голова и волосы на ней является местом сосредоточения жизненной силы, и её надо не просто оберегать, но и прикрывать от посторонних глаз. Поэтому распускать волосы было не принято, чтобы не разбрасываться энергией и силой.


Девушки заплетали волосы в косу, а женщины не должны были привлекать взгляды чужих мужчин, чтобы не соблазнять своей красотой, и не вызывать зависть. Наши предки соблюдали эти правила, так как они знали, что это защитит покой семьи и создаст благоденствие.



Именно коса была причёской . Девушкам разрешалось не покрывать голову, а если и закрывали, то не полностью. До замужества девушка могла повязать на голову обруч из бересты или луба, обшитый парчой или кумачом, украшенным бисером либо вышивкой, или надеть венец. Верхняя часть головы оставалась непокрытой, волосы заплетались в одну косу.


Для девушки было большим позором, если кто-то с умыслом или из озорства отрезал ей косу, ведь коса была символом невинности. Это символика пришла из далёкой древности, когда были распространены похищения женщин. Утверждая своё право на добытую жену, похититель отрезал девушке косу.



По тому, как убрана голова женщины, можно было определить в девицах ли она или замужняя. Замужних сразу можно было отличить от незамужних девушек – по покрытой голове. При посещении церкви все надевали платки. По традиции девушки украшали косу накосниками или косниками. Это ленты с богатым орнаментом или с объёмными фигурными привесками, которые были в форме сердца или треугольника.


Косники расшивались золотым или серебряным шитьём, жемчугом, бахромой, а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.



Во время венчания украшением для косы была повязка - лента в виде широкой полосы с бисерной или жемчужной сеткой, пришитой по низу. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели уже две косы, укладывая их венцом.


Этот обряд означал, что девушка нашла свою вторую половинку, с которой объединилась для дальнейшей жизни и продолжения рода, и в то же время это означало обрезание косы и потерю свободы. О том, что обрезание волос меняет жизнь, в старину хорошо знали. На уложенные косы надевалась однорогая кичка.



Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан…
Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне руссую
В ленты убирать!


После рождения первого ребёнка надевалась другого вида, с высоким рогом. Во всех местностях необъятной Руси, да даже в одной губернии было множество разных видов головных уборов, один краше другого, да и расплетание косы у кого было перед венчанием, а у кого после венчания.


Девушки заранее готовили себе приданое – ткали, вышивали, вязали, плели. Так как замужняя женщина не могла уже показать свои волосы, то головные уборы старались украсить как можно больше и лучше. Головной убор мог рассказать не только о семейном положении, но и о достатке.


Покроют головушку,
Наложат заботушку…



Девушкам, засидевшимся в девицах, а проще, как их называли – старым девам, запрещалось носить одежду замужних женщин. До самой смерти они не расплетали своей косы, и кокошник нельзя было носить, только платок, да и рубашка и сарафан были самого простого шитья, почти без украшений.


Женщины на Руси дорожили своей честью и мнением о себе не только родственников, но и знакомых, поэтому не позволяли нарушать старинные обычаи и не переступали порог своего дома простоволосой, то есть, не покрыв головы. Согласно русским обычаям замужняя женщина после свадьбы уже не могла нигде появиться с непокрытой головой. Женские волосы обладают мощной притягательной силой, и чтобы не смущать взгляды посторонних мужчин, она должна закрывать свои волосы, и видеть их позволялось только мужу.



Если кто-то срывал с женщины или убрус и обнажал её волосы, это считалось большим оскорблением, равносильным физическому насилию. Поэтому такие преступления рассматривались даже в суде. Из сохранившихся документов известно, что чаще всего срывали головной убор с целью грабежа. Стоимость морального ущерба оценивала местная власть.


Коса, как говорили, толщиной в руку, считалась на Руси эталоном женской красоты. Ведь красивые волосы лучше всяких слов говорят о здоровье и красоте девушки. И сейчас, когда на улице встретишь девушку с роскошной длинной косой, невольно заглядываешься.


Сила в волосах, видимо, есть необыкновенная, и, наверное, поэтому, зная об этом гораздо больше, чем мы сейчас, наши предки трепетно относились к волосам. Менялась жизнь – менялась и причёска, и наоборот.


А потому ещё долгое время, даже в середине ХХ-ого века, в деревнях от старичков и старушек наши, тогда ещё молодые, бабушки слышали: во время беременности волосы стричь нельзя – силы потеряешь для себя и для будущего чада; хочешь, чтобы коса росла до пояса – подстригай кончики волос в дни новолуния; чадушке своему стрижку первых волосиков делай, когда исполнится годик, да храни эти волосёнки всю жизнь.



Вот такие поверья можно было узнать от бабушек, которые они пытались донести до нас. Ведь многое о быте русского народа потеряно и навсегда утрачено. И не только наше нерадение этому вина. Сколько войн прошло через многострадальную Россию…