Как помочь ребенку, который боится темноты? Давайте проанализируем причины возникновения страха.

Ребенок боится. Что делать?

Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.



Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.

Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».

Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:

  • практикующий детский психолог,
  • заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • преподаватель детской психологии в вузе,
  • один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).

Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.

Ребенок боится: что делать?

Страх – боязнь, робость, сильное опасение,

тревожное состояние души от испуга,

от грозящего или воображаемого бедствия.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Топ- 10 детских страхов.

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.

Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят: Родители хотят, чтобы ребенок понял: Ребенок понимает на самом деле: Вывод, который делает ребенок:
Не бойся! Не надо бояться! Не смей бояться! Меня ругают
Не страшно! Твои страхи беспочвенны Им — то не страшно! Меня не понимают
Ты же у нас храбрый! Мы верим в тебя! Я хуже, чем они обо мне думают Я плохой
Не будь трусом! Мы тебя ободряем Я – трус! Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают Бояться можно Все чего-то боятся Меня понимают
Мы можем научиться преодолевать страхи Все получится Мне хотят помочь Меня любят

Правила для родителей.

Родителям нужно знать правила :

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

Анкета для родителей. Страхи.

Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

— Конфликтные отношения между родителями: да-нет

— Психические травмы типа испуг: да-нет

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

Например такую, как у Михаила Андрианова:

Бум-бум-бум

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.

Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.

Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:

Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.

Когда ваш ребенок мучается от того, что боится привидений, монстров или чего-то другого, злобного и ужасного, вы в состоянии помочь ему справиться с этими страхами. Проявите понимание, внимательно выслушивайте и попробуйте воспользоваться нашими советами, чтобы с вашей помощью малыш преодолел свой страх.

Шаги

Поймите, чего боится ребенок

Принимайте страхи всерьез

    Не смейтесь над детскими страхами. Насмешки не избавят ребенка от страха; они только усилят тревогу и, в то же время, понизят его самооценку. Это может усугубить проблему и привести к развитию фобии (более тяжелой стадии страха). Ребенок в состоянии преодолеть свой страх с помощью вашей любви и заботы. Пренебрежение, напротив, только разовьет в нем негативные чувства.

    Найдите правильные слова. Не говорите ребенку "перестань плакать как маленький", "нечего тут бояться", "смотри, а твой друг не боится" и тому подобных вещей. Это убедит его в том, что бояться нехорошо и стыдно, и он перестанет делиться своими страхами с вами. Скажите ребенку, что все порой чего-то боятся. Объясните ему, что делиться страхами нормально, как и просить о помощи.

    Помогите ребенку преодолеть страх

    1. Не заставляйте ребенка делать то, чего он боится. Принуждение может только усилить страх. Подумайте, как бы вы себя чувствовали, если бы вас заставляли взять в руки таракана или прыгнуть с "тарзанкой". Дайте ребенку время привыкнуть и преодолеть страх. Поддерживайте его со всей возможной заботой и любовью.

      Будьте образцом храброго поведения. Ребенок всегда будет повторять ваши действия. Если вы приходите в ужас или злитесь, вероятнее всего, ребенок станет реагировать так же. Он уверен: то, что безопасно для вас, безопасно и для него; если вы спокойны, то и он может успокоиться. Не пугайте ребенка криком всякий раз, как он пытается сделать что-то потенциально опасное, что может навредить ему. Вместо этого спокойно помогите ему и объясните, что можно делать и чего нельзя, а главное, почему.

      Не показывайте детям страшных персонажей. Маленький ребенок еще не видит разницы между реальностью и вымыслом. Дети часто пугаются фантастических персонажей, которых видят по телевизору. Не включайте страшных фильмов и передач. Кроме того, помогите ребенку понять разницу между фантазией и реальностью, рассказав ему простым языком, как снимают кино и делают мультфильмы.

      Предложите ребенку пройти вместе с ним по дому или комнате, которая вызывает у него страх. Откройте все двери, загляните под кровать; включите свет и посветите в темные углы фонариком, чтобы показать, что там ничего нет. Если вашего ребенка пугают звуки или тени, поговорите о том, что на самом деле может являться их причиной, но не смейтесь и не критикуйте.

      Используйте против страха юмор. Попросите ребенка описать чудовище, которое он себе представляет. Добавьте к этому образу нелепых деталей, например, клетчатые подштанники или дурацкую шляпу. Нафантазируйте, что, возможно, монстр приходил в ванную комнату, потому что очень хотел в туалет, или что он на самом деле не злой, а грустный, потому что у него нет друзей. Включите ребенка в игру, насмешите его или вызовите сочувствие. Так образ монстра станет менее страшным или даже симпатичным.

      • Наполните бутылку с распылителем водой, добавив лавандового или другого ароматического масла (если у ребенка нет аллергии). Наклейте большую этикетку с надписью "Средство от монстров" и скажите ребенку, что ни один монстр теперь к нему не подойдет, потому что они, во-первых, боятся воды, а во-вторых, аромат заставит их чихать. Сделайте несколько распылений в воздух и заверьте ребенка, что только очень глупый монстр осмелился бы теперь войти.
      • Поставьте на пол возле двери блюдечко и положите в него несколько конфет. Скажите ребенку, что чудовища любят конфеты больше всего на свете, но становятся от них ласковыми и пушистыми, как щенки.
      • Возьмите клубок ниток и размотайте их по полу вокруг детской кроватки, создав "барьер для монстров". Скажите ребенку, что ни одно чудовище не сможет преодолеть эту преграду, а если попробует, то бац! – и исчезнет, как по волшебству.
    2. Сделайте все, чтобы ребенок чувствовал себя любимым. Пусть он знает, что вы всегда рядом, чтобы защитить его.

    • На ночь поможет теплое молоко в особенной чашке. Для вкуса можно добавить пакетик чая, не содержащего кофеина – например, ванильного ройбуша.
    • Вы можете добавить немного лаванды в бутылку с водой (опять-таки, если ребенок не страдает аллергией). Распылите ее в воздух и скажите ребенку, что это поможет прогнать все плохое. Лаванда обладает успокаивающим действием и поможет ребенку мирно уснуть. Кроме того, само действие, произведенное вами, успокоит его.
    • Есть множество книг и фильмов о дружелюбных привидениях и монстрах.
    • Если ребенку ложиться спать, посидите с ним рядом, пока он не уснет.
    • Почитайте или посмотрите вместе с ребенком что-нибудь нестрашное, чтобы он представил себе более симпатичных созданий, которые могли бы навестить его ночью.
    • Будьте очень осторожны, выбирая фильмы для просмотра с ребенком, особенно те, на которых стоит рекомендация "только в сопровождении родителей". Если такая пометка есть, почитайте, почему она проставлена. Если в фильме есть страшные сцены, не давайте впечатлительному ребенку его смотреть, пока он не станет старше. Поищите в Интернете отзывы других родителей.

    Предупреждения

    • Иногда беспричинные, на первый взгляд, детские страхи связаны с насилием или другой травмой в прошлом. В таком случае вам потребуется профессиональная помощь.
    • Постарайтесь избавиться от тех предметов в доме, которые пугают ребенка.
Здравствуйте, Дмитрий,

Прежде всего, обсудите эти страхи с Вашей дочерью, дайте ей понять, что Вы понимаете, чего она боится.

Включите свет.
- Успокойте ребенка, говоря ему (может быть, несколько раз, если необходимо): "Я здесь... папа здесь".
- Глядя ребенку в глаза, очень внимательно выслушайте его.
- Реагируйте на его испуг, говоря спокойно и успокаивающе.
- Предложите ребенку его любимую мягкую игрушку, куклу или игрушечного человечка, чтобы он был не один, когда Вы уйдете из комнаты.

1. Признайте страхи Вашего ребенка: чувство испуга реально для него, не важно, насколько глупым и абсурдным оно может казаться Вам. Говоря дочери: "Я вижу, что ты действительно испугана", Вы уверяете ребенка, что понимаете его.

2. Если ребенок готов говорить о своих ночных страхах, Вы можете помочь ему выйти из пугающей его ситуации; предложите ему использовать в сновидении какие-нибудь волшебные способности, такие как умение летать, делать вещи невидимыми или уменьшать их размеры. У детей богатое воображение, так что направьте это воображение так, чтобы оно помогло ребенку, постарайтесь сделать это непосредственно перед сном. Исследования показывают, что эта методика очень эффективна.

3. После утешающих слов помогите ребенку расслабиться, например, при помощи успокаивающего прикосновения.

4. Найдите конкретные решения, которые дадут ребенку чувство контроля над ситуацией.

Например, некоторые дети чувствует себя значительно спокойнее, если берут с собой в кроватку папин фонарик, который является отличным оружием против приведений:) Еще можно взять метлу, и тщательно вымести всех страшилок из комнаты перед сном. Вы вместе с дочерью можете придумать любые другие средства против ночных монстров.

5. Общайтесь с ребенком на уровне его понимания, а не старайтесь "поднять его до своего уровня". Детские страхи иррациональны по своей природе, поэтому Ваша логика перед ними бессильна. Если Вы хотите действительно помочь ребенку различать воображаемое и реальное, пытайтесь успокоить его, не отрицая присутствия "страшилок".

6. Убедите ребенка (поощряйте его желание) выбрать любимца, с которым ему будет спокойнее в кровати. Один предмет, одеяльце или мягкая игрушка, "работает" лучше, чем ящик игрушек. Даже фонарик или фотография кого-нибудь из родителей могут успокоить детей постарше.

7. Пойдите вместе в магазин, чтобы купить "любимца", если у вас еще его нет.

8. Делайте иногда исключения из правил, чтобы дать всем возможность спокойно поспать. В ситуациях, когда ребенка невозможно успокоить, и он настаивает на засыпании в Вашей постели, спальный мешок на полу в комнате может быть хорошим компромиссом.

9. Используйте ролевые игры и рисуночные техники в борьбе со страхами у Вашей дочери. Прочитать о них Вы можете в разделе “Коррекционные методики. Детские страхи” по данной ссылке –

http://сайт/l_02_01.shtml

В этом разделе Вы также найдете много дополнительных рекомендаций.

В предыдущей главе книги известного психолога Людмилы Петрановской «Что делать, если...» мы объяснили детям, что делать, если ты встретил педофила в интернете . А что делать, если ребенок боится темноты и монстров?

Психолог Людмила Петрановская о том, как вырастить из трусишки Тома Сойера .

Напоминаем: в своей книге известный психолог обращается прямо к детям.

Глава 9

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ И МОНСТРОВ

Как только родители выключают свет и выходят из комнаты, все сразу становится не так, как обычно. Где-то в углу что-то шуршит. Или КТО-ТО? Странная тень замерла у стены. Кажется, у нее есть голова и руки. Вот сейчас как повернется...

Прибегают родители. Спрашивают: «Ты чего?», говорят: «Тут никого нет!», стыдят: «Такой большой, и боишься!», требуют: «Спи немедленно!».

Иногда соглашаются посидеть, пока не уснешь – это здорово. Рядом с мамой и папой совсем не страшно. А некоторым детям везет – они спят в одной комнате с родителями, или с бабушкой, или с братом либо сестрой.

Еще помогает, если ночник включить или дверь оставить открытой – тогда оттуда свет и слышно, как взрослые разговаривают.

Но стоит дверь закрыть – и снова все становится ДРУГИМ. И тени, и звуки. И под кроватью сразу как будто кто-то есть. И заснуть невозможно, лежишь и трясешься, плачешь уже тихонько, чтобы не услышали и не ругали...

С тобой так бывает?

Или вот еще: на даче, в деревне вечером идешь в туалет. Вроде и фонарик в руке, а все-таки СТРАШНО! Так и кажется, что кто-то смотрит на тебя ОТТУДА, из темноты. И сейчас прыгнет...


Страх перед темнотой и ночными шорохами заложен в нас от природы. Ведь наши древние предки жили в лесах, в пещерах, и именно по ночам выходили на охоту волки и леопарды, которые как раз ПОДКРАДЫВАЮТСЯ, а потом внезапно НАБРАСЫВАЮТСЯ. А еще были ядовитые змеи, которые ШУРШАТ, и пауки, и прочие малоприятные соседи. Надо было все время быть начеку. Прислушиваться к каждому шороху, замечать каждую тень. И главное – НЕ СПАТЬ, особенно если ты один. Если рядом есть другие люди и они не спят, то можно забыть про страх и расслабиться. А если нет – засыпать опасно! Особенно ночью, в темноте.

Это был очень полезный страх. Если бы не он, всех наших прапрадедушек скушали бы саблезубые тигры, и нас с тобой на свете не было. А мы есть! Только темноты боимся...

Конечно, сегодня зверей опасаться нечего, они сами людей боятся. А многие дети все равно не могут справиться со страхом. Они что, глупые?

Нет! Наоборот, очень способные и одаренные.


Этот дар называется ФАНТАЗИЕЙ, ВООБРАЖЕНИЕМ. Именно фантазия позволяет придумывать волшебные сказки, интересные фильмы. Ею рождены драконы, кентавры, единороги, Терминатор, Человек-паук... Образы красивые и ужасные, злые и добрые.

Вот и ребенок с богатой фантазией легко придумывает разные вещи. Днем это веселые игры, и это никого не расстраивает, а ночью фантазия рождает чудовищ.


Что же делать?

Справиться со страхом с помощью ума не получается. Ум ЗНАЕТ, что это просто халат висит, а фантазия ВИДИТ, что это монстр: вон лапа и морда, и он, кажется, только что пошевелился. Фантазия сильнее, поэтому бороться со страхом надо тоже с помощью фантазии.

Начинать лучше днем. Возьми лист бумаги и нарисуй того, кто пугал тебя ночью.

Ведьму, или монстра, или гроб на колесиках.


А теперь немного рисунок измени. Добавь что-нибудь забавное, глупое, смешное.

Ведьме – бантики на волосах и ролики: она учится кататься. Потому и нос кривоват – не рассчитала.


А гробу на колесиках - мигалку!

Совсем не страшно, наоборот, смешно!

Если ты не очень любишь рисовать, можно придумывать истории. Например, про привидение, которое каждую ночь проникает в дома людей потому что...

Оно очень любит смотреть сериалы!

Ему нравится проходить через стены, это очень щекотно!

Ему... очень страшно одному, ведь оно еще маленькое!

Когда начинаешь бояться, зови на помощь фантазию, переделывай страшный образ в смешной. Ведь это ты его придумал, ты и можешь изменить.

Возраст: 6-10 лет,

Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».

Публикуется в сокращении.

ОТ РЕДАКЦИИ: Точно по этому принципу создан замечательный мультфильм студии «Pixar» «Корпорация монстров». Посмотрев историю про добрых и нелепых чудовищ, которые пугают детей по долгу службы, малыши начинают спать спокойнее.

И второе: не мешает оставлять ребенку свет в детской или коридоре, раз уж это успокаивает маленького фантазера. Психологи учат: родители не могут просто «запретить» ребенку бояться – они должны прийти ему на помощь.