Чему учат отечественные мультфильмы. Чему учат современные мультфильмы

Какой ребенок не любит смотреть мультики? И какая мама не любит те прекрасные минуты, когда малыш притих у экрана телевизора, и можно наконец-то налить себе чашку чаю или даже накрасить ногти? Но за все, как известно, приходится платить, и недооценивать воспитательное – или антивоспитательное – влияние анимации никак нельзя. «Комсомолка» вместе с детским и семейным психологом, психотерапевтом Полиной Зелексон выясняла, насколько велик может быть вред от просмотра детских мультсериалов.

Стоит разделять понятия мультсериалов и анимационных фильмов, - отмечает Полина Зелексон. – Анимационные фильмы – это в большинстве случаев зрелище для всей семьи, и они имеют законченный сюжет и некие цели. А вот смотреть вместе с ребенком мультсериалы взрослым обычно терпения не хватает. А зря. Ведь они отражают проблемы определенной возрастной категории детей и могут стать сигналом того, что ребенку чего-то не хватает в реальной жизни.

МАША И МЕДВЕДЬ

Сюжет: Главные персонажи мультсериала: Маша – очень озорная и любопытная девочка, обожающая игры и сладости, и Медведь – бывший цирковой артист, ушедший на покой и увлекающийся рыбалкой и пчеловодством. Маша часто приходит в гости к Медведю, и он ухаживает за ней, словно заботливый отец – но при этом всегда страдает от ее проделок. Мультсериал очень привлекателен своей яркостью, красивой графикой и отличной подборкой музыки – поэтому на первый взгляд кажется родителям просто идеальным вариантом просмотра для любимого чада .

Маша и Медведь - Первая встреча. Подпишись на Машу в Инстаграм: http://instagram.com/mashaandthebear/ Маша и Медведь ВКонтакте - http://vk.com/mashaimedvedtv Masha And The Bear Facebook - http://facebook.com/MashaAndTheBear Все серии Маша и Медведь: http://goo.gl/zPQaY9

Комментарий специалиста

Маша – это настоящий хаос. Она – воплощение эгоцентризма, она, ничуть не переживая, нарушает все границы Медведя. И для ребенка 3-5 лет такое поведение в принципе нормально, хотя и не приветствуется. А вот если дети продолжают смотреть этот мультсериал в более старшем возрасте, и Маша для них при этом остается безусловно положительной героиней – это уже повод для беспокойства. Поэтому смотреть «Машу и Медведя» лучше вместе с взрослыми, с вдумчивым и критическим подходом. Если сценаристы не прописали в мультфильме мораль, это придется сделать за них, постоянно объясняя ребенку, в чем Маша не права и как неприятно или даже больно может быть Медведю от ее шалостей.

Чему хорошему может научить:

Маша – девочка, безусловно, творческая и креативная. Вдохновленный мультиком ребенок может не только НАтворить, но и СОтворить немало интересного – главное, направить энергию в нужное русло; - В мультсериале можно найти полезные с бытовой точки зрения моменты: к примеру, в одной из серий Маша наелась конфет и у нее заболели зубы – многие дети после этого начинают с большей охотой пользоваться зубной щеткой.

Чему плохому может научить:

Веселиться так же, как Маша – мечта любого ребенка. Тем более, что и способы указаны прямо в мультфильме – надо просто больше шуметь, прыгать по кроватям и диванам, кричать, смеяться и не слушаться; - Девочка не проявляет никакого почтения и уважения к Медведю, воплощающему образ отца или деда, он не является для нее авторитетом. При этом за нарушение социальных норм обычно не следует никакого наказания. Странно после просмотра такого мультика требовать от ребенка послушания; - Маша редко кому-то сочувствует, для нее важна только она сама – это делает ребенка эгоистичным и не дает ему научиться чувствовать чужую боль, как свою; - Очень быстрая смена картинок в мультфильме может привести к логоневрозу у самых маленьких зрителей, поскольку когнитивная информация не успевает усваиваться.

СМЕШАРИКИ

Сюжет: «Смешарики» - так создатели сократили словосочетание «смешные шарики» - российский мультипликационный сериал. Возраст главных «детских» персонажей – 13-14 лет, однако наибольшим успехом «Смешарики» пользуются у самых маленьких зрителей. Герои сказки живут в своем мире большим дружным коллективом, занимаются повседневными делами, а иногда попадают в необычные или даже критические ситуации.

Смешарики. Мир без насилия. Другие уши. Мы разные и это здорово! Интересней будет подружиться! Новая серия поучительных мультфильмов от Смешариков научит детей терпимости. Следи за нами в Твиттере https://twitter.com/TVSmeshariki

Комментарий специалиста

«Смешарики» - яркий, достаточно красивый мультфильм. Изначально предполагалось, что он будет рассчитан на подростков – об этом свидетельствует и возраст персонажей, но быстро стало ясно, что наибольшим успехом мультик стал пользоваться у дошкольников. Однако многие темы, поднимаемые в мультсериале, остались подростковыми – к примеру, отношения между Нюшей и Барашем. Но в целом «Смешарики» - один из наиболее удачных примеров современной анимации.

Чему хорошему может научить:

В мультсериале достаточно много поучительных историй – дается информация о здоровом образе жизни, труде, творчестве, выборе профессии, науке и человеческих отношениях; - В «Смешариках» нет отрицательных персонажей (по крайней мере, среди главных героев) и нет откровенного насилия.

Чему плохому может научить:

Нередко герои не извлекают никаких уроков из произошедших событий: например, в одной из серий Копатыч не может устоять перед медом, даже если ему становится от него плохо – но вместо того, чтобы показать, как нужно обуздывать свои желания, серия заканчивается тем, что герой в очередной раз объедается, и ему приходится вызывать врача; - В мультсериале встречаются жаргонные слова и эвфемизмы ругательств (елки-иголки, дурочка из переулочка); - Несмотря на отсутствие отрицательных персонажей, однозначно положительных героев в мультфильме тоже нет. А ведь ребенку, в отличие от взрослого, ищущего психологизм и развитие характера в персонажах, нужен яркий пример для подражания – и все.

ЛУНТИК

Сюжет: Лунтик – создание с четырьмя ушами, родившееся на Луне и упавшее с нее на Землю. Теперь он живет на лесной поляне возле пруда вместе с разными насекомыми. С ним и с его друзьями постоянно происходят различные истории, и за их приключениями с удовольствием смотрят дети.

Лунтик и его друзья - Две башни. Лунтик.Развивающие игры - http://bit.ly/luntik_games Официальный сайт - http://luntik.ru/ Детская социальная сеть - http://world.luntik.ru/ ******************************************************************

Комментарий специалиста

Мультсериал «Лунтик» - добрый и поучительный. В нем показывается, как решаются различные конфликты – а значит, мультфильм несет воспитательную функцию. Но интересно его смотреть только самым маленьким – для школьников он уже чересчур наивен.

Чему хорошему может научить:

Лунтик – очень добр, отзывчив и всегда готов прийти на помощь тем, кто в ней нуждается; В мультсериале есть поучительные истории, из которых можно сделать выводы – что нужно быть вежливым, извиняться, когда виноват, исправлять свои ошибки и не жадничать; - Нет жестокости, крови и пошлости.

Чему плохому может научить:

Некоторые шалости все же остаются безнаказанными – например, герои раз за разом выходят гулять ночью.

БАРБОСКИНЫ

Сюжет: «Барбоскины » - российский анимационный сериал о многодетной семье антропоморфных собак. Каждый выпуск имеет собственный сюжет, а местом действия является квартира Барбоскиных в городском многоквартирном доме и придомовая территория с детской площадкой.

Барбоскины - Фейерверк. Название: Барбоскины - 80 Серия. Фейерверк (мультфиль

Комментарий специалиста

«Барбоскины» - не лучший пример семьи. Отсутствие родительского контроля, появление родителей только тогда, когда надо кого-то отругать или что-то купить – такую модель семьи здоровой не назовешь. Да и между собой персонажи по-настоящему не дружат – важнее всего оказывается подшутить над кем-то, иногда даже жестоко подшутить. Поэтому, даже несмотря на жизненность и поучительность ситуаций, однозначно полезным этот мультсериал назвать сложно.

Чему хорошему может научить:

Большинство ситуаций в мультфильме очень жизненные и действительно могут помочь разрешить проблемы и конфликты; - Присутствуют понятные детям юмористические сценки (нечто вроде «Ералаша»).

Чему плохому может научить:

В мультсериале как норма преподносится отдаленность родителей от своих детей. Отец семейства вечно работает или читает газету, мама мечтает о сцене. Времени на общение с детьми у них нет, максимум, что они могут сделать – наказать или дать денег; - Братья и сестры постоянно ссорятся, дерутся, кричат – в мире жить у них не получается. Каждый член семьи – сам за себя, и никто не гнушается даже обманом, шантажом, ябедничеством и угрозами; - В «Барбоскиных» много стереотипов. К примеру, модница и футболист – обязательно глупенькие, а отличник читает учебники даже в каникулы и ничего не понимает в реальной жизни.

ФИКСИКИ

Сюжет: «Фиксики» - один из немногих современных мультсериалов, созданных по мотивам книги. Основой для этого мультика послужила повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Мультсериал рассказывает о семье Фиксиков – маленьких человечков, живущих внутри техники и исправляющих ее поломки, а также о восьмилетнем мальчике ДимДимыче и его родителях.

Комментарий специалиста

Пожалуй, «Фиксики» - это наилучшая модель семьи в современной анимации. Кроме того, мультсериал очень познавательный – каждая серия рассказывает о каком-нибудь всем известном предмете. И не просто рассказывает, а объясняет, как он устроен, легко рассказывает о сложном. Конечно, совсем маленькие зрители вряд ли смогут понять все, о чем говорится в мультсериале, но для детей от 4-5 лет он будет очень полезен. Чему хорошему может научить:

- «Фиксики» - самая настоящая энциклопедия, благодаря которой ребенок в доступной форме разъясняется принцип действия самых разных приборов и гаджетов – а заодно и техника безопасности при работе с ними; - Мультсериал очень добрый, и в нем качественно проработаны и роли родителей, и роли детей – и у людей, и у фиксиков; - Мультик ненавязчиво говорит о необходимости бережного обращения с природой и окружающей средой.

Чему плохому может научить:

Сломанные вещи или приборы, к сожалению, иногда нельзя починить. А ребенок, искренне верящий во всемогущество фиксиков, может быть недостаточно осторожен с вещами.

MONSTER HIGH (ШКОЛА МОНСТРОВ)

Сюжет: Все началось с серии фэшн -кукол, изображающих детей известных чудовищ. Дети эти не настолько ужасны, как их родители, но переняли от них некоторые «фамильные» черты – например, дочка Дракулы не отражается в зеркале и ей приходится спрашивать подружек о том, как она выглядит, а сын Медузы Горгоны должен всегда ходить в солнцезащитных очках – иначе все вокруг окаменеют. Куклы быстро стали очень популярными, и создатели запустили мультсериал про них, в котором потомки монстров учатся в специальной школе и сталкиваются с такими же проблемами, как и обычные подростки.

Школа монстров/Монстр Хай - Торалей забирает голос Кэтти. Торалей забирает голос Кэтти - "Boo York" - Школа монстров/Монстр Хай Торалей Страйп шатается по Бу-Йорку с Кристаллом Кометы в руках и украденным голосом Кетти Нуар. Как же монстряшки смогут вернуть музыкальный голос Кетти?

Комментарий специалиста

Для детей Monster High – способ приблизиться к страшному. Ведь все в детстве рассказывали друг другу страшилки – а теперь вот играют в куклы и смотрят про них мультики. Но если в подростковом возрасте это нормально, то психике дошкольников и младших школьников увлечение монстрами может нанести вред. Если 6-летняя девочка укладывает любимую куклу вместо теплой кроватки в гробик, а обедать усаживает за обитый черным крепом столик – это не очень хорошо, согласитесь?

Чему хорошему может научить:

- «Школа монстров» учит ценить дружбу и не обращать внимания на различия (иногда весьма серьезные) во внешнем виде. Ведь почти каждый ребенок в чем-то чувствует себя «гадким утенком» - а Monster High демонстрирует, что с проблемами можно справиться, не впадая в отчаяние и не опускаясь до подлости; - Поскольку большинство персонажей – дети героев мифов и литературы, истории о монстрах могут пробудить интерес к первоисточникам и развить любовь к чтению.

Чему плохому может научить:

У детей нивелируется страх смерти. А между тем, страх – один из сильнейших барьеров, помогающих избежать опасности. Взамен этого возникает чуть ли не культ смерти и воспевание гламура загробной жизни; - Хотя мультсериал рассчитан на подростков, его очень любят младшие школьницы. А вот темы, поднимаемые в нем, совсем не детские – очень много внимания уделяется романтическим переживаниям; - Идея толерантности все же проработана не идеально – ведь все героини мультика, как на подбор, стройные длинноволосые красотки с огромными глазами и длинными ресницами, одетые в обтягивающие мини-юбочки.

WINX CLUB (КЛУБ ВИНКС)

Сюжет: Мультсериал повествует о приключениях девушек-фей, которые однажды объединились по воле судьбы, и теперь им приходится постоянно спасать мир от нападения темных сил. А заодно решать свои собственные проблемы – ведь у каждой из фей, как и у любой девушки, есть своя личная жизнь.

Клуб Винкс - Разлив нефти (Видеоклип 1). Винкс возвращаются в Гардению и объявляют, что выступят с концертом. Шесть волшебниц, как всегда,

Каков процент родителей, не позволяющих своему малышу смотреть мультики? Наверное, не слишком большой, очень уж хочется взрослым иногда и отдохнуть, и своими делами без «помощи» малыша заняться. Но даже те родители, которые строго дозируют количество мультяшности в жизни детей, частенько совершают одну ошибку - они не смотрят мультфильмы со своими отпрысками. Портал сайт усадил перед экраном педагога-психолога Елену Попову, чтобы вместе разобраться, чему же учат детей самые популярные сейчас мультики?

Эксперт: Елена Попова, педагог-психолог, стаж работы - 5 лет.

Как мать восьмилетнего мальчика и практикующий детский психолог, о современных мультфильмах я знаю не понаслышке. И хотя их принято ругать: дескать, они и глупые, и вредные, я скажу так - есть, конечно, мультфильмы неоднозначные, но будут они во вред или на пользу, полностью зависит от взрослого, который смотрит мультфильм вместе с ребенком, - уверена Елена Попова. - Да-да, именно так. Нельзя просто включить мультик ребенку и уйти в другую комнату. Если вы хотите знать, какие мысли и какие идеи пробуждаются в вашем ребенке во время просмотра, вы не только должны смотреть мультфильмы вместе, но и обсуждать то, что вы увидели.

Выбирая мультфильм или пытаясь скорректировать выбор ребенка, прежде всего помните, что большинство анимационных фильмов имеют четкую ориентацию на возраст аудитории. Если вы слышите повторяющиеся слова, фразы, диалоги - значит, вы точно смотрите мультфильм для самой юной аудитории. Для них характерны простые диалоги, простые сюжеты, простая и понятная анимация. И мораль, если она предусмотрена авторами, также вполне однозначна.

Вполне возможно, что вам этот мультфильм не понравится, но это нормально. Мультик должен нравиться и быть понятным трехлетнему ребенку. Именно в этом возрасте я советую начинать знакомство чада с миром мультфильмов, - отвечает Елена на извечный родительский вопрос: «Когда же можно пускать ребенка к экрану?»

Мультфильмы для самых маленьких

«Лунтик и его друзья»

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Главный герой этого мультипликационного сериала - странное существо, лунная пчела по имени Лунтик. У Лунтика открытый добрый характер, благодаря чему у него очень много друзей. А поскольку Лунтик еще и любознательный - с ним происходят разные приключения. Он заботливый и благодарный приемный сын в семье пчел бабушки Капы и дедушки Шера.

Комментарий эксперта :

Мультфильм про Лунтика я считаю идеальным для маленьких детей. Он в равной степени позитивный и поучительный. Там нет подводных камней и многозначности, детям этого и не нужно. К примеру, если вредные гусеницы (тоже герои «Лунтика») поступают плохо - они получают оценку своему поведению и даже чему-то учатся, становятся лучше. Если же друзья по какой-то причине поссорились, то надо помириться, и так далее. В «Лунтике» все просто и понятно.

«Свинка Пеппа» / Peppa Pig

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Великобритания.
  • О чем мультфильм . Свинка Пеппа живет в большом доме вместе со своими мамой, папой и младшим братишкой Джоржем. С ними происходят разные истории, которые, впрочем, всегда заканчиваются хорошо.

Комментарий эксперта :

В мультфильме очень простая анимация, очень простые сюжеты. Сам мультик добрый, декларирует семейные ценности: жить одной семьей, защищать малышей, не смеяться над теми, кто не похож на тебя. Всему этому учит свинка Пеппа.

Но есть в этом мультипликационном сериале и такие моменты, которые нужно объяснять и корректировать. Например, Пеппа и члены ее семьи весело похрюкивают и валяются в грязи (все-таки они свиньи и им можно), но, кроме этого, они могут не скрывать метеоризма за столом. И, конечно, это недопустимо. Поскольку дети склонны копировать поведение своих любимых героев, задача взрослого объяснить, что так делать нельзя. Объяснить: возможно, в мире, где живут свиньи, это нормально, но для людей это неприемлемо.

«Фиксики»

  • Хронометраж : 6 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Если вы не знаете, кто такие Фиксики - это значит, что вам больше 18 лет и у вас нет детей. Потому что уж дети-то точно знают, кто эти загадочные существа и чем они знамениты. Это маленькие человечки, которые тщательно скрывают свое существование от всех, кроме одного счастливчика - мальчика по имени Дим Димыч. Фиксики обожают чинить все, что сломано, и с легкостью могут объяснить даже ребенку, как устроены разные механизмы, которых так много в каждом современном доме.

Комментарий эксперта :

Отличный познавательный мультфильм, в котором зла просто не существует: в сериале нет ни одного плохого героя. Кроме того, что маленькие зрители узнают природу вещей и явлений (ток, микроволны и прочее), они учатся ценить чужой труд, понимают, что нельзя обманывать или делать свою работу кое-как. И взрослым такой мультфильм посмотреть не помешает.

«Робокар Поли и его друзья»

  • Хронометраж : 11 минут.
  • Производство : Южная Корея.
  • О чем мультфильм . В мире, где живут обычные дети, обитают «живые» машинки-трансформеры, которые придут на помощь любому, кто окажется в беде.

Комментарий эксперта :

В фильме яркая, сочная анимация, простые сюжеты и диалоги, а также очень понятные персонажи. Фильм рассказывает о взаимовыручке, о дружбе, о смелости.

Мультфильмы для детей постарше

К 8–10 годам дети начинают хорошо различать иронию в мультфильмах. До этого возраста они воспринимают сарказм за чистую монету. Для мультипликационных сериалов, ориентированных на эту аудиторию, характерны более сложные сюжеты и графика. Ну и, конечно, другое качество юмора.

Герои мультфильмов не всегда получают желаемое, но они не унывают. Дети смеются во время просмотра мультфильмов, и это очень хорошо, поскольку юмор - это единственная вещь, которая позволяет пережить действительно тяжелые моменты. Смеясь над героями, вместе с героями дети учатся относиться к себе с самоиронией, а к жизни - позитивно.

«Время приключений» / Adventure Time with Finn & Jake

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США.
  • О чем мультфильм . В волшебной стране Ууу живет мальчик-подросток Финн. Его пес Джейк обладает суперспособностью менять форму и размер своего тела, кроме этого он старше да и, откровенно говоря, мудрее своего хозяина. Вдвоем Джейк и Финн сражаются с монстрами, злодеями и спасают принцесс.

Комментарий эксперта :

Мультфильм «Время приключений» хорош тем, что учит добиваться поставленных целей. Даже если что-то не получилось с первого раза, нужно набраться терпения, приложить усилие, вооружиться смелостью.

Многим взрослым, воспитанным на другой культуре и эстетике, мультфильм может показаться пугающим. Там много несимпатичных, отвратительных и мерзких персонажей. Однако современные дети не видят в этом проблемы. Рассуждая о внешности главного героя, они говорят: «Внешность - не самое главное. Да, он некрасив, зато он смелый». Этот мультик делает наших детей отважнее. Обратите внимание, что в мультике присутствуют шутки сексуального характера.

«Барбоскины»

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Пять щенков (почему-то разных пород) живут с двумя работающими родителями и стареньким дедушкой. Старшая Роза - типичный подросток, модница и «воображуля». Двое следующих ребят, тоже подростки, мальчики Дружок и Гена. Один обожает спорт, а вот учиться, наоборот, не любит. Другой - ходячая энциклопедия, грезит о Нобелевской премии. Следующая девочка - Лиза - очень ответственная, но может ябедничать. Самый младший ребенок - Малыш, его все любят и оберегают.

Комментарий эксперта :

В мультфильме очень хорошо прописаны персонажи: каждый ребенок в этой семье является отражением своих ровесников.

Барбоскины - это очень современная семья с работающими родителями и всеми вытекающими из этого последствиями. Дети большую часть времени предоставлены себе, и поэтому с ними приключается всякое. Несмотря на то, что у детей разные интересы и характеры, когда случается настоящая неприятность, они объединяются и сообща решают проблему. Как правило, все проблемы дети успевают решить до прихода родителей. Неработающий дедушка им в этом помогает. Родители же дают оценку решениям или поступкам детей, объясняя, что сделано правильно, а что - нет. На примере Барбоскиных дети учатся быть самостоятельными и отвечать за свои поступки.

«Мои маленькие пони. Дружба - это чудо» / My Little Pony: Friendship Is Magic

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США, Канада.
  • О чем мультфильм . Красивая сказка о сказочном мире, в котором живут пони. У каждого жителя Понивилля свой характер, свой редкий неповторимый дар. Пинки Пай - веселая, ее дар - Элемент Гармонии Смех. Пони Эпплджек является носителем Элемента Честности, и так далее.

Комментарий эксперта :

Интересные диалоги, отменная прорисовка, харизматичные персонажи - все это делает мультфильм популярным не только у маленьких девочек. Фильм пропагандирует дружбу и взаимовыручку. У мультфильма практически нет негативных сторон.

Единственное, что можно отметить - чрезмерная эмоциональность героев. В Понивилле принято резко и категорично демонстрировать свои эмоции, отчего пони кажутся взбалмошными, капризными, порой плаксивыми. А в нашей культуре это не приветствуется. Русский ребенок, который возьмет поведение пони для копирования, сможет почувствовать болезненное несовпадение между желаемой и реальной реакцией на свою «открытость».

«Сорвиголова Кик Бутовски» / Kick Buttowski: Suburban Daredevil

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США.
  • О чем мультфильм . Мальчик-подросток Кик Бутовски мечтает стать лучшим в мире каскадером. И каждый свой день он совершает какие-то невероятные трюки. Мультфильм яркий, динамичный, наполнен юмором. Чему он может научить? В первую очередь целеустремленности, умению дружить, взаимовыручке и смелости.

Все больше родителей запрещают своим детям смотреть мультфильмы. "У нас строго - телевизор под запретом", "Не хочу, чтобы ребенок стал гаджетозависимым", "Волк в "Ну, погоди!" вообще курит - это дурной пример" - аргументируют они. С одной стороны, модно гордиться тем, что ребенок мультиков не смотрит. С другой - в миллионах других семей малыши часами зависают перед телеэкранами. Кто из родителей прав? Мы проанализировали, чему дети могут научиться, насмотревшись на рисованных персонажей.

Персонаж Мультфильм Знаковая фраза Чему учит

Карлсон - "Малыш и Карлсон"

"Малыш, а как же я? Я же лучше собаки!"

Даже если у тебя есть все-все-все: и собственный домик на крыше, и моторчик с пропеллером, плохо, если нет друзей. Причем дружба начинается тогда, когда ты учишься слушать и слышать своего товарища.

Крокодил Гена и Чебурашка - "Чебурашка и крокодил Гена"

"Молодой каракодил 50 лет желает завести себе друзей"

Даже самые необычные и страшные (как крокодил) существа могут найти настоящего друга.

Шапокляк - "Чебурашка

и крокодил

"Хорошими делами прославиться нельзя"

Неблаговидные поступки иногда дают более быстрый и эффектный результат, чем хорошие. Но в перспективе "шапокляки" проигрывают более честным и открытым персонажам. И еще: вредными становятся люди, когда им не хватает любви и внимания.

Заяц - "Ну, погоди!"

С помощью ловкости и смекалки можно победить даже гораздо более сильного соперника. Главное - не сдаваться.

Волк - "Ну, погоди!"

Волк - "Ну, погоди!"

Маленьких обижать не надо. Во-первых, они тоже могут за себя постоять. Во-вторых, ты сам можешь оказаться для кого-то маленьким.

Дядя Федор - "Трое из простоквашино"

"Дорогие мои родители, папа и мама. Я вас очень люблю, но и зверей я тоже люблю"

Быть самостоятельным и домовитым - хорошо. Такие мальчики не пропадут, даже оказавшись в заброшенной деревне без взрослых. К тому же, если ты ведешь себя как взрослый, родители дают тебе больше свободы.

Домовенок Кузя - Приключения домовенка"

"Убытки, убытки-то какие!"

К вещам и ресурсам нужно относиться бережно. Но важнее всех вещей на свете - близкие люди. Их нужно беречь в первую очередь.

Попугай Кеша -

"Возвращение

блудного попугая"

"В чем я хожу?! В рванье! Как Золушка!"

"В чем я хожу?! В рванье! Как Золушка!"


"Смешарики"

"Мы, женщины, такие непостоянные!"

Девочки - это будущие женщины. И в этом их особенная прелесть и секрет жизненного успеха.

Пес Барбос - "Бобик в гостях у Барбоса"

"Человек собаке друг"

Не нужно пытаться казаться тем, кем ты не являешься. Самозванцев обязательно разоблачают. И такое разоблачение бывает весьма болезненным.

Волк - "Жил-был пес"

"- А помнишь, как ты меня гонял? - Так я ведь… - Ага. Работа такая?"

Все мы играем определенные социальные роли: учитель или ученик, кондуктор или безбилетник, начальник или работник. Но в любой из этих ролей важно не терять человеческих качеств.

Ежик - "Ежик в тумане"

Медвежонок говорил, говорил, а Ежик думал: "Все-таки хорошо, что мы снова вместе" Мир вокруг может быть враждебным и непонятным. Но все это преодолимо, если рядом есть надежный товарищ.

Папаня Волк - "Волк и теленок"

"Папаня! Ну вот то-то, а то все "мама, мама"!"

Пока дети маленькие, их защищают родители. А потом они вырастают и становятся защитниками для своих пап и мам.

Фрекен Бок - "Карлсон вернулся"

"По телевизору показывают жуликов… Ну чем я хуже?!" Даже если делать гадости втихаря, наказание не заставит себя ждать.

Фунтик - "Приключения поросенка Фунтика"

"Дети плачут, а родители платят" Быть честным важнее всего золота мира.

Водяной - "Летучий корабль"

"Внутри меня водица, ну что с таким водиться!" Как бы ни выглядел человек, он достоин дружбы. Душевные качества гораздо важнее внешности.

Почтальон Печкин - "Трое из Простоква-шино"

"Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было! А теперь я сразу добреть начну" Несмотря на занятость, нужно стараться сохранять свои хобби. Будь то велосипедные покатушки, фотоохота или перебирание машины в гараже. Наличие хобби улучшает характер.

Джулико Бандитто и Де ля Воро Гангстеритто - "Приключения капитана Врунгеля"

"Постоянно пьем чинзано, постоянно сыто-пьяно, о йес, Держим банко миллионо и плеванто на законо, о йес" Несмотря на романтический антураж, судьба преступника печальна. Закон и порядок все равно побеждают.

Лунтик - "Приключения Лунтика"

"Однажды на Луне родился необычный малыш" Даже оказавшись в совершенно незнакомой и непонятной среде (как оказываются новички, перешедшие из другой школы), можно найти друзей и стать лидером компании.

Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как сегодня огромное количество информации находится в общем доступе, а эта информация не всегда является полезной и нужной детям. В связи с этим, у детей могут появиться другие ценности в жизни, поэтому современным родителям, педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход все же есть. Необходимо научить ребенка отличать добро от зла. По мнению Дьяченко О.М., «в едущая деятельность дошкольника – освоение норм поведения и деятельности людей». В этом могут помочь мультфильмы, ведь сюжеты многих картин приближены к реальности.

Расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;

Помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;

Показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

Формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;

Развивают эстетический вкус, чувство юмора;

Мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рочева Е.В.

МУЛЬТФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание играет важную роль в развитии ребенка. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как сегодня огромное количество информации находится в общем доступе, а эта информация не всегда является полезной и нужной детям. В связи с этим, у детей могут появиться другие ценности в жизни, поэтому современным родителям, педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход все же есть. Необходимо научить ребенка отличать добро от зла. По мнению Дьяченко О.М., «в едущая деятельность дошкольника – освоение норм поведения и деятельности людей». В этом могут помочь мультфильмы, ведь сюжеты многих картин приближены к реальности. Жизненные ситуации расскажут ребенку, каким образом следует вести себя, а любимые герои покажут, как надо поступать в той или иной ситуации.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;
  • помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым источником знаний, и, несомненно, может оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Наглядны и доступные для понимания уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносит малышу мультфильм, легко запоминаются. Разумеется, воспитывает ребенка не экран, а тот взрослый, кто больше остальных проводит время с малышом. Поэтому, роль мультфильма в процессе воспитания лишь вспомогательная. Мультфильм выступает в качестве средства воспитания, так же как и книги, пособия, игрушки и т.д. Но, несмотря на это, мультфильм – средство очень сильное, т.к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи. Для детей герои мультфильмов являются неким примером для подражания, с которого они копируют жесты, мимику, манеру общения, а главное поведение. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа». Через сравнение себя с любимыми героями у ребенка появляется возможность воспринимать себя с позитивной стороны, раскрывать в себе положительные качества, справляться с трудностями и своими страхами, а также уважительно относиться к окружающим. События, которые происходят в мультфильме, позволяют повысить осведомленность дошкольника, развить его мышление и воображение, сформировать его мироощущение. Воздействуя на фантазию детей, мультфильмы дают и новые представления, и примеры для подражания, и эти методы порой становятся более действенными, чем наставления и убеждения родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Именно по этой причине детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека. Речь идет, конечно же, не обо всех мультфильмах, поэтому к выбору мультфильмов стоит отнестись со всем вниманием. Польза от просмотра возрастет в несколько раз, если с ребенком обсудить просмотренный мультфильм.

Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с окружающим миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядных материалом.

Для дошкольников стоит выбирать российские мультфильмы и фильмы. Их сценарии составляют в соответствии с психологическими требованиями. По существу лучшие отечественные мультфильмы созданы в форме небольших притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают и рассказывают о жизни положительных героев, но и закладывают качества настоящего человека. Российские мультфильмы созданы специально для детей, для их ранимой и чувствительной психики, чтобы не навредить им. Они докажут ребенку, что добро всегда, при любых обстоятельствах побеждает зло. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире. Мультфильмы несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание – это великая сила.

Итак, какова же роль мультфильмов в воспитании ребенка? В первую очередь они воспитывают нравственность. В мультипликационных фильмах ребенок видит, в первую очередь, модели поведения. Он учится тому, как действовать в различных ситуациях, каким образом можно добиться цели. Многие мультфильмы заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В «советских» мультфильмах, например, со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить. Эти мультфильмы пропагандируют вечные ценности – добрые качества человека, благодаря которым добро неизменно побеждает зло.

Эстетическое воспитание также играет немаловажную роль. В большинстве мультфильмов показан окружающий мир и красота природы, которую герои учат любить и беречь. С помощью мультфильмов дети познают то, как необходимо ухаживать за животными и растениями, ведь при хорошем отношении к природе, она способна угостить героев мультфильма вкуснейшими дарами.

Всем известно, что для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо уметь трудиться. Этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании. Трудовое воспитание дошкольников также может быть реализовано благодаря мультфильмам. Герои учат детей помогать друг другу, родителям, друзьям и просто незнакомым людям, а тот, кто ленится, в мультфильме высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд необходим в жизни любого человека.

Однако если раньше телевидение вообще и мультипликация в частности воспринимались исключительно как благо цивилизации, то сегодня, к сожалению, все чаще и чаще психологи, педагоги, а вслед за ними и родители задумываются о том, что мультфильмы, столь любимые современными детьми, способны нанести серьезный ущерб их психике. В последние годы мультфильмы становятся приближенными к реальной жизни: у героев возникают те же проблемы, что и у взрослых (деньги, борьба за власть, экологические проблемы, преступления). В данной ситуации, несомненно, стоит задуматься о том, насколько правильно показывать детям те или иные стороны реальной жизни, насколько допустима демонстрация насилия. Например, добрые мультфильмы вызывают множество эмоций, дети явно сопереживают героям - вздыхают, улыбаются или хмурятся, а после окончания – испытывают воодушевление, охотно играют, шутят и смеются. Во время просмотра агрессивных, страшных мультфильмов дети находятся в постоянном напряжении, коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словесную или даже физическую агрессию. По сути, мультфильмы созданы для того, чтобы сформировать у ребенка первичные представления о добре и зле, но если главные герои мультфильма агрессивны - представления о жизни формируются искаженные. Последствием просмотра агрессивных мультфильмов может стать проявление жестокости, безжалостности в реальной жизни. Сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, формируют не самые лучшие черты характера. Исходя из этого, взрослым хочется максимально оградить своих детей от негативного воздействия массовой культуры, но при этом используя все преимущества мультфильмов, как средства воспитания. Именно поэтому необходимо учитывать следующее:

  • просмотр детских телепередач и мультфильмов должен соответствовать нормам СанПина. Ребенок не должен стать «пленником экрана», поэтому следует помнить, что начиная с четырех лет, просмотр ребенком мультфильма продолжаться 15-20 минут не более двух раз в день, а к пяти-шести годам длительность каждого просмотра может быть увеличена до 30-40 минут.
  • фильтрация предлагаемых детских телепередач и мультфильмов. Необходимо оградить ребенка от агрессивных мультсериалов, так как насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и нервозность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Это, в свою очередь, может привести к проявлениям детской агрессивности, а потом и к полной деградации морали и нравственных устоев.

Мультфильмы – это прекрасный способ для ребенка изучить что-то новое. Безусловно, невозможно решить все проблемы воспитания и обучения с помощью одних мультфильмов. Это всего лишь один из вариантов воспитания, но довольно действенный. Чтобы извлечь максимальную пользу от просмотра мультфильмов, необходимо тщательно подходить к его выбору и быть уверенным в том, что ребенок сможет почерпнуть нужную, а главное полезную для себя информацию, которая пригодятся ему при формировании собственного мировоззрения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
  2. Ившина Е., Кущ Н.В. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста // Вестник педагогического опыта. – 2013. – № 23. – С. 22-24.
  3. Раевский Д.А. Детство под угрозой: вредные мультфильмы / А.Д. Раевский. – М., 2015. – 76 с.

Трудно представить себе детство без мультфильмов. Прекрасные советские мультики, красивые и добрые, до сих пор с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. Но меняются поколения, меняются интересы. И наши дети с таким же удовольствием смотрят фильмы при Машу и Медведя, свинку Пеппу, Барбоскиных. А вот мнения взрослых на современные мультики часто расходятся. Одни считают их бессмысленными и вредными, другие не видят в них ничего опасного для детской психики и нравственности. Чему же учат современные мультфильмы? Полезны они для детей или вредны?

Семейный психолог Марина Азарова считает, что в большинстве анимационных фильмов есть свои плюсы и минусы.

Маша и Медведь

За семь лет своего существования сериал стал популярен не только в России, но и по всему миру. Мультфильм не раз признавали лучшим, у него много международных наград. Но в нашей стране его восприятие до сих пор неоднозначно.

С одной стороны, мультфильм отличается красивым исполнением в художественном плане. Ведь в нем медведи похожи на медведей, волки на волков, зайцы на зайцев (хотя и в немного карикатурном виде).И он развивает чувство юмора.

С другой стороны, пример Маши воспитывает в детях эгоизм и чувство вседозволенности. Медведь, олицетворяющий любого взрослого, выполняет все прихоти Маши и прощает ей все проступки. Практически все неуправляемые и капризные дети, которых приводят к психологу, являются большими поклонниками Маши.

Поэтому, чтобы избежать негативного влияния просмотра этого мультфильма, нужно вместе с ребенком анализировать поступки Маши, выясняя, где она поступила грубо и сделала больно Медведю. И желательно смотреть не больше одной серии в день.

Барбоскины

Эта семейка очень похожа на обычную семью, где мама с папой вечно заняты на работе, а у деток разные характеры, что и служит постоянным источником всяческих столкновений и интересных событий. В чем же плюсы и минусы этого мультика?

Фильм прекрасно нарисован, характеры персонажей переданы в их внешности. Жизнь Барбоскиных почти не отличается от жизни большинства семей, поэтому ребенок по сути погружен в привычную для него реальность. Ему интересны события и переживания героев, он учится сопереживать.

Но, к сожалению, и хулиган и двоечник Дружок, и эгоистичная Лиза, и легкомысленная блондинка Роза почему-то из серии в серию не меняются к лучшему.Кажется, к концу серии все посмеялись над Дружком и пристыдили его, а в следующей серии он опять совершает отнюдь не хорошие поступки.

Поэтому, обсуждая с ребенком очередную серию, следует указать ему на хорошие и плохие поступки героев. Можно спросить, хотел ли бы он быть похожим на Дружка или Розу и почему. Такой ненавязчивый анализ поможет малышу во многом разобраться.

Фиксики

В основу приключений семейки фиксиков легла повесть Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Фильм познавательный, в каждой серии происходит поломка какого-нибудь прибора, которую успешно устраняют человечки-винтики. Они же учат, как правильно ухаживать за различными устройствами. Ребенок подсознательно учится бережно относится ко всему, что его окружает. Фиксики очень дружны, они всегда готовы помочь друг другу и Дим Димычу.

Но видеть их может только мальчик. При появлении взрослых друзья таинственно исчезают. Ребенок может понять, что вполне возможно скрывать правду от родителей. Впоследствии он начнет скрывать гораздо более важные вещи. А двойная жизнь подростков ни к чему хорошему не приводит.

Поэтому с ребенком нужно дружить, независимо от того, какие мультики он смотрит. Тогда он привыкнет обсуждать с родителями свои успехи и неудачи, а взрослые будут в курсе его .

Свинка Пеппа

В этом известном британском сериале наш семейный психолог плюсов вообще не выделила. В нем нет ни сюжета, ни морали. Герои просто страшноватые в художественном отношении, через слово хрюкают. Конец каждой серии вызывает почти истеричный смех. И, к сожалению, дети часто начинают копировать и этих «героев».