Какие костюмы у бурятов. Одежда в монгольском стиле от бурятского дизайнера имеет успех в китае

Тырхеева Дулма

Изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»

III школьная конференция учебно-исследовательских работ

Художественно-эстетическое направление

Национальный костюм бурятского народа

Тырхеева Дулма

3 б класс

Руководитель:

Тютрина Ирина Афанасьевна,

учитель начальных классов

2018г.

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………………………….4

2.1. Символы бурятского костюма……………………………………………………..4

2.2. Мужская одежда……………………………………………………………………4

2.3. Женская одежда…………………………………………………………………….5

2.4. Головные уборы…………………………………………………………………….6

2.5. Влияние географического положения на костюм………………………………..6

3. Практическая часть………………………………………………………………………7

3.1. Анкетирование и презентация костюма……………………………………………7

4. Заключение……………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………...10

Приложение……………………………………………………………………………….11

  1. Введение

Актуальность: Народный костюм (одежда) представляет собой богатейший историко-этнографический источник, исследование которого может существенно уточнить и углубить знания об историческом прошлом и настоящем народа, о его многочисленных культурных контактах и взаимодействиях». Костюм всегда отражает определенное историческое время.

Проблема: В последние годы в области изучения одежды возрос и усилился интерес к исследованию не только традиционного костюма, его отдельных элементов, но и к комплексному анализу в общей системе материальной и духовной культуры конкретного этноса, определенной эпохи. На основе данной проблемы я решила построить исследовательскую работу на тему:

Национальный костюм бурятского народа.

Цель исследования: изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Объект исследования: бурятская история культуры.

Предмет исследования: национальный бурятский костюм.

Задачи:

  1. Изучить источники о бурятском национальном костюме;
  2. Собрать материал о бурятском национальном костюме, о каждом его элементе;
  3. Посетить краеведческий музей, выставку;
  4. Провести анкетирование среди детей.
  5. Провести открытое занятие и познакомить детей с особенностями костюма.
  6. Сделать выводы и подтвердить гипотезу.

Гипотеза: возможно через изучение национального костюма, я смогу больше узнать о культурном наследии бурят. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного национального искусства.

Методы исследования:

  1. Поиск и изучение соответствующей литературы;
  2. Посещения музея, выставки;
  3. Беседа, анкетирование;
  4. Изготовление костюма;
  5. Подведение итогов;

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.

  1. Основная часть
  1. Символы бурятского костюма

Костюм бурят – его маленький дом. Он хорошо сохранял тепло, был простым, удобным и практичным. На поясе висел нож в ножнах (хутага) – изащита, огниво (хэтэ) и кремень - огонь и жизнь.

Символизм в бурятском костюме играет очень большую роль.

Во первых, это уважения к высшим силам и памятование о самом важном, Вечных истинах.

В костюме отражают понятие о небе и земле, жизни и смерти, мужчине и женщине.

Во вторых, костюм выполнял функцию прибежища, слияние природными объектами и оберега, защиты организма от негативных сил.

В третьих, включает человека в сообществе рода, племени, наци и сообщает о нем много дополнительной информации: возраст, семейное и социальное положение человека, его вкус, достаток и т.д.

Мужская одежда своей простотой и цельностью напоминает: мужчина создает и оберегает жизнь, а женщина одухотворяет. Поэтому женские костюмы во много раз декоративнее и сложнее мужских

Материал одежды зависел от физико-географической среды и хозяйственно-культурного типа. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды все чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна, привозимые купцами на знаменитую Кяхтинскую ярмарку. Ткани русского и западноевропейского производства использовали буряты Предбайкалья. Забайкальские буряты продолжали пользоваться китайскими хлопчатобумажными и шелковыми тканями (мажал, соембу, чесуча). Позднее все буряты стали использовать материал русского производства.

  1. Мужская одежда

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный.

Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота,

материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая («Гарза гай hалгай гараар гарадаг»). Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Символика манжет - туруун («копыт»): буряты разводили пять видов скота (5 хушуу мал), скот - основное богатство как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне» (адуу малайгаа hyулдые бэедээ ходо абаад ябаhан удхатай).

  1. Женская одежда

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли его разнообразные украшения. Нательная одежда. Женские рубахи были того же покроя как и мужские и относились к распашному и глухому типу. Ранее они были короткими, доходящими до верха штанов. В конце XIX в. женская рубаха стала удлиненной до колен. В этом виде она играла роль нательной одежды, а летом - одновременно и домашней одежды - платья. Рубахи шили из сатина, далембы синего или белого цвета.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен.

  1. Головные уборы

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные.

Гуталы шили из кожи или плиса на толстой войлочной стелек и подшитой кожей подошвой, богато украшали вышивкой и аппликацией.

  1. Влияние географического положения на костюм

Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.

Булагаты:

Мужская одежда западных бурят была без энгэр, с шалевым воротником из бархата или меха выдры. Все мужчины носили одну4 косу, которая украшала вставками и кистями из черных шелковых нитей. На свадьбу жениху иногда заплетали две - три косы, богато украшали их серебром и кораллами. Подпоясывались Булагаты ремнем с пряжкой.

Эхириты:

Мужская одежда Эрхиритов и Булагатов очень похожа. Это тэрлиг похожий на халат с шалевым воротником. В нем удобно было сидеть на коне, в юрте, на земле. За пазуху, как в большой карман, можно положить массу полезных вещей.

Хори:

Костюм хоринских бурят очень близок с костюмом восточномонгольских племен. Удлиненные рукава и приспущенные манжеты конической формы символизирует передние ноги коня-древненгототема бурят –монголов. Пояс- не только знак мужского достоинства, аккумулирует мужскую энергию. Охотники носили на поясе зубы и когтя зверя, приносящий удачу на охоте.

Хонгодры:

В одежде забайкальских бурят использовались шелковые ткани с восточным орнаментом, тарбаганьи шкуры, мех степных лис, верблюжья шерсть и волос яка. Носки гутулов слегка загнуты верх из уважения к матери – Земле, чтобы не причинять ей вред.

Булагаты женский костюм: многочисленные круглые элементы – это поклонение Солнцу.

Круглые украшения на груди это дополнительный источник света радости, а значит, и жизни. Кроме того, это защита сердца и любви в этом сердце.

Удлиненный жилет (хубайси) – усиленная защита спины и торса у родившей женщины, то есть матери.

На жилеты нашивали серебряные, золотые монеты или перламутровые пуговицы.

Эрхириты женский костюм. У женщины всегда должна быть покрыта голова и спина. На костюм эрхириток влиял высокий достаток и близость к русским. Часто набрасывали на спину платок вместо безрукавки. Рукава одежды женщин Предбайкалья были цельными. Ткани выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные.

Хори женский костюм.

Представляет собой закодированную информацию о мифической лебеди- прародительнице. Две косы – символ мужчины и женщины, двух соединяющихся родов. Рукава (хамсы) одежды хоринских буряток были составными.

Хонгодры женский костюм.

Для женского костюма характерна короткая безрукавка(ХУЛАТХИ)

Традиционным орнаментом свастика, то есть солнце с лучами. Главным материалом было серебро малахит, бирюса.

  1. Практическая часть

Изучив литературу, мы с семьёй посетили сначала национальный музей г. Улан-Удэ, где экскурсовод рассказала нам о лучшей книге 2017г. «Бурятский национальный костюм» и показала экспонаты этого музей. В музее природы нам показали костюмы и рассказали о быте бурят. Побывали на ярмарке «Народные сувениры», где нам показали мастер-класс по пошиву национального костюма и росписи на ткане..

3.1. Анкетирование и презентация костюма

Я решила узнать, а знают ли мои одноклассники о бурятском костюме. Мною была предложена анкета из 7 вопросов (См. приложение №1)

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм? (Да. Нет.)
  1. Каковы особенности гутула(обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)

Было опрошено 30 учеников 3 класса. Результаты опроса представлены на диаграммах (См.приложение №2) Данные опроса показывают, что правильные ответы на вопросы анкеты дали:

100%

36,6%

43,3

36,6%

Получив такие результаты, я решила презентовать костюм и рассказать о нем на классном часе. После своей презентации, я повторно провела анкету, результаты удивили и порадовали. Их 30 опрошенных детей на все вопросы дали правильные ответы, за исключением последнего, 4 человека не хотели бы одеть костюм, т.к. уже одевали.

100%

100%

100%

100%

100%

100%

86,6%

  1. Заключение

Работая над исследованием, я узнала много нового:

  • изучила источники и литературу о бурятском национальном костюме;
  • изучила образцы мужского и женского костюма, посещая музеи, выставки;
  • познакомилась с историей развития бурятского костюма, его зависимостью от географического положения;
  • подробно рассмотрела каждую деталь национального костюма;
  • рассказала и показала одноклассникам особенности бурятского костюма;
  • сшили на основе полученных знаний бурятский национальный костюм;

Моя гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Через изучение национального костюма, я больше узнала о культурном наследии бурят.

Красота народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее.

Мы, с моей семьёй и моим руководителем, считаем, что нужно обязательно уважать традиции и обычаи своего народа. Знать свое племя надо для того чтобы чувствовать свою

причастность к своему народу, своей родине, земле.

Свою работу я продолжу, буду делиться своми знаниям, рассказывать и показывать красоту бурятского костюма.

Литература

  1. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
  2. .Тумахани А.В. Бурятское народное искусство./ А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.
  3. .Этносоциальные общности в регионе Восточной Сибири и их социально-культурная динамика. - Улан-Удэ, 2003.
  4. Бурятский национальный костюм. Статья. https://wiki2.википедия org/ru/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
  5. Бурятский национальный костюм, 2017г.

Приложения

Приложение №1

Анкета

А) Да. Б) Нет

  1. Что такое дэгэл?

А) Халат. Б) Рубашка

  1. Сколько у бурятов родов?

А) 5 Б) 3 В) 4

  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  2. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  3. Каковы особенности гутула(обуви)?

А) Толстая подошва. Б) Приподнят нос. В) Сделаны из меха.

  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

А) Да Б) Нет

Приложение №2

Результаты анкетирования

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм?
  1. Что такое дэгэл? (Халат. Рубашка)
  1. Сколько у бурятов родов? (5. 3. 4.)
  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  1. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  1. Каковы особенности гутула (обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)
  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез.

Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой.

Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов.

Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.

Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа.

С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Костюм одного из многоязычных народов, населяющих Забайкалье и Прибайкалье всегда привлекал внимание путешественников, ибо в костюме бурят отразились исторические судьбы населения этих регионов, столь же своеобразных, как ландшафт и природа.

Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Одежда-паспорт человека, указывает на его племенную (этническую) классовую принадлежность и символ, характеризующий его общественную значимость.

В конце 19 - начале 20 в.в. буряты сохраняли традиционную одежду. Но уже в середине 20 века национальный костюм можно было встретить все реже. В наше время бурятский национальный костюм можно встретить только на празднествах или в сценических постановках. А ведь национальный костюм, его вышивка, покрой является целым хранилищем богатства национальной культуры бурят. Целые поколения людей не знают собственной культуры, не помнят заветы предков, не разбираются в красоте национального костюма. Значит, молодое поколение должно не только узнавать бурятский национальный костюм, но и знать, беречь и хранить для последующих поколений.

Цель - привлечь внимание молодого поколения к бурятскому национальному костюму.

Задачи:

1) Изучить историю развития национального костюма.

2) Изучить разновидности национального костюма.

3) Познакомить со старинным национальным костюмом семьи Аюевых.

Актуальность нашего исследования выражена в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к бурятской культуре. Объектом исследования является бурятский национальный костюм. Предмет исследования - разновидность бурятского национального костюма. Гипотеза исследования - бурятский национальный костюм является памятью предков и культуры для потомков.

1. Исследование бурятского национального костюма

1. 1 История развития и разновидности бурятского национального костюма

Костюм бурят являлся результатом процесса длительного развития от простого к сложному, от утилитарного к эстетическому. Материал и техника изготовления зависят от уровня развития хозяйства и культуры. Основным занятием бурят являлось скотоводство. Овчина, кожа и другие обработанные виды сырья использовались для изготовления костюма. Так же издавна применялись шкуры зверей. В конце 19- начале 20 веков наблюдалось частичное вытеснение традиционных кож, шкур и преимущественное использование тканей русского и западного производства. Последнее особо характерно для бурят Прибайкалья.

В Забайкалье же наряду с тканями русского производства продолжали частично использовать китайские хлопчатобумажные и шёлковые нити. Буряты использовали ткани в нарядном костюме; качество материала и украшений отличало костюм богатых. Следует отметить известное единообразие костюма бурят. Отрезная по талии одежда составляет особенность бурятского костюма.

Традиционный костюм, как мужчин, так и женщин состоял из нательной части - рубахи (самса), штанов с широким шагом (умдэн), верхней одежды (дэгэл) с запахом левой полы на правую со специфичным головным убором и обувь для бурят. Женская одежда менее подвержена изменениям и как более консервативный вариант сохранила в себе много старинных черт. Изучение покроя частей костюма показало наличие нательной одежды двух типов: распашной (морин самса) и глухой (урбаха, умаси). Распашная рубаха, в сущности, представляет короткий халат с запахом левой полы, она имела название "куваньхи"; "тервич". Глубокая рубаха появилась у бурят под влиянием соседнего русского населения, для которых такая рубаха характерна. Бытовали два вида мужской одежды. К первому виду относится распашная одежда скотоводов - кочевников с характерным запахом "жедехи" (мужская шуба). Ко второму типу относится верхняя одежда бурят Предбайкалья с прямым разрезом спереди, с расширяющимися к низу подолом. Сужающиеся к низу рукава пришивались к прямосрезанному стану. Отличительной чертой мужского костюма были пояса. Они различались по материалу, технике исполнения и назначению: вязаные, плетённые, тканные из волоса, шерсти. Более нарядные изготовлялись из кожи с посеребрёнными пластинками. Изучение их приводит к выводу, что улитарного назначения, пояс был обязателен в качестве оберега, затем пояс знак мужского достоинства, отличительные знак в служебной иерархии. Орнамент металлических пластин поясов был глубоко традиционным и отражал мировоззрение его творцов. Мотивы эти имеют общие с орнаментами других народов Центральной Азии, Южной Сибири и характеризуют разные исторические периоды. Головные уборы были разнообразными, наряду с традиционными самодельными буряты носили и покупные. Они различались по районам. В Забайкалье головной убор был связан с родовой принадлежностью. К наиболее древнему относится шапка "Юден" с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею, которую надевали в ненастную погоду. У бурят Прибайкалья был распространен головной убор с круглым верхом и узенькой строчкой по краю "татар мамай "(татарская шапка). Здесь так же была известна шапка "ловчуг". Позже они были заменены шапкой кубанкой.Мужской костюм был показателем места носителя в служебной иерархии. Одежда простолюдинов отличалась от одежды служащих. "Улусные люди" носили одежду из хлопчатобумажных тканей: далямбы, соембы. Право ношения шёлка и парчи было привилегией князей и богачей: знать носила одежду из ткани синих тонов. Халат с изображением дракона (вышивка, ткачество) указывал на высокое положение и происхождение носителя. Головной убор с высокой тульей, с камнями голубого, белого, красного цветов отличали костюм писаря. Дети обоих полов носили одежду подобную мужской. Девушка до замужества могла носить такую одежду с поясом. Женская одежда характеризуется отрезной талией - стан состоял из широкой юбки и лифа, рукава были составные с буфами или прямые без буф. Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщины менялся с переходом из одного возрастного периода в другой, а также с изменением её семейного положения. Всё это сопровождалось соответствующими обрядами. Если до периода зрелости одежда девушки сохраняла покрой мужской одежды, которую они носили с кушаком, то взрослые девушки носили отрезную по талии одежду, но с рукавами, сохранявшими покрой рукавов мужского халата. Декоративная нашивка шла вокруг талии, у замужних только спереди. В комплекте с причёской и украшениями, также соответствующему и общественному положению верхняя одежда девушек отличалась от костюма других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин наблюдались некоторые своеобразия, основанные на деталях, в принципах декоративного оформления и технологии выполнения. Нарядная одежда молодой замужней женщины в полной её форме выделяет несколько локальных подтипов. Одежда женщины пожилого возраста отличались упрощённостью форм и украшений. Появление платьев европейского покроя - одно из самые заметных явлений в женской одежде бурят 19 - начале 20 вв. Но удлинённые рубахи "самса" в Забайкалье и платье из прямых полотен на кокетке "халдай" в Прибайкалье существовали ещё долгое время. По костюму бурят Прибайкалья можно проследить территориально - родовые деления: костюм боханских, аларских и верхнеленских бурят, которые можно отнести к булагатам и эхиритам. Интересно знать, что одним из разделительных признаков является обувь.

1.2 История о старинном костюме семьи Аюевых

В 1987 году в Заходы к семье Аюевых приехали этнографы из Улан-Удэ. До столицы Бурятии долетел слух, что на левобережье Ангары в старинном улусе Заходы сохранился национальный костюм, которому больше ста лет. Бабушка Анфиса, прожив на свете 101 год, оставила она после себе четверых детей и внуков и, пожалуй, главное - добрую память о трепетном чувстве любви, мудрости, ласке и заботливых руках. Именно эти руки передали в наследство потомкам удивительную вещь - дэгэл старинного покроя, национальную зимнюю одежду бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто подарила Анфисе к замужеству ее мать. Уж очень оно было нарядным и поэтому носилось по определённым торжественным случаям. Может, от этого дэгэл, перейдя от Анфисы Андреевны после её смерти к сестре, а от сестры к внучке Галине, до сих пор выглядит как новое. А ведь дэгэлу уже полтора века - это поистине раритетная вещь. Галину Георгиевну Аюеву вежливые визитеры уговаривали продать семейную реликвию за большие деньги, но так и уехали ни с чем. Внучка бабушки Анфисы не смогла продать память о любимой бабушке, а вот на выставки отправлять дэгэл всегда рада. Пусть молодые смотрят, как одевались в старину их прабабушки. Ведь это история, культура нашего народа. Пройдет время и такую одежду можно будет увидеть лишь на фотографиях и рисунках. Поэтому стоит подробно остановиться на описании дэгэла. Об этом нам рассказала сама хозяйка старинного бурятского наряда Галина Георгиевна Аюева. - Дэгэл - это верхняя зимняя одежда. Его шила моя прабабушка. С тех пор наряд практически не реставрировался. Сшит он из кожи и меха вручную. В основе длинношерстная мерлушка, покрыта плисом темно-зеленого цвета, отделана декоративными полосами: китайским шелком зеленого, желтого цвета и черным бархатом. Дополнена отделкой из меха выдры (халюун). Пальто достаточно длинное и хорошо защищало от степных ветров и сильных морозов. Дэгэл отрезное по линии талии: состоит из лифа (сээжэ), широкого подола (хормой), который стянут в оборку по талии, и вшивных рукавов (хамсы). Поверх пальто одевается хупаахи (расклешенная безрукавка, сшитая из плиса). Спереди борта не сходятся, края отделаны цветной полоской из дорогостоящей ткани и к ним пришиты серебряные монеты. Дополнением к этому пальто всегда служила шапочка (бортогой маэгай), сшитая из парчи и отделанная мехом халлюун. Макушка шапочки украшена кистью из крученых золотых и медных ниток (зала) и сверху укреплена серебряная монета.

Бэлла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галины Георгиевны), рассказала как выделывали арhан (овчину), прежде чем шить одежду, её выделывали в такой последовательности:

1.Вымачивали в закваске (простокваша) и оставляли на 2-3 дня.

2.Затем складывали овчину и оставляли на один день.

3.После этого брали палку длиной 30-40см и диаметром 6-8см, задние лапки овчины обматывали на эту палку. А сторона шея прикреплялась к стене на специальную планку, и начинали крутить, то в одну то в другую сторону 3-4 дня.

4. Затем ногами обхватывали шкуру и на коленях снимали мездру, при помощи специальных приспособлений гар хэдэргэ (тупой, изогнутый нож с двумя ручками) и хyл хэдэргэ. Овчина после обработки звучала, т.е. шуршала.

5.После выделывания овчину стирали в воде с добавлением небольшого количества сыворотки, а потом мяли руками сидя летом на солнышке или зимой у печки.

6. В стайке выкапывали ямку глубиной примерно 50см и диаметром 20-30 см, туда клали сосновые шишки и сушенный навоз, чтобы костер не горел, а дымил.

7. Затем сшивали две шкуры и ставили над костром в виде юрты. Шкура пропитывалась дымом, приобретала определенный цвет и только после этого из неё шили верхнюю одежду. Вместо ниток использовали сухожилия животных, которые тоже высушивали и затем разделяли на тоненькие полоски в виде ниток. Всю эту кропотливую работу выполняли женщины.

Заключение

Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация медленно или быстро будут менять нашу с вами жизнь. Наш язык, наш быт, наша одежда - все меняется со временем. С одной стороны такое явление неоспоримо, все на свете должно меняться со временем, развиваться, не стоять на месте. С другой стороны в таком потоке нового мы теряем с вами нечто памятное, дорогое и незаменимое - нашу с вами историю и культуру. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о предках и передать ее потомкам. Или отставить давние заветы, как ненужный отголосок прошлого и продолжить свою жизнь без опоры, без помощи предков, без богатства и многообразия нашей культуры.

Исходя из поставленных задач, мною были сделаны следующие выводы:

1) Национальный бурятский костюм менялся с течением времени.

2) Разновидности бурятского национального костюма были подчинены социальному положению.

3) Старинный национальный бурятский костюм является памятью для потомков, в частности в семье Аюевых.

4) Из рассказа о б этом костюме узнаешь о нелегком труде крестьянского быта.

Список литературы

1. Материалы, предоставленные школьным музейным уголком.

2. Материалы семейного архива Аюевой Г.Г.

3. Материалы интернет-ресурсов: www.vikipedia.ru .

Приложение 1

Наташа Приказчикова демонстрирует раритетный костюм семьи Аюевых.

Бурят - это традиционная одежда народа с многовековой историей и культурой. Традиции в одежде этого народа связаны с его образом жизни и суровым сибирским климатом. Национальная традиционная одежда бурят приспособлена к кочевому образу жизни и резким перепадам температур. Занятие скотоводством обусловило набор материалов, из которых изготавливали костюмы: шерсть, кожа, мех, шелк. Какая национальная одежда у бурят? Какие костюмы носят мужчины и женщины? Как выглядят буряты в национальных костюмах в настоящее время и как выглядели в прошлом? Какие цвета и материалы выбирают буряты для пошива своих нарядов? Обо всем этом и других интересных особенностях национальной одежды одного из народов Сибири и пойдет речь в статье.

История костюма

В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.

Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.

Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.

Особенности

Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.

Буряты - это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.

Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды - это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.

Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.

Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.

После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.

Традиционные прически как атрибут национального костюма

В детстве и мальчикам, и девочкам заплетали на макушке одну косу, а остальные волосы сбривали. Переставали брить волосы девочкам, которые достигали возраста 13-15 лет. Когда их волосы отрастали, их заплетали в две косы на висках, что служило уже первым явным половым отличием от мальчиков. В 16 лет на голову девочкам надевались специальные украшения - саажа, которые символизировали готовность девушки к замужней жизни и означали что, к ней уже можно свататься.

После свадьбы женщине заплетали две косы.

Традиционные цвета костюмов

Традиционным цветом бурятской национальной одежды является синий. Но были и исключения. Иногда халаты шили из коричневого, зеленого, бордового материалов.

Халат мужчин украшал энгер (четырехугольный борт), который имеет очень символическое значение. Он состоял из цветных полос, верхняя из которых всегда белого цвета (когда к бурятам пришел буддизм, цвет энгера допускался золотой).

Каждый цвет у бурятов имеет свое значение, например черный - это земля, дом; красный - энергия, огонь, жизнь; синий - небо, надежда.

Головные уборы и обувь

И мужчины, и женщины носили шапки, которые представляли собой круглые с небольшими полями головные уборы с остроконечной верхушкой, которая украшается навершием, обычно серебряным, и кистями. Шапки шили из тканей синего цвета. Каждый элемент у шапки бурят имел свое символическое значение. Красные кисти, например, - символический элемент головного убора монголоязычных народов. В середине 15-го века Эсэн-тайша приказал всем народам, проживающим в монгольском государстве, носить на головных уборах красные кисти. С тех пор в национальных головных уборах таких народов, как буряты, калмыки, присутствует этот элемент декора.

Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.

Какой национальный костюм у бурятов-мужчин

Мужские халаты обычно шили из материала синего цвета, основным и главным атрибутом костюма были пояса, которые отличались материалом, размерами и техникой пошива.

Верхняя мужская одежда не отрезалась по талии и расширялась к низу. На вороте, как правило, пришивались несколько золотых, коралловых или серебряных пуговиц. Их пришивали также на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Пуговицы тоже имели символический смысл. Например, верхние, считалось, приносили счастье, во время молитвы специально расстегивали пуговицы, чтобы благодать божественная проникла в тело. Средние пуговицы означали достоинство и честь, нижние символизировали достаток и богатство.

Обычно зажиточные буряты шили костюмы из роскошных тканей и украшали их серебром. По одежде можно было судить о социальном статусе, его происхождении и месте проживания человека.

Женский костюм

Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.

Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.

Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.

Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.

По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.

Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.

Украшения

Украшения являются обязательным атрибутом мужского и женского национальных костюмов бурят. Фото украшений поможет разобраться в неимоверном количестве их видов.

Мужской костюм украшают два элемента - огниво, или хэтэ, и нож, или хатуга. Рукоятку и ножны ножа украшали чеканкой, серебряными подвесками и камнями-самоцветами. Огниво представляло собой небольшую сумочку, пошитую из кожи. Его украшали чеканным узором. Носят нож и огниво мужчины на поясе.

По древнему бурятскому обычаю, при рождении сына в древние времена отец обязательно заказывал для него нож, затем родовые ножи передавались из поколения в поколение. Ножи нельзя было передавать другим людям, особенно плохим знаком было потерять свой нож.

Женские украшения поражают своим разнообразием и сложностью. На каждом пальце и в несколько рядов носили кольца, исключением был средний палец. Браслеты носили на обеих руках, причем браслеты и серьги носили не снимая.

Височные кольца и украшения символизировали солнце, звезды, снег, луну. Нагрудные состояли из различных медальонов, в которые обычно вкладывали молитвы. Иногда височно-нагрудные украшения были выполнены в виде ожерелья с колокольчиками.

Шейные украшения имеют символику, означающую плодородие.

Женские украшения были в основном из серебра, со вставками бирюзы, коралла, янтаря.

Молодые девушки носили боковые подвески, представляющие собой две круглые пластины. Они закреплялись с двух сторон на уровне пояса, к одной пластине прикреплялись щипцы, зубочистка, к другой - замочек, маленький нож и огниво. Обе подвески заканчивались кистями из шелковых нитей желтого, зеленого или красного цветов.

Современная мода и национальный костюм

Современная мода часто использует элементы национального костюма народа буряты, фото которого очень часто встречается в модных журналах. Известные дизайнеры и кутюрье очень часто используют национальные атрибуты одежды разных народов для создания своих шедевров. Не исключение и национальный костюм бурят.

Многие элементы костюма и большая часть декоративных элементов, орнаменты, серебряные оригинальные украшения, головные уборы, оригинальный бурятский рукав, трапециевидная форма силуэта модели часто используются модельерами в своих коллекциях.

Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.

В же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.

Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.

Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.

Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства