Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть? Почему ребенок долго не говорит. Занятия для развития речевых навыков

Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые. Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения. Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.

Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.

Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.

Когда ребенок начинает агу говорить – это еще не начало осознанной речи, а всего лишь гуление. Период, когда впервые произносятся такие звуки, для каждого индивидуален. Чаще всего это происходит в 2-3 месяца. Одни дети уже вырабатывают индивидуальные интонации, другие берут их из речи окружающих взрослых. Некоторые звуки младенцы тянут, а другие говорят коротко и отрывисто. И радости многих родителей нет предела, ведь такая череда невнятных гласных уже начинает напоминать монолог.

В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.

Первые слова – когда их можно услышать?

Возраст Навыки речи и звуковоспроизведения
0-1,5 месяца Крик (иногда с преобладанием звуков “уа” и “ля”).
1,5-5 месяцев Крик, а также гуление и агуканье – произношение негромких, слегка певучих звуков, слогов с разными интонациями. Наиболее часто “гу”, “агу”, “ва”.
5-6 месяцев Детский лепет – добавление к уже освоенным звукам новых интонаций, а также слогов “ма”, “ба”, “па”. Неосознанное соединение слогов в простые слова “мама”, “папа”, “дядя”.
6-10 месяцев Четкое произношение слогов, их повторение по 2-3 раза. Добавление звуков “к”, “и”, “э” и других.
10-12 месяцев Произношение простых слов, таких как “мама”, “папа”, “дай”, “на”.
1-1,5 года Освоение 5 – 10 простых слов, построение простых предложений из существительного с глаголом или прилагательным, использование предлогов.
1,5-3 года Составление предложений, а также способность задавать простые вопросы другим и самостоятельно давать несложные ответы.
3-4 года Развитая, эмоционально насыщенная речь со сложными предложениями.

В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный. По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.

То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев. Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля). После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.

До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.

Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.


Если же начинать ругать малыша, критиковать, обвинять, что произнесенная фраза вышла очень плохо – скорее всего, говорить впервые внятно и без боязни он начнет очень поздно. Страх порождает тихое произношение, череду коротких обрывистых предложений. В таком случае будущий школьник или студент через лет десять будет мучиться с другим вопросом – как научиться громко говорить?

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила :

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Когда дети начинают сидеть? Большинство младенцев могут начать сидеть, когда им от 4 до 7 месяцев. До этого момента ребёнок определённо научился переворачиваться и держать голову. По достижении 8-месячного возраста малыш должен сидеть вертикально несколько минут, не опрокидываясь.

Однако опрокидывание не является чем-то необычным даже для тех детей, которые уже научились самостоятельно сидеть, поскольку они, возможно, устали долго сидеть.

Постепенно мышцы младенца становятся сильнее с каждым наступающим месяцем, он сможет сидеть без поддержки более длительное время. Когда ребёнку исполнится восемь месяцев, он пытается самостоятельно садиться, опираясь на руки, когда лежит на животе. В процессе этих попыток мышцы спины усиливаются, а способность балансировки улучшается. Тем не менее большинство младенцев должны уметь садиться самостоятельно к одиннадцати месяцам.

Младенцы, которые проводят много времени лёжа в кроватке или без большой физической активности, достигают этого этапа примерно на девятом месяце.

3 — 4 месяца

На этом этапе мышцы шеи ребёнка укрепляются быстрыми темпами и обладают достаточной силой, чтобы позволить младенцу поднять голову лёжа на животе. Вскоре плечевые мышцы малыша станут достаточно сильными, чтобы поддержать тело, и ребёнок начнёт нагружать их и отрывать грудь от опоры, как будто делая мини-отжимание.

5 — 6 месяцев

Когда ребёнок достигнет шестимесячного возраста, он сможет правильно сидеть, держа голову прямо. Однако кроха не сможет долго оставаться в этом положении и будет нуждаться в поддержке, чтобы оставаться в этом положении.

На этом этапе лучше всего окружить младенца подушками, чтобы, если ребёнок опрокинется, он не пострадал.

Всегда держите младенца в поле зрения. Не используйте слишком пухлые подушки. Так вы снизите риск задохнуться.

Когда ребёнок достигает шестимесячного возраста, он поймёт, как сохранить равновесие, сидя в вертикальной позиции, и начнёт использовать руки, чтобы обеспечить поддержку.

7 — 8 месяцев

В возрасте 7 месяцев грудничок может сидеть вертикально без поддержки, даже не полагаясь на свои руки, чтобы удержать равновесие. Он, скорее всего, сможет развернуться, оставаясь в сидячем положении, чтобы достать игрушку руками. Вскоре, используя руки, ребёнок будет уверенно садиться из лежачего положения.

Как научить ребёнка сидеть?

В каком возрасте ребёнок начинает сидеть самостоятельно, зависит от готовности его мышц поддерживать тело. Поэтому вы не сможете научить кроху сидеть раньше срока.

Но родители могут помогать малышу тренировать мышцы, чтобы сидение далось крохе легче, когда его тело будет готово к этому.

1. Пусть ребёнок больше времени проводит лёжа на животе.

Первый шаг к идеальному сидячему положению начинается со способности стойко удерживать голову. Лучший способ достичь этого — усилить мышцы шеи и спины во время лежания на животе.

Положите грудничка лицом вниз на живот и поместите его любимые игрушки перед ним. Поощряйте малыша смотреть на эти игрушки, слегка подняв голову.

Когда кроха научится сидеть, повторите упражнение. Это поможет младенцу научиться поддерживать и перемещать массу тела во время сидения. Спрячьте игрушки и заставьте ребёнка искать их глазами, пока он находится на животике. Это заставит малыша поднять свое тело.

2. Перемещайте ребёнка сами.

Один из способов познакомить ребёнка с движением — это сначала показать ему само движение. Поместите малыша на мягкую поверхность и осторожно ворочайте. Это поможет малышу развить чувство ориентации, чтобы самому совершить движение.

3. Сидение с опорой.

На шестом месяце жизни младенца вы можете научить его сидеть с опорой. Лучший метод осуществить это — использовать своё тело в качестве спинки для крохи.

Сядьте на кровать или мягкий коврик и поместите любимые игрушки своего ребёнка перед собой. Предоставьте малышу возможность сидеть на коленях, опираясь спиной на вашу грудь и живот. Позволяйте крохе играть со своими игрушками.

Это усилит мышцы спины и приучит ребёнка к ощущениям при сидении.

4. Используйте любопытство младенца в качестве инструмента.

К девятому месяцу малыш сможет сесть сам. Настало время побудить его как можно больше оставаться в этом положении.

Поместите объекты, представляющие интерес, в пределах его руки так, чтобы малыш сидя смог получить к ним доступ. Вы также можете сидеть рядом со своим ребёнком и играть с ним.

5. Сосредоточьтесь на укреплении мышц.

Любое движение тела связано с использованием мышц. Более сильные мышцы означают, что ребёнок научится сидеть быстрее. Регулярно массируйте младенца и ежедневно используйте активные игры, чтобы усилить мышечный каркас тела малыша. Кроме того, такие действия, как ползание, переворачивание и лежание на животе, являются естественным средством укрепления мышц крохи.

Как научить ребёнка садиться. Упражнения и игры, которые помогут ребёнку сесть

Вот несколько простых, но замечательных игр и мероприятий, которые вы можете использовать, чтобы помочь ребёнку сесть.

Найди погремушку

Возраст для игры: четыре месяца.

Упражнение: Расположите грудничка на животике и внесите в поле зрения погремушку. Когда младенец начнёт поворачивать голову в направлении звука, погремите игрушкой над ним, чтобы ребёнок потрудился изогнуться назад для наблюдения за погремушкой.

Преимущества: Идёт работа на мышцы шеи, нижней части спины и на костный остов. Младенец может использовать свои руки, чтобы двигать туловищем, а также задействовать мышцы плеча в этом процессе.

Скручивание

Возраст для игры: четыре месяца (когда младенец может держать голову).

Упражнение: Расположите ребёнка у себя на ногах, повернув его ножками к себе. Держите младенца за руки и аккуратно потяните его вверх в движении, которое напоминает качание пресса.

Убедитесь, что вы двигаете ребёнка плавно. Чтобы добавить некоторый ритм к активности, рассказывайте стихотворение.

Преимущества: Упражнение будет работать на мышцы нижней части спины и мышцы живота, которые необходимы, чтобы помочь научиться сидеть.

Переворачивание

Возраст для игры: 6 месяцев.

Упражнение: Положите грудничка на спину. Расположите игрушку перед ним и медленно переверните младенца на бок так, чтобы он не отрывал взгляд от игрушки. К этому возрасту многие младенцы могут перевернуться. Поэтому ребёнок попытается перевернуться, чтобы лучше рассмотреть объект. Когда малыш это сделает, похвалите его. Регулярно повторяйте это упражнение, особенно когда младенец демонстрирует готовность к игре.

Преимущества: Укрепляет спину и косые мышцы, которые помогают ребёнку занять сидячее положение.

Велосипед

Возраст, чтобы играть: 6 месяцев.

Упражнение: Положите малыша на мягкую поверхность. Осторожно поднимите ножки вверх. Медленно совершайте круговые движения ножками, имитируя езду на велосипеде. Добавьте несколько забавных звуков и шумов, чтобы заинтересовать младенца. Сделайте паузу на несколько секунд после пяти велосипедных действий.

Преимущества: Укрепляет мышцы нижней части спины.

Помощь во вставании

Возраст: Восемь месяцев.

Упражнение: Посадите кроху. Держите младенца за руки и осторожно поднимите его до положения стоя. Повторите это три — четыре раза, а затем опустите. Подождите несколько секунд перед возобновлением действия.

Преимущества: Укрепляет мышцы спины, живота и бёдер. К восьми месяцам дети могут сидеть самостоятельно и делать первые попытки встать.

Осторожно: тело вашего ребёнка нежное. Выполняйте эти упражнения только тогда, когда уверены, что не причиняете малышу вреда. Не переусердствуйте. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности для безопасности ребёнка.

Уважайте естественный процесс развития ребёнка.

Вы никогда не будете давать твёрдую пищу ребёнку до достижения определённого возраста. Точно так же вы никогда не должны заставлять малыша сидеть, прежде чем он достигнет соответствующей вехи развития в своей жизни.

Дети учатся переворачиваться в возрасте четырёх месяцев, и любой шанс на сидение возникнет только после этого момента в его жизни. Более того, тело младенца лучше всего будет готово к сидению только спустя шесть месяцев после рождения. Поэтому, побуждая младенца сидеть до этого возраста, вы получите неудовлетворительные результаты. К тому же это повредит развитию ребёнка.

  • будьте рядом с ребёнком, когда он учится сидеть, чтобы избежать любых опасностей;
  • положите подушки вокруг ребёнка в качестве поддержки, чтобы он не упал и не ударился о твёрдую поверхность.

Позволять крохе практиковать умение сидеть желательно на полу, используя игровой коврик, а не высокую поверхность или край кровати.

Что делать, если ребёнок не сидит?

Некоторые дети могут замедляться в своем развитии, но что, если ваш ребёнок показывает нулевую способность сидеть даже после девяти месяцев?

На что обратить внимание?

  1. Если младенец родился раньше срока, то он может постепенно замедляться в своём росте и развитии. Кроха вполне возможно пропустит отметку на этапах развития и достигнет их позже по сравнению с детьми, родившимися в срок.
  2. Младенцы, которые переболели серьёзными инфекциями или переносят сложное заболевание в раннем возрасте, неизбежно развиваются медленней. Болезнь может задержать их способность проявлять физические навыки, такие как переворачивание, ползание и сидение. Когда ребёнок полностью выздоровеет, он будет продолжать курс своего развития, хоть и медленно.

Если младенец не является недоношенным, не страдает последствиями перенесённого заболевания, но по-прежнему не может сидеть, вы должны сначала искать другие недочеты в физическом развитии:

  • ребёнок неспособен поднять голову при лежании на животе после достижения пятимесячного возраста. Его лицо просто падает, и малыш не поднимает его вверх;
  • младенец не может переворачиваться даже спустя шесть месяцев. Нуждается в поддержке даже для основных движений;
  • не ползает через девять месяцев;
  • не в состоянии проползти и встать с поддержкой в 1 год;
  • не ходит и не бегает спустя 18 месяцев.

Если ребёнок демонстрирует вышеуказанные признаки, проконсультируйтесь с педиатром. Обычно неспособность сидеть сопровождается другими проблемами развития, которые должен интерпретировать врач.

Всегда полезно вести дневник этапов развития ребёнка и периодически обсуждать его с вашим педиатром.

Помните, что неспособность сидеть не должна вызывать панику или тревогу, пока ваш ребёнок овладеет другими навыками своего возраста. Не торопитесь, не заставляйте младенца сидеть. Если этого не случится в этом месяце, произойдёт чуть позже. Ребёнок садится, когда полностью готов.

В каком возрасте ребенок начинает говорить – такой вопрос беспокоит многих родителей. Ведь многим хочется, чтобы кроха уже скорее начал говорить первые слова, объяснять, что он хочет, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, переживаниях. Но всему свое время, и дети по-разному начинают выдавать свое первое слово – кто-то ранний, кто-то попозже.

Этапы развития речи малыша

Нет таких здоровых детей, которые бы не научились говорить, не стали бы понимать сказанного и не смогли произносить различные слова и предложения. Основы речи у детей закладываются едва ли не с самого рождения ребенка. До 6 месяцев он активно впитывает все то, что говорит ему мама, и это становится основой его речи. Говорящих детей в таком возрасте не бывает.

Нередко родители путают детский лепет с речью. На деле это не так. Лепет – по сути, тренировка и подготовка речевого аппарата к активному говорению. Он способствует наработке знаний и активизации говорения. При этом врачи все равно определяют ряд достижений малыша в разные сроки – до двух лет. Потому что именно 2 года – это точка для многих, когда малыш должен говорить.

Как развивается речь до полугода

В 1 месяц ребенка у него уже отмечается реакция на речь. Так, например, он может перестать плакать, если родители начнут с ним ласково разговаривать, утешать его и успокаивать. К окончанию 3 месяца у малыша проявляется гуление – он начинает проявлять живость характера и достаточно активно участвует в общении со взрослыми.

В 5 месяцев ребенку становится обычно интересно, откуда раздается тот или иной звук. А если он начинает петь, что не редкость, у него меняется интонация голоса. В районе 7 месяцев кроха может произносить отдельные слоги, как например, ба, ма и т.д.

Дальнейшее развитие речи

Если начали следить за тем, как развивается речь малыша, следует смотреть на то, что он говорит дальше. В 8-месячном возрасте ребенок все больше говорит слогами, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д. У него начинает расширяться количество звуков, которыми кроха может оперировать. К 10 месяцам у него слоги уже даже могут складываться в слова: мама, ляля и т.д.

В год у ребенка есть уже 5 слов в запасе, в основном они двусложные. Но он показывает, что очень хорошо понимает обращенную к нему речь – может откликнуться на просьбу родителей принести мячик, дать пирамидку и т.д. Понимает слово нельзя. И как раз в этот период малыш уже начинает оперировать дорогими сих сердцу словами – мама и папа.

Далее словарный запас начинает активно пополняться, т.к. отмечается и более активное познание мира. У малыша образуются определенные связи – он может взаимосвязывать предметы и действия, подбирать к ним объяснения. Правило здесь может быть только одно – чаще с ним разговаривайте, объясняйте, показывайте. Это позволит ребенку лучше ориентироваться в пространстве, получать объяснение тех или иных слов и предложений и т.д. Научить ребенка правильно говорить не так и сложно – главное, набраться терпения и любви.

Каким может быть возраст первого слова

Первое слово ребенка – волнительный момент в жизни каждой семьи. Причем далеко не всегда обязательно, чтобы это было полноценное слово – специалисты утверждают, что достаточно, чтобы это был набор звуков, которые похожи на слово, например, ка – каша, те – тетя, бах вместо упал. Наука о раннем развитии считает такие высказывания полноценными словами. И тут можно сказать, что, отвечая на вопрос, когда ребенок начинает говорить, можно сказать, что и в год. В тот период, когда в его лексиконе должны присутствовать обычные логопедические слова-слоги, разные звукоподражания и т.д.

Тут основная проблема – определить, не являются ли такие высказывания случайными. Это определяется не так и сложно – если одни и те же наборы звуков повторятся в одних и тех же ситуациях, значит, речь идет о закономерности. Специалисты рекомендуют не подыгрывать крохе, лепеча как он. Ведь в таком случае малыш никак не научится говорить правильно – с крохой следует изначально разговаривать правильно и литературно красиво. Например, грамотный пример речи выглядит следующим образом: когда ребенок говорит: «Би-би», мама должна ему сказать: «Да, это машина» . Также стоит стимулировать и его на проявления речи. Например, спросить: «Где машина?» — он должен показать на нее или даже назвать.

Когда проявляются первые фразы

Когда ребенок начинает говорить фразами – это еще один вопрос, связанный с основами развития речи. Традиционно считается, что уже в 2 года малыш должен разговаривать некоторыми фразами. Конечно же, они не должны быть сложными. Причем под фразой понимают даже простое предложение из лепетных слов. Считается, что к периоду активного говорения у крохи в словарном запасе должно быть не менее 250-300 единиц слов. Причем они должны быть разнообразными – наречиями, предлогами, глаголами и т.д.

В три года у ребенка уже появляются сложные предложения в лексиконе, есть прилагательные и предлоги. В 4-5 лет речь становится более совершенной, появляются вопросы.

Если же у малыша в возрасте 2 лет отсутствуют двухсловные фразы, стоит обратиться к врачу-логопеду. Он должен объяснить родителям, как научить ребенка говорить в 2 года. И тут стоит не затягивать, т.к. велик риск запустить ситуацию, из-за чего будет довольно сложно догнать сверстников.

Что следует делать, чтобы стимулировать малыша на говорение

Родителям следует помогать малышу начать говорить. Причем стоит понимать, что сделать это не так сложно. В первую очередь, следует стимулировать стремление крохи постоянно проявлять любопытство – больше вопросов и ответов помогают отлично развивать речь. Говорить с ребенком надо плавно, четко и довольно размеренно, а вот сюсюканье не рекомендуется.

Для развития речи и пополнения лексического запаса требуется постоянно читать книги ребенку – так он получит запас знаний литературной речи, что научит его правильно излагать свои мысли. Для того чтобы развивать речь ребенка, надо обогащать его мышление образами, впечатлениями и т.д.

Отличным решением станет использование метода: повтори за другими. Если ребенок общается с другими малышами, которые еще и умеют говорить, он быстрее начнет общаться, т.к. в силу возраста ему интересно тянуться за другими и обучаться от них всему тому, что они умеют. Дополнительно развивают речь танцы, песни, прослушивание музыки.

Почему могут отмечаться задержки

Если же малыш, достигнув возраста 3 года, не говорит, следует обратиться к специалистам. Ведь причин, по которым не происходит естественное развитие, довольно много. Так, например, отсутствие речевой активности может быть следствием проблем со здоровьем у ребенка:

  • Задержка развития нервной системы
  • Кислородное голодание, пока ребенок был в утробе матери
  • Проблемы со слухом

Но чаще всего причиной проблем служат не патологические нарушения (ведь про них врачи знают намного заранее и уже к 3 годам стараются их скорректировать). Нередко проблемы с речью возникают по вине провоцирующих факторов, в числе которых:

  • Трудности с мелкой моторикой: обычно она стимулируется при помощи разных пальчиковых игр, и именно поэтому ребенку нужно стимулировать пальчиковую активность практически с рождения – это может быть массаж, упражнения, рисование, лепка и т.д.
  • Проживание ребенка в интернациональной семье, когда родители разговаривают на разных языках: в этом случае у крохи могут возникать путаницы с переключением языка
  • Невнимательность к малышу со стороны родителей: нередко проблемы бывают там, где дети воспитываются няней – в такой ситуации им не хватает объема общения и эмоций, чтобы начать вовремя говорить
  • Слишком большая активность со стороны родителей: если мама и папа стараются предугадать любое желание крохи, у него, естественно, нет и желания говорить что-либо, ведь его и так неплохо понимают
  • Стрессовые ситуации: если вокруг малыша постоянно скандалы и хаос, он вполне может замкнуться в себе, даже если ему всего лишь 2 года

Как стимулировать речь ребенка

Родители должны помочь малышу, если он никак не может начать говорить. В первую очередь, следует запастись терпением. Нередко происходит так, что кажется, будто кроха необучаем, а потом он вдруг начинает говорить сразу и много. Но ждать не стоит, следует постоянно пытаться разговорить малыша. Когда пойдут первые слова, не стоит перебивать желание ребенка их произносить – одной из ошибок будет заставлять его произносить то, что хочется родителям.

Если родителей что-то смущает, стоит обратиться к логопеду-дефектологу. Это позволит вовремя выявить проблемы и наладить ситуацию. Тем более, что если ребенок к 4 годам так и не заговорит, все равно придется идти на прием.

Не стоит зацикливаться на том, говорит малыш или нет. Лучше постепенно наполнять его словарный запас – это будет продуктивнее и полезнее. Поправлять кроху надо, но делать это следует очень аккуратно и ненавязчиво. В противном случае, если слишком давить на малыша, у него и вовсе может пропасть желание говорить.

Способность размышлять и выражать свои мысли словами, характерна только для человека, это и отличает его от других живых существ, как существо разумное. Когда ребенок начинает говорить, подражая взрослым – он выражает свои желания, при развитии мышления, речь малыша развивается синхронно, пополняется словарный запас, появляется интонация.

Но для того чтобы речь у ребенка формировалась правильно, необходимо наличие нескольких факторов, а именно:

  • Физиологические – слух, голосовые связки
  • Умственные – развитие интеллекта ребенка согласно нормам
  • Социальные – присутствие носителей речи.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они обычно имеют несколько смысловых значений. Так, слово «мама» может произноситься, в случае если малыш голоден, ему скучно, у него что-то болит , таким образом, он привлекает внимание к себе, человека, без которого не представляет своего существования. Скорость и пополнения словарного запаса напрямую зависят от того, во сколько ребенок начинает говорить.

Развитие речи у детей до 6 месяцев

Многие родители ждут с нетерпением первых слов своего малыша и часто задаются вопросом — во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Но ответить на этот вопрос однозначно, очень сложно, поскольку развитие ребенка индивидуально и то, что малыш начинает говорить позднее сверстников, не свидетельствует о задержке его интеллектуального развития. Но все – же условные критерии развития речевых навыков по возрастным категориям существуют и основаны они не на том, что ребенок должен уметь в конкретном возрасте, а что должно насторожить родителей при отсутствии каких либо сопутствующих факторов.

С какого возраста ребенок начинает говорить? Возраст до шести месяцев считается предречевым, поскольку в этот период идет закладка двух основных критериев речи – восприятие и понимание речи взрослого, и вокализация отдельных звуков. Малыши в этот период произносят отдельные протяжные гласные отличающиеся артикуляцией, тембром и произношением. К 5 месяцам речевой аппарат малыша настраивается, и отдельные звуки перерастают в повторяющиеся слоги, в которых уже встречаются согласные. К полугоду ребенок осознанно может произносить слова «ма – ма», «ба – ба», немного труднее получаются слова «па – па», «на», «дай». Когда ребенок говорит мама, он делает это не осознанно, просто вместо плача, посредством которого он до этого выражал свои желания, теперь появилось слово, легкое в произношение и такое же глубокое по смыслу, как и плачь. Слово мама – несущее в себе значение нежности и боли, грусти и радости.

В этот период идет активное развитие социальных навыков общения, и от того сколько родители уделяют вниманию общению с младенцем будет зависеть во сколько дети начинают говорить. В первую очередь отсутствие общения влияет на психологическое восприятие картины мира малышом. У детей, родители которых игнорируют, их плачь в младенчестве, считая, что не следует часто брать младенцев на руки, иначе они привыкнут, со временем развивается синдром разочарования. Картина приблизительно такая – малыш плачет, привлекая к себе внимание и через продолжительный период времени замолкает, устремив взгляд в потолок. Такое состояние очень опасно для душевного состояния ребенка, поскольку в этот период малыш не может находиться сам, он ощущает себя в безопасности, только имея визуальный, тактильный или голосовой контакт с родителем. Отсутствие носителей речи влияет на то, во сколько лет ребенок начинает говорить. Примером дети, воспитанные с младенчества в интернатах, где не достаточно педагогов, что бы уделить должное внимание всем малышам, начинают разговаривать только к 3-4 годам.

Вторая опасность отсутствия общения – скудный пассивный словарный запас ребенка, для того чтобы ребенок осознанно произносил слова, ему необходимо вначале понимать человеческую речь, чего невозможно при дефиците общения.

Задолго до того, когда дети начинают говорить первые слова, их способ общения выражается в оживлении при виде взрослого, произношении отдельных звуков, гулении, попытке назвать предмет или выразить свое желание. Поводом для беспокойства в этот период может стать:

  • Отсутствие перемены настроения ребенка, при появлении взрослого – аутизм.
  • Отсутствие реакции на речь взрослого, громкие звуки – глухота.
  • Отсутствие подражания взрослым в произношении слов, потеря интереса к окружающему миру – социальная запущенность, проблемы в воспитании, которые могут привести к остановке интеллектуального развития.

В каком возрасте ребенок начинает говорить – в 9 месяцев или в два года совершенно не важно, при отсутствии вышеперечисленных проблем.

Развитие речи у детей одного года

В период развития речи от 6 месяцев и до года, когда дети начинают говорить мама, пополняется пассивный словарь ребенка (малыш понимает не только интонацию и простые выражения, обращенные к нему), а и улавливает смысл сказанного, когда взрослые общаются между собой. Именно стремление слушать речь и вникать в смысл сказанного развивает фонематический слух ребенка позволяющий отделять из речевого потока отдельные слова . Именно в этот период, когда дети начинают говорить простые слова или пытаются повторять за взрослыми названия предметов, идет закладка активного словарного запаса.

Очень важно в общении с малышом не коверкать слова, проговаривая их уменьшительную или ласкательную версию, а четко произносить слово, указывая при этом на предмет, который оно означает. В семьях, где родители имеют дефекты речи или произносят слова нечетко и очень быстро, дети обычно начинают говорить позже сверстников, и речь их нечетка, доступна пониманию только близким.

Между 7 и 9 месяцами на смену лепета приходит четкое произношение отдельных слов и слогов имеющих несколько значений. Например «кака» может означать и отрицание – когда малыш выражает протест, и то, что его пугает, не нравиться по вкусу, одежда, которая доставляет неудобство, так же именуется «кака». Таким образом, даже имея небольшой словарный запас, когда ребенок начинает говорить, мама обычно понимает его с полуслова, это благоприятно для общения, но тормозит развитие речи и пополнение активного словарного запаса малыша. Напротив, попав в незнакомую среду общения, малыш вынужден, объяснятся не жестами, а пытаться выговорить слова.

Когда ребенок должен начать говорить? Это риторический вопрос и ответ на него будет зависеть от многих факторов, касающихся одного конкретного ребенка. На развитие речи влияет так же наследственность, характер малыша, его коммуникабельность, физическое здоровье. По наблюдениям – детского нейрохирурга и физиотерапевта, много лет изучавшего проблемы заболевания мозга у детей, малыши которые не развиваются физически, отстают и в своем интеллектуальном развитии. Вынужденное ограничение передвижение малыша манежем или люлькой переноской, приводит к тому, что когда ребенок должен говорить, ему не позволяет это сделать речевой аппарат, развитие которого напрямую связано с .

Особенности развития речи младшего дошкольного возраста

Что должен говорить ребенок в год и когда стоит переживать по поводу отсутствия речи у малыша? Отсутствие речи ребенка в год не является серьезным отклонением, если малыш понимает смысл сказанного родителями, выполняет их просьбы, откликается на свое имя, при этом период «гуления» немного затянулся. Однако в его словарном запасе все же должно быть минимальных 2 – 4 слова и несколько слогов, которые он повторяет на все лады, имитируя интонацией разговор взрослого. Как правило, дети с запоздалым развитием речи находят для себя любимый слог или букву, которые и произносят на протяжении дня, склоняя и переставляя, например – га, гу, го, ги.

От того, в каком возрасте дети начинают говорить, совершенно не зависит их интеллект и успешность в учебе, если только задержка не вызвана проблемой воспитания или умственных задержек развития. Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить предложениями, хотя до этого в его словарном запасе едва насчитывалось пара, тройка слов. Такое явление называется «лингвистический взрыв», но чаще процесс построения слов в предложения и пополнения активного словарного запаса происходит постепенно, с явным прогрессом к полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы можно отметить что себя он называет по имени, не применяя местоимения «Я», иногда глаголы ставятся в будущем времени, например «Ваня кушать кашу», «Аля идти играть». Часто дети путают значения слов «дай» и «на», но это проблема скорее восприятия речи, нежели лингвистическая. Коверкание слов и неправильное их произношение в младшем дошкольном возрасте говорит о том, что у ребенка плохо развит фонематический слух, и он произносит слова такими, как слышит. Чтобы исправить такие дефекты с ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие слуха. Например, исполнять различные звуки, шуршание бумаги, звук льющейся воды, а малыш, отвернувшись к стене, должен называть правильно источник звука.

Во сколько ребенок должен начать говорить? До трех лет отсутствие речи у детей при сохранении интеллектуальных и физических способностей не считается отклонением. Если же и после трехлетнего возраста активный словарный запас малыша ограничивается несколькими словами, можно говорить о нарушениях мозговой деятельности и как результат – алалия.

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи — важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш — тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные «а» и «у».

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание — и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение — «гу, агу». Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: «гу» и «агу» — это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: «кот» или «мяу». У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово «кот», но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций — но пока с его язычка слетают лишь непонятные «птичьи» звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: «киса, мяу». Даете ему игрушку и говорите: «миша, мишка». И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.

Игра «Где мама?» научает ребенка осознанно произносить слово «мама». Спросите малютку: «Где мама?» и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: «Вот мама!». Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово «мама» с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Первое слово

Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:

  • гуление: гу-агу;
  • лепет: да-да-да, на-на-на;
  • осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.

На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо «молоко» скажет «ко», а вместо «коко» — «км-км». Свою речь малыш сопровождает показом.

Например, он может сказать «дай км-км» и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит «дай», но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.

На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:

  • ребенок уже научился составлять из слов предложения;
  • кроха понимает вопросы «почему?», «кто это?» и другие;
  • он использует в разговоре разные части речи;
  • понимает разницу между множественным числом и единственным.

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное «созревание» речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос «Где мама?»;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.

Как избавиться от растяжек после родов?