Презентация пальчиковые игры в музыкальном развитии детей. Этот пальчик уж вздремнул

Слайд 12

Описание слайда:

Пальчиковые игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Пальчиковые игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пальчиковые игры Володина Наталья Анатольевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47» г.Ачинск Красноярского края

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

У ровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт использую в работе с детьми, где развитие речи происходит своевременно, и особенно, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Стимулирую речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим

Этапы разучивания игр: 1. Воспитатель сначала показывает игру детям сам. 2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. 3. Воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно, воспитатель проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью воспитателя, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель подсказывает и помогает.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук, традиционными и нетрадиционными. Традиционные: - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); - игры с пальчиками с речевым сопровождением; - пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; - графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; - предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек; - кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; - игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы: Упражнения для массажа (или самомассажа) рук: «Массаж подушечек пальцев рук» «Массаж фаланг пальцев» «Массаж прижимающий» «Упражнение с мячом-ёжиком» «Упражнение с прищепками» « Самомассаж горохом» «Горох и фасоль» «Колечки» «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук: «Цепочки» «Поочерёдное соединение всех пальцев» «Ножки» «Соединение одноимённых пальцев» «Пианист» «Пальчики кивают» «Горошки» «Упражнение с пробками» «Упражнение со счётными палочками» « Пальцеход » «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак» «Поочерёдное соединение всех пальцев» «Ножки»

Упражнения с различными предметами(требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе): «Упражнение с мячом-ёжиком» «Упражнение с прищепками» «Упражнение с эспандерами» «Упражнение со стопором» «Упражнение с пробками» « Узловка » «Упражнение с чётками» «Упражнение с бусами» «Упражнение со счётными палочками»

Гимнастика для пальцев: «Щелчки» «Потягивание за кончики пальцев» Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка). Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

В течение всего года работала во взаимодействие с родителями, проводила: Индивидуальные консультации «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» Родительский клуб «В детском саду и дома». Тема: «Развитие мелкой моторики пальцев рук Цель: Сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики, научить родителей играть в речевые игры. Считаю, что это эффективный метод работы по развитию речи. Хотелось бы, чтобы родители запаслись терпением и уважением к своим детям, которые стоят на пороге овладения речью, грамотно помогли бы им преодолеть этот трудный, но необходимый барьер. .

Что дает пальчиковая гимнастика детям? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации: Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были детям в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций: если в задуманной вами игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок; для успеха мероприятия следует проводить игру с крайне выразительной мимикой; чтобы детям было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией; для начала лучше остановиться на двух-трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым; чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения детей пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.

Надеюсь, что такая "игра" с ребенком доставит радость и удовольствие и вам, и вашим детям. Успехов вам, взрослые и дети!


Слайд 1

Пальчиковые игры
презентация из опыта работы воспитателя МДОУ детского сада комбинированного вида №100 «ДЮЙМОВОЧКА» ШКУРАТ ИРИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Слайд 2

Играем пальчиками
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком. Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Каждая мама может играть со своим малышом в пальчиковые игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.

Слайд 3

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов:
Мизинец сердце, Безымянный печень, Средний кишечник, Указательный желудок, Большой палец голова.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

Слайд 4

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком.
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Слайд 5

«Для чего нужны пальчиковые игры»
Способствует овладению навыками мелкой моторики; Помогает развивать речь ребенка; Повышает работоспособность коры головного мозга; Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; Снимает тревожность.

Слайд 6

Эти пальчики щипают, Эти пальчики гуляют, Эти - любят поболтать, Эти - тихо подремать, А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться.
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Солнце было, Дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл

Слайд 7

В целом методика пальчиковых игр предполагает три вида занятий
когда движения выполняются взрослым, а ребёнок смотрит
когда движения выполняются взрослым ручками ребенка
когда движения выполняются ребенком самостоятельно

Слайд 8

пальчиковые игры и упражнения делятся на три группы:
Упражнения для пальцев условно статическое - в этой группе пальчиковых игр с помощью пальцев мы изображаем различные объекты живого
Упражнение для пальцев динамическое эти игры учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным
упражнения для кистей рук такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. То есть развивает подражательную способность.

Появление пальчиковых игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, прирнцип подбора игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пальчиковая гимнастика для дошкольников Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель: «Рука – это инструмент всех инструментов » Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг » Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук …».

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Есенина, Л.В.Антакова -Фомина) Учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются вместе – это неговорящие дети.

Появление пальчиковых игр У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А на Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», « Сороку-ворону », «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Когда начинать заниматься? Тренировать пальцы рук можно с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание рук от кончиков пальцев к запястью. Упражнения проводят ежедневно, сгибается и разгибается каждый пальчик отдельно. Таким образом, речевые области будут тренироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста ребенку начинают давать крупные предметы перебирать, затем более мелкие. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, активизируем соединение зоны, отвечающие за речь.

Принцип подбора игр Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них. Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. Наибольший интерес представляют игры: на расслабление в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы; на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Как играть в пальчиковые игры Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей. Очень чётко придерживаюсь следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.

До 2-х лет Содержание: Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Технология: Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение

С 2 до 3 лет Содержание: Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) Технология: С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию

С 3 до 4 лет Содержание: Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой Технология: С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4 до 5 лет Содержание: Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы Технология: При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук

С 5 до 7 лет Содержание: Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) Технология: Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Группы пальчиковых игр 1. Игры – манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2 . Сюжетные пальчиковые упражнения. « Пальчики здороваются » - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). « Распускается цветок » - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует 2000 лет, ею пользовались Гиппократ и Аристотель. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Это взаимодействие развивают при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для стимуляции интеллектуального развития применяют упражнения. Работы Бехтерева и Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным. Изучая математику, языки и т.д. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария в ущерб правому – образному. Буквы, цифры, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Преждевременное обучение ребёнка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция ММД (один участок мозга развивается быстрее за счёт другого). Это приводит в дальнейшем к неуспеваемости, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере, провоцируют невроз. В возрасте до 6 лет должно доминировать образное мышление!

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Продолжительность занятий – 10-15 минут. Периодичность-ежедневно. Время – утро, день.

5 . Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее роль в отношении всех систем и органов. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – поглаживания, разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Психогимнастические упражнения Данная серия упражнений – систематизированное целенаправленное развитие психики ребенка посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям Первый путь – изменение степени сложности от занятия к занятию, второй – поочередный перенос воздействия с одного психического процесса на другой, третий – поэтапное выполнение действий на громко речевом уровне. «Считалочка- бормоталочка » Попросите ребёнка выучить фразу «Идет бычок качается". В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух два слова «Идет бычок», а слово «Качается» произносит про себя, хлопая при этом одни раз в ладоши. В третий раз вслух он произносит только слово «Идет», а слова «Бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвёртый раз все три слова необходимо произнести про себя, заменяя их тремя хлопками. Это выглядит так: 1. Идет-бычок-качается 2. Идет – бычок- (хлопок) 3. Идет – хлопок-хлопок. 4. Хлопок-хлопок-хлопок. (Ехал Г река через реку; Золотое решето черных домиков полно; Подарил утенку ежик пару кожаных сапожек; Вышел месяц из тумана вынул ножик из кармана; Р аз два три четыре пять я опять иду гулять и т.д).

7 . Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. « Осьминожки » - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы -пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Заключение Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Спасибо за внимание!


Проект «Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»

Выполнила: воспитатель

МДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Баженова Н.В.


  • В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей), увеличение числа патологий беременности (родовые травмы), социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.
  • Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
  • Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
  • Это определило тему моей дальнейшей работы «Сенсорное развитие детей через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр»

Цель и задачи проекта

  • Цель:

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

  • Задачи:

Для воспитателя

Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.

Для детей

Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей

Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.


  • Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Подготовительный этап

  • Изучение литературы по теме:

Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»


Родительское собрание

  • Тема «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики»

Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.


Создание картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Сентябрь

«Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»

«Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»

«Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»

«Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»

«Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»

«Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь»

«Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»

«Раз – весна..», «»В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»

«Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»



  • Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.

Самомассаж

Прокатывание массажных

мячиков между ладоней.

«Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех!»


Самомассаж

С использованием

  • кольца Су Джок

«Я колечко примеряю

И совсем не забываю

Каждый пальчик нарядить

Чтобы мне здоровой быть!»

  • апплтикатора

«Покатаем, покатаем,

Как устанем – перестанем»


Работа с детьми, включающая манипуляции с предметами

  • «Волшебные дорожки»

Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения:

«Нарядили ножки В новые сапожки, Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, По лужам не шлепайте. В грязь не заходите, Сапожки не рвите.


  • Игра «Найди и

назови животное»

«Я для каждого зверька

Подберу скорей дружка.

Вместе будет веселей

Им еще найти друзей!»


  • «Веселая гусеница»

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения:

«Гусеница, гусеница,

Высунь рога.

Дам я тебе

Кусок пирога

Ползи по дорожке

Дам тебе лепешек».


«Считалочка»

Цель: закрепление цвета, счета, навыка соотносить количество и цифру.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Вы за мною повторяйте,

От меня не отставайте!»


  • Перекладывание теннисных мячиков ложкой
  • Выкладывание букв и цифр на магнитную доску, составление узоров.

  • Счеты

Используются как массажер и для передвигания косточек.

«Раз, два – шли утята

Три, четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал.

А десятый испугался

Громко-громко запищал:

- «Пи-пи-пи!» - «Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!»


  • «Лабиринт»

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам.

«Мы играем в паровоз,

Погудим немного.

Ничего, что нет колес,

Зато есть дорога!»



  • Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
  • Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
  • Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

  • Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
  • Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики
  • Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Список литературы

1. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

5. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»