Конспект занятий по развитию связной речи. Конспект занятия по развитию связной речи

ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образо­вательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недо­развитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:

· конспекты фронтальных занятий I, II, III перио­дов обучения;

· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению гра­моте»;

· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;

· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.

В данном пособии вниманию педагогов предлага­ется перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обу­чения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

Составление описательного рассказа с опорой на схему;

Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной карти­не с образцом-рассказом логопеда и без него;

Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с измене­нием главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

Составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевы­ми умениями и навыками для составления переска­зов и самостоятельных монологических высказыва­ний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

недели Темы № зан.
Сентябрь
1,2 Обследование речи детей
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания
Октябрь
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сиг­налов
Ноябрь
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помо­щью сюжетных картин
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Составление описательного рассказа с опо­рой на схему

Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)

недели Темы № зан.
Декабрь
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ лого­педа)
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
Январь
1-2 Каникулы
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Февраль
Пересказ сказки «Две косы»
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыб­ка»
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Все хорошо, что хоро­шо кончается» по сюжетной картине с приду­мыванием предшествующих и последующих событий

III период обучения (март, апрель, май)

недели Темы № зан.
Март
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием пред­шествующих и последующих событий
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий
Апрель
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных дейс­твующих лиц и добавлением последующих событий
Составление рассказа «Кто кормит нас вкус­но и полезно» (из коллективного опыта)
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумывани­ем предшествующих событий
Май
Составление рассказа «Человек» по серии картин
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Занятие 1.

Рассказывание по теме «Осень»

Цели:

коррекиионно-образовательная:

Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионно-развиваюшие:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

Активизировать словарь по данной теме;
коррекиионно-воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к сезонным изме­нениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка уро­жая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), кор­зина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

О каком времени года говорилось в стихотво­рении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое листопад?

2. Объявление темы.

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3. Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) - желтеют, опа­дают и т.д.

Дождь осенью - моросит, идет и т.д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) - холодный, морося­щий.

Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождли­вая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) - ранней - с разно­цветными листьями, поздней - голые.

5. Физкильтминитка.

6. Чтение письма.

Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет кор­зинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям при­дется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает... (из-за туч). Деревья надели... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик... (моросит) и заставля­ет прятаться... (по домам). Птицы собираются в стаи... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.

8. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Занятие 2.


Похожая информация.


Цель:

Обучение детей связной речи по теме: «Домашние животные».

Инсценировка сказки.

Программное содержание:

Коррекционные:

1. Упражнять детей в употреблении существительных в творительном падеже.

2. Развитие речевого дыхания, общей и пальчиковой моторики.

3. Обогащение и активизация глагольного словаря детей.

Образовательные:

1.Уточнение знаний детей о домашних животных и их характерных признаках.

2. Развитие связной речи. Обучение инсценированию сказки.

3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.

Оборудование:

1. Маски животных.

2. Предметные картинки с изображением домашних животных для детей.

3. Игрушка щенок.

4. Кукла Таня.

5. Демонстрационные картинки с изображением домашних животных для логопеда.

6. Массажный мячик.

7. Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме.

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением домашних животных.

3. Изготовление масок для инсценировки.

4. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

5. Подбор музыкального сопровождения.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Дидактическая игра «Вспомни и назови».

3. Загадки.

4. Физминутка «Кошка».

5. Вводная беседа.

6. Чтение сказки.

7. Вопросы к детям после чтения сказки.

8. Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие».

9. Повторное чтение сказки.

10. Инсценировка сказки.

11. Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент .

Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

(Звучит негромкая лирическая музыка.)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.

(Дети желают друг другу доброго утра.)

Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название домашнего животного. Слушайте внимательно.

ЖИРАФ, ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА.

Георгий, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название домашнего животного.)

1. Дидактическая игра «Вспомни и назови» - уточнять знания детей по теме «Домашние животные».

Каких еще домашних животных вы знаете? (Перечисление.)

(КОРОВА, СВИНЬЯ, КОШКА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КРОЛИК, КОЗА, ОВЦА.)

2. Загадки – упражнять детей в составлении описательных загадок, активизация глагольного словаря детей по теме, развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев.

Чтобы вспомнить всех домашних животных, давайте будем загадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки буду не я, а вы друг другу. У каждого из вас на столах лежат картинки с изображением домашнего животного. Один из вас, кого я назову, должен будет взять свою картинку, встать и рассказать нам, что умеет делать животное, изображенное на вашей картинке, а остальные дети должны внимательно слушать и стараться отгадать. Например: это домашнее животное умеет бегать, мяукать, лакать, прыгать, царапаться. Кто это? (Кошка.)

(Один ребенок загадывает загадку, а остальные отгадывают, логопед на правильный ответ выставляет картинку + пальчиковая гимнастика.)

  • Собака + изображение собаки из пальцев: ладонь вытянута влево, все пальцы прямые, кроме указательного пальца – он согнут.
  • Корова + изображение коровы из пальцев: большой палец и мизинчик прямые, остальные пальцы согнуты в кулак.
  • Лошадь + изображение лошади из пальцев: указательный и средний пальцы прямые бегают по столу, остальные собраны в кулак.
  • Свинья + изображение свиньи из пальцев: поочередное соединение большого пальца со всеми пальцами по порядку, образуя круг.
  • Овца + изображение овцы из пальцев: изображение спирали каждым пальцем по очереди.
  • Кролик + изображение кролика из пальцев: ушки над головой двумя руками и одной.
  • Кошка + изображение кошки из пальцев: упражнение «коготки».

3. Физминутка «Кошка» - координация речи с движением, развитие обей моторики.

Осторожно, словно кошка

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в клубок свернусь. (Движения делаются по тексту.)

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

4. Вводная беседа – ввести детей в тему занятия.

- Ребята, давайте вспомним, для чего человек заводит домашних животных? (Ответы детей.) Молодцы, все правильно сказали. А как вы думаете, какое домашнее животное, по вашему мнению, самое нужное и почему? (Ответы детей.) Каждый из вас высказал свое мнение и все ваши ответы можно считать абсолютно правильными. Но, чтобы узнать точный ответ на этот непростой вопрос, я предлагаю вам послушать небольшую сказку.

5. Чтение сказки.

6 . Вопросы к детям после чтения сказки – уточнить полученные знания детей.

О чем эта сказка? (Ответы детей.) Да, правильно, эта сказка рассказывает нам о споре домашних животных, которые никак не могли решить, какое же домашнее животное самое нужное. Кто приехал к бабушке в деревню? Какое животное Таня увидела первым во дворе? (Собака.) Почему собака считала себя самым нужным домашним животным? Что собака сказала? (Я – самое нужное домашнее животное.) Кто затем вступил в спор? (Кошка.) Кошка тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кто следующий вступил в спор? (Корова.) А почему же корова считала себя самым нужным домашним животным? Кто еще считал себя самым нужным домашним животным? (Коза.) Почему коза считала именно себя самым нужным домашним животным? Кто затем вступил в спор? (Кролик.) Почему он считал себя самым нужным домашним животным? Кто еще вступил в спор? (Овца.) Овца тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кого еще мы не назвали? (Свинья.) А почему же свинья считала себя самым нужным домашним животным? Кто же разрешил спор домашних животных? (Конь.) Что он сказал животным? Как вы думаете, конь прав? Животные с ним согласились?

Понравилась вам эта сказка? А хотите стать главными героями этой сказки и показать небольшой спектакль для наших гостей?

Георгий, у тебя будет роль коня. Кем ты будешь? (Конем.)

Лиза, у тебя будет роль кошки. Кем ты будешь? (Кошкой.)

Маша, у тебя будет роль собаки. Кем ты будешь? (Собакой.)

Максим, у тебя будет роль кролика. Кем ты будешь? (Кроликом.)

Антон, у тебя будет роль овцы. Кем ты будешь? (Овцой.)

Владик, у тебя будет роль козы. Кем ты будешь? (Козой.)

Маша, у тебя будет роль коровы. Кем ты будешь? (Коровой.)

Таня, у тебя будет роль свиньи. Кем ты будешь? (Свиньей.)

7.Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие»: дети стоят с закрытыми глазами, логопед называет домашних животных. Если логопед назвал взрослое домашнее животное – дети встают на носочки, руки вверх. Если логопед назвал детеныша - дети приседают. (Сначала ведущий – логопед, затем один из детей.)

Запомнили, кем вы будете? Я предлагаю каждому из вас взять маску своего героя и снова сесть на места.

8. Повторное чтение сказки.

А сейчас вновь послушайте внимательно сказку и запоминайте слова, которые вы должны будете сказать, как главные герои этой сказки.

(Повторное чтение сказки.)

9. Инсценировка сказки.

- Выготовы к выступлению? Молодцы! Будьте спокойны, уверенны в своих силах, я вам помогу. Я буду сказительницей, а вы не забывайте вовремя вступать.

Уважаемые зрители! Перед вами выступают актеры подготовительной компенсирующей группы «Непоседы», предлагая вашему вниманию «Сказку про домашних животных».

(Инсценирование.)

10 . Итог.

Что интересного вы узнали? Понравилось ли вам выступать в роли актеров? Ответьте на вопрос: кто же самое нужное домашнее животное? Спасибо, нашим гостям за внимание и терпение. Спасибо актерам за замечательный спектакль. Большое всем спасибо. Занятие закончено.

Сказка про домашних животных.

Летом Таня поехала к бабушке в деревню. Однажды утром она выглянула из окна. И вот что она увидела и услышала.

Около будки сидела собака и говорила своему щенку:

Я иду на работу, а ты будь послушным и некуда не уходи от дома.

А какая у тебя работа? – спросил щенок.

Самая важная, - ответила собака. – Я охраняю дом, двор, хозяйку и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы плохие мальчишки не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Ничего подобного, - не согласилась кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока, сливок, творога, сметаны и маслица? Я – самое нужное домашнее животное.

Между прочим, мое молоко и полезнее и жирнее. А еще и шерсть я даю и козий пух, - возмутилась коза. - Я – самое нужное домашнее животное.

Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетился кролик в вольере. - А еще я даю мясо, и из моих шкурок шьют шубы и шапки. Я – самое нужное домашнее животное.

Я тоже даю шкуру и много шерсти, – заблеяла овца. – И мясо у меня жирное и вкусное. Я – самое нужное домашнее животное.

Какое свинство, - послышалось хрюканье из свинарника. – Я даю больше всех и мяса и сала. Я – самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел конь.

Ну, что скажешь, что ты самое нужное животное? – спросила кошка.

Нет, я думаю, что все мы нужны людям, мы все приносим пользу. За это люди и держат нас, и кормят, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, а маленький щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. - М.,2007.
  2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

Татьяна Агафонова

Тема : «Мои любимые сказки» .

Цель занятия : развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.

Задачи :

Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по набору картинок с персонажами сказок.

Учить связно , последовательно излагать ход придуманной сказки, используя начало, основную часть, концовки русских народных сказок.

Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, последовательно, выразительно.

Предварительная работа :

Чтение, рассказывание русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.

Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по загадкам» , «Лукошко сказок» и т. д.

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы :

Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами не просто будем вспомнить любимые сказки, но и узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. А самое главное мы научимся сочинять свои сказки.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух.

Каждый нам в дороге -

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

(Ю. Энтина)

Игра : «Ты мне – я тебе» .

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например : Лиса – сказка «Колобок» .

Маша -…; Медведь -…; Снегурочка -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Заяц-…

2. Основная часть :

- Сказки бывают разными : народными и авторскими.

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.

Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.

Игра : «Узнай сказку по загадке»

Ребята, мы с вами поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадку о сказке, а вы будете отгадывать название сказки.

Мышка в теремке жила, и друзей себе нашла.

Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.

Покатился, покатился и домой не воротился.

Лечит всех зверей и птичек,

Он на помощь к ним спешит….

Трое братцев, близнецы,

Хвост крючком и пяточки.

Возле леса на опушке смастерили

Три избушки.

В Простоквашино живет,

Дядю Федора он ждет.

Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.

Всем известна скатерть эта,

Как расстелешь ты её

Всяких кушаний полно.

По деревне едет печь

На печи сидит молодец

До дворца доехал он

Шлёт с печи царю поклон.

Игра : «Лукошко сказок»

Ребята, здесь в лукошке у меня лежат сюжетные картинки из разных сказок. Проверим, сейчас, отгадаете ли вы сказки по картинкам?

3. Физминутка :

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает : устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Воспитатель : А вы все знаете сказку «маша и медведь? Давайте поиграем в театр.

Воспитатель : А сейчас мы с вами ребята научимся придумывать разные сказки.

Воспитатель : У меня в руках колечко. Я буду произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет начинать рассказывать сказку.

Колечко-колечко ты катись через крылечко,

Крылечко вдруг кончается, сказка начинается.

(Тот у кого окажется из детей колечко, начинает рассказывать сказку, чтобы продолжить сказку дети снова играют в колечко).

Воспитатель : - Молодцы, хорошую придумали сказку.

А теперь с помощью картинок каждый у себя в книжке составит сказку.

(Дети вырезают картинки сказочных героев, приклеивают в своей книжке, дорисовывая сюжет придуманной сказки карандашами или фломастерами).



Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Грузовая машина» Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки. Задачи: Образовательные: Продолжать.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес» Конспект открытого просмотра на тему: «За подснежниками в лес…» («Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

Описание материала . Предлагаю конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем) «Волшебная корзинка осени». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы массового и коррекционного детского сада.

Конспект занятия по развитию связной речи

Старшая возрастная группа

Тема : Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем)

«Волшебная корзинка осени»

Программное содержание:

Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах. Расширять конкретные знания об их свойствах, вкусовых ощущениях, визуальных характеристиках.

Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал к занятию:

Разрезные картинки с осенней тематикой, опорные картинки-схемы, музыкальная запись «Осенний вальс», корзинка с настоящими овощами и фруктами, опорные схемы.

Ход занятия:

Вводная часть.

Приветствие педагога.

Ребята, составьте картинки из частей, которые лежат у вас на столах.

Какое время года вы видите на картинках?

Дети отвечают:

1 часть

Звучит музыка «Осенний вальс». Заходит Осень с корзинкой овощей и фруктов.

Здравствуйте, дети, вот и пришёл мой черёд вступить в свои права. Вы рады встрече со мной?

Какие месяцы осени вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц следующий?

А вы знаете, что осень - самое богатое время года? Посмотрите, все деревья «в золоте».

А какой богатый урожай овощей и фруктов!?

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете доставать из моей корзинки.

Загадки:

1) Этот овощ быстро очень

Разгадаем, между прочим.

Он щекастый, красный, гладкий,

Он растет у всех на грядке.

Положи его на солнце.

Он дозреет у оконца,

Этот толстенький сеньор

Всем известный.....

(Помидор)

2) Без окон, без дверей

Полна горница людей.

3) Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Ответ: Яблоко)

4) Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

(Ответ: Банан)

5) Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

6) Зреет он на огороде,

Слывёт ягодой в народе.

Гладкий, синенький пан -

С тонкой шкурой …

(Баклажан)

Предлагаю Вам поиграть в игру «Повара»

Игра «Повара»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными.

Что можно приготовить из помидора?

Ответы детей:

Томатный сок, помидорный салат. А ещё его можно добавлять в супы.

Какие вкусные блюда и напитки из яблока вы знаете?

Ответы детей:

Яблочный пирог, фруктовый салат, яблочный сок,...

Осень и дети вспоминают и называют блюда из различных овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребятки, а сейчас давайте вместе будем ласково называть наши любимые овощи и фрукты.

Банан - бананчик

Огурец - огурчик

Помидор-помидорчик

Ананас - ананасик

Яблоко-яблочко

Апельсин - апельсинчик

Лук - лучок

Чеснок - чесночок

Физ.минутка «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

3 часть

Ребята, вы ответили на мои загадки. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали.

На фланелеграф помещает схему, по которой дети описывают фрукты и овощи, а Осень отгадывает.

1 ребёнок:

Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.

Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат.

Загадки загадывают несколько детей.

Релаксационная пауза.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Я превращаю вас в осенние листочки и мы под музыку закружимся по группе, а затем, когда музыка зазвучит тише, вы все приляжете на коврик.

4 часть

Я нашла в корзинке конверт, в нём зашифрованы письма. Помогите, пожалуйста, мне их расшифровать.

Молодцы! Я очень рада, что заглянула к вам в гости! До новых встреч!

Анализ и итог занятия.

Подгрупповые занятия по развитию связной речи про­водятся в первом периоде обучения три раза в неделю, во втором и третьем периодах - два раза в неделю. В первом периоде обучения длительность подгруппового занятия со­ставляет 15 минут, во втором и третьем периоде - 20 ми­нут. Это связано с тем, что четырех-пятилетним детям с ОНР трудно сразу войти в предлагаемый в логопедиче­ской группе ритм занятий, им сложно общаться не только с педагогом, но и друг с другом.

Как уже говорилось выше, у детей данной группы, поми­мо нарушений звукопроизношения, отмечается неумение понять обращенную к ним речь и правильно ответить на во­просы, маленький словарный запас, трудности при состав­лении даже простых предложений, аграмматизм в речи. Из-за ограниченности словарного запаса дети широко поль­зуются в своей речи мимикой и жестами. Фразовая речь де­тей непонятна как окружающим, так и их родственникам.

Также большинство детей отличаются эмоциональной неуравновешенностью, снижением внимания, памяти, ре­чевой активности, быстрой утомляемостью.

Логопед делит группу детей на две-три подгруппы, учи­тывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Основная задача логопеда и воспитателей на начальном этапе обучения - создать благоприятную атмосферу на занятиях для детей в каждой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт и смогут раскрыть свои творческие, а параллельно и рече­вые возможности. Пока логопед проводит занятия с первой подгруппой, дети другой подгруппы (подгрупп) находятся на занятии воспитателя.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи, помимо пополнения и активизации словарного запаса по каждой лексической теме, логопед учит детей:

Вслушиваться в обращенную к ним речь;

Правильно выполнять простые инструкции;

Отвечать на вопросы по ходу занятия и по содержа­нию прочитанного текста;

Навыкам правильного словообразования и словоиз­менения;



Использовать в речи различные грамматические кон­струкции;

Составлять и распространять простые предложения по следам выполняемых действий, предметным, опорным и сюжетным картинкам;

Объединять простые предложения в короткий рас­сказ;

Составлять линейные пересказы по простым текстам, опорным картинкам;

Составлять пересказы по сериям сюжетных картин;

Составлять рассказы-описания различных предметов с опорой на картинный план.

На подгрупповых занятиях логопед регулярно проводит разнообразные игры на развитие координации движений детей, речевого дыхания и мелкой моторики, а также учит детей работать в группе друг с другом. Проведение специ­альных игр способствует развитию длительного речевого выдоха, точных, четких и синхронных движений пальцев рук, обогащению и активизации словарного запаса детей, а также поддерживает их эмоциональную и речевую ак­тивность.

Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лек­сическим темам фронтальных занятий во втором и третьем периодах обучения.

В зависимости от задачи, которую ставит логопед на подгрупповом занятии по развитию связной речи, все за­нятия условно можно отнести к следующим видам:

Составление и распространение простых предложе­ний по предметным и сюжетным картинкам;

Обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначения­ми и предметным картинкам;

Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;

Составление пересказа текста по опорным картин­кам;

Составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;

Составление рассказа по опорным картинкам;

Составление рассказа по сюжетной картине;

Составление рассказа по схематичному рисуночному плану;

Составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуноч­ный план.

Несмотря на разнообразие проводимых подгрупповых занятий по развитию связной речи по конспектам данного пособия, их структура одинакова. Она включает три базовые части:

I. Оргмомент

Эта часть занятия помогает логопеду настроить детей на занятие, активизировать их внимание. Для этих целей ча­сто используются игры с мягким мячом среднего размера. Помимо развития внимания к обращенной речи, дети при­обретают умение ловить мяч, понимать вопросы логопеда и быстро отвечать на них.

II. Основная часть занятия

Эта часть занятия является самой информативной. Она состоит из нескольких подчастей (от трех до пяти - в за­висимости от вида проводимого занятия).

Можно выделить следующие подчасти:

Введение в тему занятия

Логопед сообщает детям тему занятия и рассказывает о предстоящей работе.

2. Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие речевого выдоха ( В первом периоде обучения)

В первом периоде обучения логопеду важно развивать у детей длительный речевой выдох. Упражнения по разви­тию речевого выдоха проводятся на каждом подгрупповом занятии. Логопед следит за тем, чтобы в момент выполне­ния упражнений дети не спешили, не раздували щеки и не поднимали плечи.

Упражнения пальчиковой гимнастики традиционно проводятся с параллельным использованием потешек и не­больших стихотворений. Как правило, упражнения вы­полняются сначала пальцами правой руки, затем - левой руки и двумя руками вместе. Логопед следит за четким, точным и правильным выполнением движений.

3. Пальчиковая гимиастика и кинезиологические* упражнения**

Для развития тонких движений пальцев рук, а также развития координации движений, помимо упражнений пальчиковой гимнастики, во втором и третьем периодах обучения используются кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения помогают развить у детей межполушарное взаимодействие, что способству­ет активизации моторных, речевых и творческих способ­ностей детей. Кинезиологические упражнения на заняти­ях с детьми проводятся с одновременным использованием пальцев обеих рук. Логопед должен следить за четким рит­мом, плавностью и координированностью выполняемых движений.

Все предлагаемые упражнения разучиваются в течение одной недели и периодически повторяются как на логопе­дических занятиях, так и на занятиях воспитателей по за­даниям логопеда.

* Кинезиология - наука к аазвитии умствснных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения по­зволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

** Во втором и третьем периодах обучения.

Составление предложений

В этой подчасти занятия логопед знакомит детей с содер­жанием различных текстов, сюжетными и предметными картинами, а также учит составлять различные модели предложений по следам выполняемых действий, по вопро­сам, по предметным и сюжетным картинкам.

Физкультминутка

Логопед проводит физкультминутку на свое усмотре­ние, особенно в случаях повышенной утомляемости и ис­тощаемое™ внимания у детей подгруппы.

6. Составление различных видов пересказов и рассказов

В этой подчасти занятия логопед стремится активизи­ровать полученные детьми на занятии знания и умения. Предлагает составить самостоятельное связное высказы­вание, пересказ или рассказ, с обязательной опорой на кар­тины, картинные или рисуночные планы.

Большая часть подгрупповых логопедических занятий проводится по индивидуальным альбомам по развитию связной речи. После выполнения заданий логопед благода­рит всех детей за старание и выставляет детям в альбомы оценки.

Если ребенок правильно выполнил все задания, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка неточные - си­ним цветом (оценка «хорошо»).