Составление рассказа по серии сюжетных картин. Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

Если вы не знаете, как научить ребенка составлять рассказ по картинке, это статья для Вас! Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
В подготовительной группе и начальной школе (1,2 класс) дети составляют рассказы – описания уже по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая, как и с дошкольниками, но есть свои нюансы.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина? Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Консультация для воспитателей, логопедов и родителей, раскрывающая методы и приемы составления описательных рассказов в процессе игр-выставок. Представлена нетрадиционная и интересная форма работы, позволяющая добиваться высоких результатов в составлении описательных рассказов.

Совершенствование связной речи детей — это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.

На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи — «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном». (Д,Б.Эльконин). Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию.

Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов. Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности.

«Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения». (А. Запорожец).

Опыт моей работы, анализ литературы, наблюдения, беседы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки приобретенные при описании одной родственной группы предметов (например, посуды), дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов (например одежды, мебели). Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники. Логопеду необходимо все время искать приемы, чтобы активизировать их внимание.

При сообщении цели непосредственной деятельности и игрового упражнения не стоит забывать о мотивах. Ведь именно мотивы побуждают человека к деятельности. Необходимо мотивировать детей. Можно включать в работу деловой мотив: «Ты сможешь купить игрушку, если сочинишь рассказ о ней». Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только принята, но и затронула его интересы. Также необходимо учитывать следующие моменты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, количество и качество сочиненных рассказов.

Я решила провести эксперимент в процессе игры: » Срочно необходим ваш совет». Вниманию детей предложила пять бокалов и объяснила: «завхозу надо купить малышам новые бокалы. В магазине предложили образцы, которые сейчас есть в магазине. Помогите выбрать нужные бокалы, только учтите бокал для малыша должен быть легким и конечно, красивым. Иметь удобную ручку. Прежде чем вы будите высказывать свое мнение, нет ли у вас ко мне вопросов.»

Вопросы оказались:

Вы действительно выберите те чашки, которые мы выберем? (Конечно, иначе зачем бы мы затеяли этот разговор?).

Заданные вопросы уже свидетельствовали о том, что дети заинтересовались. Позже, оценивая эту работу, дети высказывали удовлетворение тем, что им доверили настоящее дело, радовались деловому сотрудничеству со взрослым.

Как же проходила игра? Объяснение задания, включая цель, мотив деятельности, план описания чашки заняло 7 минут, количество заслушенных рассказов — 9 минут. Радовал тот факт, что дети размышляли, приступая к описанию. (мне понравился вот этот бокал, но я еще не проверил, годится ли он малышам.) Легче, чем обычно, начинали рассказывать. И первая фраза не была стереотипной, как зачастую бывает при составлении описательных рассказов по плану.

Обучая ребенка речи, необходимо создавать ему такие условия, однотипные с естественными, чтобы его речевые высказывания приближались к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.

При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят . В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками, ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.

Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе игр «Выставок». Интерес к играм- выставкам, так велик, что они играют в выставки на прогулке, дома, требуя, чтобы родители не только слушали, но и задавали вопросы.

Как же в играх-выставках решается ведущая задача — составление описательного рассказа? С этой целью я анализировала рассказы — результат речевой деятельности старших дошкольников, по традиционной методики и в игре-выставке. В основном я ориентировалась на два параметра:

  • употребление сложных предложений,
  • употребление наречий и прилагательных.

Монологи в процессе игры «Выставки» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В их рассказах прилагательные составляли 21% от числа всех используемых слов, 6 % — наречий. Когда при описании подобных объектов вне выставочной ситуации эти же дети употребляли лишь 14% прилагательных и 3% наречий. Информативность, ведущий признак текста, выступил отчетливее. В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.

Что еще положительно характеризуется в процессе игр-выставок:

  • Воспроизводят ситуации, в которых высказывания детей и их поведение максимально приближены к жизненным.
  • Отвечают потребностям старших дошкольников в активном деловом содружестве с окружающими.
  • Учат культуре общения. Ребенок помнит о взятой на себя роли и действует в соответствии с ней.
  • Поведение детей подтверждает положение Л.С.Ввыготского о том, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи.
  • Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления).
  • Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка.

Во время подготовительной работы к выставкам вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат высказывания, вызывающие радость.

Наблюдения показывают, что после закрытия выставок интерес к экспонатам сохраняется в течении 6-8 минут, а в случае, когда экспонируются заводные игрушки, интерес не угасает в течении 10-15 минут.

Выставки можно проводить, используя разные игрушки и предметы. Это позволяет определенным образом решать проблему межпредметных связей. Так выставки решают интегративные задачи. Помогают уточнить представления детей об окружающем.

В старшей группе успешно проходят описания таких выставочных экземпляров, как чайная и столовая посуда, куклы в национальных костюмах, различные автомобили, подносы, книги.

В подготовительной группе дети с увлечением характеризуют изделия хохломы, дымковской игрушки.

Игры-выставки помогают достичь высокий результат, строятся с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально-волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

Рассказы детей, записанные при традиционной методике.

Игры-выставки (2).

Наташа Т., 5 лет 7 месяцев.

1. Летний костюм мальчика.

Это костюм для лета. Рубашка красная, на плечах широкие синие полоски. Есть карман, еще карман. И брюки. Костюм сшит из мягкой ткани. (Дальше молчит, затрудняется. Ждет наводящих вопросов). Рубашка сшита с воротником.

2. Летнее платье девочки.

Это платье для лета. Девочке купили, чтобы носить в жару. У платья беленький воротничок и золотые пуговки. Рукава короткие. На платье есть поясок, а на пояске пряжка. Платье ситцевое. Очень красивое.

Денис Ш., 5 лет 6 месяцев.

1. Хохломская тарелка

Это тарелка, она черная. А внутри золотая. Вот тут проходит узор, ягодки и три листочка. Опять ягодки и опять три листочка. А вверху какие-то листочки. Тарелка небольшая.

2. Хохломская тарелка.

Это большая красивая тарелка для салата. Внутри она, как многие хохломские тарелки золотая, а снаружи черная. Нарисован красивый золотой узор, который состоит из веток и ягод, похожих на рябину. А над листьями — цветы. У тарелки обычная форма. Круглая. Есть красный ободок. Очень красивый.

1. Игрушечный пылесос.

Это пылесос. Сделан он серой пластмассы. Вверх непрозрачный, а низ прозрачный. Видно желтые шарики. Это, наверное, мусор. Еще есть шланг и щеточка. Есть кнопка. На нее нажмешь, и пылесос включается.

Инна Воронина
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие связной речи

через обучение

составлению рассказов

по картине и

серии сюжетных картин

Воспитатель : Воронина Инна Владимировна

2. «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки ,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

3. Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка , которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем , что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове» .

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа , – стремление к развитию речи и мышления детей . Глядя на картинку , ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого , логически связного рассказа .

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы . Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок . Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом» , выстроив логическую цепочку из картинок , а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам » Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке . Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?» . Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.

4. Задача педагогов и родителей заключается в том,

чтобы помочь детям

научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно ,

понимать речь собеседника,

т. е. вести содержательный диалог

5. В обучении детей рассказыванию

по картине принято выделять

несколько этапов :

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам , а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания . Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы , но и повествовательные рассказы , придумывать начало и конец сюжета картины .

6. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых

7. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ

ПО КАРТИНЕ

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины .

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ .

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН (Вы можете прочитать на слайде)

9. Структура составления рассказа (на слайде) .

10. Картинка «Рыжий кот пьет молоко»

Кто пьет молоко? Кто нарисован? Что кот делает?

Какого цвета кот? Какой кот?

Что пьет рыжий кот?

А откуда в тарелке молоко?

11. Беседа по серии картинок - Их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии , затем высказывания детей объединяются в один сюжет .

Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках ?

12. Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка» Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие речи детей 3–4 лет посредством рассматривания сюжетных картин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН. Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных.

Составление рассказов - описаний по схемам

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Составить рассказ - описание по схеме "Насекомые"

Составить рассказ - описание по теме "Фрукты":

Составить рассказ - описание по теме "Животные":

Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":

Составить рассказ - описание по теме "Дикие животные":

Составить рассказ - описание по теме "Деревья":

Составить рассказ - описание по теме "Цветы":

Составить рассказ - описание по теме "Здания"

Составить рассказ - описание по теме: "Мебель"

Составить рассказ - описание по теме "Бытовые приборы":

Составить рассказ - описание по теме "Посуда":

Итоговое занятие по теме «Осень»

Задачи:

1.Развитие общих речевых навыков

    Учить детей произвольно изменять силу голоса.

2.Лексика

    Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

    Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».

    Расширить активный словарь по данным темам.

3.Обучение связной речи.

    Совершенствование навыка составления рассказов по картине и по серии картин.

    Обучение построению предложений со значением противопоставления.

4.Развите грамматического строя речи

    Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

    Обучать согласованию прилагательных с существительными, употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

    Употребление в речи простых и составных предлогов.

    Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

5.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

    Развивать умение концентрировать внимание и выделять 1 предмет из нескольких наложенных друг на друга изображений предметов.

6.Общая и мелкая моторика

    Игры на развитие координации речи с движением.

    Пальчиковая гимнастика.

    Игра «Волшебные шнурочки».

Оборудование:

Картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; раздаточный материал: шнурки трех цветов (зеленый, оранжевый, желтый), круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); для фланелеграфа: карточка с изображением контуров овощей наложенных друг на друга, карточка-схема для построения предложений со значением противопоставления, карточки – серия картин «Осень»; мягкая игрушка кот, чудесный мешочек.

Предшествующая работа:

    Разучивание стихотворений: С. Есенин «Нивы сжаты…», Т.Трутнева «Осень», Н.Нищева «Есть у каждого свой дом».

    Беседы по вышеуказанным лексическим темам.

    Подготовка пересказа текстов: «Как яблоки собирают» Б.Житков, «Давно скосили…» по И.Соколову-Микитову, «Осенние дожди» по Г.Скребицкому, «Первыми тронулись в путь» по Г.Скребицкому, «Последние ягоды» по И.Павловой, «Медведь» по А.Клыкову.

Ход занятия

Дети встают рядом с партами.

Воспитатель. Сядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Перед…

Рядом с…

Дети занимают свои места.

Воспитатель загадывает загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Д е т и. Осенью!

Воспитатель.

Ребята, вы слышите звук?

По-моему это стук.

К нам пожаловали гости!

Откроем дверь и войти попросим.

Воспитатель открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Воспитатель . К нам в гости пожаловал кот по имени Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Воспитатель. Грустное настроение

Дети. Нет, веселое настроение

Воспитатель. Пасмурный день

Дети. Нет, солнечный день

Воспитатель. Длинные ночи

Дети. Нет, короткие ночи

Воспитатель. Холодная погода

Дети. Нет, теплая погода

Воспитатель. Ядовитые грибы

Дети. Нет, съедобные грибы

Воспитатель. Кислые ягоды

Дети. Нет, сладкие ягоды

Воспитатель. Глубокие лужи

Дети. Нет, мелкие лужи

Воспитатель. Ранняя осень

Дети. Нет, поздняя осень.

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Воспитатель. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

Дети. Поздняя осень.

Воспитатель. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Воспитатель предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Один из детей называет приметы ранней осени по картине «Ранняя осень».

Воспитатель.

Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками.

Воспитатель включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дети проходят за столы.

Воспитатель.

Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На фланелеграфе карточки с изображением помидора, печатной буквы А, моркови. Воспитатель вызывает одного из детей, объясняет правила игры на примере: «Помидор красный, а морковь оранжевая». Воспитатель задает вопросы: какие овощи на вкус, по форме, как растут, какие на ощупь.

Дидактическая игра «Замаскированные предметы»

На фланелеграфе карточка с изображением наложенных друг на дгуга контуров овощей. Воспитатель вызывает одного из детей и задает вопросы: «Что ты увидел на картине? Обведи контур каждого предмета. Посчитай одинаковые предметы».

Воспитатель. Дети, кажется кот Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные шнурочки»

Воспитатель открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Воспитатель. Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Воспитатель. А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их.

Дети. В мешочке один банан,.. в мешочке пять бананов (апельсинов, груш).

Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

Дети. Грибами и ягодами.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Воспитатель задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Воспитатель .

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели

Улетели журавли…

Воспитатель выставляет картину «Перелетные птицы».

Воспитатель.

Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной?

Дети. Перелетные птицы.

Воспитатель.

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей . Похвала.

Воспитатель. Скажите, как улетают птицы?

Дети. Вереницей, стаей, клином, поодиночке.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

Воспитатель.

Посмотрите в окно! Не видать золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень!

Воспитатель выставляет картину «Поздняя осень» и предлагает одному из детей рассказать стихотворение о поздней осени.

Один из детей называет приметы поздней осени.

Воспитатель. Ударили морозы и теплые дома покидать не хочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!

А сейчас, дети, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об уходящей поре осени.

Воспитатель вызывает 2-х детей, каждый из них составляет рассказ по серии картин, выставленных на фланелеграфе.

Итог занятия

Логопед спрашивает нескольких детей, что понравилось на занятии. Похвала каждого ребенка.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

Задачи :

1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

2.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.

3.Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
- Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики!

Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!»

Лесник.

Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
его домик? (сторожка)
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
- Вы согласны пойти в гости?
- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим

"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Пчёлка: - Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж) , ветра (ш-ш-ш-ш) , водички (с-с-с-с) .
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) - зебра , машина, зонтик, зима, снег; забор. песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук , ёжик, ножик ;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина ;
песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Воспитатель: -Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Белка: - Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и "Назови одним словом "

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

Берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

Брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
- ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру " Маленький - большой"
"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой
носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие
глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая
головища "

Физминутка

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…

Воспитатель:

"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Зайка:

Конечно! Если вы со мной поиграете.

Д/и "Назови ласково"
Лист -
листочек ,

гриб - грибочек ,

ветка - веточка ,

куст - кусточек ,

ягода - ягодка ,

трава - травушка ,

гусеница - гусеничка ,

жук – жучок ,

елка – елочка,

цветок – цветочек.
дождь –
дождичек .

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком ,

волк - волчонком ,

медведь - медвежонком ,
белка -
бельчонком ,

ёж – ежонком ,

тигр – т игренком ,

слон – слоненком ,

лев – львенком ,

заяц – зайчонком ,

мышь – мышонком.
- Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!

Воспитатель:

Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Ёжик:

Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу? - Как называются животные, которые живут в лесу? - А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю? - Что делают птицы весной? - Какую пользу приносят птицы? - Как люди заботятся о птицах? - Какие деревья летом и зимой стоят зеленые? - Чего нельзя делать в лесу?
- Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник:

- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.

Развитие речи у детей

Врачи и детские психологи всегда советуют родителям общаться с ребенком еще до его рождения или сразу после. Чем больше родители реагируют на те звуки, которые он издает в первые месяцы (плач, улыбка), чем больше с ним общаются, тем скорее он начинает говорить. Уже через три месяца подобного общения родители обычно понимают звуки, издаваемые их дитем, например, по характеру плача определяют, что с ним случилось, чего он хочет. Тем не менее, родители должны знать, что зависит не только от него самого и его возраста, но во многом и от них. И это не только постоянное общение с ребенком, но и многое другое.

От чего зависит развитие речи

На это влияют многие факторы, а именно:

    Связь с родителями на уровне эмоций. Ее влияние очень большое. Ребенок обычно хорошо и свободно разговаривает, если чувствует себя любимым и защищенным. А сели воспитание жесткое, построенное на множестве запретов, ребенок может быть замкнутым и малообщительным.

    Постоянная потребность ребенка во внимании и общении. Ребенок, научившись произносить некоторые слова и словосочетания, ищет общения, и прежде всего – с близкими ему людьми. Поэтому не ленитесь и поддерживайте разговор с малышом, объясняйте ему что-либо, рассказывайте что-то интересное. При этом помните об осторожности в выражениях, потому как дети чаще всего копируют модель общения своих родителей.

    Логопеды и педиатры оценивают этот фактор наиболее высоко. Мелкую моторику нужно развивать с самого рождения малыша, массируя ему пальчики, играя в пальчиковые игры с использованием специальных предметов и материалов. Для ребенка будет очень полезно и интересно играть с разными крупами. Например, игры с фасолью, когда малыш засовывает руки в емкость с фасолью и шевелит там пальчиками. Разрешите ребенку при вас собрать спички в коробочку, поиграться с узелками на веревке, перекатывать орешек ладонями или круглую щетку для волос. Для развития моторики очень полезно или теста, играться с кубиками. Практика показывает, что чем больше родители играют с детьми и общаются с ними, обращая их внимание на окружающие предметы, тем скорее ребенок заговорит.

Характеристика речи ребенка первого года жизни

Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте 12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или «гуления».

Плач - это сигнал для родителей с просьбой о помощи. Есть четыре причины, почему ребенок кричит:

    он голоден,

    ему холодно,

    ему нужно поменять белье,

    ему нездоровится.

Мама может научиться определять характер и причину детского крика. Когда причины устранить, ребенок перестанет кричать.

Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую активность, а именно «гулить». «Агу» - такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

Ученые отмечают, что обращение к ребенку с речью, даже когда он еще не понимает ее, способствует его положительному настроению, которое становится еще ярче, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются. Именно это является причиной того, что речью ребенка надо заниматься с самого начала его жизни. С ним надо разговаривать постоянно. Когда берете на руки, чтобы покормить, проговаривайте вслух: «А сейчас мама тебя покормит». Разговаривайте, когда меняете ему памперсы, делаете гигиенические процедуры, когда он просто лежит в , бодрствуя. Напевание колыбельной песенки перед засыпанием способствует развитию речи, ведь важно, чтобы ребенок слышал и воспринимал человеческую речь с самого начала жизни.

Горячкина Екатерниа Владимировна

МАДОУ № 8 "Огонёк"

Учитель-логопед.

Краткая аннотация

В статье рассматривается методика обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. Предложена разработка занятия по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем. Также приводятся методические рекомендации родителям для работы с детьми в домашних условиях.

Составление описательных рассказов по опорным схемам

для детей старшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятие, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь (1).

Развитие связной речи является очень важным условием обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов (2).

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции (4).

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам ставятся следующие задачи:

Формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

Развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

Подготовительные упражнения к описанию предметов;

Формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

Описание предметов по основным признакам;

Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Структура таких занятий включает:

Организационный момент;

Введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами);

Составление рассказа описания педагогом;

Подготовка детей к составлению рассказов;

Составление рассказов-описаний детьми;

Анализ и оценка детских рассказов.

Одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем

1. Организационный момент.

Цель: Предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета "В огороде" начинается с беседы: "Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?" или с загадки: "Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)", " Сто одежек - и все без застежек. (капуста)", " Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)" или чтения стихотворения.

"В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: "Чтобы нам совершить путешествие в огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова".

Игра "Подружи слова".

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или "Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки..." или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: "А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.”".

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы " Каждому овощу свое время", "Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь".

3. Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

Снятие усталости, напряжения;

Совершенствование общей моторики;

Закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

Повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

Подвижная игра;

Имитация трудовых движений;

Произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

Использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

Использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: "Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко мы будем знакомиться с "символом - условным знаком", который поможет нам составить рассказ".

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.

"Расшифруй знаки-символы". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

"Исправь ошибку". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

"Покажи правильный символ". Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, "Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве". Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:

Полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

Связность текста (правильность согласования слов в предложении);

Образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

"Укрась слово". Подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: "Кот - ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый".

"Какой, какая, какое?" Подобрать описательные слова признаки к предмету.

Например: "Яблоко" - красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

"На какую фигуру похож?"

Например: "морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал" (2).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме (таб. 1).

Например: Овощ - морковка.

Таблица 1. План составления рассказа

5. Подготовка детей к составлению рассказов (разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

Составление предложений по цепочке;

Объединение в рассказ;

Повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.

7. Подведение итогов и оценка детских рассказов. По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

"План для составления описательного рассказа"

Памятка для родителей

Родителям необходимо дома закреплять знания полученные на занятиях. Поэтому, родителям важно знать, как правильно составить описательный рассказ. В этом вам поможет план для составления описательного рассказа.

1. Если предмет неодушевлённый.

Что это?

Строение, части, детали.

Из какого материала сделан?

Цвет, форма.

Для чего нужен?

2. Если предмет одушевлённый.

Кто это? Обобщающее понятие.

Строение, цвет, чем покрыто тело?

Чем питается?

Польза, вред для человека.

3. Методика составления рассказа.

Рассмотреть объект.

Ответить на вопросы.

Повторить план рассказа.

Составить рассказ.

"Как сравнить в рассказе два предмета?"

Памятка для родителей

После того, как ребёнок научился составлять описательный рассказ, вы можете предложить составить описательный рассказ в котором будите сравнивать два предмета. Сначала идёт сравнение того, чем не похожи предметы. Это легче. Предложения при этом нужно строить на противопоставлении: "Медведь не похож на ежа тем, что медведь большой, а ёж маленький" и т. д. по всем признакам: строение, цвет, размер, образ жизни.

Затем сравнивается предметы по схожести - это труднее, опять сравнение идёт по тем же признакам, и предложения строятся по тому же типу: "Медведь и ёж похожи тем, что оба дикие животные и т. д."

Это автобус и самолёт (пассажирский).

Автобус и самолёт непохожи тем, что:

У самолёта есть крылья и он летает, а у автобуса нет крыльев и он ездит по дороге;

У самолёта есть носовая часть и хвост, а у автобуса есть капот и багажник;

У самолёта есть иллюминаторы - маленькие окна со шторками, а у автобуса окна большие;

У самолёта есть шасси (6 колёс), а у автобуса четыре колёса;

У самолёта четыре двигателя на крыльях, а у автобуса один;

Самолётом управляет лётчик, а автобусом водитель;

Автобус и самолёт похожи тем, что:

Самолёты и автобусы делают из железа и они большие;

Это пассажирский транспорт, он перевозит людей;

Список литературы:

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М., 2000.

2. Волкова: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010.

3. , Коноваленко связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

4. . Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.