Конспект занятия в старшей группе. Этикет

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

Задачи:

  • познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
  • учить детей заваривать чай;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1. CD проигрыватель, диск.

2. Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3. Презентация чайной церемонии.

4. Для оформления праздничного стола:
– белая скатерть;
– чайная посуда;
хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

5. Пластилин, шаблоны, влажные салфетки.

6. Физическая карта мира.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

2. Сообщение темы, постановка задач.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран; узнаем, как правильно заваривать чай и накрывать чайный стол к приходу гостей.

3 Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай - китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай - это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

А сейчас перенесемся в Японию.

В стране восходящего солнца тоже оче6нь любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. В Англии пьют чай в основном в публичных местах – в так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром – за завтраком, в 13 часов за ланчем, и обязательно вечером, ровно в 17 часов.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар поет – гудит

Только с виду он сердит

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар

4. Заваривание чая.

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие?

Как называется посуда, из которой мы пьем чай?

Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. Что может произойти? (можно обжечься). Поэтому желательно чай самим не наливать. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

— Сейчас я познакомлю вас с основными правилами поведения за столом во время чаепития.

1) Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку.

2) Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце.

3) Для лимона кладётся специальная вилочка.

4) Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или блюдца рукой.

5) Торт кладут на тарелку специальной лопаткой, есть нужно десертной вилкой или ложкой.

6) За столом не следует делать замечания другим.

7) Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.

8) После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.

9) Поблагодарите хозяев.

9. Приглашение к столу

— Вот стол и накрыт.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

На скатерке-самобранке,

И конфеты и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар-

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

10. Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

Приглашаем гостей к столу.

— Уважаемые гости, милости просим к столу.

11. Итог.

— Наше путешествие подошло к концу.

— О каких странах мы сегодня говорили?

— Что вы узнали нового?

— Сегодня вы сможете вместе с мамами заваривать чай и накрывать стол к чаепитию.

воспитатель МДОУ детский сад № 5

комбинированного вида города Валуйки

Белгородской области, Россия.

Д/игра «Склеим чайник». Цель: Учить составлять предмет из частей». См.кн. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Л.А. Венгер,1973г., с. 68.

Д/и «Закончи предложение»

Ц.: развивать память, мышление.

Рабочая тетрадь (задание 6д)

Д/и «Найди лишнее»

Ц.: закреплять умение классифицировать предметы.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Ц.: развитие мелкой моторики рук.

Д/и «Узнай предмет»

Ц.: развивать слуховое внимание.

Д/и «Четвертый лишний»

Ц.: развитие логического мышления.

Игры «Логоформочки», «Геоконт», «Игровизор»

Экскурсия на кухню: рассматривание кухонной посуды. Цель: уточнить представления детей о назначении кухонной посуды, обогащать сенсорный опыт детей.

Образовательная ситуация «Путешествие в прошлое вилки». Цель: Расширять представления детей о посуде: познакомить детей с процессом преобразования вилки. См.кн. Что было до … Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. О.В. Дыбина, 2010г, с.21.

Игровая ситуация «Мишка моет посуду». Цель: Познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды. См. кн. Дошкольник ирукотворный мир. М.В. Крулехт, 2003г,с. 73.

Игровое упражнение «Найди на полосках две одинаковые банки с вареньем». Цель: учить сравнивать предметы посуды по одному(двум) признакам. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Игровое упражнение «Помоги расставить два перевернутых сервиза чайной посуды». Цель: упражнять в классификации предметов посуды по цвету. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Дидактическое упражнение «Найди и назови всю металлическую (пластмассовую и др.) посуду». Цель: учить классификации посуды по материалу. из которого она изготовлена». См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» Цель: закрепить умение различать виды посуды по назначению. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Оформление коллажа «Посуда». Цель: Способствовать формированию представлений о разнообразии видов посуды.

Дидактическая игра « Назови предметы посуды». Цель: уметь описывать предмет по назначению.

Сравнение предметов посуды (чашки и чайника). Цель: учить детей целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением.

Наблюдение за трудовыми действиями няни по мытью посуды. См. кн.«Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. В. М Крулехт,1995г.,с.28. Цель: познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды, учить вычленять цель и значимость труда для детей.

Игровая ситуация «Научим Почемучку мыть посуду» Цель: учить выполнять трудовой процесс целостно. См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 239.

Ситуация «Поиграем в детский сад». Цель: обеспечить освоение рационального способа мытья чайной посуды». См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 242.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Родничок»

Конспект НОД

на тему: «Столовый этикет»

Старшая группа «Жемчужинка»

Гнутова Л.В

г.Морозовск

2018г.

ХОД НОД

Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Образовательная : формировать у детей навыки правильного поведения за столом.
  • Развивающая: активизировать словарный запас детей, развивать умение сервировать стол.
  • Воспитательная : воспитывать чувство коллективизма и желание в оказании помощи.

Оборудование: скатерти, салфетки, посуда для сервировки стола, картинки с памятками о правилах поведения в столовой.

Предшествующая работа:

  • Беседа на тему «Как сидеть за столом»;
  • Дидактическая игра «Как пользоваться столовыми приборами»
  • Сюжетно-ролевая игра «Как общаться за столом»
  • Разыгрывание проблемных ситуаций
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники»
  • Физминутка «Посуда»
  • Чтение произведения А.Толстого «Золотой ключик или Буратино»
  1. Организационный момент

Дети я вам предлагаю поиграть с пальчиками

1,2,3,4- удар кулачками друг о друга

1,2,3,4- хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчик по одному)

И большую поварёшку

Мы посуду перемыли (скользит ладошка по кругу)

Только чашку мы разбили (загибаем пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку чуть мы не сломали

Так мы маме помогали (удар кулачками и хлопками)

  1. Беседа

Как вы уже догадались, мы с вами сегодня поговорим о правилах поведения за столом, о том как правильно и красиво нужно сервировать стол. На все вопросы даст ответ «Наш столовый этикет».

Запомните, пожалуйста, что самое главное правило это:

Перед едой, ты руки старательно с мылом помой,

От воды и мыла у микробов тают силы.

Звучит музыка входят Мальвина и Буратино

Мальвина: Какой же ты не воспитанный и не культурный, Буратино

Буратино: Мальвина я не понимаю за что ты меня ругаешь?

Воспитатель: Что случилось Мальвина?

М: Буратино совсем не умеет правильно вести себя за столом.

Б: Да я все правильно делаю, зря ты меня ругаешь. (садиться за стол)

(Буратино вилкой ест компот, пальцем ест кашу, вытирает руками рот, упирается локтями в стол, качается на стуле, разбрасывает салфетки.)

Б: Ай, и так сойдет

В: Да, Мальвина, ты была права. Буратино не знает о правилах поведения за столом.

М: Вот о чём я вам и говорю.

Ребята! Буратино сидит совсем расстроенный. Давайте ему расскажем, ка нужно правильно вести себя за столом.

Дети: Не упирайся в стол локтями

И спину ты ровней держи,

Еду не надо брать руками

– Есть ложки, вилки и ножи

Старайся посуду свою не разбить

А то что в стакане – на стол не пролить

Есть внимательно, опрятно

Не спеша и аккуратно

Есть спокойно всегда не крутясь

Еду жуй очень тщательно

И не забудь сказать потом

«СПАСИБО» обязательно.

Б: Спасибо, вы какие молодцы, сколько знаете правил поведения за столом. Я тоже буду соблюдать их.

Ребята, я за завтраком разбил тарелку, помогите мне пожалуйста ее собрать.

Воспитатель: Буратино во время завтрака крутился, вертелся и разбил тарелку, попробуем с вами вместе собрать её.

Физминутка

А теперь мы превратимся в посуду, я буду показывать, а вы повторять.

Вот большой стеклянный чайник, (надули живот, руки на пояс поставили)

Очень важный ка начальник (другую руку изогнули – «носик»)

Вот фарфоровые чашки (присели, одну руку на пояс поставили)

Очень хрупкие бедняжки (встали)

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя в воздухе круг)

Только стукни разобьются (хлопок )

Вот серебряные ложки (потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке

Вот пластмассовый поднос (руки в сторону развели)

Он посуду нам принес (опустили руки вниз)

В: Ребята, а что вы знаете о сервировке стола?

Накрываем стол скатертью

Расставляем тарелки

Раскладываем столовые приборы

Раскладываем, ставим салфетки.

В: А сейчас я предлагаю немного поиграть. Необходимо разделиться на две команды, Каждый стол нужно оформить по правилам сервировки. А помогать вам будут Буратино и Мальвина. Разделимся на две команды Мальчики с Мальвиной, а девочки с Буратино.

(На двух столах посуда, скатерти, салфетки, дети работают под музыку)

Стихотворение воспитателя:

Все сумели, все успели

Аккуратно сделать

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки,

Не забыли постелить, чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд

Стол накрыт для всех ребят.

В: Какие красивые столы у нас получились. Постарайтесь и сами выглядеть хорошо, за этими столами.

Как вы поступите если вам понравилось какое-то блюдо, но оно стоит далеко

Д: (попросить соседа подать его)

Чем нужно брать пищу из блюда?

Д: (столовыми приборами)

Что делать, если вам предложили попробовать незнакомый салат или кушанье?

Д: (есть его, чтобы не обидеть хозяина дома)

В: -Как вы думаете, без какого главного продукта не обходится накрытый стол? (без хлеба)

А знаете ли вы пословицы о хлебе? (хлеб всему голова)(много снега, много хлеба)

А в каких продуктах больше всего витамин? (овощи, фрукты)

Правильно, овощи и фрукты витаминные продукты. Овощи-это родник здоровья. (лук от семи недуг)(капуста королева овощей).

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Чем что есть?»

Б: Какие культурные и воспитанные дети. Много они знают правил поведения за столом. А знаешь Мальвина, я тоже многому научился у ребят.

М: Я очень рада за тебя Буратино,но нам пора прощаться с ребятами.

В: Буратино! А на прощанье дети подарят тебе картинки с памятками о правилах поведения в столовой.

(Дети дарят карточки)

  • Перед едой,мой руки с мылом
  • Кушай не быстро, хорошо пережевывай пищу
  • Не ставь локти на стол
  • Используй салфетку
  • Поблагодари

Буратино и Мальвина: Спасибо ребята.

Б: Девочки и мальчики!

Картинки ваши мне помогут

Правила не забывать,

Постоянно за обедом

Я их буду вспоминать

В: Я рада за вас, что вы знаете правила поведения за столом и смогли научить Буратино этим правилам.

В: Согласно этикету

Нашли мы все ответы

На множество вопросов

Загадок и проблем

И как вести мы знаем

И в грязь мы не ударим,

Все правила запомним

Еще расскажем всем

Давайте еще раз вспомним правила поведения за столом:

Сидеть прямо;

Не класть локти на стол;

Жевать закрытым ртом;

Не чавкать;

Правильно пользоваться салфеткой;

После обеда сказать спасибо.

Какие слова благодарности вы знаете?

Благодарю;

Спасибо, все было вкусно.

Давайте попрощаемся со всеми, До свидания!

Предварительный просмотр:

Тема : Правила столового этикета («Хорошо пройдет обед - соблюдаем этикет!»)

Возраст : дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Образовательная область : социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Форма взаимодействия : групповая

Цель : закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи :

Расширить и обобщить знания детей о посуде;

Развивать умение называть знакомую посуду, соотносить ее с тем, для чего она предназначена;

Расширять словарный запас за счет названий посуды из различных материалов (путём образования прилагательных);

Познакомить детей с особенностями использования посуды, правилами поведения за столом на Руси;

Формировать навыки культурного поведения за столом во время приема пищи;

Развивать умение четко формулировать мысль, стремиться строить предложения грамматически правильно (при ответе на вопросы и формулировке правил);

Воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде;

Развивать память, зрительное внимание, мышление.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная установка;

Презентация PowerPoint «Правила поведения за столом и посуда на Руси», «Викторина Веселый этикет»;

Картинка «Чайный сервиз», схема «Сервируем стол»;

Скатерть, набор посуды (хлебница, салфетница с салфетками, глубокая и мелкая тарелки, салатница, вилка, ложка, нож, стакан (чашка);

Медальки «Знаток этикета»

Брошюра «О правилах поведения за столом»

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (сказка С. Козлова «Как ёжик и медвежонок пили чай»), разучивание стихотворений, чтение рассказов из книги «Этикет для малышей. Как вести себя за столом», «Этикет для детей различных лет»

Рассматривание схем «Сервировка стола», предметных картинок «Посуда»

Сюжетно-ролевые игры «Чаепитие», «У Маши день рождения» и др.

Разучивание физкультурной минутки «Посуда».

Индивидуальная работа ребенка по подготовке сообщения о чайном сервизе.

Методы и приемы:

Наглядный (рассматривание картинок, просмотр мультфильма, презентация).

Словесный (художественное слово, рассказ и вопросы воспитателя).

Практический (д/и «Эта посуда какая?», физкультурная минутка «Посуда», практическое упражнение «Сервировка стола»);

Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно и красиво вести себя за столом. Но прежде вспомним, чтобы позавтракать, пообедать или поужинать, нам нужна посуда. Наш разговор об этикете за столом мы начнем с посуды. Давайте отгадаем загадки («Доскажи словечко» ) и вспомним, какая бывает посуда:

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины - вот это да!

Жарит всё … (сковорода).

У кого ответа нет -

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля

Суп сварить - нужна … (кастрюля).

Он на кухне - как начальник

И серьезный не случайно:

Разольет в тарелки щи,

Сколько хочет - не взыщи!

А для ложек он полковник,

Что за черпак?! - Большой … (половник).

На плите - кастрюль начальник,

Толстый, длинноносый … (чайник).

Молодцы, всё правильно. И кастрюли, и сковороды предназначены для приготовления пищи. Чай кипятят в чайниках, кофе варят в кофейниках.

Физкультурная минутка «Посуда»

(выполняется вместе с воспитателем в соответствии с текстом)

Вот большой стеклянный чайник,

(Надули животик, одну руку поставили на пояс)

Очень важный, как начальник

(Другую руку изогнули - «носик»)

Вот фарфоровые чашки

(Присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца:

(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос

(Легли, вытянулись)

Он посуду нам принёс.

Так, мы с вами поговорили о посуде для приготовления пищи. Но посуда нужна и для еды. Попробуйте ответить на мои вопросы :

Ответы детей: Тарелка.

2. Из какой тарелки едят суп?

Ответы детей: Из глубокой.

3. Чем едят супы, борщи, щи и другие первые блюда?

Ответы детей: Столовой ложкой.

4. Из какой тарелки едят второе?

Ответы детей: Из мелкой, на нее кладут мясо, котлеты, рыбу и гарнир.

5. С помощью каких столовых приборов едят второе блюдо?

Ответы детей: С помощью вилки и ножа.

6. Из какой тарелки едят салаты?

Ответы детей: Из небольшой тарелки - салатницы.

7. А какая бывает посуда для напитков?

Ответы детей: Чашки для чая, стаканы для фруктовых соков и компотов.

8. А что такое хлебница?

Ответы детей: Так называется тарелка для хлеба.

9. Вспомните и расскажите о чайном сервизе. Что входит в его состав?

Ответы детей или индивидуальный рассказ ребенка по картинке.

Рассказ о чайном сервизе

Чайный сервиз всегда был украшением стола. Наверняка в каждой семье есть праздничные чайные сервизы (такие чайные наборы), которые достают в торжественные дни и по особому случаю. В состав сервиза входят:

  1. Простой или заварочный чайник.
  2. Молочник, из которого подливают молоко.
  3. Сахарница.
  4. Большая тарелка для торта.
  5. Маслёнка.
  6. Лимонница.
  7. Чашки.
  8. Блюдца.
  9. Тарелки для сладостей: печенья, конфет, вафель, пирожков и пирожных.
  10. Розетка, такие маленькие блюдечки под варенье.

Собираться всей семьей и пить чай с таким нарядным чайным сервизом - это всегда приятно!

Спасибо!! Очень интересный рассказ. Как вы понимаете, посуда бывает самая разная и из разных материалов.

Д/игра «Эта посуда какая?»

Давайте вместе с вами назовем, если посуда...

Из стекла, то она стеклянная;

Из глины - глиняная;

Из дерева - деревянная;

Из металла - металлическая;

Из фарфора - фарфоровая;

Из хрусталя - хрустальная.

Кроме того, посуда бывает повседневная и праздничная. Повседневная посуда обычно проще, на тарелках, чашках, блюдцах меньше украшений, рисунков. Праздничные сервизы богато украшены позолотой, на них красивые рисунки в виде птиц, цветов, растений. Они часто переливаются перламутром.

Презентация «Правила поведения за столом и посуда на Руси»

Наши предки с глубоким почтением относились не только к самой пище, но и к тому, что было с ней связано. Еще до крещения Руси люди пользовались столовой ложкой. А носили ложки и ножи в особых футлярах или за голенищем сапога. В хозяйстве дорожили горшками для приготовления пищи, их «пеленали». Об этом свидетельствует загадка: «Молод был - людей кормил, Стар стал - пеленаться стал».

Правила поведения за столом были строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на стол, громко говорить или смеяться. Перед тем как сесть за стол каждый должен был перекреститься, читались соответствующие молитвы. Хозяин дома сидел в «красном углу» и следил, чтобы «каждый ел, не обгоняя друг друга». Сначала всей семьей ели из одного горшка, потом появились миски. Делали их из глины, дерева, позднее из металла. Еще позднее появились «тарелы». Сначала «тарелу» замещали большие ломти хлеба.

Настоящие тарелки появились на Руси в XVI веке, а вилками и вовсе стали пользоваться в XVIII веке и только в богатых семьях.

Что же касается письменных правил поведения за столом на Руси, то впервые такие правила появились в книге «Правила поведения» в 1204 году.

Любопытно, что само слово «этикет» пришло к нам из Франции, когда при короле Людовике XIV на балах и обедах гостям раздавались специальные карточки - этикетки. На них были написаны правила поведения гостя, приглашенного на бал. С тех пор этикет стали воспринимать как определенный ритуал.

Давайте поговорим о том, как правильно сервировать стол в обычные дни. Сервировать - значит накрывать, готовить к приему пищи. В обычные дни столы мы накрываем и дома, и в детском саду. При этом соблюдаем определенные правила. Стол должен выглядеть аккуратным и красивым. Это повышает аппетит.

Практическое упражнение «Сервировка стола на обед».

Сегодня у нас на обед … (чтение меню).

Я предлагаю вам накрыть стол к обеду, учитывая все правила.

(дети по очереди выполняют поручения по сервировке стола)

  1. Стол покрывают чистой скатертью.
  2. В центре стола ставят салфетницу с бумажными салфетками, чтобы вытирать руки и губы (Примечание: А вот если вам дали тканевую салфетку, то её нужно сложить вдвое и положить себе на колени. Как вы думаете для чего? (11.))
  3. Рядом с салфетницей расставляют хлебницу с хлебом, ведь хлеб - всему голова!!
  4. Расставляем тарелки по количеству обедающих. У нас будет 1 мелкая тарелка для второго блюда;
  5. Глубокая тарелка для первого блюда;
  6. Справа от тарелок раскладываем столовый нож режущей стороной лезвия к тарелке;
  7. Столовую ложку кладем выпуклой стороной вниз;
  8. Слева от тарелки раскладываем вилку для второго блюда спинкой вниз.
  9. Перед тарелкой, чуть справа от них ставим стакан (кружку) для напитков.
  10. Слева от тарелки перед вилками ставим мелкую тарелку для салата.

Молодцы, думаю, что вы запомнили, как правильно сервировать стол к обеду, а теперь герои мультфильма бегемотик Тима и слоненок Тома приглашают нас к себе на чаепитие.

(Просмотр м/ф «Тима и Тома. Этикет»)

Вопросы к мультфильму:

О чем мультфильм?

Кто захотел устроить чаепитие?

Почему с первого раза не получилось?

Как вели себя друзья бегемотика Тимы?

Знали ли они правила этикета?

Умели друзья правильно вести себя за столом?

Что произошло, когда друзья выучили правила этикета?

Чем же закончилось чаепитие во второй раз?

Почему и во второй раз чаепитие не состоялось?

Как можно было помочь друзьям?

А как ведете себя за столом вы, знаете ли правила этикета?

(В ходе беседы по содержанию м/фильма дети помогают формулировать правила поведения за столом)

Правила столового этикета

  • Опрятный внешний вид - признак воспитанного человека. Одежда должна быть чистой, выглаженной, обувь - почищена.
  • Перед едой обязательно вымой руки.
  • Сидеть следует прямо, немного наклонившись над столом. Не раскачивайся на стуле, не крутись.
  • Пользуйся правильно столовыми приборами. Не забывай, какие блюда едят ложкой, а какие - вилкой и ножом.
  • Не тянись через весь стол за чем-либо. Попроси передать.
  • Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом, не чавкай и не облизывай пальцы.
  • Не разговаривай во время еды.
  • Руки и рот вытирай салфеткой, будь аккуратным.
  • Будь вежливым за столом, а после еды скажи «спасибо».

Хорошо, ребята. Вот такие правила этикета мы с вами составили. Их необходимо знать и помнить. А в конце занятия я предлагаю вам такую викторину на знание правил столового этикета. Давайте посмотрим, как хорошо нам удалось выучить правила поведения за столом.

Викторина «Веселый этикет»

(Викторина «Веселый этикет»)

Молодцы!!! Вы отлично справились и без труда ответили на все вопросы викторины. Теперь вы настоящие знатоки столового этикета и с легкостью сможете правильно сервировать стол и продемонстрировать свои хорошие манеры за столом. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие, всё ли получилось?

В память об этом занятии я хотела бы вручить вам памятку и поблагодарить за старания (награждение медалями). Спасибо!

(Комплект медалей «Знаток этикета» - 6 шт.)

Занятие разработано с использованием пособия Шорыгиной Т.А. «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет».

Правила сервировки разработаны на основе картинки с сайта

Конспект занятия в старшей группе: «Этикет и здоровая пища».

Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайского рн.Республика Крым
Описание материала: предлагаю вам конспект Познавательно – исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Этикет и здоровая пища».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по валеологии. Это занятие направлено на закрепления знаний о полезных продуктах питания, навыках самообслуживания при сервировке стола и желание вести здоровый образ жизни.
Интеграция образовательных областей :Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;
Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи: Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Закрепление навыков самообслуживания при сервировке стола. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня наша беседа пойдет о вкусной и здоровой пище.
Скажите, человек может прожить без еды?
Дети: Нет
Воспитатель: Какое то время может, но совсем немножко. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться.
А чем питается человек?
Дети: Мясо, рыба, молоко, овощи.
Воспитатель: А животные питаются?
Дети : Да
Воспитатель: Правильно, ребята! Питаются люди, животные, птицы, насекомые. Любому организму от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать на завтрак, обед и ужин, наш организм слабеет. Почему же так происходит? Да потому что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организму расти и развиваться.
Ребята, а какие питательные вещества вы знаете?
Дети: Витамины.
Воспитатель: В продуктах содержится много разных витаминов. И у каждого витамина есть свое и имя и домик где они живут. И мы с вами сейчас вспомним где же, в каких продуктах живут витамины А, В, С.
Воспитатель вызывает по очереди трех детей, и они показывают на картинке витамины и называют продукты, в которых они имеются.

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя любимая еда. Назовите вашу любимую еду.
(Звучит музыка,в группу вбегает Незнайка)
Незнайка : Где еда,я очень люблю покушать, особенно мороженное, пироженное, конфетки.
Дети:
Воспитател ь: Ребята, как вы думаете, что будет, если мы будем, есть одни сладости торты, пирожное, мороженое.
Дети: Заболят зубы.
Незнайка : Ой, ну поболят и перестанут, а как вкусно.
Воспитатель: Незнайка, наши дети знают, что конфет много кушать нельзя,а вот овощи и фрукты очень полезны. Давай вместе с деть приготовим вкусный салат из капусты.
Физкультминутка: Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
Сок капустный пьем-пьем.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми малышами, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. А чтобы ада была еще вкусней, нам надо красиво сервировать стол.
Незнайка: Севрировать….
Воспитатель : Не «севрировать»,а сервировать(накрывать на стол. А перед тем как дежурные начнут накрывать, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при сервировке стола?... А вы знаете, что такое «сервировка»?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - «Сервировка» - это правила накрывание стола к приему пищи.
Кто у нас сегодня дежурный?
(Дежурные отвечают.)
Что в первую очередь должны сделать дежурные, перед тем как пойдут расставлять посуду?
Дети : - Одеть фартуки, косынки.
Воспитатель: - Правильно. Молодцы! Дежурные можете приступать к сервировке стола к обеду.
(Дежурные идут. Незнайка ходит и учится сервировать стол)
Воспитатель : - Что первым кладем на стол? (Салфетку.)
Воспитатель: - Правильно. А потом? (Расставляем приборы.)
Стук в двери:
В группу вбегает взволнованная, расстроенная Федора. Хватается за голову и кричит:
Горе, горе мне Федора!
Ой беда! Беда! Беда!
Все тарелки, вся посуда,
Разбежались кто куда!
Что же делать мне без ложек?
Как мне пить и как мне есть?
Помогите же ребята
От меня беду отвесть.
Воспитатель: - Что случилось? Почему от тебя убежала посуда?
Странно, вот от нас посуда никуда не убегает.
Федора (осматривает посуду)
- Да, у вас посуда красивая, чистая, целая.
А я свою посуду била, запылила, закоптила.
Мыть ее я не хотела
И нисколько не жалела.
Загляни ка ты в кадушку
И увидишь там лягушку
Загляни ка ты в ушат
Тараканы там кишат.
Воспитатель: - Ну, что. Ребята, поможем Федоре?
Дети: - Поможем.
Воспитатель: - Федора, для того, чтобы мы тебе смогли помочь, ты нам пообещай, что когда найдешь свою посуду, всю ее перемоешь и приведешь в порядок.
Федора. - Обещаю, обещаю. Чтобы вернуть мою посуду надо сыграть в игру.
Д\И«Тетушка кастрюля» (играют дети и Незнайка)
Федора: - Какие вы молодцы! Вкусный суп сварили.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать
Буду, буду, я посуду и любить и уважать.
Приглашаю Вас к себе в гости. Будем пить чай с пирогами и конфетами..
Дети садятся вокруг самовара с печеньям и конфетами и подводим итог занятия за чаепитием.