Методическая разработка (средняя группа) на тему: Консультация родителям для вновь прибывших детей «Адаптация ребёнка к детскому саду.

Рассмотрим термины:

Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

В 2009 году в нашу школу пришло больше чем обычно новых учеников:

Таблица 1

Среди учащихся 5-8 классов есть несколько детей которые не первый раз переходят из школы в школу. Выделяются из них четверо: которые учились в нашей школе в начальных классах и по различным причинам перешли в другие школы. Дезодаптивные проблемы у этих детей проявляются наиболее ярко и отчетливо. Дима 5 класс мальчик меняет вторую школу по семейным проблемам, молчун, закрытый, бросается в драку по любому даже незначительному поводу. Айтал одноклассник Димы 2-3 класс учился в деревне и жил у бабушки, которая не справилась с учебной помощью, мама мальчика работает в милиции и считает, что не успевает помогать сыну, исследить за ним. Но в 4 класс Айтал вернулся в нашу школу. У Айтала наблюдаются комплексы, из-за которых он попал под влияние одноклассника с дивиантным поведением. Время от времени он пытается вырваться из-под влияния, но при первой же неудаче все возвращается назад.

Лена 8 класс родители развелись, родственники с двух сторон не могут поделить детей. В результате Лена и ее брат меняют школу. Нынче осенью Лена вернулась из деревни, куда ее перевезли вместе с братом одна. Девочка очень переменилась, стала подозрительней и мрачной. Имеется попытка суицида.

Своеобразный рекорд по числу переходов из нашей школы в другие и обратно принадлежит Джулусу. За 7 лет он уходил из школы и возвращался 4 раза. При несомненно хорошем интеллекте мальчик учится посредственно, пробует различные социально неодобряемые формы поведения. Два раз токсиманил, ненормативная лексика может возникнуть в его речи свободно и в любой момент.

Адаптивные проблемы первых и пятых классов хорошо описаны в литературе. Вместе с тем источников которые говорили бы о адаптации в остальных классах не найдено.

Нами предпринята попытка выделить основные проблемы учащихся в силу каких либо причин перешедших в новую школу.

Исследователи адаптации выделяют три вида адаптированости человека к измененным условиям: психо-физиологическая, социально-психологическая и учебная.

1. Психо-физиологическая адаптация.

  • Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения.
  • Объективный показатель: степень утомляемости.
  • Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.

При рассмотрении данного вида адаптации нужно четко отграничивать самочувствие его ухудшение от врожденных или приобретенных хронических заболеваний. В литературе встречается цифры повышения количества болезней от первого класса к выпускным.

Мы провели анализ заболеваемости по классам в которых наиболее актуальны процессы адаптации. Первый и пятый классы а так же восьмые профильные классы.

Таблица 2

Заболеваемость учащихся (хронические заболевания)

1 классы 5 классы 8 классы
Нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. 26% 19% 35%
Миопия и др. нарушения зрения 11% 19% 27%
Болезни органов дыхания 15% 32% 17%
Аллергии, дерматиты 11% 11% 12%
Болезни ЖКТ 2% 16% 33%
Заболевания нервной системы (энцелопатии, гиперкинезы) 13% 24% 27%
Нарушения сердечно-сосудистой системы 11% 24% 35%
Нарушение эндокринной системы - 5% 12%
Нарушения моче-выводящей сферы 8% 19% 12%
здоровые 24% 5% 8%

В литературных источниках, в том числе и в материалах по итогам федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования выделяются увеличения количества заболевания костно-мышечной системы, нарушение зрения (нужно отметить, что выделяют в основном миопические нарушения, тогда как в нашем анализе есть дети с астигматизмом, различными хроническим конъюнктивитами и заболеваниями хрусталика), и болезни ЖКТ. Можно отметить большое количество заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, а так же что является особенностью края с недостатками содержания йода заболевания эндокринной системы.

Каждая из перечисленных заболеваний в той или иной степени может влиять на школьную успешность и на вхождение в коллектив нового класса.

2. Социально-психологическая адаптация –

  • Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.
  • Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.
  • Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.

Учащийся не адаптировался если:

  1. Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
  2. Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
  3. Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
  4. Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
  5. Похудел, жалуется на головную боль.

Таблица 3

Мы задали вопрос пятиклассникам: Если бы ты мог выбирать то что бы выбрал?

3. Учебная адаптация –

выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.

  • Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся.
  • Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.

Зачем нужно ходить в школу

Цели и задачи на адаптационный период для детей:

  • принятия правил поведения и режима новой школы;
  • принятие новичков в коллектив;
  • поиск личностного смысла и мотивации учения;
  • узнавание специфики мира юноши и девушки;
  • организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.

Условно адаптационный период можно разделить на три этапа

  • подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.
  • собственно адаптационный период.

В зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев.

  • постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.

Нарушения адаптации выражаются в виде:

Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Таблица 4

Виды отклонений в поведении у учащихся о время периода адаптации (по опросам учителей предметников и классных руководителей)

1 класс 5 класс 8 класс
Отклонение в поведение 30-40% 25% 45%
Опаздывает 5% 15% 35%
Сквернословие 5% 40% 40%
Не выполняет домашнее задание 7% 20% 35%
Уход с урока 0,5% 5% 10%
Много пропусков 1% 25% 40%
Эмоциональные расстройства 15% 15% 15%
Изменчивость настроения 30% 45% 55%
адаптированность 10-15% 75-80% 100%
гиперактивность 60-70% 30-40% 10%
тревожность 50% 50% 75%

Причины трудностей в адаптационный период.

  • Несформированность “внутренней позиции школьника”.
  • Слабое развитие произвольности.
  • Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
  • Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
  • Общение с учителями.
  • Принятие учебной задачи.
  • Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
  • Отношение к себе.
  • Завышенные требования со стороны родителей.
  • Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
  • Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
  • Леворукие.
  • Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Высокая степень адаптации.

Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.

Средняя степень адаптации.

Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.

Низкая степень адаптации.

Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников

Факторы, способствующие адаптации учащихся:

1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педколлектива:

  • по формированию знаний и надпредметных умений.
  • по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
  • по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
  • по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.

3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

Признаки успешной адаптации:

  • Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • У него появились друзья-одноклассники.
  • Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.

Советы учителю и родителю на адаптационный период.

  • Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы
  • Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
  • Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
  • Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
  • Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями
  • Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
  • Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
  • Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.

Котова Анна Александровна
Консультация по адаптации вновь прибывших детей в группах раннего возраста для педагогов и родителей

Адаптация ребенка к детскому саду. (Выступление на собраниии педагога-психолога )

Про адаптацию знают все . Но не Все понимают, что это такое. Что же это такое?

Адаптация - это процесс приспособления организма к новым условиям. Есть новые условия - значит, обязательно должна быть и адаптация . Даже если ее на первый взгляд не видно.

Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, новые условия - всегда стресс. В незнакомой ситуации детского сада ребенок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту, к новой микрофлоре. Можно это сравнить с ощущениями космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. Адаптация затрагивает весь организм : от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы. Но переживать стресс можно по -разному. Если родители понимают , что происходит с ребенком, и помогают ему, как правило, привыкание к саду проходит гораздо легче.

Сколько времени может занимать адаптация ?

В норме, период адаптации длится полтора месяца и делится на следующие периоды :

Острый период (две-три недели)

Подострый период - 20-40 дней.

Период компенсации - через полтора месяца.

Сроки и этапы.

Период привыкания в среднем длится от двух до четырех месяцев. Иногда, если ребенок привыкает к саду трудно, этот процесс может затянуться до 6-8 месяцев.

Первый этап - ориентировочный. Ребенок попал в новую ситуацию, и что в ней делать, совершенно не понятно. Одни дети плачут, другие увлечены новыми игрушками и, кажется, не замечают перемен. Потом эффект новизны проходит, ребенок уже устал от ежедневной необходимости рано вставать и идти куда-то, от разлуки с мамой. Появляются слезы по утрам и истерики вечером. Ребенок может потерять в весе или даже заболеть. Этот период занимает около двух недель в случае легкой адаптации , месяц-полтора - в случае средней, в тяжелых случаях затягивается надолго.

Следующий этап привыкания уже не такой яркий, кажется, что уже все закончилось. Но это не так. Даже если ребенок не плачет по утрам, есть, спит и активно играет, адаптация еще продолжается . Просто малыш уже начал справляться со стрессом. На этом этапе его в ни в коем случае нельзя перегружать, иначе может произойти срыв, что, скорее всего, обернется болезнью ребенка.

В ряде детских садов, особенно в ясельных группах , практикуется так называемая «мягкая адаптация » . Сначала дети ходят туда на пару часов, потом до обеда, через месяц начинают оставаться на тихий час, а на полный день остаются только через полтора-два месяца. Это часто вызывает недовольство родителей : дескать, воспитатели не хотят работать, вот и требуют под предлогом адаптации забирать детей так рано . А ведь ребенок уже не плачет и вполне мог бы через две недели ходить в детский садик на весь день. Конечно, мог бы. Но это и была та самая перегрузка, которая вылилась бы в постоянные болезни ребенка. Поэтому очень важно понимать, что мягкая адаптация - это забота именно о ребенке.

Итак, мы уже выяснили, что адаптация - это стресс от новых условий и приспособление к этим новым условиям.

Соответственно, если признаки стресса выражены не сильно, в большинстве случаев ребенок способен самостоятельно справиться с ними, новая деятельность осваивается успешно и в указанные сроки, значит, адаптация легкая . Если же признаки стресса налицо или ребенок не справляется с ними, а процесс затягивается средней тяжести. Если все тяжело, долго и мучительно, то мы имеем дело с тяжелой адаптацией , и тут уже нужна помощь специалистов : психологов и педиатров.

Почему ребенок плачет?

Расставаться с самым дорогим и любимым человеком - мамой малышу тяжело и сложно. Свое расстройство происходящим и тревогу перед предстоящей разлукой он будет выражать слезами. Ребенок плачет не потому, что ему плохо в саду, и не потому, что хочет манипулировать вами, а только потому, что он еще не умеет сказать другим способом «Мне грустно расставаться с тобой» или «Я волнуюсь, я еще не привык» .Эти слезы не страшны : ребенок получает новый, необходимый жизненный опыт, учится действовать в новых условиях, что естественно для процесса адаптации . Обычно, как только процедура прощания заканчивается, мама уходит, ребенок успокаивается и отвлекается. Можно помочь ребенку, показать, что вы ему сочувствуете, озвучив его переживания : «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду» .Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы малыш не заметил. Это подорвет его доверие к вам : «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться?». Такое поведение мамы не дает малышу возможности приобрести новое умение - расставаться и снова встречаться с близкими людьми. Чтобы не усугублять такие страхи, ребенка никогда нельзя просто отдирать от себя и уходить. Если дело только в боязни новых людей, то часто помогает временное мамино присутствие. В некоторых садах родителям разрешают какое-то время находиться в группе или гулять вместе с детьми на площадке. Если же у ребенка отсутствует к ним доверие, работать придется долго и много. И одних слов : «Мама обязательно к тебе придет» , - может быть недостаточно.

Как помочь ребенку.

Чтобы процесс привыкания прошел максимально мягко, надо :

Подготовиться к саду.

Во - первых, четко ответьте себе на вопрос : зачем вашему ребенку дошкольное учебное учреждение. Во - вторых, расскажите ребенку о том, что такое детский сад : зачем туда ходят, чем там занимаются. Рассказывать стоит не только о приятных вещах - новых игрушках, интересных занятиях. Надо подсказать, как вести себя в сложной ситуации. Что делать, если захотелось писать на прогулке, если ребенок испачкался или его обидели. Это поможет преодолеть страх незнакомого.

Излучать позитив.

Ребенок не знает, что его ждет впереди. Он не знает, как надо относится ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения. Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию . Если папа уверен, что воспитатели в группе невоспитанные , необразованные и занимаются только поборами, ребенок будет страдать от общения с этими людьми. Прежде чем отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его чужим людям.

Создавать и поддерживать ритуалы.

Когда ребенок идет в детский сад, мир вокруг него стремительно меняется. Ритуалы призваны подчеркнуть стабильность этого мира, уверенность ребенка в том, что все под контролем, учат его доверять взрослым. В первую очередь, это касается ритуала прощания. Каждое утро малыш с мамой идут здороваться с нарисованным на стене дельфином, каждое утро мама переобувает ему сандалики, берет его на руки, говорит, что его любит, потом отводит его в группу , машет рукой и уходит. Мама всегда уходит после того, как помахала рукой. А после того, как ребенок возвращается домой, она снова берет его на руки, и они вместе рассказывают зайке, как прошел день.

Не говорить гадостей.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду» , «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду» , «Что ты стоишь, как столб» , «Все дети, как дети, а вот наша.» .Чтобы волосы встали дыбом, не надо ходить далеко, достаточно зайти в раздевалку детского сада утром или посетить концерт все в том же детском саду. Взрослые торопятся. Взрослые нервничают. Взрослые хотят, чтобы их ребенок был лучше всех. Поэтому на головы детей сыплется куча гадких слов. Утро превращается в нервотрепку. Детский праздник становится не детским праздником, а смотром талантов и фотосессией. И не дай бог, ребенок неуклюже танцевал, забыл слова или вообще весь утренник смотрел, как завороженный, на связку воздушных шаров. Мама, папы и бабушки беспощадны. Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернется обидой у ребенка сейчас и ответной грубостью вы ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребенка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.

Надо понимать, что ребенку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведет себя вечером, он это делает не вам назло, а лишь разгружает свою нервную систему. Не надо требовать от ребенка слишком много. Во время адаптации дети могут забывать писать в горшок, снова начинать писаться ночью. И уж тем более не надо перегружать ребенка занятиями, кружками и развивалками. Лучше лишний раз просто посидеть в обнимку с ним.

Не перекладывать ответственность.

Иногда мамы говорят : «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность за принятие решения с себя на очень маленького ребенка. Детский сад - не цирк и не карусель, то есть не безусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учится общаться с пятнадцатью ровесниками. В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Даже прощание с мамой - это острое переживание. И если родители вместо того , чтобы помочь ребенку прожить и пережить это, справится с новой ситуацией, задают ребенку немой вопрос : «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?» , - они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик и дневных слез. Конечно, есть несадиковские дети, и любая мама должна хотя бы теоретически рассматривать вариант, что именно ее ребенку в этом году окажется не по силам привыкнуть к новому большому обществу, и ребенка придется хотя бы на время забрать из сада. Но это совсем другое. Здесь ответственность за решение лежит на родителях , они являются ведущими, подсказывать ребенку, как надо реагировать, как надо вести себя, а не пытаются переложить выбор того, как поступить, на плечи трехлетнего малыша.

Адаптация к детскому саду - непростой и ответственный этап в жизни ребенка. И от того, как он будет прожит, зависит очень многое.

Какие самые распространенные ошибки родителей в период адаптации ребенка ?

В последние дни перед приходом в детский сад или с первых дней посещения, начинает отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду : отнимать от груди, забирать соску-пустышку, снимать памперсы. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за полтора-два месяца до посещения, либо после привыкания. Но Вы этим займетесь обязательно, как только ребенок привыкнет к детскому саду :

Болезненно реагируют на плач ребенка или уговоры пойти обратно домой, вообще не ходить в детский сад : обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям , любят их и не хотят расставаться с ними. Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Когда мы иногда не хотим идти на работу, мы сами себя уговариваем, стыдим. Ребенок так сделать не может, для этого у него есть родители , которые не должны соглашаться на уговоры ребенка и мягко настаивать на своем : «Мама идет на работу, а ты - в детский сад.» . Самая большая ошибка - уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее) . Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле - болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома.

Как лучше вести себя с ребенком, когда он только пошел в детский сад?

Прежде всего, спокойно и уверенно. Не тревожиться по пустякам. Нормально, если ребенок плачет в Вашем присутствии и быстро успокаивается, когда Вы уходите. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей. Разрешите свои тревоги с работниками детского сада в отсутствие ребенка. Ребенку в группу в первые дни можно давать свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна прийти (перчатка, сумочка, платок) . Некоторые специалисты рекомендуют давать ключ от квартиры, без которого они не смогут зайти домой (на самом деле, это может быть не тот ключ, но следует сделать вид, что Вы открываете ключом квартиру); или написать записку, когда мама сможет забрать ребенка. Эту записку ребенок носит в кармане, и, хотя читать не умеет, она доставляет ему удовольствие и вселяет спокойствие. Дома постараться побольше общаться с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи (или сделав их заранее) . Он все равно Вас вынудит с ним общаться, поэтому лучше это спланировать заранее. Расспрашивайте о детском саду, выражайте удовольствие его поведением, поделками, настраивайте положительно на завтрашний день : «Ты пойдешь в детский сад, где сможешь кататься на горке, качаться на качели, посмотреть хомячков». Обязательно выполняйте свои общения, если пообещали забрать пораньше, после сна. Для объяснения, дробите процесс на составные части : покушайте, поспите и я сразу же приду. В первые дни лучше забирать раньше всех, пока ребенок не начал плакать от обиды, что других детей забирают , а его - нет.

Очень часто ребенок реагирует на детский садик тем, что начинает часто болеть. Чем можно это объяснить?

Помимо того, что ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей его ситуации, и его иммунитет ослабевает, работают и психологические факторы заболеваний в период адаптации :

Заболевание как способ остаться дома, как объективная причина не ходить в детский сад и оставить дома маму, которая, естественно, не пойдет в случае болезни малыша на работу.

Тип заболевания также может частично проинформировать родителя о причине болезни :

Уши могут сигнализировать о нежелании слушать; горло - говорить; больной нос может означать выделение накопленного раздражения; больной живот может быть связан с внутренним страхом; голова - с внутренним конфликтом; ноги - с нежеланием куда - то идти; дыхание - с ухудшающей атмосферой; болезни почек могут быть связаны с удерживанием внутри, неумением его выражать.

Можно ли выделить разные типы детей по способу адаптации ?

1. Дети с повышенной тягой к активной деятельности.

Приходя в группу детского сада , они не сами подстраиваются под условия детского сада, а пытаются менять эти условия под себя : организуют деятельность (для себя и для других, громко плачут (другие заряжаются их плачем и «подхватывают» плач). Но в целом, они быстро привыкают к изменению обстановки, видят в окружающих друзей, с которыми можно что-то делать (привыкание длится около двух недель) .

2. Дети с умеренной тягой к деятельности.

Они терпеливо привыкают к новым условиям, усваивают новые правила, подстраиваются под них, перестраивают свои привычки. На это уходит достаточно много времени. Случаются различные заболевания, как проявление внутреннего конфликта между ребенком и окружающей средой (привыкание продолжается около двух месяцев) .

3. Дети со сниженной тягой к деятельности.

Ближайшее новое окружение рассматривают как противников, от которых надо защищаться. Энергии не хватает, приспособление идет сложнее. Эти детки чаще болеют. Их болезни отличаются длительностью и осложнениями (привыкание в данном случае длится до четырех месяцев или более, в зависимости от заболеваний). Первое время возможен даже регресс ребенка на более младший уровень : возможна потери навыков пользования туалетом, речи, хождения, нарушение аппетита и сна. Следует особое внимание уделить самому первому, острому периоду. Не сразу с первого дня следует оставлять ребенка надолго одного в детском садике. Режим дня малыша можно организовать следующим образом :1 неделя : ребенок находится в садике полтора-два часа с 10 до 12. Завтрак - дома, а после прогулки - домой. 2 неделя : после прогулки добавить обед. Малыша не следует оставлять одного на тихий час. 3 неделя : ребенка можно оставлять на тихий час, но следует забирать раньше, одного из первых.

Каковы признаки дезадаптации ребенка к детскому садику?

Основные признаки дезадаптации :

Неуемные истерики ребенка (не может успокоиться долго и в отсутствие родителей ) или наоборот - полная апатия, отсутствие контактов с воспитателями и детьми в группе . Замирание всех жизненных процессов : не ест, не спит, не ходит в туалет, не разговаривает;

Длительные заболевания ребенка с осложнениями (более 30 дней, или смена одного заболевания другим;

Глубокий интерес ребенка в развитии : утрата прежних привычек и нежелание к ним возвращаться даже после четырех месяцев (самый длительный период адаптации ) .

Дезадаптация может наступить , если :

Ребенок был болезненный и до посещения детского сада (в таком случае следует оздоравливать задолго до посещения детского сада и посещать специализированный детский сад);

Ребенок сильно привязан к родителям (нужно менять стиль взаимоотношений) ;

Ребенок гиперопекаем (бабушки, болезненность ребенка, поздний, единственный) ;

С ребенком сохраняется эмоциональный тип взаимоотношений и не введен деловой стиль - учить играть вначале игрушками, а затем уже с детьми.

Что такое признаки стресса?

Во-первых, это любые физиологические нарушения : от нарушения сна, отказа от еды и игнорирования горшка до проявлений вроде нервного тика, требующих срочного вмешательства специалистов. Снижение аппетита, ухудшение сна, даже потеря веса - это все допустимо, если выражено незначительно и не затягивается надолго. Однако если ребенок вообще перестает есть, спать, мучается запорами, на нервной почве начинается рвота и понос, то это уже та самая тяжелая адаптация , которую нельзя пускать на самотек.

Во-вторых, меняется поведение ребенка. Ребенок становится более капризным, просится на руки, ноет или проявляет признаки агрессии. Это тоже нормально, так он избавляется от негативных эмоций.

В-третьих, это болезни. Чаще всего в детском саду дети болеют не от чихающих товарищей, а именно от стресса.

То, как будет проходить адаптация , зависит от многого. Конечно, в первую очередь - от здоровья ребенка. Часто болеющие дети, дети с повышенной возбудимостью, перенесшие гипоксию в родах или вовремя беременности матери, будут привыкать к садику сложнее. Кроме того, на процесс адаптации влияют не только индивидуальные особенности ребенка, но и климат в семье, отношение родителей к саду и воспитателям, а также их (родителей и воспитателей ) поведение.

Влияние климата в семье на адаптацию :

В семье нет положительного настроя на детский сад : это приводит к нагнетению отрицательного отношения к дошкольному образованию;

Если сами родители очень тревожны или имеют свой негативный опыт посещения дошкольного учреждения (в таком случае родителям следует прорабатывать свое собственное напряжение, выявлять причины своего беспокойства и проговаривать его в отсутствие ребенку психологу, подруге, врачу, мужу);

- родители не хотят менять свой удобный и устоявшийся стиль жизни;

Ребенок по своей природе замкнут, застенчив и тревожен.

В каких случаях лучше обратиться за помощью к специалисту?

К специалисту стоит обратиться в следующих случаях :

Если у родителей образуется повышенная тревога по поводу предстоящего посещения дошкольного учреждения или по поводу уже начавшегося посещения детского сада, а специалисты детского сада не могут оказать Вам помощь : разъяснить, успокоить.

Если ребенок начал болеть (страдает физическими расстройствами) или тоже, как родители , проявляет повышенную тревогу по поводу посещения дошкольного учреждения (страдает расстройствами психологическими) .

Не обязательно ждать тяжелых проявлений адаптации : если родители обеспокоены процессом адаптации , а другими средства не удается снять тревогу, следует обратиться к психологу, который индивидуально поможет разрешить проблему, настроить и родителей и ребенка на позитивное восприятие детского сада, распознать причины тревог и вовремя их устранить.

18.08.2016

В детских садах города открылись группы для детей, впервые переступивших порог дошкольного учреждения. В данный момент идет адаптация детей к детскому саду. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.

В МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары данной проблеме уделяется большое внимание. Педагогами разработана целая система мероприятий для легкого протекания периода адаптации у детей.

Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления, методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье по развитию и воспитанию детей. Проводится работа по созданию единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями, способствующей повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства является работа консультационного пункта, где можно получить квалифицированную помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра.

В процессе адаптации уделяется большое внимание рациону питания, дети приучаются есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время идёт формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления должны быть радостными и эмоционально-положительными.

Основная задача взрослого в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя.

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Анализ работы ДОУ показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.

Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.

Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Основные направления работы педагога:
Создание условий для успешной адаптации Взаимодействие педагога с родителями Взаимодействие педагога с воспитанниками
  1. Изучение литературы по вопросу адаптации: Алямовская В. «Ясли – это серьезно», Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад» Журнал «Дошкольное воспитание» №4 –1998г. стр.2 «Ребенок пошел в детский сад».
  2. Подготовка места приема, распределение шкафчиков.
  3. Подготовка наборов игрушек-забав для отвлечения детей.
  4. Подготовка дидактического материала.
  5. Подготовка плана воспитательно-образовательной работы на период адаптации.
  1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников. Подготовка и проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования.
  2. Подготовка папок-передвижек по вопросам адаптации (с практическими рекомендациями)
  3. Ежедневные беседы с родителями воспитанников. Цель: вселять уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
  1. Заполнение листов адаптации.
  2. Установка для каждого вновь поступившего ребенка индивидуального режима. Постепенное подведение индивидуальных режимов к общему.
  3. Подготовка «полочки любимой игрушки», где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
  4. Ознакомление детей с детским садом: групповой комнатой, раздевальной комнатой, спальней, туалетной комнатой, участком для прогулок. Знакомство с персоналом детского сада: воспитателями, няней, медсестрой.

Слагаемые успешной адаптации

1. Готовность ребенка к посещению детского сада

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду важны два момента:

  • Детский сад должен удовлетворять важнейшим потребностям ребенка.
  • Необходимо, чтобы навыки и способности соответствовали минимальным требованиям пребывания в группе.

Какие потребности должен удовлетворять детский сад?

Потребность в безопасном и предсказуемом мире.

Заранее готовьте ребенка к тому, что он пойдет в детский сад.

Лучше начинать вводить тему за год до реального посещения.

Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка был положительным.

Постарайтесь, чтобы в первые недели адаптации к садику не сопровождались такими обстоятельствами как переезд, рождение малыша, ремонт, развод и т.п.

Потребность в заботе взрослого.

Найдите воспитателя, которому сможете доверить своего ребенка.

Будьте готовы к тому, что ребенку необходимо привыкнуть к воспитателю.

Какие навыки нужно развивать у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду?

Навыки общения.

Ребенок должен уметь обратиться к взрослому понятным образом:

  • Почаще спрашивайте, чего ребенок хочет.
  • Откажитесь от угадывания его желаний.
  • Переводите желания ребенка в форму просьбы.

В первую очередь научите ребенка говорить о своем недомогании.

Если ребенок привык пользоваться нестандартными способами обращения к взрослым, сообщите о них воспитателям.

Почаще оставляйте ребенка со взрослыми, которых он знает и которые хорошо к нему относятся.

Поощряйте ребенка в вашем присутствии обращаться к другим взрослым (сначала членам семьи, затем к посторонним, например продавцу в магазине).

Учите ребенка общаться и делиться своими игрушками с другими детьми:

  • Учите просить у другого малыша вещи и игрушки на время.
  • Учите ребенка принимать отказ.
  • Учите ребенка меняться.

Навыки самообслуживания.

- «Туалетные» навыки – научите ребенка сообщать о своих желаниях. Научите ребенка самостоятельно снимать штаны. Поддерживайте умение ребенка самостоятельно ходить в туалет под присмотром взрослых.

Умение мыть и вытирать руки.

Умение одевать и обуваться (в первую очередь речь идет о навыке помогать взрослому, который одевает и раздевает ребенка и навыке надевать чешки или тапочки).

Навыки самостоятельного приема пищи.

К ним относятся – умение пить из чашки, ничего не проливая; умение есть ложкой, ничего не теряя; умение справляться с разными консистенциями еды; спокойно относиться к нагруднику.

2. Компетентность родителей в общении с воспитателем

Воспитатель – человек, с которым вы и ваш ребенок будете взаимодействовать, решать возникающие вопросы на протяжении нескольких лет. С ним ваш ребенок будет проводить 10-12 часов в день, все самое активное время своей жизни, пять дней в неделю по 9-10 месяцев в году.

Скорость и легкость адаптации в детском саду зависят от того, как быстро воспитатель станет «заместителем» мамы на время её отсутствия. Чем активнее вы будете помогать воспитателю «включиться в судьбу» вашего ребенка, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, оставляя малыша в саду.

3. Заблаговременная подготовка к детскому саду

  • Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка, был положительным. Настроение ребенка определяется настроением окружающих его людей. Если мама начинает озвучивать свое беспокойство, она закладывает тем самым в сознание ребенка негативный образ детского сада. Уверенность родителей – уверенность ребенка.
  • Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.
  • Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.

В процессе привыкания к детскому саду расставание с мамой для ребенка – самое серьезное испытание.

Приемы, которые помогут малышу преодолеть трудности:

  • «Ключ от квартиры» (положите в руку ребенка ключ и скажите, что без него вы не сможете попасть домой).
  • «Тебя ждет игрушка в детском саду» (напомните малышу об игрушке, которая осталась в детском саду и ждет его прихода).
  • «Мамина записка» (записка с временем, когда вы заберете малыша).
  • «Семейная фотография».

Литература по вопросу адаптации:

  1. Алямовская В. «Ясли – это серьезно».
  2. Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад».
  3. Иванова Е.Л. «Не хочу в детский сад!».