Неделя пожилого человека в детском саду планирование. День пожилых людей в детском саду

Ирина Щетинина
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме «День пожилого человека»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА неделю с 3 .10.16 по 7.10.16 г.

Тема : «День пожилого человека » »

Цель : Воспитание уважения к пожилым людям : как к своим бабушкам и дедушкам, так и ко всем представителям старшего поколения. Ознакомление с профессиями бабушек и дедушек, наградами за профессиональную деятельность и другими достижениями, с ролью старшего поколения в семье

Итоговое мероприятие : «Развлечение «С праздником любимые дедушки и бабушки» .

День

Режим Интеграция

образовательных

Групповая,

подгрупповая

Понедельник 03 .10.2016 г.

(октябрь) ;

Труд в природе- полить комнатные растения;

Дежурство по столовой; пальчиковая игра : «Этот пальчик дедушка» ; П/игра : «Краски» По математике – ориентировка в пространстве «Отгадай» Беседа : «Как себя вести в группе» ;

Рассмотреть картинки о пожилых людях , зачем надо помогать пожилым людям ?

Рассказать о наступлении второго месяца осени – октябре. В уголке творчества рисование человека

Познавательное развитие; 1. Ознакомление с окружающим : Тема : «Наши бабушки и дедушки» Цель : ст. гр. - под. гр. - воспитывать уважительное отношение к пожилым и старшим людям и побуждать к проявлению им сочувствия, вызвать положительно-эмоциональный отклик для оказания помощи пожилым людям . (конспект занятия)

Художественно-эстетическое развитие 2. Лепка : Тема : «Кружка, украшенная цветком, для моей бабушки» Цель : ст. гр. - познакомить детей с новым способом лепки посуды – ленточным, учить соединять лентообразную форму с диском (дном) ; под. гр. –продолжать учить украшать изделие налепами более сложной формы (цветком) ; закреплять умение прочно соединять части изделия, заглаживая места скрепления. Г. С. Швайко стр. 75

3. Музыкальное (по плану муз . руководителя)

Прогулка Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Продолжать наблюдать за насекомыми (насекомых стало меньше, почему)

Труд в природе : собрать опавшие листья и плоды;

П/игры : «Гуси-гуси» -бег, «Не намочи ног» - прыжки;

По развитию ФИЗО- попадание в цель мячом. Ситуативная беседа : «Природу тоже можно обидеть…»

Д/игра : «Свой – чужой» - ознакомление с окружающим. Самостоятельная деятельность с выносными игрушками (кегли, гимнастические палки)

Работа перед сном Чтение художественной литературы В. Сухомлинский «Бабье лето» . Закрепление умения аккуратно складывать свою одежду на стульчик.

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Комплекс № 2 воздушные ванны; пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

П/игра : «Водяной» Работа в тетрадях – графические навыки. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» »

С/р. игра «Семья» (распределение ролей) ; Д/игра : «Что напутал художник?» Конструктивные игры с «Лего» , строительным материалом

Прогулка Наблюдение за движением транспорта на дороге. П/игра : «Отгадай»

День

Режим Интеграция

образовательных

областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник 04.10.2016 г.

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Утренняя гимнастика. Комплекс № 1 (октябрь)

Дежурство по занятиям, воспитание культурно-гигиенических правил (как правильно пользоваться зубной щеткой)

П/игра : «Угадай, кто?»

По речевому развитию – чистоговорки на звук (С) -(З) Беседа : «Чистота- залог здоровья»

Рассказать детям о источниках, какая там вода. Определить разницу между родниковой и речной водой.

Д/игра : «Скажи наоборот» - развитие речи. Настольно-печатные игры «Профессии» , «Собираемся на прогулку»

Непосредственно-образ. деятельность

Познавательное развитие; 1. Развитие речи/худ. литература. «Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами» Бондарева зан. № 4 стр. 21

Под. гр. – закрепить навыки деления слов на слоги разными способами. Учить детей составлять предложения, умению анализировать состав предложений. Ст. гр. – Познакомить детей со словами, состоящими из одного слога. Развивать слуховое внимание, мышление, быстроту реакции

Тема : «Осенние листочки» Цель : ст. гр. – Рисовать осенние листья обрисовывая их простым карандашом и закрашивая- акварельными красками. Цель : под. гр. – познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на лист, пытаться передавать цвет листа и учиться печатать ими на бумаге. И. А. Лыкова зан. №18 стр. 50.

Физическое развитие 3. Физкультура : Л. И. Пензулаева, зан. № 13 стр. 28 Цель : упражнять детей в беге продолжительностью до 1 минуты; в ходьбе приставным шагом по гимнастической скамейке; в прыжках и перебрасывании мяча.

Прогулка Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Наблюдение за движением машин по дороге.

Навести порядок в павильоне (подмести песок) ;

П/игры : «отгадай» - ориентировка в пространстве, «Подбрось и поймай» - ловля мяча. По родной природе – назвать знакомые деревья. Беседа : «Служба помощи -01,02,03,04» ;

Д/игра : «С какого дерева листок?» Самостоятельная деятельность детей с выносными игрушками. (Пазлы)

Раскраски.

Работа перед сном Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки» .

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Гимнастик после сна комплекс № 2 хождение по ребристой доске.

Пальчиковая гимнастика «Десять тонких пальцев» ;

П/игры : «Где звенит?» , «Запрещенное движение» . По ФЭМП – величина и форма предметов, Д/игра : «Какой предмет похож на….» Заучивание стихотворения

Е. Благиной «Посидим в тишине» ;

Рассматривание картинки «Дружная семья»

Прогулка

День

Режим Интеграция

образовательных

областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда 05.10.2016г.

(октябрь)

Д/игры : «Скажи ласково» , «Один – много» ;

Дежурство в уголке природы. Рассматривание картины «Комнатные растения»

Дежурство по столовой

По ознакомлению с окружающим- правила дорожного движения Ситуативная беседа : «Береги свое здоровье» Настольные игры

Непосредственно-образ. деятельность

Познавательное развитие; 1. ФЭМП. Тема : Цель : ст. гр. - учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством. Помораева И. А. Позина В. А. зан. № 1 стр. 17 Цель : под. гр. – познакомить с цифрой 4; закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц; закрепить умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Помораева И. А. ,Позина В. А. зан. №1 стр. 24

Художественно-эстетическое развитие 2. Музыкальное (по плану муз . Руководителя)

Прогулка Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Наблюдение за небом. Отметить, что в солнечную погоду небо голубое, чистое, ясное; в пасмурную погоду – покрыто облаками, облака темные, закрывают солнце.

П/игра : «По узенькой дорожке» , «Змейка» По ФИЗО – упражнения с переходами «С кочки на кочку» Ситуативная беседа : «Можно ли обсыпаться песком?»

С/р. игра : «Семья» - отношения с близкими людьми.

Д/игра : «Найди пару» Опытно-экспериментальная деятельность с песком и водой.

Работа перед сном Чтение русской народной сказки : «Семь Симеонов – семь работников » .

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Гимнастика после сна. Комплекс № 2. Д/игра : «Цепочка слов»

Чтение стихотворений о природе.

П/игры : «Подоляночка» , «Горюдуб» По развитию движений- хождение по веревочке (развитие равновесия) Драматизация сказки К. Ушинского «Козленок и волк»

Рассматривание картин художников осенней тематики. Знакомство с Левитаном. Игры по желанию детей в театрализованном уголке

Прогулка Наблюдение - как дети прощаются друг с другом, воспитателем , няней. П/игра : «С кочки на кочку»

День

Режим Интеграция

образовательных

областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг 06.10.2016 г.

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Утренняя гимнастика № 1 (октябрь) ; пальчиковая гимнастика «В гости» ; наблюдение за деревьями на участке, отметить красоту осенних деревьев. Дежурство в уголке природы, протереть листья у комнатных растений. По РР – повторение скороговорки. Беседа : «Как правильно вести себя в гостях?»

Д/игра : «Назови первый (последний) звук в слове» Игры в строительном уголке с крупным строительным материалом.

Непосредственно-образ. деятельность

Познавательное развитие; 1. ФЦКМ. Тема : «Старость надо уважать К. Д. Ушинский «Родное слово» » Цель : ст. гр. - воспитывать заботливое отношение к пожилым людям , учить помогать им; формировать стремление радовать старших хорошими поступками; воспитывать такие чувства , как сочувствие, отзывчивость. Цель : под. гр. –формировать осознанное отношение к прочитанному, интерес к внутреннему миру людей. Помочь понять и усвоить смысл заповеди, воспитывать уважительное отношение к старшим.

2. ФЭМП (под. гр.) знакомить с составом числа 7 и 8 из единиц. Познакомить с цифрой 7; уточнить приемы деления квадрата на 2,4 и 8 равнх частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их. (Помораева,Позина зан.» стр. 30)

Цель : учить ходьбе, изменяя направление и темп движения; повторить бег высоко поднимая колени; развивать силу рук в П/игре : «Мяч через веревку» .

Прогулка Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Наблюдение за прохожими : как одеты, чем занимаются. определить возраст прохожих.

П/игры : «Бездомный заяц» -бег, «Зайцы и волк» - развитие реакции. Труд в природе – собрать семена цветов. По ФИЗО – пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку. Беседа : «Правила поведения на участке детского сада»

С/р. игра : «Семья» - у бабушки день рождения . Самостоятельная деятельность детей : игры со строительным материалом.

Работа перед сном Чтение басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Гимнастик после сна, комплекс № 2 ходьба по массажным коврикам.

П/ига : «Береги руки» , «Медведи и пчелы» .

Наведение порядка в игровой комнате. Индивидуальная работа по развитию памяти : вспомнить какие предметы лежали на столе. Заучивание стихотворения И. Гамазковой «Колыбельная для бабушки»

Прослушивание песен в грамзаписи о семье. Творческая деятельность в изобразительном уголке.

Прогулка Полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть кров земли. П/игра : «Карусели»

День

Режим Интеграция

образовательных

областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница 07.10. 2016 г.

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Утренняя гимнастика комплекс № 1 (октябрь)

Хозяйственно- бытовой труд в игровой комнате. Дежурство в уголке природы.

П/игра : «Стань, кем назову» ;

Рассматривание картин с изображением диких животных.

По развитию слуховой памяти- послушай и повтори. Беседа : «Как мы слышим?»

Ситуативная беседа : «Надо ли помогать старшим?» Самостоятельная деятельность с настольно-печатными играми.

Непосредственно-образ. деятельность Социально-коммуникативное развитие 1. Развитие речи/Худож. литература. Тема : «Моя любимая бабушка» Цель : под. гр. - обучать детей составлению рассказа на тему «Моя любимая бабушка» . Учить придумывать рассказ с опорой на наглядный материал, учить рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану . Цель : ст. гр. – Развивать связную речь, воспитывать доброе , уважительное отношение к бабушке.

Художественно-эстетическое развитие 2. Рисование. Тема : «Салфетка для бабушки» Цель : закрепить умение создавать декоративный рисунок. (интегрированное занятие интернет nsportal.ru

Физическое развитие 3. Физкультура (на воздухе) Упражнять детей ходить разными способами в зависимости от грунта.

Упражнять детей в умении выполнять метание мешков вдаль : принимать правильное и. п. сочетать замах с броском. Закреплять умение выполнять прыжки, используя разную силу отталкивания, приземляться легко, пружиня в коленях.

В подвижной игре «встречные перебежки» упражнять детей в умении сохранять скорость бега и быстро изменять направления движения.

Прогулка Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Наблюдение за трудом водителя, который привез овощи в детский сад. Подметание дорожек от листьев.

П/игры : «Лохматый пес» , игры –эстафеты : «Передай мяч» , «Чья колонка быстрее соберется» . По развитию мышления : «Времена года» Беседа : «О том, что создано природой, а что руками человека »

С/р. игра : «Семья» - у бабушки день рождения . Самостоятельная деятельность по желанию детей.

Работа перед сном Чтение стихотворений о семье

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Гимнастика после сна № 2 ходьба по массажным дорожкам.

Пальчиковая гимнастика : «Этот пальчик дедушка» .

П/игры по желанию детей.

По развитию связной речи : составление рассказа по картинке Слушание записей детских песен, рассматривание иллюстраций к произведениям о семье. Строительно-конструктивные игры

Прогулка За детьми, как они встречают родителей.

Маргарита Енякина
Тематическое планирование «День пожилого человека»

Цель:

Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста

Задачи:

Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам, дедушкам, тётям, дядям и т. д.) ;

Развитие коммуникативных навыков общения, связанной речи, умение анализировать, устанавливать родственные связи, творческих способностей;

Знакомство с историей возникновения праздника, углубление знаний о своей родословной.

Реализация образовательных областей:

"Познание"

Беседа «Праздник «День пожилого человека», познакомить с историей праздника

"Коммуникация"

Рассказы детей о своих дедушках и бабушках по фотографиям: как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время, развивать связную речь.

И. у «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабуля, дедуля, братик, братишка, сестренка, сестреночка, внучок, внученька

"Чтение художественной литературы"

Чтение стихотворений: «Дедуля» Т. Боковой, «Бабушкины руки» Л. Квитко, воспитание доброжелательного отношения к старшему поколению

"Социализация"

Решение ситуаций: «Бабушкины (дедушкины) помощники», «Бабушка (дедушка) заболела», «Как я буду поздравлять бабушку и дедушку

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

"Труд"

"Детская мастерская" по изготовлению поздравительных открыток

"Физическая культура"

Игры наших дедушек и бабушек "Жмурки", "Скованные цепи", " Краски", "Телефон"

Взаимодействие с родителями.

Поздравительная газета

Папка – передвижка «Зачем нужны бабушки – дедушки?»

(О роли прародителей в современной семье)

Приложение

Интегрированное занятие «День пожилого человека»

1. Просмотр презентации «День пожилого человека» 2. Чтение стихотворения «Пожилой человек – это вовсе не старый» 3. Вопросы по просмотру: Кого мы называем пожилыми людьми? Как можно назвать пожилых людей? Почему счастливы эти старики? Что нужно делать, чтобы наши бабушки и дедушки были счастливы? 4. Динамическая пауза - игра наших бабушек и дедушек «Жмурка» 5. И. у «Назови ласково» 6. И. у «Похвали бабушку, дедушку» 7 Детская мастерилочка –«Открытка для бабушки и дедушки» 8. Слушание песни «Бабушка рядышком с дедушкой»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

У меня семья большая:

Мама Нина, баба Рая,

Папу Александром звать,

Он бабуле просто - зять!

Ну а я бабуле - внучка.

И еще собачка Жучка

С нами вместе проживает,

Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?

Ну конечно, баба Рая -

Здесь сомненья быть не может:

Всем подскажет и поможет,

У нее большой талант

Завязать красивый бант,

Маму с папой помирить

И красиво стол накрыть,

Приласкать, поцеловать,

На ночь сказку рассказать!

Игра - загадка «Доскажи словечко»

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? -

Лишь заботливая. (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Это наш любимый. (папа)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

Нестареющий наш. (дед)

На пенсии уж много лет

Бабушке - солнышко, дедушке - стих,

Много здоровья им на двоих!

Счастья желаем еще на два века,

С Днем пожилого вас. (человека!

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились -

Стали. (пожилыми)

С моей бабушкой вдвоем

Мы и спляшем, и споем,

Праздник всем друзьям устроим -

С пирогами стол накроем!

Когда ж гостей мы встретим с ней?

В Праздник. (пожилых людей)

Артикуляционная гимнастика "У бабушки с дедушкой"

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щеки

С ними худые – лишь кожа да кости

Втягиваем щеки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы вытянуты трубочкой

Утром проснулись – в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами.

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих же движений положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот пополощем

Поочередное надувание щек - губы не пропускают воздух

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щек с выпусканием воздуха через губы.

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели

Широкий язык ставится то на верхнюю, то на нижнюю губу.

Дедушка скачет на лошади ловко

Щелкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Скоро у нас выходные денечки.

Лена Хасанова
Проект в старшей группе «День пожилого человека»

Цель проекта : формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению

Задачи проекта :

Образовательные

Расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

Развивающие

Развитие творческих способностей.

Воспитательные

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям ) ; совершенствование навыков культуры поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель, музыкальный руководитель,родители, дедушки и бабушки детей.

Тип проекта : краткосрочный (1 неделя)

Срок проведения : 25.09.2017 – 02.10.2017

Актуальность. Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения , повышения их активности в вопросах воспитания.

1 октября отмечается Международный день пожилых людей . Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :

Воспитатель : организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Музыкальный руководитель : подбирает и разучивает движения танцев, песен и хороводов.

Дети : участвуют в образовательной, игровой деятельности, в празднике.

Родители : бабушки и дедушки закрепляют полученные детьми знания на практике; участвуют в выставке и в совместном с детьми празднике «День пожилого человека »

План реализации проекта

Образовательная

область Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное)

Интегрированная ООД «Старость надо уважать » ;

Рассматривание альбомов «Мои бабушки и дедушки»

Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом» , «Семья» , «Салон одежды для дома» и т. д.

Речевое развитие ООД «Моя семья» ;

Рассказы детей о своих бабушках и дедушках;

Пословицы и поговорки о семье;

Чтение сказок «Дикие лебеди» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ;

Одоевский «Городок в табакерке» ;

Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей» .

«Моя бабушка» ;

С. Капутикян, «Мой дедушка» ;

Р. Гамзатов, «Бабушкины руки» ;

Л. Квитко, «Бабушка - забота» , «Наш – дедушка» ; Е. Благинина. «Семья» ;

М. Буракаева, «Дедушки» ;

Р. Мифтахов, «Руки моего дедушки» ;

Р. Байбулатов, «Бабушка моя» ;

Ф. Губайдуллина (перевод В. Уваров, «Не старей , бабуля» , «Из истории фамилии» ;

Познавательное развитие Составление плана-схемы «Мой дом»

Художественно-эстетическое Рисование «Моя семья» , «Портрет бабушки и дедушки» ;

Аппликация «Букет для бабушки и дедушки»

Оформление выставки» «Руками бабушки и дедушки»

Праздник «День пожилого человека »

Театр Драматизация сказок «Репка» , «Колобок»

Музыка Слушанье «Расскажи мне сказку» сл. Я. Гальперина, муз. Ю. Моисеева;

Пение «Бабушка» сл. М. Ивенсен, муз. Н. Демина.

Этапы реализации проекта :

1 этап - определение темы, формулировка цели и задач.

Подбор методической и художественной литературы, работа с родителями по составлению альбомов, подбор музыкального репертуара, разработка сценария, атрибуты к сюжетно – ролевым и играм – драматизациям.

2 этап – осуществление плана реализации проекта , консультации для родителей.

3 этап – выход за территорию детского сада, встреча с пожилыми людьми и вручение подарков; встреча с бабушкой в группе и чтение ею сказки .

Оценка результатов проекта

Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.

Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Проявляют уважительное отношение к пожилым людям , помогают им.

Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта . Результат достигнут.

Конспект интегрированной образовательной

деятельности

«Старость надо уважать »

Цели :

Воспитательные :

Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей , заботиться о них;

Воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду;

Учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения;

Воспитывать умение у детей внимательно слушать рассказчика.

Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым.

Воспитывать умение работать детей в подгруппе , договариваться между собой.

Воспитывать чувство эмпатии в детях.

Образовательные :

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «пожилой человек » , «родственник» , «семья» , «старость » ;

Активизировать словарь по данной теме;

Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;

Объяснить детям, что такое старость .

пожилого человека .

Учить рисовать человека , соблюдая пропорции.

Развивающие :

Развивать социальные чувства (эмоции) : сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи : ясно и грамотно излагать свои мысли;

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении стихотворений.

Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Задачи :

Актуализация темы.

Создание рабочего настроя у детей.

Развитие у детей логического мышления.

Совершенствовать представления детей о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами.

Учить работать детей в подгруппе , договариваться между собой.

Способствовать сплочению коллектива детей, умению слышать и слушать друг друга.

Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически правильно.

Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

Сменить статического положения детей, формирование правильной осанки.

Учить соотносить действие со словом.

Воспитывать нравственные основы, умение проявлять доброту, внимание, заботу к старшим .

Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека .

Воспитывать чувство благодарности.

Способствовать развитию связной речи детей.

Развивать творческие способности у воспитанников.

Развивать в детях наблюдательность.

Учить рисовать человека , соблюдая пропорции.

Воспитывать умение работать разными материалами.

Словарь : родственники, старость , старый человек , пожилой человек .

Предварительная работа :

Разучивание с детьми стихотворений о бабушке и дедушке.

- Наблюдение дома : чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех членах семьи.

Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику» .

Просмотр мультфильмов по данной теме.

Рассматривание семейных фотографий с пожилыми членами семьи .

Организационный момент

Дети в центральной части группы , на ковре.

Воспитатель показывает детям книжку-малышку с рисунками-иллюстрациями

Ребята, сегодня я перебирала книги на нашей полочке и нашла вот такую книгу, где есть иллюстрации. А на обложке написано «Стихи» !

Как вы думаете, какие стихи тут могут быть?

Воспитатель перелистывает страницы, показывая детям иллюстрации, предлагает вспомнить соответствующее стихотворение.

Дети вспоминают и воспитатель читает стихотворения : «Бабушкины руки» Льва Квитко и «Дедуля» Татьяны Боковой и др.

«Дедуля»

Татьяна Бокова

На работе его уважают,

Он начальник, сказать не боюсь,

Но с работы домой приезжает,

и начальником я становлюсь.

Я к нему забираюсь на плечи,

Я его примеряю очки

И ещё об него каждый вечер

Тренирую свои кулачки.

Ходит дедушка лёгкой походкой,

Всех быстрее съедает обед,

На лице ни усов, ни бородки.

Ну, какой же мой дедушка дед!

Помогает мне делать уроки

Да играет с детьми во дворе

И нечаянно так, ненароком

Он в любой побеждает игре.

Но когда я его огорчаю,

Если стыдно ему за меня,

Я со страхом в душе замечаю,

Как сутулится деда спина,

Как морщинки сплетаются в сети,

В волосах седины - белый мел.

И готов я отдать всё на свете,

Чтобы дедушка мой не болел!

«Бабушкины руки» .

Лев Квитко

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то моют,

То что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки.

Ласкают нежно так.

Проворные, - смотрите, -

Готовы день- деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят -

И тут замолкнет вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

«Бабушка»

У мамы - работа,

У папы - работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит :

"Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает.

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки - не дом.

«Деда - непоседа»

Татьяна Бокова

Как заходит про семью

Где-нибудь беседа,

Непременно я пою

Песенку про деда.

У кого-то дед - атлет

Или летчик смелый,

Но ТАКОГО деда нет

Во Вселенной целой.

Заболел однажды дед

Думаете - стонет?

Врач пришёл, а деда нет,

Он на стадионе.

Ни к чему его жалеть

И лечить в больницах,

Чтобы деду поболеть -

Стадион сгодится.

Всё умеет делать дед!

Должен я признаться,

Непоседе много лет,

А дают пятнадцать.

Я хочу таким же стать,

Я учусь у деда!

Чтоб меня могли назвать :

"Мальчик-непоседа"!

Вводная беседа

Ребята, скажите о ком эти стихотворения? (Эти стихотворения о родственниках, о бабушке и о дедушке) .

Бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас , старше ваших мам и пап , и мы должны заботиться о них.

Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

А поможет нам «Мяч-говорун»

Молодой дедушка - … (старый дедушка , пожилой )

Веселая бабушка - …

Быстрый дедушка -…

Добрая бабушка - ….

Высокий дедушка - …

Любимая бабушка -…

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель перелистывает книжку-малышку. Из нее выпадают карточки…

Работа над пословицами

Пословицы :

1) «Не смейся над старым , и сам будешь стар ».

2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками » .

3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка» .

Это, ребята, не просто предложения, это пословицы – народная мудрость.

Кто знает, что они обозначают?

Рассуждения детей.

Физкультминутка «Моя семья»

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять -

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

Мы сегодня с вами говорили о пословицах. Есть еще одна пословица, слышали наверно «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» .

В нашей стране каждый год проходит праздник - День Пожилого человека . В это день всем дедушкам и бабушкам принято говорить добрые слова, оказывать помощь, заботиться о них.

Чтение рассказа Ларисы Зиминой «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить?»

Игра «Волшебная конфета»

У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.

Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям , что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям , которые живут на земле…

Примеры высказывания детей :

Пусть они избавятся от болезней;

Пусть никогда не умирают;

Пусть у всех будет дом;

Пусть все хорошо живут;

Пусть у всех будет обед;

Пальчиковая гимнастика

Ребята, перед тем как рисовать, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я!

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя.

А вот и вся моя семья.

Свободное рисование «Мои бабушка и дедушка»

Какие замечательные пожелания! Как сделать так, чтобы эти добрые пожелания могли услышать или прочитать как можно больше людей? (варианты ответов детей)

Воспитатель предлагает нарисовать портреты своих дедушек и бабушек, подписать свои добрые пожелания, а так же пословицы, с которыми они познакомились на занятии.

Эти портреты будут размещены в общественных местах и пассажирском транспорте нашего города.

Дети самостоятельно выбирают материал для рисования (акварель, карандаши, восковые мелки, фломастеры и др.)

Конспект образовательной деятельности

«Моя семья»

Цель : уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя семейный альбом, совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных; дать представление о защите прав ребенка членами семьи и государством; развивать связную речь, познавательные интересы; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Словарная работа : благополучная дружная семья, забота, проявлять почтение, уважать

Материалы и оборудование : семейные альбомы

Предварительная работа. Лепка «Моя семья» , рисование «Мои дедушка и бабушка» , чтение стихов и рассказов о семье. Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок народов России о семье.

Ход занятия.

Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму

Исподлобья не глядит,

Если добрые слова

Слышим с самого утра,

Значит, папа, дедушка,

Мама, бабушка и я-

Очень дружная - семья!

В-ль. О чем говориться в этом стихотворении? (О семье)

Как вы думаете, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.)

Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня.

В нашей группе много ребят . У каждого есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие, маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, они живут в разных домах, в разных квартирах.)

Расскажите о своей семье, о родословной (рассказы детей по семейному альбому)

Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека , поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье :

В своей семье всяк сам большой.

Всякая птица свое гнездо любит.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Отгадывание загадок

Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная (мамочка) .

Все хозяйство : лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит (бабушка) .

Надарила безделушек –

Семь матрешек и бобренка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя (сестренка) .

В этом слове семь букв «Я»

Отгадай – ка, друг! (Семья) .

Мать с дочерью,

Мать с дочерью,

Да бабушка с внучкой.

А всего трое. (Бабушка, дочь и внучка)

Угадай – ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья, от вас ответа.

Молодцы! Конечно, …. (папа) .

Мочит в теплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый (дедушка) .

Должен вам признаться я :

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший (брат) .

Итог. О чем сегодня мы говорили на занятие?

Каким очень важным правом мы сегодня познакомились?

Как вы должны заботиться о своих близких родственниках?

Сценарий праздника «День пожилого человека »

Ведущий :

Октябрь – дождливый месяц в ожиданье снега

Итог труда, любви, весёлых летних дней

В знак преклоненья перед жизнью человека

Нам дарит праздник пожилых людей .

Родные наши, вас мы поздравляем.

Желаем вам мы мира и добра,

Пускай глаза ваши, лишь от любви сияют,

А слез и горя в них не будет никогда.

Под музыку заходят ведущие и дети :

Ведущий : Здравствуйте, уважаемые бабушки и дедушки!

В осеннем календаре есть необычная дата, когда сердце переполняется чувством глубокой признательности, когда хочется говорить слова благодарности, быть особенно чутким и внимательным к людям.

Наш поклон вам и наше спасибо

За солнечность ваших глаз.

И за то, что осень красиво

Вашим праздником началась.

Покупное дарить - пустое,

Но, чтоб праздник запомнили вы,

Мы сегодня вам сердце откроем,

Ведь любовь свою дарим мы!

Это праздник мудрости,

Доброты и счастья,

Дорогие деды и бабушки-

С вами жизнь прекрасна!

Своею честною работой

Вы заслужили свой покой.

Живите, окружённые заботой,

И – осени вам золотой!

Бабушки и дедушки,

Все от первого до последнего ряда

Вас приветствую дети

Нашего детского сада.

Вас сегодня поздравляем

И концерт вам посвящаем!

Песня «Детский сад»

Звучит веселая музыка, влетает Карлсон

Карлсон : Здравствуйте! Я не опоздал? Слышу, у вас музыка, веселье.

Ведущий : Карлсон, это ты?

Карлсон : Да, я! А что, не похож? Не узнали, да? Это все потому, что я похудел! Давно сладкого не ел! Вчера только съел 40 порций мороженого. А когда я долго не ем сладкого, я болею, я бледнею.

Ведущий : Карлсон, ну что ты все о своих болезнях рассказываешь, у нас сегодня праздник.

Карлсон : Вот так всегда. На праздник меня пригласили, а вчера вот у вас на полдник были сладкие булочки, а вы обо мне забыли. Вот (подходит к пухленькому мальчику) сидит мальчик, такой пухленький. Я вчера видел, как он в кафе ел с мамой мороженое. А вот недавно я летел и видел, как эта девочка (показывает) ела конфеты и пила чай с вареньем. Мне, конечно, не оставила. Вот в следующий раз я прилечу – оставишь мне варенье, да? Баночек 5, можно 10, а потом я с тобой в прятки поиграю, я большой озорник. А ты мне что оставила (подходит к другой девочке? Ну-ка, скажи мне на ухо. Говоришь, 100 шоколадок? Это очень хорошо. И еще скажи своей бабушке, чтобы она напекла плюшек штук 200. Ну, ладно, хватит о сладостях. У вас сегодня праздник, а какой?

Ведущий : У нас сегодня в гостях любимые бабушки и мы проводим конкурс «Лапушки - бабушки!»

Карлсон : Это хорошо. Конкурсы я люблю.

Меняет цвет природа,

Меняется погода,

И солнцу золотому идут дожди вослед,

А за теплом - ненастье,

За горем будет счастье,

И молодость на старость

Меняет человек .

Так жизнь идет по кругу,

Года спешат друг к другу,

Но радостью, надеждой

Наполнен год и век.

И в день осенний яркий

Прими цветы, подарки,

Наш самый любимый,

Наш добрый человек !

Хотим Вам пожелать удачи,

Успеха в жизни, ярких дел,

Чтоб Вы с улыбкой - не иначе

Встречали каждый новый день !

Сегодня у нас необычный праздник, потому что участниками будут самые главные хранительницы домашнего очага – наши бабушки. Кто знает секреты приготовления самых вкусных пирогов? Это бабушки. Кто знает, как лучше всего убаюкать младенца? Наши бабушки. И сегодня мы представляем вам конкурс «Лапушки - бабушки!»

Ведущий : Дорогие участницы, для Вас первое задание «Продолжи пословицу» . Я для каждой из вас по очереди буду говорить начало пословицы, а Вы должны ее продолжить.

В гостях хорошо, (а дома лучше) ;

Дети не в тягость, (а в радость) ;

Дом вести, не рукавом (трясти) ;

Когда семья вместе, и сердце на (месте) ;

Не красна изба углами, а красна (пирогами) ;

Хозяюшка в дому, что оладушек в (меду) .

Ведущий : Я объявляю конкурс «Собери внука в детский сад» .

(Каждой участнице предлагается выбрать по внуку, который усаживается на стульчик. По команде «На старт , внимание, марш!» бабушки на скорость начинают одевать ребенка. Ребенка нужно пробудить ото сна (т. к. на дворе – раннее утро) и одеть на него : шапку, куртку, шарф, ботинки.)

Ведущий : Наши участницы замечательно справились с заданием. А теперь внучата расскажут стихи о своих любимых бабушках. (стихи по выбору.)

Дети :

Осень озаряет

Ярким светом лица.

Будем мы сегодня

Вместе веселиться!

На устах улыбки,

На висках седины,

Взрослые и дети –

Мы всегда едины!

Дедушки и бабушки,

Милые, родные,

Ведь когда-то тоже вы

Были молодые!

И ходили в шортиках,

И плели косички,

И стишки учили вы,

Про зайчиков, лисичек.

Сейчас вы - наши бабушки -

Вот ваше ремесло,

Сейчас вы - наши дедушки,

Нам очень повезло!

Мама с папой заняты,

Вечно на работе,

Вы сказку нам расскажете,

И песенку споете!

Ведущий : Вот и замечательно. Объявляется конкурс детских песен. Карлсон, хочешь мне помочь? Тогда, держи волшебный мешочек, и проведи жеребьевку участниц. (Участницы по жеребьевке исполняют детские песни В. Шаинского – по 1 куплету).

- «Песенка крокодила Гены»

- «В траве сидел кузнечик»

- «Улыбка»

- «Антошка»

- «Вместе весело шагать»

Карлсон :

Славно мы пели, пора и поплясать,

Бабушку родную нужно приглашать!

Танец «Лапота»

Ведущий (детям) :

Отвечайте без подсказки :

Любите ли вы сказки?

А раз вы их любите и знаете,

То значит без труда отгадаете.

Карлсон : Ой, а вы знаете, кто самый лучший в мире сказочник? Ну, конечно же, я! Вот слушайте : жила-была Красная Шапочка, испекла она однажды Колобок, и пошла в огород помогать деду тащить репку. Мышка бежала, хвостиком махнула, Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и все-все съели. Вы отгадали сказку?

Ведущий : Карлсон, да ты все сказки перепутал! И теперь пришло время проверить знание сказок нашими любимыми бабушками, потому что наш следующий конкурс «Сказочный» . Внимание, назовите сказки, где участвуют бабушки. (Например, «Красная Шапочка» «Курочка Ряба» , «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Снегурочка» , «Колобок» , «Репка» ).

На планете целой я

Самая счастливая,

Так как бабушка моя

Самая красивая!

Добрая и много знает,

Мне читает книжки

И конфеты покупает,

Платьица, штанишки!

Наверно, я старею !

В автобусе бывает,

Что нам вдвоем с бабулей

Все место уступают.

Когда к ней с пенсией придут,

Мне тоже денежку дадут!

Ведущий : Дорогие участницы, представьте себе, что через час у вашего любимого внука карнавал, а костюма нет. Зато есть лоскуты ткани, кое-какие атрибуты и прищепки. И я объявляю о начале заключительного конкурса, который называется «Карнавал» . Уважаемые бабушки, выбирайте себе внуков и отправляйтесь изготавливать костюмы.

Пока участники готовятся, с остальными детьми Карлсон проводит игру с шарами «Раздави шарик животом»

Ведущий : Итак, наши участники готовы, и мы ждем их в зале для презентации костюмов.

Занавес открывается,

Дефиле начинается! (Дефиле костюмов)

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету :

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

Без лишних слов, без лишних фраз

С глубоким чувством уважения

Позвольте нам поздравить вас

С днём пожилого человека !

Что сказать ещё такого,

Что вам нынче пожелать?

Чтоб хорошего закона

Не пришлось вам долго ждать,

Чтобы пенсию давали

Каждый месяц – миллион!

Вот тогда бы вы сказали :

«Замечательный закон!»

Игра «Чей кружок быстрее соберётся»

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу, и мы хотим вам пожелать

Пусть не будут в тягость вам года

Ведь душа, как прежде, молода.

Вам желаем не стареть ,

Не грустить и не болеть

И всё для счастья полного иметь.

И ещё хотим сказать, что будем вам мы помогать,

Будем слушаться всегда. Вы согласны, дети?

Дети : Да!

Здоровья вам и радости!

ДЕТИ ДАРЯТ ПОДАРКИ БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ.

Гости приглашаются на чаепитие.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;

Объяснить детям, что такое старость.

Развивающие:

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.

Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек.

Предварительная работа

1. Разучивание с детьми стихотворений о бабушке и дедушке.

2. Наблюдение дома: чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех членах семьи.

3. Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».

4. Просмотр мультфильмов по данной теме.

5. Рассматривание семейных фотографий с пожилыми членами семьи, а так же семейных видеоархивов.

Перспективный план работы по данной теме в подготовительной группе:

Занятия с детьми

Темы индивидуальных и групповых бесед

Чтение

Игры, труд

Работа с родителями

1. Развитие речевого общения: «Бабушка пришла в гости»:

2. Рисование: «Бабушкин портрет»;

3. Дизайн: «Бабушкин платок».

4. Художественное рукоделие : Изготовление подарков для пожилых людей.

5. Аппликация: «Открытка для дедушки».

1. Беседа «Я и родители»

2. Инд. беседа «Как я помогаю бабушке?»;

3. Беседа «Учусь сочувствовать»;

4. Беседа «Чем можно порадовать бабушку и дедушку?»

5. Беседа «Дедушкины заботы».

6. Беседа «Бабушкины хлопоты».

1. «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой;

2. «Бабушкины руки». Сказка

из книги для детей

«В гости к празднику»;

3. «Волшебное слово» В. Осеевой;

4. Заучивание стихотворений: «Дедуля»

Т. Боковой, «Бабушкины руки» Льва Квитко;

1. Разыгрывание игровых ситуаций «Вежливая просьба»;

2. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»;

3. Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации с использованием различных видов театра.

1 .Видео семейного архива;

2. Фотографии пожилых членов семьи;

семейного отдыха, совместных досугов.

3. Изготовление «Книжек-малышек».

4. Мероприятие «Посиделки с бабушками».

Конспект занятия

ЗАДАЧИ. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ВРЕМЯ

1. Организационный момент.

Дети в центральной части группы, на ковре.

Воспитатель показывает детям книжку-малышку с рисунками-иллюстрациями, сделанными детьми в прошлом учебном году (портреты мам, бабушек, рисунков семьи).

Ребята, сегодня я перебирала книги на нашей полочке и нашла вот такую книгу, где есть иллюстрации. А на обложке написано «Стихи»!

Как вы думаете, какие стихи тут могут быть?

Воспитатель перелистывает страницы, показывая детям иллюстрации, предлагает вспомнить соответствующее стихотворение.

Дети вспоминают и читают недавно разученные стихотворения: «Бабушкины руки» Льва Квитко и «Дедуля» Татьяны Боковой и др.

См. приложение

Актуализация темы занятия.

Создание рабочего настроя у детей.

Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении стихотворений.

(2 минуты)

2. Вводная беседа.

Ребята, скажите о ком эти стихотворения? (Эти стихотворения о родственниках, о бабушке и о дедушке).

Бабушки и дедушки – это наши доб­рые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап, и мы должны забо­титься о них.

Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках.

Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым.

(1 минута)

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

А поможет нам «Мяч-говорун»

Молодой дедушка - … (старый дедушка, пожилой)

Веселая бабушка - …

Быстрый дедушка -…

Добрая бабушка - ….

Высокий дедушка - …

Любимая бабушка -…

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель перелистывает книжку-малышку. Из нее выпадают карточки…

Развитие у детей логического мышления.

Совершенствовать представления детей о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами.

(1 минута)

4. Работа в компаниях над пословицами.

Что это может быть? Обсуждение с детьми. В ходе, которого делают вывод о том, что для прочтения текста на карточках, нужно объединиться в 3 компании (по разрезным карточкам). См. приложение

Дети берут по одной карточке (пазлу), образуют три компании, соединяют пазлы и получают предложения.

Почему объединились вместе?

Когда вы соединили пазлы, что получилось? (предложение, фраза, слова и т. д.)

ПОСЛОВИЦЫ:

1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».

2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».

3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

Это, ребята, не просто предложения, это пословицы – народная мудрость.

Дети читают получившиеся пословицы.

Кто знает, что они обозначают?

Дается время на обсуждение в компаниях, справившиеся компании показывают готовность.

Каждая из компаний объясняет свою точку зрения двум другим компаниям. Идет обсуждение.

Все ли согласны? – Есть ли что дополнить?

Как вы думаете, а подходят эти пословицы для нашей книжки-малышки?

Какая пословица к какому рисунку больше всего подходит?

Рассуждения детей.

Учить работать детей в микрогруппе, договариваться между собой.

Способствовать сплочению коллектива детей, умению слышать и слушать друг друга.

Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически правильно.

Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

5. Физкультминутка, сопровождающаяся соответствующими движениями.

«Моя семья».

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять -

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

Сменить статического положения детей, формирование правильной осанки.

Учить соотносить действие со словом.

(1 минута)

6. Беседа.

А у меня для вас загадка! Из какой сказки сейчас я прочитаю отрывок.

Воспитатель читает отрывок «Бабушкины руки».

Мы сегодня с вами говорили о пословицах. Есть еще одна пословица, слышали наверно «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

Какой «урок» можно извлечь из этой сказки?

(варианты ответов детей)

В нашей стране каждый год проходит праздник - День Пожилого человека. В это день всем дедушкам и бабушкам принято говорить добрые слова, оказывать помощь, заботиться о них.

Воспитывать нравственные основы, умение проявлять доброту, внимание, заботу к старшим.

Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.

7. Игра «Волшебная конфета».

У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.

Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

· Пусть они избавятся от болезней;

· Пусть никогда не умирают;

· Пусть у всех будет дом;

· Пусть все хорошо живут;

· Пусть у всех будет обед;

· И др.

Развивать чувство эмпатии.

Воспитывать чувство благодарности.

Способствовать развитию связной речи детей.

(3 минуты)

8. Свободное рисование «Мои бабушка и дедушка».

Какие замечательные пожелания! Как сделать так, чтобы эти добрые пожелания могли услышать или прочитать как можно больше людей? (варианты ответов детей)

Воспитатель предлагает нарисовать портреты своих дедушек и бабушек, подписать свои добрые пожелания, а так же пословицы, с которыми они познакомились на занятии.

Эти портреты будут размещены в общественных местах и пассажирском транспорте нашего города.

Дети самостоятельно выбирают материал для рисования (акварель , карандаши, восковые мелки, фломастеры и др.)

9. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, но перед тем как рисовать, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я!

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя.

А вот и вся моя семья.

Развивать творческие способности у воспитанников.

Развивать в детях наблюдательность.

Учить рисовать человека, соблюдая пропорции.

Воспитывать умение работать разными материалами.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

(1 минута)

10. Домашнее задание

Ребята, я вам предлагаю сделать 1 домашнее задание: Нарисуйте руки бабушки и пусть ваши родители помогут вам записать всё, что бабушка делает за день.

Закрепить у детей полученные на занятии знания.

(1 минута)

Приложение 1.

«Дедуля».

Татьяна Бокова

На работе его уважают,

Он начальник, сказать не боюсь,

Но с работы домой приезжает,

и начальником я становлюсь.

Я к нему забираюсь на плечи,

Я его примеряю очки

И ещё об него каждый вечер

Тренирую свои кулачки.

Ходит дедушка лёгкой походкой,

Всех быстрее съедает обед,

На лице ни усов, ни бородки...

Ну, какой же мой дедушка дед?!

Помогает мне делать уроки

Да играет с детьми во дворе

И нечаянно так, ненароком

Он в любой побеждает игре.

Но когда я его огорчаю,

Если стыдно ему за меня,

Я со страхом в душе замечаю,

Как сутулится деда спина,

Как морщинки сплетаются в сети,

В волосах седины - белый мел.

И готов я отдать всё на свете,

Чтобы дедушка мой не болел!

«Бабушкины руки».

Лев Квитко

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то моют,

То что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки.

Ласкают нежно так.

Проворные, - смотрите, -

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят -

И тут замолкнет вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

«Бабушка»

А. Барто

У мамы - работа,

У папы - работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

"Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает...

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки - не дом.

«Деда - непоседа»

Татьяна Бокова

Как заходит про семью

Где-нибудь беседа,

Непременно я пою

Песенку про деда.

У кого-то дед - атлет

Или летчик смелый,

Но ТАКОГО деда нет

Во Вселенной целой.

Заболел однажды дед

Думаете - стонет?

Врач пришёл, а деда нет,

Он на стадионе.

Ни к чему его жалеть

И лечить в больницах,

Чтобы деду поболеть -

Стадион сгодится.

Всё умеет делать дед!

Должен я признаться,

Непоседе много лет,

А дают пятнадцать.

Я хочу таким же стать,

Я учусь у деда!

Чтоб меня могли назвать:

"Мальчик-непоседа"!

Приложение 2.

Фрагменты из книги "В ГОСТИ К ПРАЗДНИКУ"

"Бабушкины руки"

Сегодня у вас будет необычное домашнее задание, - сказал учитель. – Завтра выходной, но вы должны встать рано и записать все, что бабушкины руки сделают за день. А потом нарисовать их.

Мы будем, как шпионы! – крикнул кто-то.

Главное, не пропустите ни одного бабушкиного дела, - улыбнулся учитель.

Утром в выходной Надя попросила бабушку положить руки на лист бумаги и обвела их. Бабушкины руки были старенькие с узловатыми пальцами. Надя посмотрела на свои тоненькие розовые пальчики и подумала:

«В бабушкиных руках нет ничего красивого. Почему учитель не попросил нарисовать руки какой-нибудь артистки или хотя бы мои?»

Весь выходной бабушка готовила, стирала, гладила и мыла. У Нади рука устала записывать все бабушкины дела. Это были скучные дела, и внучка попросила:

Ба, спой мне или поиграй на фортепьяно. Помнишь, ты на дедушкином дне рождения играла.

Некогда, внученька, надо еще твои туфли почистить и портфель собрать, - улыбнулась бабушка.

Выходной был испорчен. Зато в понедельник учитель похвалил девочку:

Молодец, Надюша, ты написала больше всех. Прочитай нам, что делает твоя бабушка в выходной день.

Надя начала громко и выразительно прочла:

Моя бабушка приготовила завтрак, погладила мое платье в голубой горошек и заплела в косички голубые бантики. Потом она налила мне какао и положила оладушки. Она помыла посуду и обернула учебники и тетради в новые чистые обложки.

Послышались смешки, и кто-то крикнул:

В каком классе учится твоя бабушка?

Она, оказывается, до сих пор носит косички с бантиками, - заметил другой.

Надя покраснела, но продолжала:

Бабушка заправила кровать и аккуратно рассадила моих кукол на покрывало.

Я люблю, чтобы днем мои куклы сидели на кровати.

Бабушка, а в куклы играет, - засмеялись ребята.

Тихо, дети, продолжай Надя, - попросил учитель.

Бабушка подточила цветные карандаши, потому что у нас сегодня рисование.

Дети снова засмеялись, а учитель сказал:

Хорошо, Надя! У твоей бабушки, действительно, много дел, если она делает и твои дела тоже.

Домой Надя пришла расстроенная и с порога заявила:

Это нечестно, бабушка. Ты забрала себе все мои дела. С сегодняшнего дня я свои дела буду делать сама.

Бабушка ничего не ответила, только грустно вздохнула. Надя положила портфель и решила пришить к пальто оторвавшуюся пуговицу. Она исколола пальцы и запутала нитки, но пуговицу не пришила. Расстроенная Надя разогрела сама себе ужин, но котлетка подгорела, а любимая тарелка разбилась, когда девочка хотела ее помыть.

Первый раз в жизни Надя легла спать с не готовыми уроками. Она так устала, что не смогла решить задачу. Перед сном Надя посмотрела на бабушкины руки и спросила:

Бабушка, твои руки совсем старые, а делают все быстро и хорошо. Наверное, они знают какой-то секрет?

Конечно, знают, внученька, но сказать не могут. Давай поменяемся с тобой руками, и тогда ты тоже узнаешь этот секрет, - ответила бабушка.

Что ты, бабушка. Это невозможно, - улыбнулась Надя, а про себя подумала, что ей не хотелось бы обменять свои изящные розовые ручки на темные морщинистые руки бабушки.

В эту ночь Надя спала беспокойно и проснулась на час раньше обычного. Не нежась в постели, она быстро вскочила и вдруг с ужасом увидела, что у нее морщинистые бабушкины руки. Девочка приготовилась заплакать, но тут же подумала, что плакать ей некогда. Надо умыться, приготовить всем завтрак, почистить папино пальто, дописать домашнее задание по русскому языку и сделать еще множество других дел.

Надя даже подумать не успевала, что надо сделать, а ее руки уже проворно выполняли одно дело за другим.

Но когда руки хотели положить в портфель недовязанный носок со спицами, чтобы довязать его на перемене, Надя воспротивилась.

На перемене руки должны отдыхать!

Мы не любим сидеть без дела, Наденька! - откликнулись руки.

Нет, вам иногда нужно отдыхать, - повторила Надя.

Внученька, пора вставать, - услышала Надя ласковый бабушкин голос и проснулась.

На столе ее ждал вкусный завтрак, а в портфеле лежала тетрадь с выполненным упражнением. Надя покраснела, потом взяла бабушкины руки в свои и прижала их к себе.

Бабушка, у тебя самые лучшие руки на свете. Я хочу, чтобы мои руки стали такими же. С сегодняшнего дня я будут помогать тебе во всех делах.

Приложение 3.

Лариса Зимина

Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить?

Хотите - верьте – хотите – нет, но дело было так…

На одной планете дети не слушались своих бабушек и дедушек. Когда родители уходили на работу, они оставляли своих детей с бабушками и дедушками. Бабушки и дедушки очень любили своих внуков и внучек и старались им угодить, повкуснее их накормить, вовремя спать уложить, почитать стихи им, сказки, встретить со школы, проверить уроки, сводить на кружки и в спортивные секции, но детям совсем не нравилась такая опека и забота.

Дети начинали вредничать и капризничать, и если они выходили гулять – то убегали от бабушек, бродили по лужам, залазили в грязь и выбегали на проезжую часть. Когда приходили домой, не хотели мыть руки, когда садились за стол – привередничали и не хотели кушать то, что им приготовили бабушки, спать днём они тоже не хотели. Дети не хотели ни писать, ни читать – им надо было только прыгать бегать, играть да сидеть за компьютером. Не могли сладить со своими внучатами старенькие бабушки и дедушки. К вечеру дети упрашивали бабушек и дедушек не рассказывать родителям о том, как они вели себя днём.

Однажды на эту планету прилетел доктор Непослушайкин и, увидев, как дети вели себя, он пожалел дедушек и бабушек. Доктор взмахнул своей шляпой и все бабушки и дедушки с этой планеты исчезли.

Дети остались одни. Как же ребятишки вначале обрадовались своей самостоятельности. С этого времени, когда родители уходили на работу, дети оставались дома одни и делали всё, что хотели. Без присмотра взрослых они целыми днями носились по улице, даже не вспомнив, что надо делать уроки. Некоторые, очень шустрые дети были не внимательные и попадали в дорожно-транспортные происшествия. Многие из детей, когда прибегали домой, даже не помыв руки, бежали к холодильнику, чтобы перекусить, а потом садились играть в компьютер или смотреть телевизор.

Вечером возвращались с работы родители, и вместо того, чтобы отдохнуть – шли на кухню, готовить ужин, стирали, гладили – им даже некогда было проверить, как их дочки и сыночки сделали домашние задания, как приготовились к школе. Те родители, у которых были маленькие дети, которые ещё не ходили в детский садик – вынуждены были взять отпуска по уходу за малышами. Время бежало быстро, и после ужина надо было ложиться спать, чтобы завтра рано встать и пойти на работу. Дети шли в школу с неподготовленными уроками и конечно, стали хуже учиться.

Между тем, дедушки и бабушки оказавшись в шляпе, попали на огромный красивый остров с пальмами и кипарисами около моря. На острове были все удобства, у каждого старичка и старушки было своя комната. Стоило им о чем-то подумать, чего-то пожелать – всё у них появлялось, как по щучьему веленью. Пожилых людей опекали, за ними ухаживали, им предлагались развлекательные программы, их водили в походы и в театры, показывали фильмы на любой вкус. Всё у них было хорошо, но в глазах у них всё равно была грустинка – они соскучились по своим семьям, по своим озорникам-внучатам, по своим дочкам и сыночкам.

А тем временем, дома очень не хватало бабушек и дедушек. Ребятишкам стало очень стыдно за своё поведение, и они решили пойти на поиски бабушек и дедушек, чтобы попросить у них прощения и попросить их вернуться домой.

В самом начале они подняли все справочники и географические карты, все записные книжки, перезвонили всем родственникам и знакомым, но нигде не могли найти своих бабушек и дедушек. Многие искали их по Интернету и Интерполу, но и их поиски ни к чему не привели. Вдруг, маленькая Ирочка вспомнила про доктора Непослушайкина, после которого исчезли все старики и все отправились на поиски загадочного доктора. Они побывали в каждом уголке Земли, прошли, проехали, пролетели тысячи километров, пока не попали в далёкую загадочную страну, где жил доктор Непослушайкин. Дети стали умолять доктора вернуть им бабушек и дедушек, но доктор сказал: «Я даю вам время, подумать о своём поведении и если вы дадите мне честное слово, что не будете капризничать, будете слушаться и помогать своим бабушкам и дедушкам, будете уделять им больше внимания, никогда не будете им грубить и докажите свою любовь к ним делами – то я верну их домой.

В течение месяца дети старались вести себя хорошо - они приходя со школы, они самостоятельно делали уроки, наводили порядок дома, читали много книжек и во всём помогали своим родителям и младшим сестрёнкам и братишкам. Они так старались, что доктор Непослушайкин раньше времени приподнял свою шляпу, и старики оказались у себя дома, загоревшие и отдохнувшие.

Как же все были рады их возвращению! В честь их возвращения в городе устроили грандиозный праздник с салютами и фейерверками, с угощениями и праздничным концертом, устроенным детьми. Бабушки и дедушки даже заплакали от такого внимания родственников. На этом празднике все поклялись доктору Непослушайкину, что никогда-никогда в жизни не обидят стариков и друг друга, что всегда будут помогать друг другу во всём – всём - всём…

Приложение 4. Пазлы – пословицы.

Приложение 5. Рисунки детей.

Рыжова Татьяна Геннадьевна Учитель-логопед первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 59» комбинированного вида г.Новокузнецк

Цель: Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ мультфильма «Встречайте бабушку»; активизировать и обогащать словарь по теме «День пожилого человека»; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели: развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; разви­вать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: привлечь внимание детей к празднику «Международный день пожилого человека». Помочь понять детям, что забота о близких пожилых людях должна быть постоянной.

Оборудование: ИКТ – мультимедиа, мультфильм «Встречайте бабушку», мнемотаблица.

Предварительная работа: составление рассказа о бабушке и дедушке, разучивание стихов, изготовление поздравительных открыток.

Организационный момент

Логопед читает стихотворение

КАК У НАШЕЙ БАБУШКИ

Как у нашей бабушки

Хороши оладушки!

Уселись мы рядком,

Поливаем их медком,

Запиваем молоком.

Я бабуленьку родную

Очень крепко поцелую,

Ведь бабуленька моя

Очень-очень добрая.

Татьяна Бойко

Логопед. О ком это стихотворение?

Дети. О бабушке.

Логопед. Бабушка - это человек какой?

Дети. В возрасте, старенький.

Логопед. Такого человека называют пожилым. Скажите, у вас в семье есть пожилые люди?

Дети. Есть бабушка и дедушка.

Логопед. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Встречайте бабушку», а потом будем с вами беседовать.

Просмотр мультфильма (8 мин)

Логопед задает вопросы детям

Логопед. Кто приехал в гости к семье?

Логопед. Как встретила семья бабушку?

Логопед. Чем позже заняты были мама и папа?

Логопед. Что бабушка делала на кухне и кто ей в этом помогал?

Логопед. Что приготовила бабушка с внуком?

Логопед. Что принесли в комнату мама и папа?

Логопед. Что поставили на стол?

Логопед. Кого не хватало за столом?

Логопед. Какими стали родители и мальчик?

Логопед. Кто пришел к ним в гости?

Логопед. Как встречали бабушку?

Логопед. Куда направилась вся семья и зачем?

Закрепления навыка грамматически правильного оформления высказывания

Назови ласково

Бабушка – бабуля;

Кузя - Кузенька;

Пирог – пирожок;

Самовар – самоварчик;

Стол – столик;

Чашки – чашечки;

Сахар – сахарок.

Сосчитай 1,2,5

Гость, семья, бабушка, мальчик.

Подбери родственное слово

Бабушка – бабуля, бабуличка, бабушкин.

Гость – гостить, гостинец, гостиница.

Внук – внучек, правнук.

Семья – семейный, семя, семьи.

Развитие общей моторики, координации речи, темпа и ритма движений

С бабушкою вместе мы гулять идем, Ходьба по кругу

Змейкой по листочкам ножками пройдем, Ходьба змейкой

Перепрыгнем через лужи 1,2,3, Прыжки под счет

Ни кого на свете лучше не найти. Обнять соседа

Рыжова Т.Г.

Пересказ мультфильма с опорой на мнемотаблицу по цепочки:

«Мнемотехники»: Бабушка, семья, кухня, стол, стул, дверь

Подведение итогов:

Логопед. Что нового вы сегодня узнали?

Логопед. Кто такие пожилые люди?

Логопед. Как нужно встречать родных,пожилых людей?