Откуда берётся характер ребёнка.

Черты характера ребенка начинают проявляться с самого маленького возраста. Если несколько малышей поместить в совершенно одинаковые условия, каждый из них будет вести себя по-разному. Родители обязательно должны учитывать особенности характера их чада, чтобы выбрать для него наиболее подходящий метод обучения и подобрать для ребенка занятие в соответствии с его способностями и личностными характеристиками. Всего существует 4 основных типа характера – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Конечно, в чистом виде они практически никогда не встречаются, но если родители присмотрятся, то могут понять, какой тип присущ их малышу. Как определить характер ребенка?

Например, если ребенок сильный, самоуверенный, энергичный и увлеченный, если он буквально на пролом идет к намеченной цели, то это, скорее всего, сангвиник. Такой ребенок всегда и везде старается быть лидером, он любит находиться в центре внимания. Именно на это должны быть направлены увлечения ребенка. Возможно, ему подойдет театральная студия или групповые спортивные игры. Мама и папа обычно всегда гордятся своим активным сыном или дочерью. НО родители такого малыша очень часто забывают научить его трудолюбию, ответственности и взаимоуважению. А это порой так непросто для сангвиника. И только в том случае, если ребенок научится сотрудничать с другими людьми, уважая их интересы и прислушиваясь к их мнению, его энергия будет направлена в правильное русло, он станет отличным лидером, которому будут доверять. Иначе он так и останется «душой компании», который в профессиональном плане просто не сможет реализовать себя из-за собственной лени и нежелания идти на уступки.

Очень похож на сангвиника такой тип характера, как холерик. Это зачастую очень яркие личности, порой вспыльчивые и неуравновешенные, но всегда воодушевленные новыми идеями. Такие дети непременно стремятся к победе. Но только родители начинают радоваться стремительным успехам ребенка в его новом увлечении, как малейшее падение полностью сбивает его настрой, и ребенок уже готов отказаться от выбранного занятия. Но вскоре на смену старому приходит новое, и еще одно, и так бесконечно.

В глубине души такие дети очень ранимы и обидчивы. Поэтому родители должны учить малыша справляться со своими негативными эмоциями, переступать через неуверенность и страх, не стыдиться падать и в некоторых ситуациях даже выглядеть хуже остальных (чего больше всего боятся холерики), а главное никогда не сдаваться. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, и тогда его богатый внутренний мир и огромный потенциал найдут достойное применение.

В отличие от сангвиника и холерика, флегматик очень спокоен и постоянен в своих увлечениях. Такие дети задумчивы, медлительны, рассудительны. Они с трудом решаются принять окончательно решение. Но несомненными их достоинствами являются аккуратность, усидчивость и упорство, все то, чего так не хватает сангвиникам и холерикам. Чтобы такие положительные черты характера ребенка нашли достойное применение, родители флегматика должны научить малыша быть более коммуникабельным и постараться развить в нем целеустремленность.

И, наконец, меланхолики. Такие детки также медлительны и задумчивы, но кроме всего прочего, они еще и легкоранимы. На первый взгляд, кажется, что ребенок меланхолик очень уязвим и не способен достичь желаемого. На самом деле это не так. Если в будущем такой человек поставит перед собой цель – создать крепкую семью, то его романтизм и чувствительность помогут ему стать идеальным партнером и заботливым родителем. Кроме того, именно меланхоликам удается лучше всех реализовать свой творческий потенциал, так как они отличаются усидчивостью и скрупулезностью.

Воспитание характера ребенка в семье

Воспитание характера ребенка в семье во многом зависит от родителей. или дочь, обязательно учитывайте особенности характера ребенка, а также его темперамент. Ведь всем родителям хочется, чтобы ребенок был одновременно активным и усидчивым, коммуникабельным и покладистым, веселым и рассудительным. Теперь Вы понимаете, что так не бывает. Но в Ваших силах развить в своем ребенке самые ярки черты его характера, одновременно сгладив его недостатки. Старайтесь, и у Вас все обязательно получится.

Характер (от греческого charakter - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления («Психологический словарь» под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова).

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем.

По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора. Первый - биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент - это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом. Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера - социальный. Этот фактор включает в себя:


  • Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;
  • Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.
Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится. Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться...

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:


  • Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
  • Ребенок - это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.
Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик - довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями - удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности - он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика - помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик - склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» - то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников - это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник - сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник - это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, - социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик - увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики - яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, - это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?


  • С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок - это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем - его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
  • Задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком - потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
  • Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
  • Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
  • И, наконец, самое главное - нужно любить и уважать своего ребенка! Он - это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

Рождается ли ребенок с определенными чертами характера или приобретает их позже? Есть ли смысл бороться с некоторыми его склонностями или нужно научиться принимать малыша таким, какой он есть? В поисках ответа на эти вопросы обратимся к последователям Фрейда.

Современные родители и педагоги не перестают задаваться вопросом о том, что в поведении и характере ребенка зависит от воспитания, а что нет. Желая разобраться в ситуации, наш соотечественник, Виктор Толкачев, доработал теорию Фрейда о связи физиологии с личностными качествами и выделил 8 типов характера.

Его ученица, Людмила Перельштейн, сравнивает детский коллектив с индейским племенем и дает его членам следующие звания:

    • — Вождь
    • — Нюхач
    • — Болтушка
    • — Художник
    • — Слухач
    • — Калькулятор
    • — Копуша
    • — Силач

В своей книге «Осторожно, дети!» она описывает каждый тип и рассказывает, какой из способов общения с ними наиболее эффективен. Давайте рассмотрим каждый из типов по отдельности.

ВОЖДЬ

Черты характера:

Лидер, душа компании. Очень чувствителен к критике. Всеми силами добивается одобрения и признания. Смелый, решительный, любит пробовать что-то новое. Не способен долго концентрироваться на том, что считает скучным. Поддержание порядка в своих вещах - не его конек.

Чтобы построить хорошие отношения с Вождем, нужно, чтобы он чувствовал, что его мнение принимается в расчет. Давайте ему возможность принимать решения самостоятельно, даже если вы видите, что они неудачные.

Вождь жаждет похвалы, и это может стать проблемой в отношениях с другими. Поэтому старайтесь ориентировать его на то, чтобы он сам оценивал свои успехи. Для этого констатируйте факт его достижения и спрашивайте, что он чувствует и думает по этому поводу.

НЮХАЧ

Черты характера:

Очень чувствителен к запахам. Часто нюхает еду и предметы. Регулярно заболевает респираторными инфекциями. Любопытен, но осторожен и осмотрителен. Домосед. Предпочитает роль наблюдателя.

Как вести себя с таким ребенком:

Если Нюхач уверяет вас, что обнаружил неприятный запах у еды, которая вам кажется совершенно свежей, будьте уверены, что он ничего не выдумывает, и не заставляйте его есть.

Не ругайте ребенка-Нюхача за то, что он ковыряет в носу, лучше расскажите о том, что нос лучше прочищать в туалете, ведь это интимный процесс.

В силу характера малышу-Нюхачу тяжело общаться со сверстниками. Позвольте ему налаживать контакт со взрослыми, ведь это тоже учит коммуникации.

Чем меньше внимания вы обратите на «нехорошие слова», тем быстрее он их забудет.

БОЛТУШКА

Черты характера:

Как вести себя с таким ребенком:

Для Болтушки очень важно ощущать вкус пищи, так что если из-за любви к еде у ребенка появился лишний вес, не пытайтесь посадить его на «безвкусную» диету. Лучше подберите менее калорийное, но вкусное меню.

Болтушки проявляют интерес к нецензурным словам просто потому, что им нравится, как они звучат. Поэтому не стесняйтесь и не ругайте малыша, если он вдруг выдаст что-то подобное. Чем меньше внимания вы обратите на «нехорошие слова», тем быстрее он их забудет.

Типы характера у детей. Как понять своего ребенка?


Дети рождаются на свет с определенным типом характера . Формирование личности происходит с самого момента рождения. Какой будет характер у вашего ребенка, никто не может сказать заранее. Это, как говорится, повезло или нет.

Хотя любой тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. В прошлых статьях я подробно рассказала о сангвинике , холерике , флегматике и меланхолике .

Нельзя выбрать себе родителей и точно так же невозможно выбрать для себя темперамент, который нам достается при рождении. Как это отличается от семейной жизни, когда мы сами выбираем мужа или жену, правда?

Не забывайте, что любого ребенка надо воспитывать и работать над ним, чтобы привить такие качества, как порядочность и честность, научить его любви и состраданию, без которых ему будет очень сложно в жизни.

Как определить тип характера своего ребенка, пока он совсем маленький? Те, кто сейчас имеет маленьких детей, много общаются с другими родителями. Они точно знают, чей ребенок спокойный, чей постоянно отстаивает свои права, а у кого малыш любит постоянно находиться в компании родителей и бабушек. Вот не хочет сидеть один и все!

Надо разобраться, какой тип темперамента у вашего малыша, тогда вы сможете понимать, почему он действует так или иначе.

Кто больше всего нуждается в общении? Конечно, это сангвиники. Они самые шумные и беспокойные, но при этом очень веселые.

Если ребенок прекрасно чувствует себя один, занят своими игрушками и при этом не требует вашего внимания – скорее всего, это флегматик или меланхолик. Они не доставляют родителям беспокойства, а мама спокойно может заниматься своими делами и хоть немного отдохнуть от бесконечных забот.

Почему тебя вчера не было в школе?

Мой старший брат заболел.

А ты-то при чем?

А я катался на его велике!

Если знать, чего хочет ваш ребенок, становится намного легче переносить все трудности, которые возникают после рождения долгожданного малыша.

Могу привести пример из нашей жизни. Когда нашему ребенку было около шести месяцев, он придумал для себя такое развлечение. Ночью начинал кричать, не потому, что у него болел животик, а просто так. И требовал, чтобы к нему подошел папа. Его интересовала почему-то не мама, а именно папа.

Как только сонный папа в середине ночи поднимался с постели (вы знаете, наверное, как мужчине это сложно сделать) подходил к детской кроватке, маленький ребенок зевал во весь рот и тут же засыпал. Как только он видел лицо своего папы, мгновенно успокаивался и просто «выключался» до утра. И так продолжалось каждую ночь без изменений. Представляете, как это было весело для нас?

Хорошо, что через пару месяцев это развлечение прекратилось, а то хроническое недосыпание не добавляло никакого удовольствия.

Это уже потом мы поняли, что происходило. Оказывается, наш сын оказался сангвиником и просто хотел общаться. Вот и все! Немного компании, пусть и ночью, это его вполне устраивало, а потом можно и сладко поспать.

Поэтому лучше всего узнать сразу, какой тип характера у вашего ребенка, чтобы не злиться и не раздражаться. Ведь после того, как в семье появляется такое маленькое чудо, заботы начинают сыпаться со всех сторон, а лишние переживания вам совсем ни к чему.



Когда малышу исполняется три года, его темперамент начинает проявляться сильнее. Представьте себе, как за столом ведут себя дети. Предположим, у вас ребенок флегматик. Поздравляю, он послушно будет есть все, что мама положит ему на тарелку. Никаких проблем с кормлением такого малыша не возникнет.

Как и с меланхоликом, хотя такой ребенок достаточно упрямый. Но с ним можно справиться, если сказать, что на тарелку мама положила очень полезную, например, гречневую кашу. И подробно рассказать, что надо ее есть, чтобы расти здоровым и сильным. И еще придумать историю, на каком поле выросла гречка, и как пчелка прилетела, чтобы собрать мед. Или что-то похожее.

Проще всего кормить сангвиника. Конечно, если у него хорошее настроение. Если он расстроился, ничего не поможет. Тогда надо посадить малыша на колени и немного поговорить с ним перед едой. Почему сангвиника легко кормить? Открываю один секрет!

Дети с этим типом характера верят в то, что вы им скажете, и никогда не будут проверять. Например, если вы положили еду и зовете ребенка кушать, достаточно сказать: « Ты это любишь!»

И все, сангвиник не будет обдумывать, что лежит на тарелке. Раз мама сказала, что он это любит, значит, надо съесть.

Ребенок не ест манную кашу.

Сейчас Бабу-Ягу позову!

Баба-Яга не будет есть эту кашу!

Самое смешное, что этот прием работает совершенно независимо от возраста. Даже если ваш ребенок уже не малыш, а скажем, лет восемнадцати, он прекрасно будет есть все, что вы приготовили, и даже ничего не заметит. Главное, не забывать говорить перед едой волшебную фразу: « Ты это любишь!».

Единственное, когда вы попытаетесь заставить его съесть чеснок, лук, соленые огурцы или что-то в этом роде, этот прием может не сработать. Или особенное блюдо, которое ребенок не любит в принципе. У нас, например, таким блюдом является печенка. И сын ни за что на свете не будет есть эту печенку, лучше останется голодным.

Фразы типа: «она полезная», «ты раньше ее всегда ел» и прочее в таком же духе в этом случае не помогут. Но на остальную еду, которую ему предлагают, сангвиник реагирует очень хорошо. Он просто не задумывается над тем, что ест. Тем более, если мама сказала, что он это любит…



Если ваш ребенок оказался холериком, не забывайте, что это самый сложный характер. Приемы, которые отлично работают с другими детьми, в вашем случае окажутся неэффективными. Совет для родителей, которые хотят накормить такого малыша только один. Вам придется всегда предлагать ему выбор: «Ты будешь есть это (котлета на тарелке) или это?». И показываете, например, на кашу.

Всегда уважайте его мнение и давайте возможность решать самому. И тогда ваши нервы останутся в полном порядке, а конфликтов будет намного меньше.

Если дети подросли и пошли в школу, тип темперамента в учебе тоже очень важен. Когда вы точно знаете, какие способы помогаю при воспитании ребенка, а какие нет, вам станет легче. Главное – это понять ребенка, учитывать его мнение и потребности.

Постарайтесь с самого детства найти с ним общий язык, чтобы понимать мотивы, которые лежат в основе его поступков.

Потом, когда ребенок подрастает и отправляется в школу, у каждого типа характера возникают свои трудности. Конечно, учеба не всем детям дается легко. Но есть моменты, о которых родителям лучше знать заранее, чтобы помочь сыну или дочери меньше уставать и лучше усваивать учебный материал.

Сразу хочу сказать о том, что даже по внешнему виду можно определить, какой тип темперамента у ребенка, который сидит за партой.

Поскольку я сама когда-то работала с детьми, мне намного проще говорить об этом.

У каждого ребенка есть своя модель поведения, поэтому лучше всего определить, какой характер у вашего ребенка, чтобы избежать ненужных конфликтов и помочь ему и себе.

Маленький мальчик зачарованно смотрит за тем, как его мама наносит на лицо крем.

Зачем ты это делаешь, мама?

Чтобы быть красивой!- ответила она и начала удалять излишки крема салфеткой.

Что случилось? Ты передумала?

Кто самый аккуратный? Это флегматик , у него всегда в полном порядке учебники и тетрадки. И даже внешний вид мальчика или девочки говорит о многом. Правда, эти дети робкие и немного застенчивые, они не любят поднимать руки, даже если знают правильный ответ на вопрос. Зато они очень добросовестные и всегда готовы оказать помощь учителю или другу.

Учителю – это, например, помыть доску или полить цветы. А другу они дадут списать домашнее задание, лишь бы только не отказать в просьбе.

Аккуратностью отличаются и меланхолики . Они часто оказываются «всезнайками» и отличниками, потому что любят учиться и обязательно хотят показать другим ученикам, что знают намного больше, чем объяснял учитель.

Иногда такие дети становятся зубрилами, лишь бы доказать остальным, что самые умные в классе – это они.

Кто поднимет руку первым и будет трясти вытянутой рукой и даже подпрыгивать на стуле от нетерпения? Конечно, сангвиник , и для него совсем неважно, знает он ответ или нет. Ему просто кажется, что главное – это первым начать отвечать и показать себя с самой лучшей стороны.

А потом как-нибудь выкрутится, может быть, вспомнит в последний момент правильный ответ или кто-нибудь подскажет с задней парты!

Ведь такому ребенку очень хочется, чтобы его похвалили при всех за старание. Но вот тетрадки и учебники у сангвиника часто находятся в плачевном состоянии. Его всегда ругают за то, что он теряет карандаши, забывает дома ручки или дневник. Кстати, о дневниках, для сангвиника это очень неприятный документ. Там всегда много замечаний по дисциплине и плохих оценок.

Часто дневник случайно где-то теряется и пропадает самым таинственным образом. Зная характер своего ребенка, можно понять, почему это происходит. Какое может быть признание со стороны мамы или папы, если там появились плохие оценки?

Проще этот дневник потерять, засунуть туда, где мама не догадается его найти. Например, под диван или просто закинуть за шкаф. Так что если у вас происходит подобная история, вы теперь знаете, почему это происходит.

Холерик всегда старается ответить первым. Эти дети достаточно умные, им нравится бросать вызов другим ученикам и занимать первое место по успеваемости. Такой ребенок настолько хочет доказать свое превосходство перед классом, что выкрикивает ответ, даже не успевая поднять руку. Таким образом, все узнают, что он самый лучший. Часто такие дети становятся старостами класса.

Конечно, все мальчики, у которых такой тип темперамента, много дерутся со своими сверстниками. Помните, ведь они стараются доминировать над другими детьми? А драка – одно из лучших средств (по их мнению).

При воспитании сына или дочки надо обязательно учитывать его тип характера. Самые самостоятельные дети – это холерики и меланхолики. Они любят контролировать ситуацию и четко знают, чего хотят.



Флегматикам нужна помощь родителей в плане организации. Если мама объяснит сыну, что надо сделать в течение дня, он будет очень доволен и старательно все выполнит. А вечером будет с нетерпением ждать, что мама или папа его похвалят за старание.

Вы можете проверить эмоциональное состояние своего ребенка, предложив ему нарисовать вашу семью. Как это сделать? Пройдите с ним простой тест для детей .

Вот кого нужно контролировать, так это сангвиника. Такие дети нуждаются в постоянном и очень жестком контроле.

При взрослении ребенка его характер нуждается в корректировке, это возможно сделать только, если вы постоянно с ним занимаетесь и знаете, чем живет ваш сын или дочка.

Сегодня я вам рассказала, как происходит формирование личности у детей. Вы узнали, что мы все получаем от рождения определенный тип характера Простой и веселый тест на тип характера

Время чтения: 6 минут

Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детстве – хороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик» к каждому из детей в группе дошкольного возраста. Для этого важно понимать взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования маленького человека, искать индивидуальный подход, чтобы своевременно выявлять те или иные характерные черты своих подопечных.

Что такое индивидуальные особенности

Выявление характерных черт ребенка требует от педагога времени и регулярного наблюдения. Для этого воспитателю следует вести ежедневный учет реакции малышей на различные события. Индивидуальные особенности ребенка включают в себя несколько элементов:

  • тип нервной деятельности, темперамент – уравновешенный, быстровозбудимый (холерик), активный (сангвиник), инертный, спокойный (флегматик) и т.д.;
  • физическое состояние, здоровье;
  • склонности, интересы.

Как формируются особенности детей

Отправной точкой в формировании индивидуальных особенностей ребенка служит психотип, который является наследственным фактором. Уравновешенный, спокойный малыш сможет быстрее научиться читать, поскольку имеет склонность к кропотливой работе. В то время как подвижный, гиперактивный его товарищ раньше начнет ходить, будет обладать развитым телом.

Немаловажное значение имеют условия, в которых растет и развивается дошкольник. Желательно, чтобы дитя постоянно находилось в процессе активного познания – дома были развивающие игрушки для обучения и умственного воспитания, в детском саду много друзей, а мама старалась регулярно проводить с ним время. Если отпрыску не уделяют внимания, не следят за потребностями, он станет отставать от сверстников.

Кроме обеспечения условий для становления личности важную роль играет педагогическое воспитание. Желательно, чтобы детский сад и семья работали в едином направлении, внушая подопечному одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда дошкольник не только научится вовремя читать, считать, освоит другие важные навыки. У него будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.

Возрастные и индивидуальные особенности развития

Детские психологи утверждают, что база основных жизненных устоев создается в раннем возрасте. При этом в дошкольном периоде интенсивно формируются личностные особенности ребенка. Детсадовцы ярче начинают проявлять характер и склонности. Это объясняется развитием речи – навыкам общения со сверстниками и взрослыми, возникновению новых сторон познания и появлению свежих форм деятельности. При этом с 2 до 3 лет активнее развивается способность управлять предметами или орудиями, а с 3 до 4 – умение подражать взрослым, включением в социальную жизнь посредством игры.

Психическое развитие

Родителям важно понимать, в какой период маленький человек лучше воспримет ту или иную информацию, выбрать форму ее подачи. Для этого стоит рассмотреть этапы психического формирования отпрыска:

  • Первый год жизни представляет собой моторную фазу. В этом промежутке грудничок старательно овладевает очередностью движений, нужных для выполнения повседневных задач.
  • Следующий этап психического развития называется сенсорным. Продолжительность этого промежутка составляет около 2 лет. У сенсорной фазы важная миссия – подготовка к формированию таких функций, как внимание, восприятие, мышление.
  • Аффективная фаза продолжается до начала подросткового периода. На этом этапе дошкольник, а затем школьник приобретает постоянные свойства характера, которые поддаются педагогической коррекции. Начинается социальное формирование.
  • Идеаторная фаза занимает два года – от 12 до 14 лет. В этот период подросток учится составлять планы в уме, и неукоснительно им следовать. Формируются абстрактные понятия, четче вырисовывается личность.

Эмоциональное

Непонимание, как выражать свои эмоции часто приводит к проблемам в личной жизни у взрослого человека, который вполне состоялся в других сферах. В связи с этим формирование эмоциональной составляющей личности является одной из важных задач родителей и воспитателя. К ней относятся воспитание у сына или дочери умения сосредотачиваться на одном виде деятельности, владеть своими чувствами.

Эмоциональное развитие младенца начинается сразу после рождения. Новорожденный не способен выражать словами и жестами свои желания, он может лишь показывать их эмоциями. Плач, смех, улыбка или выражение лица о многом могут рассказать маме. Этапы формирования эмоциональности:

  • У грудничка до года эмоции неустойчивы и сменяются, не задерживаясь надолго. Пока кроха не может управлять настроением и легко переходит от состояния удовлетворенности к плачу.
  • В один-три года малыш уже умеет сосредотачиваться на чем-то – может более длительный период находиться в спокойном состоянии. При этом кроха быстро переключается – эмоции вспыхивают и гаснут, он может злиться, если что-то не получается или радостно смеяться, увидев знакомое лицо.
  • Дошкольник учится развивать социальные эмоции, и начинает понимать, что друзья по детскому саду обладают собственными желаниями – радуются или плачут. Малыш с удовольствием несет в группу конфеты на свой день рождения, чтобы порадовать одногруппников.

Познавательное

Маленький человек учится познавать мир самостоятельно – 2-3-летнему карапузу интересно все. Родителям нужно лишь направлять внимание малыша в нужное русло, следить за тем, чтобы его исследования были безопасны. Очень важно не заставлять ребенка вникать, если данный вид деятельности не вызывает интерес. Некоторые психологи считают, что формирование познавательных способностей начинается с развития памяти. В дошкольном возрасте память, внимание и мышление трансформируются в высшие психические функции.

Немаловажную роль в развитии познавательной активности играет речь. Кроха учится правильно задавать вопросы, чтобы получить удовлетворяющий его потребности ответ. Дети дошкольного возраста стараются самостоятельно систематизировать информацию, учатся обобщать, находить общие признаки групп предметов, уяснять разницу между биологическими и искусственными материалами. Поощряя у малыша любознательность, мамы и папы смогут привить отпрыску такие качества, как внимательность, способность осознавать себя в социуме.

Психологическое

Вырастить цельную и разносторонне развитую личность непросто – важно, чтобы ребенок психологически был готов к личностному росту. Возрастная психология рассматривает комплекс перечисленных выше аспектов – психических, эмоциональных и познавательных. Если все потребности малыша удовлетворены, его психологическое здоровье будет стабильным.

Речевое

Как уже упоминалось, умение выражать свои желания, эмоции является необходимым условием для сбалансированного развития. Однако не стоит думать, что формирование речи подчиняется общим правилам – каждый учится говорить в свой срок, согласно индивидуальным различиям. Совершенствование словарного запаса напрямую связано с тем, как много кроха общается с родителями и другими взрослыми. Кроме того на развитие речи влияют занятия, где малыш учится контролировать свои движения, совершать мелкие действия с максимальной аккуратностью.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На каждом этапе развития ребенка и формирования его личности педагогами ведется учет природных качеств. Воспитатель позволяет подопечным самостоятельно выбрать себе занятие, чтобы провести время с пользой – некоторые рисуют, другие собирают пазлы, играют в куклы. Со временем у детей появляются другие интересы, которые педагог должен четко отслеживать.

Дошкольник, поступая в первый класс, получает характеристику из сада, в которой воспитатель указывает индивидуальные особенности выпускника. На основании полученной информации учитель старается найти собственный подход к младшему школьнику. Некоторые учебные заведения практикуют дифференциацию – когда учащихся группируют согласно их индивидуальным качествам.

Индивидуальные особенности ребенка — примеры для анкеты

При поступлении в детский сад, родителей часто просят указать индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Эта задача не всегда решается просто – иногда мамы и папы не знают, как сформулировать эту информацию. Педагогу понадобиться указать такие данные об отпрыске:

  • проявления темперамента – малыш гиперактивный или спокойный, уравновешенный;
  • основные умения – может сам себя обслуживать, складывать учебники;
  • социализация – легко ли малыш находит друзей, может ли работать в коллективе, самооценка;
  • физические данные дошкольника или школьника;
  • состояние здоровья – есть ли ограничения по физподготовке, аллергия, проблемы с сердцем или другими органами.

Видео