Принципы и методы семейного воспитания. Медианар «Методы семейного воспитания как основа становления гармонично развитой личности ребёнка

  • Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
  • Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
  • Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
  • Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
  • Тема 9. Диагностика семейного благополучия
  • Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
  • Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
  • Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
  • Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
  • Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
  • 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы студентов
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Диагностика семейного благополучия План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Творческие задания
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • 1.8.1 Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
  • 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
  • 1.13. Примерная тематика рефератов
  • 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
  • 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
  • 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
  • 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
  • Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
  • 1). «Реферат - научное исследование» (рни)
  • 2). «Реферат-дискурс» (рд)
  • Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
  • Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
  • Основные понятия и положения курса
  • Основные понятия и положения курса
  • Русские свадебные традиции
  • О свадебных обрядах и традициях
  • Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
  • Основные понятия и положения курса
  • Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
  • Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
  • Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
  • Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
  • Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План

    1. Понятие семейного воспитания, воспитания в семье, родительской педагогики.

    2. Основные стратегии семейного воспитания.

    3. Стили семейного воспитания и их аномалии.

    4. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка.

    5. Педагогически запущенные дети и дети группы риска, их характеристика.

    Основные понятия и положения курса

    Авторитет – влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка (сущность родительских авторитетов и последовательность их рассмотрения предложена Макаренко А.С.):

    Авторитет подавления – повседневное воздействие ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как к личности, его действиям и поступкам. Такой авторитет приучает детей держаться подальше от страшного папаши, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает жестокость (самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный);

    Воспитание семейное – деятельность семьи, направленная на создание наиболее благоприятных условий для развития ребёнка, подготовку его к общественной жизни, формирование всесторонне развитой личности. Начинается с первых дней жизни ребёнка и продолжается непрерывно до полной самостоятельности детей сугубо индивидуально и своеобразно. Осуществляется родителями и старшими членами семьи. Успех семейного воспитания в большой мере зависит от наличия в семье отца и матери и от единства и равенства их усилий в этом процессе. Семейное воспитание и взаимоотношения между родителями и детьми в разные культурно-исторические периоды имели свои особенности. В древности (до 4 в.н.э.) существовал инфатицидный стиль , при котором ребёнок не считался человеком. Происходило массовое детоубийство. По мере того как культура признаёт наличие у ребёнка души (с 4 в.) возникает бросающий стиль . Младенца сбывают кормилице либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо совершенно не заботятся и унижают в собственном доме. Лепящий стиль (с 14 в.) – с ребёнком обращаются так, словно он сделан из воска или глины. Если же он сопротивляется, его нещадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало. При навязчивом стиле (18 в.) ребёнка уже считают маленьким человеком, однако стремятся контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребёнка. Это ведёт к конфликтам отцов и детей. Цель социализирующего стиля (19 – середина 20 в.) воспитания – не столько завоевать и подчинить ребёнка, сколько, тренируя его волю. Подготовить к будущей самостоятельной жизни. Но во всех случаях ребёнок считается скорее объектом, чем субъектом социализации. С середины 20 века появляется поддерживающий, помогающий стиль . Предполагающий, что сам ребёнок, природа знают лучше родителей, что нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Новому веку свойствен приглашающий стил ь, при котором родители и дети, учитель и ученик становятся равноправными партнёрами.

    Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, на практике проявляющего свои нравственные качества, способного решать разнообразные проблемы и преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути. В такой трактовке воспитание человека, по существу, является целенаправленной социализацией. В любом случае воспитание ориентировано на общее развитие личности. Личностный подход в процессе воспитания всесторонне и гармонично развитой личности требует, чтобы воспитатели, учителя, родители относились к каждому ребенку как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей.

    Гувернёрство (франц.- управлять)- социальный институт, субъектами которого выступают домашние наставники – гувернёры и гувернантки. нанимаемые для воспитания и обучения детей. Типичны для буржуазной семьи. В России институт гувернёрства получил широкое распространение в 18-19 вв. Гувернёры или гувернантки, обучавшие детей светским манерам и правилам приличия, умению говорить на иностранных языках, приглашались из-за границы, главным образом из Франции. В настоящее время гувернёру, как правило, отводится роль воспитателя, сходная с ролью воспитателя детского сада, поскольку родители сами выполняют роль наставников образования и социальной адаптации детей. В Квалификационном справочнике должностей и профессий в России пока нет профессии гувернёра, хотя эта социальная роль всё более активно поддерживается обществом.

    Д евиантное поведение - поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне его социального и культурного развития. Причинами девиантного поведения ребенка могут быть болезнь, условия его жизни в семье, отношения детей в группе и т.д. Социальному педагогу важно выявить эти причины и четко определить задачи и содержание своей деятельности по коррекции поведения школьника.

    Дети группы риска - категория детей, находящихся в пограничном состоянии здоровья. Они воспитываются в семьях алкоголиков или наркоманов, подвергаются различным видам насилия, что увеличивает вероятность их школьной, а в более широком плане - социальной дезадаптации.

    Дифференцированный подход в социальном воспитании - один из способов реализации целей и принципов гуманистической педагогики, решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников.

    Доброжелательность - безусловно положительное отношение к людям, проявление симпатии и готовности поддержать другого человека.

    Конвенция о правах ребенка - международный документ, в котором закреплены права и свободы детей. Была принята Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, которые ее подписали и ратифицировали. В ее преамбуле подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Кроме того, признается, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Конвенция состоит из трех частей и 54 статей.

    Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон.

    Конфликтная ситуация - ситуация в межличностном общении, характеризующаяся напряжением и чреватая перерастанием в конфликт. Социальному педагогу часто приходится разбирать конфликтные ситуации среди детей, а также в семье школьника. При этом действовать надо по принципу «не навреди». В технологии разрешения конфликтной ситуации главное - вызвать ее участников на откровенный разговор и, проявив тактичность, умение выслушать точки зрения всех сторон, совместно наметить пути выхода из сложившейся ситуации.

    Микросоциум ребенка - отдельные люди или сообщества людей, составляющие ближнее окружение ребенка, все те, с кем он так или иначе взаимодействует или которые влияют на него (семья, соседи, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные и частные воспитательные организации).

    Микросреда - понятие более широкое, чем микросоциум, включает в себя все, что окружает ребенка, в том числе предметную среду. Микросреду можно определить как совокупность воздействующих на личность ребенка условий.

    Родительские обязанности – родители (законные представители) несовершеннолетних детей несут ответственность за осуществление родительских прав и обязанностей, воспитание своих детей, заботу о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии детей, обеспечение получения детьми основного общего образования (ст.63 СК РФ).

    Родительские ожидания – родительские надежды и виды на будущее в отношении детей, в особенности по части их успехов в школе и самоопределения после школы.

    Семейное воспитание – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания – средовая педагогика). Она включает проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.

    Типология семейного воспитания: светское, религиозное, плюралистическое, авторитарное, демократическое, анархическое, гуманистическое, инфернальное, прагматическое, интеллектуальное, национальное, интернациональное, элитарное, гражданское, маргинальное и др.

    Факторы семейного воспитания: своеобразие условий, неповторимость личностных черт родителей, состав семьи, социально-психологической установки, общественные связи семьи и др.

    Основные принципы семейного воспитания: принцип целенаправленности; принцип научности; принцип гуманизма, уважения к личности ребенка; принцип планомерности, последовательности, непрерывности; принцип комплексности и систематичности; принцип согласованности в воспитании.

    Стили семейного воспитания и их аномалии: авторитарный, демократический, либеральный, стиль неприятия, эмоционального отвержения, гипопротекция, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность, стиль гиперсоциализации, стиль эгоцентрического воспитания.

    Типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский): диктат, опека, мирное сосуществование, сотрудничество. Типичные ошибки семейного воспитания.

    Семейное воспитание общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

    Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается , прежде всего, семьей . Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

    Социальное, семейное и школьное осуществляется в неразрывном единстве.

    Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей , в остальных аспектах — социальной.

    Влияние семьи:

    • семья осуществляет социализацию личности;
    • семья обеспечивает преемственность традиций;
    • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
    • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
    Составные компоненты семейного воспитания:
    • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
    • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
    • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
    • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
    • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

    Общие методы семейного воспитания

    Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

    Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

    Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов .

    Основные методы семейного воспитания:
    • убеждение (объяснение, внушение, совет);
    • личный пример;
    • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
    • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
    Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
    • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
    • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
    • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

    Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны .

    Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания.

    Родители борются за то, чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а за них. Тактика такой борьбы может быть весьма и весьма различная: удачная или неудачная, правильная или ошибочная, умелая или неумелая, научно обоснованная или антинаучная. Эта тактика соответствует типу семейных отношений и, в конечном счете, ими порождается. Вот об этом и пойдет речь дальше.

    Диктат

    Диктат в семье, где одни ее члены подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства, и сейчас может проявляться в формах, быть может, не столь резких, но достаточно определенных. Никто не спорит - родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему - в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания - ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.

    Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности. Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы. Может быть, вырастет подхалим, приспособленец, трус, может быть - циник, хам, деспот. Может случиться, и выправится под влиянием каких-либо вне семейных влияний, и все обойдется без тяжких последствий.

    Существуют семьи, в которых ребенок является настоящим маленьким тираном. Вообще-то нередко это происходит в семьях, где ребенок долго болеет и родители, проникнутые жалостью и состраданием, готовы сделать все, чтобы компенсировать то, чего лишила его болезнь. Или это может быть долгожданный ребенок, родившийся в семье немолодых родителей, потерявших надежду на потомство. Как правило, отказа такому малышу не бывает ни в чем, любые его требования безоговорочно выполняются.

    Методы семейного воспитания как основа становления гармонично развитой личности ребёнка

    Семья как социальный институт выполняет в обществе уникальные функции, поскольку обеспечивает своим членам экономическую и социальную безопасность, духовную общность и является основной ячейкой развития и социализации детей. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей содействует развитию всех ее членов. В то же время очень важным аспектом семьи являются отношения между родителями и детьми, которые принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребенка. Знание основных стилей семейного воспитания поможет родителям скоординировать свои воспитательные воздействия и, возможно, избежать ряда серьезных проблем.

    Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей очень существенно: от условий воспитания в семье зависит адекватность или неадекватность поведения ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться вследствие завышенной самооценки. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят за мелочи, а за достижения дарят подарки. Таким образом ребенок привыкает к материальному вознаграждению. Наказывают ребенка очень редко, в семье система требований очень мягкая.

    Рассмотрим основные методы неправильного воспитания.

    Воспитание по типу Золушки , когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты. Обостренно переживая несправедливое отношение родителей, они нередко много фантазируют, мечтая о сказочном и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того чтобы активно относится к жизни, они уходят в мир фантазий.

    Воспитание по типу кумира семьи . Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, жизнь семьи крутится только вокруг его желаний и прихотей. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не понимающими ограниченности материальных и иных возможностей родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отстрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – вот следствия такого уродливого воспитания.

    Воспитание по типу гиперопеки . Ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавлена, возможности не развиваются. Многие из таких детей с годами становятся нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкли, что за них все делают.

    Воспитание по типу гипоопеки . Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо».

    Конечно же, приемлемых методов воспитания , дающих позитивный результат намного больше. К основным из них можно отнести следующие.

    Убеждение . Убеждение – метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и паники умеют предъявлять требования к детям. Одна фраза, сказанная в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Словесное убеждение – далеко не единственное средство убеждения. Убеждают и книга, и кинофильм, и радио, по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, посредством воздействия на чувства учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети.

    Требование . Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. Предъявлять требования необходимо с самого раннего возраста, постепенно увеличивая их круг, усложняя обязанности ребенка. Родители должны осуществлять не только постоянный контроль, но оказывать помощь и поддержку. В практике воспитания детей часто имеют место излишние разглагольствования и пустые разговоры. Отдавая распоряжения, запрещая что-нибудь, не всегда надо долго объяснять и доказывать, - разъяснять необходимо только то, что действительно непонятно.

    Распоряжение главная форма предъявления требований к детям. Его следует отдавать категорическим, но в то же время спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Данное задание должно быть посильным для ребенка. Если перед ребенком поставлена чрезмерно сложная задача, то ясно, что она не будет выполнена. Это создает благоприятную почву для воспитания опыта непослушания. Родителям следует помнить, что если один из них далраспоряжение или запретил что-либо, то второй не должен ни отменять, ни разрешать то, что запретил первый.

    Поощрение. Чаще всего мы используем такие методы поощрения как одобрение и похвала. Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. На одобрительные замечания и жесты не с следует скупиться.

    Похвала это выражение удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно.

    Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения. Родителям следует помнить, что чрезмерное захваливание также очень вредно.

    Наказание . Наказание - это способ дополнительной мотивации через ограничения в чем-либо. Родителям не следует использовать наказание какспособ выпустить пар или выместить злость. Наказывая ребенка таким образом, можно научить его врать и изворачиваться.

    Определим педагогические требования к применению наказания:

    • уважение к детям: родитель, наказывая ребенка должен проявлять к нему уважение и такт;
    • последовательность в действиях: на эффективность наказания влияет отсутствие закономерности в выборе их формы и степени серьезности, также сила, эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто и по незначительным поводам, поэтому не следует быть расточительными на наказания.
    • учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности: за одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию, и кто сделал это преднамеренно;
    • справедливость в наказании: нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка, т.к. несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;
    • умеренные наказания: можно понять желание наказывать в соответствии с проступком, но не в условиях формирования поведения. Если ребенок пришел домой позже установленного времени, и вы хотите забрать у него сотовый телефон, но не можете определить, на какое время: одну-две недели или только на пару дней. Очень часть родителям кажется, что пара дней представляется слишком мягкой карой. Однако именно пара дней окажет максимальное воздействие на формирование желательного поведения. Больший срок не будет лучшим наказанием и может спровоцировать нежелательные побочные эффекты. Умеренное наказание не потеряет своей силы, когда сравнивается с позитивным подкреплением;
    • твердость в решении: если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;
    • коллективный характер наказания: в воспитании ребенка принимают участие все члены семьи. Наказание, наложенное одним из ее членов, не отменяется другим.

    Таким образом, чтобы сформировать у ребенка адекватное представление о себе и своих возможностях, нужна гибкая система наказания и похвалы. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

    И все же возникновение проблемных ситуаций в процессе семейного воспитания практически неизбежно. Перечислим часто встречающиеся поведенческие нарушения и методы их преодоления.

    Капризы . Даже самые мягкие, самые послушные и спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Чем болезненнее ребёнок воспринимает отказ ему в чём-либо, тем более он склонен к капризам. Наиболее частая причина, из-за которой капризы повторяются, – наша неверная реакция на них.

    Как же нужно лечить капризы?

    • Как только ребёнок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
    • Если вам не удалось это сделать, оставьте ребёнка в покое, не обращайте на него внимание, дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
    • Самые эффективные способы лечения капризов те, которые «разоружают» ребёнка, вынуждают понять, что вы никогда не относитесь всерьёз к его причудам. Оставайтесь спокойными к его поведению, что бы он ни делал.

    Непослушание . Надежный единственный способ «вылечить» непослушание – считать его проявлением несчастья. Прежде всего, нужно постараться понять, что именно вынуждает детей не слушаться. Ребёнок становится непослушным, когда родителям не удаётся уравновесить своё недовольство со своим одобрением. Если ребёнок ощущает наше нерасположение к нему, никакие упрёки и наказания, даже более ужесточённые, ни к чему не приведут.

    Упрямство . Довольно часто родителям приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Если упрямство – явление повседневное, то, по-видимому, серьёзно нарушены взаимоотношения родителей с ребёнком. Очень упрямые дети обычно не сразу становятся такими, а постепенно, в силу многих причин. В таком случае нужно подумать об улучшении взаимоотношений с ребёнком, сделать так, чтобы он мог увидеть в родителях людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним. Однако не следует забывать, что родители настаивают на своем мнении, потому что имеют больший, нежели у малыша опыт. В таких случаях с ребёнком надо говорить твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая своё плохое настроение. Твёрдость иной раз полезнее ласки.

    Воровство относительно редкое явление среди маленьких детей, но и оно составляет проблемы хотя бы потому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть. Это один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

    Лживость . Большинство родителей вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи, при этом взрослые в это время, как правило, оказываются бессильными что-либо предпринять. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый – это запугать детей. Следует быть готовым к тому, что рано или поздно это случится, давайте разберемся, когда и почему ребенок лжет.

    Четыре основные причины, почему дети лгут:

    • чтобы добиться родительской похвалы или проявления любви;
    • чтобы скрыть свою вину;
    • чтобы избежать наказания;
    • чтобы выразить свою враждебность к родителям.

    Первое, что необходимо сделать, чтобы отучить ребенка лгать, – постараться успокоить его, сделать так, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Также следует пересмотреть характер взаимоотношений родителей и ребёнка. Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в обществе взрослых, тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду.

    Агрессивность . Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, болезненные и здоровые стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании, сопротивлении. Важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение.

    Агрессия по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворительности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребёнка изменить положение вещей. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

    Чрезмерная робость нередко возникает у детей, особенно в присутствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начинают стесняться, смущаться и выглядят более заторможенными, чем обычно. В крайних случаях ребёнок заранее показывает свой страх: слезами и криками протестует против визита к врачу или не желает идти в гости.

    Чаще робость проявляется спонтанно. Дети становятся робкими после того, как их напугали взрослые хотя бы один раз. Каждый раз, когда родители требуют от детей чего-то, чего они не понимают или не в силах сделать, они оставляют в их сознании негативный след. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить просьбу родителей и боятся утратить их любовь.

    Лучший способ устранить робость – постараться избегать проявлений недовольства. Как только ребёнок поймет, что может положиться на родителей, он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

    Эмоциональная неуравновешенность . Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить и обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Подобное поведение детей совершенно нормально. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра – живым и веселым. Если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу.

    Воспитание - это не просто передача готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения, а это постоянный диалог взрослого с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом. Надеемся, что обозначенные нами основные характеристики различных типов семейного воспитания, наиболее частые поведенческие нарушения детей и предложения по их преодолению помогут нормализации отношений в семье.

    Литература

    1. Богословская В.С. В кругу семьи рождается душа. – Мн., 2001.

    2.Куровская С.Н. Традиции в семейном воспитании детей // Праблемы выхавання. 2005, № 5.

    3. Плахова Т.В. «Ты – семьянин» – Мн., 2006 г.

    4. Классификация стилей воспитания / режим доступа: https://studme.org/53441/sotsiologiya/klassifikatsiya_stiley_vospitaniya

    5. Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь / режим доступа:

    Вопросы отношений детей и родителей окружены массой расхожих, ставших банальностями мнений, различных стереотипов, заблуждений и в то же время сменяющих со временем идей различных модных теорий воспитания . Проблема "отцов и детей" признана вечной и практически неразрешимой, некой неизбежностью, данной человеку в его жизни. Среди советов по "правильному" воспитанию доминируют "надо просто любить детей". Все просто, если известно, что такое любовь. Практически каждый знает, что такое любовь, как правильно воспитывать детей.... Только почему тогда столько несчастных семей, разводов, "трудных" детей и многого, многого другого?

    Сколько семей - столько вариантов семейных отношений, хотя у многих из них есть те или иные общие качества, которые позволяют ученым создавать классификации, типологии. Каждый тип семейных отношений включает в себя различные тактики воспитания , среди которых какая-то одна доминирует, используется как основная, а остальные могут использоваться эпизодически или в виде теоретических знаний, представлений о них. Многие из этих тактик воспитания знакомы из повседневной жизни. Причем, в воспитании собственных детей все уверены, что поступают правильно и во благо своему ребенку, хотя глядя на чужие отношения родителей с детьми практически все видят их недостатки. Закономерность "в чужом глазу соринку видно, а в своем и бревно не заметно" для жизни человека носит всеобщий характер! Научные знания полезны, по крайней мере, в том, что дают возможность посмотреть на собственную деятельность, поступки еще с одной, проверенной в научных исследованиях, точки зрения.

    А.В. Петровский выделяет пять тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.

    1. Диктат. Для этой тактики характерно подавление одними членами семьи чувства собственного достоинства, самостоятельности, инициативы других. Члены семьи, выполняющие роль диктатора, характеризуются как деспотичные, авторитарные личности. Диктатором в семье может быть любой член семьи, в том числе и ребенок. Это чаще всего встречается в детоцентрических семьях. Как правило, данную тактику воспитания используют отцы, но в современных семьях при условии позиции «невмешательства» отца такую тактику может использовать и мать. Требовательность старших членов семьи в вопросах воспитания младших без доверия и уважения к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.


    2. Опека . Тактика опеки предполагает постоянную заботу, ограждение от трудностей, участие во всех вопросах жизнедеятельности ребенка. Это препятствует развитию самостоятельности, инициативы, ответственности. Ребенок задерживается в процессе своего социально-психологического развития, взросления, он не стремится к деятельности по принципу «я сам», а предпочитает принцип «пусть мама/папа сделает/поможет/решит». «На первый план для родителей выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждение его от трудностей» . Опека как воспитательная тактика формирует иждивенческую позицию личности. Забота об облегчении жизни ребенка, ограждение от трудностей жизни, решение за него каких-либо жизненных задач оборачиваются неспособностью ребенка жить самостоятельно в реальной жизни.

    3. Конфронтация . Данная воспитательная тактика характерна для конфликтных, проблемных семей. В семьях, в которых общение между поколениями имеет конфликтный характер с использованием стратегии соперничества, накапливаются взаимные обиды, раздражение, восприятие других членов семьи искажается и им приписывается большее количество негативных качеств личности, чем те, которыми они действительно обладают. Педагогический результат проявляется в виде деформации и разрушения детско-родительских и в целом семейных отношений. Взрослые дети в последствии используют тактику конфронтации и даже диктата в отношении своих состарившихся родителей.

    4. Мирное сосуществование . Эта тактика невмешательства в дела других членов семьи, в том числе и детей. Каждый обособлен в своих делах, проблемах, трудностях и успехах. Часто родители гордятся своими отношениями с детьми на основе невмешательства в их делах, считая это проявлением самостоятельности, достаточной взрослости детей. Родители считают, что тактика невмешательства развивает независимость, не сковывает свободу личности, создает условия для разностороннего развития и самореализации личности. Этот тип детско-родительских отношений основан на нежелании воспитателя затрачивать душевные, психологические и другие силы на руководство развитием ребенка, целенаправленное формирование личности. В трудных жизненных ситуациях, требующих помощи и поддержки других членов семьи каждый остается с ними один на один. Семья со временем перестает существовать в силу отсутствия взаимосвязей между членами семьи.

    5. Сотрудничество. Тактика сотрудничества характерна для детско-родительских отношений в семьях, достигших в своем развитии как социальной группы, высшего уровня – коллектива. В семье существует единая система ценностных ориентаций, общая цель совместных видов деятельности, для взаимоотношений членов семьи характерны взаимопомощь, поддержка, открытость и доверительность отношений. Наличие ценностно-ориентационного единства в семье – главный духовно-нравственный фактор воспитания детей. Данная тактика является наиболее благоприятной для формирования духовно и нравственно здоровой личности.

    В классификации видов семейного воспитания А.Е. Личко выделяются тактики , которые называются неправильными. Почему неправильыми? Потому что они всегда приводят к тем или иным нарушениям процесса социализации ребенка, формированию личности с какими-либо психологическими нарушениями.

    Гипопротекция. Этот вид воспитания проявляется недостатком заботы, опеки и контроля за поведением ребенка. В своей крайней форме проявляется в виде безнадзорности. Чаще всего этот вид проявляется в обеспечении материальных и физических потребностей ребенка и бесконтрольности за его социально-психологическими, духовными и другими потребностями и их удовлетворением. Дети и подростки оказываются заброшенными в психологическом, духовно-нравственном, интеллектуальном аспектах. Гипопротекция существует в открытой форме, скрытой и потворствующей.

    Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля за поведением ребенка. Она часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Подросток чувствует, что взрослые заняты своими делами и им не до него и начинают жить своей жизнью, приспосабливаясь к формальному контролю. «Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертиммному и конформному типам: такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни» .

    Потворствующая гипопротекция проявляется в сочетании недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушению поведения у подростка. «Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Они выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты» . Этот тип воспитания способствует формированию делинквентных форм поведения. Ограничительные меры действуют только те, которые исходят от государственных (правоохранительных) органов. Личность, сформировавшаяся при таком стиле воспитания, не признает авторитета никаких взрослых, действенными средствами оказываются только те, которые основаны на грубой силе.

    Гиперпротекция – это вид неправильного воспитания, который предполагает чрезмерную опеку ребенка родителями. Гиперпротекция существует в виде доминирующей и потворствующей гиперпротекции.

    Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле за каждым действием ребенка. В семье существует система постоянных запретов и неослабевающего бдительного наблюдения за подростком. Решения во всех случаях принимают родители. В данном случае формируются такие неблагоприятные для социальной адаптации качества, как несамостоятельность, нерешительность, безынициативность, не развивается способность к анализу собственного жизненного опыта, своих переживаний – самосознание остается недостаточно развитым. У гипертимных подростков такой тип воспитания приводит к усилению реакции эмансипации, бунту против родительских запретов, уходу в асоциальную компанию. При психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуации доминирующая гиперпротекция оказывает усиливающее их астенические черты действие: формируется неуверенность в себе, несамостоятельность, нерешительность, они легко попадают в зависимость от других людей.

    Потворствующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной заботе об удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания. «Ребенок не знает запретов и ограничений. А в результате стремится во всем превосходить других, хотя зачастую не обладает для этого необходимыми ресурсами. Отсюда закономерно вытекают проблемы в общении со сверстниками» . Эмоциональная сфера детей при таком типе воспитания деформируется: низкий уровень эмпатии и понимания собственных эмоциональных переживаний, неадекватное экспрессивное выражение собственных эмоций препятствуют полноценному общению с другими людьми. «Неудача приводит к всплеску негативных эмоций, причем это состояние может продлиться достаточно долгое время. Эмоциональная регуляция развита недостаточно. Такие дети гипертрофированно радуются и удивляются, демонстративно рыдают, не обращая внимания на уместность или неуместность столь бурного проявления эмоций» .

    Родители при таком типе воспитания восхищаются мнимыми талантами ребенка, преувеличивают его действительные способности. Ребенок стремится быть лидером, но не обладает способностями и умениями выполнять эту роль. У него не формируются навыки систематического труда, ответственность, самостоятельность, недостаточно развита волевая сфера.

    Потворствующая гиперпротекция усиливает истероидную акцентуацию характера, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной акцентуации. При эпилептоидной акцентуации данный вид воспитания приводит к формированию личности семейного тирана, способного даже к физической агрессии в отношении родителей.

    Симбиоз – вид неправильного воспитания, при котором практически отсутствуют границы между матерью
    и ребенком. Мать стремится привязать ребенка к себе, иметь с ним максимально близкие отношения, делая все за него, ограждая от всех опасностей. Дети имеют нарушения в области эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в трудностях осознания собственных эмоций и чувств, понимания чувств других людей. По мере взросления симбиотические отношения с матерью приводят к значительным трудностям в общении и установлении долговременных отношений с представителями противоположного пола, становятся препятствием для образования собственной семьи.


    Эмоциональное отвержение характеризуется дефицитом эмоций и чувств, в которых проявляется любовь к ребенку. "При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для детей, что без него им было бы легче. Установлено, что эмоциональное отвержение ощущается детьми самого раннего возраста и может иметь серьезные последствия вплоть до гибели ребенка" .
    "Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признавались в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок и подросток чувствуют недостаток искреннего эмоционального тепла" .

    При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов с другими, часто асоциальными людьми, выбирают девиантные формы поведения. Такие дети часто имеют низкий уровень интеллектуального развития, испытывают трудности при обучении, социальные и трудовые навыки слабо развиты.

    Условия жестких взаимоотношений . Этот стиль воспитания обычно сочетается с эмоциональным отвержением. «Жесткое отношение может проявляться как открыто…, так и в виде полного пренебрежения интересами ребенка, когда он может рассчитывать только на себя, не ожидая участия взрослых. …В настоящее время условия жестких взаимоотношений в семьях с эмоциональным отвержением со стороны матери, отчима (отца обычно нет), даже прародителей все более распространяются» .

    Условия повышенной моральной ответственности. Данный тип воспитания встречается в ситуациях, когда родители связывают будущее ребенка с собственными несбывшимися планами и мечтами. Родители предъявляют к ребенку повышенные, не свойственные его возрасту и способностям требования. Повышенная моральная ответственность возникает также в ситуациях, когда на ребенка или подростка возлагаются взрослые заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Большинство подростков достаточно устойчивы к повышенным родительским ожиданиям или возложенным на них трудным обязанностям. Только при психастенической акцентуации усиливаются психастенические черты или развивается невроз.

    Среди типов и тактик воспитания, которые выделяются современной наукой нет одного, проверенного веками, основанного на главных моральных ценностях человечества и существующего в семьях, живущих по православным христианским правилам. Именно в этих семьях отношения родителей и детей основаны на любви, заботе и уважении. Духовные ценности семьи определяют особенности методов воспитания и в конечном счете - особенности жизни взрослеющего ребенка и стареющих родителей.

    1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014.