Почему разрушаются семьи и как сохранить отношения.

Можно уподобить нежному цветку. Для того, чтобы этот цветок вырастить, о нем нужно заботиться. Необходимо, чтобы он был посажен в добрую (подходящую) почву, надо удобрять землю, в которой он растет, своевременно поливать его. Если же за ним не ухаживать, то возможно, что сначала он будет прекрасен и будет испускать благоухание, однако вскоре засохнет и погибнет.

Так и в браке от человека требуется большое умение, чтобы поддерживать первоначальную любовь, утвердив ее на прочном основании так, чтобы она смогла выстоять. Вполне естественно, что в какой-то момент можно пресытиться плотскими отношениями и внешней красотой, и тогда вперед выступают твои основные, твои главные отношения с другим человеком. С этого момента тот человек, с которым ты заключил брак, будет являться твоей супругой или супругом, это будет тот человек, с которым вы вместе держите путь от этой временной жизни к жизни вечной в Царствии Божием. Следовательно, брак является очень серьезным предприятием. Также необходимо знать, что деторождение не является основной целью брака, а только лишь второстепенной. Главная же цель брака состоит в том, чтобы люди, заключающие его, после ухода из этой земной жизни заключили великий брак с Владыкой Христом. И через взращивание взаимных отношений, основанных на любви к Богу, совместно преодолевая трудности, встречающиеся в семейной жизни, сумели сочетаться в вечности со Христом.

Однако бывают случаи, когда отношения в браке выходят за пределы любви и изменяются. Зачастую люди, состоящие в браке, сталкиваются с серьезными проблемами, многие браки распадаются. Оказавшись в подобной ситуации, супруги обязательно должны, как говорится, «посидеть, подумать» о сложностях, возникших во взаимоотношениях со своей второй половиной, и о том, правильно ли каждый из них ведет себя по отношению к другому. Делать это надо обязательно, даже если человеку кажется, что он поступает правильно. Потому что вот это «правильно» до лжно рассматривать с той позиции, удовлетворяют ли твои действия другого человека, сохраняют ли они мир в семье, а не думать, что раз это кажется правильным, значит так оно и есть. Когда у супругов есть желание изменить ситуацию к лучшему, начиная с самого себя, тогда Сам Бог помогает им, внутрисемейные проблемы постепенно решаются, человек опытно приобретает снисходительность и уже не судит другого так строго. Его мышление перестраивается: он приучается терпеть другого человека, размышляя над тем, что Господь терпит всех нас. Если человек начинает работать над самим собой, то он старается избегать причин, приводящих к ссорам.

Когда в семье супруги сталкиваются с трудными обстоятельствами, необходимо действовать с большой любовью и смирением, один член семьи должен поддерживать другого, более немощного, он должен в такие моменты, образно говоря, носить его на руках. Предположим, что человек, устраивающий сцены и создающий проблемы в семье, - не супруг или супруга, а кто-либо из детей. Что делали бы родители в этом случае? Выгнали бы его из дома, чтобы он им больше на глаза не попадался? Конечно, нет. Но если мы своих родных детей терпим и многое им прощаем, почему же мы не можем выносить своего мужа или жену? Если мы на все будем смотреть с добрым помыслом, это поможет нам быть более терпимыми до тех пор, пока мы, уже по доброму навыку, не научимся избегать легких путей, приводящих к разводу. Потому что к разводу ведет легкий путь. А трудным путем мы идем тогда, когда пытаемся во что бы то ни стало удержать другого человека, когда мы его терпим, когда стараемся ему помочь. Подлинная любовь, которая «не ищет своего», которая жертвует собой ради ближнего, не ищет легких решений. Поскольку брак является таинством любви между двумя людьми противоположного пола, значит любовь - это, прежде всего, жертвенность . Именно этой жертвенной любви, которая терпит и переносит все ради другого, нас учит Церковь.

К сожалению, в некоторых семьях случаются чудовищные происшествия, инциденты, о которых мы не так редко слышим. Я говорю о случаях ужасного насилия по отношению к детям. Это настоящая трагедия! Как надо поступать в таком случае? Если существует опасность со стороны такого «отца» или такой «матери», то этот человек непременно должен быть удален из дома, где живут дети, потому что он создает угрозу для них. Другого решения здесь быть не может.

Я уверен, что такие люди психически больны. Не может быть, чтобы нормальный человек сделал нечто подобное. Даже если в доме, где находятся дети, у таких людей хранится имущество, сосуществование с таким родителем невозможно. Должна быть исключена любая возможность продолжения этой трагедии. Ведь психика детей, подвергшихся насилию в семье, остается травмированной практически на всю жизнь.

Однако здесь мы должны быть очень внимательны. Прежде чем утверждать, что что-то произошло, нужно сперва удостовериться, что это действительно так, надо убедиться, что это не ошибка, не недоразумение. Я постараюсь объяснить, что имею в виду: есть категория людей, внутри которых столько одиночества, горя и развращенности, что они на самом деле совершают преступления и аморальные поступки. Но есть больные другого рода, которые безосновательно подозревают своего супруга или супругу в подобных действиях. К примеру, к нам в митрополию не однажды обращались некоторые женщины и сообщали, что их муж, их брат или кто-то еще занимается подобными вещами. Потом выяснялось, что в действительности ничего подобного не было, что это просто плод больного воображения матери, которая уверена, что к ее детям пристают. Если человек, которому сообщили об этом, будь он духовником, врачом, полицейским или кем-нибудь другим, по неопытности не в состоянии разобраться в ситуации, то с легкостью может поверить такой матери, которая предпринимает целые операции по спасению своего чада, рассказывая в подробностях о якобы происходящих случаях насилия в семье, в действительности же оказывающихся ее фантазиями, в которые она верит с такой живостью. И такое случалось не один раз. Я повторюсь, что мы должны быть очень внимательными, прежде чем обвинить человека в насильственных действиях по отношению к детям.

Если говорить о тех психических травмах, которые переживает конкретный человек (или все мы), когда испытывает различные жизненные потрясения в какие-то моменты своей жизни - возможно, что собственными человеческим усилием такому человеку и удастся справиться с этой душевной раной. Однако из многовекового опыта нашей Матери-Церкви мы знаем, что когда человек обращается к Богу и предоставляет свободу действовать благодати Святого Духа через участие в Таинствах, с этим человеком происходит нечто преславное: он не только исцеляется от своих душевных травм, но со временем, при содействии благодати, сам становится причиной множества исцелений. Об этом мы читаем в одной молитве, в которой говорится, что Бог соделал источник горьких, непригодных для питья вод источником исцеления множества недугов. И наш старец Паисий Святогорец говорил, что Благой Господь и смертельные яды претворяет в целебные снадобья. Опытно переживая различные действия благодати, посредством молитвы и личных отношений с Богом, человек исцеляется от чрезмерной чувствительности, которая присутствует в его душевном мире по причине перенесённых психических травм. Постепенно эта его чувствительность преобразуется из травмирующей в позитивную, и впоследствии он становится способен помогать другим людям. Мы это часто можем наблюдать на личном примере или на примере людей, окружающих нас. Когда какой-то человек страдает или очень остро воспринимает разные события, случающиеся в его жизни, то он очень легко находит подход к другому человеку, переживающему подобное. Видите, как премудро Господь устроил Церковь? В ней не существует безвыходных ситуаций, которые с помощью благодати Божией не смог бы преодолеть человек, чтобы ему не пришлось потом оправдываться: «Господи, если бы в моей жизни не случилась эта трагедия, я был бы совершенно другим человеком, несравненно лучшим». Нет, я абсолютно с этим не согласен. Если только человек захочет, он может с помощью Божией достигнуть совершенства. Благодать действует превыше уставов естества. Потому и Господь воспринял человеческую плоть и терпел искушения, «чтобы и искушаемым помочь». А именно: быв безгрешным Богочеловеком, Он смирился до того, что пришел в этот мир в подобии странника, был отвержен родом Иудейским, испил чашу Крестных страданий и вкусил смерть, которая не имела над Ним власти, показав этим пример нам, следующим вслед за Ним. Разве не мог бы Господь помогать Своему созданию, не пройдя через Крестные страдания? Конечно, мог бы. Но Спаситель добровольно, ради человека прошел этот Крестный путь, чтобы показать нам, по какому пути следовать, чтобы быть Его учениками. Так же и человек, лично пройдя через страдания, глубже понимает своего ближнего и сострадает ему.

Можно сказать, что насколько стеснен человек жизненными обстоятельствами, настолько предпочтительнее его место перед Богом. Благой Господь милует несчастного, о котором говорит в 50-м псалме пророк Давид: «Сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит». Вот это-то сокрушенное и смиренное сердце Господь преобразует и утончает, и оно становится очень восприимчивым. Боль, несправедливость или какого-либо рода страдание приносят человеку пользу. Боль перерождает человека, делает его прекрасным, она «сокрушает» его сердце. Человек, испытывающий страдания, становится мудрым, он познает немощь человеческого естества, он узнает, что в мире кроме него страдают многие, и таким образом сообщается с другими людьми, понимая, что и они испытывают подобное.

С другой стороны, что происходит с родителем, который творит насилие в семье? Какой-нибудь святой, услышав об убийстве, не сокрушался бы столько о жертве, сколько об убийце. Жертва всегда заслуживает сожаления и помощи Божией. И поскольку она зачастую несправедливо обижена, то Господь воздает ей по своей Божественной справедливости, утешая ее своей благодатию. А вот этого зверя, убийцу, кто его пожалеет? Кто воззрит на него? И сам он к кому прибегнет? Если даже и придет ему мысль обратиться к Богу, что он Ему может сказать? Ведь руки его обагрены кровью. Подобен зверю этот человек и заслуживает бо льшего сожаления, чем его жертва, поскольку и люди его отвращаются, и ко Господу он не имеет дерзновения обратиться. Какое утешение может иметь такой человек?

Но все же, даже и для самого отчаянного грешника есть прибежище - Господь.

Да, даже от убийцы, даже от родителя-насильника, даже от таких людей, уподобившихся скотам, Всемилостивый Господь ждет покаяния . Не существует ничего, что могло бы превзойти любовь Божию. Господь безграничной своей любовью обнимает все человечество, и так как все мы являемся Его чадами, то нет такого греха, который бы превзошел Его благость. Поэтому и мы никогда не должны осуждать человека, мы должны осуждать его грех, действие, поступок. Знание о безграничной любви Божией является для грешника великим утешением. Ведь даже если и весь мир гнушается им, существует Некто, Кто принимает его покаяние, Кто не испытывает к нему ненависти, Кто не осуждает его, и это есть Сам Господь. Давайте ни в коем случае не терять надежду на изменение человека, даже если он утратил образ Божий, даже если он стал скотоподобным. Даже в этом случае существует надежда, и для него еще открыта дверь к Богу. Господу возможно спасти каждого человека, только бы он сам предоставил Ему свободу действовать.

И наконец, хочу добавить нечто очень важное, что должны иметь в виду родители: в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях. Нужно приложить все старания, чтобы наши дети видели добрые примеры в своей семье, чтобы они хранили их в своих душах. В будущем, когда они создадут свои семьи, эти добрые примеры будут помогать им в устройстве их личной взрослой жизни и, подобно здоровому иммунитету, будут сохранять их от всего дурного.

«Любовь – это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить другому как можно больше счастья». (Стендаль) Если бы было на самом деле так, как сказал классик... Увы, в реальной жизни каждый из них чаще всего думает о себе, даже в том случае, когда у поженившихся влюблённых сохраняется вера в то, что они проживут вместе долго и счастливо.

В юности большинство из нас живут в мире иллюзий, мало задумываясь о том, что происходит на самом деле, или веря, что его это не коснётся. А между прочим, в России распадается каждый третий брак.

Девушки и женщины больше озабочены тем, как познакомиться с мужчиной и довести его до загса, чем тем, как сохранить в дальнейшем семью. А ведь только в сказках всё заканчивается свадьбой, подразумевая, что дальше всё будет замечательно.

В реальной же жизни всё только начинается . И главная опасность заключается в том, что у большинства семейных пар даже самые яркие чувства выцветают, теряя свою новизну, и всё, что приносило радость, становится в лучшем случае привычкой, а в худшем - рутиной…

Почему это происходит? Когда люди влюбляются, они видят в своём избраннике только хорошее, не замечая того, что потом разобьёт в пух и прах мечты и завышенные ожидания от брака и суженого.

Нередко так случается, что до свадьбы жизнь без любимого кажется невозможной, но проходит год-два, и домой не хочется возвращаться.

В книгах любовь описывается чувством возвышенным и бесконечным, неиссякаемым, как волшебный родник. В жизни же для того, чтобы любовь длилась годы, за ней нужно ухаживать, поддерживать её силами и мужа, и жены.

После свадьбы, бури эмоций и ощущений наступает , который у большинства действительно сладкий. Но после него начинаются будни, и, как заметил поэт, «любовная лодка разбивается о быт»…

Живя с родителями, взрослые дети этим самым бытом чаще всего не интересуются, живут на всём готовом. Но в собственной семье приходится всё делать самим, и начинаются споры: кто будет по утрам жарить яичницу, пылесосить, закупать продукты, готовить, мыть окна и полы и так далее.

Увы, от отрицания ничего не меняется. По-прежнему кто-то должен переделать кучу домашних дел и зарабатывать деньги на жизнь.

На мой взгляд, ввиду того, что женщина теперь работает в офисах и на производстве не меньше мужа и зарабатывает соответственно, нужно заранее договориться о распределении домашних обязанностей и сделать это до свадьбы, потому что, как говорят в народе, после драки кулаками не машут.

Если уговора не было, то мужчины чаще всего ждут, что именно жена будет заниматься . Современной женщине в силу занятости и желания реализоваться как личности тащить одной весь воз не хочется, и начинаются разногласия, которые заканчиваются ссорами, а нередко и разводом.

Масла в огонь нередко добавляют мамы – и , и тёща. Каждая жалеет своё дитятко и настраивает его против супруга, супруги. Хочется, очень хочется предостеречь родителей не вмешиваться в жизнь молодой семьи, дать им самим разобраться. Иначе всем придётся пожинать горькие плоды отсутствия мудрости и эгоизма.

У меня есть подруга, которая живёт с дочерью, зятем и внуком. Как только молодые начинают выяснять отношения, она подхватывает ребёнка и уводит его на прогулку, в гости, в театр, музей.

Её тактика прекрасно срабатывает: когда бабушка с внуком возвращаются домой, молодые уже всё выяснили, помирились и бросаются в прихожую с криками: «Мама! Ну где же вы были?»

После этого вся семейка пьёт чай на кухне с пирожками или булочками, которые моя подруга не забывает купить по пути домой.

Вступая в брак, нужно быть готовой принять и примириться со многими привычками и даже завихрениями мужа. Ведь у нас, женщин, у самих уйма привычек, нервирующих мужчин.

Большинство мужчин смиренно терпят наши походы по магазинам, немыслимые траты на то, что мужчины считают женской ерундой, – на косметику и прочее, терпят наши телефонные разговоры с подругами и пересказы этих разговоров им.

Так что и женщинам стоит запастись терпением и не принимать близко к сердцу лежащие не на месте носки, пролитый , посиделки на рыбалке…

И хотя приспособиться друг к другу не всегда легко, и у некоторых пар на притирание уходят годы, сделать это необходимо, чтобы не изводить друг друга придирками, провоцируя ссоры, и не доводить дело до развода.

В отношениях между мужем и женой неприемлема критика. Нет, если что-то не нравится, то, конечно, об этом нужно сказать и попросить больше так не поступать. Но не критиковать, тем более в присутствии третьих лиц и, что особо недопустимо, в присутствии детей.

Критика в брачных отношениях ещё никому не приносила пользы, зато любой психолог и просто умудрённый жизнью человек скажет, что она действует на брачный союз не менее разрушительно, чем ржавчина на железо.

Любые обвинения и упрёки только отталкивают, и день за днём между супругами выстраивается стена отчуждения, которая может стать непреодолимой.

Брак цементирует доверие, желание обсудить вместе все возникшие проблемы. Даже пустячные, казалось бы, ничего не значащие разговорчики вдвоём на кухне, на диванчике или в постели сближают.

Иногда бывает, что устанешь и ничего не хочется, полежать бы с книжкой наедине, а мужу хочется рассказать про свои дела на работе. Лично я много лет выслушиваю всё, что муж мне хочет рассказать, и ничуть в этом не раскаиваюсь. Наоборот, уверена, что именно эта доверительность и умение выслушать друг друга помогли нам сохранить свою любовь.

К сожалению, некоторые молодые и не очень люди не могут и порой не хотят справиться со своей инфантильностью и эгоизмом, которые легко разрушают отношения.

Не зря мудрые люди говорят, что дело не в партнёре, а в себе самом.

Если человек не научится сопереживать, заботиться о другом человеке, то сколько ни меняй мужей или жён, проблемы останутся и во втором, и в третьем браке.

Не нужно перевоспитывать другого, тем более что это невозможно, зато очень полезно заняться своим воспитанием.

В старину говорили, что семья – это семь я. То есть собственное Я в счастливых семьях перетекает в союз – Я + Я. И далее в этот союз вливаются дети.

Личности уживаются вместе только в том случае, если умеют уступать, идти на компромиссы. В счастливых семьях всегда все горой друг за друга.

Наедине они, конечно, обсудят и высказывание, и поступок, который не вписался в нормы поведения, но на людях не станут шельмовать члена своей семьи.

По-моему, нет ничего ужаснее, чем когда жена выставляет дураком или злодеем мужа перед знакомыми или когда родители оскорбляют ребёнка и рассказывают посторонним людям, какой он лентяй и неумеха.

Повезло тем парам, вступившим в брак, которым мамы или бабушки, папы или дедушки рассказали о секретах супружеской жизни и научили на практике применять законы счастливого существования.

Тем же, кому не выпало такое везение, придётся учиться всему самостоятельно, стараясь как можно меньше делать ошибок и никогда не срывать злость на партнёре.

И тогда семейное гнёздышко сохранится на всю жизнь, и вы со временем станете одной из тех трогательных семейных пар, что, пройдя рука об руку не один десяток лет, сохранили в своих отношениях и нежность, и романтизм.

Так получилось, что именно сегодня этот вопрос стал для меня актуален. И к сожалению не в первый раз. Но наверное начну с самого начала.

Когда мне было 17 лет я познакомилась с отличным парнем. Мы вместе учились в институте, он был на три года старше меня и казался мне очень умным, начитанным и образованным. В тот момент я переживала нелегкие времена. Отношения с матерью и сестрой были ужасающими. После пар мне не хотелось идти домой и я искала любую возможность задержаться подольше.

В один из таких дней меня пригласила в гости подруга и именно там я познакомилась с ним. Мы друг другу понравились и стали встречаться каждый день. Уже через неделю он меня познакомил с родителями и я была просто поражена теми отношениями, которые царили в его семье. Его мама с радостью меня принимала, обязательно угощала чем то вкусненьким и выслушивала мои возлияния о несправедливости судьбы и проблемах, которые у меня тогда были с моими родственниками. Казалось я нашла родственную душу, она была такой доброй и внимательной ко мне, что я даже сама не верила своему счастью.

Именно ее отношение ко мне и сыграло основную роль в том, что я решила во что бы то ни стало выйти замуж за ее сына. Но он о таком даже не думал. Да, он меня любил, с удовольствием проводил время, но свадьба?! Нет, это было не для него. И тогда я решила сделать ход конем. К тому же отношения в моей семье накалились до предела и мне нужно было искать какой то выход. И я его нашла. Я забеременела.

Через месяц после того как это случилось я переехала к нему. На пятом месяце беременности я вышла замуж. Казалось, что моя жизнь изменилась. Все было просто чудесно. Его родители меня обожали, моя мама хоть и не приезжала ко мне, но зато старалась как то помочь финансово и к тому же она делала ремонт в бабушкиной квартире, в которую мы планировали переехать после родов.

Я вовсю училась быть хорошей женой и хозяйкой. Я записывала рецепты любимых блюд своего мужа, стирала, убирала и готовила на всю семью. При этом еще успевала учится в университете на пятерки.
Идиллия? Если бы...

Все началось тогда, когда моя свекровь поняла, что ее мнение для сына стало второстепенным. А она к такому не привыкла. В их семье всегда был матриархат и ее решения никто никогда не обсуждал. А тут я появилась и ее любимый сынок перестал ее слушаться.

Не подумайте, она никогда не пыталась ссориться со мной напрямую. Она все сделала очень хитро. Для меня она по прежнему оставалась жилеткой в которую я плакалась каждый вечер, но сама времени не теряла и настраивала моего мужа против меня шаг за шагом. Он даже сам не успел заметить как из его любимой красавицы жены я превратилась в толстую, ленивую, истеричную беременную тетку. А я то ничего не подозревала. По вечерам мы вместе со свекровью искали возможные причины такого поведения ее сына. Я его любила и страдала неимоверно, но все что я не делала почему то постоянно оборачивалось против меня.

Наконец наступил такой долгожданный день моих родов. Муж был со мной от начала и до конца. Тогда я снова поверила, что у нас все еще может быть хорошо. С какой любовью он смотрел на меня, как был счастлив, когда впервые взял на руки Настюшу!

Следующие семь месяцев мы жили у свекрови. Не хочу утомлять вам долгими описаниями своих мытарств, скажи лишь вкратце, что никакой помощи с ребенком я не получала. Моя мама оплачивала няню, которая была с Настей до обеда. Потом я возвращалась с учебы и ребенок вручался мне. Меня никто не избавил от домашних обязанностей. Я по прежнему стирала, убирала, готовила, гладила, ходила в магазин, смотрела за ребенком, не спала по ночам и училась. За 7 месяцев я похудела на 20 кг. Муж ребенка брал на руки только тогда когда хотел и никогда, когда она капризничала. По ночам мне приходилось забирать Настю и уходить в коридор, потому что я видите ли ему спать мешала. А если я этого не делала, то прибегала его мать и начинала на меня кричать, что укачивать по ночам ребенка это моя святая обязанность и я не имею никакого права мешать ее сыну спать. Я терпела, потому что ремонт в моей квартире ее не закончили и идти мне было не куда.

Когда Настюше исполнилось 7 месяцев я переехала в свою собственную квартиру и первое, что сделала, рассталась со своим мужем и его фанатичной мамочкой. Забегая вперед, скажу, что эта, так называемая бабушка, увидела внучку после этого аж неделю назад. Почти восемь лет у нее не было никакого желания с нами встречаться.

Мне было очень тяжело. Пришлось искать работу, потому что на стипендию прожить и одному невозможно, что уж говорить про ребенка. Мама почти ничем не помогала. Иногда приходилось голодать и ходить на учебу пешком. Но я это выдержала и не обозлилась ни на кого.

Когда Настюше исполнилось полтора года я случайно встретила своего друга детства. Еще тогда я была тайно в него влюблена, а при встрече эти чувства вернулись с новой силой. Уже через две недели мы начали жить вместе. К Насте он относился как к своей дочери и запрещал мне рассказывать кому то, что она ему не родная. Понятное дело, что Настюша называла его папой и страшно любила. Вместе мы пережили три очень тяжелых года. Денег в семье почти не было, моя мама не захотела принять мой выбор и полностью прекратила с нами общение. Просить помощи было не у кого. Но не смотря на это, те три года были самыми счастливыми в моей жизни, потому что такой близости и понимания у нас с мужем больше никогда не было.

Постепенно жизнь стала налаживаться. Я начала работать, с деньгами стало полегче, но изменились отношения с мужем. Мы начали ссориться. Вначале очень редко, а потом все чаще и чаще. В какой то момент он первый раз ушел ночью из дома к друзьям. Потом это стало происходить постоянно. Я очень переживала и нервничала, но на утро выслушивала его извинения и опять прощала. Наши отношения напоминали качели, то взлет, то головокружительное падение. А потом я узнала, что опять беременна. Я была без ума от счастья да и муж тоже очень радовался такому событию. Беременность у меня проходила не сильно гладко. На фоне гормональных изменений я была ужасно капризной. Мы ссорились почти каждый день и он опять уходил. Когда до родов оставался месяц я нашла в интернете его анкету на сайте знакомств. Он долго отпирался, но потом все таки признался, что создал ее и заявил, что это все просто развлечение и он на самом деле ни с кем знакомиться не собирается. Я опять поверила. А зря, буквально недавно я прочитала его переписку с девушками в Контакте. Судя по ней, мой муж настоящий мачо.

После рождения Сережи все еще больше изменилось. Настя перестала для него существовать. Он вспоминает о ней только тогда, когда надо помочь с Сережей, все остальное время она слышит лишь упреки и недовольство. Я как могу ограждаю ее от такого влияния, но она страдает и это видно. Теперь наши ссоры в основном из-за нее, мне совершенно не нравится его отношение к Насте и с каждым днем мне все больше и больше хочется поставить в этой истории точку. Вот и сейчас, когда я это пишу, он опять гуляет.

Умом я понимаю, что такое отношение нужно пресекать в корне, но реализовать не могу. Я люблю его и он этим успешно пользуется. Раньше я даже себе боялась озвучить насколько все у нас плохо, но видимо и моему терпению приходит конец. Ребенок не должен быть жертвой на алтаре любви. Ни один мужчина этого не достоин.

Вот так вот распались две мои семьи. В первом случае благодаря авторитарной свекрови, а во втором...даже не знаю...наверное в этот раз я сама виновата, что не смогла вовремя среагировать, остановить процесс.

Очень надеюсь, что мой опыт кому нибудь станет полезен. Не повторяйте моих ошибок. Берегите свою семью и никого в нее не пускайте.

Выставка-форум «Православная Русь» стала площадкой для обсуждения самых разных областей служения Церкви, однако дискуссия «Кризис семьи: есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?» собрала наибольшее количество слушателей, выступающих и мнений.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, который вел круглый стол, назвал главной насущной проблемой «разрушение семьи»: именно этот процесс, по мнению большинства выступавших, заставляет усомниться в том, что у Церкви есть еще 20 лет, чтобы кардинально решить социальные вопросы.

Интерес к проблеме как специалистов, так и обычных посетителей выставки, участвовавших в обсуждении, закономерен: ведь, по словам советника президента РФ Евгения Юрьева, который представлял на круглом столе государственную власть, «хотя мы и говорим про демографический кризис - наш русский крест - уже лет двадцать, но если раньше у нас были некоторые поводы для оптимизма, то особенность сегодняшней ситуации состоит в том, что, начиная со следующего года и в ближайшие 25 лет, начнется демографическая яма». «Ситуация беспрецедентна в истории нашей страны. Такого уменьшения числа молодых людей не было никогда, даже после Второй мировой войны. Этот процесс повлечет серьезные последствия для экономики страны», - заявил советник президента.

Владыка Пантелеимон предложил собравшимся определить основные причины, которые лежат в основе разрушения семьи. В ответ на это прозвучали мнения достаточно очевидные, но оттого не менее злободневные. Священник Димитрий Субботин, приехавший из Ульяновской области, выразил разделяемое многими специалистами по демографии сожаление о патриархальной старине: «Произошла подмена приоритетов. Теперь одинокая личность, не желающая иметь детей, приравнивается к нормальной семье, а семья, которая раньше считалась нормальной - полная и многодетная, ныне считается чуть ли не чудом и уж точно не обыденной нормой. Но в регионах ситуация несколько иная, и это внушает надежду, что пока еще есть время что-то исправить. Кстати, тут многое зависит от того, насколько тесные отношения у областных властей с епархией: если таковые имеются, социальные проекты внедряются и работают».

Городские семьи, по мнению части собравшихся, разрушает тоже далеко не новая проблема «маленького человека». Так, протоиерей Александр Ильяшенко считает, что «народ сейчас лишен цели жизни. Это такая тихая форма протеста - он тихо вырождается, потому что простой человек не видит, чем ему можно заняться и как себя полноценно проявить».

Традиционная крепкая семья - то, что было у наших предков, которые жили в традиционном обществе. Как выясняется, современный человек оказывается в условиях, когда эта модель не жизнеспособна. Интересное мнение, основанное на опыте благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», высказала его руководитель Елена Альшанская:«За несколько лет работы в семьях мы попытались выявить ту самую формулу семейного неблагополучия. Оказывается, все достаточно просто: женщина остается одна с детьми. Нет никаких других причин, по которым она попадает в категорию неблагополучных. Состояние, когда женщина отвечает одна за ребенка, и особенно за нескольких детей, настолько шаткое и тяжелое, что выжить, а уж тем более стать благополучной в этой ситуации непросто».

Тему незащищенности женщины в современном обществе продолжил протоиерей Артемий Владимиров: «Сегодня у большинства молодых мужчин в уме только одна модель: плотских кратковременных отношений, нечистота вместо созидающего и созидательного идеала семьи, который бы был вознесен на пьедестал. Чрезвычайно корыстное, прагматичное, хищное и агрессивное отношение к женщине».

Протоиерей Димитрий Смирнов в своем выступлении назвал вещи своими именами, призвав преодолевать главную причину разрушения семейных ценностей - «утрату христианской веры». «Если человек становится христианином, тогда он относится к устройству семьи как к строительству домашней Церкви», - заявил священник. По его мнению, сегодня «понятие о строительстве семьи как пути к спасению полностью утрачено». «Господь задумал людей как человеческий род. А современная "религия" массового сознания внушает человеку мысль о том, что он - индивидуум», - сказал он. Цель и следствие такого подхода - «атомизировать, разорвать человеческий род на индивидуумов, у которых есть права по отношению друг к другу», - считает протоиерей Димитрий Смирнов. Он обратил внимание на то, что в нашей стране 40% детей не имеют отца. Причем, по его мнению, именно то, что ценность отцовства, мужского воспитания в обществе не признается, ведет к утрате понимания, как можно построить свою семью. Такое понимание воспитывается через личный опыт. «Пока Церковь в обществе выполняет роль эдакого пластыря: человек приходит израненный, и его можно только пожалеть, немного облегчить его теперешнее ужасное состояние», - констатировал отец Димитрий, отмечая большое количество неполных семей, невенчанных браков, разводов и абортов даже в среде воцерковленных людей.

Переводя разговор из плоскости богословской в практическую, епископ Пантелеимон заметил, что главная причина разрушения семьи - «то, что семья, особенно многодетная, не является для государства приоритетом». Советник президента Евгений Юрьев согласился с этим, вспомнив цитату из духовного завещания императора Александра III своему наследнику Николаю II: «Разваливается семья - разваливается и государство». Вместе с тем чиновник отметил, что государство ждет от Церкви «больше компетентных предложений».

В ходе конференции прозвучали рассказы о конкретных инициативах, которые получили в Церкви особое развитие и были успешны. Среди них и епархиальные центры по поддержке беременных женщин и малоимущих молодых матерей, и просветительская работа, направленная на уменьшение числа абортов, которая, впрочем, в последние годы уже не просто собрание частных проектов отдельных энтузиастов, а достаточно выстроенная система, вышедшая на общецерковный уровень. Евгений Юрьев, подводя итог всему услышанному, в беседе с корреспондентом «Православие.ru» подчеркнул, что «для того, чтобы решить проблему демографическую, семья с большим количеством детей должна стать приоритетом национальной жизни». «Единственный институт, который способен продвинуть эту идею на государственный уровень и скоординировать не только духовенство, но и представителей культуры, СМИ и науки, - это Церковь», - заявил он. Однако, по мнению советника президента, общественно-государственное партнерство пока не так развито, как, например, в странах Европы, когда Церковь способна системно предлагать идеи, оформленные в конкретные проекты, под которые реально выделить деньги, где решены проблемы сертификации, аккредитации, наличия необходимого персонала, соответствия санитарным нормам. «Сейчас принят закон о социально-ориентированных некоммерческих организациях, первые миллиарды уже выделяются по этой схеме. Такие проекты, как Православный Свято-Тихоновский университет или целый ряд инициатив Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, созданы профессионально и понятно, они соответствуют государственным механизмам и позволяют расходовать средства эффективно», - заключил Евгений Юрьев.

Заинтересованное обсуждение вызвала тема защиты от пагубного влияния современных информационных технологий и масс-медиа. Среди участников круглого стола были известные борцы с агрессией информационных сетей - представители «Лиги безопасного Интернета» и фонда святителя Василия Великого.

Зураб Чавчавадзе, директор фонда святителя Василия Великого, подчеркнул, что, «воспитывая детей, главное - обезопасить их от влияния соблазнов сегодняшней эпохи. Например, оценивая опыт нашей православной гимназии имени святителя Василия Великого, я вижу, что, если дети отстранены от влияния Интернета, они ничего не теряют - они такие же, как все, так же шалят, но в их душе нет того глубокого надрыва, который лежит в основе любого девиантного поведения».

Денис Давыдов, представитель «Лиги безопасного Интернета», поделился последней удачей: достигнуто соглашение с социальной сетью «ВКонтакте». Этот ресурс не только один из самых популярных среди подростков, но и, как известно, крупнейший распространитель порнографии, в том числе детской. С 1 января 2012 года вступят в силу ограничения, благодаря которым подобные вещи будут контролироваться. «У нас теперь есть модераторские права, и мы будем удалять весь опасный контент», - сказал Денис Давыдов. «Интернет может быть средством развращения и разрушения семьи. Пока родители на работе, дети бесконтрольно "сидят" в Интернете. 97% родителей не имеют ни малейшего представления о том, что они там делают», - добавил он. Денис Давыдов также рассказал, что «Лига безопасного Интернета» совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению будет бесплатно распространять на приходах специальное программное обеспечение, которое поможет контролировать нежелательный контент в Интернете.

В ходе обсуждения почти каждый выступавший так или иначе упомянул тему цензуры и поиска способов защиты от растлевающей информации. Насколько возможны ограничения внешние, если даже внутренние «фильтры» работают далеко не у всех? И если в случае с маленькими детьми все более менее ясно, то как можно повлиять на взрослых в реалиях современного социума? Жесткие меры наказания за развод или измену, которые назывались желательными и даже возможными некоторыми священниками в ходе встречи, относятся скорее к разряду некоего «крика отчаяния, когда уже неясно, что конкретно можно сделать», - сказал епископ Пантелеимон. В свою очередь советник президента Евгений Юрьев, который хоть и высказался за борьбу с преступным контентом в Интернете, признал невозможным введение какой-либо цензуры на телевидении.

Особая точка зрения прозвучала в выступлении сопредседателя общественного движения «Народный собор» Владимира Хомякова: «Церкви сложно объяснять простые истины, когда мы все, в том числе и дети, подвергаемся постоянной массированной согласованной атаке Интернета, телевидения и других мощных факторов. Но как только мы говорим, что эти факторы следует ограничить с помощью общественного контроля, например «фильтровать» содержание некоторых передач на телевидении, нас сразу начинают обвинять в нарушении прав человека». Владимир Хомяков вспомнил о самых нашумевших общественных инициативах недавнего времени: «С начала 1990-х в школе пытаются внедрить сексуальное просвещение, и только сопротивление родителей не дает этому совершиться. Или, например, такое предложение Общественной палаты, как форсайт-проект "Детство-2030", который удалось "тормознуть" только когда он дошел до президента». «Даже подобные дикие инициативы удается заблокировать только с помощью общественных сил и на последних этапах реализации, когда они попадают на стол к президенту или премьеру», - заявил общественный деятель.

Отмечая различные инициативы, призванные возродить институт семьи в России, которые были в Церкви за последние годы, епископ Пантелеимон отметил, что «главными точками роста являются приходы». «Причем не просто приходы, а те из них, что стали общинами», - пояснил он. В беседе с корреспондентом «Православие.ru» владыка отметил, что одной из важных новых инициатив, которыми сейчас занимается Синодальный отдел по церковной благотворительности, является исследование ситуации на тех приходах, где «вместо демографической ямы - демографический взрыв». Опыт тех общин, где духовенство с радостью и пониманием принимает семьи с маленькими детьми и внимательно относится к ним, создавая условия для духовного возрастания, епископ Пантелеимон назвал особенно важным и необходимым для распространения по всей России.

Сегодня социологи и психологи на основе статистических данных смогли установить 10 причин разрушения семьи . Ведь известно, что половина зарегистрированных браков через какое-то время распадается. Часть пар расстаются спонтанно, неожиданно приняв решение о разрыве, для других развод в семье – длительный и мучительный шаг. Но, как оказалось, и в тех, и в других случаях можно говорить о некоей общей закономерности. Итак, 10 причин разрушения семьи.

1. Неверность

Почти пятая часть всех разводов в семье происходит из-за измены супруга. Для кого-то это признак завершения отношений, а кто-то просто не может простить, но в основном разрушение семьи происходить именно по этой причине.

2. Насилие в семье

Нередко разрушение семьи происходит по причине насилия одного из супругов над другим. Это может быть не только физическое, но и постоянное психическое воздействие. В любом случае это абсолютно противозаконно. Но если следы физического насилия еще можно предоставить в суде, то в случае с психологическим дела обстоят сложнее. Как правило, в таком случае развод в семье провоцируют постоянная брань, угнетение и унижение одного из супругов другим.

3. Несовместимость

Часто такое оказывается, когда люди начинают совместную жизнь под давлением каких-либо обстоятельств. Кроме того, с течением жизни люди меняются, меняются их взгляды на жизнь, убеждения и т.д. Что тоже не всегда может адекватно восприниматься другим супругом, из-за чего и случается разрушение семьи.

4. Скука

Это одно из основных препятствий счастливой семейной жизни. Но оно является неизбежным. В любом случае развод в семье – не единственный выход из этого положения. Множество семей нашли свой способ преодолеть скуку в отношениях.

5. Недостаток общения

Нередко развод в семье дает понимание того, что во время семейной жизни супруги не были внимательны к друг другу. Поэтому даже во время ссоры надо не просто слушать и слышать партнера, но и понимать, что он пытается донести. Если так и не научиться общаться и доносить до другого свое мнение, то ни один вопрос, ни одну проблему решить нельзя.

6. Дети

Как это ни странно, но одной из 10 причин разрушения семьи являются дети. В основном по причине того, что родители никак не могут выбрать единую линию поведения в дисциплине и воспитании. В таких случаях действия одного подрывают авторитет другого, что и становится источником ссор и конфликтов.

7. Ожидания

Редко когда супруги изначально понимают, что брак – это тяжелый труд построения отношений. Поэтому часто супруги или один из них однажды понимает, что совместная жизнь – совсем не то, что ожидалось ранее. Кроме того, если супруги имеют различные культурные или религиозные убеждения, часто причиной расставаний становятся неоправданные ожидания.

8. Психическое здоровье

В том случае, когда один из супругов болен таким недугом, другой начинает себя чувствовать нянькой или воспитателем, но никак не супругом. Это очень угнетает эмоционально, что приводит к отдалению партнеров.

9. Деньги

Также одна из распространенных причин, по которым пара отказывается жить вместе. Как правило, в этом случае партнеры просто не могут прийти к единому мнению касательно распределения семейного бюджета.

10. Зависимости

Имеются ввиду не только наркотическая или алкогольная. Зависимость может быть от игр, Интернета, хождения по магазинам и т.д. Но все, что идет через меру, может оказаться для брака губительным и стать одной из 10 причин разрушения семьи.