Причины агрессии в подростковом возрасте. Причины возникновения агрессии у подростков

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?»
Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:
«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.
Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»

Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:

«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение» . Веселый смайлик в конце.

Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

За гранью нормальности

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

    ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

    истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

    издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают своё место!»);

    избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);

    надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

    отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать « нормой» подросткового поведения?

Что такое агрессивность

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная.

3. Негативизм.

4. Обида, зависть, ненависть.

5. Подозрительность.

6. Чувство вины.

7. Вербальная агрессия.

8. Раздражение.

Как видим, у агрессии - разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой - возникает в процессе социального научения.

Нужно для жизни

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

Подростки

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребёнку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного - умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону - мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».

Больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.

Вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Корректор: Валерия Старкова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Подростковая агрессия — это защитная реакция на происходящее вокруг . Все чаще мы сталкиваемся с ней в современном мире. Агрессия подростков как социальная проблема — одно из важных ее проявлений. Чаще она дает о себе знать в ответ на негатив, окружающий подростка. Ведь такое поведение не появляется с рождения. Люди, рождаясь, не могут быть трусливыми или эгоистами, они такими становятся в зависимости от среды, в которой живут и развиваются.

В основном причиной являются отношения в семье и в близком окружении. Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте — это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок. Уделять ему внимание и заботу. Чаще всего взрослые просто не готовы психологически к такому проявлению поведения своего чада и не знают, как ему помочь, как его лечить. Во время такого поведения мы просто не знаем, как себя вести в этой ситуации и что делать, как помочь.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома. Они создают свои компании, в которых часто приветствуются алкоголь и наркотики. В таких компаниях свои правила, собственный жаргон, шутки, понятные только в этой среде. Трудным подросткам, не находящим понимания дома, там становится комфортно, и они все больше времени проводят с новыми друзьями, считая, что теперь это их семья.

Вернуться к оглавлению

Формы проявления подростковой агрессии

У каждого подростка агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

  • обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);
  • подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);
  • косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);
  • физическая агрессия (постоянно является участником драк);
  • раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);
  • вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);
  • скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

  • ребенок чувствует себя одиноко;
  • неуверенный в себе;
  • раздражается без особой причины и обижается;
  • чувствует себя во всем виноватым;
  • активизируются гормоны вследствие полового созревания;
  • постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

  • заболевание;
  • просмотр жестоких фильмов;
  • долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
  • неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

Не всегда родители могут сдерживаться, это их не оправдывает, но и они зависят от многих окружающих факторов. Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:

  • часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
  • не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
  • проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
  • не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
  • контролируют каждый шаг подростка;
  • мало говорят о своей любви.

Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений: «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма».

Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.

Например, фактор социализации. И.А. Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З. Фрейда. Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсов на достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизм сублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, что можно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко не каждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому, чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, как именно люди проявляют агрессию .

В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс - это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер. Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к. оно может потребоваться при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам.

Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.

Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации .

С моей точки зрения, наиболее структурированной является классификация Э. Басса. Она получила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположных концах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большое прикладное значение, т.к. человек проявляет сразу несколько видов агрессии, более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.

Представленные виды Э. Басс разделяет по определенным критериям. Перечислим их по направленности на объект:

·по причине появления;

по целенаправленности;

по открытости проявлений;

по форме проявления.

По направленности на объект выделяют гетеро- и ауто - агрессию. Гетероагрессия - это агрессия, направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себя или, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы - это самоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чем сходятся большинство авторов, - это то, что человеку, как индивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существует инстинкт самосохранения.

В психоанализе аутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизм психики. Впервые, этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В тех ситуациях, когда от данного внешнего объекта (или от его существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект («вымещение»), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии .

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

Характерологический субблок - уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.

Самооценочный субблок - связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный субблок - связь аутоагрессии личности со способностью - неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью - неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью.

Социально-перцептивный субблок - наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

Таким образом, аутоагрессия является одним из многих средств адаптации подростка к обществу. Возникает такая адаптация под влиянием психотравмирующих действий окружающих (чаще физические наказания родителей). Это усвоенные норма агрессивного поведения. Однако, если не уделить достаточного внимания данной теме, то аутоагрессия может перейти либо в невротические заболевания, либо в другие формы агрессии.

По причине появления разделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки не поделили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились. Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будет осуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена только внешними факторами .

Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории «фрустрация - агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по тем или иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает как сообщить эту новость родителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает он это под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получить выход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию - внутренний. Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только в определенной (психотравмирующей для него) ситуации.

По целенаправленности разделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда, или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его. При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается в нанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт - это средство достижения другой цели, а не сама цель.

Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.

Косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одни подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы .

Разделение по форме. Вербальная агрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику. По мнению представителей отечественной психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтъев) вербальный агрессивный акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное - становятся способными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании различных реакций на негативные эмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные с речемыслительной деятельностью (внутренние).

Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергает ненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия не обязательны. Х. Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самый распространенный прием - это шествие (митинги) подростковых группировок. Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.

Физическая агрессия - это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это «физическая - активная - прямая» агрессия, которая выражается в нанесении другому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая - активная - непрямая» - это применение силы через посредников. В качестве посредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая - пассивная - прямая» - это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация). И наконец, «физическая - пассивная - непрямая» - это отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств).

Таким образом, можно утверждать, что данная классификация имеет широкое прикладное значение. С её помощью можно разобрать и охарактеризовать любой агрессивный акт. Например, ученик, после плохой оценки за контрольную выходит из кабинета начальника ломает швабру, переворачивает мусорное ведро - косвенная спонтанная физическая гетероагрессия. Но как объяснить связь между индивидуальными особенностями и совершаемыми действиями?

Л.М. Семенюк («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции») приводит данные о возрастной динамике форм агрессивности. 10-11 летние подростки более склонны к физической агрессии (50% выборки), в то время как 14-15 летние к вербальной (75% группы). Значит ли это, что 10-11 летние подростки агрессивнее других? Мне кажется, что более частое проявление физической агрессии ещё не говорит о том, что уровень агрессивности этих подростков выше, чем у других. В каждом индивиде сочетаются множество особенностей и личностных черт характера. Найти взаимосвязь между этими чертами и особенностями агрессивность не представляется возможным в полном объеме .

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и . Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное . Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от . Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является . Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.

Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков - диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.