Ребенок не контролирует свое поведение. Как научить себя не орать на ребенка? Контролируем свои эмоции

Дети выражают эмоции открыто. Они смеются так заразительно, что окружающие не могут сдержать улыбку. Бурно радуются, когда им впервые что-то удается. В гневе швыряют вещи, капризничают, если не получают желаемое, рыдают, когда больно. Не все взрослые знают, как реагировать на этот спектр эмоций.

Мы понимаем, какой ущерб невольно нанесли нам родители, - они желали нам всего лучшего, но пренебрегали нашими чувствами, потому что не научились управлять собственными. Потом мы сами становимся родителями и осознаем, какое непростое дело нам предстоит. Как реагировать на эмоции детей, чтобы не навредить? Проблемы, над которыми они плачут, кажутся нам смешными. Когда детям грустно, хочется их обнять, когда они злятся - накричать на них. Порой хочется, чтобы дети перестали так остро переживать. Мы заняты, нет времени их утешать. Мы не научились принимать свои эмоции, нам не нравится испытывать грусть, гнев и стыд, и мы хотим уберечь от них детей.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них

Правильнее не запрещать себе эмоции, а позволить себе глубокие чувства, прислушиваться к своим ощущениям и адекватно на них реагировать. Лесли Гринберг, профессор психологии из Йоркского университета и автор книги «Эмоционально-ориентированная терапия: учим клиентов разбираться с чувствами», считает, что секрет - в эмоциональном интеллекте.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. Именно этому должны научить родители. Три упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей.

1. Назовите и объясните эмоцию

Помогите ребенку описать ситуацию и эмоции, которые она вызывает. Посочувствуйте. Детям важно знать, что их понимают. Объясните, что испытывать такие чувства нормально.

Например, старший сын отобрал у младшего игрушку. Младший бьется в истерике. Вы можете сказать: «Ты плачешь, потому что брат отобрал у тебя машинку. Тебе грустно из-за этого. На твоем месте я бы тоже расстроилась».

2. Разберитесь в собственных чувствах

Как вам хочется отреагировать на переживания ребенка? Что это говорит о вас и о ваших ожиданиях? Ваша личная реакция на ситуацию не должна превращаться в реакцию на чувства ребенка. Постарайтесь этого избегать.

Например, ребенок в гневе. Вы тоже злитесь и хотите накричать на него. Но не стоит поддаваться порыву. Остановитесь и подумайте, почему ребенок так себя ведет. Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что мама не разрешает это трогать. Мама так поступает, потому что любит тебя и не хочет, чтобы ты поранился».

Затем подумайте, почему приступ детского гнева вас разозлил. Вам показалось, что ребенок отвергает вас как родителя? Вас раздражает крик и шум? Это напомнило вам о какой-то другой ситуации?

3. Научите ребенка выражать эмоции адекватно

Если ему грустно, разрешите поплакать, пока грусть не пройдет. Возможно, эмоции будут накатывать волнами несколько раз. Если ребенок злится, помогите выразить гнев словами или физической активностью: попрыгать, побегать, сжать подушку. Вы можете сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Это нормально. Ненормально бить брата. Как ты можешь выразить злость другим способом?»

Эмоциональный интеллект защитит от зависимостей во взрослой жизни

Обучая ребенка эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество его жизни. Он будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские, а затем и романтические отношения, эффективнее сотрудничать с другими людьми и фокусироваться на заданиях. Эмоциональный интеллект защитит его от зависимостей - нездоровых способов справляться с переживаниями - во взрослой жизни.

Температура воды при закаливании

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.


Эмоциональность – совсем не плохая черта характера. Но она все же становится помехой для нормального общения с окружающими, если ребенок бурно реагирует на любой пустяк и впадает в ярость или слезы. Как научить малыша вырабатывать самоконтроль и умение держать себя в руках?

Многие дети от природы очень эмоциональны. Они могут зарыдать от нежеланной концовки мультфильма или визжать от восторга при виде милой собачки. Само по себе это не плохо. Но такие малыши, увы, плохо приживаются в коллективе. Бурные эмоции еще простительны в детском саду, но стоит ребенку пойти в школу и вести себя там так же импульсивно, как среди одноклассников за ним закрепляется слава «странного».

У экспрессивных детей всегда много конфликтов со сверстниками просто потому, что они не могут вовремя сдержать себя и проигнорировать какую-то шутку или действие. Таких девочек обычно называют «плаксами», а мальчиков причисляют к агрессивным. Хотя ни то ни другое нельзя назвать истиной, ведь все дело просто во вспыльчивости и впечатлительности. Так как же учить ребенка владеть собой на людях?

«Хорошо» и «плохо»

Попробуйте четко и внятно объяснить ребенку, какие проявления эмоций на публике считаются уместными, а какие - уже неприличными. Можно негромко похлопать в ладоши, когда радуешься чему-то, но нельзя кричать, даже если это крик от восторга. Можно выразить свое недовольство чьим-то поступком, спокойно сказав об этом, но нельзя размахивать руками и плакать. Разумеется, одних слов об этом мало.

Основная работа родителей заключается в поиске наглядных примеров из окружающего мира. При просмотре мультфильмов обращайте внимание на чересчур эмоциональных героев и проговаривайте, что их поведение со стороны выглядит глупо и некрасиво - малыш наверняка с этим согласится. Также указывайте на экспрессивные реакции прохожих людей и обсуждайте с ребенком, почему их действия кажутся отталкивающими. Говорите прямо при оценке чужого поведения: «Разве можно так кричать? Очень бы не хотелось, что бы мы с тобой в глазах других людей выглядели так же».

Контроль и поощрение

Контролируйте ситуации эмоционального поведения ребенка при каждом возможном случае. Не ждите, когда конфликт будет исчерпан, чтобы сделать замечание дома, а подходите к малышу прямо на детской площадке и мягко выражайте свою неодобрительную позицию. Это нужно не для того, чтобы вызвать в нем чувство вины, а для того чтобы он понял, какое именно выражение эмоций недопустимо. Впоследствии, уже в домашней обстановке, поговорите о происшествии еще раз, дабы не осталось недопонимания.

При этом правило работает в обе стороны, то есть при одергивании за плохое поведение должно быть и поощрение за хорошее. Если вы заметили, что ваш эмоциональный малыш сдержался и сохранил спокойствие в трудной для него ситуации - вознаградите его ласковыми словами.

Также, чтобы соблюдать эмоциональный баланс, придумывайте занятия, в ходе которых ребенок может целенаправленно выплеснуть все накопившиеся чувства. Бой подушками, активные игры на спортивной площадке, домашний театр - что угодно, лишь бы малыш мог безнаказанно проявлять самые разные эмоции, зная, что это будет уместным.


Контролируйте... себя

Не секрет, что главная ролевая модель для каждого ребенка - это его родители. Поэтому если вам кажется, что ваш ребенок не всегда адекватно реагирует на мелочи, спросите себя - а всегда ли вы сохраняете спокойствие? Переберите в уме ситуации, когда вы сами резко отвечали на не слишком хорошее обслуживание или злились из-за плохой погоды за окном. Вполне вероятно, что малыш бурно отзывается на все происходящее просто потому, что он принимает это за норму, ведь мама и папа поступают так же.

Итак, если ваш ребенок чересчур эмоционален, ведите себя при нем более сдержанно, стараясь стать для него образцом. На разных примерах демонстрируйте положительное и отрицательное поведение с точки зрения экспрессии, а также разбирайте ситуации, свидетелем которых вы оказались. Одергивайте малыша за чрезмерную эмоциональность, не давая конфликту разгореться. И наконец, не забывайте хвалить его за проявленную выдержку и самоконтроль.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию статью о том, как помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями: гневом, страхом.

Пока ученые и педагоги обсуждают способы взаимодействия с детьми, попавшими под власть разрушительных чувств, родители ищут методы, как обучить детей навыкам эмоционального самоконтроля.

Контроль над эмоциями – привилегия человека

Авторитетный эксперт в области внутрисемейных отношений Мэри Курсинка (Mary Sheedy Kurcinka) убеждена, что стремление управлять своими эмоциями – фундаментальное свойство человека. Оно побуждает людей постоянно анализировать свои переживания и чувства окружающих, прежде чем как-то поступить. Родители и другие, ответственные за детей члены общества могут и должны обучить подрастающее поколение этому искусству.

Новейшие исследования показывают, что способность к «само-регуляции» внутренней жизни изначально свойственна человеческому потомству. «Само-контроль» подразумевает потенциальную возможность детей «затормозить» свою рефлекторную эмоциональную реакцию на внешние воздействия, чтобы превратить ее в осмысленное действие. Навыки «само-регуляции» важны не только в межличностном общении, но и в процессе совершенствования личности, выводу ее на более высокий уровень развития. Родители обязаны использовать каждый свой контакт с детьми для обучения их принципам «самоуправления». Мэри советует родителям, с чего в этом деле следует начать:

Обозначьте четкие стандарты поведения
Ребенок должен иметь четкие критерии для оценки своих действий. Например, если его поведение наносит вред ему, другим людям или окружающей среде, то он обязан остановиться и подумать, что делает не так. Когда правила не установлены или трудны для понимания, детям очень сложно себя контролировать.

Сделайте паузу
Если вы слышите от своего чада не те слова, которые ожидали – обратите на них внимание. Сделайте глубокий вдох. Ни в коем случае не злитесь. Вы должны быть не только наставником, но и образцом для подражания. Просто сделайте паузу и скажите в ответ, «Давай попробуем еще раз. Я внимательно слушаю. Я понимаю, что ты хочешь мне сказать нечто важное. Скажи это так, чтобы у меня была возможность помочь тебе». Если лексикон вашего малыш еще только формируется, научите его «комфортным» на ваш взгляд выражениям.

Например:
«Пожалуйста, позвольте мне сделать это иначе…»
«Пап, не мог бы ты мне дать…»
« Я начинаю волноваться, прошу вас – помогите мне…»
«Обратите на меня внимание, пожалуйста…»

Только спокойствие
Если ваш ребенок пытается драться, остановите его, даже если он при этом разозлится. Когда он начинает ломать игрушки или бросать мяч в люстру – оставьте все дела и успокойте его. Это позволит вашему потомку понять, что он ведет себя неправильно, и быстрее усвоить правила поведения в семье.

Постоянно будьте «на связи» со своим ребенком
Никогда не замечали, что ваш малыш начинает нервничать, когда вы висите на телефоне? Он понимает, что, хотя вы физически рядом, ваше внимание где-то очень далеко от него. Пристальное внимание к ребенку позволит вам вовремя его успокоить, и тем самым облегчит вашу педагогическую задачу.
Постоянная «настройка» на детей повышает ваши шансы на взаимное признание презумпции «лучшего намерения» в поведении потомства. Например, в такой ситуации: ваш четырехлетний ребенок подбежал и врезался в своего восьмилетнего брата, когда тот спокойно играл. Вместо того чтобы немедленно предъявить проказнику обвинение, вы смотрите ему прямо в глаза и вкрадчиво спрашиваете: «Что ты хотел сказать своему брату, когда толкнул его?»

Дайте ребенку возможность расслабиться
Внутренне напряжение мешает продуктивному обучению. Очень важно дать ребенку расслабиться перед педагогическим воздействием. Создайте для него в доме «успокоительное пространство» из любимых книг, рисунков или других вещей, которые его радуют и, следовательно, успокаивают.
Если ваш ребенок слишком расстроен, чтобы успешно заниматься с вами – дайте ему время успокоиться. Если под рукой не окажется «расслабляющих пространств», просто сделайте паузу. Главное в этом деле – дать ребенку спокойно прийти в себя и подготовиться к занятиям.

Когда ваш ребенок отказывается навести порядок в своей комнате, скажите ему, что вы не сможете это сделать без его помощи. Когда он успокоится, помогите ему собрать игрушки, но не начинайте без его участия. Такой подход хорош и для старших детей. Если они отказываются вам помочь в чем-то, дайте им понять, что их участие важно для вас. Если они хотят сначала погулять с друзьями – пусть идут. Главное, чтобы, в конечном счете, они выполнили вашу просьбу добровольно.

Закрепляйте достижения
Мэри заметила, что родители чаще всего забывают о завершающем, самом важном этапе эмоционального воспитания – регулярной «тренировке» полученных навыков «укрощения» сильных эмоций в повседневной жизни. Мэри советует постоянно проводить со своим ребенок «разбор полетов» по каждому чрезмерному волнению и учить «наизусть» те слова, интонации и действия, которые помогли его преодолеть.

Если ситуация вновь накаляется, и ребенок вдруг «забыл» нужные слова, просто напомните ему: "Мы уже говорили об этом. Попробуй еще раз. Я внимательно слушаю». Если такой эмоциональный тренинг порадует вас результатами, г-жа Курсинка настоятельно рекомендует сделать его неотъемлемой частью ежедневного общения в вашей семье. Как только ваш ребенок вновь начнет капризничать, не отвечайте ему взаимностью, а попытайтесь наладить конструктивный диалог.

Управление детским гневом: тонкая настройка вместо подавления

Многие родители хотят научиться управлять гневом своих детей. Наверное, потому, что их потомство выражает свои эмоции действием, а они не могут этот процесс контролировать. Это не просто раздражает старших, а, как они считают, негативно воздействует на всю семью.

Известный исследователь детской психологии, д-р Дебби Пинкус (Debbie Pincus) утверждает, что манипулировать детскими эмоциями не только невозможно, но и вредно для ребенка. Вмешательство во внутреннюю жизнь раздражает малыша, а все попытки его успокоить только подливают масла в огонь. Естественная реакция ребенка, как и любого человека – противостоять любым формам контроля над своими чувствами. В это трудно поверить, но лучший способ справится с детским гневом – перестать пытаться управлять им.

Сохраняйте дистанцию
Чтобы действительно разобраться, как поладить с рассерженным ребенком, Дебби советует непредвзято рассмотреть модель ваших с ним взаимоотношений. Часто в ее основу заложен родительский миф о том, что папа с мамой несут ответственность за все мысли, чувства и поступки своих детей. Если вы действительно хотите преуспеть на этом поприще – будь готовы, что ребенок встретит такое «воспитание» в штыки и отреагирует на него новыми проступками и гневом.

Родители отвечают не за каждый поступок или чувство ребенка, а за свое отношение. Позвольте своим детям стать самостоятельными личностями, иметь собственные чувства и взгляды. Дайте им получить опыт возникновения и преодоления гнева, а не пытайтесь «внедрить» в них какое-то другое чувство. Будьте эмоционально независимы от своего ребенка – и вы сможете понять его чувства более четко и реалистично.

Например, ваш 6-летний сын хочет позавтракать в «блинной», но вы предпочитаете, чтобы там пообедал его брат. Обиженный малыш дуется и злится за едой, и такое настроение сохраняется у него на весь день. Не делайте ошибки – не позволяйте его злости овладеть и вами. Вы можете быть раздражены его капризами и попытаетесь развеселить малыша. В ответ вы получите только возросший гнев. Ребенок понимает, что вы пытаетесь подавить его чувство, и это лишь усугубляет неблагоприятную ситуацию.

Что вам нужно делать? Абсолютно ничего. Позвольте ребенку злиться и дуться. Не торопитесь как-то реагировать. Всеми доступными средствами вы должны дать ему понять примерно следующее: «Ты сейчас злишься, а не я. Можешь продолжать в том же духе – это не испортит мне настроение. И я не стану от этого меньше тебя любить».

Таким образом, отстранитесь от раздраженного ребенка и его негативных эмоций. Сохраняйте дистанцию, пока ваш потомок злится. Дайте ребенку понять, что этим вы не наказываете его и «вернетесь», когда он успокоится. Вы как бы говорите ему: «Ты можешь гневаться, но без меня. Твоя злоба не даст тебе ничего».

Как эффективно работать с детским гневом

Когда дети не слушают вас или злятся, они пытаются навязать вам аргументацию противостояния. Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – держать себя в руках и подбирать варианты адекватных действий. Главное – эмоционально отстранится от ребенка, сдержать свои рефлекторные реакции на его гнев. Вы можете просто уйти, спокойно сказав: « Поговорим позже, когда мы оба успокоимся». После этого не втягивайтесь в общение со своим отпрыском, как бы он не старался это сделать. Скажем, вы заперлись в спальне, но ваш потомок барабанит в дверь для продолжения разговора. Не обращая внимания на его попытки снова войти с вами в контакт, включите громче радио или телевизор. Главное – на время дистанцироваться от скверных эмоций ваших детей, пока они их полностью не выплеснут.

Как избежать эскалации напряженности в ситуации, когда ваш ребенок злится? Мэри предлагает конкретные меры:

1. Не пытайтесь изменить чувства и поведение ребенка – это только усилит напряжение. Дайте своему отпрыску возможность сполна испытать на себе, что такое гнев и раздражение. Приобретение опыта – один из важнейших условий достижения зрелости.

2. Взгляните на своего ребенка как можно объективнее. Постарайтесь дистанцироваться от него эмоционально. Посмотрите на мир его глазами. Позвольте ему пережить чувства, которые вас расстраивают.

3. Ваш ребенок – не вы. Смиритесь с тем, что у него возникают чувства, которые вас раздражают - и вы найдете полезные для него ответы. Вы поможете ему управлять своими эмоциями, если научитесь это делать сами.

4. Думайте, а не сопротивляйтесь. Спросите себя: «Когда мой ребенок начинает сердиться, почему я раздражаюсь? Как мне справиться со своими чувствами, чтобы не подливать масла в огонь?». Помните, что вести себя «правильно» должны в первую очередь вы, а не дети. Ваш ребенок должен набираться опыта собственных переживаний. Проанализируйте принципы, которым вы пытаетесь следовать, когда реагируете на поведение своего отпрыска.

5. Дождитесь, когда ваш ребенок сам попросит помощи в обуздании своего гнева. Если поспешите – получите новое раздражение в ответ. Вы сможете проанализировать истинные мотивы поведения ребенка, если только он сам этого захочет. Это может случиться, например, когда он устанет, проголодается или дойдет в своем раздражении до предела. Обсудите тогда с ним причины его раздражения и составьте совместный план действий по их устранению.

Скажите ему что-то вроде этого: «В следующий раз, когда ты будешь сильно злиться – остановись и сделай глубокий вдох. Подумай, что ты хочешь сделать или сказать. Подумай, какие у тебя есть варианты получить что-то хорошее для себя вместо плача или плохих поступков».

Как научить детей управлять страхом

Известная американская исследовательница детского характера, доктор Мишель Борба (Michele Borba) рассказывает на своем сайте, что в последнее время родители часто сообщают ей о необъяснимых приступах страха (тревоги) у своих детей.

«Моя дочь прекрасно ведет себя дома, но впадает в ступор, когда нужно идти в школу…»
«Мой сын не похож сам на себя. Он вдруг стал раздражительным и угрюмым..»
«Я не знаю, как помочь моему ребенку заснуть. Он просит не выключать свет и вскакивает ночью с кровати…»
«Моего сына мучают ночные кошмары…»
«Мой сын, который всегда любил школу, внезапно отказался в нее идти..»

И не один родитель не знает, что с этим делать.

Все мы мечтаем о безоблачном детстве для своих потомков, но наш мир непредсказуем и полон угроз. Мишель считает, что взрослые не в силах оградить своих детей от пугающих событий и убедить их «не тревожиться понапрасну». Лучшее, что родители с учителями могут и обязаны сделать – обучить детей не только успешно противостоять страху, но и эффективно управлять своими тревожными состояниями. Современные исследования предлагают для этого проверенные методики. Мишель рассказывает о некоторых из них.

1. Контролируйте каналы поступления страха

Современные медиа – кинофильмы, музыкальные клипы, видеоигры, вебсайты и даже новостные телепрограммы – могут инициировать или усилить тревожные состояния у ваших детей. Поэтому возьмите под контроль воздействие СМИ на вашего ребенка, особенно перед сном. А еще лучше, научите детей отключать те каналы информации, которые их раздражают.

2. Разделите с ребенком его тревоги

Поощряйте детей рассказывать о своих страхах. Превращение страха в обычные слова делают его управляемым. Стремитесь «поймать» пришедшие к ребенку тревоги раньше, чем они превратятся в полноценные страхи. Также обсуждайте в кругу семьи и свои эмоции. Это продемонстрирует вашим детям, что открывать внутренние переживания близким людям – нормальная и эффективная практика облегчения душевного напряжения.

3. Обеспечьте детей спокойствием

Помогите своему ребенку почувствовать себя в безопасности. Не преуменьшайте при этом силу собственных слов. Ваше уютное «все будет хорошо» даст ребенку уверенность в своей защищенности, что позволит ему быстрее совладать со страхом. Родительское слово поддержки станет для ребенка образцом – в следующем поединке со страхом он будет твердить себе именно эту фразу.

4. Предоставьте ребенку стабильные ожидания

Одна из мощнейших причин страха – неопределенность. Детей пугают непредвиденные последствия некоторых действий и ситуаций. Часто, для преодоления страха, ребенку достаточно знать, что он надежно защищен от несчастных случайностей. Например, если ваш ребенок беспокоится о надежности своей школы, расскажите ему в подробностях о школьном плане обеспечения безопасности. Убедите его, что учителя, полицейские, пожарные, врачи города готовы оперативно отреагировать на любую нештатную ситуацию. Если такой план существует на бумаге, обязательно покажите его своим школьникам.

Литературные ужасы («ужастики») помогают преодолеть реальный страх. «Библиотерапия» позволяет детям «разделить» свой страх с вымышленными персонажами, с которыми они себя отождествляют в процессе увлекательного чтения. Ребенок восклицает: «Боже! Кто-то еще чувствует точно так же, как и я!» и родители получают великолепную возможность на литературном примере понять все нюансы его тревоги. Кроме того, воплощение ужаса в слова делает это чувство ручным.

6. Фразы бесстрашия

Научите своего ребенка преодолевать страх с помощью позитивных выражений, вроде «Я могу это сделать», «Я справлюсь с этим», «Это не проблема». А лучше всего, пусть ребенок повторяет весь день одну «бесстрашную» фразу, чтобы в результате он вспомнил ее даже в кошмарном сне.

7. Изучайте техники релаксации

Тревожные состояния, как правило, провоцируют сильное напряжение детского сознания. Его успешно снимают несложные физические и эмоциональные упражнения. Выучите эти действия «наизусть», что бы ребенок мог их автоматически выполнить даже спросонья:

Чувствуя нарастание тревоги, полезно представить себя плывущим на облаке или млеющим на пляже. Медленный, глубокий вздох снимет тревожное напряжение. Пусть ваш ребенок представит, что его легкие заполнены до краев и, выпуская из них воздух, он избавляется от страха. Посоветуйте подростку записать на MP3-плейер успокаивающую музыку.

8. Крепкие объятия – защита от страха

Когда наши дети тревожатся – мы инстинктивно стремимся их обнять, чтобы успокоить. Исследования показывают, что наш инстинкт прав! Крепкие родительские объятия действительно помогают снять (облегчают) тревожное напряжение наших детей. Исследователи из университета в Майами пришли к выводу, что массаж, растирание спины и объятия особенно полезны детям в критических эмоциональных состояниях. Научите детей проситься к вам в объятия в моменты тревоги. Тем же отпрыскам, которы6е считают себя «уже взрослыми», предложите семейный массаж спины или плеч.

9. Управляйте страхом силой воображения

Учите детей использовать свое богатое воображение для обуздания страха. Помогите им изгнать из своих фантазий злодеев и монстров, заменив их пришедшими на помощь ангелами и рыцарями. Практика создания желаемой фантазии позволяет сегодня помочь военнослужащим преодолеть посттравматический синдромом. Этой методике стоит научить и ваших детей.

Мишель приводит в пример рассказ одной матери, придумавшей отличный способ отгонять «монстров», которых ее ребенок «встречал» в туалете. Изобретательная женщина использовала в борьбе с чудовищами обычный пульверизатор: наполняя его водой, она говорила дочери, что в баллончике – магическое зелье для уничтожения монстров. Девочка поверила маме, побрызгала «снадобьем» в туалете, и заявила родителям, что жидкое оружие «отлично работает».

10. Доверьте ребенку «штурвал» (управление страхом)

Исследования показывают: уверенность в том, что вы контролируете ситуацию, ослабляет чувство тревоги. Помогите вашему ребенку составить собственный план покорения страха. Начните с определения причин тревоги. Например, ваш ребенок жалуется: «Странные тени на стене пугают меня и не дают уснуть в темноте». Вы ставите вопрос «Что поможет тебе почувствовать себя в безопасности?» и вместе обсуждаете, что поможет ему овладеть ситуацией и успокоиться. При такой постановке проблемы ребенок быстро находит решение: «Нужно положить мне под подушку фонарик и отодвинуть мою кровать от книжного шкафа».

Да наш мир неустойчив и непредсказуем. Мы не можем полностью оградить наших детей от негативных воздействий окружающей действительности. Но нам вполне по силам научить их покорять свои страхи и избавляться от тревог.

Вопрос психологу

Добрый день!Мне 48 лет,замужем,имею 3 детей 25(у нее уже своя семья),18 и 6 лет.В детском саду на сына постоянно жалуются воспитатели(и не только когда я его забираю, а даже звонят мне во время работы). Мы с мужем очень переживаем по этому поводу.В саду предложили обратиться к психиатру, и мы сходили на прием. Психиатр сказал, что проблем по психиатрии у него нет, он хорошо идет на контакт.Проблема сына в том, что он очень бурно реагирует на запреты, и делает все, что считает нужным.Получив отказ или услышав, что его будут наказывать, он может с силой стучать дверью или стучать по столу или выскочить за пределы группы.У него в этот момент вспышка гнева, с которой он не может справиться.Дома сын тоже может вспыхнуть, но ничем не сучит, зная, что мы его можем наказать.В основном наказание заключается в стоянии в углу, запрета на мультики.Каждый год летом вместе с сыном ездим в отпуск.Второй год водим на гимнастику, сейчас в саду ходит на шахматы и подготовку к школе.В играх с детьми может убежать и сказать, что обиделся, если что-то другой ребенок не дают то, что ему нужно сиюминутно.Спит хорошо,но есть у него с детства вредная привычка: он сосет 2 средних пальца и крутит волосы (поэтому всегда стрижем его коротко). До полгода он сосал одну соску,когда пришло время ее менять, новую соску он не принял и стал сосать пальцы, а когда не мог, то даже мог сосать край одеяла.Сосет до сих пор, когда смотрит мультики и ничем не занят, прячет пальцы, чтобы мы не видели.Мы его за это ругаем.Пробовали по-разному разговаривать насчет поведения в саду, обещает, но толку нет.Дома на ночь читаем книги, делаем задания. Он плохо говорит, но понятно, занимается в саду с логопедом, да и дома мы под ноутбук занимаемся артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.Во время занятий в саду сам балуется и мешает другим слушать.А впереди школа.Постоянно объясняем ему нормы поведения, но нет никакого толка.Как научить ребенка управлять своим поведением: контролировать эмоции и гнев.Я чувствую себя разбитой,ноги не ведут в сад.У старших девочек никогда не было таких проблем.


У старших девочек никогда не было таких проблем.

Они же - девочки:)!

А с отцом у мальчика какие отношения?

Кто в семье гневлив и обидчив, кто в роду

очень бурно реагирует на запреты, и делает все, что считает нужным
Постоянно объясняем ему нормы поведения, но нет никакого толка

да, возможно,для ребенка это сложно!

Второй год водим на гимнастику, сейчас в саду ходит на шахматы и подготовку к школе

так может занять мальчишку чем-то, что больше подходит ему по его темпераменту? Чем в чешках носочек тянуть и сидеть часами (минутами!) над доской, возможно, ему по душе футбол, хоккей, борьба, бег... Где он может выплеснуть свою энергию!

Консультирую в Москве, Орехово-Зуево и его окрестностях, по Skype

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Вы знаете, первая мысль, которая возникла от Вашей истории - а ведь этот мальчик знает, чего хочет!:)

Проблемой может являться сочетание двух обстоятельств - во-первых, "Он плохо говорит", а во-вторых, ваши воздействия направлены преимущественно на то, чтобы научить контролировать (т.е. по сути подавлять) эмоции и гнев, а не на то, чтобы научить адекватно их выражать.

Гнев, злость, обиду можно выразить словами, но для ребенка это очень непростая задача, обычно он учится понимать свои чувства с помощью взрослых и так обретает над ними контроль. Попробуйте вместо привычной тактики "ругания" и "наказания" проговорить ребенку то, что происходит в его душе.

Действительно полезным было бы совместное посещение детского психоаналитика.

Дорофеева Ольга, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Все, что происходит с ребенком, окрашивается определенными эмоциями. Все воспоминания у малышей ассоциируются с эмоциями. Эмоциональная сфера помогает детям выражать свои чувства, которые проявляются с помощью жестов, мимики, слов, взглядов, движений.   Эмоции – это совокупность переживаний, связанных с наличием или отсутствием удовлетворения определенных интересов. Под воздействием эмоций дети совершают как положительные, так и отрицательные поступки.

Дети должны учиться правильно проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции, чтобы впоследствии не жалеть. Ученые пришли к выводу, что нельзя сдерживать эмоции, в особенности отрицательные. Такие эмоциональные состояния следует проявлять конструктивно, чтобы не задевать самолюбие окружающих.

Важно! С особой осторожностью относитесь к эмоциям маленьких детей, поскольку они тесно связаны с их чувствами. Не забывайте, что малыши очень тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослых. Эмоции, которые выражают родители, сильно влияют на детей.

Когда малыши начинают проявлять эмоции?:

Дети проявляют свои эмоции с первых минут жизни. Новорожденные общаются с окружающим миром с помощью эмоций. Таким же образом родители учат малютку реагировать на различные события. Если мама пугается громких звуков, то и малыш будет демонстрировать эту эмоцию на громкость. Если в ответ на внезапный звук мама будет смеяться, то и ребенок будет также реагировать на данную ситуацию. Так мама учит ребенка реагировать на разные события: тревожиться, смеяться, плакать, улыбаться.

Дети учатся проявлению различных эмоций у взрослых, которые находятся рядом с ними. Главными людьми, которые учат детей различать и контролировать эмоции, являются родители.

Что означают детские эмоции?:

Существует несколько видов эмоций у детей. К ним относятся состояния:

Радости
гнева
интереса
удовольствия
удивления
горя
страха
вины
стыда
презрения

Каждое эмоциональное состояние играет свою роль. Отрицательные эмоции сообщают, что человека что-либо не устраивает. Положительные говорят о том, что все устраивает, малышу что-то нравится. Удивление возникает, когда реальность не соответствует ожиданиям, интерес возникает в предчувствии хорошего события, страх предупреждает о надвигающейся опасности. Каждому ребенку хочется переживать только положительные эмоции. Для этого он должен делать все, от чего они возникают.

Как научить малыша различать эмоции?:

Называйте собственные эмоции и эмоции малыша
рассказывайте ребенку о разнообразии эмоций
показывайте ребенку картинки с эмоциями, изображайте их на своем лице. Предлагайте это повторить малышу
играя с ребенком, изображайте поведение разных животных: злого волка, хитрой лисы, трусливого зайца, радостного котенка
просматривайте с ребенком фильмы, в которых персонажи ярко проявляют свои эмоции
анализируйте с ребенком поведение героев сказок, стихов, рассказов

У детей дошкольного возраста психика еще не сформирована, поэтому им тяжело учиться управлять своими эмоциями. Очень важно научить малыша безопасно их проявлять. Не существует плохих и хороших эмоций. Они могут быть только приятными и неприятными.

Плохие эмоции полезны:

Причины, по которым негативные эмоции играют положительную роль на развитие ребенка:

Страх предупреждает об опасности
неудовлетворенность побуждает к действию
благодаря негативным эмоциям ребенок ощущает всю полноту жизни
агрессия может помочь достичь победы в спорте

Многие родители совершают ошибку, если поощряют проявление только положительных эмоций и отрицают проявление негативных. Прислушиваясь к пожеланиям родителей, дети скрывают страх, гнев, злость, что может привести к психическим расстройствам. Во время сильного эмоционального напряжения у ребенка снижается познавательная потребность, ему ничего не интересно.

Важно! Давайте возможность выходу всех эмоций у ребенка!

Запрещать проявление негативных чувств нельзя!:

Если взрослые постоянно препятствуют выражению малышами негативных эмоций, это может привести к таким последствиям:

Ребенок учится подавлять собственные эмоции, а не контролировать их
происходит накопление отрицательных эмоций, что приводит к неадекватному поведению
сдерживание отрицательных эмоций может привести к заболеваниям, психическим нарушениям
подавление эмоциональных проявлений приведет к игнорированию детских проблем
у малышей формируется комплекс неполноценности
неумение управлять эмоциями формирует импульсивное поведение у детей

Ребенку сложно научиться управлять своими эмоциями, если родители сами не овладели такими навыками, а выражение эмоций происходит в форме агрессии и крика.

Важно! Взрослые должны начать с управления собственными эмоциями, прежде чем приступать к работе над эмоциональной сферой своего малыша!

Влияние на детей негативных эмоций родителей:

Проявление гнева взрослых на маленьких детей провоцирует цепочку негативных ощущений
при постоянном проявлении взрослыми отрицательных эмоций происходит нарушение контакта и взаимосвязи с детьми
у малыша формируется негативное отношение к окружающему миру и собственному "Я"
запреты на проявление детьми чувств (например, "Не плачь", "Не смейся", "Не кричи", "Не разговаривай") лишают малыша индивидуальности, детской непосредственности
проявление отрицательных эмоций у взрослых формируют у ребенка неуверенность в своих силах, чувство вины
Негативные эмоции взрослых могут появляться в качестве ответа на плохие действия ребенка с помощью:
выразительной мимики
внятного голоса
тоном, который не пугает малыша

Влияние на ребенка положительных эмоций взрослых:

У ребенка формируется стойкая эмоциональная связь со взрослым
положительные эмоции взрослого побуждают у ребенка интерес
жизнь ребенка наполняется радостью, становится полноценной

Только родители смогут научить малыша полноценно чувствовать, ощущать и правильно реагировать на разные ситуации!

Как научить ребенка выражать эмоции?:

Взрослым необходимо уметь выслушать малыша обо всех неприятностях, которые у него произошли
повышенное внимание следует уделять положительным эмоциям ребенка
с целью обучения управлению эмоциями используйте игры

Родители должны учиться осознанию своих чувств. В этом помогут такие занятия, как йога и медитация, ведение дневников, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, рисование
использовать отрицательные переживания малыша с целью сближения с ним
выслушивать малыша, проявлять сочувствие
учить малыша назвать словами свои эмоции
установить грани плохого поведения: зеленая – разрешается, желтая – с действиями можно смириться, красная – недопустимые действия. Объясняйте ребенку, что существует множество способов проявления чувств. За плохое поведение применяйте систему наказаний – отсутствие наград, лишение чего-то, отказ от внимания к ребенку и т.д.
помогать ребенку в решении его проблем, но не делать все вместо него

Если малыш переживает такие отрицательные эмоции, как злость, раздражение, недовольство, необходимо родителям вместе с ним:

Потопать ножками
побегать и попрыгать
глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть
побить подушку
подраться подушками
замесить тесто
надуть воздушный шарик
потанцевать
скомкать кусок бумаги и бросать его
нарисовать обидчика, смять лист, потоптаться по нему
порвать листок бумаги на маленькие кусочки
громко кричать
поплакать

Волшебные предметы, помогающие освободиться от негативных эмоций:

"сказочная" коробочка, в которую можно кричать
бумага, которую можно смять, порвать, побросать в цель
карандаши, которыми можно рисовать неприятные ситуации, а затем зачеркнуть или смять изображение

Приемы обучения контроля эмоционального состояния ребенка:

Упражнение "Счет". Закрыть глаза и мысленно посчитать до 10

Упражнение "Мой досуг". При накоплении негативных эмоций предложите ребенку собрать пазлы, нанизывать бусинки, сложить свои игрушки, принадлежности

Упражнение "Глубокое дыхание". На вдохе говорить: "Спокойно", на выдохе говорить медленно: "Злость прочь"

Упражнение "Быстро – медленно". Сначала движения выполняйте в быстром темпе, затем – в медленном (приседание, хлопки, ходьба)

Упражнение "Шепот". Лечь рядом с ребенком и разговаривать с ним шепотом

Прослушивание спокойной музыки

Накопившиеся эмоции ребенка можно выразить с помощью игр, в которых он никому не причинит вреда, а освободится от негативных переживаний. Необходимо учить малыша выражать отрицательные эмоции в приемлемой словесной форме: "Я расстроен", "Меня это огорчило" и т.д.

Игры для обучения ребенка управлению своими эмоциями:

Игра "Робот". Представить себя роботом, напрягая руки и ноги. Затем робота "выключили" и он резко расслабился (упасть, сесть, наклониться)

Игра "Злюка". Ребенок "разозлившись", сильно бьет подушку

Игра "Снежные бои". Изготовить бумажные снежки и устроить сражение

Игра "Весело – грустно". Предложить малышу вспомнить веселую историю и улыбнуться, а затем грустную – сделать печальное лицо

Игра "Рисуем эмоцию". Предложить ребенку нарисовать лица, выражающие разные эмоции: грусть, радость, удивление, печаль, злость, счастье

Уделяйте внимание эмоциональному развитию своего ребенка! Обучая ребенка навыкам управления эмоциями, научитесь сами владеть ими. Побольше вам положительных эмоций!