Сценарий праздника «Проводы зимы» в начальной школе. Сценарий на праздник Масленица «Проводы зимы

Сценарий праздника «Масленица» (начальная школа)

Тема : Проводы зимы. Масленица.

Цели:

1. Познакомить учеников с традициями и обрядами русского народа.

2. Способствовать развитию творческих и артистических способностей детей.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

Регулятивные УУД:

    учить определять и строить план действий для выполнения определенного задания, вносить коррективы в действия на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

    расширение знаний учащихся о русской культуре;

    развитие интереса к своей истории, представлений о народных обрядах.

Основные понятия:

Названия дней масленичной недели, народные пословицы,игры и песни.

Мероприятие проводится в зале, чаепитие проводится в классах, сжигание чучела - на улице.

Подготовка к мероприятию: экскурсионная поездка в Коломенское (для сбора информации и погружения в среду фольклорного праздника), составление сценария, разучивание слов, изготовление чучела и элементов оформления зала, подготовка костюмов для праздника (всем ученикам), родители пекут блины, накрывают столы для чаепития.

Ход праздника:

1-й скоморох:

Собирайся, народ!

Весна красная идёт!

Надо Зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

2-й скоморох:

Весёлый и красивый есть праздник на Руси,
Его все ждут и любят – хоть у кого спроси.
Широкое гулянье, катанье на санях,
Румяный символ солнца на улице в блинах.
3-й скоморох:

Народ весну встречает, прощается с зимой
И чучело сжигает – обычай есть такой,
Чтоб добрым, урожайным был наступивший год.
И тают зло и стужа, холодный тает лёд.
4-й скоморох:

Русскую зиму проводить нам нужно
Весело, шумно, задорно и дружно!
Всех друзей без исключенья
К нам зовём на представленье!
5-й скоморох:

Спешите все! Спешите все!
Весна вас ждёт во всей красе!
И здесь сейчас появится, как солнышко красна,
Чудесница, красавица волшебница Весна!

Звучит весенняя мелодия, появляется Весна.

Весна:

Я весна красная, красная
Солнечная ясная, ясная
Выйдет в поле солнышко и растает горушка
Я снежком умоюсь, зеленью прикроюсь
Буду ещё краше на просторах ваших!

Всем в пояс кланяюсь,

Желаю лета красного,

Урожая богатого,

Изобилия и утех,

И добра на всех!

Звучит фонограмма завывающего ветра, появляется Зима.

Зима: Рановато вы решили шубы сбрасывать, не уступлю я так просто право своё.

Скоморохи (вместе): Зимушка - зима, промёрзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждём не дождёмся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?
Зима. Посмотрю, подумаю. Если меня позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох: Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Встанем в хоровод и споём песню.

(Исполняется песня на мотив «Во поле берёзка стояла…»)

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит

Люли, люли, проходит (2р.)

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит,

Люли, люли приводит (2р.)

Встаёт солнышко пораньше,

Светит красное подольше

Люли, люли подольше (2 р.)

Тёплый луч на снег бросает,

От нег снежок и растает,

Люли, люли растает (2р.)

Прощай, саночки, конёчки,

Наши зимние дружочки,

Люли, люли дружочки (2р.)

Зима и Весна кружатся в центре хоровода, на последнем куплете Зима уходит.

Весна: Ну вот, Зима ушла, пора Масленицу встречать.Давайте позовём её все вместе.

1 – й скоморох:

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На санях покататься

В блинах поваляться.

2-й скоморох:

Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трёх матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться!

3-й скоморох:

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

4-й скоморох:

Ой, Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным блином.

5-й скоморох:

Дорогая гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, лапти красные,

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, на широкий двор!

Входит девочка (Масленица) с чучелом.

Весна: Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали – на семь недель,

Оказалось – на семь дней.

С чем пришла ты, Масленица?

Масленица: Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник урожая и изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет. Каждый день масленичной недели имеет своё название. Первый день – Встречи, в этот день начинали печь блины.

Ученики 1 класса «А»:

Как на масляной неделе,

Из печи блины летели!

Масленица - угощай.

Всем блиночков раздавай.

У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И... блины-то все поели.

Конкурс «Принеси блины» (От каждого класса по 5-8 человек +1 подающий блины. Кулинарными щипцами нужно подцепить «блин», вырезанный из жёлтого картона, с тарелки подающего и перенести на тарелку, стоящую на столе на расстоянии 5-6 метров от команд.)

Ученики 1 класса «Б»: Второй день – «Заигрыши». В этот день наряжались в разные одежды и надевали маски. Ряженые потешали народ.

1 ряженый: Принимайте гостей со всех волостей!

2-й ряженый: Слышали мы, что собрались вы здесь зиму провожать – масленицу встречать?

Мы на праздник к вам пришли,

Еле-еле вас нашли!

Услыхали дружный смех,

Значит праздник здесь для всех!

Здесь ли пахнет пирогами

И душистыми блинами?

Мы с частушкой к вам пришли

И веселье принесли!

Исполняют частушки.

Ученики 1класса «В»:

Среду называют Лакомкой.

Нынче лакомка у нас.

Угощенье – это раз!

Объеденье – это два!

Пляски прямо у стола!

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске,

Масленица, Масленица,

Всё кругом как в сказке!

Исполнение народной песни ученицами 1 класса «В» «Масленица-кривошейка»

Игра «Русские пословицы». (Заранее готовятся 5 «блинов» из цветного картона, на которых написаны начала известных пословиц. Вызываются по 1 человеку от класса.)

Масленица: Ну-ка встаньте в ровный ряд,

Руку протяните,

И от Масленицы блин

Вы себе возьмите!

А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжите пословицу!

1. Делу время,.......... (ученик отвечает:...потехе час)
2. Землю красит солнце, ................а человека.... труд.

3. Терпение и труд...................... все перетрут
4. Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей

Ученики 1 класса «Г» : Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Люди! Нынче «Разгуляй»!
Тройка, прокати-ка!
Надо зимушку прогнать
И весну покликать.

Не растут покамест травы -
Будут санные забавы.
Эх, гуляйте, россияне!
Ну а мы спешим за вами!

Мы прокатимся по солнцу,
Сделав полный оборот,
Запряжем лошадку, хлопцы,
Ну и с песнями вперед!

Песня «Как на тоненький ледок» (инсценировка)

Масленица: Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница - «Тещины вечерки»!
Пятый день уж наступает, а народ не убывает!
К теще на блины идем и друзей с собой ведем!
Развеселая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

Конкурс «Петушки» (Вызываются по 1 человеку от класса, каждому сзади прикрепляется «хвост» из цветных лент. Выигрывает тот, кто сохранил свой «хвост» и оставил без «хвоста» соперников.)

Масленица: А в субботу не безделки -
«Золовкины посиделки»!
Красны девицы, вставайте,
Для гостей вы наряжайтесь.

Конкурс «Наряди золовку». (От класса 1 девочка «золовка» и 6-8 человек учеников, которым выдаются платки, шали, бусы. По одному человеку дети подбегают к «золовке» и наряжают её. Побеждает тот класс, чья «золовка» сможет потанцевать под весёлую народную песню, не растеряв свои наряды.)

Масленица: Вот и наступил последний день Масленицы - воскресенье - «Прощеный день», «Проводы Масленицы».
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И всё друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
1-й скоморох:
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.
2-й скоморох:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
3-й скоморох:
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями.
4-й скоморох:
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
5-й скоморох:
По старинному русскому обычаю зиму провожали - чучело сжигали.
Давайте с пляской простимся с зимой.

(Звучит плясовая народная музыка, дети танцуют. Затем все идут по классам на чаепитие, а потом выходят на улицу, где сжигают чучело).

Звучит песня хора приветственная.

1-й – Эй, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!
2-й – Милости просим к нам на праздничные гулянья.
У нас сегодня представленье -
Всем на удивленье.
3-й – Приходите все без стесненья:
Билетов не надо -
Предъявите хорошее настроение!
4-й – Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
5-й – Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну
заклинаем!
6-й – Маслена-честная, веселая, широкая - так называли неделю
перед Великим постом на Руси. Не было на Руси семьи, дома,
двора, селения и города, где бы не отмечали масленичную
неделю.
7-й – Масленица была русским карнавалом, справлявшимся
шумно, весело и разгульно. В народе называли её “весёлой”,
“широкой”, “пьяной”, “обжорной”,”разорительницей”
8-й – С первых дней Масленницу старались отпразновать как
можно веселее, сытнее, богаче и радостнее.
9-й – Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь,
Наши милые друзья!
10-й – Отдыхайте, веселитесь.
Здесь скучать никак нельзя!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!

Звучит песня «Зорюшка». Хор уходит. Ведущий остаётся.

Ведущая: – День первый - понедельник - встреча Масленицы.
Выезжала честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях козырных,
В широкой лодочке
Во велик город пировать,
Душой потешиться.

Звучит масленая фонограмма, Масленица идет с девочками, несут радугу.

Ведущий (пока идет Масленица) – Едет Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Живет Масленица 7 деньков,
Оставайся с нами 7 годков!
Заходят на сцену.

Масленица – Спасибо, дорогие, что приветили!
Ведущая: – Дорогая наша гостья Масленица,
Прими от нас блинчиков,
Блинчиков поджаристых.
С добром и миром тебя встречаем.
Масленица. – Встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче
масленицу отпразднуете - тем богаче год будет.
Я - Масленица-кривошейка,
Встречайте меня хорошенько,
С блинами, с каравайцами, с вареничками.

Девочки читают стихи.

1 – я – Душа ль ты моя, Масленица сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах поваляться!
2 – я – Дорогая наша гостья Масленица, Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная!
3 – я – Платок беленький, новомоднекький, брови черные, наведенные.
Шуба синяя, ластки красные, лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные! Ждали тебя, Масленница, готовились.
4 – я – Масленница – кривошейка, встретим тебя хорошенько.
С блинами, с каравайцами, с вареничками и с печеным яйцом и с
песнями.

Звучит песня в исполнении фольклорного ансамбля.

Ведущая: – Наша дорогая Масленица, надолго ли ты к нам пришла?
Масленица – Всего на семь дней! Пришла к вам с песнями, с играми да с
Плясками! Ой, уж весело будет! Эх, веселиться хочу, а вы
готовы повеселиться?…отвечают ….Отлично, начинаем!

Спускаются со сцены. Хоровод Радуга под фонограмму.

Исполняется хороводная игра под звучание русской народной мелодии. Ход игры. Масленица водит всех взрослых и детей “восьмеркой” за собой (движение “ниточка с иголочкой”). С окончанием музыки Масленица указывает рукой на какую-либо пару детей или взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образуя “воротца”. Остальные дети проходят, ведомые Масленица, в эти воротца. С окончанием музыки воротца захлопываются. Внутри “воротцев” остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладошки.

Масленица – А теперь для тех кто замерз потанцуем немного.
Под мелодию русской народной песни дети по показу взрослого выполняют простейшие танцевальные движения.
Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все потопаем,
Все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать.
Все похлопаем,
Все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По плечикам,
По плечикам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.
Масленица – Вот молодцы, хорошо повеселились!

Звучат 2 песни ансамбля. «Курочка» – инсценировка и «Стой девка».

Масленица – Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
Наступает день второй, весь наполненный игрой!
День потех и угощений, смеха, песен и веселья!
Подходи, торопись, вместе с нами веселись!
Ведущий 2 – Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей.
Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день
начинались игрища и потехи.
Ведущая: – Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Ну, а с чего нам начинать:
Иль песни петь, или играть?
Масленица – Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
Кто задачку отгадает -
Сразу приз забирает.

Проводится конкурс загадок. За правильный ответ выдают приз.

Загадки.
1. Всех оденет,
А себя никогда. (Иголка с ниткой).
В одном месте метров двести. (Клубок).
2. Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два - как яхонты. (Кошка).
3. На весь мир хватает
И во все щели пролезает. (Свет).
4. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).
5. Слушайте внимательно,
Очень занимательно:
Чего нет в капусте,
Ни в свекле, ни в репе,
А есть в моркови,
Огурце, помидоре? (Буквы “О”).
6. Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему
каждая овца шла? (По земле).
7. Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).
8. Отчего гусь плавает? (От берега).
9. Какой в реке камень? (Мокрый).
10. Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).
11. Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).
Ведущая 2: – Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры
молодцы собирались на площади силой своей померяться да
затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные.
Приглашаем самых сильных посостязаться.

Игра «Петушиный бой». На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
Масленица – А теперь еще одна старая русская забава.

«Утка-Гусь». Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. Музыка прерывается, кладет кому-то мячик в руки и убегает. Тот у кого мячик догоняет его, если не догонит, то сам становится водящим.
Ведущая: – А вот еще одна забава -
Победителя ждет слава!
Кто в беге в мешках победит,
Того скоморох наградит.
Проводится бег в мешках.
Ведущая 2: – А теперь для самых ловких поединок на скамье.

Поединок на скамейке.

Масленица – Хорошо повеселились, поиграли от души, теперь и песни попеть можно.

Звучит 2 веселые песни хора. , «Петя-петушок» «Чернява».

Масленица – Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые.
Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устала я,заморилась, проголодалась.
Ведущая 2: – Давай скорее объявлять! Среда - «Лакомка», «Сладкоежка».
Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости, лакомились блинами.
Ведущая: – Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели. Да какая ж Масленица без блинов горячих, без блинов румяных!

Выходят девочки поют песню про блины. выносят тарелки с блинами.

Конкурс “накорми блинами”. – трое мужчин получают тарелку с блинами, надо раздать девушкам и взамен получить поцелуй, победит тот у кого больше следов от помады.

Конкурс «Накорми матрешку». В конкурсе участвуют 2 команды по 4 человека. Кто быстрее перенесет горох из одной тары в другую деревянной ложкой, тот и выиграет.

Ведущий – Перекусить на Масленке – святое дело! Кавалеры без пряничков да конфет за девицами не ухаживают! И сейчас участники-мужчины отправятся ненадолго позаигрывать с публикой. Получите все по кульку конфет. В них – равное количество для каждого из вас. А теперь, пока звучит музыка, постарайтесь угостить конфетами как можно большее количество участников праздника!

Звучит музыка, игроки угощают всех конфетами.

Вед. – Кто быстрее вернулся? Получайте-ка кулек конфет в награду! Но дамочки-то у нас хозяйственные, экономные, да еще и аккуратные! Сейчас они тоже “пойдут в народ” и постараются собрать как можно больше фантиков от конфет, которые вы раздали почтенной публике. Народ, угощайся быстрее, готовь фантики!

Звучит музыка, участницы выполняют задание, возвращаются в игру. Определяется самая старательная, ей вручается приз – коробка конфет.

Ведущий – Мужичкам нашим да и барышням тоже “перекусить” хочется. Сейчас мы им такую возможность предоставим. Получите-ка, пары, рукавицы, проволоку (к празднику “принаряженную”) и вот эти “кусачки”. “Перекусывайте”! Кто окажется более быстрым да ловким?

Звучит музыка. Участницы держат проволоку, участники – кусачки. Для большей “зримости” конкурса на проволоке укрепим банты, ленты. На каждом получившемся после “перекусывания” кусочке проволоки должен быть бантик. Подсчитываем результаты команд, определяем, какая пара быстрее и слаженнее “перекусывала”. И вручаем им пряники в красивом пакете.

Ведущий – А теперь пива выпить полагается. Встаньте в парах лицом друг к другу. Для удобства пития пиво мы налили вот в эти заварные чайнички. Все получайте – и дамы, и кавалеры. Как только музыка зазвучит, постарайтесь быстро, но аккуратно друг друга напоить, чтоб не только по усам текло, но и в рот попало.
Участники в парах под музыку одновременно угощают, поят друг друга пивом, разлитым в чайники для заварки. Кто справился с этим быстрее да еще сухим остался, достоин поощрения. Вручим им большущую бутылку пива.

Масленица – Вот веселее, так веселье! Теперь и песню для души можно спеть!

Звучат 2 песни «Хорошо пошла», «Варенички». Хор остается.

Ведущая 2: – Четверг назывался широкий, или разгуляй-четверток. Веселье
усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками.
Ведущая: – Четверг - «Широкая Масленица».
Разгуляй-четверг придет, шутку, песню принесет.
Походил уже по свету, лучше русской песни нету!
Где песня поется, там легче живется!
Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную!

Частушки.

Масленица – Вы на ярмарке бывали?
А частушки там слыхали? Не слыхали?
Что за беда… Ребята, выходи сюда.

Проводится конкурс частушек.

Игра «Жмурки с кушаком». Скоморохи определяют площадку, по которой будут двигаться 2 игрока. Одному из них дают в руки колокольчик, другому - кушак. Двигаясь по кругу, первый участник должен, звеня в колокольчик, убежать от другого, который с закрытыми глазами будет его ловить. Как только «жмурка» сможет дотронуться до первого игрока кушаком, игра останавливается.

Метатели блинов.
Для конкурса необходимы «блины» - бумажные диски (по одному на каждого игрока вырезаются круги из кальки или салфетки. Диаметр круга - 15-20 см) . Каждый игрок получает бумажный диск. Все участники становятся на одну линию и по команде ведущего бросают свой диск. Выигрывает тот игрок, чей «блин» улетит дальше.
Ведущий – Праздник наш вперед идет, и народ не убывает!
Еще один подарок ждет тех, кто с нами поиграет.
Мужиков, парней, ребят вызываем на канат.
10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната».

Звучат « Самовар», «Тень-тень» – вокальная гр.

Ведущий – Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница - «Тещины вечерки»!
5-й день уж наступает, а народ не убывает!
К теще на блины идем
И друзей с собой ведем!

Выходит Теща и зять.

Зять. – Ах, на Масленицу, на пятый на денек,
Заглянуть хочу к тебе на огонек.
Обещала ты блинами угостить,
Даже доброе словечко подарить.
Отворяй-ка, теща, ворота!
Твой черед пришел для зятя хлопотать.

Теща встречает зятя.

Теща. – Петухи нонче рано запели,
Разбудили меня раньше раннего,
Красно солнышко подняло меня с печи,
Прилетел воробушек, на забор сел,
Прокликал, что мой зять одевается,
К милой теще в гости собирается.

Зять – Ну, спасибо, тещенька! Накормила, навеселила, пора и честь знать. Все поперепробовал, всем угостился. Наелся, наплясался, повеселился.
Теща. – Да как же так, зятечек? Думала-гадала семерых угостить, а зятюшка сел да зараз все съел! Я-то старалась пирог пекла, соль да муки на четыре рубли, сахара-изюма на восемь рублей, соли да крупы на четыре рубли, лучку да мачку на семь рублей, маслица с яичком на девять рублей. А зять сел, у присест съел. Как тебя, зятя, не разорвало? Уж я-то зятюшку употчиваю, в четыре дубинки дубовенькие, в пятую дубинку вязовенькую.

Теща хватает веник, гоняется за зятем и лупит его.

Инсценировка песни Галочка.

Вед – А сейчас конкурс танцевальный.
Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет, тот вперед.
Согревал нас много раз развеселый перепляс.

Звучат танцевальные мелодии «Барыня», «Лезгинка», «Яблочко». Желающие танцуют, лучшие - получают призы.
Проводится Аукцион.

Ведущая 2: – Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены
Приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись
разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились.
Ведущая: – А в субботу не безделки -«Золовкины посиделки»!
Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте.

Песня Порушка-пораня.

Выходит Фольклорная группа с Весной.

Ведущий – Погляди-ка, народ, к нам Весна идет!
Весна-красна - гость большой, хороший, пречестный,
На ней платье новое, зеленое, тому платью и цены нет,
Весне красной шлем привет.
Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.
Весна. – Здравствуйте и вы, люди добрые!
Я пришла к вам с радостью, с великой милостью.
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым, с овсом усатым,
С черною смородиной, со цветами лазоревыми
Да с травушкой-муравушкой!
Масленица – Весну красную я знаю,
На нее и не серчаю.
Знаю, ждет тепла земля.
Уступлю ей место я.
Хоровод лишь заведу,
А потом от вас уйду.
Весна. – К вам весна-красна пришла
С солнышком-ведрышком
Из-за гор, гор высоких.
Знаю, рады вы весне,
Спойте песню обо мне.

Песня Весна в исполнении фолклорной группы.

Конкурс гирявиков.
Конкурс “столб”.

Ведущая: – Вот и наступил последний день Масленицы - воскресенье
«Прощеный день», В воскресенье народ прощался с Масленицей.
В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с Песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.
Ведущая 2: – В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Потом целовались и не вспоминали об обидах.
Масленица. – Жаль мне с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Примите от меня земной поклон.
Ведущая 2: – Масленая весело гуляла, песни играла,
Протянула до поста, а теперь прощай -
На тот год приезжай!
Ведущая: – Чтобы Масленица в новый год опять показалась – с квасом и с блинами, с мягкими пирогами, с веселыми играми и песнями надо сжечь её чучело. А всем гостям я предлагаю положить в кармашек нашей Масленице записочки с бедами и несчастьями.

Сжигаем Масленицу. Водим хоровод под фонограмму.

Ведущая 2: – До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Ведущая: – Будут снова чудеса,
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения!
Ведущая 2: – Прошла Масленая,
Кончилось гулянье,
Идем теперь на отдыханье.

Сценарий внеклассного мероприятия « Проводы зимы»

для учащихся начальной школы

Подготовка к празднику:

подбирается музыка для фона;

для оформления зала рисуют буквы, "солнышки", на которых написаны названия дней Масленицы;

дети с родителями готовят дома костюмы для выступления;

в день, когда проводится праздник, родители пекут дома блинчики и дети приносят их в класс;

родители готовят чучело Масленицы.

Звучит фонограмма русской музыки. На фоне этой музыки звучит фонограмма текстов-зазывалок.

Скоморох 1

Эй, спешите все на площадь,
Посмотреть на наш товар!
Ждут вас там стихи и шутки!
Не теряйте ни минутки!

Скоморох 2
Приходите, не стесняйтесь!
Проводить Зиму-проказницу!
И встречать Весну-красавицу!
К нам на праздник собирайтесь!

Скоморох 3
Веселитесь! Развлекайтесь!
На празднике быть,
О блинах не забыть

Скоморох 1
Добро пожаловать, гости дорогие!
Отмечаем нынче мы
Праздник Проводов Зимы!

Скоморох 2
Мы гулянье сейчас начинать должны!
Кличем всех, всех, всех
На проводы русской зимы!

Скоморох 3
Поторапливайтесь! Поторапливайтесь!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех!
Русскую зиму проводить нужно
Весело, достойно, дружно!

Скоморохи (хором)
Начинаем! Начинаем!
Начинаем праздник мы!
В честь румяной, именитой,
В звонких песнях не забытой,
Русской Матушки-Зимы!

(Появляются Дед Мороз и Зима)

ДЕД МОРОЗ : Здравствуй, весь честной народ!

ЗИМА : Здравствуйте, славные земляки!
ДЕД МОРОЗ:

Много я изъездил мест - на десятки верст окрест,
Нас с Зимой до этой площади, вмиг домчали чудо-лошади!
Я скажу вам по секрету: нет площадки лучше этой!

ЗИМА:

Убралана она на диво, многолюдна, весела!
По-весеннему красива, и по-зимнему светла!
Скоро из-за зимних туч, сквозь веселое оконце,
Теплый к вам пробьется луч и в село заглянет солнце!
По озябшим лесам и полям уже спешит Весна-сестрица,
До ее прихода к вам, нам с вами надо бы проститься!

ДЕД МОРОЗ :

Что ж, пора! Придется, братцы, с вами мне теперь расстаться!
ЗИМА:

Дед Мороз! Постой прощаться! Мы пока еще в почете!
Прежде надо отчитаться о проделанной работе!
Я давно веду учет…
ДЕД МОРОЗ: Правильно! Начнем отчет!
ЗИМА: Вот он, Дед Мороз! Составлен по всей форме - при двух печатях, да за твоей подписью!

(Зима протягивает Деду Морозу отчет, Дед Мороз разворачивает).

СКОМОРОХИ: Внимание! Внимание!
Слушайте отчет Деда Мороза!

ДЕД МОРОЗ:

За отчетный период с декабря 2015 года по февраль 2016 года
мною проделана большая работа!
Я заморозил все реки и озера, загнал всех медведей в берлоги и уложил их спать до весны!
В этот года я не был лют, я щадил вас, славный люд!
Улыбался я в усы взрослым и ребятам и никто из вас носы от меня не прятал!
Были славные деньки, теплый ветер веял, лыжи, санки да коньки - вот мои затеи!
А когда пришел черед, встретил с вами Новый Год!
Я ходил по площади, улицам и паркам, у нарядной елки вам дарил подарки!

Танец « Барыня»

ЗИМА : Ай, спасибо, малыши,
Поплясали от души!
Грустно расставаться с вами,
Да Весна не за горами.
Не сердитесь, что были метели,
Что морозными были недели,
За пургу и за вьюги колючие,
За морозы большие, трескучие.

СКОМОРОХ 1 :

Разве грусть ты, Зима, нам дарила?
Игры зимние с нами водила!
Было радостно всей детворе,
Налепить снежных баб во дворе!

А и впрямь, ребятишки, давайте вспомним, чем вас Зимушка порадовала? Во что мы с вами играли? Какие праздники вместе праздновали?

Игра «У дядюшки Трифона»

Все играющие берутся за руки и образуют круг. Ведущий выходит в центре круга и говорит:

Ну, сынки мои, детки мои, я дядюшка Трифон!

Что я буду делать, повторяйте за мной!

И вожак начинает петь:

У дядюшки Трифона...

(Все играющие пускаются в хоровод и повторяют за дядюшкой Трифоном.)

У дядюшки Трифона семеро детей,

У дядюшки Трифона семь сыновей!

Здесь дядюшка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и продолжает:

С такими вот глазами!

Все остальные останавливаются, показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют:

С такими вот глазами!

И снова пускаются по кругу.

Дядюшка Трифон показывает, какие густые брови у его сыновей, и поет:

С такими вот бровями!

Все снова останавливаются, повторяют его движения, слова и опять пускаются по кругу. А дядюшка Трифон показывает, какие носы у его сыновей:

С такими вот носами!

И сынки останавливаются, показывают, какие у них длинные- предлинные носы, повторяют дядюшкины слова и снова пускаются по кругу. Дядюшка Трифон показывает, какие большущие уши у его сыновей:

С такими вот ушами!

И все повторяют его движения и слова.

Потом дядюшка Трифон показывает, какие длинные зубы у сыновей:

С такими вот зубами!

И все играющие показывают зубы и поют дядюшкины слова. Далее дядюшка Трифон говорит о губах своих сыновей:

С такими вот губами!

И все должны пропевать эти слова и показывать, какие у них толстые губы. А дядюшка Трифон продолжает:

С такими вот плечами!

С такими вот руками!

С такими вот ногами!

А все сыновья повторяют слова дядюшки Трифона, не переставая ходить но кругу. После того как показал дядюшка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи и ноги, он запевает:

Они не пили, они не ели,

Все на дядюшку глядели.

Они все делали вот так!

Они все делали вот так!

Вместе с дядюшкой эти слова повторяют и все его сыновья, пропевая в такт.

Они не пили, они не ели,

В это время дядюшка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям:

То упирается руками в бока и подпрыгивает; ...то поднимает одну ногу, а другую сгибает в колене; ...то тянет себя за нос; ...то встает на четвереньки; ...то начинает прыгать на одной ножке; ...то делает вид, что поднимает себя за волосы. Сыновья должны точно и быстро повторять все движения дядюшки Трифона. Он останавливается, и они должны остановиться в тот же момент. При каждом повторении движения дядюшки сыновья должны пропевать слова песенки:

И все делали вот так!

Они все делали вот так!

А тот, кто замешкается, кто ошибется или не успеет повторить за дядюшкой Трифона, тот выбывает из игры и платит фантик

ЗИМА: Домой, на Север мне пора,
До свиданья, детвора!
Прощайте, люди, и простите,
На будущий год в гости зовите.
А посох свой я Весне уступаю,
И сестрице успехов желаю!

(Зима и Дед Мороз уходят.)

Инсценировка Д.Хармс "Иван Иваныч Самовар"

Иван Иваныч Самовар!
Был пузатый самовар, трехведёрный самовар.
В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъярённый кипяток;
Лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран.

Дядя Петя:

Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит: "Дай-ка выпью, говорит, выпью чаю", говорит.

Тётя Клава:

К самовару подошла, тетя Катя подошла, со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит: "Я, конечно, говорит, выпью тоже", говорит.

Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел.
Он зевнул и говорит: "Выпить разве, говорит, чаю разве" - говорит.

Вот и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла.
И подумав говорит: "Что - ли, выпить, говорит, что - ли, чаю", говорит.

Девчонка:

Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала - это внучка прибежала.
"Наливайте!- говорит, чашку чая, говорит, мне послаще" - говорит.

Жучка и Мурка:

Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала, к самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил, всех он позже приходил, неумытый приходил.
"Подавайте!- говорит, чашку чая, говорит, мне побольше" - говорит.

Все, хором:

Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило только кап, кап, кап.

Каждый по строчке

Самовар Иван Иваныч!
- На столе Иван Иваныч!
- Золотой Иван Иваныч!
- Кипяточку не дает,
- Опоздавшим не дает,
- Лежебокам не дает! (вместе) Всё!!!

Суббота (выходит группа детей)

Девочка: Суббота - золовкины посиделки. Родственники приходили в гости, угощались, дарили подарки, веселились, танцевали, пели частушки (прикрепляют солнышко - суббота).

. (Исполняют частушки)

К нам весна стучится в гости,

Гонит зиму со двора.

Под веселый звон капели

Пляшет солнышко с утра!

Вот и масленицы светлой

Яркий праздник наступил.

Он и взрослым, он и детям

Много шуток подарил.

Понедельник - это встреча.

И работать нам не лень!

Строим горки мы из снега.

И играем целый день.

Вторник- заигрыш настал.

Веселитесь с нами!

Нас за игры, за веселье

Угостят блинами!

В среду теща суетится,

Печь блины, ох, мастерица!

За столом всех собрала

Угощала до утра!

И четверг уж чередой

Посещает за средой.

Мы катаемся в санях

На нарядных лошадях.

Снег летит из-под копыт

В пятницу под вечер.

Едет теща на блины

Мы её все встретим!

Посиделки у друзей

Мы в субботу проведем.

Угостимся мы блинами,

Медом, сыром, пирогами!

В День прощенный Воскресенье

Всем обиды ты прости

И с душою легкой, чистой

Веселись, пой и пляши!

Пусть в трудах беды не знает

Православный наш народ.

Пусть же будет плодородным

И счастливым этот год!

Воскресенье (выходят скоморохи)

1-ый скоморох : воскресенье называют "прощённым". В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. Провожают Масленицу играми, плясками, песнями!!!

Ведущий . В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. Сжигали Масленицу под слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

(Исполняется русская народная песня «Блины».) А теперь от госпожи Широкой Масленицы всем, кто ее встречал и потешал, - призы!

(Помощники выносят призы. Ведущий вручает их участникам.)

Стойте! Куда вы? Получили призы и убегать! Так не годится. А Масленицу проводить? Встретили мы ее весельем, а проводить надо с почетом! Хорошо Масленицу проводишь - и год будет удачным! Давайте все вместе хором скажем: «Прощай, прощай, наша Масленица!».

Скоморох 2.

Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Скоморох 1.

Ты пришла с добром, с сыром, маслом, яйцом.

Со блинами, пирогами да с оладьями!

Скоморох 2.

Блины масленые, шаньги мазаные,

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

Скоморох 1.

А сегодня, к сожаленью,

Наше кончится веселье.

Все (хором).

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ведущий . А теперь проводим Масленицу песнями, плясками, частушками, хороводами!

(Помощники ведущего выносят Масленицу, ведущий и участники сопровождают ее и организуют вокруг Масленицы круг, в котором продолжается веселье.

Входит Весна.

1-й скоморох:

Здравствуй, милая красавица Весна!

Наконец ты пробудилась ото сна!

Весна: (кланяется)

Всему честному люду.

ВЕСНА : Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я Весна-Красна, к вам на праздник я пришла!
Вижу, как меня вы ждали,
Знаю, по теплу скучали.
Что же, будем веселиться,
Песни петь, играть, резвиться!

Я приглашаю поиграть со мной в мою любимую игру «Ручеек»

Условия игры «Ручеек»

Все ребята делятся на пары. Каждая пара берется за руки, становится в одну колонну и поднимает руки вверх, образуя ворота. Ведущий, берет платочек в руки и начинает проходить между поднятыми руками, выбирая себе пару, после чего становиться впереди колонны. Игрок, оставшийся без пары, продолжает игру, выбирая себе новую пару. Игра проходит под веселую музыку желательно русско-народную песню.

(Проходит игра «Ручеек)

ВЕСНА :
Загадаю-ка, ребятки,
Вам весенние загадки

Загадки:

Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
Что не сеяно весной родится? (Трава)
Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
Матушкой весной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле)
Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали — зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Игра « Хорошо - плохо»
Как услышите весть хорошую -

В ладоши хлопайте,

А если не очень хорошую -

Ногами топайте! Договорились?

1-й скоморох:

У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)

Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

Рубль последний готовы прокутить! (Топаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)

Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Бабушки и девочки очаги все разожгли! (Хлопаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)

Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)

Не блины, а объеденье! (Хлопают)

Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)

Все с пуховою перинкою! (Топают)

А иные и с подушками! (Топают)

А другие и с ракушками! (Топают)

Скоморохи:

Мы скажем на прощанье Своим друзьям:

«Счастливых дней весенних желаем вам!»

Праздник мы завершаем,

От чистого сердца всем вам пожелаем

Девчонкам, мальчишкам,

Каждому лично: «Будьте здоровы! Учитесь отлично!»

Звучит веселая музыка. Праздник заканчивается.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Через игры на свежем воздухе ребята получают заряд бодрости и хорошего настроения, встречают Весну, которая угощает их блинами. Так весело мы провожаем Зиму и встречаем Весну.

Цель: формирование здорового образа жизни.

Задачи:

  • поддерживать у детей интерес к традиционным играм, забавам и соревнованиям;
  • создать условия для проявления дружеских взаимоотношений;
  • дать заряд бодрости и хорошего настроения.

Место проведения: школьная спортивная площадка.

Оформление: веселая музыка, воздушные шары, флажки.

Действующие лица: Ведущая, скоморохи- 1-ый, 2-ой, 3-ий, Кикимора Лесная, Весна-красна, дети.

Ход праздника

Скоморох 1.

Эй, от мала до велика,
К нам поближе подходи-ка!

Скоморох 2.

He обидим, не обманем,
Все играть сейчас мы станем!

Скоморох 3.

Намотай себе на ус:
Игры есть на разный вкус!

Скоморох 1.

Если с нами поведешься,
Озорства не оберешься!

Скоморох 2.

Будет рад и стар, и мал,
Что на праздник к нам попал.

Скоморох 3 .

По площадке расходитесь
И игрою насладитесь!

Ведущая . Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить Весну-красну. А чтобы вы не скучали, я приготовила для вас угощенье от души: Где же мой мешок со сладостями? А вот он!!!

(Из мешка вылезает Кикимора Лесная, которая доедает последнюю конфету.)

Здравствуйте, люди добрые!
Я Весна-красна
В гости к Вам пришла!
Привет вам от моего Лешего!
Встречалась я с ним на лесном болоте!
Ой, забыла! Он сейчас в командировке, в полете!
Как же я к вам спешила!
Пора пришла мне свои обязанности справлять!
Дед Мороз мне посох дал.
Как положено Весне передал!

Ведущая: Ой, ребята, что-то здесь не то! Эй, Весна-красна, есть ли у тебя документы?

К.Л. : Этого добра у меня полные карманы! Где тут у меня документ? (Выворачивает карманы .) Во, нашла, глядите! "Кикимора Лесная назначается самой долгожданной Весной на 2017 год!"

1 скоморох: Странно, печать есть!

2 скоморох: Очень странно, подпись есть!

3 скоморох (смотрит документ ): И подпись какая интересная, лесная и пахнет болотом!

К.Л. : Да, да, Лешачок и подписал мне документ. Мы собрали в лесу народ, проголосовали и решили, что я должна быть Весной-красной!

Ведущая : А народу сколько было?

К.Л. (считает на пальцах): Было нас много: Я да Лешачок! Вот и весь народ!

Ведущая: Не обижайся, Кикимора, Весной тебя принять мы не можем! Правда, ребята?

К.Л.: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Игры Вам приготовила.

Ведущая: Весной принять не можем, а в твои игры мы поиграем!

К.Л.: А ну-ка для разминки повторяем за мной скороговорки:

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Съел молодец 33 пирога, да все с творогом.

(Ребята хором повторяют .)

Ведущая: Молодец, Кикимора, а игры ты знаешь?

К.Л.: Конечно, знаю! Вот хорошая игра - снежки для стекол: вот забава!

Ведущая: Ты чему учишь наших детей? У нас есть мишени, в которые ребята будут стрелять снежками. Играют три команды по 10 человек. Команда - победительница получают конфеты.

К.Л . У меня ещё есть конкурс, Вот «Прыжки в мешках» называется. Уж очень я люблю со своими подружками – лягушками эту игру.

Скоморохи:

Трудно пробежать без ног,
Ноги спрятаны в мешок.
Тот, кто пробежит быстрей
Конфет получит от друзей!

К.Л. Вижу что здесь есть метатели и прыгуны. А силачи имеются? Хочу возле избушки охрану поставить, потому как всякая нечисть по лесу летает. Да и красавицу такую как я могут похитить.

Ведущая: Нет, Кикимора, жила ты без охраны 100 лет и еще столько же проживешь. А вот состязание силачей мы сейчас организуем!

1 скоморох . В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из девчонок и парней, выходи, не робей!

3-й скоморох. Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад.

(Ребята перетягивают канат, а Кикимора бегает и всех просит поступить к ней на службу.)

К.Л. Ладно, ладно, Лешачок будет меня охранять! А где ваша Весна ходит-бродит? Ой, чует моя нога костяная, что не видать вам весны, как моего Лешачка! Да и что-то похолодало (ежится от холода ) Метель сейчас будет! (стучит посохом !)

Ведущая: Это в голове твоей метель! Весна должна к нам с минуты на минуту явиться! Слышите? Колокольчики звенят! (Звучит фонограмма колокольчиков .) Ребята, это Весна -красна к нам спешит! (Появляется Весна-красна.)

Весна .

– Я – Весна! Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

К.Л.: Ты зачем, Весна, явилась? Это я веселю детей. Не пришла бы ты, я была бы Весной!

Весна: Спасибо тебе, Кикимора! Не сердись, давай лучше в игры играть!

Ведущая: Весна-красна, мы ждем от тебя игры.

Весна: Я предлагаю поиграть в игру «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает конфету.

К.Л. А теперь я хочу конкурс провести, можно?

Весна: Ну хорошо, Кикимора, проводи.

К.Л. Конкурс называется «Рассмеши Кикимору»

(Все пытаются рассмешить Кикимору, кому это удаётся, встают на место Кикиморы. И тогда этого человека все пытаются рассмешить. Побеждает тот, кто не засмеётся .)

Весна: Следующий конкурс «Бег сороконожек»

Участвуют по 10 человек от команды. Первый добежал до снеговика вернулся и взял второго, и так вся команда должна собраться в СОРОКОНОЖКУ. Победители получают конфеты.

К.Л. Я тоже знаю хороший конкурс. Называется «Хоккеисты» Забить шайбу в ворота Кикиморы. Кому это удаётся, получает сладкий приз.

Весна:

Спасибо вам, люди добрые, люди добрые, хлебосольные.
Благодарствую всем за добрую встречу, за славный праздник.
Пришла пора прощаться с вами.
Я желаю всем вам счастья доброго, солнца ясного,
Дня прекрасного, хлеба мягкого на большом столе!
Мира светлого на родной земле!

К.Л.: А я останусь с вами, ребятушки. Уж больно у вас хорошо! А тебе, Весна, передаю посох деда Мороза! Хозяйничай на здоровье!

Весна: Спасибо, Кикимора, добрая ты!

1 скоморох – А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

– Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!

2 скоморох

– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

3 скоморох – А за праздник скажем хором – Спасибо!

Ведущая: А мы все отправляемся в столовую, где нас ждет горячий чай с блинами!

Использованная литература:

  • Журнал «Педсовет» №10, 1998.

Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

Действующие лица

1-й скоморох

2-й скоморох

Зима, гости (шесть человек)

Ведущая . Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох . О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох . И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й. скоморох . Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох . Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

1-й скоморох . Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох . Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

Ведущая . В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами. Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох. Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

Зима . Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости. Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох . Поможет нам в этом Масленица.

Зима . И где же это ваша помощница?

Ведущая . Сейчас мы с вами сделаем Масленицу. Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

1-й скоморох . Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

2-й скоморох. Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох. Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок- хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»).

1-й скоморох . Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

2-й скоморох. «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Начинается конкурс на знание пословиц. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.

Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день — «Заигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

Ведущая. В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

Объявляется конкурс исполнителей частушек. Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки. Например:

Не смотрите на меня, -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

1-й скоморох . Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

2-й скоморох . А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

Ведущая . Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог — все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

Ведущая . А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая первой.

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.

Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов.

Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

(Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.

Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

Дворовоуй — покровитель двора мужского пола.

Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой — дух лугов, помогает косить траву.

Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.

Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Леший — дух леса.)

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым.)

7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

8. Назовите древних славянских богов. (Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

Белее — бог скотоводства и богатства.

Зембог — бог земли.

Дидилия — богиня деторождения.

Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.

Морозко — бог зимы и холода.

Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Викторину можно завершить совместным хороводом.

1-й скоморох . Пора пятницу объявлять.

2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

Ведущая . Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

Дети отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая . Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

1-й скоморох . Шестой день — «Золовкины посиделки».

2-й скоморох . В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1-й скоморох . Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

Ведущая . Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох . Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох . Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая . Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.