Уход за ребенком в 5 лет. Тесты и паззлы

Наиважнейшая работа родителей - воспитание ребенка. От воспитания зависит его будущее и будущее родителей.

Развитие ребенка

Когда исполняется 5 лет ребенку, он начинает воспринимать себя в первую очередь как личность. Он замечает различие полов, становится важным, как он выглядит. Ребенок начинает понимать, что отличается от других. Дети этого возраста имеют свое мнение и отстаивают его. Со стороны, кажется, что они несговорчивы и упрямы, но ребенку очень важна реакция родителей. Они хотят нравиться родителям.

Пятилетки развиваются достаточно активно. Основными местами нахождения ребенка становятся дом и садик. Ребенок дома может продолжать начатую в садике игру. Детей не интересуют дорогие игрушки. Они с удовольствием играют любимыми машинками и куклами. Очень нравится детям, когда им читают стихи или сказки. Еще малыши любят играть на музыкальных инструментах, в большей степени игрушечных. Их интересует музыка, и дети увлеченно ее слушают.

Речь ребенка в в этом возрасте осмысленна, он говорит предложениями с использованием обобщающих слов. Словарный запас составляет 2500-3000 слов. Обратите внимание на знание ребенком сведений о себе и родных. Пятилетний ребенок должен уметь контактировать с детьми. Он уже может подойти к другим детям или ребенку, заговорить с ними, начать игру. Чтобы ребенку было легче наладить отношения с детьми, следует учить его сдерживать свойственную этому возрасту беспричинную агрессию. Дети с удовольствием будут играть с пятилетним малышом, если он охотно делится игрушками, умеет поддержать разговор, внимателен к другим детям.

Следует научить его вежливо просить, о чем либо, благодарить, делать комплименты.

Когда исполняется 5 лет ребенку, он продолжает задавать много вопросов. Отвечать ему нужно доходчиво и терпеливо. В этом возрасте дети охотно помогают родителям, выполняют указания. Ребенок с радостью поможет родителям накрыть стол. Ему приятно видеть всю семью за столом, слушать разговоры. Стоит привлечь малыша к обсуждению планов на отпуск, крупных покупок, привлекать к распределению семейного бюджета. Важно помнить, что ребенок запоминает все, о чем говорят взрослые между собой. Он, скорее всего, будет повторять ваши слова в игре и при общении с другими детьми. Ребенок как губка впитывает отношение взрослых к окружающему миру. Поэтому в присутствии ребенка необходимо контролировать свои высказывания и слова.

Ребенка постоянно нужно хвалить за хорошие поступки, не ругать в присутствии посторонних. Малыш испытывает необходимость в любви и учится отдавать ее людям. Больше обнимайте его, дарите всю свою любовь и нежность.

Развивающие занятия для детей в возрасте 5 лет

В этом возрасте ему очень нравится работать с пластилином, раскрашивать картинки, вырезать фигурки из бумаги, склеивать фигурки, строить из деталей конструктора, собирать мозаику. Ребенок запоминает стихи и тексты песен, может пересказать небольшой рассказ, начинает запоминать цифры и буквы. Он может сосчитать до 10, сравнить числа, различать цвета подбирать оттенки, знает алфавит. Пятилетка уверенно различает времена года, части тела человека, распознает живую и неживую природу. Ребенок может рассказывать интересные истории, объяснить предназначение предметов. Он различает понятия: далеко, близко, вперед, назад и т. д.

Очень важны логические игры. Полезным занятием будет сбор пазов и картинок на кубиках. Важно помнить, что ребенок не может делать несколько заданий одновременно. На вопросы ребенка нужно отвечать доступно. Уже можно проводить занятия по развитию навыков письма – писать в тетрадке палочки, крючки и т.д. Перерыв в занятиях целесообразно делать через 15 минут. Старайтесь не перегружать ребенка занятиями.

Мальчики в пять лет могут играть с девочками куклами. Такое поведение характерно для этого возраста. Малышам нравится ходить в гости к друзьям, устраивать чаепитие. Было бы уместным приобрести для ребенка кукольный театр, состоящий из кукол, надевающихся на руку. Так ребенок сможет придумывать сюжеты сказок, или играть роли в знакомых сказках.

В таком возрасте ребенку нужно уделить внимание физическому развитию. Ребенок очень активен. Можно записать его на секции и приобрести спортивный уголок. Ребенок с увлечением и удовольствием будет заниматься на нем. Рост пятилетнего мальчика от 105 до 112 см, рост девочки в 5 лет от 105 до 115 см. Подбирая стол для занятий ребенку, отдайте предпочтение регулируемому столу и стулу. Малыш должен доставать ногами до пола, спина должна быть ровной. Для развития ловкости рук ребенка проводите игры с мячом, лазание и другие упражнения.Комната ребенка должна быть освещена, содержаться в чистоте. Постоянно нужно проводить влажные уборки, следить за освещением рабочей зоны.

Особенности общения с пятилетним ребенком

В пять лет у детей развивается фантазия. Взрослые иногда воспринимают ее как ложь. Нужно научиться различать, когда ребенок обманывает, оправдывая свой плохой поступок, а когда рассказывает выдуманную историю. Нужно объяснить ребенку, почему важно говорить правду и какой вред может причинить ложь. Важно проявить терпение в этом вопросе. Ребенок, скорее всего, не усвоит с первого раза как нужно себя вести. Дети еще не умеют себя контролировать. Многократное повторение может дать положительный результат. Если вы решили наказать малыша это лучше сделать непосредственно после проступка. Позже он не сможет понять, за что наказан. Очень важно в этом возрасте соблюдать режим дня. Детишки еще должны спать в дневное время, а ночной сон должен составить 10 часов. Важно не менять привычную обстановку и образ жизни ребенка. Любое изменение влечет стресс. Он чутко реагирует на малейшее изменение обстановки и правил. Пятилетний ребенок уже может самостоятельно чистить зубы, но родителям нужно постоянно напоминать об этом. Он может самостоятельно купаться под присмотром взрослых.

В пятилетнем возрасте ребенок отдает предпочтение знакомым простым блюдам. Он с опаской относится к кулинарным новшествам. Ребенок в возрасте пяти лет может быть импульсивны, легко возбуждаются, подвержены страхам. Взрослым необходимо следить за своими эмоциями, дети во всем копируют у родителей манеру поведения в семье.

День рождения ребенка

День Рождения ребенка - это праздник друзей и семьи! Пригласите на праздник друзей. Неправильно усаживать сразу детей за стол. Сначала лучше поиграть и нагулять аппетит. Если квартира маленькая можно провести игры во дворе. Подойдут такие игры: «Дело в шляпе», «На что это похоже», «Слова по теме», «Фантазеры». Лучше всего поздравить ребенка неожиданно. Дети обожают сюрпризы. Уведите именинника, выключите свет и внесите праздничный торт. Верните именинника только после отсчета и переодетого в красивый костюм. В программу праздника на день рождения ребенку 5 лет уже можно включить конкурсы с определением победителя. Детям присуще желание победить и азарт. Но не все умеют проигрывать. На таких детей стоит обратить внимание и тем более, если это именинник. Можно воскликнуть слова поддержки готовому разрыдаться малышу. Именинника нужно заранее подготовить и открыть ему секрет: праздник будет веселым и запоминающимся, если всем детям будет весело.

Организовывая игры, стоит придерживаться некоторых правил. Не нужно проводить игру до тех пор, пока она всем надоест. Неплохо будет сделать перерыв на танцы или угощение, так же можно рассмотреть подарки. Иногда дети могут так разыграться, что даже не услышат водящего. В это время уместно провести игру. Еще вначале вы договариваетесь с детьми, о правиле: если взрослый произносит условную фразу, все сразу замирают. Например, «Кошки замрите!» и дети мгновенно исполняют команду. Теперь можно произносить все, что необходимо. Дети услышат вас.

По окончанию игры победителям вручаются грамоты. Чем смешнее содержание грамот, тем лучше. Например: «Данная грамота позволяет владельцу хвастаться победой и показывать прохожим медаль». Подпись: именинник, мама, папа. Веселого праздника!

Обратите внимание!

В возрасте 5-ти лет начинают формироваться основные навыки, а самое главное черты характера. Вот именно в этом возрасте родители могут очень легко подкорректировать все то, что упустили ранее. Однако делать это нужно правильно и аккуратно.

Многие родители не понимают, почему их ребенок не похож на них. Откуда у него взялись лень и капризность? Да еще в придачу нет концентрации и аккуратности во всем. Психологи уверяют, что эти проблемы возникают от того, что воспитанием ребенка занимались плохо и при этом уделяли этому мало внимания. Нужно помнить, что воспитание - это не только командный тон, но и помощь малышу в познавании окружающего мира. Ему нужно помогать в этом нелегком деле. Родителям нужно научиться разговаривать с ребенком на его языке, то есть на языке игры.

Многие родители совершают одну и ту же ошибку. Она состоит в том, что они очень довольны, что ребенок играет сам в свои игрушки. Поверьте, это не есть хорошо. Малыши требуют пристального внимания к себе и общения с родителями. Конечно, хорошо, когда кроха занят своим делом и не мешает маме и папе заниматься своими делами. Не игнорируете своего ребенка. В возрасте 5 лет он притягивает все взрослое и такое интересное. Малыши очень любят разговаривать, интересоваться, размышлять. Очень любит делиться своими впечатлениями от чего-то нового. Кроме этого, ребенок обязательно выслушает ответ на свой вопрос терпеливо, и не перебивая вас при этом.

Для ребенка очень важны игры в этом возрасте. При помощи игры вы закрепите у малыша основные знания, которые он должен приобрести в этом возрасте. Малыш должен уже научиться различать цвета, форму, размер, предмета. Кроме этого, он должен определять соотношение предметов по высоте, длине, ширине. Также кроха должен уметь определять материал, из которого изготовлен тот или иной предмет. Объясните ему значение следующих предлогов: в, над, под, это важно. Он должен понимать расположение предметов в пространстве, то есть предмет находится справа, слева, снизу, сверху и т.д. в таком возрасте малышу нужно объяснять, чтобы он учился разговаривать вежливо, правильно излагать свои просьбы, благодарить, внимательно и терпеливо выслушивать своего собеседника.

При воспитании ребенка просто огромное значение имеют игры. Очень хорошо, если обучающий процесс проходит в детском коллективе. Игры, можно сказать, являются тренингом социального развития малыша. В коллективе он научится взаимодействовать со своими сверстниками, выполнять правила и просьбы, в чем-то уступать, проявлять свои лидерские способности.

Не стоит запрещать ребенку фантазировать во время игры. Наоборот, поддержите его. Предложите ему предметы, которые, по вашему мнению, совершенно ни к чему. Дайте крохе тряпочки, палочки и другие ненужные вещи. Благодаря игре у него формируется самостоятельность. Он как бы моделирует поведение взрослых. Во время игры малыш открывает для себя много нового и познавательного.

Физическое развитие ребенка

Очень важно в данном возрасте физическое развитие. Необходимо приучать кроху к физической культуре. Это связано с тем, что малыши в возрасте 5 лет формируются со стороны опорно-двигательного аппарата. Занятия спортом важны для детей. Просто в 5 лет ребенок осознанно может выполнять определенные физические упражнения.

Оздоровительные задачи направлены на:

  • Формирование правильной осанки и развитие всех групп мышц.
  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, то есть укрепление защитных сил организма.
  • Воспитание в ребенке закаливания организма .

К физическим нагрузкам нужно приучать с самого раннего возраста. Давайте вспомним тот момент, когда малыш появился на свет. Ему в обязательном порядке нужна была утренняя гимнастика ручек и ножек. В процессе взросления ребенка отменять эти процедуры не нужно. Попытайтесь придумать что-то оригинальное, чтобы приобщить его развиваться физически. Естественно с детьми в возрасте 5 лет это делать немного проще. Все упражнения должны выглядеть как игра. Прекрасно подойдет ходьба. Во время ходьбы можно попросить кроху выполнять не сложные взмахи руками.

Читайте также

Также, можно повыше поднимать ножки, менять темпы ходьбы и шаг. Это позволит работать многие группы мышц, а также сформировать правильную осанку. Кроме этого можно приобщить ребенка к бегу и прыжкам. Для этого педагогами были разработаны определенные игры. Очень хорошо детки играют в мяч. Мало того, что упражнения с мячом полезны для здоровья, так еще и воспитают внимательность, резкость движений и бдительность крохи. Будет полезно, если вы научите своего ребенка кататься на велосипеде . Поездки на этом виде транспорте не только полезны для физического развития, но и для координации движений. Малыш станет более устойчивым, и не будет бояться упасть.

Нервно-психическое развитие в 5 лет

Ребенок 5 лет очень хорошо развивается психомоторно. Ведь нервно-психическое развитие является самым главным в этом возрасте. Во время прогулок малыш вынослив, рассматривает окружающий мир с интересом и с азартом познает все новое. В этом возрасте у малыша закрепляется мелкая моторика рук. У малыша начинает проявляться интерес к изобразительной и творческой деятельности. Крохи очень любят рисовать, что-то вырезать и склеивать, строит волшебные замки и украшать свою комнату изделиями, сделанными своими руками.

Очень активно начинает развиваться речь. Более того, ребенок прекрасно может формировать свою мысль. То есть, может пересказать сказку, которую вы читаете ему на ночь. Может хорошо выстраивать предложения и просить вас о чем-либо. Кроме этого, дети в этом возрасте активно делятся впечатлениями, которые он увидел в детском саду. Словарный запас увеличивается, и ребенок может хорошо передавать то, что думает и желает выразить.

Ребенок использует речь для общения со своими ровесниками. Он начинает очень активно тренировать свои речевые способности. Очень часто в пятилетнем возрасте ребенок задает просто огромное количество вопросов. Кроме того, у него появляется способность рассуждать и пересказывать ранее происходящие события. Иногда детки сочиняют стихи, поют песенки. Все это развивает их речь, что не маловажно в этом сложном периоде жизни ребенка.

Малыш уже научился решать довольно сложные задачи. Он может различать предметы по определенным признакам на довольно высоком уровне, чем ранее. Нужно отметить, что логика малыша в 5 лет очень своеобразная и к этому необходимо привыкнуть. В 5 лет малыш уже может выучить короткий стишок или песенку. То есть у него развивается сознательное запоминание определенных вещей. Но, здесь есть некоторые нюансы. Нужно развивать в ребенке смысловую память. То есть, кроха должен знать то, что его просят заучить, то есть осознавать это. Он должен понимать, что от него требуется и зачем это нужно.

Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет

У малыша должен быть приличный словарный запас, около 3000 слов. Малыш должен знать свой адрес проживания. Использовать в предложении 5-6 слов. Кроха должен использовать в своей речи не только простые, но и сложные предложения. Малыш должен в 5 лет уметь пересказывать уже пройденный материал. Со стороны произношения у ребенка не должно быть корявых звуков. Малыш должен хорошо определять право-лево у себя, но не показывать это на других. В малыше нужно развивать знание элементарных антонимов: большой – маленький, твердый – мягкий и т.д. малыши должны уже в 5 лет уметь считать до 20. Кроме этого дети должны различать количество предметов, то есть где больше, а де меньше. Маленький человечек должен знать предметы, а также из чего они сделаны, то есть из каких материалов.

Как уже говорилось выше для ребенка очень важно общение. Общение должно быть не только с родителями, но еще не маловажно общение со своими сверстниками. Большинство родителей принимают решение отдать ребенка в детский сад. Однако есть и такие, которые совершенно против, отдавать свое излюбленное чадо в государственные структуры. Таким родителям нужно помнить о том, что садику следует найти альтернативу. Ведь вашему крохе просто необходимо общаться со своими сверстниками. Такой альтернативой может стать детская игровая площадка, развлекательный центр, студия для раннего развития, самодеятельный кружок. В этих заведениях ребенок может реализовываться как личность, развиваться физически и эмоционально. Также не стоит забывать, что ребенок 5 лет должен уже потихоньку подготавливаться к школе, ведь через год он станет первоклашкой.

Мы уже говорили о том, что малыш в этом возрасте развивается хорошо с творческой стороны. Поэтому нужно обращать внимание, чем он больше всего любит заниматься. В 5 лет можно отдать малыша в какой-нибудь кружок. Это может быть танцевальный кружок, рисование, лепка и др. главное, чтоб малышу нравилось то, чем он занимается.

И на конец. Пристальное внимание обращайте на именно физическое развитие малыша. Ведь в этом возрасте они становятся более активными, обладают резкой реакцией, повышается координация и скорость движений. Кроме этого, если вы заметили, у ребенка изменились пропорции тела. Они стали больше походить на взрослые формы. При этом центр тяжести опустился вниз, собственно, это так и нужно. Все навыки, которые малыш получил в течение своей жизни, стали совершенными. Кроха начинает очень активно играть в мяч, ездить на роликах или велосипеде. Может глобально фантазировать, что очень хорошо.

Будьте внимательны к своим детям!

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.


Чтобы максимально обезопасить ребенка, все игры должны проходить под присмотром взрослых

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.


Важно не пропустить момент, когда ребенок замыкается в себе

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.


Для пятилетнего возраста характерны раздражительность и частая смена настроения

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.


Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади ( и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.


Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

Какие они?

Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Пишут и читают

Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Пусть играют побольше

Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Все знакомые литеры

Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

Новая затея

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.