Занятие на тему " знакомство с часами". Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Ознакомление детей с часами

Тема: «Знакомство с часами»

Образовательные задачи:

  • Дать детям представление о том, как измеряется время
  • Познакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки
  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
  • Закрепить знания о временах года, месяцах, днях недели, частях суток и их последовательности знания детей о цифрах, умение рисовать по образцу.

Развивающие задачи

  • Развивать зрительную память, умение аргументировать свои высказывания.
  • Развивать речь, умение образовывать из существительных прилагательные

Воспитательные задачи:

Активизировать и обогатить словарь детей:

Ход ООД

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем гостям «Здравствуйте!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель с детьми приветствует гостей в это время входит Золушка, просит прошения и разрешения войти

Здравствуй, Золушка!

Золушка: Здравствуйте!

Ребёнок: А почему ты такая грустная?

Зол : Я получила приглашение на осенний бал, но не могу его прочитать, мачеха тоже отказалась мне его прочитать, ключик от шкафа в котором висит моё платье, сломался (показывает ключ). Да и на балу все танцуют, а я танцевать совсем не умею.

Восп: Дети, как нам поступить в данном случае?

Ответы детей (Золушке надо помочь) Кто из вас хочет научить Золушку танцевать? (дети уходят учить танец)

Зол: А как быть с приглашением?

Восп: Ребята, может, кто - то попробует прочитать приглашение?

Детей подвести к тому, чтобы они вежливо попросили прочитать его взрослого

Ребёнок: я думаю, что надо вежливо попросить прочитать его кого - то из взрослых.

Приглашение: «Уважаемая Золушка, приглашаем тебя на осенний бал, который состоится в среду, 16 ноября, в 10:00.

Зол: Среда??? А когда наступит эта среда?

Дети: Это надо посмотреть в календаре.

Зол: да некогда мне рассматривать календари я работаю с утра до зари.

Может вы мне расскажите, научите меня?

Предлагает присесть и дети тебе всё расскажут

Восп Наши дети работали над проектом «Календарь», они тебе всё расскажут.

Ребёнок: проект

Зол: я должна быть на балу красивой? А мой ключ сломался.

Ребёнок : но ключ можно изготовить в мастерской.

Восп: во т у меня справочник диктуйте мне номер.

Дети возмущаются, здесь нет цифр.

Воспитатель берёт и говорит детям, что цифры здесь зашифрованы

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

После выполнения шифровки

Воспитатель: продиктуйте мне номер, набирает, ой, а что надо спросить, зыбыла

Передаёт трубку ребёнку

Ребёнок: здравствуйте, мастерская.Будьте добры, подскажите у вас можно изготовить ключ? Что нам для этого надо? (чертёж, 5 у.е за изготовление,4уе за доставку)

Зол: (грустно)да осталось только выполнить задание мачехи.

Воспитатель: А кто такая мачеха?

Дети рассуждают

Ребёнок предлагает помочь Золушке в уборке

Физ. Минутка « Помощники»

Золушка: пожалуйста простите. Я же ещё не знаю, как определить время по часам.

Воспитатель: не проблема сейчас всё покажем и расскажем, берёт макет. (А все цифры с него сваливаются.) не стоит расстраиваться, думаю дети его быстро починят

Воспитатель: Вы несомненно молодцы, но нам надо быстро нарисовать чертёж, приготовить деньги и починить макет часов. (распределяет детей за рабочие столы)

После самостоятельной работы проверяют результат, отправляет курьера в мастерскую.и начинает работу с часами

Воспитатель: дети починили наш макет и вот сейчас они расскажут тебе. Как ориентироваться по часам

Я предлагаю вам присесть и посмотреть

Ребенок

Миша:

Мы с мамой . Как же устроены часы: часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки. Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.

Восп: Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час. (Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов) .

Ну а сейчас Миша нам ещё и покажет какие бывают часы (презентация)

Курьер приносит ключ,

Зол: Спасибо ребята, вы меня сегодня научили пользоваться календарем, определять время по часам, помогли починить ключ.

Восп: Ребята, давайте на последок дадим нашей Золушке несколько добрых советов. (Подвести детей к тому, что Золушке нужно идти учиться в школу) Отправляем Золушку в муз зал учить танец).


Является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1-го класса. Под руководством Б.Г. Ананьева была проведена серия психолого-педагогических исследований умственного развития детей в процессе начального обучения. Эти исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ученики 1-го класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.

Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

По нашим наблюдениям, у детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Одним из факторов, на основе которых формируется чувство времени, является знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

С этой целью мы предлагаем вам конспект занятия из цикла “Знакомимся с часами”.

“Путешествие в страну точного времени”

Программное содержание:

  • познакомить детей с часами и их назначением;
  • учить ориентироваться в днях недели;
  • упражнять в ориентировке в пространстве по плану;
  • закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
  • упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Оборудование: план маршрута, посылка, часы, аудиозапись, листы тетрадные, карандаши простые, кроссворд, часы – планшеты по количеству детей, карточки с кружками, цифры, картинки с часами.

Ход занятия

1часть. Дети заходят в группу, находят план. Ориентируясь по плану, проходят 10 шагов вперёд, 5 шагов вправо, 3 шага вперёд, 8 шагов влево. Направление проговаривают дети. Находят посылку с остановившимися часами и кассетой.

– Ребята, эта посылка из страны точного времени. (Прослушивание записи).

“Дорогие ребята, помогите! У нас случилась беда. Потерялся ключ от главных часов города, поэтому в стране произошла путаница. Время бежит то быстро, то медленно. Дни недели поменялись местами: утро наступает за вечером, а ночь – за днём. Просим вас, помогите найти ключ, пожалуйста!”

Поможем жителям волшебной страны?

2 часть. Поедем мы в волшебную страну на необычном автобусе. Места в нём обозначены цифрами. А на какое место надо сесть, вам подскажут карточки. Нужно найти такую цифру, сколько кружков на карточке.

Д/и “Найди своё место”.

Вот мы на месте. Посмотрите, сколько много картинок. Что же на них изображено? Правильно, это часы. Зачем нужны часы? (Ответы детей).

Может быть, кто-нибудь догадается, какие часы самые первые появились на свет?

(Солнечные). Солнечный луч попадал на стержень, и он давал тень, показывая сколько времени. Как вы думаете, почему они не очень точные?

Люди придумали много видов часов. Как одним словом назвать часы, которые висят на стене. (Настенные). На картинке они находятся где? (Справа). Стоят на столе? (Настольные) . На картинке они…(Слева). Носят на руке? (Наручные). Стоят на полу? (Напольные). Чем отличаются часы? Чем похожи? Положите картинки на стол, возьмите часы.

3 часть. Цифры на часах нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная большая стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Маленькая короткая проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Если большая длинная стрелка прошла весь путь по циферблату, значит, прошел один час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12. Сделайте это, как у меня. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную на цифру 12. Часы показывают ровно час. Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на 2. Это значит, сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа). Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4, 7, 9 часов, длинная стрелка часов всегда находится на цифре 12, а короткая около той цифры, которая показывает данный час. Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов). Как расположены стрелки? (Минутная стрелка длинная стоит на цифре 12, а короткая часовая на цифре 5). Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов. Как расположены стрелки? Какой вопрос мы задаем, когда спрашиваем о времени? (сколько времени, который час) . Мы узнали о часах. А идут ли волшебные часы? Нет.

Жители страны точного времени переживают, что у них перепутались дни недели. Поможем им.

Д/и “Живая неделя”.

Если вы помните, в стране точного времени поменялось местами всё, в том числе и время суток: утро наступает за вечером, а день за ночью. Разгадаем кроссворд и узнаем, какое главное слово в неё спрятано.

Кроссворд.

По горизонтали:

1. Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся
Рано, без огня. Когда? (В ечер).

2. Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Утр о).
3. Протянулся мост на семь вёрст.
А в конце моста золотая верста. е деля).

4. Шестьдесят секунд промчались и (м инутой) оказались.

5. Ходит по небу Луна,
То ущербна, то полна.
Как Луну мы звали встарь,
Вам поможет календарь. (Меся цы).
По вертикали выводится слово ВРЕМЯ .

4 часть. Почему остановились часы в стране точного времени? (Потерялся ключ) . Кажется, я знаю, как мы поможем жителям волшебной страны. Возьмите карандаши и листы бумаги.

Графический диктант.

6 клеток вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 6 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Вот мы нарисовали волшебный ключ и помогли жителям волшебной страны. Волшебные часы снова идут. И, чтобы помочь нам вернуться в нашу группу, жители придумали, как сэкономить наше время.

Глаза закрой, повернись

В нашей группе окажись.

5 часть. О чём мы говорили сегодня? Как мы помогли жителям страны точного времени?



Ещё конспекты занятий для детских садов: Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников | Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений в формировании театральной культуры детей старшего дошкольного возраста | Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя | | Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Герб и флаг родного города" | Интегрированное занятие по экологии "Весна" (для детей старшего дошкольного возраста) | формирование | формирование культуры | представлений | представление информации | времени | точное время | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | порно в взрасте | женщины в взрасте | знакомство | сайт знакомств | часами | классные часы | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | формирование | формирование культуры | представлений | представление информации | времени | точное время | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | порно в взрасте | женщины в взрасте | знакомство | сайт знакомств | часами | классные часы | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного взраста Знакомство с часами конспект занятия в детском саду | детские сады | "Правила эти пусть знают все дети!" конспект занятия в детском саду | Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством целенаправленного развития представлений дошкольников о безопасной жизнедеятельности конспект занятия в детском саду | Несколько идей по организации вечернего досуга в детском саду с круглосуточным пребыванием детей конспект занятия в детском саду | Русская Гжель конспект занятия в детском саду | | Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "В гости к зверятам" конспект занятия в детском саду |
| формирование системы | формирование культуры | формирование ресурсов | формирование здорового образа жизни | новогодние представления | новогоднее представление 2013 | представление школы | расписание представлений | время 2012 | время лета | время онлайн бесплатно | время смотреть бесплатно | 3 ребенка | игры для детей | грудной ребенок | дети в саду | старший | порно постарше | развитие речи в старшей группе | старшая школа оран | дошкольный возраст | дошкольное образование | дошкольное образование детей | дошкольные презентации | сайт знакомств | мамба знакомства | знакомства 2 2 | секс знакомства бесплатно | час часов | часы работы | часы время | настенные часы | конспект урока | план конспект | конспект по окружающему миру | конспект занятия в старшей группе | конспект занятия | темы занятий | планирование занятий | занятие сексом | детский сад | детская песня | детские комнаты | скачать песню детские песни | садъ группа | группы в детском саду | сад своими руками | план сада | конспекты занятий в детском саду | старшая группа детского сада занятия | Формирование | представлений | о | времени | у | детей | старшего | дошкольного | взраста | Знакомство | с | часами | конспект | занятия | в | детском | саду | Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного взраста Знакомство с часами конспект занятия в детском саду

Родители и детские психологи соглашаются в том, что сложней всего объяснять малышам абстрактные понятия. Научить понимать время не всегда просто даже ученика начальной школы, не говоря о детях младшего возраста. Но между тем это необходимый практический навык, и освоить его придется каждому. Специально для вас, дорогие родители, наша статья о том, как научить ребенка понимать время по часам.

Формирование понятия времени

При нормальном развитии ребенок с младенчества замечает смену дня и ночи. Вы будете удивлены, но даже совсем крохи действительно осознают режим дня. Маленький ребенок легко приучается засыпать и просыпаться примерно в одинаковое время. При этом малыш еще не может понять, что спать положено ложиться в 21:00, он просто чувствует желание поспать.

Примерно после первого дня рождения ребенка можно начинать ненавязчиво знакомить с понятием времени. Используйте в повседневной речи обозначения: «утро», «день», «вечер» и «ночь». Малышам старше двух лет можно рассказывать о днях недели.

Как научить ребенка пониманию времени без труда? С дошкольниками можно смело составлять планы на день. Начните с определения основных занятий отдельно на утро, день и вечер. Если родители чаще в разговорах с ребенком указывают какие-то временные промежутки: «пойдем гулять через два часа» или «ты должен убраться за 10 минут» - малыш совсем скоро запомнит эти слова. Но не забывайте о том, что из-за абстрактности понятия одно знание наименований единиц его измерения не научит чувствовать время.

Когда пора знакомиться с часами?

Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени - 6 лет. Прежде чем понимать время по часам, проверьте его знания. Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры. Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями "до" и "после".

Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Только не требуйте от малыша, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.

Механические и электронные часы

В наш век высоких технологий традиционные часовые приборы с циферблатом и стрелками имеются далеко не в каждом доме. Возникает логичный вопрос: «Следует ли вовсе учить ребенка понимать время по механическим часам?» Ответ на него однозначно утвердительный. Только классические часы с циферблатом помогут понять ход времени и наглядно продемонстрируют количество часов в сутках. Не волнуйтесь, со временем вы с легкостью объясните, как понять, который час по электронным дисплеям. И намного проще это будет сделать, если ребенок уже знаком с классическими часами. Обязательно приобретите настенный прибор для определения времени с циферблатом. Отличная идея - дополнительно подарить ребенку личные красивые наручные классические часы. Также вам понадобится наглядное пособие для обучения и игр.

Изготавливаем часы своими руками

Как научить ребенка понимать время по часам, спросите вы? Очень полезно для обучения этой премудрости использовать игрушечные часы. Вы можете приобрести их в отделе игрушек или сделать своими руками. Возьмитесь за изготовление этой поделки вместе с ребенком. Из плотного картона вырежьте большой циферблат. Разметьте его, как настоящие часы, по желанию можно добавить декоративные украшения на фон. Из картона контрастного цвета вырежьте две стрелки, важно, чтобы они отличались по длине и ширине. Прикрепите их к циферблату при помощи кнопки. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы стрелки легко двигались.

В процессе работы объясните ребенку основные принципы работы настоящих часов, если вы не говорили об этом раньше. Для того чтобы успешно взаимодействовать с данным прибором, следует знать, что каждый час состоит из 60 минут, а сутки - из 24 часов.

Первое знакомство с часами

С чего же начать обучение? Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями. Например, напомните, что 3:00 - это время обеда, а в 5:00 начинаются его любимые мультики. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час. Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.

Скажи, который час?

Для того чтобы научить ребенка определять время по часам, необходимо регулярно обращать его внимание на циферблат. Надеемся, что в вашей гостиной уже висит классический хронометр. Помимо регулярных «уроков» заведите привычку между делом спрашивать: «Сколько времени?» - или просить: «Засеки 10 минут». Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.

Как научить ребенка понимать время по часам во время тематических занятий? Возьмите игрушечный циферблат. Попросите малыша выставлять определенное время. Если ребенок хорошо считает, можно усложнить задачу. Предложите показать, где окажутся стрелки через 10, 15, 20 минут от установленного времени.

Составляем распорядок дня по часам

Как научить ребенка понимать время по часам? Игра в таком непростом деле может помочь добиться невероятных успехов. Сомневаетесь? Проверьте лично. Настало время усовершенствовать самодельное пособие для Вместе с ребенком вырежьте из плотной бумаги карточки небольшого размера. Выберите главного героя и на каждом бумажном квадрате нарисуйте определенный момент из его дня. Пускай это будет забавный человечек, сказочный персонаж или какое-то милое животное. Подключите фантазию и постарайтесь придумать дело для каждого часа. Пускай на одной карточке герой чистит зубы, на другой гуляет, на третьей обедает. Как только комплект картинок будет готов, можно приступать к игре. Выставляйте время на циферблате, а ребенок пускай подбирает соответствующую картинку.

Второй вариант игры - нарисовать собственный распорядок дня. Вечером или утром разложите карточки вокруг циферблата, планируя последовательность действий на день. Желательно картинки как-то закрепить и проверять себя в течение дня, не забывая двигать стрелки.

Четверть и половина

В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа». Как только ваш малыш достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени. Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время, поделеное на половинки и четвертинки часа? Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего воспринимают при совмещении аудио- и графической подачи информации. Нарисуйте на листе бумаги несколько циферблатов. Пускай на одном из них часы показывают 15 минут, а на другом - 30. Для наглядности можно заштриховать отрезки от цифры 12 до той, на которой остановилась стрелка. Объясните ребенку и значение таких распространенных выражений, как «без двадцати час» или «без пятнадцати минут».

Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами. Если ребенок не в настроении или занятие проходит непродуктивно, закончите раньше, чем планировали. Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью. Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, - поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени. Рассказывайте о видах часов, покажите и секундомер. Учите ребенка чувствовать время и изобретайте собственные единицы. Например, вы можете напоминать малышу, что прогулка длится 1,5 часа, а его любимый мультфильм - 15 минут.

Как научить ребенка определять время по часам и закрепить полученный результат?

Для того чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома. Вместе можно засекать продолжительность каких-то процессов. Подобное занятие обязательно увлечет ребенка. Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача. Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время. Совсем скоро ваш малыш научится самостоятельно планировать свой день и, глядя на часы, сверяться с выполнением этого плана. Ведь зная, что процесс сборов на прогулку длится 10 минут, он сможет вовремя убрать игрушки и подготовиться к прогулке.

Надеемся, что наши советы о том, как научить ребенка времени на часах, вам помогут и будут полезны.

Дошкольное детство - главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. И только лишь, в соответствующих возрасту видах деятельности, а таковыми являются игры, и строится данное сотрудничество. Наша работа предполагает строить образовательную деятельность по ФГОС так, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка.

Не стало исключением и знакомство детей с понятием «время» . Все этапы знакомства детей с временными понятиями происходят ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое.

Понятие «время» с древнерусского – «вращение» . Мы знаем, что время показывает взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего, показывает длительность событий, их периодичность, последовательность и измеряется веками, годами, минутами. Длительность временного действия мы определяем словами: «долго» , «быстро» ; «сегодня» , «завтра» .

Известно, что для детей понятие «время» , воспринимается очень сложно, так как его невозможно увидеть наглядно, потрогать, попробовать на вкус. Время можно определить через какие - либо признаки, причем, которые часто изменяются. Нами отмечено, что дети, одного и того же возраста временные понятия воспринимают по-разному. Одни с раннего возраста проявляют интерес к понятию «время» , а другие, сложно его воспринимают даже в раннем школьном возрасте. И это является нормой. А слова Ж.Ж. Руссо этому подтверждение: «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения» .

Неотъемлемой частью любой образовательной деятельности в нашем детском саду стала работа с интерактивной доской и использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) . Не стала исключением и работа с дошкольниками по формированию временных представлений.

Мы используем дидактические игры «Когда это бывает» , «День и ночь» , «Части суток» и другие, специально разработанные для работы дошкольника у интерактивной доски. Способствует также успешному усвоению новых знаний и просмотр презентаций, видео и аудиозаписей, так как современное и красочное оформление разработанного материала с использованием ЭОР формирует познавательный интерес и способствует закреплению полученных навыков и умений.

Первое измерение времени, с которым мы начинаем знакомить дошкольников - это сутки. Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части различна и зависит от времени года. Наша задача – помочь детям понять, что утро, день, вечер, ночь - это части целого – части суток. С помощью ЭОР мы разработали макет часов для интерактивной доски, циферблат которых разделили на четыре части суток. Каждая часть изображала утро, день, вечер, ночь. Стрелочками таких «часов - суток» управляли сами дети. Воспитатель, описывая ту или иную часть суток, совместно с детьми, дает возможность им самим, вращая стрелкой, остановиться на нужной картинке. Так же, практике работы с интерактивной доской, применяем различные упражнения, например «Домик дней» , «Что было, есть и будет» .

Известно, что понятие «время» дошкольники различают по своей деятельности (днем - спим в саду, ночью - спим дома) . Поэтому мы в игровой и стихотворной форме уделяем особое внимание контрастным частям суток: день - ночь, утро - вечер, постепенно вводя знакомство со смешанными частями суток: утро-день, вечер-ночь. Лучше всего дети усваивают части суток тогда, когда четко проговариваются действия, которые осуществляются именно в это время, например: «Ребята, сейчас, утром, мы сделаем зарядку, позавтракаем» . Дети лучше запоминают названия суток и ориентируются в них, прослушивая в аудиозаписи стихотворения с названиями частей суток, например «Утро» Е. Тургенева, «Солнечный денек» Я. Акима, «Вот уж вечер» С. Есенина, «Плакали ночью» Э. Мошковской и других авторов.

Временные понятия стараемся вводить постепенно, учитывая возрастные особенности ребенка и его восприятия. Когда ребенок усвоил понятие суток, начинаем вводить такие понятия, как «сегодня» , «завтра» , «вчера» . Дошкольники воспринимают начало нового дня именно утром. Но наша задача донести до ребенка, что сутки начинаются ночью. Здесь мы вновь можем обратиться к интерактивному макету «Часам – суткам» , объясняя, что те сутки, которые мы ждем – это «завтра» , а те, которые прошли - это «вчера» . Замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Хороший день» , дает возможность детям закрепить такое понятие, как «сегодня» . А такие авторы как А. Фет, А. Плещеев, А. Барто и другие, помогают детям в стихах закреплять понятия «завтра» , «вчера» .

Следующим этапом знакомства с временными понятиями являются: неделя, месяц, год. Понятия «неделя» включает в себя название семи дней, которые дети охотно запоминают и обыгрывают. Знакомство с понятием «неделя» мы начинаем с просмотра мультипликационного фильма «Емелина неделя» . Затем подключаем различные упражнения «Какой день недели спрятался» , «Лови, бросай, дни недели называй» , «Отправь поезд» . Знакомству детей с временными понятиями способствует внедрение в режимные моменты малых фольклорных форм (различные считалки, скороговорки, загадки) . Обязательно, к знакомству детей с временными понятиями подключаем родителей, советуя им соответствующие игры, в которые можно играть не только дома, но и по дороге в детский сад, например: «А ну – ка, угадай» . С просмотра фильма, по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» начали знакомство с месяцами года, т.к. именно в этой сказке есть четкое, красочное описание каждого месяца и дети с удовольствием обыгрывают их, тем самым запоминая названия месяцев и их очередность. Когда дети уже имеют представление, что такое год, мы знакомим их с разными видами календарей. В переводе с латинского «календарь» означает первый день месяца. Мы предлагаем знакомить детей и с отрывным календарем. Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят» , «события приближаются» , прошел месяц - начался новый. Ведь ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Дети могут видеть, что календарь указывает не только число месяцев и день недели, но и увидеть когда сегодня взошло солнце и когда зайдет, какая фаза Луны, годовщина какого важного события. С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времени года, с которым связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Заостряем внимание детей на том, что над созданием календаря трудились многие люди и в течение многих лет. Подводим детей к пониманию того, что календарь нужен, что бы вести правильный (без пропусков и повторений) счет суток.

Завершающим этапом знакомства с временными понятиями для детей дошкольного возраста являются: часы, минуты и секунды. Все знают, что время определяется по часам, а часы - это прибор для измерения времени. В давние времена люди определяли время, посмотрев на солнце, на его движение по небу. Первыми показателями времени были восход солнца и закат. Затем открыли, что точнее время определяется не по солнцу, а по тени (тень изменяла длину) . Эти наблюдения и стали основой солнечных и теневых часов. Позже были придуманы водяные, огненные и песочные часы. Вот именно с песочных часов, мы и начинаем знакомство детей с понятием «минута» .

Мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту» , «Сию минуту» , «Подождите минуту» - подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале они не имеют.

Изначально мы учим детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. Даем задание сделать что-либо за одну минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам. Воспитатель постоянно дает положительную оценку умениям детей контролировать время по песочным часам. Предлагаем детям оценивать по собственному представлению длительность интервала времени в процессе какой – либо деятельности.

Способствуем развитию у детей умения предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка осуществляется при помощи песочных часов. После того, как мы дадим представление детям об одной минуте и продемонстрируем ее длительность на секундомере, мы объясняем, что движение стрелки по кругу совершается всегда за одну минуту. После этого продемонстрируем длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Предлагаем дошкольникам рассчитать, что же они успеют сделать за одну минуту. С этой целью планируем несколько игровых заданий, например: сколько полосок можно нарезать за одну минуту, или, сколько предметов переложить с места на место?

Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевалке, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5- минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах и сколько кругов сделает стрелка на секундомере. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за одну минуту. И только теперь, мы можем переходить к ознакомлению детей с часами. Раздаются макеты часов, на циферблате которых нанесены цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке - минуты. Учитывая познавательный интерес к устройству механизма настоящих часов, мы организуем исследовательскую деятельность по их изучению в Лаборатории «Почемучка» . Также оформляем в группе выставку «Часы разных времен» , где дети имеют возможность не только визуально ознакомиться с часами, но и изучить их внутренне устройство.

В результате проведенной работы у детей сформирован устойчивый интерес к понятию «Время» , они способны его определять, ориентируются во временных отрезках, могут планировать свое время и прогнозировать за какой период справятся с той или иной деятельностью.

Таким образом, применяемые нами методы и приемы работы по формированию у дошкольников временных отношений, затронули все образовательные области. К концу дошкольного возраста дети отличались широтой кругозора, интересно и с увлечением делись впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
  2. http: //internetenok. narod. ru/ Детский портал "Интернетёнок"
  3. http: //www. kinder. ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007

Консультация для родителей. Знакомство ребенка с часами.


Описание: консультация может быть полезна для педагогов детей старшего дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребенка с часами и как развивать у него чувство времени.

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1 класса.
Психологические исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не развиты временные различения. В школе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, управлять своими действиями во времени. Первоклассники должны научиться: не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовления уроков дома, все успевать. А для этого необходимо уметь определять время по часам. Но ориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания, поэтому овладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать у ребенка чувство времени и знакомить с часами в общих чертах.

Итак, с чего начать?
- Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.

Устройте вечер загадок про часы и время, например:

Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(часы)

Прочитайте и выучите с ребенком понравившиеся стихотворения о часах, авторы: Е. Горбовская, Т. Ефимова, О. Димакова, Н. Чупрова, И. Шимко, Н. Астахова, Г. Терешкова, Н. Уманская, Ю. Мориц, В. Орлов «Часы». С. Баруздин «О человеке и его часах», «Тик и так», например, стихотворение Н. Уманской:

А у нас, по всей квартире,
Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали...
Видно - ноженьки устали!

- Рассмотрите с ребенком книги про часы.


- Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначают стрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки).



- Предложите ребенку выложить из палочек числа от 1 до 12.


- Сделайте с ребенком самодельные часы.





- Предложите ребенку нарисовать разные виды часов.


- Предложите ребенку сконструировать часики из бумаги.


- Научите ребенка узнавать, сколько времени (с точностью до часа, до получаса, до четверти часа) с помощью дидактических игр: «Что показывают часы?», «Какие часы правильные?», «Часы и минуты»; «Каждой цифре свое место».


- Закрепите полученные знания ребенка с помощью игр «Учим часики» и «Мои первые часы».



- Научите ребенка выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут). Например:
- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту.


- Надо заправить кровать за 2 минуты.
- Надо почистить зубы за 3 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.



- Научите ребенка контролировать время по песочным часам; определять время без песочных часов (учите планировать объем работы на минутный, двухминутный, трехминутный интервалы времени).
Например, Вы предлагаете ребенку:
- Нарисуй палочки высотой «одна клетка» с интервалом в одну клетку. Как только ты почувствуешь, что минута заканчивается, закончи задание (переворачиваете одноминутные песочные часы так, чтобы ребенок их не видел).




Благодаря проведенным методам и приемам Ваш ребенок научится:
- понимать и принимать задания взрослого;
- определять время по часам (с точность до часа, до получаса, до четверти часа);
- принимать решение и использовать имеющиеся знания при выполнении заданий;
- следить за течением времени в процессе деятельности;
- распределять свою деятельность во времени;
- ускорять и замедлять темп своей деятельности;
- рационально использовать время;
- выполнять и прекращать работу в срок.

Результат:
- у Вашего ребенка уточняются и конкретизируются представления о необратимости, ценности времени;
- Ваш ребенок получит положительные эмоции и удовлетворение от результатов своих достижений.