Правильное воспитание ребенка в возрасте от года до трех лет. Ребёнок развивается

Первый год жизни малыша, насыщенный радостью и испытаниями, счастьем и заботами, прошел. Впереди не менее ответственный период, который характерен серьезными изменениями в развитии психики ребенка и его физиологии.

Особенности возрастного периода

Возраст от года до трех лет - это уникальное время, когда ребенок интенсивно овладевает новыми навыками, познает мир, растет и развивается. Психология детей раннего возраста базируется на сильной эмоциональной привязанности к маме и к близкому окружению. В этот период жизни ребенка происходит закладка фундамента личности, формируются основные черты характера, на которых в дальнейшем будут построены взаимоотношения с окружающим миром.

Важно со всей ответственностью осознать, что дальнейшая жизнь будет зависеть от атмосферы, которая будет царить ранее детство малыша. Поэтому необходимо правильно общаться и воспитывать ребенка, и не пускать процесс развития на самотек.

Родителям бывает сложно понять своего ребенка, отсюда множество ошибок и сложностей в воспитании. Им кажется, что их ребенок такой, как и они, только маленький. Но стоит не забывать, он не «маленький взрослый», а совсем другой человек, который иначе мыслит, иначе воспринимает окружающий мир. Отсутствие опыта и навыков делает малыша во многих ситуациях беспомощным. Он не прогнозирует последствий, живет здесь и сейчас.

Эмоциональное развитие, восприятие и внимание

Яркая эмоциональность детей этого возраста проявляется во всех ситуациях, например, только что радовался воздушному шарику, уже горько плачет, потому что шарик лопнул, и снова радуется появлению нового шарика.

Эмоциональная жизнь малыша протекает в настоящем моменте без учета того, что было с ним ранее.

Ребенок не может предположить, проанализировать и осознать, что может с ним произойти. Он полностью погружен в происходящую ситуацию и полноценно наслаждается каждым текущим моментом своей жизни.

Малыш открыт и впитывает все новое, его внимание быстро переходит от одного объекта к другому. Он не способен долго сосредотачиваться на одном занятии.

Задача взрослых - обеспечить смену деятельности и безопасность ребенка.

Для ребенка пока не доступно абстрактное мышление. Поэтому все воспитание и обучение строится на конкретных предметах и реальных вещах. Причем это должно быть то, с чем ребенок постоянно взаимодействует. Все просьбы должны быть конкретными: «убери машинки в коробку», «наведи порядок»; «садись за стол кушать», а не «пора обедать»; «ложись в кроватку», а не «давай спать».

Игра! Игра! Игра!

Главная роль в жизни малыша в этот период принадлежит родителям. Они опора и поддержка, источник его безопасности. День за днем, маленькими шагами, все новое он напитывает в свой мир. Важно, чтобы все способности малыша, его речь, движения, мышление, развивались в свободной и доступной для него игровой форме. Игры с детьми раннего возраста помогут малышу лучше усваивать новое и развиваться. Кроме того, в играх у него воспитывается уверенность и сила, интерес и радостное отношение к жизни.

Положительные эмоции, атмосфера любви в семье - это добрые семена, которые приносят хорошие плоды. Успеха вам в воспитании ребенка, счастья и здоровья.

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия - например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.

Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет - их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.

Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.

Быть «почемучкой» совершенно естественно для ребенка такого возраста
  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизнипластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: ).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.

Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность - для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

(2 оценили на 5,00 из 5 )

  • Добрый день! Помогите, пожалуйста, советом. Стоит уже паниковать, или пока подождать. Второй ребёнок, мальчик, 2.8, очень мало говорит. Катастрофически мало. Остальное развитие, после прочтения вашей статьи, примерно в норме. Кроме речи. Не четко, в основном звуки, например: свет-ки, машина — нка, паровозик томас-то ти, спокойной ночи — споть носи, много болтает сам с собой, есть простые предложения — мама не есь(мама не лезь), да маньдин (дай мандарин). Категорично не хочет учится ни в какой форме. Но очень наблюдательный. Может очень долго почти час заниматься чем-то — следить за механизмом, за интересной вещью, за зверушками, строить башни или собирать лего, пусть не очень получается. Очень скромный по характеру. Почти год назад я попала в больницу, после этого ребёнок перестал общаться со мной совсем на 2 месяца. И мне кажется, что он после этого сильно затормозил в развитии. На мой взгляд, он с тех пор почти ничему новому не научился. Но, возможно, я просто много сравниваю со старшим и каким он был в это время. Врачи никаких проблем в развитии по возрасту не находили.

  • Здравствуйте! Ребёнок, мальчик 1,11 плохой сон, беспокойный, диагноз у невролога: последствия поражения ЦНС, принимает Атараксия, но для сна не помогает! Что можете посоветовать, как наладить сон?

  • Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не использование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Если взрослые, окружающие ребенка, на протяжении этого возраста будут оказывать поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Создавая доброжелательную обстановку, общаясь искренне и с любовью, Вы сформируете у малыша чувство доверия к миру, тем самым не мешаете ему открывать двери страны познания.

    Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Представьте малыша, который все время сидит в манеже. Конечно, маме спокойно, она может заниматься своими делами, а малыш своими. « Что тут плохого » - спросите Вы? Ограниченное поступление информации, которая так необходима для «питания» мозга. Как только малыш встал на ножки, никаких манежей! Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. Он для того и начал ходить, чтобы получить широкую ориентацию в пространстве. И конечно же освободить руки. Благодаря им ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и постепенно развивает интеллект. По данным некоторых исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения рук, дополняют друг друга. Правое, позволяет малышу узнавать предметы при помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, то есть умение определять собственное положение по отношению к предметам, различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что – сзади. Левое полушарие обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации. Именно оно отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает так называемую мелкую моторику – способность взять горошину, упавшую с пола крошку или перышко. Позднее, в школе, левое полушарие позволит ребенку узнавать абстрактные формы посредством осязания и зрения. Но чтобы как следует натренировать руку, маленькому человеку необходимо одновременно контролировать свой мышечный тонус. А значит постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и плечо. Необходимо считаться с развитием его двигательных способностей: начиная держать головку, ребенок пытается согласовать движение рук с тем, что видит (это называется зрительно-моторной координацией). Затем малыш учится управлять движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, он сможет совершенствовать свои хватательные способности. Сидя, это делать куда удобнее. Ну а потом, вытянув вперед ручки, можно отправляться завоевывать мир. При общении ребенок очень рано начинает использовать руки, чтобы подтвердить свои желания и дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет и для того, чтобы им завладеть, и для того, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще не начав говорить, малыш объясняется при помощи жестов: психологи советуют, использовать при общении с вашим малышом жестикуляцию, ему будет удобнее разъясниться с вами. И наконец. Руки способствуют развитию интеллекта, который в период от 0 до 2 лет проходит « сенсомоторную » стадию, как определил ее знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже. Другими словами, постижение мыслительного процесса и накопление знаний происходит в основном опытным путем, а значит напрямую связано с моторикой. В течении этих двух важнейших лет ребенок прикасается ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так ребенок узнает, что существуют мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага рвется. Хорошо если взрослый все это еще и озвучит. Малыш сортирует эту информацию, от природы он наделен памятью и способностью к логическому мышлению, строит и совершенствует схемы познания.

    Совершенствование хватательной функции рук происходит поэтапно, так же как умственное развитие. Давайте подробно рассмотрим, как происходит развитие с 1 года.

    К году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет. Мышцы стали сильнее, суставы тоже достигли определенной зрелости: малыш может вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, похлопать в ладоши, может держать предмет между большим и указательным пальцами, он может взять фасоль и маленькую пуговицу. Что очень важно, он начинает вырабатывать стратегию действий, чтобы, например, заставить звенеть колокольчик. Наступает золотое время для «исследовательской работы». Между 12 и 15 месяцами церебральные импульсы становятся более тонкими. Это позволяет его ручкам действовать независимо друг от друга, т.е. пока одна, что-то достает, другая отдыхает. К 18 месяцам он может сложить шарики в бутылку, построить башню из трех кубиков, нарисовать каракули карандашом. Ему очень нравится переворачивать страницы в книге. Я советую родителям вместе со своим чадами закручивать винтики, открывать крышки из разных видов банок (предложите ему разного размера банки 2 или 3, пусть подберет нужную крышку).

    Чтобы развить тактильные и хватательные навыки предложите ребенку, в возрасте от года до двух, игрушки из различных материалов: предметы разнообразных форм, кусочки материи. Бумагу с разной фактурой, звуковые игрушки (колокольчики, пищалки, барабаны). Ближе к двум годам малышу понравится рисовать кистью, карандашом, лепить из пластилина (только мягкий, предназначенный для маленьких детей) Манипуляции которые он будет осуществлять принесут ему, помимо удовольствия, явный прогресс в развитии. Очень важно стимулировать независимую работу пальчиков. Для этого играйте с ним с мелкими предметами: пуговки, камешки, перышки, фасольки и бусинки. Сортируйте их по форме, цвету. Складывайте в бутылку с узким горлышком и т.д. Осторожно!!! Следите за тем, чтобы ваш исследователь ничего не проглатил! Играйте только вместе. Покрасьте каждый его пальчик в разный цвет, пусть малыш попробует «перепутать» цвета, переплетая пальцы. Нарисуйте на кончике каждого пальца фигурки и поиграйте в театр марионеток. Очень хорошо развивает моторику конструктор, игры М. Монтессори, Никитиных, Красноухова, Кайе и д.р. Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте один-полутора года дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии рамки-вкладыши позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В эту серию входят: Листья деревьев, Грибы, Овощи, Фрукты, Птицы, Рыбы, Бабочки, Домашние животные и т.д. Эти рамки имеют свои степени сложности, Вы можете всегда проконсультироваться у психолога. Он подберет нужные развивающие игры специально для Вашего ребенка.

    Кроме прямохождения и предметной деятельности у ребенка формируются необходимые умения и навыки и через взрослого человека, владеющего ими, быстрее приобщится к человеческой культуре. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Я имею в виду речевое общение. Именно в этом возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речевое общение со взрослыми, в раннем детстве, он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, примерно в два года он говорит двух-трехсложными предложениями. К трем говорит разборчиво, а к четырем дети в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые. Но это всего лишь жесткие рамки. Старайтесь не комплексовать и постоянно сравнивать с ними способность вашего крохи. Мне хотелось бы посоветовать Вам несколько приемов развития речи.

    Прежде всего всегда говорите с крохой, даже если ему нет еще 1 месяца! В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять его « разговор », в целях развития слуха необходимо повторять за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушку обязательно характеризуйте ее. (Это рыбка. Она оранжевая, очень красивая. Рыбка любит плавать в воде и т.д.) Одевая и купая малыша следует называть части его тела, сопровождая свои действия словами. Наряду с облегченными словами « кися », « тик-так » необходимо называть полные их названия. На втором году жизни развиваем стремление у ребенка к разговору с окружающими. Четко произносим слова и как можно больше читаем стихотворений и сказок. Помогайте ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Не забывайте удовлетворять любознательность, учите задавать вопросы и естественно отвечайте на них. Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата. Учите малыша управлять силой голоса, темпом речи. Лучше, если Вы сами будете это использовать в своей речи. Особое внимание нужно уделить ребенку, речь которого ускорена. Она является нередко предвестником заикания. Не торопите малыша, старайтесь уделить ему время для общения. Если малыш произносит слова неправильно, повторять не следует. Вся работа должна проводится настойчиво, НО обязательно в спокойной и дружелюбной обстановке! Перед тем как проводить занятия, в правильности которых Вы сомневаетесь – посоветуйтесь с психологом или логопедом.

    Питание младенца, как правило, не представляет сложности для родителей, особенно если ребенок находится на грудном вскармливании. Однако, начиная с 4-6 месяцев, в рацион ребенка вводятся новые продукты, составляющие прикорм, и маме приходится учитывать "кулинарные предпочтения" ребенка. После года питание малыша должно быть разнообразным и полноценным. Родители начинают знакомить ребенка с "взрослыми" продуктами и иногда сталкиваются с непредвиденными трудностями.

    Кушаем самостоятельно?

    "Наша Анечка с пяти месяцев держит ложку!" - упоённо рассказывает соседка, покачивая коляску. - "А пить соглашается только из чашки. Про бутылочку давно забыли". Лица внимательно слушающих мам омрачаются...

    Первые навыки самостоятельного питания появляются у ребенка в возрасте 6-7 месяцев. Сидя на коленях у родителей, ребенок пытается пить из чашки. Девятимесячный карапуз уже вполне способен держать бутылочку с молоком или кефиром, печенинку, а особо одаренные детишки увлеченно манипулируют ложкой. Поскольку координация движений еще несовершенна, содержимое ложки частенько достаётся маминому фартуку или папиным брюкам.

    После года большинство детей уже в состоянии самостоятельно обслуживать себя. Но "в состоянии" еще не значит "с удовольствием. Некоторые маленькие нехочухи предпочитают только открывать рот и ни в какую не желают пользоваться ложкой. Что делать, если ваш ребёнок проявляет задатки такого нехочухи?

    1. На первых порах не нужно настаивать, чтобы ребёнок держал ложку правильно. Допустимо, чтобы в течение нескольких приемов пищи малыш держал ложку в кулачке. Главное - научить загребать ложкой пищу и доносить до рта. Лучше, если во время обучения будут задействованы "вязкие" продукты - каши, кисели: их не так просто уронить.

    2. Если ребенок в нетерпении плачет, сучит ножками, раздраженно отбрасывает ложку, разумно сделать "шаг назад" и утолить голод привычным способом - из бутылочки или докормить второй ложкой, которую держит мамой. А потом, заморив червячка, можно вернуться к обучению, теперь уже в игровой форме.

    3. Закрепите успехи ребёнка своевременной похвалой. Набрал полную ложку - молодец! Донес, не расплескав до рта, - умница! Похвала не должна быть избыточной, но ребенку необходимо знать, какое движения является правильным. А вот ругать за неудачи не стоит: разуверившийся в своих силах малыш будет избегать самостоятельности.

    Питаемся разнообразно?

    Полноценное питание - необходимое условие хорошего иммунитета. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Ежедневно ребёнок должен получать овощи, фрукты, сахар, хлеб. Сыр, творог и сметану, рыбу, яйца, крупы дают несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы.

    После года кормление становится четырех-пятиразовым. Суточный объем пищи для детей до полутора лет составляет приблизительно 1200-1250г, на третьем году — около 1500 г.

    Молоко и молочные продукты длительное время остаются на первом месте в рационе ребенка (около 300—600 г в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд). Очень полезен кефир, содержащий легко перевариваемый белок. Магазинные творожки и творог домашнего приготовления отлично разнообразят меню, однако более 70-90 г. в день их давать не стоит.

    На втором году жизни ребенку можно предлагать бутерброды с неострым и нежирным натёртым сыром (не более 3 г. в сутки, 2 раза в неделю). Можно использовать сыр и как приправу к макаронам. Обязательный продукт детского питаниякуриные яйца. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Суточная норма — половина яйца.

    Ежедневно ребенок должен получать мясо, лучше в первой половине дня, так как оно переваривается дольше. Подойдут нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также курятина. Из мяса можно варить бульон, готовить вторые блюда. Очень полезна печень. Детям до двух лет лучше давать ее в виде паштета, старшим — тушить. Колбасных же изделий из-за содержащихся в них добавок, лучше избегать, по крайней мере до достижения ребенком трёх лет. Вместо мяса пару раз в неделю рекомендуется давать рыбу (около 25 г. в сутки). Малышам до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, а также с морковью и луком.

    Незаменимым источником углеводов, витаминов и минеральных солей являются овощи и фрукты. В овощное пюре, салаты добавляют растительное масло (не более 6 г. в сутки) или сметану (10 г. в сутки). Кроме того, жиры животного происхождения ребенок получает со сливочным маслом (суточная норма 17 г). Из овощей ребенку можно давать белокочанную и цветную капусту, морковь, свеклу, репчатый лук, редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу.

    Сытное и вкусное блюдо детского питания - каши - не стоит давать слишком часто. Достаточно одного приема в день, ведь некоторые злаки содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи. Вместо крупяных блюд можно приготовить макаронные изделия, соединив их с мясом, овощами.

    Суточная норма хлеба составляет 90 г в день. К основным блюдам детям дают белый хлеб, к салату можно дать небольшой кусочек черного, а к напиткам и фруктовым пюре - сухое печенье (не больше 10 г. в день).

    Однако далеко не все дети желают питаться правильно и разнообразно. Одни предпочитают ограничиться набором любимых продуктов, другие тянутся к сладостям, которые, как известно, приносят больше вреда, чем пользы. Вот несколько советов по организации такого сложного процесса, как кормление маленького привереды:

    1. Красота спасёт мир!

    Необычный и аппетитный вид пищи вызовет у ребенка интерес и желание попробовать даже нелюбимый продукт. Не пожалейте минутки, чтобы сделать еду яркой и привлекательной. Это не так уж сложно: украсьте салат веточками укропа и петрушки, звёздочками из варёной моркови или свёклы. Посуда для еды тоже должна выглядеть эстетично, хотя избыточных игровых элементов лучше избегать.

    2. Жуем и пережевываем!

    Проголодавшись, малыш начинает глотать пищу, забывая жевать. Итогом неправильного кормления неизбежно становится расстройство пищеварения и недомогание. Приучать детей к тщательному пережевыванию пищи лучше всего в игровой форме - с помощью маленьких стишков, приговорок.

    3. Маскируемся!

    Бывает, что переход от баночного питания к взрослому столу затягивается. Ребёнок ни в какую не желает пробовать незнакомые продукты и вообще предпочитает пищу "без комочков". В этом случае, разумно сначала включить в рацион малыша баночные пюре "с 12 месяцев", содержащие крупные кусочки пищи, а затем можно начинать давать самоприготовленные блюда, "замаскировав" их монокомпонентным пюре. Так, макартонные изделия или размятую картошку можно полить сверху морковным или другим овощным пюре, которое нравится ребёнку. Следите только, чтобы продукты сочетались.

    В разделе ‘Ребенок от года до трех лет’ опубликованы интересные и познавательные статьи о воспитании, развитии речи, подготовке к детскому саду и здоровье ребенка от года до трех лет . Читайте, обсуждайте и советуйте. Поверьте, мы старались, не забудьте оценить статью лайком

    Как приучить малыша к горшку? С чего начать? Как приучить ребенка к горшку за 7 дней по Комаровскому. Памперсы – полезное изобретение человечества. Теперь молодая мама избавлена от постоянной стирки грязных пеленок и другой одежды. Вспомним народную поговорку: «Терпение и труд все перетрут». Она очень подходит к нашей теме. Наши …

    09.12.2015

    Что делать с детской скромностью? Стеснительный ребенок 5 лет как ему помочь ответы психолога. Ваш ребенок веселый и ласковый, озорной и артистичный, шустрый и обаятельный. Но… только когда вы с ним наедине. Присутствие посторонних вызывает у крохи панику и слезы. Еще обиднее, когда все лавры в компании достаются другому малышу - …

    09.12.2015

    Несмотря на упорные слухи о глобальном потеплении, зиму в наших краях никто пока не отменял. По опыту последних лет трудно сказать, какой она будет на этот раз - снежной, с дождями, с солнцем или ветром. А у многих и опыта никакого нет. Для самых маленьких это вообще первая (или вторая-третья) в их жизни зима. …

    09.12.2015

    Питьевой йогурт детям. Многие считают, что молока (особенно детям младшего возраста) надо пить как можно больше. Но есть и сомневающиеся, которые говорят, что польза цельного молока сильно преувеличена. Его не все хорошо усваивают, а нужные для организма вещества можно получить и с другими продуктами. Так, например, в стакане коровьего молока …

    09.12.2015

    Наконец-то настали долгожданные деньки, когда теплая весна плавно перетекает в благодатное лето. Родители стараются побольше времени проводить с детьми на улице, излюбленным местом прогулок становится песочница. К гуляющим в парке бабушке с внучкой подбежал симпатичный щенок. Он прыгал вокруг, с охотой бегал за палочкой и даже позволил себя погладить. Девочка хотела …

    09.12.2015

    Грудное вскармливание ребенка. Завершение Как закончить грудное вскармливание для мамы. В последнее время вопрос грудного вскармливания очень широко обсуждается среди молодых мам, врачей-педиатров и другой общественности. Вопросы стимуляции лактации, поддержание уровня грудного молока – об этом можно найти массу информации в СМИ. Грудное вскармливание позволяет ребенку получать все необходимые специфические факторы …

    09.12.2015

    Поведение малыша в год. Этапы развития Поведение ребенка в 3 года воспитание. В развитии ребенка от года до трех лет существуют свои этапы. Однако, развиваясь, ребенок допускает ошибки, начинает развиваться неправильно. Поведение с родителями. Формирование личности. Ребенок до трех лет закладывает основы социализации, формируется полноценная личность, в которой сложно будет …

    09.12.2015

    Питание в год и старше Рацион питания ребёнка в 1 год и 3 месяца. Первый год жизни при самых благоприятных обстоятельствах ребенок питается преимущественно на грудном вскармливании. Если при каких-то обстоятельствах женщина не может или не хочет кормить грудью, то питание ребенка состоит из искусственных смесей. Совершенствуется система пищеварения, ферменты могут …