Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности. Народная музыка в развитии личности детей

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Тюнькова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ дскв №3 «Радуга» , Г.о. Подольск

Одним из пяти, согласно (ФГОС ДО), направлении развития и образования детей, является художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;

Искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление;

Эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных;

Представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы;

Фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

Музыкальные занятия;

Использование музыки в повседневной жизни ДОО;

Праздники и развлечения;

Музыкальное образование в семье;

Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, способствующей музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия, которые в свою очередь делятся на индивидуальные и по подгруппам, а по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные. Независимо от формы организации детей для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка перед собой я ставлю следующие задачи:

  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие воспитанников.
  • Развивать музыкальные способности детей;
  • Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков каждого ребёнка;
  • Воспитывать уважение к культуре своего народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
  • Развивать сенсорные и моторные функции;
  • Формировать потребности в двигательной активности;
  • Прививать любовь к музыке и умение эмоционально реагировать на неё;
  • Развивать творческую самостоятельность детей;

Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учёными доказано, что, ещё находясь в утробе матери ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, петь под неё можно танцевать, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном развитии детей занимает восприятие музыки, дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться голосовой аппарат, слух, ритм. В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие более осознанное, появляется интерес к музыке и мотивация к музыкальной деятельности, т. к. меняется мышление детей от наглядно-действенного к наглядно-образному. Во многом успех музыкального развития зависит от методов, приёмов, используемых педагогом в организации музыкальных занятий.

Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю с психогимнастики, в виде валеологических игр-распевок с элементами самомассажа. Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.

Как пример, игра-распевка: «Доброе утро».

Доброе утро!

Поворот головы вправо.

Улыбнись скорее!

Поворот головы влево.

И сегодня весь день

Будет веселее.

Три хлопка в ладоши.

Мы погладим лобик,

Носик

И Щёчки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,

Медленно поднимают руки вверх.

Как в саду цветочки!

Выполняют «фонарики».

Разогреем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Движения по тексту.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Движения по тексту.

Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

В каждое занятие я включаю музыкальные пальчиковые игры в качестве физкультминуток во время слушания, пения и проведения музыкально-дидактических игр. Игровая форма таких упражнений позволяет незаметно для детей укреплять их здоровье, развивать их внимание и память, формировать образное мышление дошкольников.

Одним из любимых детьми видом деятельности на музыкальных занятиях являются логоритмические упражнения. Опять же игровая форма таких упражнений способствует развитию навыков общения, координации речи с движением, развитию чувства ритма. Выполняя эти упражнения в детях формируется умение перевоплощаться в разные образы, развивается воображение, обогащается словарный запас, развиваются художественно-творческие способности, укрепляется здоровье детей.

В основном в каждое занятие, проводимое мною включены все виды музыкальной деятельности. Конечно, я стараюсь формировать певческие навыки у детей, навыки исполнения танцевальных движений, учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. Ещё раз хочу заметить, что эмоциональное состояние детей и моё собственное для меня – практически главная задача. «Идти к детям только на позитиве» - мой девиз.

Восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. Вместе с детьми мы размышляем о музыке, переживаем, оцениваем, стараемся в разных формах выразить услышанное музыкальное произведение.

Приведу пример, как дети полюбили творчество Петра Ильича Чайковского и запомнили этого великого русского композитора. Перед знакомством с произведением «Сладкая грёза» я объяснила детям, что «грёза» - это светлая мечта, приятное, радостное мечтание. Затем, дети прослушали произведение, узнали о характере и форме его. А уже потом, мы слушали, мечтали под музыку и делились впечатлениями. Какую радость вызывали у меня некоторые так называемые детские «мечты», например, мальчик представил себе, как он дарит маме цветы, девочка – «летала» и любовалась красотой нашей земли, другая девочка представляла себя в красивом лесу. Было много также интересных «грёз», были и обычные мечты об игрушках и новых вещах, хотя, наверное, и это тоже важно. В этом случае я применяла метод пассивного слушания (дети сидели на ковре с закрытыми глазами).

Мы с детьми слушали ещё два других произведения Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Но здесь уже мною был применён метод активного слушания. Я придумала сказку о кукле и её хозяйке, провела пример из реальной жизни: «мамы заботятся о детках, когда они болеют» и т. д. Затем, я предложила желающим детям во время звучания музыки, «пожалеть» кукол. Вначале откликнулись только несколько детей, в основном девочки, остальные стеснялись, зажимались, некоторые мальчики даже несколько возмущались, как же им предлагают жалеть куклу. Пришлось опять говорить с детьми о жизни: «папы тоже могут и должны уметь пожалеть своих деток, если тем более ребёнок болен. Раз за разом армия желающих «пожалеть» увеличилась практически до всей группы. Но самое радостное для меня наступило потом, когда по моему плану у нас не было ничего из репертуара Петра Ильича, дети сами у меня спрашивали: «мы сегодня будем слушать Чайковского»? Спустя некоторое время, дети таким же образом услышали новое произведение «Новая кукла».

Это произведение по характеру совершенно другое – радостное, весёлое. Дети с удовольствием выражают свои эмоции при прослушивании, и стеснения почти совсем уже нет. Далее прибавилось произведение «Марш оловянных солдатиков» - опять же другое по характеру произведение. Здесь мы - «маршируем». Зная уже несколько произведений, дети вполне справляются с задачей сравнения их меду собой. Мне радостно, что ребята эмоционально реагируют на музыку, различают характер, хорошо знают великого русского композитора, и самое главное, проявляют инициативу и желание слушать музыку. Это, конечно, малая часть творчества Петра Ильича, но мы с детьми продолжим знакомство с произведениями Чайковского, и произведениями других композиторов.

Ещё хочу немного сказать о ритмопластике на занятиях. Музыкально-ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребёнок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его мало, хочется, чтобы детки как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально-образное содержание. Для меня самое главное не заставлять детей выполнять те или иные упражнения, а заинтересовать.

Для этого я применяю танцевально-игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где есть ведущий ребёнок, который по правилам выбирает кого-то из детей, далее один ли он, вдвоём или может быть какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, игра «Колпачок»: дети водят хоровод, вокруг выбранного, кстати, считалочкой – что уже вызывает интерес у детей- ведущего, со словами: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» ребёнок выбирает пару, они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по моему плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему – то учатся. Таких игр очень много: «займи место», «игра с бубнами», «весёлый танец» и т. д.

Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей, поэтому на музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей в том числе и на фольклорном материале, так как фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями дети получают первые представления о культуре своего народа. В народных плясках воплощён идеальный образ человека, поэтому движения девочек становятся более нежными, плавными, когда звучит неторопливая лирическая музыка, и наоборот, появляется некоторая стремительность, удаль мальчиков при исполнении движений под весёлые плясовые песни.

Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен, самое главное, что при этом дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то определённых действий и движений. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей. Русскими народными играми мы часто заканчиваем занятия. В таких играх дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём.

Импровизация мелодий детьми тоже является фольклором. Например, мы разыграли игру - спектакль по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» где дети импровизировали, сочиняли собственные мелодии колыбельных песен, старались передать образ во время исполнения. В это же время дети получили нравственный урок, который мы так и назвали «урок послушания».

В фольклорной форме мы проводим праздники: «Масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Троица», «Покров».

(10)

Большим подспорьем в моей работе служит мультимедийная система, с помощью которой раскрываются возможности наглядности. Слушая классические музыкальные произведения, дети имеют возможность любоваться красивыми пейзажами, закреплять знания о временах года и т. д. Современные технологии позволяют педагогу не тратить время на наклеивание, вырезание, искание подходящих теме картинок. Я постоянно пополняю электронную базу наглядного материала для подготовки различных презентаций, используемых мною на занятиях, праздниках, развлечениях. В перспективе ставлю перед собой цель освоить интерактивную доску

Для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта перед возвращением детей из музыкального зала к себе в группу, я применяю различные релаксационные логоритмические упражнения с использованием музыкальных произведений спокойного характера, например, звучит стихотворение, дети выполняют движения по тексту:

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало –

Отдыхать за лесом тёмным село.

Вместе с солнцем мы гуляли,

Вместе с солнцем мы устали.

И легли на коврик спать,

Глазки надо закрывать.

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя!

Мы на спиночке лежим,

Ровно дышим, сладко спим.

Звучит мелодия спокойного характера, дети лежат на ковре на спине, закрыв глаза.

Вот мы глазки открываем,

Ручки кверху поднимаем,

Свои ножки напрягаем.

Все зевнули, потянулись,

Встали, солнцу улыбнулись.

Поглядели мы вокруг –

Видим мы цветущий луг.

Видим мир всегда прекрасным:

Белым, жёлтым, синим, красным,

Удивительным и разным.

(11)

В заключение хочу сказать, что, работая с детьми я понимаю, какие они удивительные и разные, и для меня большая награда и мощный заряд к собственному творческому развитию, когда дети, уходя с занятия посылают мне «воздушный поцелуй» и «обещают ещё прийти».

Спасибо за внимание!


Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Существуют компоненты, специфичные для каждой деятельности. К ним следует отнести способы и средства создания образа. Компоненты определяются спецификой того или иного вида искусства, лежащего в основе художественной деятельности. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное) в той или иной деятельности выступает в качестве приоритетного, другие же могут лишь дополнять его: в музыкальной деятельности ведущим выступает слуховое и слухо-двигательное восприятие.

Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения к изображению, создаваемому по заданию педагога, картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т.д. Для развития воображения используют разнообразные игры: словесные, изобразительные, музыкальные и др.

Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей: в их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского, «Осенняя песенка», слушая произведения П.И.Чайковского «Времена Года». Это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет и т.д.; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оттенки, ритмический рисунок и др.)

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных видах художественно-творческой деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они поднимают одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру.

Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

Л.C. Выготский писал: «... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».

Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.

Индивидуальные проявления музыкальных способностей у одних детей выражены очень ярко (что является, конечно, признаком наличия природных задатков), у других – нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способностей. Дело в том, что проявление музыкальных способностей зависит и от природных задатков, и от воспитания.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство разностороннего, гармоничного развития личности. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.

Список литературы:

  1. Айзенк Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана и др. - М., 2000.
  2. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. – Казань, 1999.
  3. Готсдинер А. Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Дис.... д-ра психол наук. - М., 1989.
  4. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М., 2003.
  6. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие творческих способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург, 2001.
  7. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. – М., 1998.

Роль народной музыки в развитии личности ребенка

Силков Иван Николаевич, концертмейстер ансамбля народной песни «Румяные щёчки» г.Иваново
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни»

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек
Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка. Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы, наличие музыкального слуха, чувства ритма и так далее.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. С каждым днем возрастает интерес к окружающему; появляются новые интересные игры, сначала сюжетные, а потом и ролевые. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим в ансамбле народной песни.
На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа.

Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;
2. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;
3. учет специфики восприятия музыки детьми;
4. Поощрение активности и интереса ребенка к восприятию народной музыки.

Многолетний опыт работы с детьми позволяет достаточно определенно утверждать, что работу по музыкальному воспитанию подрастающего поколения можно и нужно начинать с раннего возраста. Подрастая, дети систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с народной музыкой. Результатом обучения является не только то, насколько правильно и выразительно ребенок исполнил песню или пляску, но и то, в какой степени у ребенка возник интерес к занятиям, полюбил ли он музыку, стал ли стремиться к самостоятельной музыкальной деятельности.
Для достижения цели музыкального воспитания ребенка следует начинать занятия с обучения детей слуховому восприятию музыки. Этот раздел включает в себя знакомство, как с вокальной, так и инструментальной музыкой. Причем, самым увлекательным для детей является слушание русских народных инструментов, как в записи, так и в «живом исполнении».
При прослушивании музыки в исполнении оркестра следует обращать внимание детей на особенности звучания каждого музыкального инструмента. При исполнении вокальных произведений также нужно уделять внимание характеру и содержанию песни. Желательно сравнить звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе музыкального развития педагог может предложить ребенку ассоциативные образы, а с возрастом у обучающегося появится свое видение и чувствование музыкального произведения. При прослушивании музыки обязательно следует использовать иллюстрации из детских книг, репродукций русских художников, заклички, загадки,потешки, прибаутки…
Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают у них желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.
На занятиях важно использовать такой прием как «прослушивание музыки», где целесообразно использовать метод сопоставления: несколько раз дети слушают «живое исполнение» песни или инструментального произведения, а затем воспринимают уже знакомую им музыку в оркестровом звучании, при этом узнавая музыкальные инструменты, особенно солирующие. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания. Этот прием помогает ребенку при каждой новой встрече с произведением, будь то вокальная или инструментальная музыка, испытывать радость, узнавая что-либо новое, ранее не отмечавшееся.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками крайне полезно использовать наглядно-зрительные приемы. Например, в виде театрализованного представления, где используются народные костюмы и другая фольклорная атрибутика. В старшем возрасте чаще следует использовать иллюстрации; таким образом, их представления о картинах природы («На горе-то калина»), шуточные(«Долговязый журавель»),о труде человека («Во кузнице») дополняются средствами изобразительного и музыкального искусства.
Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что слушание народной музыки – это активный вид музыкальной деятельности. Активность выражается во внутренней готовности к ее восприятию, к умению не только слушать, но и слышать. Подобные свойства народной музыки могут быть использованы при воспитании ребенка, формировании его нравственности и мировоззрения.
Особый вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Петь дети любят, охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.
Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов помогает педагог, и часто дети и сами быстро находят им синонимы..
Организуя музыкальное образование и воспитание детей, следует знакомить их с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна.
Например, дети подготовительной группы очень любят песню «У медведя во бору» и исполняют ее с большой выразительностью.
В репертуар младших школьников следует включать песни напевные, задушевные; легкие, подвижные; задорные плясовые.
Весь процесс обучения следует организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. И если использовать игровые приемы и доступный материал, дети будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.
Если работа по обучению детей пению поставлена методически верно, педагог искренне и доходчиво объясняет и показывает изучаемый материал, то дети с удовольствием будут посещать музыкальные занятия, постепенно изучая богатый репертуар народных песен. Они полюбят слушать песни и сами станут их петь во время игр. Народные песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, порой исправляют их произношение и, несомненно, воспитывают в них чувство коллективизма.
Следующим направлением работы музыкального руководителя детского ансамбля народной песни являются музыкальные танцевальные занятия. Дети, как младшего школьного возраста, так и более взрослые очень любят танцевать. Малыши особенно охотно танцуют сами и с удовольствием смотрят на танцы старших детей и взрослых, отражая отдельные движения танцев в своих творческих играх. Живой интерес к танцевальным движениям в народной песне позволяет широко использовать всю палитру выразительных средств для достижения целей эстетического воспитания детей. Обучая воспитанников народным танцам, мы знакомим их с одной из важнейших отраслей народного творчества.
Как уже говорилось выше, народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми младшего и среднего возраста. В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.
По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей, они помогают знакомить обучающихся с обычаями своего народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость. Не менее увлекательными для детского восприятия являются задорные плясовые и весёлые шуточные песни и танцы.
В процессе обучения народным танцам следует знакомить детей с элементарными понятиями о народном искусстве (танец, песня, хоровод, использование народного костюма и народных инструментов, которые использовались в танцевальных произведениях.); В этом случае у детей активнее развивается музыкальность, движения становятся ритмичными, грациозными.
Вместе с тем, использование народных плясок порой представляет для ребёнка некоторые затруднения. Поэтому народный танец нужно так адаптировать, где-то изменить или упростить, чтобы он был доступен младшим школьникам, но при этом не исказить характера и народного колорита. На этом пути необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. танец должен быть невелик по объему;
2. несложный по композиции;
3. построен на понятных и характерных движениях;

Задача музыкального руководителя – сохранить у детей первоначальный живой интерес к пляске, эмоциональность восприятия, желание настойчиво и старательно над ней потрудиться. На занятии необходимо ставить перед детьми конкретные задачи, обращать их внимание на новые детали образа, движения, музыки. Для поддержания и углубления интереса детей к народной пляске следует использовать показ всей группе удачное исполнение движения одним ребенком или несколькими детьми; использовать соревнование групп в выразительном выполнении. Такие показы и проверки следует сопровождать анализом и оценкой детьми исполненных движений пляски, их соответствия музыке, их выразительности и правильности.
В исполнении народных танцев большую роль играет костюм. Необходимо стараться использовать не только элементы, но и, по возможности, народные костюмы в целом. Это и яркие пестрые сарафаны, красные косоворотки, красивые кокошники, различного цвета платки на голову, картузы. На ежедневных занятиях это, конечно, сделать непросто, а порой и невозможно, но на прогонах, генеральных репетициях и, конечно, на выступлениях, делать это нужно непременно!
Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности детей – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Каждая игра должна имеет четкую педагогическую направленность, при помощи которой можно учить ребенка воспринимать музыку и передавать в движение ее содержание и особенности. При этом одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятия, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах. Дети быстро осваивают игру почти на всех народных музыкальных инструментах, так как они в основном являются шумовыми и главная трудность заключается в правильном исполнении ритмического рисунка.
Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх) с элементами фольклора. При проведении развлечений с использованием русской народной музыки и поэтического жанра следует определять следующие задачи:
1. показать детям интересные зрелища;
2. наполнить их впечатлениями, доставить положительные эмоции от увиденного;
3. дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

Игровая деятельность повышает жизненный тонус ребенка, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Большое место в этом занимает народная музыка.
Формы игровой деятельности очень разнообразны: проведение концертов, на которых исполняются песни, игры, стихи, разученные на занятиях; сказки – драматизации, тематические вечера, игровые блоки.
Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, к красоте родной природы, родной речи и напевов.
Очень важно отметить, что результаты музыкального воспитания детей, становление эстетически развитой личности во многом зависят от того, как поставлена задача воспитания в семье. Поэтому следует знакомить родителей с методикой нашей работы, приемами и средствами, способствующими выработке музыкальных навыков. Использовать самые разнообразные формы общения с родителями: беседы, консультации, открытые музыкальные занятия, организация концертов, тематических и календарных праздников.
В завершении, следует сказать, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии народной музыки, обогащают личность, её духовный мир. Ведь музыка украшает жизнь, делает ее более интересной. И в этом, безусловно, большую роль призвана сыграть народная музыка!
ЛИТЕРАТУРА.
1.А.В. Кокуева. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа"
2.С.Ю. Куликова. "Детям о традициях и праздниках русского народа."
3. Ширяева. «Фольклорные праздники» - методическая разработка.
4. Г.Федорова. «Заглянет солнце и в наше оконце» - СПб.: 1997.
5. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.
4. Остроух. «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей».


Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детейВведение

Актуальность. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

сотрудничество педагога и ребенка;

использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Цель исследования – провести анализ особенностей русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка.

2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Малахова Л., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. , Зацепина М.Б. и других.

Глава 1. Фольклор как средство развития ребенка

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используются загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость.

Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.

Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать” .

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях “Лошадка”, “Мишка”, “Зайка”.

Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.детей принимала бабушка, она рассказывала детям русские народные сказки, пела колыбельные...

  • Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-

    Реферат >> Педагогика

    В деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия... М.: Просвещение, 1991. – 248с. Внеклассные формы музыкально -эстетического воспитания детей и юношества / Практ. рекомендации. - Тамбов: ...

  • Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патрио

    Курсовая работа >> Педагогика

    Дошкольная педагогика» Тема: Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста... музыкально -поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической , педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные ...

  • Эстетическое воспитание (4)

    Реферат >> Педагогика

    Наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный... эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных ...

  • Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

    Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад?

    Это можно сделать посредством русской народной музыки: сказок, песен, попевок, потешек, прибауток. Одной из важнейших задач в работе с детьми является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

    Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

    С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

    Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

    В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

    Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

    Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

    Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

    Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

    Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

    • 1. Народная песня.
    • 2. Народная хореография.
    • 3. Народные игры.
    • 4. Народные музыкальные инструменты.

    Рассмотрим некоторые эти аспекты подробнее.

    Народная песня. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

    Заинька - зайка,

    Маленький зайка,

    Деток боишься -

    Зайка трусишка.

    Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

    Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

    Зайка белый

    Куда бегал?

    • - В лес дубовый.
    • - Что там делал?
    • - Я капустку щипал.

    Под березоньку клал,

    И не знаю кто украл.

    Загадка. Загадка -- жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные об разы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как мета фора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок куку рузы становится башней, морковь -- девицей с косой. Подчерки вая эту особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: «Загадка -- ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора».

    Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внима ние слушателя или читателя специально направлено на необходи мость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, ко торая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию по этического образа, развитию художественного мышления и твор чества.

    Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

    Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ре бенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

    Пословицы и поговорки. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

    Обратимся, например, к такому жанру народного творчества, как пословицы. В них, по словам Д.Н. Садовникова, находят отражение «вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина», открывается «полный простор для здравого смысла и критики народа». Вот почему музыкальные мотивы в русских народных пословицах могут многое рассказать об отношении народа к музыке. О чем же говорят такие мотивы? Прежде всего, о признании народом огромной значимости как вокальной, так и инструментальной музыки в жизни людей. Позиции эта отмечается в большом количестве пословиц, Вот некоторые из них. «Русский с горя поет и с радости», «К вечерне в колокол, всю работу в угол».

    При этом музыка» согласно народным представлениям, может передавать чувства, мысли людей, раскрывать их тайные помыслы: «Какая жизнь, такие и песни», «Горькому горькая песенка поется», «Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят», «Гусли - мысли мои, песня - думка моя». Более того, в ней видят чудодейственную силу, способную не только поддержать человека, но даже уберечь его от беды: «Кто поет, того беда не берет».

    Уместно вспомнить в связи с жизнью и таких былинных героев, как Добрыня Никитич, Садко, а также многих: сказочных персонажей, которым мастерство пения и игры на музыкальных инструментах неоднократно помогало в самых различных ситуациях. Причем в образцах народного творчества постоянно подчеркивается обусловленность звучания той или иной музыки конкретными жизненными обстоятельствами. И если по каким-либо причинам между ними происходило рассогласование, то музыка уже, судя по народным воззрениям, не могла выполнить своего предназначения: «Играл в дуду - не скачут, рыдал в пиру - не плачут».

    Приведем, к примеру, несколько пословиц, подтверждающих выдвижение такого рода требований: «Когда пир, тогда и песни», «Красны похороны плачем, свадьба - песнями».

    Сказка. В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

    Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспита ния, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспита ния и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловече ских ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что на до использовать весь арсенал народных средств и факторов воспи тания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими пред ставлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

    Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

    С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

    Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого расска зывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объеди няя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

    У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Под готовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:

    За ступенькою ступенька --

    Станет лесенка,

    Слово к слову ставь складненько --

    Будет песенка.

    А колечко на колечко --

    Станет вязочка.

    Сядь со мною на крылечко,

    Слушай сказочку.

    Сказка, сказка, прибаутка,

    Рассказать ее не шутка,

    Чтобы сказочка сначала,

    Словно реченька, журчала,

    Чтоб к концу ни стар, ни мал

    От нее не задремал.

    Широко используются и нестихотворные присказки вроде:

    “На море, на океане, на острове Буяне

    стоит дерево -- золотые маковки.

    По этому дереву ходит кот-баюн:

    вверх идет:-- песню заводит,

    вниз идет -- сказки сказывает.

    Это еще не сказка, а присказка,

    а сказка вся впереди”.

    При сказка может иметь и такую концовку: «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».

    Потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью.

    Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

    Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеют самостоятельное значение, не связанное с играми. Их назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

    Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    накормить: Травка-муравка со сна поднялась,

    Птица-синица за зерно взялась,

    Зайки - за капусту,

    Мышки - за корку,

    Детки - за молоко.

    Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

    Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

    Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочета ния, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: “Ай, качи-качи-качи! Глянь -- баранки, калачи!..”; “Чики, чики, чикалочки...”; “Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу”.

    Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звуко сочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее вырази тельность, образность.

    Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

    Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние -- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.